Типичные стереотипы
1. Толстый ребенок – здоровый ребенок, худой ребенок – больной (или заболеет).
Этот стереотип пришел к нам из советского прошлого. Крепкий краснощекий малыш смотрел на родителей с плакатов в детской поликлинике, он отражался в гневных взорах бабушек, меряющих здоровье детей только килограммами. В поликлиниках до сих пор сверяют здоровье всех детей по одной таблице. Таблицы давно устарели, их нормативы прописаны для советских детей, которых кормили манной кашей с трех месяцев. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=1178 Здесь можно ознакомиться с современными нормативами для детей от 0 до 2 лет.
Специалисты различают худобу патологическую и здоровую. При патологической худобе, если она явилась следствием заболевания, у ребенка наблюдается нарушение термобаланса (“мерзлявость”), вялость, сонный взгляд, отсутствие интереса к активной жизни. Недобор веса не лечат увеличением количества пищи. При патологиях нужно лечить болезнь. Если лечить нечего, значит, у ребенка генетическая предрасположенность к стройности. Своя собственная индивидуальная стройность, которая не является проблемой. Если ребенок не вялый, активно развивается и редко болеет простудными заболеваниями – значит, он получает качественное питание. И он имеет полное право быть стройным.
2. Все, что полезно для взрослого – полезно и для ребенка.
Это одно из самых вредных заблуждений. Органы пищеварения, печень и почки ребенка еще недостаточно развиты. Взрослому человеку, питающемуся в течение дня не очень правильно, обязательно нужно пить кефир, чаще налегать на фрукты. Его микрофлора УЖЕ подпорчена несбалансированным питанием. Органы ребенка развиваются по программе, заданной природой. Ей не нужно мешать. Не нужно давать кефирчик пораньше и побольше «для пользы» – микрофлора ребенка не нуждается в таком количестве молочнокислых бактерий. Не надо перекармливать малоешку фруктами – витамины не откладываются про запас, кроме одного-двух.
3. Весь день ничего не ел – пусть хоть что-нибудь съест.
Это самый опасный стереотип. Кидать в пустой желудок горсть печенья категорически нельзя, эта неожиданная для желудка пища вызовет раздражение слизистых. Нужно четко определить для себя: кормите ли вы ребенка полезной пищей, или вы рисуете для себя картинку «ребенок – ест». «Мне так спокойнее!» – говорят мамы. Убийственная позиция. Через год-два она убьет здоровье, а пока что перекусы мало-помалу точат иммунитет.
Детские диетологи приходят к общему мнению: приучать к правильной еде нужно не детей, а их родителей.
Дети как раз знают, чего они хотят, они чутко прислушиваются к природным импульсам внутри себя. Родители большей частью руководствуются стереотипами. Мамам нравится изображать Мам с большой буквы, их попытки насильно закормить ребенка иногда превращаются в позёрство: мол, смотрите, какая я настоящая Мама, я все силы вкладываю в борьбу за питание! Под вечер настоящая мама падает в изнеможении, испытывая удовлетворение от своих мук. Ребенку все это не надо, но кто же ее пожалеет, если она не будет страдать? Маме тоже порою не хватает внимания, и она «вымогает» его, преувеличивая свой неблагодарный труд на поприще воспитания малоешки.
Сделайте еду интересной
Редко, но случается: дети реально недоедают из-за неутомимого желания заняться чем-нибудь другим. Как Маша из мультика «Маша и медведь», которая, пока ищет в кладовке нужную вещь, поиграет по пути всем, что найдет. У активных детей стремление переключиться срабатывает за минуту, доводя маму до истерики. («Кого уж родили, как уж воспитали!» — подпевает невидимый хор Анонимных Докторов Диванных Наук из интернета).
Попытайтесь наделить еду небанальными качествами. Купите приспособления для фигурной нарезки овощей. Потренируйте фантазию, не зря же вы ребенку книжки читаете. На кого похожа морковка? На что способна картошка-тихоня? Что защищает замок из горки пюре? Сделайте разноцветное ассорти из кусочков овощей, это будет войско, готовое победить. В продаже можно увидеть специальные терки для ленточек из овощей, с их помощью морковь или цуккини превращаются в «спагетти». Поменяйте детскую посуду на посуду цветную или необычной формы. Суп разрешаем пить из кружки, а овощи надеваем на шпажки. Возможно, ребенку понравится обмакивать овощи, нарезанные брусочками на манер картофеля фри, в соус из сметаны или йогурта с зеленью.
Наши следующие материалы:
Фото: www.globallookpress.com, www.pexels.com
Ребенка трудно накормить без бутылочки?
Многие малыши привыкают есть из бутылочки и потом не хотят есть «как взрослые». Чем позже вы отучите кроху от бутылочки, тем сложнее приучить его пить из чашки и есть ложкой.
Приучать к поильнику и к чашке можно начинать уже примерно в 9 месяцев.
Но сперва проверьте, готов ли ребенок к этому:
- Может ли он сам сидеть и держать голову без поддержки?
- Открывает ли малыш рот, когда его кормят из ложки?
Если ребенок способен делать эти вещи, он готов к поильнику.
Знакомьте с поильником медленно. Сперва покажите малышу, как им пользоваться. В течение нескольких дней заменяйте питье из бутылочки во время кормления на питье из поильника. Сегодня на завтрак используйте поильник, в другие приемы пищи — бутылочку. Завтра давайте его уже в два приема пищи. Но если ребенку так сложно, лучше сразу перейти на поильник.
Что еще поможет:
- Говорите малышу, что он уже вырос и ему не нужна бутылочка.
- Хвалите его, когда он пьет из поильника или чашки.
- Если ребенок достаточно взрослый, дайте ему выбрать поильник самому.
Накормить нехочуху
Когда ребенок отказывается есть, родители считают его привередой в еде. Человек, который разборчив в еде, обычно не ест определенные продукты или ест только одну и ту же еду каждый день. Пока вся семья с удовольствием ест разные блюда, малыш может выбирать только курицу, любимый бутерброд или яблоко.
Если это ваш случай, убедитесь, что он разборчив в еде только в силу своих вкусовых предпочтений.
Также проблемы могут быть в другом:
- Ребенку не нравится текстура новой еды
- Ему трудно жевать или глотать определенные продукты
- Мама показывает свою нелюбовь к еде и он тоже начинает отказываться есть
- Родители стараются насильно накормить малыша. В итоге он протестует
Витамины
Витамин А благотворно влияет на зрение, на рост организма и состояние кожи и слизистых покровов человека. Содержится: рыбий жир, печень говяжья, морковь, перец красный, щавель, лук зеленый, помидоры красные, абрикосы, масло коровье. Витамин А относится к группе так называемых жирорастворимых витаминов. Поэтому он усваивается лучше и быстрее, в овощи добавить масло.
Витамин С – один из важнейших витаминов, при недостатке этого витамина происходит снижение иммунитета, ребенок становится более восприимчивым к различным заболеваниям, в том числе и инфекционным. Больше всего витамина С в плодах шиповника, черной смородине, красном перце, апельсинах. Далее по убывающей: капуста цветная, лук зеленый, щавель, шпинат, капуста краснокочанная, красные помидоры, лимоны, яблоки, мандарины, красная смородина, капуста белокочанная.
Витамин В1 участвует в регуляции обмена углеводов. При недостаточном поступлении этого витамина в организм происходит раздражение нервных окончаний, что проявляется возникновением болевых ощущений в мышцах, в желудочно-кишечном тракте, в сердце и т.д. В большом количестве этот витамин содержится в дрожжах, в хлебных изделиях и в крупах. И далее по убывающей: свинина, горох, овсянка, фасоль, гречка.
Витамин В2 очень важен в период роста человека. Если ребенок испытывает дефицит этого витамина, то заметно задерживается рост. Когда родители вдруг замечают, что их ребенок значительно отстает в физическом развитии от своих ровесников, не прибавляет в весе, то должны задуматься, достаточно ли ребенок получает с пищей витамина В2. Им богаты: куриное яйцо, творог, сыр, хлеб бородинский, гречка, молоко коровье, овсянка.
Витамин РР напрямую влияет в организме на процессы окисления. Если ребенок испытывает недостаток этого витамина, то становится слабым, вялым, быстро утомляется, легко раздражается. Его содержат: гречка, хлеб пшеничный, мясо и рыба, фасоль, овсянка, картофель, хлеб ржаной.
Витамин D необходим не только ребенку первых лет жизни, поскольку принимает непосредственное участие в обмене кальция и фосфора в организме. Недостаточное содержание витамина D приводит к снижению усвоения кальция. Он образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Источником витамина D является рыбий жир.
Витамин В12 – если этого витамина мало, может развиться тяжелая анемия. Основные источники (по мере убывания): печень говяжья, почки говяжьи, желток яйца.
Витамин В6 принимает активное участие в обмене ряда аминокислот, т. е. напрямую влияет на обмен белков. Поэтому этот витамин очень важен для растущего детского организма. Это один из тех редких витаминов, способных образовываться в организме (он синтезируется микрофлорой кишечника). Внешними источниками являются дрожжи, печень, яичный желток, бобовые, мясо, молочные продукты.
С учетом вышеизложенного формируем рацион нашего малоешки. Все эти продукты варьируются, дополняются, все это гораздо полезнее, чем рацион вида «три печеньки, булочка, взрослый йогурт, колбаса и пельмени».
Если ребенок совсем не ест молоко, кефир и творог, их можно заменить: детским йогуртом, детской молочной или кисломолочной смесью (Тема, Агуша), сыром (не более кусочка в день), молоком козьим или соевым – вдруг, понравится. Взбейте творожок с фруктами в блендере, делайте коктейли и супы с добавлением молока.
Если ребенок совсем не ест овощи вареные – возможно, он полюбит сырые, запеченные – или ассорти на тарелке, которое можно есть руками.
Если ребенок не любит кашу, добавляйте крупу в суп, котлеты, сырники. Попробуйте макароны из разных круп (гречневые и пр.) В магазинах и аптеках продаются детские хлебцы из гречневой, кукурузной и рисовой крупы. Ржаные или пшеничные хлебцы давать детям нельзя, они состоят из жесткой клетчатки, которая может вызвать сильное расстройство желудка и кишечника.
Если ребенок не любит мясо, его частично заменят молочные продукты, яйца, сыр, горох, фасоль, соя, баклажаны, рис.
Для утоления «ночного жора» (иногда ребенок охотно ест за час-полчаса перед сном) используйте зеленые яблоки, кефир, сырую морковь.
Для своего успокоения ведите записи: записывайте, сколько и какой еды съел ребенок за сутки. Скорее всего, ее окажется не так уж мало. А у вас будет возможность корректировать его рацион в сторону пользы.
Каждый ребёнок индивидуален. У каждого человека гены определяют разные потребности, а потому невозможно точно ответить, сколько же должен есть ребёнок. Дети зачастую лучше родителей знают, сколько еды им нужно. Поэтому Ваша задача – обеспечивать полезные продукты и блюда и вовремя приглашать ребёнка к столу.
Сбалансированное питание – что это за зверь?
Типичная картина неправильного питания: ребенку пихают наваристый мясной бульон «посытнее», тут же бабушка кормит пирожком «пока свежий», все это предлагают запить «растишкой», потому что йогурт – это полезно. Никто особо не разбирается, что на самом деле приносит пользу, но картинка уже нарисована, взрослые – удовлетворены.
Ребенок должен получать пищу, соответствующую его возрасту.
До трех лет ребенок питается едой, предназначенной строго для детского питания (ничего жареного, острого, пересоленного). Взрослые термизированные продукты с консервантами и ароматизаторами не являются заменой здоровому питанию. Например: творожная паста с фруктами, растишка, сырки в шоколаде не заменяют творог
Особенно важно разнообразить пищу детей. Однообразная пища перенасыщает организм каким-либо питательным веществом, и, естественно, организм относится к нему отрицательно
Если ребенка в течение длительного времени кормить одним каким-либо блюдом в обильном количестве, у ребенка надолго пропадает аппетит к нему. Часто мамы говорят: раньше хоть гречку по утрам ел, теперь и ее не хочет! И правильно делает.
Если ваш ребенок – малоешка, каждый раз предлагайте ему что-то новое.
Одни и те же блюда можно бесконечно разнообразить, добавляя овощи в кашу, крупу в супы, посыпая блюда тертым сыром или сухариками, детским печеньем, фигурками из овощей.
Ниже приведены нормы для детей раннего и дошкольного возраста. Возможно, увидев их, вы поймете, что ваш ребенок – вовсе не малоешка. Нормы существуют для того, чтобы понять, насколько меню вашего ребенка соответствует его потребностям в витаминах, минералах, белках, жирах и углеводах, клетчатке и пр.
Возрастные кризисы и аппетит
Проблемы с аппетитом у детей часто обостряются в моменты возрастных кризисов. Ребенок с рождения чувствует ответственность мамы за свое кормление. Она может не заниматься ребенком каждую минуту, не переодевать по сто раз в день и даже не гулять – но кормить она обязана. Первые попытки манипулирования начинаются с отталкивания груди (бутылочки). Ребенок утверждает свое «я», он понимает, что маме придется уговаривать его, задабривать. Эти детские реакции – абсолютно нормальны, они указывают на формирование здоровой психики.
Возрастной кризис года. Кризис могущества, самостоятельности. Многие дети, прекрасно кушавшие прикормы до года, «вдруг» становятся малоешками. Психологи называют второй год жизни малыша возрастом эйфории, именно в это время ребенок буквально ликует от своего могущества. Он понимает, что может по своей воле разобрать пульт от телевизора, убежать от мамы на прогулке или отказаться открывать рот во время еды – все это в его власти. Хорошо, если малыш будет твердо знать, что вы расцениваете его упрямство за обедом как нежелание есть и долго уговаривать не намерены. Не тратьте время на уговоры! Захочет – поест в другое время.
Возрастной кризис трех лет. Если в один год малыш уверен, что он уже очень большой, то в три года ребенок начинает понимать – он совсем еще маленький. Сравнивая себя с взрослыми, кроха замечает, что они сами решают, во что им одеваться, чем питаться. А трехлетний кроха этой свободы лишен. Так начинаются протесты и истерики, в том числе и за едой. Иногда такие капризы обусловлены еще и недостатком внимания
Ведь отказ от обеда или намеренно замедленное поведение за столом – действенные способы привлечь внимание родителей. Часто этот путь борьбы за мамино время дети выбирают, когда в семье появляется второй ребенок
«Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу.
В промежутке от трех до пяти лет детский организм растет гораздо медленнее. А значит, ему нужно меньше питательных веществ. Этот возраст официально называют возрастом малоешек: ребенок вправе питаться совсем мало. Но родители должны следить, чтобы эти малости были разнообразными.
Причинами плохого аппетита могут стать:
– нервное состояние кормящего родителя.
Ребенок понимает, что акт кормления вызывает у мамы (папы, бабушки) стресс, и от него лучше отказаться.
– излишняя настойчивость при кормлении ребенка.
Полные ложки, еле влезающие в рот, ускорение, придаваемое ложкам, расценивается как насилие.
– перекусы.
Одно несчастное печенье может отбить аппетит до самого ужина. Перекусы не возбуждают пищеварительную систему, они приводят к тому, что организм потом не среагирует на появление полезной тарелки с кашей или супом: желудочный сок не вырабатывается, аппетит не появляется, ребенок НЕ ГОТОВ к получению пищи.
– погони за ребенком по всей квартире с ложкой.
Он все равно не концентрируется на еде, а это означает, что его организм не получает сигналов о приеме пищи, пища плохо переваривается, не усваивается. Возможны дальнейшие проблемы с пищеварением, высыпания на коже. Не прибегайте к помощи телевизора по той же причине: ребенок обязательно должен понимать, что он принимает пищу. Не заставляйте ребенка доедать оставшееся, если он не хочет. Нарушение одного или более одного из этих советов напрямую ведет к «малоешству»: у ребенка запускается психологическая программа на подавление интереса к пище.
– низкая физическая активность.
Возможно, ребенку элементарно хватило еды, и он пока не хочет больше. Например: с утра съел кашу, затем пропустили прогулку, ничем энергозатратным не занимались – в итоге ребенок не нагулял аппетит, и каши ему вполне хватило на полдня.
– дети нервные и легковозбудимые едят гораздо хуже.
У них меньше слюны выделяется в процессе еды. Они с трудом едят плотную и сухую пищу, часто не любят «комочки». Отнеситесь к пожеланию своего ребенка с уважением.
Ничего страшного, если ребенок до трех лет питается детскими банками. Никто не должен клеймить маму позором, если она «все еще» перетирает 3-4-летнему ребенку овощи в суп блендером. Позвольте ребенку питаться так, как он хочет, и меньше оглядывайтесь по сторонам. Если ребенок плохо ест – сокращайте количество вредной еды, а не увеличивайте его! Уберите из рациона сладкие и печеные продукты, сухие завтраки. Быстрые сладости (или бесконечные куски хлеба с сыром) сбивают представление ребенка о правильной еде.
Как создать здоровые пищевые привычки ребенка
У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.
Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет.
- Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
- Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
- Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
- Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
- Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
- Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
- Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
- Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
- Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
- Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.
Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.
- Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
- Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
- Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.
10 правил, которые помогут накормить ребенка
2. Ограничьте отвлечения.
Если ребенок во время обеда смотрит мультфильмы, играет в игру, он может легко потерять интерес к еде. Со стороны гаджеты кажутся нам хорошим способом усадить ребенка за стол, но на самом деле они отвлекают от приема пищи. Установите дома правило — есть всем членам семьи без телефонов и с выключенным телевизором.
3. Следите за размером порций.
Возможно проблема не в том, что ребенок не хочет есть, а в том, что он отказывается съедать всю еду, которая у него на тарелке. Помните, что детям не нужно столько еды, как взрослым. Если размер порции слишком велик, малыш не в состоянии все съесть. Не потому, что он вредничает, а потому, что он уже наелся. Лучше сократить размер порции. При необходимости малыш попросит добавки.
5. Убедитесь, что время кормления не слишком поздно и малыш еще не устал.
Вам тяжело будет заставить есть ребенка, если он сонный и переутомленный. Пересмотрите режим питания и не кормите, когда уже пора спать.
6. Следите за своими эмоциями, когда кормите ребенка.
Уговоры, угрозы или крики не помогут вам заставить малыша есть. Как только он расстроится и станет плакать, он точно откажется от еды.
7. Привлеките ребенка к приготовлению пищи и выбора новых продуктов.
С подросшим малышом решите, что сегодня приготовить, вместе составьте список продуктов. Ребенок с большей вероятностью станет есть то, что сам приготовил.
8. Сократите количество перекусов и напитков, кроме воды, между приемами пищи.
Некоторые дети отказываются есть основную еду, если было слишком много перекусов. У малышей размер желудка меньше, чем у взрослых, и они быстрее насыщаются. Если ребенок не голоден, вряд ли он будет есть.
9. Разберитесь, какой стиль питания у малыша.
В течение дня его аппетит может меняться. Некоторые дети не едят плотно ужин, но хорошо съедают завтрак и обед.
Больше советов, что делать, если ваш ребенок плохо ест, читайте здесь.
Как вызвать интерес к еде у ребенка
- Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
- Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
- Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
- Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
- Будьте образцом для подражания — не смотрите телевизор за едой.
- Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом
Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении
В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Суточный рацион детей от года до трех лет
На первом месте в питании ребенка остаются молоко и молочные продукты (300—600 г в сутки с учетом и того количества, которое используется для приготовления различных блюд). Кефир: не более 200 мл, йогурт – не более 100 мл, творог: не более 70—90 г, сыр: 3 г. Яйца: ½ в день и не чаще трех раз в неделю. Норма мяса: 80 г. Колбасные изделия, ветчина любых сортов в меню детей второго года жизни не включаются. На третьем году разрешаются изредка взамен мяса молочные сосиски, сардельки, нежирные сорта вареных колбас. Норма рыбы: 25 г. Мясо обязательно подается с овощами для лучшего усваивания, и только в первой половине дня, т.к. оно переваривается 5-6 часов. Растительное масло – 6 г, сметана – 10 г, сливочное масло – 17 г. Суточная норма картофеля для детей этого возраста 150 г (примерно две картофелины среднего размера), других овощей — 200 г. Каши — очень сытное блюдо детского питания, богатое крахмалом. Однако кашами не надо злоупотреблять. Некоторые злаки содержат фитиновую кислоту, нарушающую усвоение кальция из пищи (это ослабляет нормальное формирование скелета). Каши не стоит давать больше одного раза в день. Вполне достаточно детям до двухлетнего возраста поесть каши один раз за два дня, а на третьем году жизни — один раз в 2-3 дня. Блюда из макаронных изделий включаются в рацион ребенка вместо крупяных. На третьем году жизни детей можно кормить блюдами из муки (блины, блинчики, оладьи). В любое время года ребенок обязательно должен есть свежие фрукты. Их суточная норма 100-120 г. Хлеба дается 90 г в день. В основном это белый хлеб (60 г), в обед можно съесть кусочек черного (30 г). Можно давать сухое печенье (10 г в день). Суточная норма сахара — 20 г, кондитерских изделий — 7 г. Как десерт или средство поощрения можно давать в небольшом количестве пастилу, зефир, мармелад. Совершенно недопустимы до трехлетнего возраста шоколад, шоколадные конфеты и другие изделия с шоколадом. Они излишне возбуждают нервную систему ребенка, замедляют перистальтику кишечника.
Когда НАДО придумывать рецепты с секретом
— Для маскировки нелюбимых ингредиентов существует одно «надо»: если вам это удобно. Например, вы храните великолепный урожай с дачи. Или семья питается примерно одинаково, одни и те же блюда воспринимает с восторгом. И только маленький непоседа капризничает. Но у вас и так хватает забот с планированием рациона: работа, домашние обязанности отнимают силы. Может, просто как-то спрятать кабачок? Уговорить на кашу, чтобы утром готовить ее для всех? В общем, во главе угла — комфорт и удобство. А не борьба за каждый витамин, не бег по квартире с ложкой и не еда под мультики и мамины африканские пляски.
— Еще одна причина также связана с личным удобством. Стоит где-то упомянуть, что вы «прячете» овощи, чтобы ребенок их ел, вас могут утопить в критике. Зачем столько усилий, ребенок вырастет без картошки, крахмал вреден, витаминов ноль… Но есть мамы, которым так спокойнее. Они потихоньку добавляют крохи овощей в блюда ребенка, перемалывают их блендером, вырезают снежинки и рисуют рожицы, лишь бы съел. И, если ест — им спокойнее. Вот и всё. Здесь некого осуждать. Это уютная жизненная история без насилия и драмы.
— Приучение к здоровой пище — это элемент воспитания. Не любая мама сможет сдержать себя впоследствии, если ребенок продолжит капризничать в еде, и не начнет ради своих нервов («что-то поел!») покупать ему вредности. Ситуации «он это не ел, а потом вдруг как начал метать после трех лет!» случаются сплошь и рядом. Иногда стоит ради них и прятать, и проявлять настойчивость.
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
- Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
- Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
- В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
- Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
- Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
- Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
- Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Приятного аппетита вашему малышу!