Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Эмоционально-волевая сфера дошкольника
Эмоционально-волевое развитие ребенка главным образом влияет на становление его личности и формирование определенных черт характера
Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно, ведь ребенок за несколько дней учится контролю своих чувств и их проявлению.
Почему важно обращать внимание на эту сферу? В период взросления ребенка ему все больше придется решать самые разные задачи, справлять с жизненными проблемами. В зависимости от того, какой эмоциональный отклик произойдет у ребенка в той или иной ситуации, можно судить о степени его эмоционально-волевого развития. Например, необходимо в поликлинике сдать кровь из пальца для анализа
Практически все дети боятся такого анализа и сильно переживают по этому поводу. Но если малыш может перебороть свой страх, он понимает, что этот анализ в данный момент необходим и нужно просто потерпеть, то можно говорить о том, что он в определенной степени уже умеет контролировать проявление эмоций. Если эта область еще недостаточно развита у малыша, то возможен скандал с истерикой, крики «Не хочу!», «Не буду»», «Боюсь!». Так как эмоциональное развитие детей одного и того же возраста может протекать по-разному, норм поведенческих реакций согласно возрасту нет. Такие нормы должны устанавливаться родителями. Однако, мы можем точно сказать, что «затягивать» с тренировкой эмоционально-волевой сферы не стоит, как не стоит и требовать от малышей ясельной группы проявления мужественности. Если вы внимательный родитель и много занимаетесь своими детьми, уделяете большое внимание их эмоциональному и физическому развитию, то интуитивно буду знать, когда дать ребенку самому принять решение. Поверьте в волю своего ребенка и помогите ему ее проявить, выбрав мотивацию. Например, преподнесите ситуацию со сдачей анализа, как возможность увидеть, что находится за стенами кабинет или возможность после посещения врача съесть сладкий презент. Не обманывайте, что «будет совсем не больно», скажите, как есть: «Эта процедура неприятная, но зато она очень быстрая, буквально пара секунд, а после нее ты получить сладкий приз». Как правило, большинство детей старшей группы детского сада в подобных ситуациях могут спокойно проявлять волю и контролировать свой страх. Если вы наблюдаете у вашего ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы проявления чувств, то вам нужно уделить особенное внимание этому аспекту. Нередко требуется и помощь специалистов
Например, необходимо в поликлинике сдать кровь из пальца для анализа. Практически все дети боятся такого анализа и сильно переживают по этому поводу. Но если малыш может перебороть свой страх, он понимает, что этот анализ в данный момент необходим и нужно просто потерпеть, то можно говорить о том, что он в определенной степени уже умеет контролировать проявление эмоций. Если эта область еще недостаточно развита у малыша, то возможен скандал с истерикой, крики «Не хочу!», «Не буду»», «Боюсь!». Так как эмоциональное развитие детей одного и того же возраста может протекать по-разному, норм поведенческих реакций согласно возрасту нет. Такие нормы должны устанавливаться родителями. Однако, мы можем точно сказать, что «затягивать» с тренировкой эмоционально-волевой сферы не стоит, как не стоит и требовать от малышей ясельной группы проявления мужественности. Если вы внимательный родитель и много занимаетесь своими детьми, уделяете большое внимание их эмоциональному и физическому развитию, то интуитивно буду знать, когда дать ребенку самому принять решение. Поверьте в волю своего ребенка и помогите ему ее проявить, выбрав мотивацию. Например, преподнесите ситуацию со сдачей анализа, как возможность увидеть, что находится за стенами кабинет или возможность после посещения врача съесть сладкий презент. Не обманывайте, что «будет совсем не больно», скажите, как есть: «Эта процедура неприятная, но зато она очень быстрая, буквально пара секунд, а после нее ты получить сладкий приз». Как правило, большинство детей старшей группы детского сада в подобных ситуациях могут спокойно проявлять волю и контролировать свой страх. Если вы наблюдаете у вашего ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы проявления чувств, то вам нужно уделить особенное внимание этому аспекту. Нередко требуется и помощь специалистов.
Определение
Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.
С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.
Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:
- определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
- превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
- мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.
Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.
Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.
Компоненты
Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.
Наименование | Краткая характеристика | Примеры |
Эмоции | Простейшие реакции на внешний мир | Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление) |
Чувства | Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию | Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные. |
Настроение | Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность | Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное. |
Воля | Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели |
Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.
Значение развития
Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.
Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.
В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.
Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи
Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности
Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.
Использование арт-терапии
Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.
В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.
Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.
- Рисование тычками.
- Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
- Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
- Пластилинография.
- Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
- Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.
Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.
Формирование эмоциональной сферы
Формирование эмоций и чувств у дошкольников зависит от условий:
- Дошкольник должен общаться со сверстниками: именно в общении формируются чувства и эмоции.
- Нужно организовывать целенаправленную деятельность, способствующую развитию эмоций и чувств (прослушивание музыки, музыкальные занятия, чтение).
- Развивать эмоции и чувства у дошкольников лучше всего с помощью их основного вида деятельности — игры.
- Трудовая и творческая деятельность помогает формированию эмоциональных переживаний: радости от успеха, вдохновению, сочувствию усилиям сверстников, чувству удовлетворения или недовольства результатом.
«А знаете ли вы, что если человек эмоционально благополучен, то у него высокая самооценка, он ориентирован на достижение целей, не имеет проблем в общении, может легко строить и поддерживать отношения. То есть, эмоциональное благополучие — это гарант успешности ребёнка в будущем. Зависит эмоциональное благополучие ребёнка не от его врождённых особенностей, а от оптимальной системы воспитания в семье».
Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:
- Правильная организация режима ребёнка, комфортная для него.
- Активизация двигательной деятельности малыша, его физического развития (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки).
- Игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные и проч.).
- Знакомство с искусством и самостоятельное творчество.
- Чтение и обсуждение сказок.
- Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
- Организация совместной деятельности детей.
- Задания с использованием наглядных пособий.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая предпочтение игровым методам.
Когда зарождается личность
Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.
К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.
Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.
Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода
Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками
В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.
Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями. Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени. Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.
Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.
Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка
Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.
Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.
«Маски»
Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.
Маски с “эмоциями” можно самостоятельно
Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).
Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).
«Мимическая гимнастика»
Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.
Мимическая гимнастика на узнавание эмоций
На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.
Примеры заданий:
- Улыбнуться, как Буратино.
- Испугаться, как Красная Шапочка.
- Рассердиться, как мачеха Золушки.
«Театр»
Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.
Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.
Театрализованные игры – эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы
Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.
Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.
https://youtube.com/watch?v=i1rN9bF2zxc
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии, а именно — не умеют откликаться на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.
Дошкольный период — достаточно короткое время жизни человека
Поэтому важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики
Когда ребёнку 1-3 года, то его эмоциональная сфера характеризуется:
отсутствием эмпатии
характерными эмоциональными реакциями, связанными с его желаниями
неумением выбирать и принимать решения
эгоцентризмом
зарождением самосознания (малыш начинает узнавать своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я»
завышенной самооценки (Я — хороший)
не умением видеть последствия действий
важностью для ребёнка оценки взрослого, реакции не неё.
В возрасте 4-6 лет эмоциональная сфера ребёнка характеризуется:
- более спокойным эмоциональным фоном восприятия
- проявлением эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция»
- более управляемыми эмоциональными процессами
- развитием эмоционального предвосхищения (ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят)
- появлением аффективных реакций
- появлением новых мотивов для деятельности
- способностью оценивать своё поведение.
Ребёнок 4-5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, по большей мере, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, а также потребностей и мотивов. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Дошкольник уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику.
Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
- они ещё не могут управлять своими эмоциями, переживаниями
- они осваивают социальные формы проявления чувств
- чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными
- у дошкольников начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Смотрите видео о важности эмоционально-чувственного воспитания человека
https://www.youtube.com/watch?v=d8AlzlD7nnUVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Эмоционально-чувственное воспитание человека. (https://www.youtube.com/watch?v=d8AlzlD7nnU)
Если пожелаете узнать, в какой степени у вашего ребёнка развиты те или иные эмоции и чувства, рекомендуем прибегнуть к методам диагностики эмоциональной сферы ребёнка.
Неудовлетворенность в жизни
Человек чувствует себя несчастным, когда у него есть единственная цель, находящаяся в одной области жизни. Тогда он проигрывает, независимо от ее достижения. Если у человека есть успехи в какой-то сфере, другие страдают. Если успехов нет, ему не на что опереться. Построивший хорошую карьеру и имеющий много хороших друзей человек меньше будет переживать по поводу неудач в личной жизни, даже если такие будут. Если вся жизнь подчинена тому, чтобы улучшать отношения со второй половинкой, в случае неудачи возникнет глубинный кризис.
Таким образом, баланс между разными сферами жизни является залогом удовлетворенности ею.