Пример конспекта проведения гимнастики во второй младшей группе
Обычно у воспитателя в конспекте указан тематический комплекс, построенный по определенному сюжету.
На заметку! Нужно, чтобы малыши привыкли к способу пробуждения, поэтому менять комплексы рекомендуется не чаще 2-х раз в месяц.
Например: «Солнышко в гостях».
Вступление: «Ребята, пока вы спали, к нам в гости забежал маленький солнечный зайчик. Смотрите, он у вас на глазках — закрывайте скорее глазки! А теперь на носике, на щечках, на шее — погладьте себя ладошками, попробуйте его поймать. Он не озорничает, он очень хочет с вами поиграть. Вставайте скорее!».
Для большего интереса рекомендуется выполнять под знакомую детям музыку (например, песня «Я на солнышке лежу»).
- 1-е упражнение: «Солнышко улыбается». Исходное положение — стоя прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Одновременно поднимать правую руку ладошкой кверху и правую ногу. Поставить в исходное положение. То же самое с левой ногой и левой рукой.
- 2-е упражнение: «Покружимся с солнышком». И. п. — сидя, коленки притянуты к себе. По команде, мелко перебирая ножками, кружиться вокруг своей оси. Повторять не больше 5-и раз.
- 3-е упражнение: «Загораем на солнышке». Лечь в постель, вытянуться и перевернуться на живот, затем обратно на спину. В каждом положении задерживаться на 10-15 секунд.
Правильно подобранный в детсаду комплекс учит малыша просыпаться быстро и с улыбкой на лице, возвращает его к активной деятельности во второй половине дня. Для детей младшей группы крайне важны игровой подход и тематическая составляющая пробуждающей зарядки.
https://youtube.com/watch?v=vdzNdfimKmM
Что такое гимнастика после сна в детском саду
Определение по ФГОС гимнастики пробуждения, которая проводится для младшей 2 группы детского сада — это комплекс, состоящий из упражнений, позволяющих ребенку от размеренного сна постепенно перейти к активной деятельности. Проводится под плавную музыку.
Гимнастика в кроватях
Важно! Для младших дошкольников в комплексе упражнений всегда должен присутствовать сюжетный герой, за которым они «повторяют» действия
Цели и задачи гимнастики после сна
Цели комплекса пробуждения:
- Улучшение настроения малыша;
- Предотвращение возникновения плоскостопия и искривления позвоночника;
- Воспитание культуры пробуждения у воспитанников ДОУ;
- Приведение мышц всего тела в тонус.
Гимнастика выполняет в основном оздоровительную задачу, а именно: поддержание и укрепление здоровья ребенка.
Проведение тематических комплексов упражнений решает образовательную задачу и позволяет в игровой форме развивать детскую моторику и речь.
https://youtube.com/watch?v=cpJ0JLtgBQs
Конспект проведения гимнастики во второй младшей группе, автор Ершова Ирина
Обычно воспитатели используют комплексы, которые имеют сюжетную основу:
- Воспитатель: «Дети, за вами было интересно наблюдать, пока вы спали. Кто-то сопел, как маленький котёнок, кто-то во сне потягивался, как лисёнок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных».
- Комплекс гимнастики. «Звери проснулись». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
- Воспитатель. Отгадайте загадку: В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Он зубами щёлк! Это серый… (волк)
- «Приветствие волчат». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
- «Филин». И. п. — лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.
- «Ловкие обезьянки». И. п. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «животик» повернуться на живот. По команде «спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз: сначала умеренно, затем быстро.
- «Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе тянуть «м-м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
Воспитатель: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры).
Что такое гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:
- для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками);
- для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам);
- для создания игровой ситуации (подвижные забавы).
На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.
На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут
В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.
Цели гимнастики после сна
Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:
- поднятие мышечного тонуса;
- улучшение эмоционального состояния;
- предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия;
- воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.
При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.
Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.
Задачи гимнастики после сна
В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:
- профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе;
- оздоровление опорно-двигательного аппарата;
- развитие координации;
- совершенствование мелкой и крупной моторики;
- воспитание привычки правильного пробуждения.
Приёмы для проведения гимнастики пробуждения
Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:
- Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
- Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
- Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
- «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.
Упражнения ленивой гимнастики выполняются в начале комплекса
- Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
- Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
- Игра.
«Ленивые» и другие упражнения
Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:
- упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»;
- подвижные игры;
- пробежки по массажным коврикам;
- лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания;
Упражнения возле кроваток направлены на оздоровление опорно-двигательного аппарата
- музыкальные занятия с элементами хореографии;
- элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС
Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:
Название упражнений | Описание |
«Потягушки» | Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед. |
«Комарик» | Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика. |
«Мячики» | Прыжки возле кровати. |
«Большой — маленький» | Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек. |
«Колобок» | Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо. |
«Кошечка — собачка» | Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами). |
«Велосипед» | Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде. |
«Обезьянки» | Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы. |
«Греемся на пляже» | Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди. |
Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок
Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.
Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения
Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:
- «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
- «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
- «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
- «Музыканты» (выполняется под стишок):
«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);
Ножками — топ! топ! (топают по кровати);
Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);
И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).
Отдыхаем.»
https://youtube.com/watch?v=K3Hww1BRET8
Картотека гимнастики пробуждения
Как уже отмечалось, достичь целей, которые определены бодрящей гимнастикой, можно чередованием комбинацией разных видов гимнастики (обычно через полмесяца). Для второй младшей группы рационально использовать сочетание двух-трёх видов, так как в этом случае проще составить единый сюжет для всего набора — то есть удовлетворить главное требование проведения подобной оздоровительной работы: физическую нагрузку облечь в форму игры. Составление комбинаций упражнений идёт в соответствии с планированием работы с детьми конкретной группы.
Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок
Самый распространённый вид сочетаний: гимнастика, стихи и музыка. Приведём пример нескольких комплексов такой гимнастики.
- Упражнение «Потягушки». Лёжа на спине, вытягиваем руки вдоль тела.
- Вдыхаем и одновременно тянемся ручками вверх, а пятками вперёд.
- Возвращаемся в начальную позу и выдыхаем.
Упражнение «Лови комара»
- Лёжа на спине, раскидываем руки в стороны.
Делаем хлопок перед грудной клеткой.
Возвращаемся в исходную позу.
Упражнение «Велосипед».
- Лёжа на спине, сгибаем ножки в коленях.
Имитируем езду на велосипеде.
Выполняем 10–12 секунд.
Упражнение «Музыканты».
- Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки. (Дети хлопают).
Наши ножки: топ, топ. (Малыши топают).
Наши ручки: хлоп, хлоп! (Снова хлопают).
Вниз ладошки опускаем, (Руки расслабляем и опускаем вдоль туловища).
Отдыхаем, отдыхаем.
Упражнение «Весёлые ножки».
- Выше ножки! Топ, топ! (Дети топают).
Веселее! Гоп, гоп! (Подпрыгивают).
Колокольчик, дон, дон! (Делают движение рукой, как будто в ней колокольчик).
Громче, громче, звон, звон!
Гоп, лошадка, гоп, гоп! (Подпрыгивают).
Тпру, лошадка: Стоп, стоп! (Останавливаются и опускают руки вдоль туловища).
Инструкция к упражнениям общеразвивающего характера и самомассажу:
- Ложимся на спину.
- Поворачиваем голову вправо, влево.
- Поглаживаем руки, животик, ноги, пятки.
- Сгибаем ноги, обхватываем коленки руками и постепенно выпрямляем ножки.
Стихотворение для упражнения в кровати с элементами гимнастики для органов дыхания.
- Птичка села на окошко, Во дворе мяукает кошка — Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
- Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки. (Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка. Дети выполняют движения согласно тексту).
- Наши сонные ладошки Просыпались понемножку, В прятки весело играли — Пальцы в кулачок сжимали.
- Пальчики на наших ножках Знают в парке все дорожки. Проверяют — где там пятки, И играют с нами в прятки.
- Мы почти уже проснулись, Наши ручки потянулись, Помахали над простынкой, Дружно спрятались за спинку.
- Сцепим ручки мы в «замочек» У себя над головой. Правый, левый локоток Мы сведём перед собой. Не хотят коленки спать, Им давно пора вставать.
- Мы коленки выставляли, Быстро ножки выпрямляли. Наши ротики — молчок, Тренируем язычок: Его спрячем и покажем. «Добрый день!» — мы звонко скажем.
- Будем глубоко дышать, С шумом воздух выдувать. Наши носики проснулись, Мы друг другу улыбнулись! (встают на коврики рядом с кроваткой).
Инструкция к упражнению «Вырастем большими»:
- Становимся на коврики, руки опускаем вдоль тела.
- Ноги ставим на уровень плеч.
Ходьба по массажным коврикам очень полезна для профилактики плоскостопия
- На вдохе поднимаем ручки вверх, прогибаемся и поднимаемся на носки.
- Опускаем руки, становимся на ступню полностью и выдыхаем со звуком «у-х-х-х».
- Повторяем 4–5 раз.
Виды гимнастики пробуждения
Разные виды гимнастики призваны решать отдельные задачи. Поэтому так часто планируется зарядка для пробуждения на недели вперед. Например, в первом комплексе дети разминаются исключительно в кроватях. Второй комплекс включает активные виды упражнений, такие как прыжки и приседания.
Виды гимнастики пробуждения:
- Упражнения для дыхания;
- Занятия музыкально-ритмические;
- Корригирующие упражнения и комплексы (предотвращающие плоскостопие (ходьба по коврикам с различными поверхностями) или заболевания (закаливание));
- Упражнения с инвентарем (обручи, мячи и т. д.);
- Сюжетно-ролевые игры;
- Разминка в постели.
Летом гимнастику советуют проводить на улице в кроссовках или чешках. Легкая разминка в этом случае включает в себя бег, прыжки, приседания, ходьбу по массажным поверхностям и закаливание.
Дополнительная информация! Все необходимые упражнения можно взять из книги Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия (для детей 3-4 лет)».
Разновидности гимнастики пробуждения