Дисграфия у младших школьников: причины и коррекция заболевания

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе

Обратите внимание на книги Е. В

Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Причины

Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.

В антенатальный период:

  • Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
  • Резус-конфликт при травмировании плода
  • Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
  • Внутриутробное инфицирование
  • Сильные стрессы
  • Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
  • Химическая интоксикация.

Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:

  • Рахит
  • Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
  • Гипоксия и асфиксия при родах
  • Сотрясения, черепно-мозговые травмы
  • Длительные истощающие болезни
  • Немота или речевые нарушения у родителей
  • Двуязычное окружение
  • Социальная изоляция
  • Перенапряжение нервной системы
  • Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей

Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста

Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок

В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае — оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

<<Форма бесплатного курса>>

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Как проявляется дисграфия у детей: виды нарушений и симптомы

Таблица №1. Виды дисграфии у детей

Виды дисграфииОсобенности детей с данным видом дисграфии
АкустическаяАкустическая дисграфия появляется по причине нарушения развития фонематического слуха.  При этом расстройстве у ребенка слуховая дифференциация близких акустических звуков речи не четкая. Нарушение функции письма по причине недоразвития фонематического слуха проявляется в замене звуков или букв, которые схожи артикулярно и акустически. При акустической дисграфии смешиваются различные фонемы: звонкие согласные и парные глухие (б-п), шипящие и свистящие (з-ж, с-ш), лабиализованные гласные (ё-у, о-у), гласные 1 и 2 разряда (о-ё, а-я, ы-и), сонорные (р-л), аффрикаты (ч-ц), заднеязычные (г-к-х). Смешивание фонем происходит как между собой так и с любым из компонентов. Акустическая дисграфия влияет и на мягкость согласных в письменной речи. Например: любит – лубит, лежат – лижат.
Моторная Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.
ОптическаяТакой вид дисграфии обуславливается несформированными зрительно-пространственными функциями. У ребенка наблюдается неправильное написание букв, а именно зеркальное написание букв, недописывание букв, написание лишних элементов, смешивание и замена букв, схожих графически. Наиболее часто происходит смешивание букв, которые похожи (т-п, и-ш) или буквы, которые состоят из одинаковых элементов, но в пространстве расположены различно (э-с). Зеркальное письмо слева направо может проявляться также у левшей с органическими повреждениями мозга. Оптическую дисграфию разделяют на вербальную и литеральную.

Вербальная дисграфия проявляется искажением букв при написании, смешиванием и искажением, заменой букв, схожих графически. Происходит также контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение буквы. При этом сохраняется воспроизведение изолированных букв.

При литеральной дисграфии у ребенка появляются трудности в  воспроизведении даже изолированных букв.

Способы коррекции дисграфии

Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.

Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.

Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:

  • Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
  • Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
  • Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
  • Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
  • Развивающие игры для улучшения звукового анализа.

В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами

Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом

Логопедическая коррекция

Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.

Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.

Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях

Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.

Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом

Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:

  1. Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
  2. Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
  3. Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
  4. Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
  5. Логоритмика.

Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.

Причины возникновения дисграфии

Письмо для ребенка является сложным психологическим и физиологическим процессом. Письменная деятельность состоит из трех базовых операций.

1. Придание звуку символической формы (буквы).

2. Моделирование графической структуры слова от звуков к символам.

3. Графо-моторная операция, зависящая от навыков мелкой моторики.

Каждая операция облекается в форму самостоятельного навыка и имеет индивидуальную психологическую основу. Особенность написания того или иного слова/предложения заключается в интеграции и одновременной координации трех операций. Овладение письмом в пределах нормы зависит от правильного развития речевых и неречевых функций – звукопроизношение, выделение фонем (звуков), фонематический, слоговой и зрительный анализ, пространственное представление, грамматическая и лексическая система правописания. Любой из этих процессов может быть нарушен в виду следующих причин:

• Социально-психологические, они же функциональные. Сюда можно отнести попытку обучить ребенка грамоте в отсутствии психологической готовности к постижению новых знаний, умений, навыков. Задержка психологического развития ведет за собой и отставание прочих умений. Отсутствие внимания к формированию речевых способностей у ребенка и последующий дефицит речевых контактов. Особенно подвержен дисграфии ребенок-билингв, когда в семье практикуется общение на двух языках.

• Органические. К ним причисляют нарушения в развитии и патологии, приводящие к истощению нервной системы. Недоразвитие головного мозга малыша в пренатальном, натальном или постнатальном периоде может быть результатом тяжелого течения беременности у матери, последствием родовой травмы, осложнением после инфекции и тяжелых соматических патологий.

В зависимости от причин нарушения устройства письменной речи выделяют различные виды дисграфии.

Родителям следует уделять особое внимание письменным способностям ребенка, если для него характерно одно из следующих состояний. • Малыш левша или переученный правша;

• Малыш левша или переученный правша;

• Комиссия определила ребенка в логопедическую группу детского сада из-за нарушений в произношении;

• Растет в семье, где общение происходит в равной степени на двух языках;

• Нарушение памяти, внимания, усидчивости;

• Привычка проглатывать окончания, не договаривать слова.

Большинство предпосылок для развития дисграфии можно выявить в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика позволит избежать многих трудностей в будущем.

Коррекция дисграфии по методу Татьяны Гогуадзе

Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что дисграфия письма объясняется рассогласованностью в работе полушарий мозга и отставанием в развитии функций левого полушария.

Для преодоления рассогласованности в работе полушарий мозга требуется сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, развить зрительно-моторную координацию, графические навыки и укрепить мышц рук, чтобы снять тонус с запястий.

Для коррекции дисграфии рекомендуется выполнять специальные физические упражнения.

Графокоррекция – базовое упражнение при дисграфии и дислексии

Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе для решения проблем с чтением и письмом. Во время занятий изменяется работа мозговых ритмов, благодаря чему ребёнок, да и взрослый, начинает видеть то, что он пишет, его почерк становится более беглым и аккуратным, а чтение – осмысленным.

Дополнительно графокоррекция помогает:

  • развить выносливость к монотонному труду;
  • научить ребёнка с дисграфией видеть слово целиком, не терять строчку и следить за ней глазами;
  • избавиться от сильного нажима на ручку, так как развивается сила руки и чувствование своего тела.

Если это упражнение даётся тяжело, то для преодоления дисграфии у младших школьников можно начинать с раскрашивания контурных картинок. Главное здесь – не выходить за контуры рисунка, а рука должна двигаться строго строчками слева направо. Очень важна и тщательность раскрашивания, не нужно гнаться за скоростью или количеством раскрашенных картинок.

«Бой мяча» – залог хорошего почерка

Это ещё одно эффективное упражнение для исправления дисграфии и устранения специфических ошибок при письме.

На программе Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе «Тренируйся и учись!» это упражнение дети с трудностями в обучении, в том числе дисграфией и дислексией, на каждом занятии выполняют по 40-60 минут.

Почему именно «Бой мяча»? Потому что это упражнение:

эффективно снимает напряжение и тонус с запястий рук, благодаря чему кисти становятся более подвижными, мягкими и управляемыми в динамике;
тренирует зрительно-моторную координацию;
развивает концентрацию зрительного внимания на движущемся предмете, что очень важно на письме.

«Бой мяча» дополнительно учит управлять ребёнка своим телом, поведением и даже эмоциями.

Для коррекции дисграфии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяется множество и других упражнений, и методик:

Упражнение «Тучка-Солнышко», которое развивает силу руки и снимает напряжение с запястья.
Применение деревянного волчка для формирования правильного захвата карандаша, что очень важно для красивого, ровного и беглого почерка.
Развитие речевого дыхания, без которого просто невозможно быстро писать и читать.
Прыжки на батуте, которые улучшают координацию тела, укрепляют мышцы спины, ног, пресса и одновременно стимулируют работу мозга.
Цветоимпульсная терапия с помощью аппарата «Меллон».

Выполнить коррекцию дисграфии можно достаточно быстро и без обращения за помощью к логопедам, нейропсихологам и другим специалистам. Главное – применять нужные методики и техники, направленные на тренировку межполушарной координации, повышение работоспособности головного мозга.

Важно также понимать, что моторные трудности приводят не только к к серьёзным проблемам в чтении и письме/почерке, но даже когнитивным искажениям, снижению у ребенка мотивации к учёбе. Поэтому знать и понимать причины трудностей с обучением крайне необходимо при работе с детьми и именно эти знания лежат в основе авторского метода помощи при дислексии, дисграфии учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которые и определяют эффективность предлагаемой помощи.. Выполняя специальные упражнения, удастся не только справиться с дисграфией, но и улучшить психоэмоциональное состояние, значительно повысить грамотность письма и в целом укрепить организм ребёнка.

Выполняя специальные упражнения, удастся не только справиться с дисграфией, но и улучшить психоэмоциональное состояние, значительно повысить грамотность письма и в целом укрепить организм ребёнка.

Хотите быстро помочь своему ребёнку справиться с дисграфией или дислексией? Тогда записывайтесь на Первичный приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно вам поможем!

Механизм возникновения, причины

Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.

Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.

Причины возникновения у детей

Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.

Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.

Причины возникновения у взрослых

У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:

  • наличие опухоли в головном мозге;
  • низкая сатурация;
  • инсульт;
  • перенесенные хирургические операции на головном мозге;
  • плохие социальные условия.

К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.

При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.

Классификация

Выделяют следующие виды:

  • Оптическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Аграмматическая дисграфия
  • Проблемы с языковым анализом и синтезом
  • Моторная

Формы дисграфии имеют разнообразную природу. Вышеуказанные виды дисграфии выражаются в следующем:

  1. Оптическая дисграфия:
    • Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложений (справа налево).
    • Буквы пишутся не полностью или, наоборот, с лишними частями.
    • Путаются схожие (Ш – Щ, B – Б).
  2. Акустическая, чаще связанная со слуховыми нарушениями, выражающается в подмене друг другом парных букв:
    • По звонкости-глухости (Д – Т, З – С).
    • Твердости-мягкости (Пример согласных — « комь» и «ком», гласных – «лустра» и «люстра»).
  3. Артикуляторно-акустическая схожа в проявлениях с предыдущей. Возникает из-за неверной артикуляции, ведущей к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  4. Аграмматическая связана преимущественно с грамматической несогласованностью в словосочетаниях («пустой банка», «красивая папа»).
    • Местами меняются рода, числа, склонения, падежи.
    • Подменяются предлоги («пойти в прогулку»).
    • Ошибиться малыш способен даже в проверяемых гласных в корне, если на них не падает ударение.
    Чаще всего встречается в билигвальных семьях, при длительной жизни за рубежом, применении некорректных методик раннего обучения иностранному языку.
  5. Проблемы с языковым анализом и синтезом — это:
    • Дублирование слогов.
    • Трудности со слитным и раздельным написанием.
  6. Моторная дисграфия, в отличие от других видов, редко бывает связана с ментальными особенностями. Предпосылка появления – неспособность верно управлять рукой при письме, что проявляется:
    • В низкой скорости.
    • Постоянном (даже в пределах одного предложения) изменении наклона и размера.
    • Слишком слабый или сильный нажим, «дрожащие» линии.
    • Скованности движений, особенно при переходе от одного символа к другому.

Таблица «Формы дисграфии»

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Устраняем дисграфию с помощью упражнений

Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:

исправь текст. Берем текст и размещаем в нем лишние буквы. Ребенок должен найти их и вычеркнуть;

вставь пропущенную букву. Готовим текс с пропущенными буквами в словах. Вначале это может быть всего несколько слов. Потом текст можно увеличить, когда навык поиска пропущенных букв будет у ребенка развит хорошо. Такая игра – великолепная профилактика дисграфии;

лабиринт. Задача данного упражнения научиться проводить линию достаточной длины, не отрывая ручку от бумаги. Великолепно тренируется крупная моторика у детей разного возраста;

напишем диктант. Начинайте диктовать текст, состоящий из самых простых слов. Постепенно усложняйте задание

Важно работать систематически и регулярно. Тогда у ребенка навык правильного письма будет постоянно совершенствоваться;

поиграем в буквы

Готовим магнитные буквы. Составляем их них слова. Потом можно эти слова записать в тетрадь.

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

Полезные рекомендации

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. 

Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий