Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

Как проводить гимнастику с дошкольником

Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним

При каких болезнях рекомендуется

Дыхательные упражнения Стрельниковой помогут организму в общем и целом, но есть определенные заболевания, при которых данный метод рекомендован врачами.

Болезни дыхательной системы

Это может быть насморк или хронический гайморит, бронхит или даже бронхиальная астма. Дело в том, что парадоксальная гимнастика Стрельниковой больше всего нагружает именно дыхательную систему, давая на нее максимальную нагрузку, что улучшает состояние легочной системы и помогает укрепить дыхательную систему в целом. Помимо того, что улучшается общая мембранная проницаемость, также усиливается и местное кровоснабжение.

Кожные болезни

Многие люди страдают нейродермитами, псориазом и диатезом, они знают, как тяжело бороться с этими заболеваниями. Когда вы тренируете активное дыхание, организм на мембранном уровне обогащается кислородом, а обогащенная кислородом кровь усиливает регенерацию. Кстати, это помогает и восстановить дыхание кожных покровов — улучшается микроциркуляция крови, соединительные ткани модернизируются, выводятся излишки кожного сала, исчезает акне.

Нервные расстройства и болезни ЦНС

Зачастую заболевания ЦНС связаны помимо прочего и с низким уровнем кислорода в крови, и с недостаточно активным кровоснабжением — организм функционирует на «низких оборотах», и человек чувствует некоторое угнетение. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой поможет нормализовать самочувствие буквально с первого занятия.

Заболевания сосудистой системы

Если у вас частенько болит голова, ощущается недомогание, перенесли инсульт или болеете эпилепсией, то методика дыхания по Стрельниковой поможет минимизировать болезненные состояния.

Кроме всего вышеперечисленного дыхательные упражнения по методу Стрельниковой позволяют бороться с заиканием, заболеваниями позвоночника, а еще с лишним весом и вредными привычками.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику

Первое важное условие — свежий воздух. Лучше всего проводить занятия на природе. Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено

Если такой возможности нет, позаботьтесь о том, чтобы помещение было хорошо проветрено.

Второе условие можно условно назвать «пустой желудок». Он может быть и не совсем пустым, конечно. Но заниматься сразу после еды строго не рекомендуется, а вот перед едой – очень даже хорошее время, так как желудок уже пустой, а упражнения обычно разжигают аппетит. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.

Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит в том числе и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.

Дальше в статье рассмотрим особенности занятий дыхательной гимнастикой для разных возрастов и приведём примеры упражнений.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Рекомендации по проведению

В детских садах дыхательная гимнастика проводится ежедневно один или два раза в день. Подходящее время для проведения — утренняя прогулка и период после окончания «тихого часа». В школе — на занятиях физкультурой.

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
  • В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
  • Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
  • Для детей возраста два-три года подойдет комплекс из одного-трех занятий, протяженностью не более 10-ти минут. В силу возрастных особенностей они не смогут заниматься дольше и могут отвлечься вскоре после начала выполнения.
  • Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

Упражнения для детей разного возраста

Комплекс упражнений для детей разных возрастов различен. Дошкольникам будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.

Дошкольного

  1. «Воздушный шарик» Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
  2. «Бегемотик» Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова: «Сели бегемотики, потрогали животики. Животики раздуваются (при этом происходит вдох), А затем животики сдуваются (выдох).»
  3. «Птички» Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».
  4. «Мыльный пузырь» Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки).
  5. «Погружение под воду» Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками

Школьного

  1. «Дыхание одной ноздрей» Очень полезное упражнение для улучшения работы мозга. Встать прямо, тело расслаблено. Закрыть левую ноздрю пальцем, сделать глубокий продолжительный вдох. Открыть ноздрю и закрыть правую, медленно выдохнуть. Затем сделать в обратном порядке и повторить 5-6 раз.
  2. «Глубокое очищение» Проводить в любом удобном положении — сидя, лежа или стоя. Сначала максимально выдохнуть воздух из легких, затем медленно и глубоко вдохнуть, выпячивая вперед грудную клетку и стараясь свести лопатки. Через сомкнутые губы сделать три отрывистых сильных выдоха. Повторить упражнение 3 раза.
  3. «Восстановление дыхания» Базовое упражнение после физической активности. Ребенок вдыхает воздух через нос, максимально наполняя легкие. Задерживает дыхание на несколько секунд и медленно выдыхает через рот. Упражнение повторяется до полного восстановления спокойного дыхания.
  4. «Укрепление легких» Встать прямо, вытянув руки перед собой, сжать кулаки. Медленно глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Сделать три быстрых движения, разводя руки как можно дальше в стороны и за спину и возвращая их обратно в исходное положение. После этого усиленно выдохнуть воздух.
  5. «Занятие для спортсменов» Принять положение упор лежа на гимнастической скамейке. Медленно вдохнуть через нос и задержать дыхание. Медленно перевести тело в положение высокой планки, опираясь только на ладони и кончики пальцев ног. Вернуться в исходное положение и медленно выдохнуть весь воздух из легких.

Упражнения для детей разного возраста

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:

  1. Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
  2. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
  3. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.

Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:

  1. Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
  2. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
  3. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:

  1. На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
  2. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
  3. «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

Упражнения для детей разного возраста

Важно понимать, что упражнения дыхательной гимнастики для детей разного возраста будут отличаться. Так, нельзя давать одно и то же задание тем, кому уже исполнилось семь лет и тем, кому еще нет и трех

Понимание возрастных особенностей позволит более эффективно и без психологической травмы. Хорошо влияют упражнения, проводимые в спокойной и привычной для всех обстановке. Врачи часто рекомендуют выполнять их именно в домашней обстановке. Родители же должны заранее изучить комплексы упражнений, чтобы самостоятельно заниматься дома с детьми.

Вне зависимости от возраста ребенка, необходимо тщательно следить за его поведением во время проведения упражнений и за его самочувствием. Для того, чтобы не произошло гипервентиляции легких или иных проблем, следует подбирать комплексы индивидуально, в зависимости от возрастных особенностей, характера ребенка и возможных имеющихся заболеваний.

Когда начинается головокружение, его легко устранить с помощью такого метода: взрослому необходимо сложить руки в лодочку и поднести к лицу ребенка, предложив ему сделать несколько вдохов и выдохов в эту лодочку. После этого, если проблема прекратилась, можно продолжат гимнастику.

Если ребенок еще совсем маленький, например, ему около трех или даже меньше лет, отлично воздействуют на такой возраст ролевые игры. Например, можно изобразить из себя надувающиеся и сдувающиеся шарики или изображать руками животных, которых следует дуть. Также интересной игрой будет пальчиковая или кукольный театр, когда вместе с куклами можно будет повторять их упражнения. Дети обычно с большой охотой повторяют движения любимых персонажей сказок или зверей и птиц.

Когда ребенку уже есть шесть или более лет, можно применять технику и без использования игровой терапии, но и в этом возрасте дети охотно повторяют движения за игрушками. Поэтому если малыш особенно впечатлительный или имеет необычный темперамент, родители всегда хорошо понимают свое дитя. В этом случае можно применять и методики для более младшего возраста. Единственным отличием будут сами упражнения.

Упражнения для детей с аденоидами

Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.

В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

  • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
  • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
  • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:

  1. «Ежик». Ребенок делает короткие вдохи и выдохи через нос, напоминающие фырканье ежа.
  2. «Подъемный кран». Исходное положение: ноги немного расставлены, руки прижаты к ключицам. На вдохе малыш тянется руками вверх, вставая на носочки.
  3. «Воздушный шарик». Ребенок набирает в легкие воздух, максимально надувая животик. Задержав на секунду дыхание, он медленно выдыхает воздух, произнося звук «ш-ш-ш-ш», имитирующий сдувающийся воздушный шарик.
  4. Дыхание через одну ноздрю. Зажав пальчиком правую ноздрю, ребенок вдыхает воздух другой ноздрей. То же самое нужно повторить с левой ноздрей. При этом рот должен быть закрыт.

Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

Что это такое?

Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, основанных на самопроизвольной активизации работы функций органов дыхания. От работы легких, бронхов и верхних дыхательных путей во многом зависит насыщение кислородом всех органов и систем детского организма

Еще врачеватели Древней Греции обратили внимание на то, что от дыхания человека зависит его самочувствие. За несколько тысячелетий медицина выработала большой комплекс дыхательных упражнений, которые могут помочь при самых разных заболеваниях и состояниях. Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру

Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии — организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС

Детская дыхательная гимнастика широко применяется для профилактики частых простудных заболеваний, поскольку она укрепляет органы дыхания, увеличивает объем легких, укрепляет мускулатуру. Упражнения на дыхание позволяют избежать состояния гипоксии — организм ребенка получает достаточное количество кислорода. В первую очередь, польза этого кроется в улучшении работы коры мозга, сердца, органов пищеварения и ЦНС.

Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт. Такому ребенку в экстренной ситуации гораздо проще сделать глубокий медленный вдох, чтобы справиться со стрессом. Благотворное действие упражнений на нервную систему замечено давно, а потому комплексы дыхательной гимнастики стали обязательными при заикании, неврастении, истерии.

Гимнастика позволяет быстрее восстановиться после операции на аденоидах, после удаления аденоидов. В качестве вспомогательного лечения она выступает и показывает отличные результаты при бронхите, пневмонии, при бронхиальной астме, а также на стадии выздоровления после острого периода других респираторных заболеваний.

Логопедическая дыхательная гимнастика в комплексе со специальным массажем лица позволяет ребенку справиться с такими проблемами, как , задержка речевого развития. Поскольку основой любой дыхательной гимнастики являются носовые вдохи и выдохи, в момент которых активно стимулируются рецепторы носа, носоглотки, глотки, то у ребенка повышается как местный иммунитет, так и общий. Уже через несколько месяцев становится заметно, что чадо стало меньше болеть.

Для детей дошкольного и школьного возраста упражнения дыхательной гимнастики вводят в разминки и физкультурные занятия для восстановления дыхания.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Даже здоровые дети имеют развивающуюся иммунную систему и некоторые анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания, что способствует возникновению воспалительных заболеваний слизистой оболочки, особенно в детских коллективах, где так называемые «детские» вирусные инфекции распространяется с мгновенной быстротой воздушно-капельным путем.

Дыхательная гимнастика

Кроме пресловутых «детских» инфекций, таких как ветряная оспа, скарлатина и т. д., существуют штаммы возбудителей ОРВИ, тропные именно к детскому организму, они то и поражают органы дыхания. Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше он имеет «вредного», и меньше «полезного» в верхних и нижних дыхательных путях. Это соотношение меняется в сторону последнего благодаря системе дыхательных упражнений.

Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста

Обратите внимание! Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста, обязательно включена в программу по физическому развитию в каждом ДОУ, а также присутствует в различных методиках раннего развития детей. Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность

Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность.

Систематически выполняемая дыхательная гимнастика для детей оказывает следующее позитивное влияние на организм каждого ребенка:

  • Общее оздоравливающее и общеукрепляющее действие.
  • Создание навыка правильного дыхания.
  • Повышение эффективности респираторного акта, благодаря более глубокому вдоху и более длинному выдоху.
  • У малышей это способствует лучшему развитию речи и артикуляции.
  • Систематичность и ритмичность выполнения комплекса даже самых простых упражнений для дошкольников вкупе с регулярной физической активностью способствует правильному развитию иммунной системы. Поскольку для нормального функционирования всех звеньев иммунной защиты организма необходим некий ритм физической активности, и повышение её уровня аэробности, то есть насыщения кислородом всех тканей и органов.
  • Повышение объёма жизненной ёмкости лёгких способствует развитию здоровой легочной ткани, создавая резерв.
  • Развитие дыхательных мышц. Основная мышца, координирующая акт дыхания — диафрагма, вспомогательные — межреберные мышцы, они у детей маленькие за счёт небольшого размера грудной клетки и горизонтального положения ребер. Дыхательные упражнения для детей развивают размер, силу, эластичность всех этих мышц, а также эластичность и гибкость всех хрящей и суставов грудной клетки.
  • Повышение снабжения кислородом миокарда (сердечной мышцы) и её развитие, а также повышение выносливости организма, подобие кардиотренировки у взрослых.
  • При комплексном подходе позволяет более эффективно справляться с заиканием и другими невротическими расстройствами.

Польза дыхательных упражнений для детей

Дыхательная гимнастика применяется не только у детей и взрослых, которые имеют заболевания дыхательных путей. Они зачастую назначаются для профилактики и для общего укрепления организма. Дыхательные упражнения для детей могут начинать применяться уже с трехлетнего возраста, когда ребенок понимает требования и может исполнить элементарные занятия.

Очень эффективна такая техника для детей, которые склонны к простудным заболеваниям, имеют в анамнезе бронхиальную астму, часто страдают бронхитами или имеют другие патологии дыхательных путей и бронхов. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие и очень полезно выполнять ее во времена сезонных обострений инфекций и вирусов.

Зачастую такая техника назначается специалистами как дополнительное лечение во время различных болезней. Выполнение специальных техник существенно облегчает состояние больного.

Как укрепить иммунитет ребенка старшего дошкольного возраста

Конечно же, дыхательные упражнения отличаются в младшей группе детского сада от тех, которые проводятся у дошкольников.

  • «Бросаем мячик». Дети становятся в кружок. Один из них держит мяч в поднятых руках. Вдыхает, а на выдохе бросает мяч своему другу, произнося длительное «уухх».
  •  «Дракон». Дети поочередно дышат через каждую ноздрю. Необходимо зажимать пальцем одну ноздрю, а второй очень глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
  • «Как говорит ворона». Дети расставляют ноги на ширине плечи, руки опускают вниз. На вдохе нужно развести руки в стороны, как крылья у вороны, а на выдохе медленно опустить руки, говоря «кааррр». Требуйте от детей, чтобы они максимально растягивали звук «р».
  • «Ненасытный хомячок». Дети должны надуть щеки и медленно ходить по кругу. Далее нужно хлопнуть по щечкам, выпустив воздух. Затем пройти пару шагов, хорошенько дыша носом, как хомячок, который вынюхивает еду, чтобы наполнить щечки снова.

Как правильно проводить дыхательные упражнения

Развитие правильного дыхания у детей – важная составляющая коррекционной работы с детьми. Результат будет лучше, если заниматься не только с логопедом, но и закреплять результаты с родителями дома.Не стоит забывать, что любые упражнения – нагрузка для ребенка. Основные рекомендации:

Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа;
Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться;
Заняти не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день

Для достижения результата важно заниматься ежедневно.
Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены;

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий