Дошкольное развитие и опережающее развитие

Содержание Программы по возрастам

Комплексная программа «Развитие» была разработана для четырех возрастных групп:

Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа

Содержание Программы для младшей группы предполагает организацию занятий с детьми в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. В соответствии с этим основными видами деятельность являются: игра, конструирование, рисование. Воспитатель группы, осуществляя работу с детьми читает им стихи и сказки, обсуждает прочитанное, в форме беседы

Большое внимание уделяется проведению занятий, направленных на развитие сенсорики. С этой целью проводят разнообразные дидактические игры, в процессе которых ребенок овладевает свойствами окружающих предметов (форма, цвет, размер, величина и т.д.).

В средней группе ДОУ, в соответствии с Программой, дети продолжают заниматься рисованием и конструированием, а также чтением художественной литературы. Однако, воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед воспитателем, значительно усложняются. Среди новых занятий, которые появляются в средней группе, – математика, ориентировка в пространстве, занятия по природе. Очень важным является занятие по ориентировке в пространстве, поэтому его в средней группе проводят два раза в неделю. Основной формой занятий являются интенсивные игры.

В соответствии с Программой в старшей и подготовительной группах продолжаются такие занятия, как рисование, конструирование, природа, ориентировка в пространстве, знакомство с произведениями художественной литературы, математика. Среди новых, появляются такие занятия как логика и грамота. Занятия по математике и грамоте направлены на получение элементарных знаний по чтению и счету. На занятиях детей учат не только считать и читать, но и сравнивать числа между собой, осуществлять не сложный звуковой анализ слов и т.д. Одно из важнейших мест в процессе обучении занимает знакомство с логическими отношениями, которое осуществляется с помощью специальных средств и приемов. Дети посредством специальных картинок, рисунков и схем узнают о простейших логических операциях.

Замечание 1

В работе по Программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К Программе разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.

Методика М. Монтессори

Становление методики произошло еще в XX веке, и было названо в честь её создателя – Марии Монтессори. Она является одной из самых популярных методик среди родителей и педагогов и предполагает подбор индивидуального подхода к каждому ребёнку. Главные составляющие методики – ребёнок как центральная фигура, педагог и среда для самостоятельного обучения. Взрослый в этой иерархии занимает позицию наблюдателя и старается не вмешиваться в естественный процесс развития ребёнка, если только он сам не попросит помощи.      

Помещение, в котором обучается ребёнок, делят на зоны для создания развивающей среды: сенсорную, математическую, речевую, практическую (для жизни) и космическую. В этих зонах ребёнок может самостоятельно ориентироваться и использовать их по своему усмотрению. Группы по Монтессори набираются из детей разных возрастов, что наилучшим образом сказывается на отношениях для детей дошкольного возраста от самых маленьких до более взрослых.

К основным преимуществам методики относятся:

  • развитие малыша самостоятельно, без навязывания взрослыми своих идей;
  • развитие свободного человека, который уважительно относится к свободе других людей;
  • развитие сенсорных навыков, непосредственно влияющих на хороший уровень интеллектуального развития;
  • развитие навыков самообслуживания и самодисциплины;
  • наличие разнообразных дидактических пособий по Монтессори.

Несмотря на существенные плюсы методики, существуют значительные недостатки:

дороговизна пособий (однако, есть возможность самостоятельного изготовления);
основная направленность методики – развитие интеллекта, сенсорики и логического мышления, при этом не уделяется внимание творческому и социальному развитию ребёнка;
отказ от игрушек, сказок, сюжетно-ролевых игр, которые, по мнению автора, не являются важными для развития детей;
возможны трудности для дошкольников при дальнейшем традиционном обучении в школе, где необходима дисциплина и чёткое следование правилам взрослых. 

Талантливый ребенок и высокий интеллект

Талантливый ребенок часто обладает высоким интеллектом, который проявляется в его способности быстро и эффективно усваивать новую информацию, анализировать и решать сложные задачи․

Признаки высокого интеллекта у талантливых детей могут включать раннюю речь и обширный словарный запас, хорошую память, умение абстрактно мыслить и логически рассуждать․

Связь между талантом и высоким интеллектом заключaется в том, что высокий интеллект является одним из фaкторов, способствующих развитию таланта․ Тaлантливый pебeнок с высоким интеллектом обычно имeет больше возможностей для pазвития своих способностей и достижения yспеха в своей области․

Важно помнить, что высокий интeллект и талант ⸺ это необходимая, но не достаточная составляющая опережающего pазвития ребенка․ Ребенок также нуждается в поддержке, стимулировании и возможности развивать свои способнoсти в соответствии с его уникальными потребностями․

Признаки высокого интеллекта у талантливых детей

Высокий интеллект у талантливых детей проявляется через ряд характеристик․ Одним из признаков высокого интеллекта является быстрое уcвоение нoвой информации и спосoбность к глубокому анализу․

Талантливые дети с высоким интеллектом обычно обладают хорошей памятью и могут запоминать большое количество информации․ Они также могут проявлять способность к абстрактнoму мышлению и логическому рассуждению․

Дрyгим признакoм высокого интеллектa является творческое мышлениe и спосoбность к генeрации новых идей․ Талантливые дети с высоким интeллектом часто проявляют оригинальноcть и инновационный пoдход к решению задач․

Bысокий интеллект также может проявляться через высокую эмоциональнyю чувствительность и эмоциональную зрелоcть․ Такие дети oбычно обладают глyбоким пониманием себя и окружающего мира․

Важно помнить, что высокий интеллект ‒ это лишь одна из состaвляющих опережающегo развития ребенкa; Ребенок также нуждается в поддержке и стимулировании своих талантов и способностей для полного раскрытия своего потенциала․

Cвязь между талантом и высоким интеллектoм

Талант и высокий интеллект часто взаимосвязаны у ребенка с опережающим развитием․ Талантливые дети, обладающие высоким интеллектом, обычно имеют больше возможностей для развития cвоих способнoстей и достижения успеха․

Высoкий интеллект позволяет ребенку быстро усваивать новую информацию, анализировать и решать сложные задачи․ Это помогает талантливому ребенку pазвивать свои таланты и достигать выдающихся результатов в cвоей области․

С другой стороны, талантливые дети обычно проявляют высокий уровень интеллекта в своей области специализации․ Они обладают глубоким пониманием и экспертностью в cвoей oблaсти, что способствует их творческому потенциалу и успeху в ней․

Таким обрaзом, талант и высокий интеллект взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга․ Они создают благоприятную почву для развития и реализации потенциала ребенка с опережающим развитием․

Список использованной литературы

  1. Молчанова Татьяна. Наш первый месяц. Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным. Москва: Издательство «Эскимо», 2010. — 192 с.
  2. Цареградская Жанна. Новорожденный. Уход и воспитание. Москва: Издательство «Рожана», 2006.
  3. Попова И. М. Большая книга для мам. Москва: Издательство «АСТ», 2018. — 256 с.
  4. Костина И. В., Бражко Ирина. Большая книга российской мамы. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 200 с.
  5. Комаровский Е. О. 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Москва: Издательство «Эскимо», 2018. — 480 с.
  6. Чеснова И. Е. Я буду лучшей мамой. Москва: Издательство «АСТ», 2017. — 304 с.

Чем полезно раннее развитие для детей

Многие знакомы с нашумевшей книгой японского писателя Масару Ибуки «После трех уже поздно». Психология развития доказала существование так называемых сенситивных периодов в формировании психики ребенка (таких, когда она особенно восприимчива к внешним воздействиям), и самый важный из них — первые 3 года.

Методики раннего развития нацелены на то, чтобы не упустить самое благодатное для формирования и совершенствования психики время

Конечно, для этого не обязательно применять такие подходы — важно, прежде всего, знать, какие процессы происходят в развитии ребенка, и поддерживать их.. Начав как можно раньше заниматься с малышом, всесторонне его развивая, родитель получает возможность разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.

Начав как можно раньше заниматься с малышом, всесторонне его развивая, родитель получает возможность разглядеть способности ребенка к той или иной деятельности и дать им раскрыться.

  1. Не нужно развивать только интеллект. Обучение может сопровождать любую деятельность: прогулки на природе, приготовление еды, наведение порядка в доме, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, рисование, рукоделие и т. д.

  2. Одно из основных правил всех методик раннего развития — обучение в игре, в комфортной эмоциональной атмосфере, без насилия. Взрослый в этом случае лишь сопровождает ребенка, оказывая ему помощь и поддержку.

  3. Форсированное развитие, идущее вразрез с психофизиологической готовностью ребенка к освоению тех или иных навыков, не цель обсуждаемых нами методик, а фанатизм родителей, неправильно понявших саму концепцию.

  4. Глобальная задача раннего развития — удовлетворять природную потребность ребенка в познании мира через содержательное общение с заботящимися о нем взрослыми и знакомиться с природной, предметной, понятийной и социальной средой.

Мы расскажем о некоторых распространенных методиках раннего развития, чтобы вы, увидев главную идею, заложенную в каждой из них, могли понять суть дискуссии и сформировать собственный взгляд на сам принцип этого педагогического направления.

Отличие переразвития от опережающего развития

Переразвитие принципиально отличается от опережающего развития.

Опережающее развитие — раннее по сравнению с онтогенетически средним, «нормальным», сроком освоения ребенком некоторой деятельности. Оно возможно на основе отличных задатков, соответствующих способностей и выраженных склонностей, мотивирующих дошкольника.

Если при этом обучение адекватно возрастным особенностям и ребенку оказывается социально-психологическая поддержка, он благополучно развивается и в дальнейшем успешно социализируется и самореализовывается.

Переразвитие, как и опережающее развитие, связано с более ранним формированием некоторых интеллектуальных навыков, однако мотивировано специально направленным системным психологическим и педагогическим воздействием. Осуществляется за счет заимствования психофизиологических, мотивационных, познавательных ресурсов личности ребенка из онтогенетически приоритетных психологических функций. Чаще всего напоминает тренировку, в ходе которой накапливаются когнитивные навыки, соответствующие более высокой ступени онтогенеза, и не учитывается закономерность развития психики.

Принципиальная черта переразвития — некоторое пренебрежение к центральным психологическим характеристикам возраста (социальной ситуации развития, ведущей деятельности) и психофизиологическим возможностям.

Переразвитие ориентировано на опережающее обучение. Осуществляется из внешних по отношению к логике развития детской психики мотивов. Ставит критериями успеха набор педагогически измеримых отдельных умений. Мало соотносится с ведущей деятельностью, психологическими новообразованиями и нейропсихологическими ограничениями возраста.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Методика Масару Ибука

Методика, разработанная японским инженером, автором одноимённой книги «После трёх уже поздно», основывается на принципе, что начинать заниматься развитием и воспитанием ребёнка важно рано, с первых дней его жизни. Обучение ребёнка предполагает полноценное развитие ребёнка самими родителями, которые своим примером формируют личность ребёнка

Для этого необходимо учить стихи, уделять внимание обучению иностранным языкам, музыкальному и физическому развитию.       

Преимущества методики:

  • «незаштампованность» и неограниченность методов развития ребёнка, так как родитель сам выбирает занятия в соответствии с индивидуальностью своего ребёнка;
  • развитие навыков самообслуживания и приучение к порядку.    

Недостатки:

  • отсутствие пособия, в котором бы чётко прописывалась работа в соответствии с методикой;
  • возможно несовпадение мнений из-за разных менталитетов, так как в Японии преобладают более строгие взгляды на воспитание детей.    

Методы опережающей образовательной деятельности

Опережающая образовательная деятельность в детском саду предполагает использование различных методов и приемов, которые способствуют развитию у детей разных видов деятельности и навыков.

Одним из основных методов опережающей образовательной деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития и обучения детей, так как через нее они приобретают навыки и умения, а также развивают свою креативность, воображение и социальные навыки. Для проведения опережающей образовательной деятельности с использованием игры используют различные игровые ситуации, ролевые игры, конструктивные игры и т. д.

Еще одним методом опережающей образовательной деятельности является индивидуальный подход к каждому ребенку. Этот метод предполагает анализ и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и адаптацию образовательного процесса под его потребности и интересы. Индивидуальный подход включает такие методы, как дифференцированный подход к обучению, подбор индивидуальных заданий и материалов, работа с родителями и т. д.

Также в опережающей образовательной деятельности используется метод проектной работы. Проектная работа предполагает решение определенной задачи или проблемы, которая ставится перед детьми, что позволяет им активно участвовать в учебном процессе, развивать свои познавательные и творческие способности, а также учиться сотрудничать и принимать ответственность.

Другим методом опережающей образовательной деятельности является метод исследовательской деятельности. Этот метод предполагает стимулирование детей к активному и самостоятельному изучению окружающего мира, поиску своих ответов на интересующие вопросы, эксперименты и наблюдения. Исследовательская деятельность способствует развитию у детей аналитического мышления, умению самостоятельно мыслить и изучать новое.

Важным методом опережающей образовательной деятельности является использование различных образовательных игр и развивающих материалов. Детям предлагаются разнообразные материалы (конструкторы, головоломки, пазлы и т

д.) и игры, которые способствуют развитию таких навыков, как логическое мышление, моторика, внимание и память

Все эти методы и приемы опережающей образовательной деятельности помогают детям приобретать знания, развивать навыки и умения, формировать интерес к учению и саморазвитию. Они также способствуют развитию личности ребенка, его социальной адаптации и успешной интеграции в общество.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Модель воспитания в соответствии с Программой

Основной моделью воспитания детей дошкольного возраста, в соответствии с Программой является личностно-ориентированная модель.

Определение 2

Личностно-ориентированная модель воспитания направлена на установление между воспитателем и воспитанниками взаимоотношений, основанных на сотрудничестве и партнерстве.

Цель Программы – развитие у детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) умственных и художественных способностей.

Программа «Развитие» является комплексной программой, которая включает в себя все основные направления художественного и познавательного развития детей дошкольного возраста.

Структура Программы представлены следующими размерами:

  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи
  • Сенсорное воспитание
  • Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
  • Конструирование
  • Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте
  • Ознакомление с пространственными отношениями
  • Развитие игровой деятельности
  • Изобразительная деятельность

Дополнительными разделами Программы являются:

  • Художественное конструирование
  • Режиссерская игра
  • Выразительное движение

По дополнительным разделам занятия проводятся воспитателем в зависимости от желания и потребностей детей и самого воспитателя.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

«Музыка с мамой» Железновых

Методика раннего музыкального развития Железновых создана отцом и дочерью и представляет собой дидактические пособия и записанные аудио- и видеокурсы. 

Развивать ребёнка по Железновым нужно ежедневно, начиная с утренней музыкальной зарядки, затем через музыкальные занятия и заканчивая творческим занятием, например, прослушиванием сказки.    

Преимущества методики:

  • диапазон развития детей от полугода до 7 лет;
  • развитие творческой составляющей личности ребёнка, в том числе музыкальных навыков;
  • положительная эмоциональная обстановка при проведении занятий;
  • общее оздоровление организма, благодаря тому, что много внимания уделяется физической активности детей.       

Недостатки:

  • пассивность ребёнка, невозможность выбора занятий;
  • большинство записанных песенок однотипные, поэтому для старших дошкольников могут оказаться неинтересными.

Основные методики раннего развития

Если говорить обо всем пространстве методик и материалах, рассчитанных на ранний период развития, воспитания и обучения, то чаще всего в сознании просвещенной публики всплывают следующие:

  • система Марии Монтессори;

  • вальдорфская педагогика Штайнера;

  • интеллектуальные игры Никитина;

  • карточки Гленна Домана;

  • метод Сесиль Лупан;

  • кубики Зайцева.

В этой статье мы расскажем о первых трех подходах. О других читайте здесь.

Когда говорят о раннем развитии, упоминают также:

  • иностранный язык с рождения; 

  • метод воспитания талантов Синъити Судзуки; 

  • родительский опыт многодетной мамы Лены Даниловой;

  • Масару Ибуку и его книгу «После трех уже поздно»;

  • энциклопедии Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш от рождения до 2 лет» и «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет»;

  • «Воспитание без принуждения» Томаса Фелана и «Как вырастить ребенка счастливым» Жан Ледлофф;

  • палочки Кюизенера;

  • логические блоки Дьенеша;

  • развивающие игры Воскобовича;

  • обучение чтению по Павлу Тюленеву;

и много-много других прекрасных книг и пособий, не всегда претендующих на системный подход, но дающих полезные подсказки для конкретных жизненных, воспитательных и образовательных ситуаций. Когда-то был еще доктор Бенджамин Спок. Но больше мы его упоминать не будем, потому что научно доказано, что его методы воспитания наносят вред детям.

Как видите, запутаться в этом смешении подходов, пособий и концепций нетрудно. Давайте разбираться! Мы остановимся на самых важных системах и методиках, изменивших ландшафт педагогики развития и обучения детей за прошедшие сто лет.

Чем вредно раннее развитие

Раннее обучение может нарушить ход естественного развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и темпами, заложенными природой.

Некоторые методики могут привести к возникновению привычки пассивно воспринимать факты.

В ходе работы, направленной на формирование и совершенствование интеллектуальных навыков, недостаточное внимание может быть уделено физическому, эмоциональному, творческому и социальному развитию.

Применение подобных подходов связано с высокими временными, энергетическими и финансовыми затратами родителей.

Чтобы избежать вредного воздействия упомянутых методик, важно понимать, что нужно развивать только те навыки, которые соответствуют возрасту. Необходим баланс

Если действовать «на опережение», это может привести к тому, что, хотя какие-то навыки и станут лучше, в других областях развитие ребенка затормозится.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий