Что означает государственный образовательный стандарт высшего образования
Стандарты в нашей стране введены для различных сфер деятельности: ГОСТ – для продуктов питания и производства товаров, СНиП – для строительства и ремонтно-отделочных работ и т. д. Для высшего образования ФГОС имеют фундаментальное значение.
Во-первых, общие принципы необходимы для определения критериев специалиста, которым студент станет после выпуска. В описании любой специализации перечислены компетенции, которыми студент овладеет за время обучения. При этом большую роль играет разнообразие дисциплин и длительность курса в часовом измерении. Таким образом, вводимые в обиход стандарты обеспечивают коммуникацию между преподавателями, студентами и работодателями. Каждый из перечисленных участников процесса понимает суть профессии, навыки, которыми обладает выпускник, и сферу деятельности, где эта специализация может быть применена.
- Во-вторых, стандартизация дает возможность контролирующим органам выработать оценочную базу – набор инструментов для проверки и маркеров для определения качественных показателей. С помощью общепринятых характеристик специалисты госконтроля проверяют, насколько образовательная программа и само учреждение соответствует установленным стандартам, может ли оно получить лицензию или аккредитацию.
- В-третьих, помимо оценки функциональности вуза, российский стандарт образования дает возможность оценить необходимость и целесообразность распределения финансового обеспечения. Однако для получения финансирования применяются несколько другие инструменты расчета, например количество студентов и необходимость материального обеспечения образовательного процесса. Распределение денежных потоков между вузами происходит на конкурсной основе. Именно для участия в подобном конкурсе требуется государственная аккредитация по ФГОС.
Лицензированный вуз должен следовать инструкциям ФГОС не только в учебном плане и содержании методического материала, но и при оснащении зон общего пользования оборудованием, мебелью, новинками ИТ и т. д.
Какие бывают виды ФГОС
Различают несколько видов стандартов, каждый из которых составлен для определенного учебного уровня: от дошкольного до высшего. Разберем каждый в отдельности:
ФГОС ДОО. Нормы для дошкольного обучения детей были приняты впервые в сентябре 2013 г. в ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Прописанные в законе нормативные положения ложатся в основу учебного плана в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
В качестве критериев разработки принимаются во внимание особенности и возраст обучаемых, в частности их уровень развития. В программе учитываются возможности освоения определенных навыков и знаний, доступных видов активности
Другими словами, детские сады и другие учреждения для дошкольников руководствуются в работе только той программой обучения, которая соответствует возрасту и возможностям детского мозга воспринимать и усваивать информацию.
ФГОС НОО. Новый свод нормативов для детей, получающих начальное школьное образование, начал действовать с 2011–2012 учебного года. Система отказалась от оценки обучения на основе полученных знаний и навыков, переключившись на определение видов деятельности, которым ученики должны обучиться до окончания начальной школы. Упор делается на развитие личных качеств учеников и деятельностный характер. В рамках ФГОС начального образования были приняты УУД – универсальные учебные действия, осваивающиеся в рамках всех дисциплин. У учеников формируют различные компетенции, основными из которых являются коммуникативные, познавательные, личностные и регулятивные.
ФГОС ООО. Нормы общего образования для школьников с 5 по 9-й классы также претерпели ряд изменений с момента выхода первой версии. В настоящее время школы пользуются редакцией, утвержденной в 2015 году. Как и в случае с младшими школьниками, упор делается на развитие личности ученика, а также соответствие его знаний и навыков запросу общества и семьи. Важным условием государственного стандарта образования становится формирование у школьников способности учиться. Школьный госстандарт предусматривает выход за пределы образования внутри стен учреждения, открытую информационно-образовательную среду, включающую внеучебную деятельность детей и преподавателей. От ученика больше не требуют исключительно вызубренного материала, ценность приобрели прикладные навыки. Дети обучаются планированию, проектированию, контролю, формированию оценочных суждений и применению полученных знаний на деле.
ФГОС СОО. Стандартизация обучения школьников 10 и 11-го классов применяется в редакции 2020 года. От педагогического персонала школы требуется обеспечение качественного образования с упором на развитие личности учеников, их способности взаимодействовать в обществе, осваивать и применять навыки. Школьники учатся эффективно получать знания, овладевают универсальными способами учебы. Образовательный процесс предполагает трехстороннее участие: педагоги, ученики и их родители. Методика образования активно оперирует принципами УУД, а также информационно-коммуникативными технологиями и способами их применения.
ФГОС ОВЗ. Нормы раздела регламента, нацеленные на оптимизацию обучения школьников разного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель обучения в соответствии с ФГОС – это адаптация универсальных учебных программ под детей, которые плохо слышат, видят, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, речи или психического развития. Под каждую отдельную группу детей разработаны специальные критерии программ, а также оценки освоения знаний и навыков.
Помимо норм для школы, своды правил применяются для среднего специального и высшего образования.
Зачем нужны стандарты образования
До принятия второго поколения стандартов система образования выдержала не одну реформу. Пока не наступила осень 2022 года, законодатели продолжают ориентироваться на свод правил, принятый в 2007 году. Другими словами, ФГОС необходим:
- для предъявления основных требований к вузам, как инструмент оценки образовательной деятельности учреждения, а также уровня обученности студентов;
- организации общего коммуникативного поля для разных представителей образовательного процесса;
- интеграции различных видов обучающих программ в одну общую парадигму.
Сроки прохождения обучения также устанавливаются ФГОС. Законодательство не запрещает академиям и университетам разрабатывать свои стандарты, но они должны быть выше требований ФГОС, установленных Минобрнауки.
Набор стандартов определяет три основополагающих типа требований, предъявляемых к вузам:
- Классификация образовательных программ и их количество в часах.
- Качество выполнения кадровых, финансовых, материально-технических норм.
- Итог образования – критерии профессиональной подготовки студентов.
При этом последний вариант стандартов, который вступил в силу после внесения существенных правок в Закон об образовании 2007 года, кардинально изменил роль ФГОС. Министерство образования и науки РФ перестало контролировать содержание учебных программ и сосредоточилось исключительно на их структуре. Итог обучения стал оцениваться по результатам освоения материала.
Уровни образовательного стандарта
Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:
- федеральный уровень,
- национально-региональный уровень,
- школьный уровень.
Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.
Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:
- описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
- минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
- наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.
Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.
Значение образовательного стандарта
Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.
Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.
Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.
Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:
- обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
- формированию у учащихся положительной мотивации учения;
- переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
- принятию обоснованных управленческих решений;
- выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.
Обновленные ФГОС СОО
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:
– требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– требования к результатам освоения основных образовательных программ.
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают: – требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; – требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; – требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС высшего образования и СПО: как они развивались и за что их критикуют
Стандарты для высшего и среднего профессионального образования разработали значительно раньше, чем для школы, и менялись они чаще:
- Первые ГОС ВПО были приняты в 1994–1996 годах.
- Уже в 1999–2001 годах появилась следующая версия — ГОС ВПО второго поколения.
- ФГОС третьего поколения для высшего образования ввели в 2007–2012 годах.
- Уже в 2013–2016 годах их обновили в связи с принятием нового закона «Об образовании» (ФГОС3+).
- С 2017 года — из-за того, что появилось требование учитывать в образовательных стандартах профессиональные стандарты, — ФГОС начали обновлять повторно (ФГОС3++, но лишь малая часть из них уже приняты).
Получается, что в высшем образовании стандарты — а вслед за ними и всю учебно-методическую документацию — переписывают каждые несколько лет. Одно это создаёт большую бюрократическую нагрузку на вузы, что признал, например, на обсуждении новой системы высшего образования профильный министр Валерий Фальков.
При этом стандартов в высшем образовании, естественно, гораздо больше, чем для школы, ведь у каждого направления подготовки свой ФГОС. Сейчас действует около 720 стандартов для бакалавриата, специалитета и магистратуры, не считая аспирантуры, ординатуры, ассистентуры.
Что же меняется в этих ФГОС каждые несколько лет?
Наиболее радикальные изменения, по оценке научного сотрудника лаборатории образовательного права Высшей школы экономики Надежды Княгининой, произошли с принятием третьего поколения ФГОС для высшего образования, после поправок в закон «Об образовании» 2007 года.
Ключевыми тогда были два новшества:
- Стандарты стали регулировать структуру образовательных программ вместо их содержания.
- Вместо требований к уровню подготовки выпускников ввели такое понятие, как результаты освоения программ.
С этого момента во ФГОС высшего образования появилась система компетенций: общекультурных (в последних версиях — универсальных) и профессиональных (сейчас всё чаще заменяется ссылкой на профессиональные стандарты). Из требований к содержанию программ остались только обязательные дисциплины — но не профильные, а общие, такие как история, философия, иностранный язык.
Фото: M_Agency / Shutterstock
Всё больше, отмечает Княгинина, в каждом новом поколении ФГОС становится требований к материально-техническим и кадровым условиям: сколько преподавателей должны иметь учёную степень, какое оборудование необходимо вузу, какие электронные системы нужно использовать.
При этом, как показано в другом исследовании лаборатории образовательного права, подавляющее большинство требований ФГОС слишком абстрактны или дублируют положения действующих законов. Например, указывается, что в вузе должны быть аудитории для лекционных и семинарских занятий, но не говорится, что именно в этих аудиториях должно быть. Иначе говоря, нет никакого требования, которое можно было бы проверить.
В других случаях требования вполне чёткие, но неизвестно, чем они обусловлены. Например, почему заданы разные ограничения по доле штатных работников среди преподавателей? По большинству направлений подготовки бакалавриата порог составляет не менее 50%, а по «Информационной безопасности» — 65%. И таких, по мнению специалистов ВШЭ, волюнтаристских требований в стандартах много.
Похожая история частых изменений — у образовательных стандартов среднего специального образования (СПО). Очередную реформу они проходят прямо сейчас вместе со всей системой среднего профессионального образования.
Кому нужны ФГОС и что с ними будет дальше
ФГОС, как утверждено в законодательстве, — это набор базовых требований, на которые должны опираться все решения образовательных организаций. Но ряд экспертов считают, что если ФГОС кому-то и нужны, то точно не практикам.
Например, Виктор Болотов, как он рассказал участникам «Мастерской учителя», считает, что образовательные стандарты на самом деле почти не влияют на жизнь школы.
Школа работает по учебникам, заявил Болотов, а учебники по-прежнему ориентированы на то, чтобы проверять память. Какие бы компетенции ни были записаны в стандартах, по факту требования к результатам остаются знаниевыми.
Поэтому, по словам Болотова, ФГОС предназначены не для учителей, а для авторов учебников, педвузов и системы повышения квалификации. Реальные требования к школе и к образовательным результатам задаются не стандартами, а кодификаторами ЕГЭ. Это, по его мнению, подтверждает и отсутствие интереса к общественным обсуждениям последних стандартов общего образования. В них, отметил эксперт, участвовали в лучшем случае сотни учителей.
Фото: BearFotos / Shutterstock
Схожее мнение выразил в интервью вскоре после утверждения последних школьных ФГОС директор петербургского Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич:
«У меня на столе лежит учебник, много задачников, журнал „Математика в школе“, „Квант“, ещё что-то. Но ФГОС или примерная программа не лежат. Они где-то в параллельном мире существуют. От того, что учитель их прочитает, ему не будет ни холодно ни жарко».
А заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного университета Виктор Имакаев в одном из личных постов в «Фейсбуке»* выразил уверенность в том, что и со стандартами, и без стандартов школы и вузы работали бы одинаково и их роль как набора обязательных требований за 20 лет не подтвердилась:
«Содержание дисциплины, которую преподаёт профессор N, определяется не стандартом, а его, профессора, опытом: традицией, которой он принадлежит, новациями, в которых он (может быть, такие профессора встречаются в университетах) принимает участие».
По мнению других экспертов, во ФГОС высшего образования смешано слишком много функций — и идеологической декларации, и материала для проверок.
«Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности», — писала Надежда Княгинина в 2020 году.
Что будет дальше с ФГОС? Что касается школы, мнение о том, что действующие требования не дают учителям ясных ориентиров и не создают в стране единого образовательного пространства, популярно и в Госдуме, и в Министерстве просвещения. Стандарты для школ уже обросли примерными программами, а дальше дополнительных регламентирующих документов, судя по всему, будет только больше. Вплоть до введения «золотого стандарта» школьного образования с единой линейкой учебников. ФГОС в таких условиях, конечно, будут отодвинуты на дальний план.
Вузовские ФГОС, несмотря на заявления министра, что надо бы дать преподавателям спокойно поработать, скорее всего, придётся вновь поменять из-за отказа от Болонской системы. Если по ряду направлений произойдёт переход от бакалавриата к специалитету, то стандарты придётся изменить в первую очередь.
Что касается ФГОС СПО, они и так находятся в процессе активных изменений, и следующие перемены могут быть связаны с результатом эксперимента «Профессионалитет».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Единое содержание общего образованияРабочие программы по учебным предметамАпробация рабочих программ
ФГОС среднего общего образования
ФООП
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Всероссийские просветительские мероприятия
23.11.2022 года “Особенности реализации федеральной основной общеобразовательной программы начального общего образования”, Программа, ссылка на подключение: https://vk.com/video716245662_456239187;
25.11.2022 года “Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике”, Программа, ссылка на подключение: https://vk.com/video716245662_456239192;
29.11.2022 года “Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программы основного и среднего общего образования и федеральных рабочих программ по русскому языку, литературе и общественно-научным предметам”, Программа, ссылка на подключение: https://vk.com/video716245662_456239191.
13-14 декабря 2022 года Всероссийский форум “Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования” Программа Форума
ссылка на подключение во вложении программы.
Региональные просветительские мероприятия
Совещание по вопросам введения обновленных ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) в Республике Хакасия ФПВ, ФКПВР и программа воспитания Особенности разработки основной образовательной программы
Вебинар по теме «Актуальные вопросы введения ФООП НОО: федеральные рабочие программы учебных предметов»
ФООП СОО: Содержание
Обучающий вебинарОбучающий вебинарМатериалы семинара-совещания (26.04.2022) «О готовности внедрения обновленного ФГОС на муниципальном уровне»
Видеоматериалы встречи-консультации «Час региона» (18.05.2022) со специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по вопросам введения обновленных ФГОС
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ
Мероприятие | Секция | Ссылка на видеозапись |
Обновление содержания и методик преподавания предметов в начальной школе | Пленарное заседание |
|
Обновление содержания и методик преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» | Пленарное заседание |
|
Секция “Рабочая программа по русскому языку” |
| |
Секция “Рабочая программа по литературе” |
| |
Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Математика и информатика» | Пленарное заседание | |
Секция “Рабочая программа по математике» |
| |
Секция “Рабочая программа по информатике» | https://www.youtube.com/watch?v=pyY_LI9nJiI | |
Обновление содержания и методик преподавания предметов естественнонаучного общего образования | Пленарное заседание |
|
Секция “Рабочая программа по биологии» |
| |
Секция “Рабочая программа по физике» |
| |
Секция “Рабочая программа по химии» |
| |
Обновление содержания и методик преподавания предметной области «Общественно-научные предметы» | Пленарное заседание | |
Секция “Рабочая программа по географии” |
| |
Секция “Рабочая программа по истории и обществознанию” |
| |
Особенности разработки и реализации рабочих программ изучения второго иностранного языка | Пленарное заседание |