Игры для речевого развития детей 3-4 лет
Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:
- научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
- увеличение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
- развитие речевого творчества;
- ознакомление с образцами детской литературы.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука на одном выдохе и многократного произношения звука на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.
— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук .
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки .
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
Игра «Светофор»
Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.
Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.
Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.
Дидактические игры для младшей группы детского сада
В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.
Отыщи пару
Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.
Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.
Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.
Слушай внимательно
Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.
Сделай бусы
Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.
Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.
Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.
Найди свою пару
Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.
Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.
Собери картинку
Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.
Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.
Плохой или хороший поступок
Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».
Бабочки летят
Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.
Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.
Подготовительная группа
В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.
Поезд для животных
Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.
Человек или природа
Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «завод», «дом», «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.
Назови растение
Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.
Облака
В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.
Цели дидактических игр в детском саду
Дидактические игры способствуют всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.
Их цели:
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- закрепление знаний о цветах;
- знакомство с геометрическими объектами;
- формирование представлений о правильных и неправильных действиях, поступках;
- воспитание положительных личностных качеств, умения взаимодействовать с окружающими;
- знакомство со счетом и численными характеристиками;
- развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить;
- эмоциональное и творческое совершенствование, развитие воображения;
- улучшение мелкой моторики, общей координации и двигательной реакции;
- развитие дыхательной способности.
Игры для познавательного развития детей второй младшей группы
Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:
- развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
- формирование навыков познавательной деятельности;
- формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
- ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.
Игра «В лес за грибами»
Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».
Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.
— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).
— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).
Педагог должен спросить каждого ребенка.
— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).
Игра «Упакуй подарок»
Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.
Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).
Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».
После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.
Игра «Что где растет»
Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.
Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.
Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Игры для социально-коммуникативного развития
Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:
- восприятие норм социального поведения;
- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
- развитие эмпатии;
- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
выработку навыков безопасного поведения.
Игра «Кому что нужно»
Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.
Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.
Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.
В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.
Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.
Игра «Да или нет»
Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.
Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.
Игра «С кем дружить»
Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.
На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.
Дидактические игры для средней группы детского сада
Для дошкольников 3-4-летнего возраста дидактические игры – способ расширения индивидуального словаря, ознакомления с объектами окружающего мира. Дети узнают параметры и характеристики предметов, учатся классификации и сопоставлению, закрепляют ранее полученные знания.
Когда это происходит
Для игры подготовьте картинки с сюжетами повседневной жизни дошкольника, разложите перед воспитанниками. Когда вы скажете «утро», дети должны отыскать соответствующие этому времени суток изображения, например, чистку зубов, выполнение зарядки, расчесывание волос. Игроки, поднявшие правильную картинку, получают балл. Побеждает игрок с наибольшим числом баллов.
Бывает ли так
Произносите фразы, касающиеся объектов и явлений времен года, а воспитанники должны сказать, бывает ли так. К примеру: «В жаркий летний день мы вышли из дома с санками, чтобы покататься с горки». Или: «Весной птицы стали собираться в стаи, чтобы лететь в южные края».
Что можно делать в этом месте
Задавайте вопрос, касающийся определенного места, а дети должны сказать, что там можно делать. К примеру: «На речке можно… плавать, загорать, строить замки из песка, рыбачить, кататься на лодке». Или: «На огороде можно… полоть грядки, поливать растения, собирать урожай, ставить пугало».
Назови признаки
Говорите слова, а дети должны поочередно называть их признаки. Например: лиса – рыжая, хитрая, красивая, ловкая, хвостатая, пушистая. Или: дом – высокий, кирпичный, деревянный, новый, разрушенный, просторный.
Что это звучит
Для игры подготовьте несколько коробочек с разным содержимым: песком, дерном, зерном, бобами, галькой. Продемонстрируйте воспитанникам, как звучат разные субстанции: потрясите каждую коробочку. Затем перепутайте их и, не показывая детям содержимое, снова потрясите. Игроки должны догадаться по звуку, какая субстанция находится внутри.
Магазин
Организуйте импровизированный магазин, разложите на прилавке разные игрушки. Объясните детям, что они могут купить игрушку, когда не назовут ее, а опишут ее признаки. Причем при описании нельзя глядеть на предмет, чтобы не дать продавцу догадку. Продавец должен по представленным признакам догадаться, о какой игрушке идет речь, отдать ее покупателю. К примеру, покупатель говорит: «Мне нужна круглая, прыгучая, сделанная из резины игрушка». Продавец выбирает мяч.
Прятки
Организуйте игру на площадке детского сада, если там много деревьев и кустарников разных видов. Или отправьтесь с воспитанниками в городской парк.
Дети выбирают того, кто будет искать, сами прячутся за деревьями и кустами. Ваша задача – направлять ищущего, подсказывать, где следует искать, не называя вид растения. Например: «Найди того, кто спрятался за высоким деревом с дуплом и резными листьями».
Назови действие
Задавайте вопросы, а воспитанники должны отвечать глаголами. Правильно ответивший игрок получает балл. Побеждает тот, кто соберет наибольшее число баллов. К примеру: «Что делает учитель? – ведет урок, проверяет тетради, воспитывает, ставит оценки, пишет на доске». Или: «Что можно делать на кухне? – варить суп, чистить картошку, заваривать чай, обедать, мыть посуду, печь пироги».
Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
Организация игры включает в себя:
- подготовку к проведению;
- непосредственно игровую деятельность;
- анализ.
При подготовке игры воспитатель должен:
- отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
- выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
- определить количество участников;
- подготовить материал, оборудование;
- обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
- провести предварительную работу с детьми.
Временной план игры
Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:
- Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
- Основная часть (6–7 мин).
- Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
- Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
- Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
- Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.
Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.
После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.
Таблица: пример конспекта дидактической игры в первой младшей группе
Автор
Шевцова Е.А.
Название
«Весёлые жучки»
Задачи игры
Учить детей подбирать и группировать геометрические фигуры по цвету, формировать умение действовать согласно словам воспитателя.
Закрепить понятия «один», «много», «высоко», «низко».
Закрепить знание красного цвета, ознакомить с чёрным цветом.
Развивать память, наблюдательность.
Воспитывать интерес к познанию нового.
Воспитывать любовь к насекомым, учить не бояться их.
Материалы
Изображения чёрного жука, жука-солнышка, круги и квадраты чёрного и красного цвета, музыкальное сопровождение.
Вступительная часть
Воспитатель обращает внимание детей на большого чёрного жука (изображение) на коврике.Ты скажи нам, чёрный жук,Отчего пришёл к нам вдруг.Жук усами шевелит, Ребятишкам говорит:Я немного заскучал, Своих деток потерял. Не могли бы вы, ребята, Моих деток отыскать?И тогда мы с вами вместе Будем весело играть.В.: Давайте поищем, где спрятаны детки чёрного жука.
Основная часть
В.: Ребята, какого цвета наш жук? (Чёрного)
А какой он формы? (Круглый). Значит, и дети у него чёрные и круглые. Давайте-ка поищем, нет ли их тут на лужайке.«Лужайка» (зелёная ткань или бумага) размещена на столе, а поверх неё лежат геометрические фигуры, круги и квадраты чёрного и красного цвета.Дети выбирают чёрные круги.В.: Почему вы решили, что это детки нашего жука? (Они круглые, чёрного цвета). Давайте отнесём детишек к большому жуку. Сколько больших жуков? (Один). А маленьких? (Много). Какого цвета жуки? (Чёрные).А теперь жучки хотят с нами повеселиться.Звучит музыка, дети выполняют произвольные движения, держа жуков в руках.В.: Хорошо мы поиграли с жучками. А теперь посадим их на травку, пусть отдохнут возле большого жука. (Дети раскладывают круги на зелёном фоне). Пока мы танцевали, к нам прилетел ещё один жук. (Воспитатель выставляет на мольберт изображение божьей коровки). Какого он цвета? (Красного). Давайте и его детишек найдём.Дети ищут круги красного цвета.В.: Ах, как обрадовались жучки и захотели полетать высоко-высоко. А потом опустились вниз, летают низко, у земли. И снова высоко! (Дети повторяют движения с жучками вслед за воспитателем). Давайте положим жучков возле их мамы, они по ней соскучились. А потом мы ещё поиграем с нашими жучками.
Итоговая часть
В.: Ребята, кто прилетал к нам в гости? Какого цвета были жуки? Они были квадратные или круглые? Вы нашли деток жуков? (Ответы детей).Да, вы справились, вы все молодцы!
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.
Речь педагога — модель для подражания для детей
Объяснение
Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы
Загадки
Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:
- Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок);
- Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь);
- Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок
Короткие рассказы
Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.
На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей — помочь сказочному другу.
Наглядные
Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:
- картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята;
- образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом;
эстетичные и удобные материалы для игры.
Практические
После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.
Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.
Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр — это практический способ закрепить материал
Дидактические игры для старшей группы детского сада
Дидактические игры, предназначенные для дошкольников 5-6-летнего возраста, подразумевают выполнение сложных задач, формируют правильные взаимоотношения. В этой возрастной группе образовательный и развивающий процесс строится в форме основных занятий, а посредством игр дети закрепляют полученные знания и навыки. Значимую роль играет соревновательный процесс, способствующий правильному эмоциональному развитию и установлению положительного контакта с окружающими людьми.
Мяч слови – цвет назови
Дети становятся в круг. Станьте в центре, бросайте мяч поочередно каждому игроку, при этом называйте определенный цвет. Задача игрока – назвать объект с соответствующей окраской, затем бросить мяч обратно. Например: оранжевый – апельсин, абрикос, морковка. Или: фиолетовый – баклажан, слива, виноград, сирень.
Обобщение
Игроки становятся в ряд. Бросайте каждому из них поочередно мяч, предварительно назвав обобщающее понятие. Дети должны назвать объекты, соответствующие обобщению. К примеру: фрукты – яблоко, апельсин, персик, груша, абрикос, лимон.
Дорисуй
Для игры распечатайте карточки, изображающие фигуры, которые могут стать частью какого-либо объекта. Ламинируйте изображения так, чтобы по ним можно было рисовать маркерами с возможностью стирания линий.
Покажите детям карточки, спросите на что похожи фигуры. Раздайте картинки игрокам, чтобы они дорисовали на них то, что представляют. Затем сотрите изображения, поменяйте карточки между игроками. И так, пока каждый ребенок не пофантазирует над всеми фигурами.
Вспомни и найди
Игру следует организовать в просторном помещении, в котором детсадовцы хорошо ориентируются. Разложите на полу любые игрушки. Попросите игрока внимательно посмотреть на них, запомнить расположение. Затем завяжите ребенку глаза платком. Игровая задача – вслепую отыскать разложенные на полу предметы.
Колумбово яйцо
Для игры распечатайте шаблон яйца, затем разрежьте по линиям на 10 фигур. Из этих фигур можно создавать самые разные силуэтные изображения. Дошкольников такое занятие необычайно увлекает, развивает воображение.
Кто быстрее соберет предметы
Игра соревновательная. Для нее подготовьте карточки, изображающие предметы, которые относятся к разным профессиям. Для каждого игрока, или для группы игроков, если детей много, определите профессию. Игровая задача – быстрее остальных отыскать в ворохе три картинки, относящиеся к заданной профессии. Например: повар – колпак, кастрюля, черпак. Или: врач – белый халат, градусник, шприц. Или: швея – нитки, ножницы, швейная машинка. Или: строитель – каска, дрель, мастерок.
Дорисуй
Раздайте игрокам картинки, изображающие объекты с недостающими частями, например, собаку без хвоста, дом без окон, машину без колес. Дети должны сказать, чего не хватает на картинке, дорисовать эту часть.
Классификация дидактических игр
Существует несколько видовых групп обучающих забав, в основу которых положен тот или иной определяющий фактор.
По принципу обучающего содержания
- Игры на сенсорное развитие, нацеленные на формирование у детей образцов сенсорных представлений. Например, забава «Чем похожи и не похожи», в которой малыши сравнивают внешний облик собаки и волка.
- Игры на речевое развитие, направленные на расширение словарного запаса, формирование активной речевой позиции. Например, «Назови одним словом» — игра, в которой дети рассматривают на картинках предметы и обобщают их одним словом (чашка, блюдце, тарелка — посуда; корова, курица, гусь — домашние животные и т.д.).
Игры на ознакомление с окружающим миром, с помощью которых ребёнок познаёт природу, учится её беречь. Например, игра-лото «Кто где живёт», в которой малыши проводят соединительные линии между животным и его жилищем.
- Игры по формированию элементарных математических представлений, в которых ребята считают те или иные предметы, учатся сравнивать их количество.
- Музыкальные игры, отвечающие основным задачам музыкального образования в детском саду. Например, малыши по звучанию пытаются угадать, на каком инструменте играют (фортепиано, гитара, скрипка).
- Игры по изобразительной деятельности. К примеру, забава «Раскрась по образцу».
По принципу выбора игрового материала
- Словесные игры, задачами которых является обобщение и систематизация. Отличительной особенностью забав этого типа является то, что в них опора идёт на слово, а не образ, то есть наглядность для словесных игр не принципиальна, как, например, в игре кто назовёт больше примет разных времён года. Поэтому во второй младшей группе эти забавы вводятся под конец второго полугодия.
- Игры с предметами или игрушками позволяют расширять и уточнять знания малышей, развивать их способности к мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению и пр.), совершенствовать речевые умения. Иллюстрацией этому принципу могут служить все те игровые действия, которые инициируются «гостем»-игрушкой (найти предмет, рассказать о нём, подобрать сходный и т.д.).
- Игры с картинками, то есть использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепления материала. Например, собрать все картинки из набора, которые относятся к зиме.
Настольно-печатные забавы учат предвидеть результаты своего игрового действия, расширяют кругозор и словарный запас детей. К этому виду игр относятся лото, домино, мозаики, пазлы, настольный хоккей, шахматы, шашки, головоломки. Эти игры в большинстве своём требуют наличие партнёра для создания условий конкуренции и атмосферы взаимопомощи.
По типу игровых действий и правил
- Игры-путешествия, целью которых является демонстрация ребятам реальных фактов через метафорическую форму. Например, при изучении профессий, это может быть забава «В гости к пекарю».
- Игры-поручения, основывающиеся на предложении выполнить какое-то действие. Например, собрать в зелёное ведёрко все машинки красного цвета.
Игры-загадки, основанные на логической задаче, которую детям нужно решить. Например, «Отгадай загадку — покажи отгадку» — игра, в которой малыш не только отгадывает, но и показывает объект. Ответ обязательно проговаривается.
- Игры-беседы (диалог). Строится на непринуждённом общении взрослого с детьми. При этом педагог часто ведёт беседу от лица животных, предметов и пр. Этот вид игр ценен тем, что воспитывает у детей единство слова, действия, мысли и воображения. Во второй младшей группе игры-беседы используются на занятии фрагментарно исходя из того, насколько хорошо дети владеют речью.
По способу организации детей
- Коллективные (задействована вся группа).
- Групповые (играют 4–5 человек).
Индивидуальные (1–3 ребёнка).
Учитывая то, что в цели любого занятия входит обучающий компонент, а также многообразие видов игр, приходим к выводу: они применяются на всех занятиях с учётом конкретных требований к организации дидактических забав.
Методика классификации дидактических игр в детском саду
Различные авторы по-разному классифицируют игры. Например, А. П. Усова и А. В. Запорожец предлагают такие категории:
- подвижные;
- дидактические;
- творческие.
В то же время Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко делят их на следующие составляющие:
- ролевые;
- игры с правилами;
- подвижные игры;
- игра-драматизация;
- режиссерские.
Любопытные критерии игр предлагает Г. К. Селевко. Он разделяет их по следующим параметрам игровых технологий:
- по игровой методике;
- по игровой среде;
- по сфере деятельности;
- по процессу преподавания.
Обратите внимание! Игра — это не просто времяпровождение малыша. Это не что иное, как яркое выражение поведения большинства взрослых в целом
Содержание и выбор материалов для игры
Во всех занятиях используются как предметы из жизни, так и игрушки. Занимаясь с ними, ребенок учится сравнивать и находить сходство или различия между вещами. Нельзя забывать и про такой ценный фактор, как знакомство детей со свойствами предметов: формой, цветом, размером.
При выборе материалов следует руководствоваться следующими правилами:
Для детей младшей группы используются предметы, максимально различающиеся по свойствам. Связано это с тем, что малыши еще не умеют находить едва заметные различия.
В средней группе используют предметы с малозаметной разницей
Это побуждает ребенка концентрировать внимание на мелких деталях, запоминать их отличия, количество, взаимное расположение, эстетичный вид.