Анализ и диагностика самостоятельной деятельности дошкольников
Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности состоит в проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень самостоятельности на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень самостоятельности нужно для каждой области детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, продуктивной и в сфере самообслуживания.
В самостоятельной игровой деятельности оценивается игровое поведение ребят, ролевые диалоги, условные действия с предметами
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых отмечается уровень самостоятельной деятельности воспитанника в каждом пункте по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении действий даже после показа и повторения взрослым, 5 — полная самостоятельность действий. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Таблица: пример бланка для диагностики самостоятельной деятельности дошкольников
Фамилия, имя воспитанника | Вид самостоятельной деятельности | |||||||||
Познавательная | Игровая | Двигательная | Продуктивная | Самообслуживание | ||||||
Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | |
Иванов Иван | 1 | Наблюдение воспитателя за моментами самостоятельной деятельности, когда пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развитие активности методом подсказок, вопросов, подбадривания. | 2 | Чтение рассказов и педагогических сказок с целью перенесения сюжетов в игровую форму, обогащение ситуативного опыта ребёнка. | 3 | Организация спортивного досуга с активным участием ребёнка. | 4 | Повторить в индивидуальном порядке этапы рисования с использованием предварительного наброска. | 5 | Не нуждается в коррекции. |
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных образовательных областях и осуществляется без непосредственного участия взрослого. Роль педагога состоит в обогащении опыта дошкольников словесными, зрительными, слуховыми образами. Так называемые рутинные действия (умывание, одевание, приём пищи) выполняются взрослыми автоматически, а для детей — это серьёзный труд. Развитие самостоятельности во всём — от завязывания шнурков до проведения экспериментов и высказывания своего мнения, — цель образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Виды упражнений
Направленность упражнений
Устные упражнения
– сокращают время на выполнение задания;
– развивают произвольное внимание;
– приучают работать
Письменные упражнения
– предназначены для более сложных видов работ;
– обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;
– развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;
– повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;
– развивают самостоятельность и инициативу
Воспроизводящие упражнения
– упражнения по закреплению ранее изученного (известного)
– языки – правописание, грамматические и лексические правила;
– трудовое обучение;
– решение задач (математика, физика, химия);
– упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)
– осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных
Комментированные
Упражнения
– фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания)
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач
– выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу)
Проблемно – поисковые упражнения
– развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление
Творческие устные и письменные работы
– направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий
Устные сочинения
– выступают одним из видов творческих работ
Письменные сочинения
– направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера
Доклады
– содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения
Графические работы
– предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения)
– вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике
– используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения)
– разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т
п.
– обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Как сочетаются разные формы обучения
В реальном учебном процессе разные формы обучения сочетаются между собой, складываются в сложные структуры. Эти системы форм обучения меняются со временем и отражают развитие общества и дидактических подходов. Сейчас можно выделить три основных варианта, наиболее распространённых во всём мире:
- Индивидуальный способ обучения — наиболее древний из существующих. Эту систему составляют индивидуальная и индивидуально-обособленная форма обучения. То есть учитель напрямую взаимодействует с одним учеником, а ещё тот самостоятельно выполняет задания, пользуясь учебными материалами. Сейчас индивидуальный способ обучения распространён в виде репетиторства и сессий коучинга, его можно встретить как в специфических профессиональных сферах (например, в музыке), так и в подготовке кадров высшей квалификации (в работе научного руководителя с аспирантами и докторантами).
- Классно-урочная система — традиционная организационная структура школьного обучения, которая повсеместно распространилась в XX веке. Она основана на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения — например, учитель объясняет материал всему классу, а затем ученики самостоятельно выполняют задания. Классно-урочная структура может включать в себя групповые, парные и индивидуальные формы, однако они подчинены общей работе учителя с классом. Виталий Дьяченко приводит такой пример: учитель вызывает к доске ученика и спрашивает его по теме урока или даёт задание, то есть взаимодействует индивидуально. Однако остальные ребята в классе слушают ответы или наблюдают за выполнением задания — и тоже таким образом учатся.
- Лекционно-семинарская система, также её называют курсовой. Как отмечает Александр Новиков, лекционно-семинарская система возникла с появлением первых университетов в начале XIII века и стала доминировать в высших учебных заведениях. Она имеет множество общих черт с классно-урочной системой и тоже основывается на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения. При этом другие организационные формы начинают играть в этой структуре более весомую роль. Например, групповые — студенты нередко работают в группах над заданиями и проектами, могут участвовать в мозговых штурмах и круглых столах. Индивидуальные формы обучения тоже, как правило, присутствуют — при подготовке курсовых и дипломных работ, написании статей для научных конференций и так далее.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Формы обучения в законе: очная, заочная и очно-заочная, семейная и прочие
В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования закон выделяет две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. У каждой из них есть свои формы обучения:
- в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
- вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.
Если с очным и заочным обучением всё понятно, то что такое очно-заочная форма, знают не все. Это то, что раньше называли вечерней (правда, занятия не обязательно проходят именно вечером, они могут организовываться, например, в выходные днём). Суть в том, что при такой форме может быть отведено больше часов на самостоятельные занятия студента и меньше — на аудиторные, чем при обычной очной форме (или дневной, как её неформально называют). Очно-заочная форма предполагает посещение обучающимися аудиторных занятий от двух до четырёх раз в неделю.
Фото: ESB Professional / Shutterstock
Семейная форма образования – что это?
Что такое семейное образование, что это значит? Его суть заключается в обучении не в образовательной организации, а на дому, в семье. То есть ребёнок не посещает школу, не относится к её контингенту, в большинстве случаев не числится в ней. Учебный процесс организуется в домашней обстановке.
Аббревиатура семейного образования – СО. Также данная форма обучения в России и других странах называется «хоумскулингом». А школьника, который находится на СО, именуют «семейником» или «хоумскулером». Семейное образование в РФ также принято называть надомным, но это ошибочно (подробнее о различиях форм – ниже).
По желанию можно выбрать любую образовательную программу и учиться в удобном формате. Но всё же лучше осваивать все школьные главные и неосновные дисциплины. Если ребёнок в будущем планирует поступать в колледж, профессиональное училище либо высшее учебное заведение, то его знания должны соответствовать актуальным федеральным государственным образовательным стандартам – ФГОС. Это совокупность требований, предъявляемых к уровню знаний учеников школ, а также к деятельности педагогов. В соответствии с ФГОС готовятся тесты для ОГЭ и ЕГЭ – итоговых экзаменов, которые являются обязательными.
Чем семейная форма обучения отличается от других вариантов?
Семейное обучение как система отличается от других форматов получения образования в РФ. Вообще, российским школьникам доступны такие варианты:
- Очное классическое обучение. Регулярное посещение школы всю неделю по расписанию, строгое следование её графику, учебному плану. Руководство организует образовательный процесс, контролирует освоение программы. Ответственность за ребёнка на протяжении времени пребывания в здании и на прилегающей территории несёт школа.
- Заочное обучение в школе. Ребёнок входит в школьный контингент и официально прикреплён к организации, но на уроки приходит не каждый день, а, например, для регулярных промежуточных и обязательных итоговых аттестаций. Знания он получает дома, но осваивает программу, которая установлена школой. Также школьник следует графику проверок достигнутых результатов.
- Очно-заочное образование. Сочетание двух предыдущих форм: периодические посещения ребёнком занятий и освоение части программы на дому, самостоятельно.
- Надомная форма. Для перехода на неё нужны веские причины, например, медицинские показания – тяжёлые заболевания. Учащиеся при надомной форме в школу не ходят, хотя относятся к её контингенту. Их по определённому графику посещают учителя, ответственность за освоение программы несёт образовательная организация.
- Семейное обучение. Такая форма получения образования предполагает освоение знаний дома. За обучение ребёнка на СО ответственны его родители (законные представители). Учащийся может ни в одной из школ не числиться. В 10 классе подросток вправе начать самообразование. Это вариант семейного обучения, при котором ребёнок программу осваивает самостоятельно.
Есть и другие варианты, например, электронное, дистанционное обучение. Но это не отдельные формы, а возможные способы организации учебного процесса. Так, под электронным образованием понимают использование различных технических инструментов, информационных технологий, доступных школе и помогающих совершенствовать образовательный процесс.
Дистанционный формат – метод взаимодействия между учениками и учителями, при котором личных контактов нет, и применяются информационно-телекоммуникационные сети, разные каналы связи для обмена данными. Примеры – электронная почта, сервисы видеосвязи или передачи сообщений (мессенджеры).
Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов
Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.
Таблица «З-Х-У»
Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.
Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.
Прием «Инсерт»
Речь идет о маркировке текста значками по мере прочтения:
«V» – уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.
Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.
Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».
№ | Верные и неверные утверждения | До слушания | После слушания |
1. | |||
2. |
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.
По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:
- Приобрести новые знания и умения. Делать это самостоятельно можно путем работы с учебником, проведения опытов и наблюдений, аналитико-вычислительных работ.
- Закрепить и уточнить знания можно путем использования системы упражнений (по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных от несущественных).
- Выработать умения использовать знания на практике, чего можно добиться посредством решения задач разного уровня и вида, выполнения экспериментальных работ и пр.
- Формировать умения творческого характера, чего можно достичь написанием сочинений, рефератов, докладов и т.п.
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
- усвоение изучаемого материала,
- выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
- подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
- проведение наблюдений,
- выполнение практических и лабораторных работ,
- создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
- Составление сложного или простого плана.
- Ведение конспекта.
- Создание реферата.
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
- вопросный,
- назывной,
- тезисный,
- план-опорная схема.
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
- прочитать текст для его осмысления,
- повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
- дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
- пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Типы конспектов:
- Плановый – пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
- Тематический – составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
- Текстуальный – предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
- Свободный – состоит из выписок, цитат, тезисов.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
- библиографические – бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
- учебные – пишут для глубокого изучения материала;
- научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
- Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
- Составить список литературы.
- Обработать и систематизировать информацию.
- Разработать план реферата.
- Написать реферат.
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.
Принципы и условия организации самостоятельной работы учащихся
Основная задача организации самостоятельной работы учащихся заключается в создании педагогических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от созданных педагогических условий.
Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся:
- Использование и включение в образовательный процесс актуальных и современных дидактических средств.
- Проведение контрольных процедур, направленных на повышение эффективности самостоятельной работы учащихся.
- Создание оптимальных условий для осуществления учащимися самостоятельной исследовательской, творческой и поисковой деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ученика.
- Оптимальное сочетание самостоятельной работы учащихся и совместной с учителем работы.
- Соблюдение методических правил организации учебного процесса.
- Обеспечение учащихся необходимыми методическими и учебными материалами, для организации полноценного образовательного процесса.
- Обеспечение контроля выполнения самостоятельной работы учащимися.
При организации самостоятельной работы учащихся педагог должен соблюдать следующие требования:
- Разработанная система самостоятельных работ должна полностью соответствовать поставленным целям (получение знаний, развитие и формирование умений, способностей учащихся и т.д.).
- Предложенные задания для самостоятельной работы должны быть доступны и понятны ученикам, связаны с теорией и практикой, опираться на пройденный материал.
- Разработанные учителем задания должны быть интересны, разнообразны по цели и содержанию. Они должны побуждать ученика не на простое механическое выполнение, а на проявление творческого подхода к поиску решения.
- Последовательность. Самостоятельные работы должны быть четко внесены в учебный график и чередоваться с классными и домашними работами. Дополнять иные работы, подготавливать почву для новых знаний и т.п.
Таким образом, соблюдение педагогических условий организации самостоятельной работы учащихся гарантирует формирование прочной мотивации к учебе, способствует получению учеником навыков самообразования, самоконтроля и самоорганизации в учебном процессе.
Что такое самостоятельная работа
Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:
- Повторение пройденной теории.
- Формулировка главных вопросов тематики.
- Выявление глубины и содержания знаний, составление тезисов по теме.
- Выполнение упражнений, решение задач.
- Анализ производимой работы.
- Приобретение навыков и умений.
- Составление вопросов по лекции.
Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:
- собеседование и контроль,
- консультации,
- анализ рецензирования, оценка, корректировка,
- дискуссии, эвристические и мотивационные беседы,
- подведение итогов и т.д.
Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:
- Подбор литературы.
- Изучение плана семинара.
- Конспектирование отдельных вопросов.
- Разработка схем, таблиц на основе лекций, дополнительной и основной литературы.
- Произведение расчетов показателей.
Что такое домашнее обучение
В первую очередь стоит понять, что именно подразумевается под «домашним» обучением. Здесь есть два направления – надомная и дистанционная подготовка. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Надомное обучение
Этот формат используется для детей, которые страдают серьезными заболеваниями. Надомное обучение не является самостоятельной формой, к ребенку домой ходят учителя, которые работают в школе или получают там зарплату. При этом используются стандартные общеобразовательные программы, по которым ученик проходил программу бы и в самой школе.
Подробности об этой форме обучения можно узнать из Статьи №66 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации». Там конкретизируется и перечень заболеваний, которые дают право на такую подготовку. К примеру, если ребенку нужно делать инъекции по строго установленному графику, либо он может передвигаться только на коляске, а в школе не предусмотрено оснащения для этого.
Допустимость подобного обучения в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. Требуется подготовить перечень медицинских документов, на основании которых будет выпущен приказ о переводе ребенка на надомную форму обучения.
У программы есть свои положительные и отрицательные стороны.
К преимуществам относятся такие, как:
- Обеспечение доступности обучения в стандартной школе для детей, у которых есть различные заболевания.
- Исключение отставания от школьной программы, если ребенку нужно по каким-то причинам находиться дома или в больнице на лечении.
Но есть и ряд минусов, которые стоит учитывать:
- Доступность для крайне ограниченного числа детей только с небольшим списком заболеваний.
- Недостаточный охват преподавания надомных дисциплин. Многие из них признаются необязательными.
- Низкое качество преподавания, минимальная мотивированность учителей.
- Недостаток социализации ребенка.
Важно понимать, что сам формат надомного обучения работает крайне плохо и на школу в этом положиться нельзя. Если есть возможность избежать его, стоит ею воспользоваться
Дистанционное обучение
Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда путают надомное обучение и дистанционный вариант. Второй тип – это только один из видов реализации образовательной программы. Он предполагает, что дети будут контактировать с учителями по видеосвязи, выполнять задания онлайн, отправлять на проверку задания в электронном формате.
Но нужно понимать, что с юридической точки зрения, дистанционная учеба не является формой получения образования. Это значит, что она обычно оказывается вариантом семейного обучения. Основной документ, на который стоит опираться при рассмотрении такого вопроса – это Статья №16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Не менее важный документ – это приказ Минобрнауки от 9 января 2014 года. Он регламентирует ситуации, в которых можно применять дистанционные формы образования. К примеру, этот принцип работает, если дети по какой-то причине не могут посещать школу – она находится далеко, либо возникают иные проблемы. Пример – недавняя пандемия коронавируса, когда многие учебные заведения перешли на удаленный формат, и это вызывало разную реакцию у родителей.
К преимуществам дистанционного обучения относятся такие, как:
- Отказ от ежедневного посещения школы. Это удобно, к примеру, для жителей удаленных населенных пунктов.
- Комфорт. Чтобы нормально учиться потребуется только компьютер с выходом в интернет.
- Автоматизация процесса. Сегодня большинство учителей уже хорошо освоили этот формат. При этом новые технологии позволяют отказаться от многих операций, которые обычно сжигают массу времени, вроде переклички.
Минус дистанционного обучения в том, что оно используется не во всех школах, а перейти на него будет крайне сложно.