Готовимся к школе: что должен знать ребёнок, который идёт в 1 класс

Аспекты развития ребёнка: на что обратить внимание

Педагоги IQши выделяют четыре основные стороны развития будущего первоклассника:

  • физическое развитие (включая речевую готовность);

  • бытовую готовность;

  • психологическую готовность;

  • интеллектуальное развитие. 

Физическое развитие

Перед поступлением в школу ребёнку нужно пройти медицинскую комиссию. По её результатам станет ясно, к какой группе здоровья отнести будущего первоклашку, и готов ли его организм к продолжительным урокам. Медицинская комиссия включает в себя осмотры профильных специалистов и анализы. Все обследования проводятся в ближайшей детской поликлинике.

Медицинское заключение – это обязательный документ для поступления в начальную школу. Без него ребёнка не смогут зачислить в первый класс. 

Отдельно стоит упомянуть речевую готовность ребёнка. Что она в себя включает?

  • Будущий первоклашка должен уметь чётко произносить звуки, иначе говоря, его речь должна быть понятной.

  • Он должен не только произносить, но и сам верно различать речь других людей.

  • Ребёнок должен уметь говорить целыми предложениями.

Если вы заметили проблемы с речью, рекомендуем сразу обратиться к логопеду. Вместе с занятиями у специалиста вы также можете развивать речь и самостоятельно: учите ребёнка рассказывать истории, сочинять сказки, говорить подробно о своих эмоциях и чувствах. Чаще просто беседуйте с детьми: о том, как прошёл день, что нового было в детском саду и т.д.

Психологическая готовность 

Она включает в себя:

  • интерес к учёбе и получению новых знаний,

  • способность будущего первоклассника себя организовать и выполнять требования учителя,

  • желание и умение общаться с незнакомыми людьми,

  • способность справляться с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Подробнее о психологической готовности ребёнка к школе вы можете познакомиться в нашей статье “Психологическая готовность к школе” 

Бытовая готовность

Это способности ребёнка к самообслуживанию и набор знаний, которыми он пользуется в повседневной жизни.

Как зовут родителей и братьев-сестёр, где проживает ребенок, что нужно делать утром или перед сном, что можно есть, а что нельзя, как перейти дорогу и прочее. Дети по своей природе любознательны,  будьте терпеливыми и отвечайте на бесконечные “почему”, тогда проблемы с бытовой готовностью  обойдут вас стороной.

Интеллектуальная готовность

Это сторона развития беспокоит родителей больше остальных, хотя именно она чаще бывает условной и неоднозначной, потому что будущий первоклассник может волноваться перед незнакомыми людьми и дать неверные ответы.

Интеллектуальная готовность – это сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления. Тесты на интеллектуальные способности определяют развитие логики будущего первоклашки, способности выражать свои мысли, быть внимательным, легко запоминать факты и события. 

Педагог наблюдает, умеет ли ребёнок выделять главное и второстепенное, может ли решить простую задачку, знает ли буквы, умеет ли читать. Напомним, результаты тестов на интеллектуальные способности не являются приоритетными, мнение о готовности будущего первоклассника к школе принимается на основании всесторонних тестов развития ребёнка. 

О. Наумова НЕЙРОДОРОЖКИ Рисуем двумя руками

Одновременные движения обеих рук активируют работу мозга. Создаются новые нейронные связи, повышается умственная активность и работоспособность. Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.

В книге вы найдете:

  • 50 нейродорожек различного уровня сложности;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Результат занятий:

  • повышение умственной работоспособности;
  • развитие внимания;
  • снижение утомляемости;
  • повышение усвояемости учебного материала;
  • улучшение успеваемости;
  • развитие мелкой моторики;
  • снижение уровня тревожности;
  • развитие межполушарных связей;
  • возможность ускорить процесс коррекции дисграфии, дислексии, развития речи.

Рекомендуемый возраст 4+

А также полезно научиться аккуратно раскрашивать. Предлагаю детям еще одно полезное упражнение. Рисуя и раскрашивая узоры в круге, ребенок не только успокаивается, но и развивает свои творческие способности

У него улучшаются внимание и память, умение сравнивать и наблюдать, он привыкает к аккуратности и усидчивости в работе, учится образно мыслить

Этап 1. Морально подготовьтесь, когда ребёнок идёт в первый класс

Для ребёнка первый класс — это начало многолетнего пути и большая ответственность

Самое важное — влиться в коллектив и привыкнуть к незнакомой обстановке. Ребёнку предстоит заводить отношения как с ровесниками, так и со взрослыми учителями

Чтобы он знал, чего ожидать, рассказывайте о своём школьном опыте, просите делиться впечатлениями и обязательно прислушивайтесь. Как ни крути, стресс обязательно будет сопутствовать первым месяцам обучения, готовьтесь быть максимально заботливыми и понимающими. 

Ещё одна важная задача для первоклассника: научиться учиться. Этот навык является базовым и пригодится ему и во взрослой жизни. Не требуйте от ребёнка отличных оценок. Сейчас ему важнее понять, как схватывать материал и отвечать на уроках. Вам необходимо помочь закрепить за учёбой положительные эмоции. Хвалите за достижения, мягко указывайте на недостатки и, если нужно, помогайте с домашней работой. Поощряйте склонности к каким-то предметам и помогите ребёнку с новыми увлечениями — самое время подыскать увлекательный кружок. 

Как оценивают готовность к школе?

С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.

Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограниченны.

Собеседование влияет и на то, в какой класс ребёнок попадёт. Обычно их разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные

От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребёнок попал в сильную среду. Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей

Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.

Анна Давидович
Специалист в области детской нейропсихологии и эксперт развивающей платформы LoенgicLike
Начните с того, что снизьте ценность всех вступительных мероприятий для себя, взрослого. Ребёнок «считывает» все наши сигналы, в том числе, и язык нашего тела, он чувствует наше напряжение и тревогу. Если вы упрощаете ценность происходящего для себя, то и для ребёнка это будет не так тревожно

Ни в коем случае не стоит говорить: «Это очень важно, чтобы ты хорошо отвечал», «Если не ответишь, тебя не возьмут в школу», «Всё теперь зависит от тебя» и т.д. Такого рода формулировки могут вызвать сильную тревогу, вплоть до паники, когда ребёнок вообще ничего из себя не сможет «выдавить»

Вот ещё несколько рекомендаций:

  • Обязательно «проиграйте» с ребёнком ситуацию собеседования, в легкой, расслабленной, шуточной форме.
  • Пусть и ребёнок обязательно побудет тем, кто собеседует. Дайте понять, что ошибиться не страшно.
  • Также сами ошибайтесь во время разыгрывания сценок, демонстрируйте позитивную стратегию поведения, когда ребёнок укажет вам на ошибку: «Спасибо, теперь я точно это запомню».
  • Пробегитесь с ребёнком по предполагаемым вопросам во время прогулки или совместной игры, между делом.
  • Не заучивайте ответы, просто периодически возвращайтесь к тем вопросам, которые вызывают трудности.
  • Эти простые советы помогут ребёнку лучше запомнить информацию и воспроизвести ее, когда будет необходимо.

Вне зависимости от результата собеседования похвалите ребенка, поощрите его игрой, походом в парк, совместной прогулкой. Посыл такой: «Ты такой молодец, что сходил туда! Супер! Давай теперь повеселимся вместе как следует».

Уровень физического развития

Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.

Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.

Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:

  • прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
  • закаливающие процедуры;
  • посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.

Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.

Подготовка первоклассников к школе: основные критерии

Для определения уровня готовности ребенка к школе используются следующие показатели:

Нормальное физическое развитие

К нему относится не только мускулатура, но и координация движений. Ребенок обязан уметь выполнять мелкие и точные процессы. Его руки должны согласовывать действия с глазами. От этого зависит способность писать и рисовать.

Желание учиться

Стремление к обучению ‒ это самый важный момент в период подготовки первоклассников к школе

Важно, чтобы ребенок серьезно относился к своей будущей социальной роли и старался получить максимальное количество знаний. В старшем возрасте это желание заложить будет практически невозможно

Управление поведением

Поначалу этот критерий будет для первоклассника наиболее сложным. От ребенка потребуется подавлять свою двигательную активность, выдерживать школьный режим и уметь организовать себя на уроке. Однако, уже в первые недели, большинство детей привыкают к такому ритму жизни.

Приемы умственной деятельности

Сюда относится уровень развития познавательных способностей ребенка. Он должен уметь наблюдать за людьми, явлениями и предметами, выделять их свойства, стороны и параметры. Владение логическими операциями поможет быстро и надолго запоминать разнообразную учебную информацию.

Проявление самостоятельности

Первоклассник должен уметь искать различные варианты решения несложных задач без помощи взрослых. Существенную роль в этом играет его стремление изучить что-то новое, удивительное и непознанное. Любознательные дети более инициативны и самодостаточны.

Пространственная ориентация

Под этим подразумевается не только знание окружающей обстановки или местности. Ориентация относится в целом к пространству и времени. Будущий школьник должен понимать, где необходимо писать в тетради, какое сейчас время года, который час, уметь применять глазомер для измерения предметов.

Отношение к сверстникам и взрослым

Ребенку необходимо уметь работать в коллективе. Это означает не только высказывать свои желания, но и считаться с интересами окружающих. Хорошо, если школьник не будет бояться заговорить первым как со взрослыми, так и со своими товарищами.

Отношение к труду

В этом возрасте уже предполагается сформированное умение работать для себя и для других

Детям важно осознавать серьезность и ответственность данного им поручения

Правильная подготовка первоклассников к школе ‒ это залог последующего успешного обучения. Все 6-7-летние дети отличаются высоким уровнем развития и пластичностью мышления. В этом возрасте развивается память, логика и воображение. Ребенка легко можно побудить что-то рассматривать, слушать, запоминать и анализировать

Поэтому важно не упустить момент, когда следует формировать его навыки и наполнять новыми знаниями

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. Какие профессии ты знаешь?
  26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов.

* Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.* Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Этап 3. Проведите технику безопасности, когда ребёнок идёт в первый класс

В школе ребёнок не будет находиться под вашим присмотром, поэтому обязательно расскажите ему, как вести себя, чтобы не попасть в беду. 

Первокласснику важно: 

  1. Мыть руки перед едой и не только. Как бы очевидно это не звучало, в нынешних реалиях это правило стало особенно важным;
  2. Не говорить со взрослыми незнакомцами, если те подходят на улице. А в случае чего поспешно вернуться к знакомым взрослым и рассказать, что произошло. Напомните, что нельзя делиться домашним адресом, проверьте, что ребёнок знает номера телефонов мамы и папы;
  3. Знать, что обо всём можно рассказать маме или папе. Если в школе что-то случилось, ребёнок поранился или поссорился с одноклассником или учителем, он может обратиться к вам за помощью. Помогайте в сложных для него ситуациях. 

Этап 2. Закупитесь необходимым

Материальная подготовка к школе важна не меньше. И если нужные учебники уже подготовила школа или закупил родительский комитет, то с остальным нужно будет повозиться. Советуем закупаться вместе с ребёнком: это поможет создать учебный настрой.

Тем не менее, список вещей несложный:

  1. Ранец или рюкзак

На что обращать внимание: ищите эргономичный ранец, который будет прилегать к спине ребёнка, и не будет слишком тяжёлым. Лямки должны подходить или регулироваться

Сколько стоит: 1500-3000 рублей

Совет: обратите внимание на акции и скидки!

  1. Пенал и канцелярские принадлежности

На что обращать внимание: в начальной школе понадобится много всего

Помимо стандартного набора из ручки, карандаша и ластика, возьмите цветные карандаши и маркеры для выделения важного и выполнения упражнений, требующих использования разных цветов. Всё, что будет использоваться часто, лучше сразу купить в нескольких экземплярах

Всё, что будет использоваться часто, лучше сразу купить в нескольких экземплярах.

Сколько стоит: 350-700 рублей

  1. Тетради 

На что обращать внимание: в начальной школе используют тонкие тетради, так что хватит тех, где по 12 штук. На год должно хватить около 5 штук в клетку и столько же в косую линейку

Сколько стоит: 100-300 рублей

  1. Папки и обложки

На что обращать внимание: папки советуем брать формата А4, поскольку много рабочих тетрадей для начальных классов именно такие. К тому же, ребёнок сможет складывать тетради и рисунки, чтобы они хранились вместе и не пачкали портфель

Выбор обложек зависит от размера учебников. 

Сколько стоит: 300-400 рублей

  1. Школьный дневник

На что обращать внимание: внутри школьные дневники всегда примерно одинаковые, поэтому просто выбирайте тот, который понравится будущему школьнику. 

Сколько стоит: 38-500 рублей

  1. Другие мелочи

При желании можно купить отдельный мешок для сменки, закладки для учебников, краски, клей, счётные палочки и много другой полезной всячины. Стоимость ограничивается вашей фантазией или просьбой учителей. 

Как проходит собеседование?

Собеседование обычно проводят завуч начальной школы, учитель начальных классов, психолог и логопед. В языковой школе может также присутствовать учитель иностранного языка.
Собеседование длится около 15-20 минут и проходит в присутствии родителя

«Присутствие», как правило, заключается в том, что сначала родитель подписывает бумагу, в которой соглашается на проведение собеседования, потом сдает документы и пишет заявление с просьбой принять ребенка в школу, а остальное время сидит в другом конце класса, наблюдая, как его ребенок справляется с вопросами и заданиями.
Важно! В первую очередь школы обязаны принять детей, живущих в близлежащих домах. Если вы не «приписаны» к данной школе, в заявлении вам придется написать: «прошу зачислить моего ребенка на вакантное место»

Это значит, что в итоге вам могут отказать по причине отсутствия свободных мест.Какие вопросы могут задать на собеседовании? Любой из вышеприведенного списка обязательных знаний.
Ребенка попросят назвать его имя/фамилию, адрес, имя-отчество родителей, их род занятий. Спросят сколько ему лет, сколько будет через год, а сколько было два года назад. Попросят прочитать несколько предложений, рассказать стихотворение и обязательно предложат составить рассказ по картинке.
Могут спросить про животных (например, чем отличаются дикие от домашних), какое сейчас время года, чем занимаются врач или почтальон…
Потом проверят математические знания (попросят посчитать, расставить числа по возрастанию/убыванию или решить задачку). Могут даже провести графический диктант.
Непременно зададут вопрос: «зачем ты идешь в школу?».
При приеме в языковую школу могут попросить повторить отдельные слова или фразу на иностранном языке.
Поскольку задания могут быть совершенно неожиданными (например, задачки на логику с «подвохом»), очень важно правильно настроить малыша перед собеседованием. Он не должен бояться переспросить, если что-то не понял или не услышал. И лучше всего, конечно, дома проиграть подобные ситуации, а на ночь рассказать малышу сказку о том, как медвежонок/зайчонок/лисичка пошли записываться в лесную школу и что из этого вышло.

Знания о правилах безопасности

Дошкольнику нужно быть знакомым с основными правилами безопасности:

  • переходить дорогу по светофору;
  • не выбегать на проезжую часть;
  • не разговаривать и никуда не идти с незнакомцами, не садиться в машину;
  • убегать или звать на помощь, если незнакомец пристает;
  • не пользоваться спичками и не открывать газ без надзора взрослых;
  • не гладить собак на улице;
  • не подбирать незнакомые предметы;
  • не открывать дверь чужим людям, когда родителей нет дома;
  • не разговаривать по телефону с незнакомцами, не отвечать на их вопросы.

Обучать ребенка правилам безопасности необходимо с раннего возраста. Это поможет избежать многих неприятностей.

Практические знания

Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы

Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах

Счет

Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:

  • посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
  • сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
  • назвать «соседей» заданного числа.

Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.

Чтение

По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:

  • уметь различать гласные и согласные буквы;
  • определять на слух твердые и мягкие звуки;
  • называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
  • находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
  • иметь понятие о слогах, уметь их читать.

Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.

Письмо

Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.

Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:

  • правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
  • заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
  • ровно обводить детали рисунка;
  • аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
  • повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
  • писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.

Что делать, если заниматься с ребенком некогда. Обучение и воспитание «мимоходом»

Как часто я слышу от родителей, что заниматься с ребёнком некогда! И это на самом деле бывает так.

Редкие родители, особенно в наше стремительное время, имеют роскошь спокойно, без нервов поиграть, почитать с малышом, сходить в бассейн и т.д.

Но я знаю один секрет, как найти время для ребёнка. Он простой, но очень эффективный!

Чаще тренируйте понятия «больше», «меньше», «слева», «справа», «внизу», «вверху» и т. п.
Учите различать цвета и оттенки предметов, одежды и всего, что заслуживает внимания.
Утром начинайте общение, когда у него или у неё только глазки открываются.
За завтраком можно что-то посчитать (столовые приборы на столе), решить простейшие задачки типа:«Было четыре бутерброда, два съели, сколько осталось? На сколько уменьшилось число четыре?» Пусть малыш считает на пальчиках, сравнивает количество предметов, их размер, форму, объём.
Вот вы повели или повезли сынулю в садик. Обговорите с ним погоду, время года, месяц, природные приметы осени, лета, виды транспорта и т.п

Особенно важно – правила дорожного движения. Увидели собаку, кошку, птичку – поговорите о животном мире.
Встречаясь вечером, обязательно спрашивайте, как прошёл день, с кем общался, что было интересного, что нового он узнал.

Спрашивайте совета у малыша, пусть учится иметь своё мнение.

Главное – не утыкайтесь в телефон, не подавайте такой негативный пример сыну или дочке с самого малолетства.

Пусть ребёнок чувствует и понимает, что общение с ним для вас важнее соцсетей и вашей работы. Пусть знает, что он для вас всегда на первом месте.

Воспитывать и знакомить с окружающим миром можно во время домашних дел, возни на кухне, приборки в доме, работ на участке. Можно и нужно учить всему на собственном примере.

Обсуждать мультфильмы, передачи, книги, жизненные ситуации, обмениваться мнениями, учить юмору, хорошим шуткам.

Вы знаете, половина неуспевающих детей в школе – это дети, растущие сами по себе – те, кому не хватило внимания и общения с родителями. Им не дочитали сказок, не допели песенок, не доотвечали на кучу «почему? как? откуда?»

Они не уверены в себе, не подготовлены к школе, смущаются, так как чувствуют, что знают и умеют меньше товарищей. Такие детки теряются, когда их спрашивают, отмалчиваются на уроках, «не могут двух слов связать» и сами никогда не спросят, если что-то не поняли.

Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс

Достижения в общем развитии Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:

  • Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  • Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  • Уметь рассказать о том, кем они работают.
  • Знать название улицы, на которой живет, назвать номер дома и квартиры.
  • Нелишним является знание номера домашнего телефона.
  • Знать в какой стране и городе он живет.
  • Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  • Помнить, сколько дней в неделе и назвать каждый из них.
  • Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет

 

Уровень развития математических знаний

Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:

  1. Знать все цифры (от 0 до 9).
  2. Считать до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше).
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
 

Навыки чтения и письма

Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.

Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы.
  • Понимает, чем отличается буква от звука.
  • Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  • Определяет, где находится та или иная буква – стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги.

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

    1. Удерживать правильно  в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
    2. Обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
    3. Рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
    4. Дошколята аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Педагогическая готовность


Это желание ребенка идти в школу

Кроме этого будущий школьник должен знать имя и фамилию свои и членов семьи, домашний адрес и телефон, уметь ориентироваться во времени (который час, время года) и пространстве (лево, право, верх, низ), различать и называть цвета, считать до 20 и обратно, также решать простейшие задачки на «+1» и «-1». Например, было 2 яблока, дали (взяли) одно. Сколько стало (осталось)? Должен уметь объединять предметы или признаки в группы и отделять лишние, к группе не относящиеся.

Cегодня в школе нет «добукварного» обучения — буквы и звуки изучают в подготовительной группе детсада или в группе 6-леток в школе.

То же и с прописью. Поэтому, если у твоего ребенка этих знаний нет, и ему, и тебе придется приложить очень много усилий, чтобы он не попал в «отстающие».

Конечно, ему помогут и классный руководитель, и учитель «продленки», и школьный психолог, но лучше, если эта работа будет уже выполнена, а навыки закреплены в дошкольный период. Чтобы не было перегрузки.

Коммуникативные навыки

Умение общаться очень важно для первоклашки. Коммуникабельные дети быстро вливаются в школьный коллектив и заводят друзей

Они умеют сотрудничать и решать конфликты. А это положительно сказывается на их социализации. Поэтому перед школой психологи советуют хотя бы недолго отдать ребенка в детских сад или на развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими детьми.

Если вы хотите подготовить своего сына или дочь к школе, обращайтесь в наши развивающие центры и сады «Бэби-клуб». Наши специалисты развивающих занятий найдут индивидуальный подход к вашему ребенку с учетом его возраста и способностей.   

Как преодолеть проблемы в подготовке ребенка

Владея информацией о том, что должен знать ребенок к школе, можно преодолеть пробелы в его подготовке. Для этого необходимо:

  • проанализировать уровень знаний, умений и навыков будущего первоклассника;
  • определить проблемные зоны;
  • используя специальные игры и игровые упражнения, восполнить пробелы.

Например, для закрепления умения подбирать слова на заданный звук предлагаем заняться со своим ребенком сочинением специальной сказки.

Примерный вариант: сказка «Что собрали братья?».

Шли по лесу два брата. В имени одного был звук «В», а в имени другого – звук «О». Как их звали? (Ваня, Коля). Повстречали они девочку, имя которой начиналось со звука «М» (Маша). Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых слышался звук «К» (земляника), а Коля – грибы, тоже со звуком «К» (рыжик, боровик). Братья проводили Машу домой, помогли донести корзину. Она угостила их фруктами. В их названиях были звуки «М», «Л», «Г» (мандарин, яблоко, груша).

Для развития элементарных математических навыков побуждайте ребенка считать. Считайте как можно чаще на прогулке. Например, посчитайте с ребенком шаги до разных предметов, находящихся на участке. Можно определить количество шагов сначала до горки, а затем до дорожки. Сравните измеренные шагами расстояния. Какое больше?

Развивайте мышление с помощью игр. «Кто кем (чем) будет?» – игра хороша тем, что в нее можно играть, как с группой детей, так и вдвоем с ребенком. Следите за тем, чтобы будущий первоклассник, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Задавайте вопрос:

  • Кем будет слоненок? (слоном).
  • …яйцо? (птенцом, крокодилом, страусом).
  • …дождь? (лужей).
  • …гусеница? (бабочкой).

В подобных упражнениях используйте не только строго научную информацию, но и с элементами шутки (как в примере с яйцом и дождем), чтобы дольше поддерживать интерес ребенка.

Рекомендуем воспользоваться: Игры на развитие речи.

Примечание. Официальных требований к знаниям будущих первоклассников нет. Все носят рекомендательный характер. Всестороннюю подготовку к поступлению в школу обеспечивают в детских садах. Как организован этот процесс, можно узнать в статье Подготовка детей к школе в ДОУ.

Что изменилось в сентябре 2023 года

ФГОС остался основным документом, но теперь детские сады при составлении образовательных программ должны брать за основу федеральную образовательную программу (ФОП ДО) и ориентироваться на планируемые результаты, которые в ней обозначены.

Исходя из новой ФОП ДО, к первому классу ребенок должен приобрести следующие знания и умения:

Математика

В рамках формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) рекомендуется научить выпускника сада:

  • определять время по часам с точностью до 15 минут;

  • иметь представления о календаре (сезоны и месяцы);

  • сравнивать предметы по количеству, геометрической форме, величине (выше/ниже, уже/шире);

  • считать и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, знать состав чисел в пределах 10 (например, 5 ― это 3 и 2, 7 ― это 6 и 1);

  • уметь ориентироваться в пространстве («это левая рука», «это правый верхний угол»).

Особо подчеркивается, что ребенку нужно уметь совершать логические операции: обобщения, классификации и т. д. Например: «Стол, стул и шкаф ― это мебель»; «У яблока есть несколько признаков, по которым его можно классифицировать: круглое, съедобное, красное, большое».

Из всего списка требований как раз логические операции и пространственное ориентирование ― основополагающие для успешного обучения математике в школе.

Грамота

В рамках обучения грамоте детей учат:

  • звукам и буквам;

  • различать гласные и согласные;

  • делать звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков;

  • составлять схему слова;

  • выделять ударный звук;

  • выполнять графические диктанты и штриховку.

Четкого требования, что ребенок должен уметь читать к первому классу, нет. При этом анализ слова по звукам обычно дается детям сложнее, чем чтение по слогам.

Отдельно остановлюсь на прописях. Никто не просит детей писать буквы к первому классу. Как раз наоборот, учителя начальной школы просят этого не делать. В прописи букв много нюансов, а переучивать гораздо сложнее, чем научить.

Однако необходимо подготовить руку ребенка к письму. Для красивого и понятного почерка нужны:

  • развитые мышцы ― их можно тренировать лепкой;

  • зрительно-моторная координация ― развивается во время игр с мячом;

  • ориентация на листе бумаги ― для понимания, что мы пишем слева направо и сверху вниз, полезны штриховки в разных направлениях и графические диктанты (рисунки по клеточкам).

Окружающий мир и речь

От поступающих в первый класс детей ожидается широкий кругозор: знание социального мира (профессий, стран, исторических событий, традиций) и природного мира (животных, растений, полезных ископаемых, экологических понятий). По всем темам ребенку надо уметь поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми.

Делу – время

Педагоги в один голос утверждают, что одной из самых больших проблем первоклассников становится неумение управлять временем. Дети попросту не ориентируются в нём, не видят и не чувствуют разницу между минутой и часом. Нередко ребёнок жалуется, что делал уроки пять часов, хотя на деле это было всего полтора часа. И опаздывает с прогулки на час, уверенный, что припозднился на пять минут.

Так что, как только малыш пошёл в первый класс, учите его понимать время. Купите ему часы со стрелками, самые простенькие, главное, чтобы на циферблате были отчетливые, обязательно арабские цифры, и две стрелки. Пусть он по часам собирается в школу, делает уроки, гуляет.

Ещё один важный навык, который ребёнок должен освоить, это использование телефона. Удивительно, но многие современные дети воспринимают мобильный как интересную игрушку, фотоаппарат, источник интернета. Но ведь телефон – это средство связи с мамой.

Приучите малыша сообщать вам о том, что происходит в его жизни, пока он находится вне дома.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий