Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Проект «Финансовая грамотность» (старший дошкольный возраст)
Актуальность Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического…
Экономическая игра «Наша семья» по мотивам игры «Монополия» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Авторы: воспитатель Захарова И.В, воспитатель Паршина Т.А, учитель–логопед Чардымова Ю.В. Описание: Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, может быть полезным материалом для воспитателей дошкольных организаций, родителей….
Обучающие игры по экономическому воспитанию
Приведем несколько примеров игровых занятий, которые направлены на формирование экономического воспитания у детей.
“Кафе “И вкусно, и полезно”
Воспитатель раскладывает перед детьми меню. Дошкольники изучают его, а потом делают заказ. После этого нужно выяснить, какие блюда более полезные, а какие – менее. Затем стоит обсудить, что мы можем приобретать ежедневно, а что – гораздо реже. И почему так происходит.
“Туристический поход”
Игра уточнит знания детей об элементарных потребностях каждого человека.
Воспитанники делятся на три команды и каждая собирает все необходимые вещи в поход: на юг, на север и в пустыню. После этого дети рассказывают о своем выборе, а другие дети и взрослый оценивают его правильность.
“Предприятия нашего города”
Детям выдаются изображения предприятий города, дошкольники должны рассказать, чем на нем занимаются, какая польза от предприятия, а также назвать профессии людей, которые там работают.
“Бюджет моей семьи”
Каждый ребенок вытягивает карточку, на которой изображен кто-то из членов семьи. После этого малыши называют место работы родителя и примерную зарплату, а также описывают, что на эту зарплату можно приобрести.
Как заинтересовать ребенка?
Не забывают в яслях-саду и о самом важном составляющей: чтобы чему-либо научить ребенка, необходимо его заинтересовать. А интересуют детей прежде всего игры и сказки
На это и был сделан упор в учреждении. Воспитанники даже поставили экономический мюзикл, где хитрая лиса не хотела готовиться к зиме и потратила все деньги на новую шубку. А волк, наоборот, подошел к вопросу зимовки основательно: заменил в доме батареи, поставил стеклопакеты, утеплил стены. Так дети наглядно объяснили, кто в итоге оказался в лучших условиях.
Сегодня родители с гордостью делятся приятными наблюдениями: дети стали следить за тем, чтобы зря не включать свет в доме, закрывать кран с водой, при распределении семейного бюджета определять, что первичное, а что вторичное, обращать внимание на цены в магазине. Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников
Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков
Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников. Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков.
Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе
Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.
Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.
Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.
Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…
Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.
Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.
Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.
Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.
Экономические понятия детям
Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.
Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.
Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.
Экономическое воспитание школьников
Условия рыночной экономики государства делают необходимым непрерывное экономическое воспитание детей, которое начинается с детского сада и плавно переходит на школьный этап. В старших классах в образовательных учреждениях есть специальный предмет экономической направленности. Но для того, чтобы не потерять нить связи между дошкольным учреждением и школой, нужно внедрять основы экономического образования с младших классов.
С 1 по 4 класс делать это можно в форме игры, при этом задания усложняются по сравнению с детским садом. Здесь делается больший акцент на самостоятельность учащихся. Учитель просит детей подготовить дополнительный материал или найти правила игры по её названию.
В среднем школьном звене экономическое воспитание происходит на всех основных предметах. На математике решаются задачи экономического характера, а на химии, биологии и физике изучаются достижения науки и техники. На географии же дети изучают экономическое устройство разных стран, их финансовую статистику и уже могут сделать выводы, какая система более эффективная.
Нельзя забывать и о вовлечении учащихся в общественно полезные дела. Это может быть и дежурство по классу, и уборка пришкольной территории, и помощь ветеранам и просто старикам.
На таком предмете как “Информационные технологии” учащиеся также решают экономические задачи, развивают мышление в этом направлении.
Цели экономического воспитания
Воспитание ребенка важный фактор подготовки личности к будущей жизни в условиях рыночных отношений. Экономическое воспитание преследует за собой следующие цели:
- знакомство детей с законами рыночной экономики, методами её улучшения;
- сформирование возможности к аналитическому мышлению, умению получать новые методы и приемы труда;
- воспитание чувства эффективности хозяйствования;
- развитие здоровых материальных потребностей, умение грамотно распоряжаться деньгами;
- формирование умений планировать бюджет, контролировать собственные расходы;
- оценивание товаров в плане экономической рациональности и необходимости, их грамотное использование;
- бережное отношение к своему здоровью, режиму дня и образу жизни;
- выработка бережного отношения к имуществу государства и чужой собственности;
- развитие следующих качеств делового человека: бережливость, предприимчивость, расчетливость;
- воспитание экономически активного гражданина.
Большое дело начинается с малого
Заведующий яслей-сада Марина Ивановна, которая уже более 30 лет работает в этом учреждении образования, признается, что интерес к экономическому воспитанию деток она проявляла всегда, практически с первых дней работы воспитателем: проводила с детьми игры в этом направлении, обращала внимание дошкольников на экономию света, воды и тепла, развивала первичные представления о деньгах. А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”
А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”.
Скептики скажут: экономика и дошкольники слишком далеки друг от друга. Но не торопитесь делать выводы. Любое большое дело начинается с мелочей. Так и до экономики не подойти без усвоения основ этой науки. Дети должны понимать: чтобы достать деньги из кармана, их сначала нужно туда положить.
Чтобы быть успешным в жизни и профессии, необходимо быть экономически грамотным — и вряд ли кто-то станет спорить с этим. Ознакомление с основами этой науки следует начинать уже в первом звене системы образования — дошкольном учреждении, ведь экономика детям и первые представления о деньгах и их назначении начинают формироваться в возрасте 4-6 лет. Понимание этих базовых основ стало исходной точкой для администрации яслей-сада при реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников.
Посеянное зерно уже дает свои всходы. За время реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников, а это уже два года, воспитатели отмечают, что у детей сформировался экономический кругозор, воспитанники овладели начальными экономическими умениями, с легкостью оперируют базовыми понятиями финансовой сфере и даже различают эмоциональные отношения от товарно-денежных.
Из шести групп яслей-сада проектом охвачены две средние и одна старшая (дети от 4 лет). Работа всего коллектива направлена в первую очередь на то, чтобы экономика детям была интересной, а занятия проходили весело и с пользой.
Средства экономического воспитания
Поскольку экономическое воспитание начинается с малых лет, то и средства его развития должны быть рассчитаны на детей самого раннего возраста.
Основные средства экономического воспитания:
- игра – основная форма обучения для дошкольника, позволяет преподнести тяжелый материал в легкой форме;
- сюжетно-ролевые игры – в них моделируются жизненные ситуации, совмещая жизнь с игрой, ребенку проще запомнить её законы и устройство;
- дидактические игры (например, “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”) – позволяют усвоить не только основы экономики, но и развить различные умения и навыки;
- интеллектуальные игры – хорошо применять их в качестве итога изученного для того, чтобы обобщить и систематизировать знания, провести анализ пройденного материала;
- игры-путешествия – экскурсию можно провести в другое государство и показать тамошние условия экономики, или пройтись в банк и ознакомить детей с валютными операциями;
- развлечения, конкурсы и праздники – в них должны входить в обязательном порядке математические и логические задачки;
- интегрированные занятия – когда экономика тесно переплетается с другими предметами;
- решение проблемной ситуации – такая форма работы приобщает детей к экономической действительности, развивает в них умение анализировать, высказывать собственное мнение и проявлять инициативу;
- чтение художественной литературы – можно читать как обычные сказки, находя в них элементы экономики, а можно и специальные книги, направленные на экономическое воспитание – можно взять книгу Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
Экономическое воспитание дошкольников
В дошкольном учреждении
В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.
Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда.
Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.
Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку.
Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме.
Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется.
В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета.
Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память.
Пословицы и поговорки о воспитании
После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен.
В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах. В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное – выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей.
Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни.
Родители и экономическое воспитание детей
Как родители обучают своих чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работают, в чем состоит суть их профессии, а также на что хватает их зарплаты.
В семье просто необходим совместный труд с детьми, это позволит всем членам семьи больше общаться, а также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Также нужно вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – эта важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.
Можно вовлекать малыша даже в самые незначительные работы и давать им что-то посильное. Например, в доме сломался шкаф. Ребенка просят помочь его починить. Чадо сможет максимум придержать дверцу, но уже от этого он поймет свою значимость в семье и в дальнейшем ему будет приятно осознавать, что он внес свой вклад в бюджет семьи, сэкономив на покупке нового шкафа.
Гуляя по городу, называйте малышу названия зданий – больница, магазин, школа или парикмахерская. И говорите, кто там работает, в чем заключается суть их профессий. Со временем у ребенка сформируется связь между понятиями труд и деньги.
Делайте покупки вместе с ребенком и при этом всегда обсуждайте важность того или иного приобретения. Объясняйте чаду, что, если вы купите ему очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки
Принцип “соленого огурца”
Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.
Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким
И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым
Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.