Графические диктанты для дошкольников

Графические диктанты в начальной школе

С первоклассниками подобные упражнения используют на уроках русского языка, природоведения, занятиях с логопедом, в группе продлённого дня. Методика «Графический диктант» здесь несколько иная. Используются тетради в стандартную клетку, темы и содержание рисунков усложняются.

Помимо собственно рисования, учителя проводят беседы по содержанию диктанта. Педагоги расширяют математические знания школьников (часть, целое, площади фигур), формируют природоведческие представления (о повадках, образе жизни нарисованного зверька)

У детей продолжают развиваться внимание, мышление, воображение, связная речь (видение в схематическом изображении предмета, составление сказки, рассказа по рисунку, рассуждения на заданные темы и т. д.). Перечисленные знания, умения и способности помогают успешно учиться по всем предметам школьной программы

Перечисленные знания, умения и способности помогают успешно учиться по всем предметам школьной программы.

Графические рисунки для детей 5-6 лет

На этапе подготовки к занятиям необходимо объяснить детям смысл задания и показать, как рисовать по клеточкам. Дошкольникам уже знакомы геометрические формы и основные цвета, а так же их оттенки.

Занятие рекомендуется провести в игровой форме, так дети лучше усваивают важную информацию. В случае неудачи ребенка необходимо подбодрить и немного помочь ему в выполнении работы.

Простые графические диктанты для дошкольников

Если ваш ребенок сталкивается с графическим диктантом впервые, перед занятием необходимо пройти с ним обучение и дать для начала более легкие упражнения

Обратите его внимание на руку, которой он пишет или ест, она называется правая, а другая рука называется левой. Соответственно, есть левая сторона и правая. Объясните, что такое низ, а что верх, если ребенок еще этого не знает

Далее, необходим показать образец рисунка и попросить повторить его по клеточкам. Взрослый диктует — сколько клеточек и в каком направлении двигаться

Объясните, что такое низ, а что верх, если ребенок еще этого не знает. Далее, необходим показать образец рисунка и попросить повторить его по клеточкам. Взрослый диктует — сколько клеточек и в каком направлении двигаться.

Так как, восприятие идет на слух, говорить нужно громко и четко. Когда рисунок будет готов, проверьте, на сколько рисунок совпадает с заданием. Для удобства можно поставить точку, от которой необходимо начать рисунок.

Змейка

Собачка

Робот

Цветок

Кораблик

Слоник

Уточка

Кофейник

Лопата

Груша

Графический диктант животные для дошкольников

Все животные имеют интерпретацию схематичную — с тем, что получилось в итоге и, как оно выглядит в реальности

Важно соблюдать последовательность — не перепрыгивать через клетки

Кенгуру

Медведь

Петух

Заяц

Собака

Лев

Олень

Бегемот

Кошка

Слон

Графическое изображение «Слоник»

  1. Отметить начальную точку в верхнем левом углу.
  2. От нее отсчитать вправо 4 клетки, затем на 1 спуститься вниз и вправо пройти еще 5.
  3. После этого на 8 шагов вниз, влево 3, вверх 3,влево 1, 3 шага вниз и 3 клеточки влево.
  4. Затем 4 шага вверх, 1 клеточку влево, 2 шага вниз, 1 шаг влево, 1 клетку вниз и снова на 1 влево.
  5. Остается нарисовать хобот. Для этого отсчитывают 2 клетки вверх, 1 шаг направо и 6 вверх.

Графическое изображение «Золотой ключик»

  1. От начальной точки надо пройти вправо на 8 клеток.
  2. Затем выполняют 2 шага вверх, вправо 4, вниз 5, влево 4, вверх 2.
  3. После этого отсчитывают влево 4 клетки, затем спускаются на 4 вниз.
  4. Затем проходят влево 1, 1 шаг вверх, влево 1, спускаются на 1, шаг влево.
  5. В завершение вверх 3 клетки, шаг на 1 влево, на 1 клетку вверх.

Математический диктант для дошкольников 4 лет

В этом возрасте первые задания должны быть легкими. Сначала с малышом можно выполнять задание одновременно, чтобы показать как нужно двигаться. На этом этапе подойдут геометрические фигуры не сложных форм — квадрат, прямоугольник, простой узор. Научиться двигаться по диагонали помогут фигуры — трапеция, треугольник, ромб.

Узор №1

Узор №2

Узор №3

Птица

Крокодил

Елка

Рыба

Лист

Утка

Математический диктант для дошкольников 5 6 лет

Начиная с 5-ти лет можно давать детям задания без зрительного образа под диктовку. Для удобства ребенка, поставьте на листе точку, от которой будет начинаться рисунок.

Чтобы ослик получился, необходимо сначала отступить слева 32 клеточки, а сверху — 2. В этом месте поставить точку и начинать.

Чтобы получилась кенгуру, нужно отступить слева 2 клеточки, сверху -5 и поставить точку.

Математический диктант для дошкольников 6 7 лет

В этом возрасте ребенок способен справиться с более сложными заданиями.Схему движения по клеточкам можно не показывать, а произносить вслух последовательность.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9 

Вариант 10

Графический диктант для дошкольников по клеточкам

В этом случае уместны два подхода. Первый – малышу выдаётся листок с условными обозначениями и начальной точкой. Второй – воспитатель диктует ребятам, какие линии нужно проводить в конкретный момент.

Диктанты служат отличным средством для развития почерка, рисования и начертания цифр. Разумеется, на начальных этапах подготовки малышам следует подбирать несложные варианты. По мере приближения к школьному возрасту приветствуются оригинальные задания.

Легкий рисунок домика для подготовительной группы

Подобная композиция укладывается в квадрат размером 11×11 клеток типичного листа тетради. За начальную точку принимается левый «косяк» крыши.

Поэтапный порядок действий таков:

  1. Левый скат крыши делается как «лестница»: 1 клетка вправо, 1 вверх. Эти же действия выполняются ещё 3 раза подряд.
  2. Далее рисуется центральная часть с правым скатом: 2 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо.
  3. Следующий фрагмент – это «труба»: 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 4 вниз, 1 влево.
  4. Для правой стены дома достаточно провести вертикальную линию в 6 клеток, идущую вниз.
  5. Пол с дверным «проёмом»: 3 клетки влево, 3 вверх, 2 влево, 3 вниз, и ещё 3 влево.
  6. После рисования левой стены домика можно возвращаться к начальной точке. Достаточно провести 6 клеток вверх, 1 влево и 1 вверх.

Изображение кораблика: схема для детей 4 лет

Графические диктанты по клеточкам способны охватить любую тему. Дети могут нарисовать не только забавных зверей, но и небольшие корабли.

За начало берётся верхушка мачты, а дальнейшие действия таковы:

  1. Провести «флажок с парусом»: 2 клетки вправо, далее по одной вниз, влево, вниз, вправо (последние два шага повторить дважды). Далее – 2 вниз, 2 влево и 1 вниз.
  2. «Корма» делается симметричной: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз (последние 2 шага затем повторяются один раз).
  3. За дно принимается линия в 5 клеток, идущих влево.
  4. Левая сторона кормы рисуется аналогично правой, но горизонтальные действия меняются.
  5. Закончить рисунок с помощью вертикальной линии, идущей на 8 клеток вверх.

Простой рисунок ключика для малышей 5-6 лет

Следующая картинка начинается от края «инструмента».

Алгоритм работы:

  1. Провести горизонтальную линию в 7 клеток, направленную вправо.
  2. Сделать «кольцо» ключика: 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх.
  3. Последняя часть – зубчики: 3 клетки влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх.

Графические диктанты по клеточкам

Графические диктанты по клеточкам для 1 класса помогут педагогу расположить детей к учебному процессу и предотвратить такие распространенные трудности, как неусидчивость, рассеянность и неразвитость орфографической зоркости.

Занимательные диктанты помогут развить в школьнике внимательность, воображение.

Задание преподносится учителем в нескольких вариантах:

  • повтор рисунка по исходной картинке;
  • воспроизведение изображения под диктовку педагога с соблюдением всей последовательности.

Последний вариант широко используется для школьников, которые уже перешли в 3 класс. Это тот возраст, когда должно быть хорошо развито пространственное мышление.

Педагогу или родителю важно уметь расположить ребенка к обучению в игровой форме. Школьник должен понимать, что такое задание – это не экзамен для него, а просто игра

В образовательной программе графические диктанты способствуют тому, что ребенок сможет овладеть элементарными навыками, которые помогут ему при решении более сложных задач в процессе обучения грамоте и счету

В образовательной программе графические диктанты способствуют тому, что ребенок сможет овладеть элементарными навыками, которые помогут ему при решении более сложных задач в процессе обучения грамоте и счету.

Нельзя ругать ребенка. Если что-то не выходит, просто помогите ему и подскажите, какие знания помогут ему справиться с задачей. В ином случае, ученик может просто потерять интерес, что впоследствии приведет к неправильному восприятию образовательного процесса в целом.

Презентация на тему: » «Графические диктанты» ( рисование по клеточкам).» — Транскрипт:

1

«Графические диктанты» ( рисование по клеточкам)

2

Рисование по клеточкам- очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев, координации движений, усидчивости.

3

Графические диктанты с успехом могут применяться для детей разного возраста.

4

Графические диктанты хорошо помогают развивать у детей орфографическую зоркость, неусидчивость и рассеянность.

5

Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость

6

Выполняя задания в графических диктантах ребенок учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов.

7

Как работать с графическими диктантами:

8

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1.Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно так же. 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений( влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.

9

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет словарный запас.

10

Задания подобраны «от простого к сложному».

11

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.

13

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого..

14

Важно помнить, что занятие для ребенка -не экзамен, а всего лишь игра

15

Необходимо помогать ребенку, следить за тем, чтобы он не ошибался. Ведь результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

16

Моя задача- помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками.

17

Нельзя ругать ребенка. Если у ребенка что-то не получается, нужно просто объяснить, как надо делать правильно

Важно чаще хвалить ребенка и никогда ни с кем не сравнивать

18

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать минут, но если ребенок увлекся не стоит его останавливать и прерывать занятие.

19

Важно обратить внимание на посадку ребенка во время выполнения задания, на то, как он держит карандаш. Если не правильно нужно показать

20

20

20

Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать!!!

22

Если ребенок плохо считает необходимо помогать ему отсчитывать клетки в тетради.

23

После этого начинаем работу в тетради и в ней ищем левый- правый края, вер- низ. Кто плохо помнит подписываем : лево- буква «л»; право- буква «п».

25

Когда ребенок нарисует смотрим, что получилось. И радуемся результатом.

26

После работы говорим с детьми, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематическое изображение. Графический диктант- это схематическое изображение предмета.

27

Говорим с детьми о том, что каждое животное ил предмет имеет свои отличительные особенности, по которым мы можем его узнать. После того, как нарисовали зайца, спрашивала, какие отличительные особенности у этого животного.

28

Наши достижения:

29

Первые работы Ситниковой Наташи

30

«Слоник и домик» Ситниковой Наташи

31

«Зайка и машина» Ситниковой Наташи

32

Работы Чипчагова Сергея Пробный рисунок «ЧЕЛОВЕЧКА» «Человечек»

33

Работы Чипчагова Сергея «Гусеница» «Птичка»

34

Пробные работы Норкина Жени «Человечек»

35

«Собачка» Норкина Жени

36

Работы Норкина Жени «Слоник» «Ключик»

37

Работы Макарова Миши «Плюсик» «Флажок»

38

«Ключик» Храпина Витали

39

РАБОТЫ Животягиной Наташи

40

Работы Животягиной Наташи «Слоник» «Чебурашка»

41

«Пробный узор» Речкаловой Наташи

42

Работы Речкаловой Наташи «Чебурашка»«Домик»

43

«Зайчики» Овчинникова Сергея

44

«Собачка» Барановой Яны

45

Работы Осинцевой Лены

46

«Домик и кораблик» Осинцевой Лены

47

Работы Черняева Славы

48

Рисование по клеткам формирует ловкость руки и твердость глаза, развивает такие навыки, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторную координацию. А все это — отличная подготовка руки к письму.

49

Рисование по клеткам способствует навыкам счета (необходимо сосчитать число клеток прежде, чем провести линию); закреплению понятий ВВЕРХ, ВНИЗ, СВЕРХУ ВНИЗ, СЛЕВА НАПРАВО и т.п.

50

Спасибо за внимание!

Сложные диктанты по клеточкам для дошкольников

Итак, простые диктанты пройдены. Пришло время переходить к более сложным диктантам. Их великое множество, мы предлагаем вам самые лучшие и интересные.

Вертолет

Отступите 11 клеток вправо и 7 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.

6 клеток влево, 1 клетка вверх, 6 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 6 клеток вправо, 2 клетки по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 3 клетки по диагонали влево вниз, 6 клеток влево, 3 клетки по диагонали влево вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 9 клеток влево, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки по диагонали влево вверх, 2 клетки вверх, 3 клетки по диагонали вправо вверх, 4 клетки вправо, 3 клетки вверх.

Вертолет

Петух

Отступите 6 клеток вправо и 8 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.

2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 6 клеток вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вверх.

Петух

Снежинка

Отступите 15 клеток вправо и 11 клеток вниз, затем приступайте к диктанту.

1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо.

Снежинка

Учимся писать цифры: скачать и распечатать прописи

Представляем вашему вниманию трафареты с прописями цифр, которые помогут вам и вашему ребенку легко усвоить материал. Первое время нужно больше обводить цифры по точкам, потом переходите уже на использование только основных обозначений

И важное требование – занимайтесь с ребенком регулярно! Старайтесь задания выполнять в игровой форме или проводите ассоциации с цифрами. Например, четверка – это перевернутый стул, а вот семерка похожа на косу (только не девичью). Потренируйся писать цифру 1

Потренируйся писать цифру 1


Напиши цифру 2 Потренируйся писать цифру 3


А теперь попробуй цифру 4 Вот так пиши цифру 5


А теперь напиши цифру 6


Потренируйся писать цифру 7


Напиши цифру 8


Потренируйся писать цифру 9 Напиши ноль, а после соедини его с цифрой 1

Методика

Графические диктанты для дошкольников проводятся в несколько этапов. Первый этап – подготовительный. Взрослый вызывает у ребёнка интерес к предстоящей работе, настраивает на выполнение задания

Привлечь внимание малыша помогают стихи, загадки, скороговорки, рассказы об изображаемом объекте. Можно выполнить пальчиковую гимнастику, спеть песенку, изобразить животное или неодушевлённый предмет при помощи мимики и жестов

Взрослый показывает ребёнку, как правильно держать карандаш (зажать между фалангами указательного и среднего пальцев, придерживать большим), уточняет, где на листе бумаги верх, низ, право, лево

Взрослый показывает ребёнку, как правильно держать карандаш (зажать между фалангами указательного и среднего пальцев, придерживать большим), уточняет, где на листе бумаги верх, низ, право, лево.

Второй этап методики – непосредственно выполнение работы. В зависимости от варианта задания, малыш копирует рисунок по образцу, слушает указания взрослого или ориентируется на условные знаки. Во время копирования педагог или родитель предлагает ребёнку сначала посчитать количество клеток и определить направление отрезка на образце, затем нарисовать то же самое в тетради.

Если планируется диктант на слух, то, прежде чем выполнять упражнение, нужно помочь ребёнку отсчитать правильное количество клеток перед постановкой первой точки и попросить поместить грифель карандаша именно в эту точку. Дальнейшие указания должны быть предельно чёткими. Например, графический диктант «Ракета»:

  • три клетки сверху, семь слева, точка;
  • одна клетка вправо, одна вниз, точка;
  • четыре клетки вниз, точка;
  • одна клетка вправо, одна вниз, точка;
  • одна клетка вниз, точка;
  • одна клетка вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вверх, точка;
  • две клетки влево, точка;
  • одна клетка вниз, одна влево, точка;
  • одна клетка вверх, точка;
  • одна клетка вверх, одна вправо, точка;
  • четыре клетки вверх, точка;
  • нарисуй ракету по точкам и раскрась её.

После выполнения работы можно предложить ребёнку раскрасить полученную картинку.

Наиболее сложный вариант – графический диктант по символам. Будущий школьник изучает условные знаки и выполняет задание сам. Взрослый помогает лишь с постановкой первой точки. Независимо от варианта задания, графический диктант по клеточкам выполняется без отрыва карандаша от бумаги.

Во время диктанта необходимо контролировать ребёнка, помогать малышу. На первых порах рекомендуется следить за выполнением каждого шага.

Участие в занятиях должно быть добровольным. Детям нравится писать графические диктанты для дошкольников, так что, если ребёнок не хочет заниматься, тому есть объективные причины. Может быть, малыш устал, или его интересует что-то другое. Дайте ребёнку отдохнуть и не отвлекайте от занятий. Спустя какое-то время он будет готов к переключению внимания.

В детском саду воспитатели пытаются заинтересовать детей при помощи сюрпризных моментов (картинку с диктантом приносит в мешке лисичка), игры (зайчик просит детей нарисовать его портрет), проблемной ситуации (кукла Катя хочет заказать картину, а художник уехал в командировку) и т. д.

Методика

Графические диктанты для дошкольников проводятся в несколько этапов. Первый этап – подготовительный. Взрослый вызывает у ребёнка интерес к предстоящей работе, настраивает на выполнение задания

Привлечь внимание малыша помогают стихи, загадки, скороговорки, рассказы об изображаемом объекте. Можно выполнить пальчиковую гимнастику, спеть песенку, изобразить животное или неодушевлённый предмет при помощи мимики и жестов. Взрослый показывает ребёнку, как правильно держать карандаш (зажать между фалангами указательного и среднего пальцев, придерживать большим), уточняет, где на листе бумаги верх, низ, право, лево

Взрослый показывает ребёнку, как правильно держать карандаш (зажать между фалангами указательного и среднего пальцев, придерживать большим), уточняет, где на листе бумаги верх, низ, право, лево.

Второй этап методики – непосредственно выполнение работы. В зависимости от варианта задания, малыш копирует рисунок по образцу, слушает указания взрослого или ориентируется на условные знаки. Во время копирования педагог или родитель предлагает ребёнку сначала посчитать количество клеток и определить направление отрезка на образце, затем нарисовать то же самое в тетради.

Если планируется диктант на слух, то, прежде чем выполнять упражнение, нужно помочь ребёнку отсчитать правильное количество клеток перед постановкой первой точки и попросить поместить грифель карандаша именно в эту точку. Дальнейшие указания должны быть предельно чёткими. Например, графический диктант «Ракета»:

  • три клетки сверху, семь слева, точка;
  • одна клетка вправо, одна вниз, точка;
  • четыре клетки вниз, точка;
  • одна клетка вправо, одна вниз, точка;
  • одна клетка вниз, точка;
  • одна клетка вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вниз, точка;
  • одна клетка влево, одна вверх, точка;
  • две клетки влево, точка;
  • одна клетка вниз, одна влево, точка;
  • одна клетка вверх, точка;
  • одна клетка вверх, одна вправо, точка;
  • четыре клетки вверх, точка;
  • нарисуй ракету по точкам и раскрась её.

После выполнения работы можно предложить ребёнку раскрасить полученную картинку.

Наиболее сложный вариант – графический диктант по символам. Будущий школьник изучает условные знаки и выполняет задание сам. Взрослый помогает лишь с постановкой первой точки. Независимо от варианта задания, графический диктант по клеточкам выполняется без отрыва карандаша от бумаги.

Во время диктанта необходимо контролировать ребёнка, помогать малышу. На первых порах рекомендуется следить за выполнением каждого шага.

Участие в занятиях должно быть добровольным. Детям нравится писать графические диктанты для дошкольников, так что, если ребёнок не хочет заниматься, тому есть объективные причины. Может быть, малыш устал, или его интересует что-то другое. Дайте ребёнку отдохнуть и не отвлекайте от занятий. Спустя какое-то время он будет готов к переключению внимания.

В детском саду воспитатели пытаются заинтересовать детей при помощи сюрпризных моментов (картинку с диктантом приносит в мешке лисичка), игры (зайчик просит детей нарисовать его портрет), проблемной ситуации (кукла Катя хочет заказать картину, а художник уехал в командировку) и т. д.

Польза графических диктантов по клеточкам для дошкольников

Эта полезная методика позволяет диагностировать уровень подготовки дошкольника 6-7 лет к обучению в школе. Применять ее можно как на дидактических занятиях в детском саду, так и в домашних условиях. Обычно в детском саду воспитатели работают с материалами К.В. Шевелевой, О.А. Холодимой и Д.Б.Элькониной. С помощью этих занятий дошколята приобретают следующие умения и навыки:

внимание;
усидчивость;
память;
координация движений;
моторика;
воображение;
ориентирование в пространстве.

Помимо этого у ребенка повышается самооценка. Он прилагает усилия и видит результат, который его радует. Он понимает, что необходимо учиться воспринимать информацию на слух. Старается выполнять работу четко и не отвлекаться, ведь всего-лишь одна ошибка может испортить картинку.

Расширяется кругозор ребенка. Ведь картинки подбираются на самые разные темы

Важно, чтобы все это было знакомо и легко понятно малышу. Но со временем можно выбирать изображения предметов или животных, которые незнакомы или практически незнакомы дошкольникам

После того, как дети нарисуют на бумаге изображение животного, можно побольше про него рассказать: где оно обитает, чем питается.

Так как воспитатель постоянно называет количество клеток для рисования линии, дети хорошо адаптируются к работе с числами. А привычка ориентироваться в незнакомом пространстве пригодится при переходе в школу, где будет новый коллектив, новые учителя и новое помещение.

Развивается способность уверенно держать в руках ручку или карандаш, работать с ними. Это отличная подготовительная база к письму в школе.

Польза графических диктантов по клеточкам для дошкольников

Эта полезная методика позволяет диагностировать уровень подготовки дошкольника 6-7 лет к обучению в школе. Применять ее можно как на дидактических занятиях в детском саду, так и в домашних условиях. Обычно в детском саду воспитатели работают с материалами К.В. Шевелевой, О.А. Холодимой и Д.Б.Элькониной. С помощью этих занятий дошколята приобретают следующие умения и навыки:

внимание;
усидчивость;
память;
координация движений;
моторика;
воображение;
ориентирование в пространстве.

Помимо этого у ребенка повышается самооценка. Он прилагает усилия и видит результат, который его радует. Он понимает, что необходимо учиться воспринимать информацию на слух. Старается выполнять работу четко и не отвлекаться, ведь всего-лишь одна ошибка может испортить картинку.

Расширяется кругозор ребенка. Ведь картинки подбираются на самые разные темы

Важно, чтобы все это было знакомо и легко понятно малышу. Но со временем можно выбирать изображения предметов или животных, которые незнакомы или практически незнакомы дошкольникам. После того, как дети нарисуют на бумаге изображение животного, можно побольше про него рассказать: где оно обитает, чем питается

После того, как дети нарисуют на бумаге изображение животного, можно побольше про него рассказать: где оно обитает, чем питается.

Так как воспитатель постоянно называет количество клеток для рисования линии, дети хорошо адаптируются к работе с числами. А привычка ориентироваться в незнакомом пространстве пригодится при переходе в школу, где будет новый коллектив, новые учителя и новое помещение.

Развивается способность уверенно держать в руках ручку или карандаш, работать с ними. Это отличная подготовительная база к письму в школе.

Что такое графический диктант

Для подготовки ребенка к школе широко используют графические диктанты. Они развивают и без того богатую детскую фантазию в игровой форме. Именно процесс игры заложен в процесс подготовки ребенка к новому, для него, жизненному этапу – школе.

Графический диктант – развивает воображение, стимулирует ребенка видеть в угловатых формах, фигуры и предметы повседневной жизни, помогает ориентироваться в пространстве.

Важно донести до ребенка информацию о том, что отвлекаться во время написания диктанта нельзя, иначе задуманная автором картинка может не получиться и тем самым расстроит ребенка. Не важно какие способности в рисовании имеет ребенок, ему нужно лишь быть внимательным и четко следовать указаниям учителя или инструкции

Простые образы животных, домов, транспорта и других предметов знакомы каждому ребенку с самого детства, поэтому каждый дошкольник легко справится с графическим диктантом. Однако не следует забывать, что в столь раннем возрасте ребенку порой очень сложно долго и усидчиво заниматься одним и тем же занятием, поэтому графический диктант должен быть не сильно длинным, что бы ребенок не успел утомиться.

Плюсы и минусы методики развития для детей

Математический диктант по клеточкам, как и другие методики развития детей, имеет не только ряд существенных преимуществ, но и недостатки. Изучение минусов таких занятий поможет своевременно предотвратить потерю интереса у ребенка к учебе, а также минимизирует негативное влияние графического обучения на его здоровье.

Среди очевидных преимуществ математических диктантов по клеткам отмечают:

Тренировка мелкой моторики рук ребенка. Развитая моторика способствует правильному физическому развитию подрастающего человека, расширению словарного запаса, а также более быстрому приобретению навыков бытовой жизни, например, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и так далее.
Обучение ребенка навыку концентрирования внимания на одном конкретном задании

В силу возрастных особенностей психики детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно сосредотачивать внимание на чем-то одном. Это мешает им не только качественно справляться с заданиями при обучении, но и перегружает нервную систему, находящуюся еще только на стадии формирования.
Задействование связи фонетического восприятия информации (на слух) с визуальным или графическим. Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения

Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.

Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения. Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.

К недостаткам рассматриваемой методики обучения относят:

  • Риск перенапряжения глазных мышц. При регулярной перетренированности мускулы зрительных органов истончаются, из-за чего острота зрения резко снижается. Учитывая то, что ребенок не способен своевременно сообщить родителям об ухудшении в состоянии здоровья, проблемы с глазами зачастую диагностируются слишком поздно, когда восстановить зрение уже можно только с помощью медикаментов или хирургического вмешательства.
  • Риск перегрузить нервную систему детей, не умеющих справляться с трудностями. Во время первых 2-3 математических диктантов ученики только будут знакомиться со спецификой заданий, допуская при этом большое количество ошибок. Осознавая, что результат их труда не соответствует ожиданиям, дети могут разозлиться и отказаться выполнять подобные задания в дальнейшем. Такое поведение наиболее характерно для маленьких людей – перфекционистов или тех, кто в конкретный период переживает возрастной кризис.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий