Игровые способы коррекции дислексии
Игра 1. Однокоренные слова.
Ученик должен найти группу из однокоренных слов, которые связаны не только одним корнем, но и значением, например:
Знать, знал, познание, знание.
Горе, горевать, горечь, горюет.
Краска, покрасил, накрасил, покраска.
Игра 2. Карточки со словами.Необходимо нарезать много маленьких карточек. Разместив на каждой букву или простое слово. Слова должны быть универсальными, для создания большого количества различных предложений.
После подготовки карточек, ученику предлагается поиграть в одну из игр.
- Ученик переворачивает карточку и произносит звук или слово.2. Педагог произносит слово, а ученик должен найти его среди карточек на столе.3. Педагог произносит слово, а ребенок подбирает к нему рифму из слов на карточках.
- Ученик выбирает любую букву, а затем называет предметы, которые он видит, начинающиеся с этой буквы.
Игра 3. Барабанщик.
Произнося слово по слогам, необходимо вместе с ребенком хлопать в ладоши или бить в барабан. Это поможет с написанием слов, когда они разбиты на части. Нужно найти несколько средних по длине слов, и одно длинное. Например: Колесо, привет, пирожок, понедельник.
Игра 4. Поиск слов.
Ученику называют звук и просят подумать и назвать слова, которые начинаются с этого звука, или имеют его в составе. Педагог может участвовать в состязании с ребенком для увеличения мотивации обучающегося. Можно добавить ограничение по времени.
Упражнения
Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).
Пересказ любимых книжных отрывков.
Игры с магнитным алфавитом.
Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.
Скороговорки и упражнения на артикуляцию.
Буквенные трафареты.
Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.
И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:
- Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
- Вставлять пропущенные буквы.
- Считать слоги, гласные и согласные.
- Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
- Проводить звуко-буквенный разбор.
- Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
- Использовать прописи и буквари с яркими картинками.
Профилактика
Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.
Коррекция и лечение дислексии
Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.
Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.
Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
- При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
- При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
- При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
- При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
- При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
- При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов
Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».
Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей
Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.
Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:
- ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
- при чтении меняет буквы в словах местами;
- перескакивает со строчки на строчку;
- больше угадывает, чем читает;
- пишет зеркально;
- не понимает, где лево, а где право;
- не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
- допускает ошибки даже при списывании;
- витает в облаках на уроках и не понимает, о чем говорит учитель.
Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.
ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:
Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.
1. Наследственность
Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.
2. Проблемы во время беременности и родов
Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.
3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков
Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.
4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни
Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).
Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.
Виды дислексии
- Фонематическая. Выражается в нарушении формирования и распознавания фонем. Ребенок читает слова по буквам, путает и переставляет местами слоги.
- Семантическая. Выражается в отсутствии понимания прочитанного текста.
- Аграмматическая. Проявляется в неправильном выборе окончаний, времен, падежей при составлении словесных конструкций.
- Мнестическая. Выражается в нарушении соотношения букв и звуков и неспособности их различать. При чтении они могут смещаться, исключаться из слова и т.д.
- Оптическая. Возникает вследствие нарушения зрительно-пространственного представления о форме и размере предметов. Ребенку сложно нарисовать букву по образцу и узнать ее.
Общие советы для родителей детей с дислексией
Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.
А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.
Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребенку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Ваш ребенок полюбит чтение всей душой, и не будет отставать по учебе от своих сверстников.
Почему наша методика работает? Потому что за время работы с разными детьми по всему миру мы не только научились смотреть на мир их глазами, но и научились думать, как они.
Хотите посмотреть, как все происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок! Также предлагаем посмотреть материалы нашего вебинара по раннему обучению чтению.
Терпения вам и успехов!
⠀
Методика Корнева
Методика Корнева, отличается от работы Дэйвиса, в основном тем, что помогает родителям либо педагогам, выявить дислексию на ранних этапах жизни ребенка.
Исследователь разработал ряд тестов, направленных на определение наличия дислексии у учеников.
Например:
- Ученик должен назвать по порядку предметы, расположенные на столе, а затем рассказать, зачем они нужны (солонка, салфетки, тарелки и т.д.).
- Повторить несколько жестов руками за взрослым, в правильной последовательности.
- Повторить за взрослым ритм или мелодию, простучав кулаком по столу.
- Показать, где у ребенка правая или левая рука, повторить с ногами.
Данные тесты, можно проходить не только для определения дислексии, а использовать как тренировку для ребенка.
Исследователь разработал курс для педагогов, занимающихся с детьми с дислексией. Техника включает в себя советы и подсказки, по оптимизации процесса обучения:
- Подбор для ученика с дислексией особенного темпа обучения.
Это поможет избежать проблем с освоением материала, на который у учащегося может уйти больше положенного времени. Отсутствие дополнительных образовательных часов, может серьезно отразиться на ученике, вплоть до появления депрессии.
- Периодический контроль, полученных навыков.
В процессе прохождения курса, учащийся приобретает навык автоматизации различных операций, например составления словесной связи. Необходимо проводить тестирование обучающегося для закрепления подобной автоматизации или нахождения новых связей.
- Один из самых важный советов, внедрение в курс обучения образовательных игр.
Процесс обучения проходит гораздо эффективнее, если ребенок мотивирован играть. Наиболее полезными, считаются игры, которые включают в себя необходимость читать, объяснять, показывать жестами.
Главное помнить, в игре, чтение не должно быть целью, ученик должен читать, чтобы достичь чего-то другого. Это формирует понимание, что чтение не является чем-то недостижимым.
Игровые способы коррекции дислексии у детей
Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:
- Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
- Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
- Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
- Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.
Диагностика
При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.
Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС.
Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели:
- Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
- Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
- Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
- Состояние анализа и синтеза речи.
- Уровень сформированности зрительного распознавания букв.
При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.
Прогноз и меры профилактики
Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.
Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.
На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.
Что такое дислексия?
Дислексия – это особенность восприятия информации, которая выражается в частичном нарушении навыков чтения при сохранении способности к обучению. Дети-дислексики могут читать очень медленно, делают при этом множество ошибок и испытывают трудности с пониманием смысла прочитанной информации.
Необходимо понимать, что дислексия не является болезнью с набором определенных симптомов, и однозначного определения причин ее появления нет. Школьники, столкнувшиеся с такой проблемой, могут иметь хорошее интеллектуальное развитие. Однако большинству из них сложно распознавать звуки в слове или понимать, как именно буквы представляют звуки. Часто дислексия сопровождается нарушением письма – дисграфией.
Когда обратиться к врачу?
Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.
Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее
Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей
Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем
Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии
Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому.
Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:
1. Обратиться к специалистам:
- логопеду;
- психологу;
- коррекционному педагогу;
- неврологу.
2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).
3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:
- классные занятия по адаптированной программе;
- занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).
К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.
4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.
5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .
Методика Дэйвиса
Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.
Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.
Признаки
Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» — признаки, наличие которых требует логопедической консультации.
Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:
- Неорганизованность
- Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
- Плохой почерк
- Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
- Нескоординированность движений.
Тест на дислексию
Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:
- Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
- Перечислить времена года, дни недели по порядку.
- По очереди показывают три разных жеста ( хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
- Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
- Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
- Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
- Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
- Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.
Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.
При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:
- Рассеянность
- Излишняя мечтательность
- Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
- Тревожность, замкнутость
- Частые скачки настроения
- Замедленное усваивание знаний.
Как следствие:
- Плохие отметки
- Нелюбовь к учебе
- Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
- Отсутствие усидчивости
- Сложности в общении.
Коррекция дислексии
На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.
При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.
Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.
Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.
Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.
В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.
Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.
Методика Дэйвиса
Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.
Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:
- способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
- переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
- разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
- координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.
Методика Корнева
Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:
- тест на “рядоговорение”;
- субтест «Повторение цифр»;
- тест на ритмы;
- проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».
Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.
Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.
Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.