Методика подготовки и проведения физкультурного занятия в старшей группе детского сада

Прогулка на свежем воздухе

Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.

В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.

Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали.

Игры на развитие координации и моторики

В детском саду можно проводить разные интересные игры, которые способствуют развитию координации и моторики у детей.

Приведём несколько примеров таких игр.

  1. «Хожу по линии» — воспитатель рисует на полу или использует цветные ленты, чтобы создать маршрут в виде линии. Дети ходят по ней, сохраняя равновесие и контролируя свои движения.
  2. «Прыжки через препятствия» — размещаются разные препятствия, например, небольшие подушки или палки, на полу. Ребята должны прыгать через препятствия, развивая свою силу ног и координацию.
  3. «Балансирование на бревне». Ставится низкое бревно на землю. Дети балансируют на нем, улучшая своё равновесие.
  4. «Забег на одной ноге». Отмечается старт и финиш флагами. Малыши бегают на одной ноге от начала до конца. В этой игре тоже развивается и сила ног, и координация.

Главное, подбирать игры с учетом возраста и уровня развития детей. Игры должны быть интересными, разнообразными и безопасными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и развивать свои навыки.

ГруппаЗадачи
Первая младшая группа (1,5–3 года)
  • Учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при это вперёд (обе ноги являются толчковыми)
  • Тренировать непрерывный бег на протяжении 30-40 секунд
  • Отрабатывать навык залезания на 2-3 рейки гимнастической стенки
  • Осваивать различные манипуляции с мячом: бросать, ловить, переносить, и катать
  • Учиться перешагивать через препятствия высотой около 10 сантиметров
  • Практиковаться в метании двумя руками на расстояние до одного метра
  • Приобщаться к выполнению имитирующих упражнений: скакать как лошадка, стоять на одной ноге как цапля, и другие
Вторая младшая группа (3–4 года)
  • Учиться бегать, поднимая ноги и глядя прямо перед собой, а также перекрестно ориентируя руки и ноги
  • Практиковаться в построении в ряд, колонну и круг
  • Осваивать умение начинать и заканчивать упражнение в определенной позе — исходной
  • Тренироваться в подаче и приеме мяча двумя руками
  • Оттачивать навык перехватывания реек при движении вперед по шведской стенке
  • Уметь выполнять условия подвижных игр
  • Развивать творческий подход к участию в играх через сотрудничество, а также поддерживать инициативу в выборе игр и персонажей
Средняя группа (4–5 лет)
  • Тренировать бег и ходьбу по определенной технике (например, приставной шаг)
  • Учиться лазать по гимнастической стене, опираясь на руки, пальцы ног, колени
  • Совершенствовать навыки работы с мячом (включая отбивание о пол без потери мяча до 5 раз)
  • Учиться сохранять равновесие в динамике и статике
  • Отработать умение кататься на двухколесном велосипеде, делая повороты в разные стороны
  • Воспитывать культуру движений, делая их плавными и выразительными
Старшая группа (5–6 лет)
  • Пополнять комплексы упражнений комбинациями движений (например, бег спиной вперед, приставные шаги и т. д.)
  • Совершенствовать пластичность движений (в подвижных и хороводных играх)
  • Формировать правильный образ «культуры спортивного поведения» (например, контролировать эмоции при победе или поражении)
  • Оттачивать культурно-гигиенические навыки (самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки и лицо после тренировки)
  • Продолжать стимулировать интерес к спорту (через просмотр и обсуждение выступлений известных спортсменов)
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни (через получение знаний о здоровой и вредной пище)
  • Привлекать к подготовке и проведению спортивных мероприятий (малыши могут предложить игры для праздника, а педагог составит общий сценарий)
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Тренировать равновесие, переходя от более активных движений к менее активным (например, от бега к ходьбе, от ходьбы к приседаниям и т.д.)
  • Учиться подтягиваться с опорой
  • Приучать соблюдать правила спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и т.п.)
  • Развивать навык прогнозирования физической активности, то есть распределения усилий для выполнения упражнения
  • Поощрять стремление организовывать игры со сверстниками

Добро пожаловать в «МЭО Детский сад» — безопасное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника.

  • Система занятий по ФГОС
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Удобная схема коммуникации
  • Контент и инструменты для обучения детей с ОВЗ
  • «Бесшовный» переход от дошкольного к общему образованию

Чтобы убедиться в преимуществах «МЭО Детский сад», получите демодоступ к цифровой образовательной среде прямо сейчас!

ПОПРОБОВАТЬ

Индивидуализация заданий

У всех детей уровень физического развития разный, а значит, и на отработку того или иного упражнения каждому малышу требуется разное время. К тому же, как отмечалось выше, к старшей группе некоторые дети начинают посещать спортивные секции, что отражается на мотивации к выполнению заданий: например, мальчик, посещающий футбольную секцию, будет с удовольствием участвовать в играх с мячом, но при этом может неохотно выполнять упражнения на метание. Нельзя также не учитывать и разность темпераментов: холерики включаются в работу и переключаются с задания на задание быстрее, чем это делают флегматики. Таким образом, индивидуализация работы на занятиях по физкультуре — необходимая составляющая методической работы педагога, которая может реализовываться при помощи:

  • заданий разного уровня сложности (если у ребёнка не получается, например, в упражнении на равновесие переставлять ножки по верёвке, стоит отработать эту задачу без верёвки, на ровной поверхности, можно даже на узоре ковра);
  • варьирования скорости выполнения заданий (если малышу не даётся попадание мячом в цель, то стоит дать ему возможность ещё 2–3 раза проработать это задание, а уже затем переходить к следующему);
  • создания ситуации успеха (на занятии дети должны включаться в разноплановые упражнения, в которых каждый смог бы проявить себя).

В контексте индивидуального подхода задача педагога состоит в том, чтобы найти для каждого малыша задание по душе

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе

Техника безопасности на уроках физкультуры в школе направлена на минимизацию травматизма учащихся, а также на повышение усвоения учебного материала.

В соответствии с установленными правилами техника безопасности включает в себя следующие пункты:

  • Допуск школьников к занятиям возможен только после знакомства с техникой безопасности;
  • Каждый ученик должен иметь справку о допуске к занятиям;
  • Ученики должны быть обеспечены спортивной формой и обувью;
  • Переодевание учащихся возможно только в специализировано оборудованных помещениях;
  • Ученик обязан слушать педагога и выполнять все упражнения на уроке;
  • Ученикам запрещается брать спортивный инвентарь без разрешения учителя;
  • В случае проблем со здоровьем школьник должен сразу сообщить о своем состоянии учителю;
  • Учитель должен находиться в спортивном зале или на спортивной площадке все время урока.

Это лишь основные пункты техники безопасности, применяемые к урокам физкультуры в школе. Смело можно сказать, что техника безопасности на уроках физкультуры, такая же как и при занятиях любыми видами спорта для детей. Это значит, что ученик должен беспрекословно выполнять задание учителя и вести себя корректно по отношению к другим ученикам.

Учитель в свою очередь обязан строго отслеживать технику выполнения упражнений и контролировать каждого учащегося. Сегодня родителям также рекомендуется оформить полис медицинского страхования школьников, что позволяет получить материальную компенсацию при травмах на занятиях физкультурой. Также вы можете оформить спортивную страховку для ребенка с покрытием 24/7, которая покроет любые травмы в школе, дома и на прогулке.

Комплекс № 2

Главная задача основной части учебно-тренировочного занятия — развитие скорости бега.

Подготовительная часть — 20-25 мин.

Бег в медленном темпе 800-1000 м. После бега — ходьба 100 м, во время которой выполняют дыхательные упражнения.

Общеразвивающие упражнения:

  1. И.п. — основная стойка. Наклоны головы вперед, назад, в стороны. Повторить 6-8 раз каждое упражнение. Выполнять свободно, добиваясь полной амплитуды.
  2. И.п. — руки согнуты, рывки руками назад. Повторить 10-12 раз. Рывковые движения начинать с небольших покачиваний (малой амплитуды), постепенно увеличивая амплитуду и скорость движения.
  3. И.п. — основная стойка. Встречные махи прямыми руками, кисти в кулак. Махи заканчивать рывками. Повторить 10-12 раз. Следить за осанкой, живот не выпячивать.
  4. И.п. — стойка ноги врозь. Движение тазом влево и вправо, круговые движения. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Во время выполнения упражнения плечи должны быть неподвижны, руки в различных положениях (на поясе, опущены вниз).
  5. И.п. — стойка ноги врозь. Медленный наклон вправо. И. п. Наклон влево. И. п. Во время наклонов руки скользят вдоль тела. Повторить 10-12 раз в каждую сторону. Туловище вперед не наклонять. Добиваться полной амплитуды.
  6. Свободная пробежка 20-30 м.
  7. И.п. — ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища влево, руки в стороны. И.п. Наклоны вперед, руками коснуться пола. И.п. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Ноги в коленях не сгибать.
  8. И.п. — ноги врозь, руки на пояс. Наклоняясь вперед, коснуться руками пола, не сгибая ног. И.п. Повторить 8-10 раз.
  9. И.п. — основная стойка. Медленный наклон туловища вперед-вниз к ногам с захватом за голеностопные суставы. Притянуть туловище к ногам (удержать 5-7 с) и медленно выпрямиться. Повторить 6-8 раз.
  10. Свободная пробежка 20-30 м.
  11. И.п. — нога (левая или правая), согнутая в коленном и тазобедренном суставах, лежит голенью на барьере (гимнастической стенке), другая стоит на полу. Пружинистые наклоны туловища к опорной ноге. При наклонах туловища опорная нога слегка сгибается в коленном суставе. После 3-4 наклонов выпрямить туловище. Темп средний, повторить 5-6 раз на каждую ногу.
  12. И.п. — стоя на одной ноге, вращение стопы другой ноги (носок касается дорожки). Повторить 10-12 раз каждой ногой. Амплитуду увеличивать постепенно.
  13. Свободная пробежка 20-30 м.

Специально-подготовительные упражнения:

  1. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение выполнять 2-3 х 20-30 м. Добиваться максимальной частоты движений. Туловище назад не отклонять. Руки работают как при беге.
  2. Поднимание ног и туловища из и.п. лежа на спине до касания руками носков ног. Упражнения выполнять 2 х 10-15 раз в быстром темпе.
  3. Взбегание по ступенькам лестницы. Повторить 2-3 раза х 10-15 ступенек. Выполнять в быстром темпе. Руки работают как в беге.
  4. Быстрая смена ног в прыжке. Из положения выпада вперед правой (левой) ногой. Упражнение повторить 8-10 раз. При выполнении упражнения туловище держать прямо. Добиваться наибольшей амплитуды движений.
  5. Бег с ускорением. Повторить 3-4 х 40-60 м. Упражнение выполнять с постепенным увеличением скорости.

Занятия в спортивном зале

Занятия в спортзале проводятся в детских садах для развития физических способностей детей. Они могут включать в себя следующие виды упражнений:

  • бег на короткие дистанции — развивает скорость и выносливость;
  • прыжки на скакалке — развивают координацию движений и прыгучесть;
  • приседания — укрепляют ноги и ягодицы;
  • игры с мячом — развивают ловкость и координацию движений;
  • бадминтон — развивает скорость, координацию движений и выносливость.

Занятия в спортзале должны проводиться под присмотром тренера или воспитателя, чтобы обеспечить безопасность детей. Упражнения подбираются по выносливости ребят.

Виды физкультурных занятий и упражнений

В практике работы современных ДОУ используется семь видов занятий по физкультуре. Они носят интегрированный характер, так как объединяют собой реализацию целей разных образовательных областей (развития речи, социально-коммуникативного направления, познания и др.):

  • традиционные, сочетающие общеразвивающие упражнения с заданиями на отработку скорости бега, ходьбы, упражнениями с мячом, на развитие внимания, а также релаксационные приёмы (в форме дыхательной гимнастики, например),
  • ритмическая гимнастика под музыку (упражнения в этом виде занятий носят общеразвивающий характер, могут проводиться хореографом),
  • походы (обычно этот вид занятий практикуется весной, летом и, как правило, строится на преодолении полосы препятствий, включающей, например, беговые, прыжковые упражнения, а также задания на метание),
  • самостоятельные занятия, суть которых в том, что дети выполняют знакомый им набор упражнений без руководства со стороны педагога, ориентируясь на план и малышей, объявляющих задание, а также при необходимости показывающих его (такие уроки в старшей группе только начинают вводиться в практику),
  • танцевальные уроки, на которых дети отрабатывают танцевальные движения (как правило, такой вид физкультурного занятия практикуется перед проведением утренника, когда педагогу требуется отработать с малышами все танцевальные элементы сценария),
  • сюжетно-ролевые занятия (обычно этот вид занятий проводится в форме открытых, на которых дети действуют от лица персонажей, а выполнение всех заданий подчиняется развитию сюжета),
  • игровые (строятся на участии малышей 5–6 лет в разных видах подвижных игр).

По виду атрибутов для выполнения упражнений занятия могут быть:

  • со стандартным оборудованием (мячами, скакалками, кеглями и пр.),
  • с нестандартным оборудованием (султанчиками, бильбоке и пр.),
  • смешанного типа (на уроке представлены оба вида атрибутов).

Примеры нестандартных атрибутов

Сделать интересный реквизит для выполнения физических упражнений несложно. К тому же к этой работе можно подключить детей и родителей.

«Султанчики»

С такими интересными атрибутами дети могут выполнять и пальчиковую гимнастику, и играть в подвижные игры

Материалы:

  • капсулы от киндер-сюрприза,
  • полиэтиленовый пакет, разрезанный на полоски,
  • карандаши,
  • шило,
  • скотч,
  • наклейки на пасхальные яйца.

Инструкция:

  1. Шилом делаем дырку в капсуле от киндера.
  2. Сворачиваем нижний край пакета так, чтобы он прошёл в это отверстие.
  3. Наматываем хвостик пакета на один конец карандаша, крепим скотчем.
  4. Надеваем крышку от капсулы, продев в неё другой конец верёвки.
  5. Закрываем капсулу и клеим наклейку.

С помощью этого нетрадиционного атрибута дети:

  • выполняют общеразвивающие упражнения,
  • играют в подвижные игры,
  • делают массаж ладоней, вращая карандаш.

«Бильбоке»

Бильбоке отлично трерирует глазомер

Материалы:

  • отрезанные верхние части от пластиковых бутылок,
  • шнурки,
  • шило,
  • толстые нитки, иголка,
  • капсулы от киндер-сюрприза,
  • маркер.

Инструкция:

  1. В крышке от бутылки проделываем дырку.
  2. Продеваем в неё шнурок и закрепляем его узлом.
  3. Закручиваем крышечку.
  4. Верхний край, раструб, обшиваем толстыми нитками.
  5. Маркером разрисовываем бутылку.

Малыш подбрасывает капсулу и старается поймать её бутылкой.

«Бильбоке» помогает:

  • тренировать глазомер,
  • учиться координировать мелкие движения,
  • разрабатывают мышцы предплечья и кисти рук.

Фотогалерея: нестандартные атрибуты своими руками для занятий физкультурой

С помощью разматывания и сматывания моталочки в парах ребята развивают ловкость

Упражнения на прыжки, развитие навыка ползанья с тренажёром Солнышко развивают вестибулярный аппарат

Игра Попади в корзину воспитывает в малышах здоровое чувство азарта

Помощь воспитателю: находки из Интернета

У нас, кстати, в этом году была проверка физкультурных уголков на группах. Смотрели паспорт уголка, инвентарь, картотеку игр. Вообще воспитатель обязан знать все: не только способы организации детей на спортивном занятии, но также правила оздоровления малышей, многое другое.

Вместо очередной игрушки разумней приобрести какое-то спортивное приспособление: обручи, скакалки или еще лучше – небольшую шведскую стенку. Пусть дитя не просиживает часами за компом, а лазает, висит, прыгает! В этом магазине есть, конечно, дорогие вещи, но хотя бы большой мяч-попрыгун можно купить…

Да, здесь можно костюм спортивный присмотреть. В чем вы ходите с воспитанниками на физкультуру? Уверена: некоторые, вернее, большинство воспитателей не переодеваются на физкультурное занятие.

Я считаю это ошибкой, ведь мы, воспитатели – пример для деток и должны тоже придерживаться «дресс-кода» для занятий спортом. Специальный, желательно, красивый костюм вполне даже можно себе позволить купить на работу.

Литературы по вопросу физической культуры ДОУ много, но есть один автор, которого знают все: Л.И. Пензулаева. Она кандидат педагогических наук, свою научную деятельность посвятила именно проблеме физкультурных занятий с детьми.

Пособия, книги Людмилы Ивановны читают воспитатели, инструкторы по детской физкультуре, тренеры, активные родители, которые занимаются всесторонним развитием своего малыша. Я насчитала около 20 книг этого автора!

Требования к урокам физкультуры в школе

Современные требования к урокам физкультуры в школе значительно отличаются от тех, чтобы были несколько лет назад. Сегодня физическая культура это полноценная дисциплина, ставящая перед собой ряд задач и решающая их.

Общие требования к урокам физкультуры в школе:

  1. Обучение должно быть доступным, последовательным, систематическим и тесно связанным с социальным обучением;
  2. На занятиях необходимо обеспечить сознательность, активность детей, а также усвоение ребятами учебного материала;
  3. Преподавателям рекомендуется сочетать наглядные, практические и словесные методы обучения;
  4. Обучение должно обеспечивать социальное воспитание и физическое развитие школьников, а также прочность усвоения изучаемого материала.

Исходя из этих требований, учитель физической культуры должен заранее планировать задачи образовательного, развивающего и воспитательного характера для каждого занятия. Более того план обучения должен быть последовательным и систематичным, а значит каждый урок должен планомерно вести ребят к поставленной цели.

Приёмы в работе на занятии по физической культуре в старшей группе

Набор приёмов в любой образовательной деятельности будет идентичен. Различаться будет только степень актуальности каждого.

Речевые приёмы

Для спортивных занятий словесные приёмы не несут такой смысловой нагрузки, как, например, для уроков по развитию речи. На физкультурных занятиях из группы речевых способов взаимодействия с детьми используются:

загадки, стихотворения для мотивации малышей и включения их в работу (например, перед эстафетой своим воспитанникам я рассказываю стихотворение «Я бегом наслаждаюсь, Бегу, бегу, бегу! Земли едва касаюсь, Как будто я лечу! Свободные движенья, Мне дышится легко! В отличном настроенье Бегу я далеко»);
инструктаж по выполнению задания (например, в игре «Машина» педагог разъясняет, что дети по очереди берут круг-руль, крутят его и продвигаются, обращая внимание на повороты, остальные дети при этом двигаются вслед за «машиной»);
чтение (для отработки этого навыка у детей, к примеру, при зачитывании инструкций на станциях весёлых стартов, но всё же этот словесный приём на физкультурных занятиях используется крайне редко).

Наглядные приёмы

Эта группа приёмов в старшей группе представлена атрибутами для выполнения упражнений:

  • мячами;
  • скакалками;
  • кеглями;
  • гимнастическими палками;
  • мешочками для метания;
  • нестандартным реквизитом, о котором говорилось выше;
  • мягкими блоками;
  • ковриками и пр.

При этом актуальность картинок с иллюстрациями порядка выполнения упражнений по сравнению со средней группой значительно снижается, так как детям старшего дошкольного возраста уже вполне достаточно демонстрации и объяснения.

Основным наглядным приёмом на занятиях физкультурой является демонстрация

Игровые приёмы

Учитывая суть физкультурных занятий, наиболее востребованными, конечно, будут подвижные игры. Следующий приём, занимающий вторую ступеньку пьедестала, это сюжетно-ролевые игры. С их помощью либо педагог презентует тему занятия, а также раскрывает суть заданий, действуя от лица сказочного персонажа, либо дети сами примеряют на себя роли и выполняют задания от их имени. Так, например, в моей практике было проведение открытого урока, в котором мы с детьми разыгрывали весёлые старты от лица героев сказки Н. Носова «Приключения Незнайки».

Что касается дидактических игр, то их цели и задачи реализуются в рамках проведения физкультурных занятий лишь опосредованно. К примеру, в игре «Найди пару» дети повторяют, какие атрибуты для какого вида спорта нужны: малыши делятся на две команды, одни получают карточки с изображением спортивного антуража, а вторые — с реквизитом для игр. По сигналу педагога дети должны объединиться в пары.

Практические приёмы

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки.

Стоит отметить, что в старшей группе этот список пополняется таким приёмом, как проект:

  • дети получают задачу (к примеру, рассказать о каком-либо виде спорта);
  • ищут материал, отбирают, по их мнению, интересное и полезное;
  • систематизируют его, группируя в блоки;
  • оформляют в соответствии с выбранной формой презентации работы (стенгазета, буклет, лэпбук).

Проектным заданием может быть помощь воспитателю в создании лэпбука

Начнём с простого — почему важен спорт?

  • Во время физической активности ускоряется метаболизм, что способствует активному сжиганию жировых клеток.
  • Спорт приводит к улучшению состояния иммунной системы и помогает противостоять сезонным простудам и вирусным инфекциям.
  • Тренировки на регулярной основе помогают укрепить позвоночник, что способствует здоровой осанке и положительно сказывается на работе внутренних органов.
  • Спорт помогает укрепить состояние сердечно-сосудистой системы (если, конечно, у ребёнка нет медицинских противопоказаний на выполнение стандартного комплекса упражнений).
  • Эффект от выполнения спортивных упражнений — крепкие кости и улучшенный кислородный обмен в организме.
  • Физические упражнения повышают метаболизм клеток и улучшают липидный обмен.
  • Грамотная физическая нагрузка помогает успокоиться при стрессовых ситуациях, улучшить сон, а днём — помочь сосредоточиться на важных задачах обучения.

Цели и задачи физкультуры в детском саду:

  • развитие физических качеств и укрепление здоровья детей;
  • формирование правильной осанки и улучшение координации движений;
  • воспитание интереса к занятиям физкультурой и спорту;
  • обучение основным двигательным навыкам и упражнениям;
  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
  • развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде;
  • воспитание уважения к правилам безопасности на занятиях и в повседневной жизни.

Продолжительность упражнений можно варьировать в зависимости от возраста ребёнка:

  • 1-2 года — не больше пяти-восьми минут;
  • 3-4 года — 10-15 минут;
  • 5-6 лет — 15-20 минут.

Главное на разминке — следить за тем, чтобы дети не перетрудились и не уставали. А перед физическими нагрузками важен разогрев. Лучше всего провести его в таком формате:

  • ходьба на месте или по залу;
  • бег на месте или по залу;
  • махи руками.

Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
  7. Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
  8. Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
  9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Мониторинг занятий по физкультуре в старшей группе

В контексте непосредственной образовательной деятельности в области физической культуры анализ приобретает развёрнутую форму, так как не только определяет уровень методической грамотности педагога, оценивает подготовленность детей, но и позволяет выявить общий уровень физического развития малышей. В связи с этим диагностическая карта занятий по физкультуре имеет ряд структурных особенностей, которые фиксируются такими обязательными параметрами анализа, как:

  • динамичность упражнений,
  • включение нагрузки на все виды мышц,
  • контроль дыхания,
  • снятие физического напряжения,
  • двигательная и моторная плотность детей на занятии (первый показатель включает всю деятельности детей и педагога на занятии, а также собственно выполнение физических упражнений, а второй подразумевает чистое время, затраченное на выполнение заданий, то есть физическую нагрузку).

Ознакомиться с диагностической картой для анализа занятий по физкультуре в старшей группе можно в публикации Данченковой Ю.А. По этому же алгоритму проводится и самоанализ урока.

Образец готового анализа по этому алгоритму представлен в работе методиста Мырзабаевой Ж.О.

Одним из вариантов мониторинга занятий является самоанализ педагога

Занятиям по физкультуре в детском саду выделяется приоритетное место в образовательном процессе

Это связано с важной миссией такого вида уроков, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Что, в свою очередь, предполагает тщательную организацию методической работы со стороны педагога, ориентирующегося не только на программные требования, но и на индивидуальные особенности детей в группе, уровень их физической подготовки

Все эти аспекты взаимодействия с дошкольниками отражаются в регулярно проводимом мониторинге занятий физкультурой.

Комплекс упражнений с пластмассовыми бутылками.

1. Море спокойное.

Давайте полюбуемся, какая вода, как сверкает.

И.п. – Стоя, ноги вместе, бутылку держать вертикально,

переворачивать вверх-вниз, спинку держать прямо.

2. большие волны. Поднялся сильный ветер, волны.

И.п.- Ноги на ширине плеч, бутылку держать прямо.

Взбалтывать бутылку. Набрали воздуха и со звуком у-у-у выдохнули.

3. Шторм. Подбросить бутылку вверх и словить.

4. Насосы.

Нужно откачать воду.

И.п. – ноги на ширине плеч, бутылка в вытянутой руке в сторону, другая рука на поясе. Наклон, стараясь коснуться бутылкой пола. То же с другой рукой.

5. Поплывем.

И.п. – Сидя, ноги вместе, прямые. Качать бутылку руками по ногам вперед-назад.

6. Ледяная горка.

И.п. – Лежа, ноги согнуты в коленях, прокатить бутылку под спиной.

7. Прогулка по морскому бережку.

Бутылку положить на пол, качать взад-вперед то правой, то левой ногой.

8. Камушки катаются.

И.п. – Основная стойка, наклон вперед, бутылку положить на пол, катать вперед-назад.

9. Прыжки через бутылку, лежащую на полу.

Давайте походим по морскому бережку и найдем по камушку (теннисные мячики).

Упражнения с теннисными мячиками, сидя на гимнастической скамейке:

1. Качать мячи вперед-назад правой и левой ногой.

2. Нарисовать мячом круги.

3. Поставить ногу на мяч серединой стопы и нажать.

4. Стопы друг к другу и потереть мяч (упор руками сзади).

5. Поднять ногами мяч вверх и отпустить.

6. Поднять ноги без мяча, похлопать стопами.

Свистать всех наверх!

Упражнение на расслабление мышц ног «Кораблик».

Стало палубу качать!

И.п. – Стоя, ноги расставлены шире плеч, руки за спиной. Прижимают правую ногу к полу, напрягая мышцы, левую ногу расслабляют, немного согнув в колене и касаясь носком пола.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем. «Преодоление неустойчивого моста».

Ходьба по гимнастической скамейке с колечком на голове и сбегание по трапу (ребристая доска) и ходьба по балансиру. При повторе положить в колечко по матерчатому мячу. Способ выполнения – поточное.

Дети, а не пора ли нам обедать? Может нам ухи отведать?

Давайте причалим к острову и разложим костёр

Эстафета «Сложи костёр».

Участвуют две команды. Участники поочередно бегут до указанного и складывают костёр.

Костёр у нас готов, но из чего же мы будем варить суп?… Нам ещё надо наловить рыбки!

Игра: «Невод».

Двое игроков – рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбаки. Рыбаки плавают, выполняя плавные движения руками.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка-рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбки разбегаются по залу, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т.е. расцеплять руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные рыбки.

Ну а сейчас сварим вкусную уху. Массаж спины «уха».

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.

Чики-чики-чики-ха!

Будет вкусная уха. (Похлопывают ладонями.)

Покрошку картошки,

Петрушки, морковки (Постукивают ребрами ладони.)

Немного лучку,

Да зубок чесночку. (Поколачивают кулачками.)

Чики-чики-чики-ха!

И готовая уха! (Поглаживают ладонями.)

Посмотрите, кто это к нам на залах ухи пожаловал? (Показывает змей.).

Да это же змеи, давайте измерим их длину.

Упражнение «Измерь длину».

Одну змею измеряем прыжками, другую – широким шагом, третью (маленькую) – представляя пятку одной ноги к носку другой. Воспитатель надевает на голову маску пирата.

Ребята, а вы меня узнали?

Да, я самый настоящий пират.

Вы меня боитесь?

Давайте поиграем в игру «Ловишка с ленточками». Один раз догоняет воспитатель, а два раза – дети.

А сейчас нам уже пора возвращаться домой.

Виды упражнений в занятиях по физической культуре в старшей группе

На физкультуре с детьми 5–6 лет практикуются задания:

  • общеразвивающего характера, в которые включаются и элементы гимнастики, в том числе суставной, обеспечивающей необходимую нагрузку мышцам (например, шеи при выполнении упражнения «Тик-так», когда детям нужно максимально сильно запрокинуть голову назад («тик») и медленно наклонить её вперёд («так»),
  • спортивные, включающие отработку движений в том или ином спорте (например, попадание мячом в баскетбольную сетку),
  • в форме строевых упражнений (одиночные или групповые перестроения), основное назначение которых отрабатывать темп и ритм движений, а также повышать организованность и дисциплинированность малышей, воспитывать коллективность действий.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте продолжается работа над упражнениями на:

  • тренировку бега (в эстафетах),
  • равновесие (например, ходьба по верёвке с приставлением пятки одной ножки к носку другой),
  • имитацию (дети показывают все движения, упомянутые в рифмовке, к примеру, «Мы ногами топ-топ…», «Наши уточки кря-кря…» и др.),
  • на развитие навыка лазанья (к примеру, по гимнастической стенке, используя чередующийся шаг и не пропуская рейки),
  • ориентацию в пространстве (в старшей группе эти упражнения носят характер ориентирования в пространстве относительно товарища, к примеру, в игре «Давай дружить» педагог называет действие, которое ребёнок должен выполнить — погладить по правой рукой по голове соседа слева или похлопать по плечу левой рукой товарища, стоящего справа и т. д.),
  • развитие внимания (дети двигаются в ритме постоянно меняющихся музыкальных отрывков),
  • релаксацию (например, дыхательное упражнение «Задуй свечу», в котором малыши делают глубокий вдох, а потом, сложив губы трубочкой, выдыхают – «задувают свечу», произнося затяжной звук «у»).

Вне зависимости от вида упражнения могут быть с атрибутами или без

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий