Для чего и как используется цветовой тест отношений А.М. Эткинда?

Метод цветовых выборов модификация восьмицветового теста Люшера. Введение

Метод цветовых
выборов представляет собой адаптирован­ный
вариант цветового теста Люшера.

Разработчик
оригинального варианта данного теста
Макс Люшер — врач и социолог, доцент
кафедры психотерапии швейцарского
антропологического института в Базеле.
Его восьмицветовой тест — методика
чрезвычайно интересная, отличающаяся
от большинства психодиагностических
методик выбором стимульного материала,
который воздействует как мощный аккорд
одновременно на разные стороны
человечес­кой психики.

Разработка теста
базируется на чисто эмпирическом
под­ходе и изначально связана с
установкой на изучение эмоцио­нального
и физиологического состояния человека.
В основе весьма эклектичной интерпретационной
схемы автора лежит социально-историческая
символика цветов, элементы
психо­аналитического и психосоматического
подхода. Методика ли­шена сколько-нибудь
серьезного теоретического обоснования,
намеки на которое появились лишь в
поздних работах как самого Люшера, так
и его последователей (Г. Клар, Л. Буш, И.
Скотт, К. Флиннхауз, У. Гро и др.). Однако
попытки опи­сать на основе данных
цветовых выборов типы личности
пред­ставляются неудачными, как это
будет видно из последующего анализа
накопленного в многолетнем исследовании
опыта ав­тора данного руководства.
Терминологический подход при трактовке
выборов грешит бытовыми сентенциями и
не всегда созвучен общепринятому стилю
написания психологического заключения.

Вместе с тем опыт
применения восьмицветового теста
Лю­шера в отечественных условиях не
только подтвердил его эффективность,
но и позволил осмыслить его феноменологию
в контексте современного научного
мировоззрения. Его пре­имущество
перед многими другими личностными
тестами в том, что он лишен культурно-этнических
основ и не прово­цирует (в отличие от
большинства других, особенно вербаль­ных
тестов) реакций защитного характера.
Методика выявляет не столько осознанное,
субъективное отношение испытуемого к
цветовым эталонам, сколько его неосознанные
реакции, что позволяет считать метод
глубинным, проективным.

Научные разработки
проблемы восприятия цвета своими корнями
восходят к началу XX века и отражены в
теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца,
в работах Хартриджа, касающихся
многоцветного восприятия. Важная роль
изу­чения цветовой перцепции как
сопряженного психологичес­кого и
физиологического процесса подчеркивалась
многими исследователями (Ю. Ф.Поляков,
А. М. Иваницкий и др.)

Исследования М.
Люшера, выявившие диагностическое
зна­чение цветовых выборов, привлекли
внимание множества оте­чественных
психологов и врачей (А. Аминев, А. М.Эткинд,
Е

Ф.Бажин, Н. В. Агазаде, А. И. Юрьев, П. В.
Янынин, О. В. Сафуанова, Л. Сивик, Г.
Э.Бреслав и многие другие)

М.Эткинд,
Е. Ф.Бажин, Н. В. Агазаде, А. И. Юрьев, П. В.
Янынин, О. В. Сафуанова, Л. Сивик, Г.
Э.Бреслав и многие другие).

Безотносительно
к цветовосприятию Л.М.Веккер, касаясь
физической основы предметности образа,
пишет следующее: «Рефлекторный процесс
формирования предметного образа… по
необходимости начинается с физического
взаимодействия носителя изображения
с его объектом… Процесс зрительного
восприятия, при всей своей специфичности,
продолжает ос­таваться физическим
взаимодействием между глазом и
вос­принимаемым объектом». Однако
Люшер-тест предъявляет испытуемому не
какие-либо структурированные образы,
а все­го лишь цвета. Каков же механизм
воздействия разных цветов на человеческую
психику?

Г.Е.Бреслав,2
опираясь на мнение многих других авторов,
считает, что мы ошибаемся, когда
рассматриваем цвет как свойство
материала. Он утверждает, что в природе
цвета нет, что цвет — «одна из особенностей
восприятия человека: наш глаз по-разному
ощущает потоки света с разными физически­ми
характеристиками. Большинство наблюдаемых
нами пред­метов сами не испускают
световые лучи, а видны потому, что
падающий на них свет рассеивается и
попадает в наши глаза». «То, что мы видим
как свет», — продолжает Г. Э.Бреслав, —
«представляет собой комбинированное
взаимодействие не­скольких составляющих:
1) спектральное излучение цветового
потока из источника света; 2) физические
или химические свойства всех материалов,
пропускающих световой поток… 3) нервные
импульсы, возникающие при воздействии
прелом­ленного света на зрительный
нерв; 4) переработка этих сиг­налов в
сочетании с сигналами других органов
восприятия — слуха, вкуса, обоняния,
осязания, а также с памятью». «Таким
образом, — подытоживает автор, — цвет
— это ощущение, возникающее в мозгу
человека как реакция на свет опреде­ленной
длины волны, попавший в сетчатку его
глаза».

Преимущества методики

Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению — своей структуре — с этой целью в течение пяти лет производились предварительные опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или «цивилизованных» и «нецивилизованных». Многие испытывают предубеждение против «психологических тестов» прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим является тест на самом деле.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Назначение теста: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Описание теста

Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210 х 297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Инструкция к тесту

“Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые? “

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т. е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

Примечание: В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение: – Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный. – Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный. – Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. – Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый. – Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте. – Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный. – Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый. – Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Область применения

Данные, полученные из психологических прогнозов, могут быть использованы при консультировании и создании корректирующих программ для развития сферы чувств.

Особенно активно её применяют в качестве адаптационного теста у школьников первого класса для выяснения эмоционального отношения к школе и учебному процессу, а также для анализа взаимоотношений родителей с детьми и учителей с родителями.

Детские психологи и психотерапевты практикуют прогнозирование развития эмоционального компонента личности ребёнка для разработки эффективных корректирующих программ, направленных на решение проблем, которые могут быть вызваны характеристиками эмоциональной сферы, выявленными в ходе испытаний.

Кроме того, после прохождения задания удастся игнорировать негативные моменты психики ребёнка, создавая индивидуальный блок психологической защиты.

Техника «Домики» определяет происхождение эмоционального стресса для развития основных направлений коррекционной работы. Устранение негативных переживаний помогает реализовать личный эмоциональный потенциал ребёнка.

Обработка результатов ЦТО

При обработке результатов необходимо учитывать соответствие цветов, которые испытуемый ассоциировал с окружающими людьми, и той шкалы предпочтений, которую выбрал он для себя.

Если шкала предпочтений соответствует цветам человека из окружения, то тот, кто проходит тест, ему симпатизирует, отождествляет с собой, у него есть с ним эмоциональная близость.

Если же человеку соответствуют наиболее неприятные цвета, то отношения между людьми негативные, испытуемый как бы противопоставляет себя им.

Кроме того, методика позволяет провести личностные ассоциации согласно разработанным характеристикам цветов:

  1. Синий: честный, верный, надежный.
  2. Зеленый: неэмоциональный, самостоятельный, недоступный.
  3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
  4. Желтый: много разговаривает, безответственное отношение, открытый, общественный, полон энергии.
  5. Фиолетовый: не отличается справедливостью, лживый, эгоистичный, самостоятельный.
  6. Коричневый: может уступить, завидовать, полон спокойствия, добросовестный.
  7. Черный: неприятный, много молчит, упрямится, эгоистичный, не зависит от обстоятельств, игнорирует людей.
  8. Серый: нерешительный, пассивный, расслабленный, неуверенный, слабый, вялый.

https://youtube.com/watch?v=LvV81wM539w

С помощью ЦТО можно предупредить стрессы испытуемого в семье и коллективе. Кроме того, тест дает дополнительную информацию для психотерапевтов.

Прислушайтесь к себе

Выбирая цвета своей одежды или предметов интерьера, прислушивайтесь к себе. Даже если цвет считается красивым, модным и “правильным”, но вызывает у вас неприятные ассоциации, лучше будет от него воздержаться. Если отрицательная эмоциональная реакция очень сильная, то можно обратиться к психологу, который может помочь вам понять, что же стоит за этими ассоциациями и как можно от них избавиться. Но, в любом случае, слушайте себя и выбирайте те цвета, которые вызывают у вас приятные чувства.

Именно поэтому мы не будем в этой статье давать стандартных советов о том, что летом лучше использовать холодные цвета, а зимой – теплые, что красные и желтые цвета в интерьере возбуждают, а голубые и зеленые – успокаивают.

Это общие правила восприятия цвета человеком. Но лучше всего, если вы прислушаетесь к себе. Например, покупая обои, спросите себя – как мне этот цвет? Какие чувства возникают, когда я на него смотрю? А какие чувства мне бы хотелось, чтобы возникали у меня в этой комнате? И найдите тот оттенок, тот рисунок, который подарит вам нужное эмоциональное ощущение.

Давайте приведем небольшой пример. Например, вы выбираете в магазине одежду. Вам она идет, хорошо сидит. А как понять, какие эмоции будят в вас те или иные цвета одежды?

Попробуйте одеть вещи разных цветов и спросить себя – а как я в них себя чувствую?

Для начала можно задавать себе самые простые вопросы:

  • Мне сейчас хорошо или плохо?
  • Мне стало лучше или хуже?

Потом попробовать уточнить – например:

  • Мне стало лучше – а как лучше?
  • Я чувствую себя более уверенно, энергично, или, наоборот, расслабленно, спокойно?

Попробуйте поупражняться в этом. Для этого, если уж мы приводим пример с одеждой, не обязательно ее покупать. Достаточно просто померить. Можно отнестись к этому как к игре, тренировке, которая постепенно разбудит в вас новые ощущения и сделает вашу жизнь ярче.

Если вы будете чаще обращать внимание на цвета вокруг, то вам будет легче научиться чувствовать и в большей степени стать осознанным. Просто задайте себе вопрос – а как мне сейчас? Постарайтесь прислушаться к себе

Тест Люшера — описание и интерпретация

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

Источник

Почему цветовой тест важен для отношений?

Один из главных преимуществ цветового теста — он может помочь паре обнаружить потенциальные проблемы и конфликты, которые могут возникнуть в будущем. Путем обсуждения результатов теста партнеры могут получить больше информации о своих предпочтениях, потребностях и ожиданиях относительно отношений. Это может помочь им более глубоко понять друг друга и наладить качественное взаимодействие.

Еще одним важным аспектом цветового теста является его способность раскрыть способы коммуникации и конфликтного поведения пары. Понимая стилевые различия в коммуникации, партнеры могут осознать свои слабые стороны и научиться общаться более эффективно. Также, цветовой тест может помочь выявить различные подходы к решению конфликтов и найти баланс между ними.

Цветовой тест также может быть полезным для пар с длительными отношениями. В процессе жизни вместе, любые проблемы или недопонимания могут накапливаться и стать источником трений. Цветовой тест поможет вернуться к основам, снова оценить взаимопонимание и укрепить отношения.

В итоге, цветовой тест может стать ценным инструментом для понимания себя и своего партнера в отношениях. Он способствует глубокому разговору и стимулирует рост взаимоотношений. Применение цветового теста может помочь создать более счастливые, гармоничные и долгосрочные отношения.

Роль цветового теста

Роль цветового теста заключается в том, чтобы помочь людям лучше понять себя и других, а также улучшить коммуникацию и взаимодействие в отношениях. Цветовой тест может использоваться в различных сферах, таких как психология, педагогика, социология и бизнес.

Цветовой тест может помочь выявить наши скрытые эмоции и мысли, которых мы может быть не осознаем или не можем выразить словами. Он может раскрыть нашу индивидуальность, наше мировоззрение и нашу способность к адаптации и сотрудничеству.

Кроме того, цветовой тест может быть полезным инструментом для различных профессиональных целей. Например, в бизнесе он может помочь команде лучше понять друг друга и настроить взаимодействие. В образовании он может помочь учителям лучше адаптировать свой подход к каждому ученику.

Преимущества цветового теста:Недостатки цветового теста:
— Простота использования и понимания — Субъективность интерпретации результатов
— Возможность использования в различных сферах — Ограничение в выражении сложных эмоций и мыслей
— Полезный инструмент для самоанализа — Зависимость от внешних факторов, таких как настроение или окружение

В целом, цветовой тест является одним из методов психологического анализа и понимания человека. Он помогает нам углубить наше понимание себя и других, а также создать более гармоничные и эффективные взаимодействия в различных ситуациях жизни.

Преимущества и практическая польза

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда имеет ряд преимуществ и практическую пользу в различных сферах жизни:

Инструмент самопознанияЦветовой тест позволяет понять свои личностные особенности, склонности и предпочтения. Он помогает авторефлексии и самоанализу, способствуя личностному росту и развитию.
Инструмент в психологии и психотерапииЦветовой тест нашел свое применение в психологии и психотерапии. Он позволяет выявить психологические проблемы, конфликты, травмы и эмоциональные блоки, а также способствует разрешению этих проблем.
Инструмент в бизнесеЦветовой тест может быть использован в HR-практиках при подборе персонала, в командообразовании и управлении персоналом. Он помогает определить лидерские качества, стиль работы и предпочтения сотрудников, что способствует созданию эффективных команд и развитию бизнеса.
Инструмент в педагогикеЦветовой тест может быть применен в образовательной сфере. Он помогает преподавателям и учителям лучше понять своих учеников, адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям и предпочтениям студентов, а также создавать комфортные условия для обучения и развития.

Это лишь некоторые из преимуществ и практической пользы цветового теста отношений А.М. Эткинда, который может быть полезным инструментом для самопознания, развития личности, решения психологических проблем, управления персоналом и образования.

Главный цвет года

Начнем с того, что каждый год  компания Pantone определяет главный цвет текущего периода.

В 2022 году главным признан цвет, сочетающий в себе фиолетовый и синий. Это новый оттенок для Pantone, так как его еще не было в палитре.

Цвет получил название Very Peri 17-3938 и олицетворяет сразу два качества — постоянство и хладнокровие синего и динамичность и загадочность фиолетового.


Главный цвет 2022 года. Источник — Pantone

В предыдущие года звания главного цвета удостаивались:

  • 2017 — светло-зеленый цвет, который носит название Greenery и олицетворяет собой новые начинания. Символично, не правда ли?
  • 2018 — ультра-фиолет
  • 2019 — живой коралловый
  • В 2020-м году фаворит — классический синий, который олицетворяет спокойствие и уверенность.
  • В 2021-м году главными были признаны сразу два цвета — серый или как его еще называют «плодородная почва» и жизнерадостный желтый! PANTONE 13-0647 Illuminating!


Главные цвета 2021 года. Источник — Pantone.ru

Так же, немаловажную роль играет сочетание цветов, и их использование в различных ситуациях передачи информации.

Автор теста

Макс Люшер (M. Luscher) родился 9 сентября 1923 года в Швейцарии в городе Безель. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию, психотерапевтические методы. В 1949 году успешно защитил свою диссертацию по философии и психологии «Цвет как инструмент психодиагностики». Основной деятельностью Люшера является проведение обучающих семинаров для психологов психотерапевтов, поддержка научных исследований в области цветовой диагностики, а также чтение лекций в Восточной и Западной Европе, США и Австралии. Был почетным членом международного роршахского общества в Риме, президентом центра диагностики Люшера в Риме и Института Макса Люшера в Падуе.

Теоретические (методологические) основы

Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Как использовать цвета в онлайн коммуникациях

Особое внимание следует уделять оформлению интернет-пространства при переписке с другом, девушкой или парнем. Отношения будут лучше складываться, если сообщения писать на соответствующем цветовом фоне окна мессенджера в телефоне или на компьютерном устройстве

Лучше, если человек, который переписывается видит, с кем он общается

При этом не важно, какого он пола. Цветовое оформление способно влиять на мужское и женское сознание

Если сделать фон в пастельных теплых тонах, на аваторку поставить свою фотку, то можно заметить, что с другой стороны экрана у собеседника будет другое поведение. Все проблемы будут моментально решаться и уходить одна за другой, а ситуация сложиться, так, что тебе предложат погулять вместе.

И если при формировании своего имиджа добавить нотки агрессивных цветов, то все пройдет так, как ты любишь. Ты гарантированно получишь много положительных эмоций, понравишься ему и получишь шанс продолжить отношения и перевести их в ранг серьезных.

Кстати, если хочешь узнать человека, нужно задать один психологический вопрос – какой цвет ему нравится. По некоторым ответам можно однозначно понять, что перед тобой за личность и хорошо ли ты выбираешь, с кем общаться, а также оценить, кем является твой друг.

Что такое тест Люшера и как он работает?

Метод цветовой диагностики, разработанный психотерапевтом Максом Люшером и названный в его честь, был разработан в середине прошлого века и сразу же стал популярным.

Тест был главной разработкой Люшера и основным делом его жизни. На протяжении нескольких десятилетий он проводил исследования и совершенствовал свою методику.

Макс Люшер считал, что восприятие цвета универсально, но цветовые предпочтения индивидуальны. Исходя из этого, зная цвета, предпочитаемые индивидом, и их значение, можно сделать выводы о свойствах его характера и внутреннем состоянии.

Также результаты теста Люшера помогают психотерапевтам определять причины стресса и, соответственно, находить способы избавления от него.

Следует отметить, что по утверждению самого Макса Люшера, его тест является применимым для каждого человека. Независимо от пола, национальности, возраста и т.д. тест позволит провести правильную диагностику.

Существуют различные вариации этого теста. Наиболее популярным является восьмицветовой тест Люшера. В таком варианте человеку предлагается проранжировать представленные ниже цвета.

Как уже было сказано, существует несколько тестов Люшера, и, конечно же, каждый из них настоящий. Различаются они количеством цветов, размером карточек и самими цветами (оттенками).

Ассоциации, связанные с цветом

Фото автора mikoto.raw Photographer: Pexels

С точки зрения психологии каждый цвет действительно вызывает определенные ассоциации, но универсальны ли они? И как вообще эти ассоциации формируются? Ассоциация – это закономерная связь между людьми, событиями и явлениями, отраженная в сознании личности и запечатленная в ее памяти.

Говоря простыми словами, любая ассоциация обусловлена прошлым опытом. Например, мандарины ассоциируются с Новым годом, елкой и детством. Но только в нашей культурной среде. У людей других национальностей могут возникать другие ассоциации с мандаринами.

Так что ассоциации зависят не только от личного опыта, но и от культурного контекста. Особенно это касается цвета. Например, в одном социуме белый ассоциируется с творчеством, праздником, чистотой и истиной. В другом – это цвет траура, смерти и пустоты.

У цвета есть свои особенности. Каждый цвет человек воспринимает по-разному, в зависимости от длины световых волн. Поэтому цвет по-разному влияет на организм человека. Одни цвета вызывают волнение, мобилизацию интеллектуальных функций, яркий эмоциональный отклик, другие – успокаивают.

Природа вокруг нас

Наверное, с этого пункта можно было бы начать статью, потому что природа – главный источник ярких цветов и красок. Но, в то же время, для городского жителя средней полосы это не всегда так.

И если лето еще дарит нам достаточно цветов, то зимой начинает казаться, что их просто неоткуда взять. Конечно, главное правило – это просто периодически выезжать за город или ходить гулять в парк: вы в любом случае увидите новые оттенки, игру света и тени. Даже небо каждый раз будет своего цвета, чуть-чуть иного, чем вчера.

Пользуйтесь хорошей ясной погодой: если выдался хороший денек, пожертвуйте домашней уборкой – лучше прогуляйтесь на природе.

Не забывайте о пользе солнечного света. Настроение и цвет взаимосвязаны – и вы обязательно почувствуете это на практике. В дополнении к прогулкам можно вспомнить и о телепередачах на соответствующие темы, а также таких нестандартных “встречах” с природой, как посещение зоопарка, аквариума или ботанического сада (теплицы).

Правила проведения теста

Проведение теста можно разделить, согласно методике, на несколько этапов:

  1. Сначала психологом составляется список окружающих испытуемого лиц, а также понятий и, возможно, действий.
  2. На белом фоне раскладывается 8 карточек — 8 цветов. Существует 2 варианта проведения дальнейшего теста: полный и экспресс-тест. При первом испытуемому предлагается ассоциировать с каждым окружающим человеком, понятием или действием из списка психолога один из 8 цветов. Причем делать это надо соответственно с личным восприятием и ощущением, а не, например, с внешним видом человека. Цвета должны располагаться по убывающей — от самого соответствующего до самого неподходящего, непохожего. Выбранные цвета при этом могут повторяться. В экспресс-тесте выбрать необходимо лишь один цвет. Он применяется для быстрой диагностики, тогда как полная версия популярна в исследованиях психики.
  3. В заключение испытуемому предлагается расположить цвета по убывающей от самого приятного глазу до самого нелюбимого. Данное расположение цветов будет соответствовать отношению человека к самому себе, даже если он этого не осознает.
  4. Психологом записываются все результаты исследований в специальный протокол.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий