Содержание
Слайд 1
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
(2 часть)
Слайд 2
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики
Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Слайд 3
В программе «От рождения до школы», автор Веракса начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 4
Средства
Методы
Формы
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения);
личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры);
общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Слайд 9
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Слайд 10
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления
Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей
Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Слайд 11
Мальчик и девочка – два разных мира.
Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Слайд 12
Попробуйте составить рассказ по картинке, связав его с воспитательным моментом.
Слайд 13
«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»(из опыта работы)
Инструктор по физической культуре
Ткаченко С.И.
Слайд 14
Мальчики
Написать – определение:
«мальчики – это…
мальчики должны быть….».
Слайд 15
«Музыка- одно из средств формирования полоролевого поведения детей» (из опыта работы)
Музыкальный руководитель:
Купцова Е.М.
Слайд 16
Мамы
Выбирать игрушку для сыночка;
объяснить свой выбор.
Слайд 17
«Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников»(из опыта работы)
Воспитатели:
Скударнова Н.А., Морозова Т.В., Куманеева Т.И., Готина Н.М.
Слайд 18
Задание № 4 «В гостях у сказки»
Девочка
Выбрать сказки, которые бы вы хотели прочитать своей девочке.
Назвать сказки, которые выбрали для чтения
Объяснить, почему.
Мальчик
Выбрать сказки, которые бы вы хотели прочитать своему сыну.
Назвать сказки, которые выбрали для чтения
Объяснить, почему.
Слайд 19
Воспитатель:
Румынина М.В.
Слайд 20
Воспитатели: Анциферова А.С., Израйлова О.П., Михеева Г.В., Гергенрейдер Л.А.
Слайд 21
Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Слайд 22
Посмотреть все слайды
Содержание
Слайд 1
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
(2 часть)
Слайд 2
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными
Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики
Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Слайд 3
В программе «От рождения до школы», автор Веракса начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 4
Средства
Методы
Формы
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения);
личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры);
общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Слайд 9
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения
Слайд 10
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления
Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей
Надо помочь ребенку реализовать эти представления
Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей
Слайд 10
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления
Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка
Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Слайд 11
Мальчик и девочка – два разных мира.
Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Слайд 12
Попробуйте составить рассказ по картинке, связав его с воспитательным моментом.
Слайд 13
«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»(из опыта работы)
Инструктор по физической культуре
Ткаченко С.И.
Слайд 14
Мальчики
Написать – определение:
«мальчики – это…
мальчики должны быть….».
Слайд 15
«Музыка- одно из средств формирования полоролевого поведения детей» (из опыта работы)
Музыкальный руководитель:
Купцова Е.М.
Слайд 16
Мамы
Выбирать игрушку для сыночка;
объяснить свой выбор.
Слайд 17
«Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников»(из опыта работы)
Воспитатели:
Скударнова Н.А., Морозова Т.В., Куманеева Т.И., Готина Н.М.
Слайд 18
Задание № 4 «В гостях у сказки»
Девочка
Выбрать сказки, которые бы вы хотели прочитать своей девочке.
Назвать сказки, которые выбрали для чтения
Объяснить, почему.
Мальчик
Выбрать сказки, которые бы вы хотели прочитать своему сыну.
Назвать сказки, которые выбрали для чтения
Объяснить, почему.
Слайд 19
Воспитатель:
Румынина М.В.
Слайд 20
Воспитатели: Анциферова А.С., Израйлова О.П., Михеева Г.В., Гергенрейдер Л.А.
Слайд 21
Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво
Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.
Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей
Слайд 22
Посмотреть все слайды
Советы воспитателям
Советы воспитателям
Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.
Основные советы воспитателям:
- С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками – крупной.
- На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания.
- Для девочек будут полезны различные головоломки.
- Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло.
Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают.
Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье: консультация для родителей
Если в детском саду мальчики ведут себя в соответствии с женскими нормами поведения, а девочки с мужскими — нужно немедленно провести консультацию с родителями, чтобы исправить появившиеся проблемы и отклонения.
Роль родителей в гендерной социализации ребёнка
Родители играют основную роль в гендерной социализации ребёнка, с самого детства прививают своему отпрыску определённые нормы поведения, закладывают моральные ценности в общих понятиях.
Различия в воспитании девочек и мальчиков
Детские психологи утверждают, что нужно проявлять терпение по отношению к ребёнку, а также учитывать различия в моральных, общественных ценностях мужчин и женщин.
Различия девочек и мальчиков
Если в семье растёт дочка
Если в семье растёт дочь, маме нужно уделять особое внимание своему ребёнку. Именно она прививает девочке женские ценности, учит готовить, убираться в доме, показывает модели поведения правильной заботы о детях, развивает женственность
Если родители имеют сына
В данном случае основную воспитательную роль на себя должен брать отец. Он обязан прививать сыну мужские ценности, привлекать его к различным мужским работам по дому, обучать строительству.
Мальчика можно записать на спортивные секции, чтобы он приобрёл некоторые полезные навыки, смог постоять за себя, научился добиваться поставленных перед собой целей.
Воспитание ребёнка — сложная работа для каждой семьи. Стоит ориентироваться на круг интересов ребёнка, «содержание» его мыслей и желаний, а не заставлять его делать то, что интересно родителям. Гендерная самоидентификация играет важную роль в современном мире.
Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно воспитать полноценную личность. Нужно создать определённые условия для традиционного воспитания личности.
Игра, как основа гендерного воспитания
Игра является основным видом деятельности дошкольников. В сюжетно-ролевых играх они усваивают основы гендерного поведения, малыш принимает на себя определённую роль и далее действует в соответствии с нею. По игре можно заметить существенное различие между мальчиками и девочками. Мальчики любят наполненные движением, шумные игры, в то время как девочки стремятся к играм на семейно-бытовые темы. В детсадовских группах нужно создать условия для таких мальчишеских игр, как «рыцари», «военные», «матросы», «пожарные», а для девочек нужно устраивать игры в «кукольный уголок», «салон красоты» со всеми соответствующими аксессуарами.
Очень значимой педагогической задачей при совместном воспитании детей обоих полов является преодоление между ними разобщённости, организация совместных игр, где дети учились бы действовать сообща, но руководствуясь своими гендерными особенностями: девочки избирали бы для себя женские роли, а мальчики – мужские.Не только преподавателями в детском саду, но и родителями при гендерном воспитании дошкольника полезно владеть следующими приёмами:
Чтобы внедрить гендерный подход при приобщении дошкольников к началам труда, желательно, чтобы в «мастерской Самоделкина» и на «детской кухне» было соответствующее оборудование, материалы и инструменты.
При работе с детьми, касающейся их гендерного воспитания, имеет смысл обращать внимание на следующие моменты:
- ролевая атрибутика и игровой материал должны быть привлекательными, чтобы в игре детей отражались правильные образы мужского и женского поведения;
- игровой материал должен быть полным и достаточным.
Одним из любимейших занятий как мальчишек, так и девчонок, является конструирование. Мальчики особенно к нему тяготеют. Необходимо наличие нескольких видов конструкторов (мелких и крупных напольных) различного назначения и видов. Нужны также мелкие игрушки для обыгрывания и образцы построек.
Есть место гендерному подходу и при становлении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты в старших группах следует закрепить таблички с условными изображениями, позволяющими детям понять, кто сейчас туда может войти: девочка или мальчик.В познавательной деятельности должны присутствовать моменты, дающие детям знание о:
- противоположном поле;
- мужской и женской профессиональной деятельности;
- нравственно-этической и семейно-бытовой культуре;
- народных традициях;
- обычаях воспитания.
Хоть и важно формирование представлений о настоящих женщинах и мужчинах, но им нельзя ограничиваться, а следует помочь детям эти представления реализовать. Для этого можно использовать как естественные ситуации, так и искусственно созданные проблемы, близкие детскому жизненному опыту.Детям можно предложить ситуации, где им приходится прогнозировать свои поступки. Одна из типичных проблемных ситуаций «Перед тем как сделать что-то, вспомни – мальчик ты или девочка и как себя нужно вести девочке или мальчику, чтобы не было неприятностей?»
При моделировании создаётся некая проблемная ситуация, где у ребёнка есть выбор из нескольких действий.
Девочки и мальчики – словно два разных мира. Заинтересованные в гендерном воспитании взрослые всегда способны эти задачи решить
Одна из типичных проблемных ситуаций «Перед тем как сделать что-то, вспомни – мальчик ты или девочка и как себя нужно вести девочке или мальчику, чтобы не было неприятностей?». При моделировании создаётся некая проблемная ситуация, где у ребёнка есть выбор из нескольких действий.
Девочки и мальчики – словно два разных мира. Заинтересованные в гендерном воспитании взрослые всегда способны эти задачи решить.
Мальчики и девочки. Проблему гендерного воспитания обсудили педагоги детского сада № 101.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В СП детском саду № 101 прошел семинар — практикум «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Целью данного мероприятия было повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ при планировании образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода к организации работы с мальчиками и девочками. Актуальность темы раскрыла воспитатель Ахметянова Сазида Фарвазовна которая обозначила проблему — если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня» Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. В процессе семинара – практикума еще раз были озвучены требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении, изменениях образовательного процесса в соответствии с ФГОС. С особенностями развития мальчиков и девочек поделилась воспитатель Старцева Ирина Матвеевна, воспитатель Машкина Галина Кирилловна раскрыла суть социализации мальчиков и девочек в игре. У каждого педагога есть свои находки, педагогические «изюминки», которые смогут помочь другим воспитателям в работе с детьми. Опытом работы по применению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам поделились воспитатели средней группы Жемела Анжелика Федоровна, Головских Светлана Борисовна. В заключение семинара-практикума педагогам была представлена возможность определить различия в развитии мальчиков и девочек, распределив их в соответствующие колонки
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью, подводя итог семинара – практикума в каждой дошкольной группе было решено реализовать детско-родительские проекты «Птица семейного счастья», «СемьЯ»
Гендерное воспитание девочек
Вот некоторые рекомендации родителям девочки для того, чтобы воспитать из нее настоящую женщину:
Между матерью и девочкой должны складываться теплые, доверительные отношения;
Отец тоже должен уделять внимание, показывая, что дочь – человек другого пола, достойный внимания и любви;
Мать должна вести с девочкой регулярные беседы “по душам” наедине;
Дочка должна быть привлечена к ведению домашних дел под руководством матери;
Девочку необходимо обеспечить игрушками, символизирующими женские занятия: наборами посуды, куклами, игрушечной мебелью;
Дочку следует познакомить с такими кружками, как танцы, художественная гимнастика, балет, также она может заинтересоваться музыкальной или художественной школой;
Девочки любят внимательно изучать людей и их взаимоотношения, им интересны эмоции и чувства.
Особенности гендерного воспитания
Вовсе не обязательно запрещать девочкам играть в какие-то “мужские” игры, а мальчикам – забавляться с куклами
Важно лишь то, что детям необходимо научиться различать роли, которые должен играть мужчина, и роли, которые в обычной жизни играет женщина
Прежде всего, именно родителями закладываются основы гендерного воспитания детей, и от них зависят дальнейшие успехи в понимании закономерностей окружающего мира.
Гендерное воспитание в семье не должно строго отграничивать мальчиков и девочек. Не стоит всю нежность тратить только на девочек, а то и вовсе сюсюкаться с ними, неправильно полагая, что мальчики не нуждаются в заботливом и ласковом отношении.
Родители и сами должны проявлять соответствующее своей гендерной принадлежности поведение, иначе дети, копируя взрослых, все равно не смогут получить правильное гендерное воспитание.
В семье все должны проявлять друг к другу доверие и всегда быть готовыми прийти на помощь. В таком случае ребенок вырастет в полноценную личность.
Частой проблемой гендерного воспитания является то, что детей с самого появления на свет преимущественно окружает женская половина населения. Дома мамы и бабушки, в садике – воспитательницы, в школе – учительницы. Больше всего страдают от этого мальчики, поэтому мужчины также должны принимать непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.
Семья – основа гендерного воспитания
Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:
- Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
- В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.
Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.
Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.
Гендерные различия детей дошкольного возраста
Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:
- Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
- Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
- У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
- Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
- У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
- Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
- У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
- Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
- В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
- Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста