Этикет на улице

О правилах поведения на улице для детей

• Перед тем как выйти на улицу, погляди в зеркало — все ли в порядке в твоем костюме.

• Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым.

• Здороваясь со старшими, первым руки не протягивай. Подожди, пока это сделают они.

• Подавая руку, сними с нее перчатку. Если навстречу идет старший или девочка — посторонись и дай дорогу.

• Если рядом поскользнулся прохожий — поддержи его под руку. Если он упал — помоги подняться.

• Садясь в трамвай или автобус, пропусти первым в двери своего спутника или спутницу. Если подойдет старик, старушка или женщина с маленьким ребенком — пропусти их вперед.

• Желая обратить на что-нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем — сумей показать взглядом. • Переходи улицу только в местах, обозначенных знаком перехода

Переходя улицу, погляди сначала налево — не движется ли на тебя транспорт. Дойдя до середины, посмотри направо — не грозит ли опасность оттуда. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока он остановится или проедет. Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет. Стоящие автомобили, автобусы, троллейбусы обходи только сзади, трамвай только спереди

• Переходи улицу только в местах, обозначенных знаком перехода. Переходя улицу, погляди сначала налево — не движется ли на тебя транспорт. Дойдя до середины, посмотри направо — не грозит ли опасность оттуда. Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Обожди, пока он остановится или проедет. Если на перекрестке есть светофор, переходи улицу только на зеленый свет. Стоящие автомобили, автобусы, троллейбусы обходи только сзади, трамвай только спереди.

• Если случайно заденешь кого-то, извинись.

• Если тебе нужно спросить о чем-то прохожих (например, который час), сделай это вежливо, извинись за беспокойство. Если обратились с вопросом к тебе, отвечай вежливо и коротко.

• Считается неприличным есть мороженое, пирожное, фрукты, семечки и т. п. на ходу. Гораздо приятнее сделать это в специально отведенных местах или в сквере.

• Не поворачивайся неожиданно назад, сталкиваясь с теми, кто шел сзади или сбоку.

• Не разговаривай на улице слишком громко, совсем не обязательно посвящать в свои проблемы окружающих.

• Постарайся не обсуждать внешний вид прохожих и не смотри слишком пристально на окружающих.

• Не выбрасывай на тротуар фантики, шелуху от семечек, банки из-под газировки, пакетики из-под сока и т. п. Это так же неприлично и отвратительно, как и привычка плевать на тротуар.

• Старайся не чихать в общественных местах. Если удержаться невозможно, воспользуйся носовым платком. Извиняться в таких случаях не принято.

• Если тебе очень нравится разглядывать рекламу и витрины магазинов, то делай это так, чтобы не мешать остальным прохожим.

• Идущего впереди обходи слева, а идущих навстречу — справа.

• Не ходи против движения. Не расталкивай прохожих, торопясь по своим делам. Если обойти идущего впереди не удается, можно вежливо попросить пропустить тебя вперед: «Извините, разрешите пройти (или: обогнать вас)».

• Прогуливаясь по тротуару с друзьями, не выстраивайтесь в шеренгу по три-четыре человека. Это мешает другим прохожим и заставляет их обходить вас по краю, прижимаясь к домам.

Правила дорожного движения

Правила безопасного поведения на улице учат, как вести себя на дорогах. Их нужно начинать учить с раннего возраста. Для этого в помощь родителям издаются детские книги с правилами дорожного движения.

Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что рядом нет движущегося транспорта.

Начинать движение можно только на зеленый сигнал светофора.

В оживленных местах лучше пользоваться подземными переходами. Если их нет, то следует искать пешеходный переход.

Перебегать дорогу в неположенном месте даже при отсутствии движущихся машин строго запрещено.

Если рядом с дорогой нет тротуара, двигаться нужно по обочине навстречу потоку транспорта. На одежде должны находиться светоотражающие элементы, чтобы водители могли вас заметить в вечернее время.

Когда дети гуляют одни: несколько «нельзя»

В первую очередь ребенка нужно научить избеганию потенциальных угроз, которые исходят от разных субъектов и объектов: люди, животные, транспорт, многое другое. Для обеспечения безопасности нужно выполнять требования следующей памятки:

Нельзя поддерживать разговор с незнакомыми людьми, нельзя принимать от них подарки, сладости, не уходить с ними и не садиться в машину, а если посторонний человек начинает удерживать силой, то нужно очень сильно кричать и бежать в людное место;
Нельзя заходить в подъезд, лифт если у входа стоит незнакомый человек;
Нельзя подходить к опасным сооружениям (заброшенные здания, подвалы, чердаки, стройки, трансформаторные подстанции, электрические щитки, канализационные люки);
Нельзя брать в руки, даже близко подходить к предметам, представляющим опасность (ножи, стекло, шприцы);
Нельзя надевать на улицу украшения, брать с собой другие аксессуары, например, дорогой мобильный телефон, привлекающие внимание посторонних не всегда доброжелательных людей;
Нельзя носить с собой крупные деньги, нужно быть осторожным при расчете за билеты в транспорте, при покупках;
Нельзя вешать ключи на шею;
Нельзя уходить далеко от дома;
Нельзя убегать от родителей, прятаться от них.

Примените сразу
Чтобы избежать проблем в случае, если ребенок потерялся, необходимо заранее выучить алгоритм действий: к кому подходить (человек в форме, продавец в магазине, кондуктор автобуса), как звать на помощь, где ожидать.

Эти правила больше касаются детей дошкольного возраста и младших школьников. Для школьников старшего возраста. Кроме перечисленных добавляются еще несколько правил:

  • Нельзя гулять до темноты и тем более после ее наступления;
  • Компании незнакомых подростков лучше сразу обходить стороной;
  • Нельзя отправляться одному в дальние поездки;
  • Уходя из дома, ребенок должен сообщать куда и к кому, он идет, оставлять контактный номер телефона. Перед уходом из гостей, кино, кафе обязательно отзваниваться родителям.

Есть еще несколько рекомендаций:

Для избегания неприятных ситуаций нужно научиться смотреть по сторонам, не только при переходе дороги, но и просто при нахождении на улице во время игр или прогулок;
Ребенок всегда должен знать свое имя, фамилию, адрес и телефон родителей;
Желательно, чтобы ребенок гулял не один, если не с родителями, тогда со сверстниками;
С раннего детства необходимо учить, какие предметы могут потенциально нанести травмы (острые, тяжелые, горячие);
Если ребенок ходит в школу самостоятельно желательно досконально проработать с ним его маршрут. Скорее всего такая школа будет находиться недалеко и родителям не составит много труда показать самую оживленную дорогу, указать все наиболее опасные места

А лучше найти одноклассников, с которыми он будет ходить вместе.
В любом возрасте ребенок должен знать телефоны экстренных служб, куда можно обратиться самостоятельно, если что-либо случилось с ним или с окружающими;

Важно, чтобы у ребенка с родителями складывались дружеские, доверительные отношения и обо всех ситуациях, произошедших на улице он им рассказывал.

Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать

Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений. 

Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.

Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:

  • нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
  • не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
  • игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
  • преступил закон — отправится в суд.

Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми. По аналогии с ПДД: п

1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил

По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.

Хорошие манеры 

Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.

Сегодня многие из них считаются устаревшими:

  • мужчины не пропускают дам вперед;
  • женщина может оплатить свой счет в кафе;
  • люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.

Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».

Что включают в себя этикет:

  • нормы вежливого общения;
  • принципы субординации;
  • способы уместной взаимопомощи;
  • присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).

Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.

Когда дети гуляют с родителями: первые шаги к безопасности

Правилам безопасности нужно обучать с самого раннего детства. Лучший способ научить свое чадо соблюдать их –  личный пример с пояснениями своих действий 

При прогулках, на отдыхе, играх во дворе с маленькими детьми каждый родитель должен уделять внимание некоторым моментам безопасности. Можно использовать специальные игры и игровые ситуации, проводить беседы с детьми о различных жизненных ситуациях, возникновение которых может нанести вред, давать комментарии своему поведению

Обучить всем правилам безопасности сразу вряд ли получится – это постепенный целенаправленный процесс, осуществляемый родителями, работниками детских садов и школ. Не нужно пытаться сделать это моментально. Информацию о безопасности на улице нужно давать постепенно.  Большое количество ужасающих фактов обо всех опасностях лишь напугает ребенка , в результате он вообще станет бояться выходить из дома даже с родителями. Чем старше становится ребенок, тем более сложные правила он может усвоить, не нужно обгонять его развитие.

Когда дети гуляют с родителями: первые шаги к безопасности

Лучший способ научить свое чадо соблюдать правила безопасности –  личный пример с пояснениями своих действий

При прогулках, на отдыхе, играх во дворе с маленькими детьми каждый родитель должен уделять внимание некоторым моментам безопасности

Обучить всем правилам безопасности сразу вряд ли получится – это постепенный целенаправленный процесс, осуществляемый родителями, работниками детских садов и школ. Не нужно пытаться сделать это моментально. Информацию о безопасности на улице нужно давать постепенно.  Большое количество ужасающих фактов обо всех опасностях лишь напугает ребенка , в результате он вообще станет бояться выходить из дома даже с родителями. Чем старше становится ребенок, тем более сложные правила он может усвоить, не нужно обгонять его развитие.

Общественное место

Чаще всего затруднения возникают в момент прохождения дверей. Тогда люди начинают мяться и ставят друг друга в неловкое положение. Чтобы такого не происходило, необходимо учесть несколько правил.

Во-первых, если вы идете с другом, то не стоит уговаривать друг друга заходить первым. Такое положение вещей не пойдет на пользу, так как идущие сзади вас люди будут ожидать, когда же вы разберетесь в неловкой ситуации. Поэтому поступайте проще, если вас пропускают – идите.

Нерушимыми остаются знакомые с детства правила, что мужчины пропускают женщин, работник – начальника. К тому же, не стоит игнорировать возраст. Если молодой парень встречает в дверях более старшего, он обязан уступить ему дорогу.

Во-вторых, неудобные моменты происходят с двустворчатыми дверями. Женщины останавливаются как вкопанные и ждут, пока мужчина их обгонит, чтобы открыть дверь. На самом деле, по правилам поведения в обществе, женщина самостоятельно открывает дверь, а мужчина лишь перехватывает ее, чтобы дама могла беспрепятственно пройти.

Когда с дверями ситуация становится понятной. На очереди в неловких ситуациях – проделки детей. Каждый был свидетелем, как родителям за плохое поведение детей делали замечание. Поэтому заняться воспитанием своего чада необходимо задолго до появления в обществе. Предупредите своего кроху, что общественные места — это не место для шумных игр, криков, драк и споров. Решать проблемы необходимо цивилизовано и дома. Не забывайте, что примером для своих детей являетесь именно вы, поэтому публичное наказание недопустимо.

Правила дружбы

Дружба – одно из самых замечательных проявлений общения. Чтобы у школьника и дошкольника сложился доверительный круг общения, научите ребенка следующим правилам:

  • Вести себя уважительно по отношению к другим людям: не высмеивать, не давать прозвищ, не обзывать обидными словами.
  • В случае ссоры постараться понять и простить друга, в случае собственной неправоты помириться первым.
  • Если приятель дал вещь на время, нужно аккуратно обращаться с ней и вернуть в срок.
  • Недопустимо ябедничать на своих друзей, но в случае опасности нужно обратиться за помощью к взрослым.
  • Настоящий друг не завидует успехам, а радуется за близких.
  • Принимать помощь или советы не зазорно, а вполне нормально для друзей.
  • Нехорошо поедать лакомства в одиночку, находясь в компании. Обязательно следует угостить других.

Книги по этикету для детей

Во всех книжных магазинах, а также на просторах интернета можно найти широкий выбор литературы по этикету для детей. Это могут быть как книги в качестве пособия для взрослых, так и книги для чтения непосредственно детьми старшего возраста.

Вот перечень только некоторых из них:

  • Правила поведения для воспитанных детей. Галина Шалаева
  • Азбука вежливости. Людмила Васильева-Гангнус
  • Вежливые слова. Ольга Корнеева
  • Приятного аппетита! Уроки вежливости. Для детей от 1-го года. Сергей Савушкин
  • Этикет для детей различных лет. Андрей Усачев
  • Расту культурным. Для детей 4-5 лет. Светлана Пятак, Наталья Царикова
  •  Уроки Вежливости и Доброты. Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Елена Баринова
  • Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона. Наталья Иванова
  • Этикет для будущей леди. Антонина Елисеева
  • Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. Татьяна Шорыгина
  • 1000 уроков этикета для самых умных малышей. Валентина Дмитриева
  • Советы феи вежливости. Виктор Кудлачев, Ирина Фоменкова
  • Учимся быть примерными. Владимир Степанов
  • Азбука вежливости. Наталия Чуб

Книга по этикету для детей

Правила безопасности поведения в общественных местах – что можно делать, а что нельзя: памятка

К общественным местам можно отнести метро, автобусные остановки, магазины и парки. Чтобы не попасть в беду и не нарваться на неприятности, стоит соблюдать основные правила.

Памятка:

  • Пропускайте в автобус или маршрутное такси женщин и детей, помогите пожилым людям зайти в транспорт.
  • Не спускайтесь в шахты или тоннели, не стоит заходить за ограждения.
  • Трамвай обходите спереди, а троллейбус, автобус и автомобили сзади.
  • Не кричите в общественном транспорте. Говорите с собеседником тихо, склоняясь над ухом.
  • Старайтесь не говорить по телефону, перезвоните абоненту после того, как прибудете в место назначения.
  • Держитесь за поручни и не ходите по транспорту во время его движения.
  • Войдя в транспорт, оплатите проезд и займите свободные места.
  • Уступите место беременной, женщине с ребенком или пожилому человеку.
  • Не стоит брать с собой в метро или автобус пищу или напитки. Перекусить можно в парке или дома.
  • Если место очень оживленное, то переходить на другую сторону улицы необходимо при помощи подземного перехода.
  • Не сидите в транспорте с широко расставленными ногами. При выходе не толкайтесь, а попросите вас пропустить.
  • Старайтесь никого не напрягать громким разговором. Не кричите на окружающих.
  • Если вы на улице находитесь в толпе, и вам нужно остановиться, отойдите в сторону, чтобы прохожие на вас не натыкались.
  • Если вы находитесь в кино или в театре, обязательно снимите головной убор. Он может мешать окружающим смотреть спектакль.
  • Не шумите и не жестикулируйте в кино, вы можете спровоцировать конфликт. Не отбивайте такт ногами на концерте.
  • Если вы опоздали в кино, то постарайтесь очень тихо пройти к своему месту.

Правила безопасности поведения в общественных местах – что можно делать, а что нельзя: памятка

Обучение этикету детей 4, 5, 6 лет и школьников

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих.

Уже годовалому ребенку можно объяснять, что можно, а что нельзя.

Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно.

  1. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса)
  2. Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация
  3. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре
  4. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету

Правила этикета в театре, музее и других общественных местах

  • В общественных местах каждый должен вести себя так, чтобы не доставлять неудобства окружающим. Так, в театре, музее и других общественных местах нельзя громко разговаривать, громко общаться по телефону. Во время спектакля или экскурсии не принимают звонки и ставят смартфон на беззвучный режим. Свет от экрана также может помешать присутствующим.
  • Не следует вести себя в гардеробе театра или музея так же, как в прихожей у себя дома. Вы можете пригладить прическу легким жестом, проверить свой внешний вид, но краситься, пользоваться зубной нитью или поправлять белье под одеждой стоит только там, где вы можете уединиться. Ваше поведение не должно смущать окружающих.
  • Проходить к своему месту в театре или на лекции следует лицом к окружающим. Принесите свои извинения, что пришлось их побеспокоить. Разумеется, у вас нет способа занять свои места иначе, но извинения в данном случае — форма вежливости.
  • Даже, если места для парковки, предназначенные людям с инвалидностью, свободны, вы не должны их занимать, не имея на это законных прав.
  • Уступать места и пропускать вперед должен «сильный-слабому». Если вы видите, что человеку рядом тяжело стоять или нужна помощь, не стоит руководствоваться правилом «подождем, он — мужчина» или «он же моложе». Предложите помощь тому, кто в ней нуждается.
  • Всегда прислушивайтесь к замечаниям работников музея, выполняйте их рекомендации и не трогайте экспонаты руками.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий