Содержание экологического воспитания в детском саду
Проводимые | Задачи | работы | Методы и | Задания детям | |
мероприятия | воспитания | (что должен ребенок | приемы | ||
(наблюдения, | узнать, | чему | |||
игры, труд | обучиться, | какие | |||
и т. д.) | знания и закрепить) | навыки | |||
Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»? | формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы | В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | Беседа «Экологическая ситуация в городе» Игра «Почемучки» Экскурсия в парк. Сбор природного материала. Конкурс рисунков «Я и природа» | Выполняют рисунки на тему «Экология в моем городе» Изготовление поделок из природного материала. | |
Наблюдение на тему | Дети должны узнать | дети учатся общаться с братьями меньшими | Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». | Подготовить рисунки на тему «Наши братья меньшие» | |
Труд в природе | Обучаются целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице | Устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. | Наблюдение за птицами. Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки» | Подготовить рассказ на тему: «Какие птицы живут в моем дворе» |
Экологическое воспитание дошкольников и его целевое назначение
Бережное отношение к природе, стремление к ее сохранению и защите должно развиваться с раннего детства, поскольку экологические проблемы особенно остро стоят перед современным обществом
Привитие экологических навыков будет давать продуктивные результаты, если начать акцентировать внимание на экологических знаниях и проблемах в дошкольном возрасте
Нормам и правилам социального поведения ребенок учится с раннего детства. В этот процесс необходимо включать привитие уважения к природе и освоение основ функционирования природных процессов и явлений. Ребенок должен понять и осознать необходимость жизни в чистом воздухе, питье чистой воды, поддержания растительного мира в его первозданном здоровом виде, защите животных. Осознанное экологическое восприятие в детском возрасте даст положительные результаты в дальнейшей жизни.
Экологическое воспитание подрастающего поколения нацелено на развитие у детей верных экологических представлений об устройстве природных процессов и их взаимосвязях. Кроме того, целевым назначением воспитания экологических навыков детей является принятие себя, как части природного мира и осознание недопустимости своего пагубного воздействия на нее. Ребенок должен понимать, что природные катастрофы окажут негативное воздействие прежде всего на него, его жизнь. С раннего детства ребенок учится рациональному экологическому поведению и установлению системы верных взаимоотношений с природой, животным и растительным миром.
Рисунок 1. Цель экологического воспитания дошкольника: Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте позволяет развить основы экологической культуры и творческого мышления подрастающего поколения. Для достижения этой цели, организация воспитания строится на базе:
Оптимальной системы знаний об окружающей среде, ее значимости и важности в жизнедеятельности каждого человека;
Формирования стремления и мотивов к бережному отношению к природе и всему живому, уважения и любви к ней;
Реального участия в сохранении и приумножении природных богатств;
Развитии навыков экологического мышления и оптимального поведения в окружающем мире.
Замечание 1
Упор экологического воспитания делается на роль каждой личности в поддержании экологии в оптимальном состоянии, ответственности человека за природные катастрофы, загрязнение биосферы, вымирание живых организмов.
В процессе экологического воспитания происходит усвоение ребенком знаний о его природном окружении, их углубление и систематизация, а также получение и постепенное развитие первоначальных представлений о географическом пространстве мира, экологических процессах и факторах, а также базовых теориях естественных наук.
Дети получают первоначальный экологический опыт в процессе своей жизнедеятельности и совершенствуют его на специально организованных занятиях по экологическому воспитанию. Ими производятся сравнения их опытных знаний с теоретическими концепциями и делаются логические выводы, касающиеся функционирования природных процессов и явлений.
Экологическое воспитание в детском саду
Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения.
Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.
Экологическое воспитание старших дошкольников представляет собой четко организованный и целенаправленный процесс формирования конкретных основ в плане эко-культуры. В каждом ДОУ разрабатывают и проводят еженедельно специализированные мероприятия. На них дети приобретают первичные представления о разнообразии природных объектов, учатся ценить и проявлять заботу о живых существах, ухаживать за разными растениями.
Особенности проведения занятий с эко направленностью в ДОУ состоят в их целенаправленности и систематичности. Если на занятии детям дают представления о растениях, то вне занятий малыши поощряются ухаживать за цветами в группе детского сада. Старшие дошкольники поливают их, протирают листочки. Это также ведет к приобретению у дошколят элементарных навыков трудовой деятельности.
В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Очень часто свои впечатления от увиденного дети изображают в рисунках или творческих рассказах. Поэтому в группе сада организуют интеграцию занятий экологии-изо-деятельности. Так экологизация дошкольников происходит наиболее эффективно.
Наглядно изображая свои наблюдения, дети закрепляют экологические представления.
Экологические представления старших дошкольников — это их отношение к окружающему миру. Дети поощряются обретать точные знания о роли растений и животных на земле. Формирование таких представлений поможет детям научиться взаимодействовать с природой.
Формирование экологической культуры поспособствует ценностному отношению детей к растениям и животным. У малышей будет развиваться познавательная активность к получению знаний об окружающем мире.
Экологическое воспитание старших дошкольников требует наличия в группе необходимого образовательного материала.
Множество растений и цветов в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости к растениям. Малыши будут заботиться о них.
В живом уголке всегда бывает большое разнообразие растений. Здесь проходит формирование эко-представлений, проводятся различные опыты над растениями.
Практические методы
Данная группа методов подразумевает вовлечение учащихся в практическую деятельность. Таким образом знания приобретаются и закрепляется непосредственно в ходе взаимодействия детей с окружающим миром.
Практические методы разнообразны и включают в себя следующие основные формы работы:
- игровая;
- природоохранная;
- экспериментальная;
- поисковая;
- трудовая;
- конструкторская.
Начиная с дошкольного возраста дети могут участвовать в мероприятиях по охране природы, доступных для их возраста.
Например:
- подкормка голодных птиц зимой;
- рисование плакатов на экологическую тему;
- уход за обитателями «живого уголка».
Для повышения интереса воспитанников к экологической теме применяют разнообразные игровые формы и приемы. Примеры:
- конкурсы;
- викторины;
- экологические эстафеты;
- подвижные игры;
- загадки.
Роль экологии в воспитания сегодня
Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.
Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:
- факты о природе;
- выводы и сведения;
- знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
- процессы взаимодействий природных объектов.
Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы
Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды
Экологическое сознание (точнее, его формирование) является целью «эко» образованности детей. Формирование эстетических чувств, ответственности, понимания возможных последствий действий человека, как положительных, так и отрицательных.
Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.
В каком возрасте начинают применять экологическое воспитание?
Многие считают, что ребёнка в частном мини-саде, а позже в школе научат основам экологического образования. Это конечно верно, но начинать нужно раньше. Уже с 3-4 лет ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, его интересуют животные, растения и различные явления природы. Это идеальный период, когда можно привить знания и навыки бережного отношения к окружающей среде.
В раннем возрасте основные воспитательные процессы возлагаются на родителей и частично на воспитателей детского сада, который посещает малыш
Важно понимать, что дети подсознательно перенимают основную модель поведения от взрослых. Соответственно, родители должны на собственном примере показывать заботу растениях, животных и природе в целом
Список литературы
1.
Зверев И.Д.
Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 2006.
2.
Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 2008.
3.
Рыжова Н.А.
О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.
4.
Рыжова Н.А.
Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5.
Рыжова Н.А.
О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.
6.
Ягодин Г.А.
Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 2007.
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
Формы и методы работы с детьми
- региональный компонент
- научность и доступность понятий
- принцип «спирали»
- междисциплинарности и интеграции
- содержания — занятия и уроки;
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- реклама;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
- выставки
Работа с родителями
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования.
Развивающая экологическая среда
- зимний сад;
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок
Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?” — дети ответили: “Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7”. “А еще как?” — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: “А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!”. Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.
Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
В XXI веке одними из самых сложных задач, стоящих перед человечеством, являются загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Решать данные глобальные проблемы нужно комплексно, меняя не только хозяйственно-бытовую деятельность человека, но и его мышление.
Основы отношения к миру закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому начинать учить бережно относиться к природе надо как можно раньше. Уже с момента поступления ребенка в детский сад ему следует прививать базовые навыки экологического мышления и поведения.
Определение
Экологическое воспитание в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Теоретические аспекты, для чего нужно, актуальность
Экологическое воспитание дошкольников включает следующие компоненты:
- Теоретический уровень — состоит в формировании базовых представлений об объектах и явлениях природы.
- Практический — заключается в приобретении навыков и умений бережного обращения с природными объектами, в том числе на бытовом, хозяйственном и трудовом уровне.
- Нравственный — воспитание морально-нравственных компонентов, отвечающих за общую экологическую культуру личности: ответственность, осознанность, бережливость, гуманность, эмпатию.
- Эстетический — взращивание эстетического чувства по отношению к природе, умения восхищаться и ценить ее в самых разнообразных проявлениях.
Основные задачи:
- Сформировать базовые экологические знания.
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Заложить основы экологической культуры личности, включая такие компоненты, как экологическое сознание, мышление и поведение.
- Направлять активную деятельность дошкольников на охрану явлений и объектов природы.
- Укреплять любовь к природе на основе нравственных, эстетических и иных компонентов.
Для успешного экологического воспитания в ДОУ необходимо соблюдать следующие правила:
Приоритетность
Создавать атмосферу важности и значимости экологических проблем.
Систематичность. Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему.
Личный пример
Воспитатели и родители должны своим примером показывать образцы бережного отношения к природе.
Самосовершенствование. Педагогам следует постоянно повышать свой уровень экологических компетенций.
Материально-техническая база. В ДОУ должна быть обширная, постоянная пополняемая база для проведения экологических занятий. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей и быть органичным компонентом образовательно-воспитательного пространства.
Диагностика и контроль. Необходимо систематически проводить диагностику сформированных знаний, умений и навыков в области экологии. В случае недостаточного уровня усвоения программы следует повторить и закрепить отдельные темы.
Средства экологического воспитания — это набор материалов и приспособлений для проведения занятий экологической направленности:
- литература о природе;
- иллюстрации;
- карточки с изображениями животных и растений;
- модели природных объектов;
- «живой уголок»;
- «ботанический сад»;
- «зеленая зона»;
- экологические игрушки и развивающие игры.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что:
- в современном мире экологические проблемы выходят на первый план;
- необходимо переориентировать сознание человека с потребляющего типа на природосообразный и созидательный;
- фундамент отношения к окружающему миру закладывается в возрасте до 7 лет;
- пробелы в экологическом воспитании, сделанные в дошкольном возрасте, потом очень трудно восполнить;
- воспитание экологической культуры влияет на всю структуру личности.
Программы по экологическому воспитанию
Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.
Комплексные программы
Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.
«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.
В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:
- сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
- механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
- знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
- знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.
Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами
Парциальные программы
К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
- «Наш дом — природа»,
- «Юный эколог»,
- «Жизнь вокруг нас»,
- «Природа и художник»,
- «Семицветик»,
- «Паутинка»,
- «Мы — земляне»,
- «Открой себя»,
- «Надежда».
Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.
К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.
Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:
- «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
- «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
- «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).
№ 1519 «Значение экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано 22.11.2016
Мирошниченко Наталья Петровна
МДОУ центр развития ребёнка – детский сад №34 «Звёздочка»,
Московская область г.Серпухов
Воспитатель
Значение экологического воспитания дошкольников
Необходимость воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры и бережного отношения к природе, к своему здоровью, очевидна и современна. Мы с самого раннего возраста учим детей бережно относиться к природе, любить свою Родину. И если мы своим личным примером демонстрируем правильное поведение и отношении природы, то можем надеяться, что и дети будут экологически грамотными.
Знакомя детей с природой, я не только сообщаю им конкретные знания, но и объясняю самоценность любых объектов природы, старюсь вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства, воспитывать уважительное отношение к природе.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности. Одновременно с детьми к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания и родители детей
Что, безусловно, имеет большое значение для развития всеобщего экологического самосознания.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения
Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой
Не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней, бережное и заботливое отношение о ней – важнейшие задачи детского сада.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др.; это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющееся неправильное представление значительно труднее, чем образовать новые, правильные.
Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования. Создавались программы, технологии, учебные и методические пособия.
С чего же начинается вся экологическая работа с детьми?
С передачи детям знаний о мире природы.
Каков же должен быть конечный результат?
Формирование у каждого ребенка уважительного и заинтересованного отношения к природному окружению. Это должно выражаться в практических действиях по отношению к природной среде. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе, так как именно деятельность формирует психику ребенка.
Как показывает практика, важным направлением стало формирование у детей первоначальных знаний на занятиях при ознакомлении с природой. Общаясь с природой, ребенок лучше понимает, как устроен мир вокруг него Большое значение для экологического воспитания имеет также исследовательская деятельность, проведение опытов. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты, и даже пробовать их на вкус, если это безопасно.
с художественной литературой, в играх Особенно помогают игры-превращения направленные на возникновение любви к животным, растениям, объектам неживой природы. Закрепление экологических знаний происходит на занятиях по рисованию, аппликации, лепке
В целом любая деятельность, любое экологическое занятие включает не только бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту природы, и развивает наблюдательность и внимание, прививает навыки экологически грамотного поведения в природе Элементы экологического воспитания, как правило, присутствуют на занятиях по развитию речи, при ознакомлении
Чтение – лучшее учение
Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.
Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.
Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.
Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.
Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.