Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Система Марии Монтессори

Эта образовательная методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в начале XX века. Сначала она применялась среди детей с ограниченными возможностями, но позже была адаптирована для здоровых. Монтессори-классы можно найти во многих странах, в том числе в России.

Отличительные черты системы дошкольного образования

Система держится на принципе «помоги мне сделать самому». Это значит, что преподаватель должен не учить ребёнка, а помогать ему заниматься самостоятельно тем, что ему интересно. Для занятий Монтессори разработала специальные предметы и материалы. Они помогают поддерживать второй принцип системы — «обучение через открытия», когда ребёнок развивает себя, самостоятельно играя. При этом в большинстве материалов заложен принцип самокоррекции: ребёнок сам видит и исправляет свои ошибки, а не ждёт взрослого

Большое внимание уделяется окружающему пространству. Всё должно быть функционально, красиво, доступно для ребёнка и выполнено из натуральных материалов

Пространство класса делится на тематические зоны: зону реальной жизни, зону сенсорного развития, математическую, языковую и космическую зоны. Каждая оборудована созданными специально для неё монтессори-материалами. Дети работают там, где им удобно. Они могут сидеть на индивидуальных ковриках или за столиками. В классах занимаются дети разного возраста. Это сделано для того, чтобы они не соперничали, а помогали друг другу и передавали опыт.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Педагог в системе Монтессори не считается главным, а дети занимаются тем, чем им хочется. Считается, что ребятам, занимавшимся в подобных классах, сложно приспособиться к дисциплине в обычной школе.
  2. В монтессори-классах не уделяют внимания развитию воображения и креативности. Здесь не играют, не читают сказки, не рисуют и не поют. Вместо этого дети развивают те или иные навыки, связанные, к примеру, со счётом, моторикой, языком.
  3. Дети занимаются с материалами индивидуально, изредка требуя помощи преподавателя. Из-за этого ребёнок может отставать в социальном развитии, не уметь общаться с другими детьми.
  4. Нет систем отчёта, показателей развития, тестов.

Причины отказа от детского сада:

     На самом деле, статистика говорит о том, что достаточно большое количество родителей все-таки избегают детских дошкольных учреждений или оттягивают начало посещения как можно дальше вплоть до старшей группы (отдают туда ребенка чаще с целью подготовить к школе).
     
     Среди основных, наиболее распространенных причин отказа от детского сада можно выделить такие:
     
     – Острая нехватка мест в дошкольном учреждении;
     – Многочисленные протесты родителей против плановой вакцинации детей;
     – Неподходящий образ жизни семьи: частая смена места жительства, переезды, асоциальность родителей;
     – Отсутствие достаточного уровня заботы родителей о своем ребенке и его развитии;
     – Неработающие члены семьи готовы заниматься воспитанием вашего ребенка.
     
     Не следует ошибочно считать, что дошкольное учреждение является гарантией будущих успехов ребенка в обучении, а домашнее воспитание является «приговором», что ребенок будет плохо учиться в школе. Дома тоже можно создать благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.

Выбираем детский сад:

     Если ваш выбор остановился на воспитании малыша в условиях детского сада, необходимо научиться его правильно выбирать.
     На самом деле, подбор подходящего дошкольного учреждения является очень ответственным мероприятием. Решение принимать необходимо очень взвешенно, без спешки. Вот некоторые рекомендации, которые помогут найти именно то заведение, которое с огромным удовольствием и пользой для развития будет посещать ваш ребенок:
     
     ◦ Обязательно учитывайте отзывы и рекомендации знакомых, в особенности тех, чьи дети посещали то или иное заведение;
     ◦ Посетите как можно большее количество детских садов в вашем районе или там, куда вам удобнее всего будет водить кроху. На месте будет виднее. Не стесняйтесь общаться с родителями, которые водят малышей в этот садик, задавайте им все интересующие вопросы;
     ◦ Тщательно изучайте рекламные буклеты про детские сады;
     ◦ Обратитесь за консультацией в районное управление образования в отдел дошкольного воспитания. Там вам обязательно помогут подобрать детский сад, удовлетворяющий всем требованиям;
     ◦ Поговорите с администрацией детского сада, специалисты ответят на все ваши вопросы, а вы сможете сделать правильные выводы. Старайтесь всю информацию фиксировать на бумаге;
     ◦ Обсудите с врачом состояние здоровья вашего малыша;
     ◦ Постарайтесь узнать подробно о существующих дополнительных платных услугах детского сада, кружках.

Положительные стороны посещения детского садика:

     Нет сомнений в том, что посещение детского дошкольного учреждения – это хорошо для ребенка. Особенно если малышу, как говорится, «повезло» с воспитателем и сверстниками. Специалисты выделяют следующие преимущества воспитания детей именно в стенах детского сада:
     
     1. Здесь на процесс формирования личности ребенка оказывает влияние общение с другими детьми. Детский сад – это своего рода первая школа жизни для вашего ребенка

Здесь он научится всем необходимым нормам и принципам поведения в обществе (социуме);
     2. Малышу для нормального развития очень важно достаточное количество времени находиться в коллективе сверстников. Общение со старшими никогда не сможет этого заменить;
     3. Детский садик крайне необходим для развития и становления навыков самостоятельности, которые в дальнейшем помогут ребенку в школьный период и будущей жизни

Детский сад очень помогает качественно и достаточно быстро сформировать такие навыки;
     4. Режим дня. Воспитывая ребенка дома, крайне сложно организовать малышу правильный и постоянный распорядок жизни, который является залогом крепкого физического и психического здоровья каждого дошкольника;
     5. Детский садик является серьезным и полноценным образовательным учреждением, которое занимается обучением и развитием детей по строго установленным и грамотно составленным программам. Это дает возможность каждому малышу попробовать свои силы и проявить интересы в самых разнообразных сферах деятельности;
     6. Систематичность проведения занятий также говорит в пользу детского садика. Обучение в дошкольном возрасте – это очень сложный комплекс изменений, происходящих с вашим ребенком. От них будет зависеть его успешное обучение в школе;
     7. Мониторинг динамики развития малыша. В любом официальном детском учреждении работают квалифицированные специалисты: врач, психолог, логопед, специалисты по различным предметам (музыка, физкультура, изобразительное искусство). Они постоянно наблюдают за развитием каждого ребенка и проводят коррекционную работу в случае возникновения отклонений, дают ценные рекомендации родителям.

Каким должно быть помещение и оборудование в частном детском саду?

Согласно правилам нового СанПин 2.4.1.3049-13, который вступил в действие с 30 июля 2013 года и внес изменения в организацию работы дошкольных образовательных организаций (учреждений).

Итак. Помещение детского сада должно иметь:

  • 1. На каждого ребенка не менее 6 кв. м площади
  • 2. Должна быть выделена игровая комната, столовая и комната для сна.
  • 3. Детский сад должен иметь кабинет медработника.
  • 4. Для осуществления физической подготовки детей в детском саду на дому должен быть также спортивный зал или комплекс.

Обязательным условием является специальная мебель и оборудование. Помещение должно быть оснащено пожарной сигнализацией. Домашний детский сад должен быть оснащен детской мебелью со следующими параметрами: высота столов должна быть не более 0,58 м, а стульев – не более 0,34 м.

Обязательно должно быть отведено место для хранения одежды. Это могут быть обычные шкафчики для одежды. Естественное освещение помещения обязательно должно поддерживаться искусственным. Температура в помещении должна быть ниже 22° C.

Так как в частном детском саду на дому будут проводиться занятия по общему развитию детей, а также развлекательные мероприятия, то в саду необходимо иметь игрушки, все необходимые канцелярские товары и многое другое. Вот примерный список всех необходимых материальных ценностей:

  • 1. Игры для развития детей, обыкновенные игрушки.
  • 2. Мебель для индивидуального хранения вещей каждого ребенка.
  • 3. Кухонная посуда и мебель.
  • 4. Все, что нужно для гигиены
  • 5. Спальное место и постельное белье.
  • 6. Медицинская комната обязательно должна иметь все необходимые лекарственные средства, и в первую очередь средства для оказания скорой помощи.
  • 7. Огнетушитель.

Видео: Как открыть частный детский сад на дому?

Отдавая ребенка в детский сад на дому, родители надеются на то, что ребенок не только будет под пристальным присмотром воспитателя, но будет проходить обучение и воспитываться в соответствие с современными разработками и методиками.

Это является стимулом для родителей отдавать своих чад именно в такие детские сады.

Ну и наконец, необходимо сделать расчет, в какую сумму обойдется регистрация, обустройство и содержание детского сада на дому. Как уже было сказано выше на регистрацию уйдет где-то 4 000 рублей. Чтобы арендовать помещения соответствующей площади понадобятся 30 000 рублей.

В случае, когда детский сад будет расположен в помещении, которое является собственностью организатора, то в расходы следует включить только стоимость коммунальных услуг. Покупка оборудования обойдется примерно в 100 000 рублей.

Для спокойствия родителей можно пойти на дополнительные расходы и установить в детском дошкольном учреждении на дому видеосвязь, которая будет стоить примерно 25 000 рублей. Родители смогут в онлайн – режиме наблюдать за своими детками.

На первых порах, частный детский сад будет нуждаться в рекламе. Можно развешивать рекламные объявления в детской поликлинике, раздавать листовки в парках отдыха. Можно подать объявление в газету или поместить рекламный пост в интернете. На рекламу можно выделить до 5 000 рублей.

Если повести итог всех обязательных расходов, то получим затраты в сумме 165 000 рублей.

Вы можете также подумать над идеей создания мини-детского сада с небольшой группой – тогда размер первоначальных капиталовложений будет меньше.

Также в смету расходов необходимо включить расходы на заработную плату воспитателя, няни и повара. Это обойдется как минимум в 20 000 рублей ежемесячно на одного человека.

Можно совместить две профессии няни и повар, выйдет небольшая экономия. А вторым воспитателем может быть хозяин бизнеса. Если готовить пищу для детей своими силами, то в среднем на ребенка уйдет около 200 рублей в день.

Сделав несложные подсчеты, можно рассчитать, во сколько обойдется питание детей в саду. 21 рабочий день умножаем на количество детей, допустим 8 человек, и умножаем на ежедневные расходы на питание в сумме 200 рублей.

В итоге выходит за месяц 33 600 рублей на питание детей в саду. Итак, если набрать в детский сад на дому группу из 8 детей и установить оплату за посещение в размере 20 000 рублей в среднем за месяц, то убрав все расходы, мы получим ежемесячную прибыль в 50 000 рублей. Расходы по организации детского сада на дому окупятся за год.

Воспитание ребенка дома без садика и коммуникабельность

Основным доводом необходимости детского сада является социализация. Человек – несомненно, существо социальное и нуждается с малых лет в общении как со сверстниками, так и со взрослыми (не только с родственниками). Другой вопрос, как же должна развиваться эта пресловутая коммуникабельность.

Сторонники детского сада говорят о том, что только там ребенок становится дисциплинированным, начинает уважать взрослых и соблюдать требования своей первой социальной группы

Садик учит малыша делиться и договариваться со сверстниками.  Именно в условиях яслей или детского сада ребенку бывает важно научиться ставить понятие “мы” выше “я”, “наше” над “мое”. Считается, что в отсутствие дошкольного образования детям потом сложнее приходится в школе и в целом при общении с окружающими

Однако разве социум и детский сад – это одно и то же? Если ребенок в семье единственный, а мама замкнута и необщительна, и правда, говорить о нормальной социальной адаптации малыша сложно.  Дети не обязаны организовывать свой досуг и создавать себе компанию. Они не нуждаются и в постоянной навязанной извне группе одновозрастных детей, которую дает им детский сад. Проблема социализации решается проще (хотя для кого-то – сложнее): общением с другими семьями с детьми, домашними и “садовскими”, развивающими кружками, участием в активной жизни взрослых.

Для многих родителей именно развитие коммуникабельности является доводом в пользу домашнего воспитания. Редкие семьи живут действительно отдаленно от общества, и для организации нормального круга общения ребенка достаточно бывает лишь выходить чаще на улицу, жить обычной социальной жизнью и вовлекать в нее малыша. Воспитываемые дома дети не ограничены 8-часовым общением с одними и теми же 20-30 сверстниками. У них есть выбор, с кем дружить; они не изолированы от остального общества стенами детского сада.

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы. Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому? Комфортная обстановка или естественная среда.

На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка.

Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду.

Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт. Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз.

Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом! Нет стресса.

Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду.

100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника.

Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка. Воспитание под наблюдением.

Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог.

Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи. Нет уравниловки.

В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе.

Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы.

Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты».

Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом. Недостаточная социализация.

Учится: находить способы общения с группой, играть по правилам, конкурировать, договариваться, учитывать мнение других, подбирать друзей по интересам, примерять социальные роли, отстаивать свое мнение. Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника.

Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами. Неквалифицированная подготовка к школе.

Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики. Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей

Плюсы профессии

Дети — прекрасные собеседники, люди, которые готовы поделиться с тобой нежностью и любовью и при этом им будет абсолютно все равно, сколько у тебя денег и какой статус ты занимаешь. Их доброжелательное отношение делает счастливее и жизнерадостнее, главное, чтобы воспитатель действительно любил детей, ему нравилось заниматься с ними и тогда работа станет для него удовольствием. Часто психологи депрессивным людям советуют проводить больше времени с детьми, так как они заряжают позитивом и действительно отмечены положительные результаты такой терапии.

Работа воспитателем сопряжена с постоянным общением и творчеством. Это позволяет развиваться творчески, так как часто приходится участвовать в детских спектаклях в роли сказочных героев или ведущих. Кроме того, необходимо организовывать полезный досуг для детей, придумывать игры и другие развлечения.

Детский сад – это не офис с серой обстановкой, а яркий мир, в котором много разных цветов, которые невольно вызывают улыбку и ностальгию по детству. Каждый день воспитателя не похож на предыдущий, в нем нет рутины и однообразия, потому заскучать просто не получается и рабочий день проходит очень быстро. К тому же зачастую у воспитателей в детском саду очень удобный график – одна смена утренняя с 7 – 00 до 12 – 00, а другая вечерняя – с 13 -00 до 18 – 00. Получается, что воспитатель может легко найти время для своих близких и даже найти подработку.

Заработная плата у воспитателя действительно не большая, но с ростом квалификации (разряда) после сдачи профэкзаменов, она увеличивается за счет премий и доплат. Также зарплата становится выше, если воспитатель ведет дополнительно секции и кружки. Наиболее высокая заработная плата у сотрудников узкопрофильных детсадов.

Отпуск у работников детских садов составляет не менее 42 – 56 дней.

Очень важным преимуществом, которое важно молодым мамам, является то, что детей воспитателей в детский сад берут вне очереди независимо от того, в какое время они были зарегистрированы. Не запрещается брать своего ребенка в свою группу, так есть возможность проводить с ним больше времени и следить за его творческим и личностным развитием

Чем чаще всего руководствуются родители, отдавая малыша в детский сад?

1. Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем
2. Ребёнку нужно общение
3. Ребёнка нужно развивать
4. Все дети ходят в детский сад
5. Ребёнку нужен детский сад

Давайте обсудим эти пункты по-порядку.

«Нужно выходить на работу, а ребёнка оставлять не с кем». — С этим не поспоришь. В этом случае детский сад действительно спасает.

«Ребёнку нужно общение со сверстниками». — Согласна, ребёнку нужно общение, но далеко не любое

Зачем, например, ему такое общение, при котором он чувствует себя обиженным или униженным? Ребёнок нуждается в позитивном общении! Ему жизненно важно чувствовать себя личностью, которую уважают. Согласитесь, Вы не можете гарантировать, что в детском саду у ребёнка не будут отбирать игрушки, обижать или наказывать – а Вашему малышу это надо?

«Ребёнка нужно развивать». — Конечно нужно! Но почему нельзя делать это дома? Не получается заниматься развитием ребёнка своими силами, не страшно! На помощь придут многочисленные развивающие школы для малышей, среди которых можно выбрать подходящую по своему вкусу.

«Все дети ходят в детский сад». — А вот с этим утверждением я позволю себе не согласиться – не все! По статистике (данные за 2011 год) 46% детей в России не посещают детский сад, 14% детей (а это чуть больше 1 500 000) не посещают детский сад добровольно и количество таких «домашних» детей с каждым годом растёт.

Есть ещё один очень важный момент. В детском саду, даже самом наилучшем, 100%-го индивидуального подхода к ребёнку Вам не обеспечат. В детском садике к детям в большей степени применяют коллективный подход, учат следовать установленным правилам. Я бы не сказала, что такие методы помогают ребёнку раскрыться в полной мере. Скорей они «выравнивают» детей, учат быть как все.

Дома же обеспечить ребёнку индивидуальный подход очень легко, было бы желание.

И теперь мы подошли к последнему, на мой взгляд, самому необъективному аргументу.

Сколько раз я слышала эту фразу, когда в ответ на вопрос врачей, знакомых, соседей и даже друзей «Когда пойдёте в детский сад?» говорила: «Мы останемся дома». «Как! Ребёнку нужен детский сад!» — не соглашаются они. «Зачем?» — задаю я встречный вопрос. Ну, очень уж мне интересно, что скажут в ответ.

Чаще всего в ответ я получаю растерянное молчание или аргументы типа «Э-э-э…, ну все же ходят в детский сад… ребёнку общаться нужно… и т.д. (смотрите список выше )»

И что же мы в итоге получаем? Зачем нужен детский сад ребенку?

Ребёнку садик не нужен – это мы считаем, что он ему необходим. В действительности же детям нужна мама, общение и развитие. Всё это с успехом можно дать ребёнку, воспитывая его дома

И если Вы не работаете, подумайте, стоит ли отдавать ребёнка в садик? Может всё-таки лучше дать ему домашнее воспитание? А вот как это сделать и на что обратить внимание – это уже тема для другого поста

Фото: Homeschool Books

Недостатки воспитания в условиях детского сада:

     Кроме положительных сторон, воспитание малыша в условиях дошкольного учреждения имеет и ряд недостатков, которые обязательно необходимо учитывать, принимая такое ответственное решение о способах воспитания. Среди основных, которые выделяют специалисты, можно выделить следующие:
     
     – Посещая детский сад, малыш больше подвержен риску появления различных инфекционных заболеваний, в том числе и достаточно серьезных;
     – Микроклимат в детском садике не всегда является благоприятным

Рекомендуется тщательно выбирать заведения для ребенка, обращать внимание на все важные нюансы, в том числе и на педагогический коллектив;
     – Часто отсутствие индивидуального подхода к ребенку. Воспитатель просто не в состоянии работать индивидуально с каждым ребенком в большом коллективе;
     – Ребенок страдает от недостатка родительского внимания.
     
     Считая эти факторы весомыми, многие родители не водят своих детей в дошкольные учреждения

Выводы

К профессии воспитатель отношение сформировалось неоднозначное, поскольку не все родители довольны тем, как относятся к их ребенку, как устроено обучение в детском саду, как происходит воспитание детей.

Действительно работа воспитателем станет в радость только в случае, если есть любовь к детям, если человек готов быть терпеливым, сдержанным и уравновешенным, так как за день все равно придется услышать детские слезы, необходимо будет успокаивать поссорившихся детей, а после думать, чем их занять, чтобы в группе был порядок и они занимались общим делом, не ссорились и не баловались. Работа воспитателем очень сложна психологически, так как дети растут в разных семьях, к ним применяются различные методы воспитания, однако с опытом работать с группой будет проще и легче.

Оплата работы воспитателем небольшая, но со временем с увеличением разряда она будет становится больше, не считая выплат различных премий и доплат. Оплачиваемый отпуск у воспитателей большой, не менее 42 дней.

https://youtube.com/watch?v=xITVZ-rCbaU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий