Система взаимодействия с родителями
В основе системы отношений ДОУ с родительским составом лежит информирование о результатах воспитательной работы в ходе организации родительских собраний. Встречи с родителями направлены и на привлечение их к общественной жизни детского сада.
Родителей знакомят с содержанием работы по физическому, психическому и социальному развитию ребенка, уведомляют о планировании спортивных и социокультурных мероприятий, прислушиваясь к их мнению и предложениям. В целях взаимодействия родителей и детского сада организуют Советы родителей. На базе такого объединения обсуждается подготовка к школе, задания для дошкольников.
План работы родительского комитета
Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности
При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию
В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.
Таблица: тематика заседаний родительского комитета
№ заседания | Содержание работы | Дата проведения |
1 |
| Октябрь |
2 |
| Декабрь |
3 |
| Февраль |
4 |
| Май |
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.
Беседа
Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.
Групповые консультации
Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.
Другие формы взаимодействия
Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка.
Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.
Совместные мероприятия
В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.
Родительский уголок, украшение группы
В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса.
Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.
Папки-передвижки
Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.
Больше интересного – на наших вебинарах!
- Как оценить готовность ребенка к школе?
- Как работать с цифровой образовательной средой МЭО?
- Как помочь дошкольнику освоить функциональную грамотность?
Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!
Принять участие
Традиционные формы взаимодействия
К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:
- Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.
- Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.
- День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.
- Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.
- Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.
- Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.
Замечание 2
Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.
Нетрадиционные формы взаимодействия
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:
- «Круглый стол» с родителями воспитанника – представляет собой общение родителей, воспитателей и специалистов в неформальной обстановке по наиболее актуальным проблемам воспитания. Приглашение на «круглый стол» осуществляет устно или письменно, с оглашением цели. Каждый родитель может принять непосредственное участие в обсуждении или подготовить доклад.
- Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.
- Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.
- Вечера вопросов и ответов – представляют собой концентрированную педагогическую информацию по различным педагогическим вопросам, которые чаще всего носят дискуссионный характер, а ответы находят «горячий» отклик среди родителей. Основная цель таких вечеров заключается в расширении знаний родителей по вопросам воспитания.
- Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.
Планирование взаимодействия с семьёй в детском саду
План работы с родителями бывает разный. Определённых общегосударственных требований нет. В данном случае воспитатель действует на основании общих правил планирования. Взаимодействие ДОУ с семьёй строится по единой схеме.
Для ведения работы по этой схеме необходим мониторинг семей воспитанников
Чаще всего сначала делают 3 плана: план родительских собраний, план открытых занятий и план совместных с родителями мероприятий. Потом готовые планы сводят в единый документ. Этот документ дополняют выдержками из планов специалистов, утренниками и общими для учреждения мероприятиями. Желательно, чтобы в сводном плане была указана и индивидуальная работа с родителями детей, нуждающимися в этом. Дальше план корректируется. Родитель — занятой человек, и его время надо ценить. Недопустимо, чтобы открытые занятия специалистов и воспитателя накладывались по времени друг на друга. Родитель, скорее всего, не сможет чаще 1 раза в неделю посетить что-либо, а значит, с этой точки зрения, план также нужно выверить.
Таблица: пример плана работы ДОУ по взаимодействию с семьёй
Месяц | Форма проведения, тема | Цель |
Сентябрь | Презентация «О нас» |
|
Анкетирование «Что вы ждёте от детского сада в этом году?» | Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьёй. | |
Октябрь | Семинар-практикум «Будь здоровым, малыш» | Пропаганда здорового образа жизни, обмен информацией по вопросам укрепления, закаливания и оздоровления детей. |
Выставка стенгазет «Семейные традиции» | Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребёнка. | |
Ноябрь | Круглый стол «Развитие речи детей» | Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. |
Декабрь | Выставка работ (новогодние ёлочки) | Привлечение родителей к работе детского сада. |
Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!» | Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
Изготовление кормушек «День добрых дел» |
| |
Январь | Театрализованная совместная постановка | Привлечение родителей к активному участию в театрализации. |
«Вечера в семейной гостиной!» | Развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | |
Февраль | Оформление фотовыставки | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка. |
Утренники к 23 Февраля «Наши замечательные папы» | Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | |
Март | Анкетирование | Изучение удовлетворённости семей услугами детского сада. |
Тематическая выставка поделок и рисунков к празднику 8 Марта «Рисуем вместе с мамами» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. | |
Апрель | День открытых дверей для родителей «Мы рады видеть вас» |
|
Семейный клуб «Спортивная семья» |
| |
Май | Конференция «Подведение итогов года» | Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду. |
Акция «Зелёный, цветущий участок» | Привлечение родителей к благоустройству участка детского сада, к совместной деятельности с детьми. | |
Июнь | Консультация «В детский сад без слёз» |
|
Июль | Поход «Семейное путешествие» |
|
Август | Круглый стол «Ребёнок на дороге» | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду. |
Особенности работы с социально неблагополучными семьями
Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.
Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог
Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом
Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком
В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди
Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй
Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.
Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников
В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.
Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.