Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут
Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:
- Комплекс упражнений должен подбираться не только под специализацию группы, но и с учётом тех занятий, которые проводились до обеда. Так, если до сна было спортивное занятие, то физическая нагрузка после должна быть небольшой, а упор делается на игровую форму. После сюжетно-ролевой игры до обеда гимнастика может быть в форме мини-тренировки.
- Если в наборе физических нагрузок предполагается бег, то он должен быть короче, чем в утренней гимнастике, а также рациональнее организовать его в виде подборки подвижных игр.
Считается полезным включать в набор занятий упражнения для предотвращения развития плоскостопия.
- Для детей, пробуждающихся ото сна раньше остальных, рекомендуется подготовить несколько упражнений с использованием спортивных тренажёров или направленных на массаж рук, ног, который они смогут проводить самостоятельно.
- В подготовительной группе повышается уровень самостоятельности ребят в процессе выполнения упражнений.
- Форма одежды для занятий — трусики, маечка. Как правило, упражнения проводятся босиком, но для выполнения танцевальных элементов рекомендуется надевать чешки или носки.
Правила организации гимнастики
Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.
- Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
- Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
- В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
- Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.
Порядок распределения нагрузок
Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы. Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:
Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.
Блок активных нагрузок, который включает переход в прохладное помещение и выполнение набора физических нагрузок на тренировку разных видов ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, в полном приседе, на внутренней/внешней стороне стопы, с поднятием коленок, по специальным массажным дорожкам) – 2–3 минуты, а также переход в спальню или тёплую комнату и выполнение профилактических упражнений, корректирующих нарушения опорно-двигательного аппарата, с использованием мячей, фитболов, обручей и т.д. – 2–3 минуты.
- Переход в прохладную комнату и выполнение дыхательной гимнастики для укрепления иммунитета — постепенное наращивание времени выполнения от 0,5 до 4 минут.
- Индивидуальная работа по закаливанию (умывания холодной водой, обливания) – при наличии подобных указаний в образовательной программе группы.
Эффективные упражнения для здоровья и развития
Упражнения после сна в подготовительной группе детского сада имеют большое значение для здоровья и развития детей. Во время сна дети проводят много времени в одной позе, что может приводить к ослаблению мышц и суставов.
Чтобы предотвратить такие проблемы и улучшить общую физическую форму детей, следует проводить комплексы гимнастики после сна. Данные упражнения помогут развить двигательные навыки, координацию, гибкость и силу у детей.
Наиболее эффективные упражнения для здоровья и развития включают:
- Растяжка. Вытяжение рук вверх, вытягивание ног вперед, наклоны в стороны и вперед помогут растянуть мышцы и суставы, улучшить гибкость и подготовить тело к физической активности.
- Упражнения на силу. Взятие упора лежа, приседания, отжимания и подтягивания — эти упражнения развивают силу мышц, особенно в руках, ногах и корпусе.
- Координационные упражнения. Хождение по линии, прыжки через препятствия и игры с мячом помогут развить координацию движений и улучшить баланс.
- Упражнения на равновесие. Стоя на одной ноге, передвижение по узкой полосе и игры с распределением веса на разные ноги развивают равновесие и стабильность.
- Упражнения для улучшения дыхания. Глубокое дыхание, растяжка грудной клетки и активные движения рук и ног помогут улучшить вентиляцию легких и общую тренировку дыхательной системы.
Важно помнить, что эти упражнения должны быть легкими и доступными для детей подготовительной группы. Их проведение должно быть игровым и интересным, чтобы дети получали удовольствие от занятий и развивались физически
Методика проведения
Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.
Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей
Таблица: картотека упражнений после сна
Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.
Наглядность для проведения гимнастики
Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:
- картинок;
- мягких игрушек;
- слайдов;
- плакатов.
Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.
Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.
Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку
- https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-bodryashhej-zaryadki-posle-dnevnogo-sna-v-detskih-sadah
- https://poryadkov.ru/poleznye-sovety/gimnastika-posle-sna/
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrigiruyushhaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html
- https://vremiasna.ru/detsky-son/uprazhneniya-posle-sna-v-destkom-sadu.html
Массажные дорожки
Опорно-двигательный аппарат у детей развит слабо. Любые отклонения от нормы в раннем возрасте повлекут за собой осложнения в будущем. Распространенное нарушение – плоскостопие.
Массажные дорожки («дорожки здоровья») – это коврики, состоящие из разнообразных материалов и секций. Разные текстуры массируют стопы, создавая различное давление на точки. Ходьба по таким коврикам влияет на двигательный аппарат малышей, здоровье ног и на нервную систему.
Массажные дорожки могут включать десятки типов рифленых поверхностей, которые отличаются степенью воздействия и оздоровительным эффектом на стопы.
Типы:
- мягкие;
- жесткие;
- волнистые;
- с шипами;
- ребристые.
Коврики делают из:
- бамбуковых палочек, сочетаний круглых и плоских, больших и маленьких;
- бусинок разных размеров и форм;
- льняных завитков, узелков, жгутов (грубый лен хорошо улучшает кровообращение в ногах);
- разноцветных и прозрачных камешков, имитирующих берег моря.
Популярные и недорогие массажные дорожки из пластика, имитирующего различные текстуры и поверхности. Они состоят из отдельных элементов, которые можно соединять по своему усмотрению.
Самодельные дорожки делают из:
- пуговиц;
- жестких губок;
- грубых шнуров;
- карандашей;
- пластиковых крышек.
Материалы пришивают к жесткой поверхности. Иногда нашивают кармашки, в которые насыпают песок, фасоль, косточки от фруктов и другие наполнители.
Располагают дорожки в игровой зоне. Упражнения, которые выполняют малыши:
- «Ласточка». Стоя на левой ноге и разведя руки по сторонам, поднимают правую ногу и отводят назад. Повторяют с другой ногой.
- «Медвежья прогулка». Дети двигаются на руках и ногах, подняв высоко таз. Имитируется движение медведя.
- «Незнайка». Поднимать плечи и вставать на носочки одновременно. Становиться на стопу, опуская плечи.
- «Змейка» («Паровозик»). Дети идут друг за другом.
Малыши двигаются по дорожкам на носочках, пятках, обычным способом, могут бегать, прыгать или ползать. Благодаря различной постановке ног, мышцы получают полную нагрузку.
Когда дети ходят в колонне, они учатся сдержанности: стараются не толкать друг друга, вести себя спокойно, дружелюбно. Повышает интерес к упражнениям использование словесных игр-сопровождений.
Несколько полезных советов для проведения утренней разминки
Чтобы ваша зарядка была одинаково правильной и полезной, мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут получить от этого занятия максимальную пользу. 1. Утренняя разминка должна проводиться сразу после пробуждения. То есть не стоит тратить время на завтрак и душевые процедуры. Во-первых, на полный желудок вам будет неудобно заниматься. А что касается душа – вы же не хотите потом мыться еще один раз, или же надевать вещи на потное тело?
2. Поставьте перед сном рядом с собой небольшую бутылочку воды. Отлично подойдет объем 0.5л. Выпив ее сразу после пробуждения, вы ускорите свой метаболизм, и тело быстрее сможет проснуться.
3. Упражнений для зарядки просто невероятное множество. Выбирать их нужно исходя из того, что сначала делаются самые простые упражнения, и по мере выполнения все более сложные и многофункциональные.
4. Разминку не стоит начинать с упражнений на растяжку – таким образом вы рискуете потянуть неразогревшиеся связки.
5. Хорошенечко растянуть мышцы очень полезно в конце тренировки – так вы улучшите их питание кровью и питательными веществами.
Закаливание
Закаливания производятся в том случае, если они разработаны и закреплены программой ДОУ. При этом методики должны быть индивидуально ориентированы на каждого учащегося с учетом характеристик здоровья каждого ребенка. Если детей в группе много и индивидуальная программа не представляется возможной, рекомендована следующая умеренная методика закаливания.
Часть активных упражнений летом проводится на улице, в более холодный сезон дети проводят гимнастику в прохладной комнате (18–20 оС) без обуви, находясь в майках и трусиках. Проводится оздоровительная ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, чередуясь с шагами в тазики с водой. Завершить комплекс гимнастики можно умыванием лица, рук, шеи, груди.
Закаливания тренируют защитные силы организма, которые сделают ребенка менее восприимчивым к меняющимся факторам окружающей среды
Летом допустимы обливания водой комнатной температуры. Детям также будут полезны дозированные солнечные ванны в теплый период с 9:00 до 11:00. Время при этом должно постепенно увеличиваться с 3 до 20 мин.
Пояснительная записка.
В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.Цель: Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих процедур».Задачи:Образовательные:1.Создавать условия для сенсорно – моторного развития малыша.2.Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.Развивающие:
- Развивать защитные силы организма, укрепление иммунитета.
- Развивать речь.
Воспитывающие:1.Воспитывать разумное отношение к своему организму.2.Прививать необходимые санитарно- гигиенические навыки.3.Приобщить к здоровому образу жизни с самого детства.Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, слушание музыки, рефлексия.Форма проведения: групповая.Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», хождение по оздоровительным дорожкам, массаж.Материалы: магнитофон, игрушки к сказке Колобок,мячи, коврики.Этапы:Дети просыпаются под звучание спокойной музыки и выполняют упражнения в постели. (Звуки природы, леса)1 упражнение:«Проснись дружок, и улыбнисьОт души ты потянисьС боку на бок повернисьВ сказке «Колобок» ты окажись!»(Потягивание.)2 упражнение:« Ножки мы поднялиНа педали всталиБыстрей педали я кручу,И качу, качу, качу.»(И.п.: лёжа на спине. Руки за головой. Велосипед. 3 раза.)3 упражнение:« Зашагали ножки, топ-топ-топ.Прямо по дорожке, топ-топ-топ.Ну-ка веселее, вот как мы умеем, топ-топ-топ!»(И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.Три шага вперёд по кровати. Три шага назад. 3 раза.)Воспитатель:«Где-то на лесной опушкеВ одной старенькой избушкеЖила баба и жил дед,Было им по сотне лет.Вот однажды пред обедомМеж собой ведут беседу:- Что-то голодно, старушка,Кушать хочется чуток.Испеки мне колобокТак и сделала бабуля.По сусекам помела,Горсть муки и наскребла.Маслица добавила,Да и в печь поставила.»4 упражнение:« Колобочек поднялся (и.п.: лёжа на спине, поднимаемся)И румянцем налился (и.п.: сидя на кроватях растираем ладонями щёчки)Из печи его достали (и.п.: вытянув руки вперёд)И в сметане обваляли (и.п.: взявшись руками за колени наклонять их на один бок, потом на другой)Положили на окошко,Чтобы он остыл немножко (и.п.: дуем на ладошки)»(Дети встают с кроватей и подходят к ковру, где разложены профилактические дорожки в виде тропинок, между которыми стоят пуфики, на них сидят звери — заяц, волк, медведь, лиса.)Воспитатель:«Колобочек полежалИ в окошко убежал.Покатился он вперёд,Докатился до ворот,За ворота закатился,В путь — дороженьку пустился.»(Дети друг за другом идут по массажным коврикам.)Воспитатель:«И за речкой на пригоркеЗайца встретил возле норки.(Дети подходят к пуфику с зайцем и прыгают как зайцы.)Далеко ли путь лежит,Колобочек всё бежитПо лесам, по лугам,Его видно тут и там.До оврага докатился,Через ров перекатился,И в овраге встретил волка,Волк сидел зубами щёлкал.(Дети, подойдя к пуфику с волком, изображают злого волка, стучат зубами.)Далеко ли путь лежит,Колобочек всё бежитПо лесам, по лугам,Его видно тут и там.Вот на встречу по дорогеБрёл медведь к своей берлоге.(Дети идут как мишки, переваливаясь с боку на бок.)И быстрее покатился,Чтобы мишка в бок не впился.На опушечке в лесуВстретил рыжую лису.(Дети изображают лисичку, идут, виляя хвостиками.)Не успел разинуть ротКак упал лисе в живот.»(Дети гладят себя по животикам.)Воспитатель:«Вот ребята мы и побывали в сказке, а кто ещё живёт в лесу?»Дети отвечают.Воспитатель:«Посмотрите, кто на нас смотрит. Кто это?»Дети: Ёжик!»Воспитатель: Ребята, а у ёжика для вас есть подарок — лечебные мячи. Этими мячами можно делать массаж ног и рук.»Дети«Ёжик, ёжик полечиНоги нам пощекочи.Ёжик, ёжик полечиЛадошки нам пощекочи.»Воспитатель:Дети отвечают в процессе одевания.
Корригирующая гимнастика
Особое внимание стоит уделить корригирующей гимнастике – это набор упражнений, направленных на исправление осанки, восстановление дыхательной работы. Данные лечебные упражнения исправят дефекты, связанные с дыхательной системой, спиной, суставами и другими отделами организма
Данный вид физических упражнений назначается доктором после осмотра пациента. Причинами необходимости проведения такой зарядки могут быть проблемы с ЖКТ (желудочно-кишечным трактом), плохое кровообращение, искривление позвоночника. Такая гимнастика немногим отличается от общих профилактических мер, но в данном случае больший упор сделан на тот или иной блок организма.
Так, самыми эффективными упражнениями после пробуждения являются:
- массаж ног вручную или с помощью специальных массажных ковриков позволяет не только предотвратить плоскостопие, но и развить равновесие;
- сжатие и расслабление пальцев ног;
- поднятия и опускания на носках с фиксацией положения на 2–3 сек.;
- приседания с прямой спиной позволят контролировать осанку; помочь в этом может проведение упражнений возле стены.
И также отдельно может проводиться гимнастика для глаз, прописанная ребенку окулистом. Это разноплановые зажмуривания, частые моргания, массажи надбровных дуг; перемена фокусирования с близкого предмета на дальний и, наоборот, «рисование» предмета глазами; вращения зрачков и др.
Для детей с физиологическими проблемами развития нужно при гимнастике задействовать гимнастические лестницы и стенки, мячи, обручи, кегли, мешочки с песком, скамейки, бревна. Таким образом, дневной сон – это важная составляющая распорядка дня детей дошкольного возраста. В этот период они восстанавливают затраченную энергию, набираются сил, а организм отдыхает, находясь в максимально расслабленном состоянии.
Чтобы приступить к активной и продуктивной работе, ребенку нужно взбодриться после сна. Лучше, чем гимнастика, избавиться от сонливости и вялости не поможет ничего. С помощью несложных физических упражнений, дополненных музыкальным аккомпанементом, дети не только легко выйдут из дремоты, но и оздоровятся и смогут с легкостью приступить к выполнению физических и интеллектуальных заданий.
Картотека упражнений для блока в кровати
Гимнастические упражнения в кровати:
- Потягивание. Лежа в кроватях на спине, ребята протягивают руки вдоль тела, а затем вытягивают за голову и тянутся макушкой вверх, одновременно пятки тянут к противоположной спинке кровати.
- Змейка. Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
- Великаны-карлики. Из того же положения ребята сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют их.
- Велосипед. Упражнение на пресс, оно выполняется лежа лицом вверх. Вытянув руки по бокам, дети «рисуют» ногами круги в воздухе, напоминающие прокрутку педалей велосипеда.
- Орех. Из позиции лежа лицом вверх при глубоком вдохе ребята садятся и тянутся руками к носкам прямых ног. Выдыхая воздух, они ложатся обратно на кровать.
- Лодочка. Дети переворачиваются лицом вниз, вытягивают руки вверх и с усилием прогибают спину, при этом верх и низ тела должны оторваться от поверхности кровати.
- Кошечка. Стоя по-кошачьи на коленях и выпрямленных руках, ребята выгибают спину дугой, одновременно опуская лицо вниз, затем прогибают спину вниз, поднимая лицо вверх.
- Горка. Дети садятся в кровати, выпрямив ноги перед собой, ладонями упираются на кровать за спиной. Опираясь на согнутые ноги и ладони, ребята высоко поднимают бедра, затем снова садятся на кровать.
- Волна. Дети становятся на колени. Протягивая руки в одну сторону, они садятся в противоположную сторону рядом с пятками, затем выполняют то же упражнение зеркально.
Ключевые особенности
Главная задача физических упражнений – активизировать работу мышц (улучшить их тонус), поднять настроение у деток, сохранить, а также укрепить их здоровье. Гимнастика в детском саду является идеальным решением для промежутка между сном и бодрствованием.
Она обеспечивает максимально плавный и щадящий переход между этими периодами, настраивает деток на активную деятельность. Некоторые нюансы проведения гимнастических упражнений:
Облекая гимнастику в игровые образы, воспитатель помогает малышам лучше понять технику упражнений. Это не только оздоравливает малышей, но и развивает у них воображение, формирует осмысленную (осознанную) моторику. А еще – приносит им удовольствие и массу положительных эмоций.
Элементы гимнастики после сна
Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:
- потягивание;
- дыхательные упражнения;
- махи руками;
- поглаживание биологически активных зон;
- прыжки;
- приседания;
- несложные элементы йоги;
- пальчиковую гимнастику;
- гимнастику для глаз;
- визуально-акустические упражнения.
Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.
Видео-пример утренней гимнастики:
Цели и назначение гимнастики
Комплексные упражнения, входящие в состав гимнастики, позволяют решать важные задачи. Итак, дети спали определенное время днем. Теперь задача номер 1 – быстро и главное аккуратно устранить такие последствия сна, как раздражительность, сонливость, вялость и так далее.
Кроме того, упражнения в комплексе позволяют усилить работу дыхательной, сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции. Также гимнастика оперативно и максимально плавно улучшает работу головного мозга. Она запускает умственную активность, готовят организм к дальнейшим нагрузкам – физическим и психическим.
Что входит в гимнастический комплекс:
- разминка непосредственно в детской кроватке;
- легкий самостоятельный массаж;
- общеразвивающие упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- массаж стоп при помощи ходьбы по ребристым поверхностям;
- подвижны игры в пределах комнаты;
- обливания ног и рук холодной водой.
https://youtube.com/watch?v=CEJ4A-_3h1o
Виды гимнастики
Существует несколько классификаций.
Физкультминутки – небольшие перерывы во время учебных занятий, короткие «передышки» в течение всего дня. По продолжительности и набору упражнений различают:
- комплексы (упражнения, направленные на работу разных групп мышц);
- физкультурные паузы (6-8 общеразвивающих упражнений в течение 5-10 минут);
- мини-паузы («потянуться», «встряхнуться», «потрясти ручками»; занимают от 20 секунд до 1 минуты).
По влиянию на организм ребенка:
- общеразвивающие;
- для плечевого пояса, верхней части тела;
- для пальцев и рук;
- зрительная гимнастика;
- для повышения активности (после сна, в перерывах между монотонными занятиями);
- корректирующие осанку;
- для предупреждения плоскостопия;
- дыхательные.
Отдельно выделяют самомассаж, релаксационный тренаж (развитие умения расслабляться, снимать напряжение).
Комплекс гимнастики после дневного отдыха повышает у детей умственную и физическую активность. Организму легче подготовиться к восприятию психологических нагрузок.
Типы упражнений:
- потягивания тела;
- прыжки;
- приседания;
- махи ногами и руками;
- легкие для исполнения элементы йоги;
- разминка на тренажерах (гимнастические мячи, массажные коврики);
- занятия для восстановления мелкой моторики (разминка пальчиков, кистей рук).
В комплексы рекомендуется также включать дыхательные упражнения, закаливающие мероприятия.
Организация гимнастики
Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.
В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:
- возраст;
- физические способности детей;
- распределение нагрузки;
- комплексность упражнений;
- длительность;
- место проведения.
Возраст
С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».
В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.
В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки
Распределение нагрузки
Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:
№ этапа | Что делать | Описание упражнения | Длительность (мин.) |
1 | Потягивания рук и ног | Выполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати | 3 |
2 | Ходьба | Переход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате | 3 |
3 | Активные телодвижения | Движения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.) | 5–7 |
4 | Дыхательные упражнения | В меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики | 3–4 |
Закаливающие процедуры
В связи с большим количеством детей в группах детского сада, невозможно организовать персональный подход к каждому ребенку для разработки комплекса закаливающих процедур. Поэтому, во избежание негативных последствий, проводится ежедневное умеренное закаливание, если нет эпидемии.
В зависимости от температуры воздуха на улице, часть активных упражнений комплекса может проводиться на свежем воздухе. В холодные сезоны группа переходит на 2-3 мин. в прохладную комнату с температурой 17-19°. Дети выполняют гимнастику без обуви и носков, находясь только в майках и трусах.
Большой оздоровительный эффект имеет ходьба босиком по массажным коврикам, которая может сменяться шагами по тазикам с водой. Завершает гимнастический комплекс обширное умывание холодной водой, при этом умываются лицо, руки, шея и грудь.
При наличии возможности и по согласованию с родителями ребенка и педиатром, можно проводить усиленное закаливание с небольшой группой здоровых детей.
Гимнастика после пробуждения играет большую роль в развитии ребят, находящихся в подготовительной группе. Сонливость и вялость, как последствия сна, не позволяют детям своевременно включатся в интеллектуальные упражнения
Поэтому важно организовывать плавный переход к бодрствованию посредством зарядки и закаливающих процедур
Оформление статьи: Натали Подольская