Методика проведения физкультурного досуга в подготовительной группе

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

физкультурный досуг «Кругосветное путешествие по олимпийским континентам»

Развивать у детей основные физические качества: ловкость, быстроту,выносливость, гибкость, координацию движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на смену фитнес технологий. Расширять кругозор детей, формировать представление детей о символах Олимпийского движения (познавательное развитие); Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги (речевое развитие);

3 неделя

Развлечение «Всех защитников страны поздравляем нынче мы»

Прививать детям патриотическое отношение к Родине, солдатам и воинам нашей страны

4 неделя

Развлечение «Путешествие на машине времени»

Дать возможность понять значимость и важность своего прошлого, настоящего и будущего. Показать, что можно приобрести, делая тот или иной выбор

Март1 неделя

Праздник «Мама лучше всех на свете»

Создать праздничное настроение, воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, девочкам, развивать творческие способности, эстетический вкус

2 неделя

Конспект физкультурного досуга для старших дошкольников 5-6 лет «Мои помощники»

Задачи: продолжать знакомить детей с анатомией человеческого тела; совершенствовать навыки ходьбы, бега, ползания; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; доставить детям чувство радости.

Оборудование: яркая бабочка, вырезанная из бумаги; три дуги (высота – 50 см); две стойки с верёвками, натянутыми между ними; кассета с аудиозаписью музыки; витамины – на каждого ребёнка.

Ход досуга

Дети входят в зал под музыку и строятся в одну шеренгу.

Инструктор. Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят».

Верно, это глаза. Сегодня мы поговорим о наших помощниках – органах зрения и слуха – о глазах и ушах.

Почему мы можем так их назвать – помощники?

Дети. Они помогают нам видеть и слышать, узнавать много нового.

Инструктор. Правильно. Уши – наши помощники и в работе, и в отдыхе. А теперь закройте глаза и расскажите, что вы чувствуете.

Дети. Темно, ничего не видно.

Звучит музыка.

Инструктор. Что я сделала?

Дети. Вы включили музыку.

Инструктор. А теперь? (Хлопает в ладоши.)

Дети. Хлопаете в ладоши.

Инструктор. А как вы догадались? Ведь глаза у вас закрыты?

Дети. А мы слышали ушами.

Инструктор. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать, так как для того, чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят взрослые. Сегодня мы побываем в гостях у малышей. Они еще не умеют говорить, поэтому глазки и ушки – их главные помощники.

1. «Лёжа на полянке, голову из стороны поворачивают, друг друга разглядывают, пытаются головку поднять».

И. п. – лёжа на спине.

1 – поворот головы вправо;

2 – и. п.;

3 – поворот головы влево;

4 – и. п. (6 раз).

2. «Чуть-чуть приподняли от травки спинки и опять легли. Встать пытаются, но сил пока не хватает».

И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 – приподнимание туловища от пола;

3-4 – и. п. (6 раз).

И. п. – лёжа на спине.

1-2 – поочередное переворачивание туловища со спины на живот и наоборот;

3-4 – и. п. (5 раз).

4. «Вдруг увидели малыши красивую бабочку и стали за ней следить». (Инструктор манипулирует вырезанной из бумаги яркой бабочкой.)

И. п. – лёжа на спине.

1-4 – разворачивание туловища по часовой стрелке при помощи приставных шагов и движений бедрами;

5-6 – и. п. (4 раза).

5. «Улетела бабочка, а малыши своими ножками играть стали».

И. п. – лежа на спине.

1-2 -поднять соединенные согнутые в коленях ноги и опускать в правую сторону;

3-4 – и. п.

То же в левую сторону (4 раза).

6. «Ваньки-встаньки» – надоело им лежать, решили они сесть. Один раз попытались – не удержались, потом ещё, ещё, ещё».

И. п. – лёжа на спине.

1-4 – держа согнутые в коленях ноги руками, выполнять качательные движения туловищем;

5-6- и. п. (4 раза).

7. «А вот малыши на лужайке сидят и пытаются с нами разговаривать, но не словами, а с помощью жестов».

1. «Да-нет».

1-2 – наклона головы вниз-вверх;

3-4 – из стороны в сторону (5 раз).

2. «Не знаю».

1-2 – пожать плечами;

3-4 – развести руки в стороны (5 раз).

3. «Поздороваемся».

Поворот вправо-влево;

Помахать правой-левой рукой (5 раз).

4. «Обиделись».

Подтянуть ноги к груди, уткнуться в колени лицом, обхватить их руками (5 раз).

8. «Надоело малышам сидеть, решили они поползать по полянке. Встали на четвереньки и поползли. Под веточки кустов подползают, хорошо спинку прогибают, чтобы кусты не задеть».

Ползание под дугами.

9. «Не заметили, как солнышко село, темно стало. Как же они домой вернутся? И тут музыка им на помощь пришла. Ушки слушают: если музыка громко играет – значит, на пути препятствие».

Ползание и подлезание под веревку с закрытыми глазами.

10. «Вернулись малыши домой. Пусть они отдыхают, а мы с вами сделаем несколько упражнений для снятия усталости глаз».

1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а потом широко их открыть на 3-5 секунд.

2. Быстрое моргание в течение 1-2 минуты.

3. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век.

Инструктор. Сегодня мы с вами поговорили об ушках и глазках. Поняли, что надо их беречь и за ними ухаживать? Ребята, та красивая бабочка, что прилетала к малышам, просила передать вам подарки – витамины для глаз.

А теперь нам пора домой.

Под музыку дети выходят из зала.

Анализ физкультурного занятия в старшей группе

Анализ физкультурного занятия встаршей группе

1.Структура занятия соблюдена. Вводной части присутствуют строевые упражнения ( построения в шеренгу, перестроение в колону по три),повороты, различные виды ходьбы( на носках, на пятках ,широким шагом, змейкой), бег (с высоким подниманием колен, обычный бег).Обеспечивалась общая и специальная подготовка организма.

В основной части проведён комплекс с косичками. С целью снятия физической нагрузки использовались различные исходные положения

( основная стойка, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, сидя на полу, лёжа на полу).Основные виды движений выполнялись с делением на 2 колоны .Правая шеренга закрепляла навык в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.

Левая разучивала упражнение на координацию движения. В конце основной части проводилась подвижная игра «Ловишки» с ленточками.

В заключительной части инструктор снижала физическую нагрузку у детей игрой малой подвижности «Затейники».

2. Спортивный инвентарь инструктор подготовила заранее (косички, мячи, кубы, ленточки), провела сквозное проветривания физкультурного зала.

3. На занятие присутствовало 19 детей старшей группы. Внешний вид инструктора соответствовал физкультурному занятию, но не на всех детях была одета физкультурная форма- белый верх, чёрный низ, на ногах чешки. Василина Д., Юля М., Лера В.. Влад Б. присутствовали на занятие в обычной одежде.

4.Дети после принятия и. п. под счёт, правильно выполняют упражнения, у них сформирован навык выполнения основных движений .Строевые упражнения , такие как перестроение в колоны по три и два выполняются неумело, многие дети теряются куда идти.

На учебно- тренирующем занятии использовался фронтальный, групповой способ организации детей, что в свою очередь эффективно сказывается на моторной плотности занятия. В водной части использовалась общая подготовка организма (ходьба, бег) и специальная мышц плечевого пояса и рук.

Учитывая содержания упражнений , возрастные возможности детей 5-6 лет и индивидуальные особенности детей на занятие применялись наглядные и словесные методы. При обучение детей сохранять равновесие на гимнастической скамейке инструктор использовала наглядные приёмы такие (показ образца), словесные приёмы заключались в кратком объяснение.

Многократное повторение, различные исходные положения равномерное распределение физической нагрузки на организм детей. Физическая нагрузка регулировалась в соответствие ср структурой физкультурного занятия. Пик на грузки в основной части нарастал при проведение подвижной игры «Ловишки» и снижался в заключительной части.

Картотека физкультурных досугов для подготовительной группы

Развлечения по физкультуре с детьми 6–7 лет проводятся 1–2 раза в месяц. При этом тематика определяется общей направленностью образовательной деятельности в определённый отрезок учебно-воспитательного процесса или отработкой конкретных физических навыков. Например, в процессе развлечения «Страна весёлых мячей» ребята отрабатывают игровые упражнения с мячом. Что касается общей структуры развлечения, то костяк составляют задания на:

  • выполнение упражнений с предметами,
  • эстафеты,
  • игры разной степени подвижности.

Обычно воспитатель группы совместно с инструктором по физвоспитанию составляет картотеку развлечений по физкультуре на год. Ознакомиться с примером такого списка можно в публикации Карнаух Н.В.

Цели и задачи физкультурного досуга в подготовительной группе

Учитывая более насыщенную по сравнению с другими возрастными группами программу реализации познавательного направления в работе с детьми 6–7 лет, а значит, и увеличение нагрузок интеллектуального характера, значение двигательной активности, способствующей не только всестороннему развитию ребёнка, но и снятию напряжения, повышается. Одним из вариантов эту активность усилить как раз и является физкультурный досуг, который может проводиться и в спортивном зале, и на улице. В сравнении с обычным занятием, имеющим показатель моторной плотности, то есть собственно двигательной активности от 65% (если есть новые упражнения) до 80% (если все задания хорошо знакомы малышам), досуговые мероприятия по физической культуре повышают этот коэффициент до 85%.

Кроме повышения индекса двигательной активности, развлечения по физкультуре в подготовительной группе позволяют реализовать следующие цели:

повышать продуктивность интеллектуальной деятельности;
сохранять здоровье (в силу того, что у многих ребят в 6–7 лет наблюдается резкий скачок роста, особую актуальность приобретают упражнения на укрепление опорно-двигательного аппарата);
помочь определить для себя приоритетные направления в спорте (это очень важно для ребят подготовительной группы, которые зачастую в этом возрасте начинают подбирать себе спортивные секции для занятий);
создать доброжелательную атмосферу в группе (развлечения, не требующие такой дисциплинарной строгости в проведении, как занятия, сплачивают детский коллектив, особенно если в рамках физкультурного досуга проводятся соревнования между группами);
воспитывать уважение к спорту и стремление заниматься физкультурой.

Физкультурный досуг — ещё одна форма реализации потребности в двигательной активности, кроме непосредственной образовательной деятельности по физкультуре

Практической реализации этих целей способствует продолжение работы над решением образовательных задач, поставленных в старшей группе:

  • отработать и закрепить основные сочетания двигательных навыков (к примеру, переход с ходьбы на обычный бег, а затем на бег с приставными шагами и возвращение к ходьбе);
  • развивать выразительность движений (во многие сценарии физкультурных развлечений включаются танцевальные элементы под разные ритмы и музыкальные жанры);
  • тренировка выдержки (особенно в соревновательных элементах досуга);
  • продолжение знакомства с традициями спортивных праздников в мире (например, Всемирный день футбола — 10 декабря, Международным днём зимних видов спорта — 21 января, Международный день спорта — 6 апреля и др.);
  • привлечение к подготовке физкультурных праздников в группе (подготовке атрибутов, подбора материала познавательного характера и пр.);
  • воспитание чувства товарищества, принципа «один за всех и все за одного» в командных играх.

Физкультдосуг может организовываться и на улице, но при условии хорошей погоды

Физкультурный досуг для детей подготовительной группы «День Земли»

развивать ловкость, волевые качества; совершенствовать двигательные умения и навыки; воспитывать бережное отношение к природе; создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.

4 неделя

Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки»

формировать и развивать мышление и сообразительность;способствовать сплочению коллектива; развивать дружеские связи; воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым.

Май1 неделя

Праздник «Спасибо деду за победу!»

Осуществление патриотического воспитания, воспитание уважения к ветеранам войны, развитие творческих способностей, эстетического вкуса.

2 неделя

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать»

Расширять представления детей об окружающем мире, через опытную деятельность. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

3 неделя

КВН «О правах играя»

закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;  способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;  продолжать развивать умение работать в группе;воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

4 неделя

Выпускной бал «До свидания, наш любимый детский

Развитие эстетического воспитания ребенка, формирование музыкальной культуры у старшего дошкольного возраста, создание сад положительного эмоционального фона для будущего первоклассника.

июнь

Праздник «День защиты детей

Расширение представлений о празднике. Создание веселой праздничной атмосферы

7

Временной план физкультдосуга в подготовительной группе

Как и в старшей группе, спортивное развлечение с ребятами 6–7 лет длится 35–40 минут и включает три этапа работы:

  • введение для мотивации детей (до 5 минут),
  • основной этап (до 25–30 минут),
  • заключительный этап с элементами рефлексии (до 5 минут),

Все этапы и виды работы нужно вписать в 35–40 минут, отведённые на мероприятие

Таблица: сценарий физкультурного развлечения «На помощь Буратино» (фрагменты)

ЭтапСценарий
ВводныйДети входят под музыку в зал и строятся полукругом в центре.Инструктор: — Ребята, сегодня утром раздался звонок. Папа Карло позвонил и попросил нашей помощи. Он ничего не успел мне рассказать, был очень расстроен. Сказал только, что всё объяснит при встрече. А вот и он.
Входит Папа Карло.Папа Карло: — Здравствуйте, ребята, беда у нас случилась! Мой сынок Буратино отправился в страну Кукляндию искать золотой ключик и до сих пор не вернулся. Я за него очень переживаю. Я бы отправился ему на помощь сам, но туда только детей пускают. Вот я и пришёл к вам за помощью. Помогите мне! Найдите золотой ключик, найдите Буратино! Дорога туда очень трудная! Не боитесь? (Ответы детей.)
ОсновнойПапа Карло: — Я тоже пойду с вами и постараюсь помочь в трудную минуту. А куда идти, нам подскажут стихи. Если догадаетесь, что надо делать, то и дорогу найдёте.Сказка, сказка, прибаутка.Рассказать её — не шутка.Чтобы сказочка сначала,Словно реченька журчала,Чтоб к концу ни стар ни малОт неё не заскучал.(Ходьба друг за другом)По узкой тропинке гусиным шажкомГусиное войско шагает гуськом.(Ходьба «гусиным» шагом)…&gt,
&lt,… Папа Карло: — Куда же дальше нам идти? Давайте залезем на дерево и поищем оттуда тропинку.«Достаём до нижней ветки дерева»: руки вверх, ладонями друг к другу. На вдох тянуть руки вверх, не отрывая пятки от пола.«Лезем на дерево»: на вдох потянуться вверх одной рукой, затем другой рукой, ноги от пола не отрывать…&gt,&lt,… Появляется Буратино. Оглядывается. Видит Папу Карло.Буратино: — Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Папа Карло. Не будет у нас своего театра. Не смог я найти золотой ключик. Папа Карло: — Не горюй, сынок! Эти дружные ребята помогли нам найти золотой ключик. (Показывает золотой ключик)Буратино: — Вот здорово! Спасибо, ребята! Теперь можно и повеселиться! Давайте поиграем в мою любимую игру «Не потеряй хвостик».Игра «Не потеряй хвостик» («Ловишки с ленточкой»)…&gt,
Буратино: — Бегать быстро вы умеете. А отгадывать загадки умеете? Меня Мальвина научила. Я такие загадки знаю! Никто не отгадает!Инструктор: — А ты попробуй загадай.Буратино:

  • Чёрный Ивашка — деревянная рубашка. Где нос пройдётся, там заметка остаётся. (Карандаш),
  • Чёрные, кривые, от рождения все немые. Встанут в ряд — сейчас заговорят. (Буквы),
  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга).
ЗаключительныйБуратино: — Молодцы, ребята! А на прощание я дарю вам ключики, которые откроют вам дверь в Страну Знаний. До свидания! Я побегу и порадую своих друзей!Папа Карло: — Вот непоседа, опять убежал. Спасибо вам, ребята, за помощь! Пора и мне возвращаться домой.Уходит.Инструктор: — Вот и помогли мы сегодня ещё одному сказочному герою! Старайтесь, ребята, всегда приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается! Ну а теперь и нам пора!(дети выходят под музыку).
Цит. по: http://vashechudo.ru/detskoe-tvorchestvo-i-dosug/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/scenarii-fizkulturnogo-dosuga-v-detskom-sadu-podgotovitelnaja-grupa.html

Виды физкультурных досугов в подготовительной группе

Исходя из целей и задач, наиболее продуктивными видами физкультурных развлечений в подготовительной группе являются:

  • игровые мероприятия, иногда соревновательного характера, цель которых создать хорошее настроение от участия в играх с забавными атрибутами, возможно, даже с участием родителей (к примеру, в досуговом мероприятии «Индейцы» соревнуются команды-«племена» детей и родителей),
  • соревнования, в которых ребята индивидуально, в парах или мини-группах пытаются одолеть противника (например, «Весёлые старты»),
  • сюжетные досуги — отличительной чертой этого вида является сюжетная канва, соединяющая все задания и упражнения (так, в развлечении «Путешествие» дети пробуют свои силы в играх разных народов, путешествуя с куклой-девочкой Дашей),
  • творческие, направленные на активизацию собственной творческой инициативы детей (к примеру, досуговое мероприятие по ПДД подразумевает решение ребятами заданий-головоломок по теме, которые участники получают после выполнения того или иного упражнения).

Родители могут оказывать не только организационную помощь, но и участвовать в мероприятии

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий