Дополнительное образование детей

Образование и дополнительные человеческие возможности

Свой потенциал, таланты и способности человек может раскрыть в любом возрасте. В секциях и творческих коллективах формируется среда по интересам. Например, в спортивных секциях для большинства людей может быть вполне доступная организация свободного времени. В процессе участия в соревнованиях и улучшения результатов человек может раскрыть свои спортивные таланты. К сфере дополнительного образования следует отнести и специализированные курсы, посвящённые повышению квалификации. В домах творчества нет ограничений посетителей по возрасту. Достаточно часто случается, что человек всю жизнь работает по какой-то специальности, а выйдя на пенсию, неожиданно открывает в себе новые способности. А дополнительное образование лишь расширяет человеку свободу выбора, помогает более полной реализации.
 

Центры цифрового и технического развития для учащихся младшей и средней школы (1-8 классы)

Наиболее перспективным сегодня считается ИТ- направление. Обучать детей программированию можно в одном из центров цифрового развития. Благо, что учебные заведения типа «IT-куб» существуют в большинстве регионов России. По состоянию на 2021 г. в нашей стране функционирует 71 учреждение, деятельность которых направлена на продвижение компьютерной грамотности среди подрастающего поколения. Ожидается, что в 2024 году будет работать уже 340 центров, в которых любой ребенок сможет овладеть такими ИТ-специальностями, как:

  • программирование;
  • моделирование;
  • веб-дизайн;
  • разработка мобильных приложений.

Все центры работают по утвержденным программам, имеют современное оборудование и штат опытных преподавателей. Наставники, работающие в центрах цифрового образования, имеют специальное образование, применяют прогрессивные формы обучения и регулярно повышают уровень своего профессионализма.

Занятия в «IT-кубах» проводятся на безвозмездной основе. Клуб могут посещать дети от 7 до 18 лет.

В заведениях нового формата – «Кванториумах» – доступно 13 направлений обучения. Эти заведения предназначены для пропаганды среди молодежи инженерных специальностей. Здесь дети от 10 до 18 лет знакомятся с современными научными достижениями. Занятия проводятся на базе технопарков, оснащенных современным оборудованием.

В качестве спонсоров и партнеров образовательных учреждений выступают производственные высокотехнологичные предприятия и государство. По своей сути «Кванториумы» являются кузницей инженерных кадров. Занятия в подобном заведении позволяют выявить талант ребенка и его склонность к точным наукам в раннем возрасте.

В технопарках дети получают знания, по следующим направлениям:

  • лазерные технологии;
  • искусственный интеллект;
  • программирование;
  • беспилотная авиация;
  • 3D-моделирование.

Заведения специализируются на направлениях, которые являются основными для предприятий-спонсоров. К примеру, в «Биоквантуме» учащиеся изучают биологические процессы, а также строение организмов человека и животных.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант – муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей – универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Похожие термины:

  • вид дополнительного образования, направленный на развитие личности ребенка, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуаль

  • образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт

  • – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,

  • учреждение образования, которое реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в с

  • опыт самоопределения в содержании образовательной деятельности, педагогических технологиях и методиках; показатель системной определенности педагогического процесса в учреждении.

  • согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающей и других), осуществляемой субъекта

  • тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах

  • технический нормативный правовой акт, определяет цель и задачи изучения содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, уровни их изучен

  • учреждения дополнительного образования, находящиеся на бюджете Министерства общего и профессионального образования РФ. К ним относятся: Всероссийский экспериментальный “Школьный театр” , Заочна

  • определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые

  • апробируется в учреждении образования, реализующем образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

  • средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, средство возведен

  • целенаправленная деятельность, объединяющая людей, рационально организующая их усилия на достижение общих результатов (целей).

  • Осуществляется по следующим профилям: 1.1. техническому; 1.2. спортивно-техническому; 1.3. туристско-краеведческому; 1.4. эколого-биологическому; 1.5. физкультурно-спортивному; 1.6. художественному; 1.7. соци

Учебные заведения для детей со спортивными и творческими талантами

Детей, имеющих хороший слух, голос и способности к рисованию, можно обучать в классических муниципальных художественных и музыкальных школах. Эти организации работают под началом министерства культуры. При поступлении в школу ребенок проходит тестирование. За обучение в этих заведениях с родителей взимается небольшая сумма.

В большинстве крупных городов РФ работают спортивные школы. На начальном этапе дети посещают занятия платно. Перспективные и талантливые ученики после сдачи спортивных нормативов зачисляются в школу. Дальнейшее обучение ведется на бесплатной основе.

Программы развития для талантливых юных художников, музыкантов и спортсменов есть у образовательного центра «Сириус». Это учреждение работает с одаренными детьми, проживающими во всех регионах России. Чтобы попасть в Сочи, необходимо регулярно принимать участие в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.

Помимо всего прочего на базе образовательного центра «Сириус» работает открытая онлайн-школа, которая доступна для всех школьников. Здесь можно получить знания по:

  • физике;
  • математике;
  • химии;
  • русскому и иностранным языкам;
  • биологии.

В рамках этой онлайн-школы регулярно появляются новые курсы, направления и учебные программы. С детьми работают педагоги лучших российских школ и университетов. Онлайн учебные заведения доступны всем детям, не зависимо от того, в каком населенном пункте они проживают. Чтобы ребенок смог учиться удаленно, достаточно иметь компьютер и выход в интернет.

На базе основного образовательного центра в отдельных регионах страны открываются представительства «Сириус». Основная цель создания подобных учреждений состоит в выявлении и развитии талантов. Чем раньше у ребенка обнаружены определенные природные данные, тем больше шансов получить в итоге хороший результат.

В региональные представительства центра «Сириус» может обратиться любой ребенок. В образовательном учреждении дети получают доступ к лучшим семинарам, курсам, мастер-классам, которые проводят ведущие мастера и эксперты страны.

Как и где заниматься бесплатно

Школы искусства и спорта

Здесь занимаются дети разных возрастов. Отличие от пунктов ниже в официальном документе, который выдают после обучения.

Центры дополнительного образования

Обычно предназначены для детей до 14 лет. В центрах занятия бесплатны, но могут быть сборы на материалы, костюмы и поездки. Встречаются и платные группы, но цена невысокая. Обычно до 2 000₽ в месяц.

Молодёжные центры

Изначально молодёжная политика вышла из дополнительного образования, поэтому туда могут взять детей любого возраста, а не только с 14 лет. Система оплаты такая же, как в категории выше.

Онлайн-курсы

Можно учиться на разных сайтах, например, в Открытом образовании, в Coursera или Arzamas. В основном курсы бесплатны, но придётся заплатить за сертификат.

YouTube

В этой соцсети часто встречаются полезные ролики. Многие учатся играть по ним на гитаре, собирать роботов или готовить пиццу. Есть даже азы профессий, например, копирайтера, таргетолога, SMM.

Всероссийские конкурсы

С 12 лет школьники могут участвовать в конкурсе «Большая перемена». Этот проект доступен для учащихся всей страны. Конкурс не имеет ничего общего с обычными олимпиадами, поскольку имеет совершенно другой формат.

Сюда приходят, чтобы делиться знаниями, опытом и расширять свой кругозор. Работа проводится по нескольким направлениям:

  • «Служи Отечеству!»;
  • «Помни!»;
  • «Предпринимай!»;
  • «Открывай новое!»;
  • «Познавай Россию!»;
  • «Делай добро!»;
  • «Расскажи о главном!»;
  • «Создавай будущее!»;
  • «Будь здоров!»;
  • «Меняй мир вокруг!»;
  • «Сохраняй природу!»;
  • «Твори!».

Девиз конкурса: «Мы не оцениваем, мы ценим»

Здесь каждый ребенок почувствует заботу и внимание. Конкурсантам даются задания, которые позволяют максимально раскрыть их таланты и сильные стороны

Учащиеся старших классов также могут обучаться во всех центрах, занимающихся дополнительным образованием. Финалисты конкурса «Большая перемена» награждаются ценными призами. Наиболее талантливые примут участие в поездке мечты на поезде. Маршрут пролегает от Москвы до Владивостока. Такая поездка позволяет реально оценить масштабы страны. Финалистов ждут и в Артеке.

Как попасть в Артек

В лучший лагерь страны можно попасть бесплатно. Он принимает школьников круглогодично. Всего за 12 месяцев в нем успевают отдохнуть более 32 т. человек.

Артек принимает активных и талантливых детей с 8 до 17 лет. Чтобы попасть в лагерь необходимо иметь успехи в учебе, творчестве или волонтерстве.

Данные о себе нужно загрузить на портал «АИС. Путевка». Необходимо сделать сканы своих дипломов. За каждое мероприятие, в котором ребенок принимал участие, система автоматически начисляет баллы. Бесплатные путевки получают дети, которые получили наибольшее количество баллов. Чтобы попасть в Артек, нужно начинать участвовать в различных конкурсах уже с 1 класса.

Самые популярные кружки и секции

Спортивные:

  • гимнастика: художественная у девочек и спортивная — у мальчиков;
  • футбол, волейбол, баскетбол;
  • спортивно-бальные танцы (на стыке с танцами, но считаются спортивным направлением);
  • танцы;
  • шахматы;
  • теннис.

В последнее время набирают популярность гандбол — игра с мячом в руках, флорбол — хоккей в зале, мини-футбол, хоккей на траве и водолазная подготовка.

Художественные:

  • рисование,
  • декоративно-прикладное искусство,
  • шитьё,
  • витражная живопись,
  • фотография,
  • мультипликация,
  • киноклубы.

В последнее время набирают популярность кулинария и бьюти-индустрия.

  • актёрство,
  • режиссура,
  • пантомима.

В последнее время набирает популярность кино- и театральная критика.

Технические:

  • программирование,
  • судо- и авиамоделирование,
  • компьютерная графика,
  • робототехника.

Сложно назвать кружком, но у детей не менее популярны занятия с репетиторами. Самые востребованные предметы — английский, математика, русский. Самые непопулярные — другие иностранные языки, особенно редкие.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы – удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО – наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Чего ждут от реализации концепции и как будут осуществлять задуманное

В результате реализации концепции планируется:

  • обновить инфраструктуру допобразования детей;
  • расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
  • запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
  • использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
  • внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
  • широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования (прежде всего речь о школах полного дня, о пользе которых говорили на заседании президиума Госсовета в августе);
  • усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий первого этапа реализации концепции. Так, ожидается, что до 2024 года все регионы перейдут на персонифицированное финансирование. Причём сертификаты должны получить не менее 25%, а к 2030 году — не менее 30% детей в каждом субъекте РФ. Из федерального бюджета выделят субсидии для создания современной инфраструктуры в системе дополнительного образования детей. Чтобы доступ к дополнительному образованию был у большего количества ребят, количество мест в образовательных организациях планируют увеличить.

Кстати, недавно вышел очередной выпуск информационного бюллетеня НИУ ВШЭ под названием «Мониторинг экономики образования», который касается роли семьи в процессе обучения ребёнка. Там, в частности, эксперты оценили ситуацию с допобразованием. Так, выяснилось, что 78% школьников посещают дополнительные занятия. Причём 38,5% из них — только вне общеобразовательной организации, а 23,3% — и в школе, и вне неё.

А ещё ранее стало известно, что к расходам на дополнительное образование детей готовы 92% семей. Более того, некоторые подростки даже копили деньги именно на допобучение. Насколько эта ситуация изменится в новых экономических реалиях, покажет время.

Структура системы дополнительного образования

По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:

  1. Федеральный уровень дополнительного образования.
  2. Региональный уровень дополнительного образования.
  3. Местный уровень дополнительного образования.

Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.

На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.

Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:

  • Государственного финансирования;
  • Негосударственного финансирования;
  • Школы дополнительного образования;
  • Центры обучения определенным направлениям;
  • Дома и дворцы;
  • Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
  • Досуговые центры по различным направлениям деятельности.

Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель – разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель – обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования – это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию “Историк, преподаватель истории”, хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Средние цены

На все направления цены варьируются: в государственных учреждениях кружок может быть бесплатным, в частных цены начинаются от 1 000₽.

За спортивные занятия родители отдают от 2 000₽ в месяц, не считая формы и инструментария — например, мяча или шайбы. Футбольную форму можно купить за 2 000–10 000₽, а хоккейную — от 10 000₽.

Музыке в частных учреждениях учат от 3 000₽ в месяц, а если совмещать несколько направлений, то от 5 000₽.

Художественным направлениям обычно учат в государственных учреждениях бесплатно, но траты на расходные материалы родители берут на себя. Так, например, минимальный изо-набор может стоить около 3 000₽, а на декоративно-прикладное искусство — от 5 000₽.

Театральные студии обучают детей от 2 500₽ в месяц. Костюмы, грим и реквизит всегда обходятся в разные суммы, иногда в 300₽ за очки, иногда в 15 000₽ за лестницу для сцены.

В естественно-научных направлениях у каждого ребёнка есть свой набор. Например, для похода. Минимальный набор с палаткой, посудой, спальником и карематом — от 10 000₽.

Для технического творчества понадобится только компьютер, если связано с ИТ. Если с моделированием, то около 5 000₽ на простые наборы для роботов и от 3 000₽ на детали для судов и самолётов.

Если ребёнок занимается с частным репетитором, это будет стоить в среднем от 300₽ до 2 000₽ за занятие. В языковой школе — от 2 000₽ до 8 000₽ в месяц.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий