Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

Развитие нравственных основ личности

Задача духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевой в образовательном дошкольном учреждении. Утрата духовности выливается в агрессию, страх, инфантилизм и эгоизм у подростков, ведет к деградации личности и общества в целом. Духовность возвышает человека над физиологическими потребностями и формирует личность, отвечающую высоким нравственным критериям. Особенности нравственного воспитания в детском саду заключаются:

  • в формировании таких качеств, как доброта, любовь, милосердие, путем художественных образов (средствами искусства, художественной литературы и музыки);
  • в вовлечении ребенка дошкольного возраста в деятельность (при помощи игры, познания, общения), которая поможет ребенку принять духовно-нравственные ценности.
  • в развитии силы воли как главного инструмента самообладания личности (при помощи занятий физической культурой).

По мнению В.В. Сухомлинского, основными духовными и нравственными качествами личности являются совесть, чувство собственного достоинства, честь и эмоциональная культура. Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста закладываются именно в дошкольных детских учреждениях. Раскрытие таких качеств личности, как гордость за Родину, чувство патриотизма, желание сохранять и обогащать наследие своей земли происходит в возрасте до 6 лет. Дальнейший процесс духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а потом и школьников, основан на этих принципах.

Воспитанность — это моральный облик человека, он складывается под влиянием духовных ценностей, приобретенных, в семье и в детском коллективе. Этический аспект развития личности может быть достигнут путем обсуждения с ребенком нравственных, моральных и этических проблем, акцентирования внимания на нравственной стороне их повседневных действий. Детский сад может уделить этому вопросу больше внимания, чем школа, так как в школе больше изучаются материальные предметы. Социально-нравственное обучение дошкольников может занимать большую часть учебного процесса. В детском коллективе ребенок учится отношению к ровесникам, природе, внешнему миру, общественным требованиям.

Невозможно добиться положительных результатов, формируя личность только в детском учреждении. Основное духовное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как взаимодействие всех сфер жизни ребенка, как целостный процесс. Ключевую роль в нем играет семья. Именно в ней, как в привычном и безопасном пространстве, ребенок познает себя как часть мира, взаимоотношения в семье, отношение к старшим и младшим. Для дошкольников единственный возможный способ познания мира — игра. Необходимо в игровой форме донести до дитя нравственные нормы поведения.

Что делают в детском саду

Закладка нравственных качеств в сознание происходит в течение всей жизни. Так, дошкольники большую часть своего времени пребывают в станах дошкольного учреждения. В результате педагоги уделяют изучению моральных принципов и духовному восприятию больше времени, нежели родители. Родительская деятельность должна быть больше направлена на закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний. К примеру, вечером по возвращению домой можно расспросить кроху о том, что они сегодня днем делали. Малыш будет с восхищением рассказывать о тех моментах, которые ему понравились, приглянулись согласно его личностным качествам. Задача мамы и папы – расспросить обо всех моментах обучения, поскольку некоторые из них могли не «понравиться», в результате чего он расскажет о них с неохотой или вскользь. В этот момент родителям следует распознать формирование у дошкольников уровень духовно-нравственного воспитания и постараться направить мысли, корректируя их с учетом религиозных, социальных и правовых устоев.

Программно-методическое сопровождение нравственного развития дошкольников

Нравственное воспитание и развитие – основа воспитательного процесса дошкольной образовательной организации.

Нравственное воспитание подрастающего поколения реализуется по программам дошкольного образования, утвержденным Правительством РФ и Минобрнауки РФ на конкретный временной период.

Целевым назначением нравственного развития подрастающего поколения является приобщение ребенка к моральным нормам социального поведения, православной культуре и традициям своего народа.

Программно-методическое обеспечение нравственного развития дошкольников включает в себя следующие направления учебно-воспитательной деятельности в ДОУ:

Духовное просвещение

Оно предполагает проведение с детьми бесед, устных рассказов о духовном развитии личности, его значимости и важности, основных аспектах.
Воспитательно-образовательное направление. Оно связано со знакомством детей с православными канонами, моральными нормами поведения

Данное направление реализуется в ходе игровой деятельности: подвижных, сюжетно-ролевых игр. Кроме того, основы нравственного поведения можно демонстрировать детям на прогулки, при посещении общественных мест: учреждений культуры и искусства, медицинских учреждений и т.д.
Культурно-познавательное развитие. Оно связано с посещением культурно-массовых мероприятий, чтением художественной литературы, посещением учреждений культуры, знакомство с произведениями искусства, просмотром фильмов, знакомством с интересными людьми, посещением концертов, самостоятельной организацией праздников, выставок детских работ.
Нравственно-трудовое воспитание. Оно связано с формированием у дошкольников навыков самообслуживания, приобщения к посильному труду, организации продуктивной и творческой деятельности.

Результатом освоения дошкольниками образовательной программы по нравственному развитию должно стать формирование у них позитивного восприятия окружающей действительности, усвоение основ добродетели, формирование открытости к добру и стремления к нему, формирование патриотических свойств личности, выработка навыков построения положительного социального взаимодействия, формирование трудолюбия, любви к искусству, чувства прекрасного, умения проявлять сострадание и милосердие, стремиться действовать на благо общества.

Рисунок 1. Приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

О целевых задачах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников процесс продолжительный, по окончании которого можно заметить у малышей изменение сознания, а также сформированное чувство добра к ближним, слабым. Цель представленного объяснения заключается в воспитании нравственных качеств, изначально базирующихся на основах культурного общения и лицезрения, отношению к обществу и даже к самому себе.

О задачах воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно сказать коротко. Основа воспитания – это заложение в их менталитет понятия о хорошем и плохом поведении, воспитание уважения к окружающей общественности

Взрослые должны объяснить крохе, как важно стать достойным членом общества с соблюдением нравственных качеств, морали. Специалисты отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия, как чувство дружбы, доброты, любви и справедливости, имеют более высокий уровень духовного развития

У них не возникает проблем в общении с окружающими, они менее подвержены различным стрессам. Поэтому нужно начинать духовно-нравственное развитие в семье в раннем детском возрасте, когда кроха больше всего восприимчив к усвоению простых истин,  они потом и будут определять его дела и поступки.

Формирование у дошкольников нравственных качеств происходит с достижением следующих задач:

Объяснение важности родного дома и семьи – дети должны понимать, что детский сад, родной город и прочие моменты – это его Родина, родное место, о котором следует помнить всегда. Воспитание ответственности и положительного отношения к живым организмам и природе в целом

Обоснование уважения к трудовым работам – подразумевается любой труд, включающий такие важные моменты, как во благо себе, во благо близким, во благо природе и так далее. Формирование чувства уважения и интереса к традициям и родному промыслу. Изучение основных познаний о правах человека. Расширение кругозора о городах своей страны. Знакомство с символами родной страны. Воспитание чувства гордости за действия своей страны, достигнутые моменты. Объяснение важности чувства уважения к другим народам и странам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется обществом – родителями, родственниками, воспитателями, учителями посещаемых секций.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня вопрос нравственности в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка

ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, – это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольников“» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Воспитание ребенка. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019

В педагогике духовно – нравственное воспитание всегда занимало достойное место. Детям прививались нравственные нормы поведения, основанные на вере, чистоте помыслов и дел. И совершенно не случайно в настоящее время возрождению духовности, формированию у подрастающего поколения лучших качеств личности придаётся ведущее значение.

Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги: что на нём напишешь, то и останется в памяти. И здесь перед нами, современными педагогами, предстаё т задача: воспитать ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным, сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь нуждающимся. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфические человеческие чувства. Ребёнок учится понимать такие понятия, как «добро», «зло», «хорошо», «плохо» и т. д. И от того как организован процесс усвоения этих понятий зависит каким личностным развитием будет обладать уже взрослый человек, какой личностью он станет. Так что же такое духовно – нравственное воспитание? Духовно – нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного воздействия на духовно – нравственную сферу личности ребёнка с целью её оптимального развития.

Для детей дошкольного возраста в процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье: отец, мать, сестры, братья и т. д. ; прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далёком окружении (дом, улица, село или город и т. д.)

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач. Реализация обучающих задач обеспечивает развитие сознания, механизмов целостного познания окружающего мира, освоение представлений и категорий, формирование умений и навыков деятельности. Обучающие задачи связаны с механизмом целостного познания мира и направлены на развитие нравственного сознания. Это и развитие социокультурной сферы личности ребёнка при освоении социальных навыков; развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка;

Реализация воспитательных задач обеспечивает формирование личности ребёнка, его нравственных чувств и качеств, обеспечивающих нравственные отношения и поведения. Воспитательные задачи обеспечивают развитие у ребёнка чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к природе.

Развивающие задачи связаны с формирование внутреннего мира и направлены на развитие нравственной позиции. Результатом обучения и развития ребёнка является обученность, а воспитания – воспитанность.

Обученность ребёнка – это уровень овладения знаниями, умениями и навыками, степень их освоенности и применяемости.

Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основах отношения к миру, к своему месту в нём, к людям.

Важнейшая категория духовно – нравственного воспитания – это его содержание. Под содержанием духовно – нравственного воспитания понимается совокупность ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов, действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Освоение содержания происходит с помощью различных технологий : форм, методов и средств работы. Это может быть и специально организованная деятельность, наблюдения, игры, продуктивная деятельность, занятия в кружках и т. д. (показ работ)

Именно от правильного выбора содержания, форм и методов духовно – нравственного воспитания в конечном итоге зависит успех всего воспитания. Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребёнка.

Таким образом, всё это даёт нам возможность представить и описать в целом процесс духовно – нравственного воспитания и благодаря этому осуществлять его.

Духовная составляющая

Понятие «духовность» не имеет единого толкования и различные мыслители определяли его по-разному.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:

  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы. Для детей разного возраста понятие будет включать следующие действия:

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.


Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.


Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.


В игровой форме можно учить детей вежливости

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

  1. методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин);
  2. методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности).

Могут применяться:

  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Работа с дошкольниками по возрасту

Воспитание нравственных качеств зависит от его возраста. Нельзя «давить» на малыша в объяснении какого-либо вопроса, если он еще не дорос до его полноценного и осознанного восприятия. Если педагоги дошкольного учреждения знают в точности, в каком возрасте следует использовать определенного рода приемы, то родителям будет гораздо сложнее в этом вопросе. Поэтому им следует заучить следующее:

  • Крохи младше трех лет в обязательном порядке должны играть в коллективе – стараться участвовать в общих играх. Взрослые должны лишь помочь в сформировании мнения и убеждения в том, что находиться среди сверстников – это интересно и полезно. Поэтому родители должны водить малыша на всевозможные детские мероприятия, дополнительные занятия, просто приводить его в песочницу или на детскую площадку.
  • Дополнительно малышей учат благодарить людей за добро и избегать злого поведения со стороны окружающих. Малыш должен вежливо общаться с ровесниками и взрослыми, обращаться на Вы и стараться называть по имени и отчеству педагогов в центрах развития или в садике.
  • С 4 лет дошкольникам рассказывают о чувстве жалости, отзывчивости, стараются поручать им несложные задания, за выполнение которых обязательно хвалят.
  • Благодаря правильному воспитанию к 5 годам ребенок уже знает, что врать плохо, следует помогать пожилым и беспомощным, беречь животных и растения, памятники культуры.

В процессе занятий с малышом родителям необходимо помнить, что в таком малом возрасте дошкольники не могут контролировать собственное поведение, а значит, все их поступки осуществляются искренне и на уровне эмоционального всплеска. При условии, что дети копируют поведение своих родителей, подражают их манерам, родители должны помнить, что им самим необходимо позаботиться о развитии у себя нравственных качеств. Так, взрослые мама и папа должны начать ценить простые события, происходящие в жизни их семьи, стараться показывать свой положительный настрой на планирование будущего, с достоинством выходить из нелицеприятных ситуаций. Малыши будут подражать своим родителям, а значит, будут стоять на верном пути в формировании собственных ценностей.

О духовно-нравственном формировании можно говорить долго. Главное в представленном вопросе – это руководствоваться собственными ценностями, правилами и нормами социального общества, самим соответствовать заданным требованиям. Тогда малышу будет легче найти себя в обществе, занять правильную позицию, отвечающую морали и закону.

Источники нравственности

Что можно избрать в качестве средств, способствующих становлению нравственных качеств дошкольников?

Деятельность (труд, обучение, творчество, игра). Позволяет на практике закрепить усвоенные нормы. Особое место здесь отводится различным играм, дающим неоценимый опыт чувств (в частности – народным играм, помогающим воспитывать детей на примере опыта прошлых поколений, прививать им уважение к традициям, почитание своих национальных корней).

Искусство (литература, живопись, скульптура, архитектура). Литературные произведения дают ребенку пример нравственного поведения, оценку поступков того или иного героя, событий. Картины, исторические архитектурные и скульптурные памятники помогают развивать эстетические чувства, понимать и ценить народную культуру.

Природа. Способствует воспитанию гуманных чувств, бережного отношения к животным, растениям, экологии, желания защищать живую природу, заботиться о братьях меньших.

Религия. Дает незыблемые образцы высших нравственных и духовных качеств, поступков, учит на примерах любви, добра.

Общение. Позволяет корректировать представления детей о нормах отношений, морали, этики.

Окружающий социум. Чем более богато духовно и нравственно окружение ребенка, тем легче воспитывать в нем высокие идеалы. И наоборот. В безнравственной среде весьма сложно прививать детям основы нравственности

Снова обратим внимание на семью как первый и основной социум для ребенка.

Используя все эти методы и средства, можно ожидать, что дети вырастут высоконравственными, духовно богатыми людьми, которые способны понимать и оценивать себя и окружающих в мире, адекватно проявлять свои чувства, оценивать свои и чужие действия, уважать чужую позицию, чужой труд, культуру, владеть общепринятыми способами взаимодействия в социуме, понимать и учитывать свои достоинства и недостатки, формулировать и отстаивать собственную позицию, соотносить свои действия и эмоции с принятыми в социуме нормами.

Однако все это окажется невозможным, если дошкольник будет лишен правильного примера своей семьи. А это – повод родителям серьезно задуматься о том, насколько этот пример соответствует общепринятым правилам.

Как развивать детей в духовно-нравственном ключе?

Программа воспитания дошкольников должна неразрывно сочетать методы работы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, с воспитанием в кругу семьи.

Нравственное и духовное воспитание детей в детских садах включает различные виды деятельности:

  • продуктивная, творческая (конструирование, рисование, лепка, изготовление аппликаций, поделок, танцы, музыкальное творчество);
  • познавательная (чтение литературных произведений: исторических, религиозных, сказок);
  • театральная (представления, спектакли, сценки духовно-нравственной направленности);
  • нравственная (уроки добра, любви, беседы о традициях и ценностях православия).

Однако основой духовно-нравственного воспитания по праву считают ту среду, в которой малыш растет, которая его окружает постоянно, – семью с ее духовной культурой: укладом, системой ценностей, традициями. Семья – ближайшее социальное окружение ребенка, откуда он берет примеры соответствующего поведения

Именно здесь закладывается понимание роли семьи в обществе, ролей матери, отца, их отношений друг к другу, важности таких семейных ценностей, как верность, общность интересов, взаимопонимание, трудолюбие, отношение к жизни и людям

Поэтому в детских садах программа воспитания зачастую включает совместную с родителями деятельность: проведение семейных праздников, конкурсов, тематических игр, направленных на укрепление семейных ценностей.

Не упустить возраст

Для того чтобы этих целей достичь, необходимо воспитывать у маленького человека:

  • любовь к богу,
  • любовь к себе,
  • любовь к окружающим людям,
  • чувства,
  • волю,
  • совесть,
  • ум.

Основная проблема здесь заключается в том, чтобы гармонично сочетать основы воспитания религиозного и светского, не утверждая преимущества одного или другого. Ведь многие проблемы личностного развития они трактуют схоже. Так, главным в обоих подходах является саморазвитие внутреннего мира личности. Вопрос в том, какие ценностные ориентиры ребенок дошкольного возраста воспримет

Поэтому так важно, какой пример он постоянно видит перед собой

Именно сейчас возможности для формирования правильных ориентиров самые благоприятные, ведь у дошкольников развиты:

  • способность к подражанию,
  • образное мышление,
  • активное воображение,
  • эмпатия,
  • эмоциональная сфера,
  • познавательная, деятельная активность.

Начинается процесс нравственного становления человека с самого раннего возраста – с чувства привязанности малыша к маме.

Развитие ребенка в детском учреждении

Методы нравственного воспитания в детском саду основаны на трудолюбии, скромности, честности, принципиальности, патриотизме, сострадании и уважительном отношении к людям. Мораль является основой нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это комплекс норм высокоразвитого духовного общества, которые проявляются в отношении людей друг к другу, к труду, к старым и слабым и отличает человека от животного. Моральный уклад в детском коллективе должен быть на самом высоком уровне, чтобы любой ребенок, в том числе из неблагополучной семьи, понимал, к чему стремиться.

Образование, умственное и физическое развитие, посильный труд и эстетическое развитие должны содержать в себе принципы нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В этот период дети очень восприимчивы, они подвержены влиянию семьи, сверстников, телевидения и интернета. Научить их отличать истинное от ложного, плохое от хорошего, правильное от неправильного должно духовно нравственное воспитание дошкольников. Методика формирования всесторонне развитой личности включает в себя развитие таких качеств, как:

  • Доброта. Культивирование этого качества позволяет личности с любовью относиться к окружающему миру, стараться понять причины поступков близких людей.
  • Уважение. Начиная с самоуважения, ребенок относится подобающе и к другим людям, у него формируется оптимистический взгляд на окружающий мир.
  • Альтруизм. Помощь ближнему, сочувствие и участие в жизни окружающих позволяют ребенку почувствовать свои силы, дают ощущение могущества и самостоятельности.
  • Патриотизм. Любовь к Родине является основой целеустремленной, успешной и уверенной в себе личности. Прививать это качество ребенку нужно начинать с 7-8 лет, в этом возрасте он наиболее восприимчив к идеям патриотизма.
  • Трудолюбие. Привычка к труду закладывается в раннем возрасте. Направляя естественную активность ребенка в нужное русло, можно выработать у него любовь к общественно полезному труду.
  • Гражданственность. Активная гражданская позиция личности является залогом здорового общества. Воспитывать это качество необходимо с раннего возраста.
  • Гуманность. В детском возрасте закладываются взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Готовность помогать другим людям, оказывать уважение и проявлять заботу является чертой высокоразвитой личности.
  • Коллективизм — основная характеристика человека, так как он не может жить, развиваться вне человеческого общества. Проявляется она в чувстве товарищества, взаимопомощи и готовности к совместной работе.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий