Должен ли ребенок делиться игрушками?

Первая социализация малыша

Понятия «мое – чужое», «можно – нельзя» подчас очень отличаются в доме любящей бабушки и в детском коллективе, где «всеобщий любимец» или «принцесса» становятся всего лишь одним из 15-25 карапузов, правила для которых – одинаковы, а устанавливает их не мама-папа-бабушка, а чужая тетя воспитательница.

Часто наблюдаю абсолютно разное поведение «новичков» в детском саду. Вот Саша без слов забирает из рук Яны ее мячик, у Сережи – лопатку, у Миши – еще одну лопатку, за ненадобностью бросает все это в песочницу. И пока дети плачут, а воспитательница пытается подобрать слова, он бежит отбирать еще одну лопатку у «товарища по группе». Думаете, он «ужасный – преужасный хулиган» и «жадина»? Скорее всего – нет. Просто любящие взрослые забыли, что перед тем, как социализировать малыша, отдавать в детский коллектив, хорошо бы объяснить разницу: «мое — чужое». Еще раз напоминаю любителям формулы «в садике научат»: правилам поведения учат ребенка родные, у дошкольного учреждения другие задачи.

Как помочь малышу понять принцип «моё» и «чужое»

Подготовьте среду с чётким делением на взрослую и детскую зоны. В тех частях дома, которые предназначены детям, разместите достаточно возможностей для исследований, подходящих возрасту. Тогда будет меньше поводов для того, чтобы забирать у малыша свои вещи, ведь у него будет свой набор предметов для безопасного познания мира.


Чем богаче пространство на безопасные эксперименты, тем меньше поводов рыться во взрослых вещах

Если параллельно с обороной своих вещей вы уважительно относитесь личным вещам ребёнка, то у него без искажений сложится базовое понимание идеи собственности — у предметов есть хозяин и без разрешения брать их нельзя. На собственном опыте он научится такое разрешение давать или не давать, делиться игрушкой или не делиться. Причём с любым — хоть с другим малышом, хоть со взрослым, хоть с Папой Римским.

Бывает, когда фактически все вещи — «взрослые». Что свои, что детские «игрушки» родители могут бесцеремонно изъять по своей прихоти. С позиции малыша такие действия — форменный произвол, ведь он не понимает наших мотивов, не имеет того знания, что многое вредно, опасно, не предназначено для детских рук или просто не своевременно. Для него запреты в семье — просто слова. И тогда малыш усваивает несколько иное: брать можно, попадаться нельзя. При всякой возможности хватай то, что тебе нужно для развития и делай, что душа велит, пока не найдут и не отберут.

А если сможешь — не отдавай, и когда тебя застигли с симпатичной вещью — сражайся за неё: дерись, плачь, может, отстоишь ненадолго. Эта оборона не является детской жадностью, хотя часто взрослые склонны ошибочно интерпретировать и оценивать её так.

Мир, от которого мне так много надо, и в котором ничего моего нет, — не самое дружелюбное место, и отношение к нему и к своим возможностям вырабатывается несколько иное, чем в подготовленной среде, специально наполненной тем, что нужно малышу для активности. Ребёнок нуждается не в том, чтобы его стыдили за то, что он хочет добраться до нужного опыта. Ему нужны подходящие его возможностям и потребностям условия.


Дайте личные лейку, пульверизатор и набор для мытья стекла, чтобы малыш мог получить положительный опыт взаимодействия с водой. Тогда не придётся нервничать, что он выливает воду из вазы на пол или пытается побрызгать освежитель воздуха

Как научить ребенка делиться игрушками с другими

У детей любого возраста могут быть  игрушки, которыми они делиться не готовы. Ребенок может иметь что-то, что будет его собственностью.  Например, игрушка-любимка. Но таких вещей может быть достаточно много. И мы не должны ждать, что ребенок будет ими делиться. 

Если у вас в семье больше одного ребенка или к вам приходят в гости другие дети

Очень важно даже с маленьким годовалым малышом вместе разобрать игрушки и убрать самые любимые, которыми он не хочет делиться во время совместной игры.  

Спросите ребенка: «Можно дать этот грузовик/куклу Васе?» Если он ответит нет, значит убираете эту игрушку. Говорите о чувствах: «Ты боишься, что твою игрушку не вернут?» Со временем ребенок научится различать эмоции и отвечать на них. При этом должны остаться какие-то общие игрушки, на которых вы будете тренировать совместную игру.

Если у вашего ребенка отнимают игрушки на детской площадке

Ваша задача сказать этому малышу: «Я вижу, что ты хочешь эту лопатку, но Маша  пока не готова ее тебе отдать. Ей тоже нужна эта лопатка. Она как наиграется, даст и тебе поиграть». 

Такое проговаривание важно для обоих детей. Чужого ребенка вы успокаиваете

При этом вы показываете своему, что можно договариваться словами. Таким образом вы развиваете навык общения. 

Или спросите у своего ребенка: «Маша, ты хочешь дать свою  лопатку этой девочке?» Если ребенок при этом сказал нет, мы уважаем его решение и не принуждаем. 

Ваш ребенок не делится игрушками

Что делать?

Возможно, что ребенок еще не понимает смысл слова «делиться» и воспринимает его буквально, как отдать вещь навсегда. Поэтому говорите на языке малыша: «Поиграйте в игрушку по очереди».

После четырех лет поощряйте малыша делиться и учите его  проявлять сопереживание: «Ты видишь, он так расстраивается, может, поделишься?» Здесь важно  обращать внимание малыша, как его действия влияют на других. Если при этом ребенок отказывается делиться, не стоит сердиться на такое поведение  и ругать его. Помните, что это не жадность. 

Помните, что это не жадность. 

Второй действенный способ — попросите малыша сделать выбор: «Ты хочешь поменяться красной или синей машинкой? Как здорово играть вместе! Это так весело и приятно!»

Подавайте личный пример — делитесь тоже и уделяйте достаточно внимания малышу.⠀Со временем малыш поймет, что ценны не столько игрушки, но и возможность с кем-то ими поменяться и поиграть.

Как воспитать чувство собственности

Мы говорим ребенку: «Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!». Мы сами приучаем его к тому, что чужую собственность необходимо уважать. Но почему мы делаем такое исключение для него? Разве он не достоин такого же уважения? К тому же взрослые и дети по-разному оценивают вещи — для нас это вещь, и не более того, а для ребенка, как мы уже упомянули, — это часть его самого.

Очень плохо, если родители встают на сторону «обидчика» и уговаривают своего малыша «обязательно поделиться». Ребенок ищет у вас защиты. Даже если он принял решение, с которым вы не согласны, не отвергайте его. Постарайтесь встать на его место: подошел незнакомый (или малознакомый) человек, хочет отобрать ценную вещь. Мама (или другой могущественный взрослый) вместо того, чтобы броситься на помощь и отстоять ценности, спокойно отдают это чужому.

Если вы видите, что любимая игрушка вашего ребенка может создать стрессовую ситуацию — не показывайте ее гостям и не берите с собой на прогулку. Ребенок еще не в состоянии разрешить такую сложную задачу. Другие дети тоже не могут справиться с нею. Получается, что «играют» родители — решают, что кому и как давать.

Родители для ребенка младшего возраста — незыблемый авторитет, каким бы ни было их нравственное поведение. Ребенок легко перенимает необходимые моральные установки, только если видит подтверждение в поведении родителей

Если мы пытаемся воспитать в ребенке уважение к чужой собственности, то в первую очередь нужно обратить внимание, есть ли у него уважение к своей? Поддерживаем ли мы это уважение? Защищаем ли зарождающееся чувство собственности, или вырываем, как ненужный сорняк?

Конечно, каждый родитель нередко сталкивается с прямо противоположным поведением окружающих. Но в любой ситуации мама и папа могут показать ребенку, что «законы собственности» сохраняются. Например, на прогулке у вашего ребенка кто-то отнимает игрушки или просто подходит и берет без спросу. Обязательно вступитесь — это как раз такой случай, когда нельзя махать рукой и говорить «пусть сами разберутся».

Конечно, объяснять другим родителям, что хватать чужие вещи, когда заблагорассудится, неэффективно. Но подошедшему «обидчику» это растолковать необходимо — даже не для него самого, а для вашего собственного ребенка, который ждет от вас подтверждения того, что мир не разрушился, все законы действуют, и вы на его стороне.

И в обратной ситуации тоже можно демонстрировать уважение к собственности. Скажем, если вашему ребенку захотелось взять чужую игрушку, вы помогаете ему вежливо попросить и объясняете, что ее могут и не дать, и это право другого человека тоже необходимо учитывать и уважать.

Можно всегда иметь в запасе арсенал «выручалочек» — таких интересных предметов, которые могут отвлечь вашего ребенка от чужих вещей. Обычно женская сумочка превращается в настоящий склад с появлением ребенка, поэтому мамам это не составит труда — предложить детям взамен что-то интересное. Хороший совет: брать с собой воздушные шарики (они занимают совсем мало места, и в нужный момент их можно надуть и поиграть), листок бумаги — чтобы сделать из него какую-либо фигурку-оригами.

В праве собственности, так же, как и во всем другом, мы основываемся на законе «начни с себя». И если у маленькой личности не воспитывается уважение к себе и своему имуществу, не стоит удивляться в будущем, почему этого уважения не появляется к другим.

С чего же начать учить малыша делиться?

 С себя. Если Вы заметили подобное поведение у своего ребенка, поговорите с домашними и начните демонстративно делиться друг с другом, например: «Папа, хочешь я поделюсь с тобой пирожком? Бабуля, поделись со мной чаем» и т. д. Угощая чем – либо ребенка, предлагайте ему поделиться с кем – нибудь из домашних. Делайте это постоянно. В какой – то момент ребенок должен сам Вам предложить кусочек угощения, без напоминания. Конечно, если только Вы сами всегда так делаете по отношению к своим близким, ведь он копирует Вас.

Что касается игрушек, здесь немного сложнее. Даже само слово «поделись» может вызывать обратную реакцию, упрямство, вредность. Здесь родителям необходимо проявлять терпение и выдержку.

Во – первых, Вам ни в коем случае не должно быть стыдно за своего ребенка! Многие мамочки начинают оправдываться за своего маленького жадину. Он совсем не виноват, что не хочет давать свои игрушки кому – то, потому что он еще так мало сам с ними играет, потому, что у него вообще еще так мало чего – то своего, что он не умеет этим правильно распоряжаться. Это даже и не жадность вовсе, малыш попадает в новый для него мир детской площадки и начинает изучать правила этого нового мира.

Во – вторых, никогда не берите на улицу только что купленную или подаренную игрушку. Эту он точно никому не даст даже подержать, потому что она ему самому еще очень интересна. Показать такую игрушку другим ребятам – пожалуйста, это ребенку очень понравится, но не требуйте от него в этом случае щедрости.

Если Вы решили все же учить своего ребенка делиться, есть несколько хитростей, которые могут помочь в этом. Первое время берите с собой на прогулку игрушки в двух экземплярах. Идете гулять в песочницу, возьмите 2 совочка, 2 грабельки, 2 ведерка. Берете машинки, тоже две, либо 2 мячика. Это для того, чтобы во время игры в песочек, машинки, мячик жадному ребенку легче было поделиться игрушкой, так как у него останется подобная и ему не придется отдавать то, что в этот момент нравится самому. Даже собираясь на прогулку можно специально говорить ребенку: « Вот это твой совочек, а давай возьмем еще один, вдруг у кого – нибудь из деток не будет, и ты дашь поиграть» То есть можно заранее договориться с малышом. Дети любят делиться не в ущерб себе.

Неплохо работает еще такой прием, как «поменяться». Если на детской площадке кто – то из детей берет игрушку Вашего малыша, а Ваш ребенок против, то не надо вырывать из рук своего ребенка эту игрушку и отдавать чужому ребенку. Спросите у своего, хочет ли он дать поиграть? Если нет, то можно предложить вариант обмена на игрушку другого ребенка. Могут согласиться, хотя и не всегда.

Еще один веселый прием против жадности – это конфетка (витаминка) от жадности. Расскажите ребенку сказку о каком – нибудь жадном зверьке, который в конце съел витаминку от жадности и стал добрым и щедрым, и все его полюбили. В аптеке купите ребенку витамины и скажите, что это те самые (хорошо, если ребенку они нравятся) и перед прогулкой давайте ему витаминку. Обязательно обыгрывайте этот момент: «Ой, наш сынок (дочка) совсем не жадина, она съела волшебную витаминку!»

Игровые и сказочные моменты самые действенные с малышами, потому что это их мир.

Если Вы ждете гостей с детьми, обязательно обсудите с ребенком, в какие игрушки он будет играть с гостями, как будет играть, объясните ему, что он хозяин, как надо принимать гостей. Пусть почувствует себя главным и важным, сам покажет и распорядится игрушками.

Ваш малыш обязательно научится делиться игрушками, сладостями, перестанет жадничать. Период детской жадности пройдет, просто с Вашей помощью он пройдет быстрее и ребенку будет комфортней в детском обществе. Поэтому объясняйте, фантазируйте, играйте. Главное, не нервничайте и не делайте серьезной проблемы, если заметили, что Ваш ребенок жадничает. По сути, это первое чувство собственности, а умение делиться – это просто умение общаться.

Что не так с нашими реакциями на детскую «жадность»

Банальная вещь, но бревно в чужом глазу лучше всего заметно при наличии собственной такой же соринки. Мы замечаем и реагируем наиболее эмоционально на то, что отзывается в нас:

Накатывает обида, когда наш ребёнок как-то не так делит с товарищем по песочнице формочки.
Стыдно, что ребёнок жадничает — не хочет отдать свою лопатку или отнимает чужую.
Паникуем, заведомо предполагая, что делёж игрушек кончится дракой.
Делаем со своими детьми обидные вещи, которые делали в детстве с нами: например, заставляя делиться игрушкой, которую малыш отдавать не готов.
Не находим спокойных и простых слов, чтобы помочь детям объяснить, чья вещь, кто готов или не готов делиться, как не следует отбирать то, что тебе не разрешили брать, как нужно договариваться.
Нам кажется, что можно поделиться последним (спойлер: последним невозможно поделиться, его можно отдать, если вам почему-либо это важно).

Когда собственный похожий опыт не был прожит качественно, нас взрослых, «выбрасывает» в то состояние, в котором мы «застряли». И мы актуализируем из прошлого опыта эмоции (вероятно, отрицательные), решения (неудачные, коль скоро мы не переросли ситуацию), убеждения (скорее всего, необдуманные как следует чужие, коль скоро у нас не находится взрослого решения такой задачи).

Чем помочь себе:

  1. Замечайте эти состояния, чтобы отделять их от ситуационных проблем и потребностей ребёнка. И не высказывайте ребёнку, его другу Васе или Васиной маме чувства, которые вы длите в себе со времён собственной игры в песочнице. Вместо этого лучше помочь детям договориться по поводу происходящего сейчас, захотеть самим поделиться игрушкой.
  2. Замечайте эти состояния с тем, чтобы напомнить себе, что вы — взрослый человек, и уже знаете и умеете гораздо больше, чем в свои два, три, четыре года, когда не смогли отпустить ситуацию. Это тот случай, когда отличный ответ, который вы придумали через много лет после того, как диалог закончен, может и пригодится. Дайте его себе, и вернитесь в происходящее.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий