Как провести дидактическую игру в детском саду

А говорить будем о…

Описание предмета – игра для детей, которая может быть интересна малышам с разными увлечениями. Чтобы вовлечь участника в занятие, можно подобрать наиболее привлекательные для него предметы для описания – любимые игрушки, героев мультфильма или даже картинки с пейзажами.

Дидактические материалы, которые будут использованы, лучше всего подбирать по определенной теме и, исходя из заданных параметров, задавать конкретные вопросы, это поможет сделать максимально глубокое описание предмета. Примеры:

  • Тема игры – фрукты. Ведущий использует фигурки разных плодов или их изображения, демонстрируя поочередно каждый из них, просит участников игры описывать то, что они видят. Так, клубника – красная, спелая, с хвостиком, в точечку, сладкая, большая, чистая. Яблоко – зеленое, сочное, червивое, ароматное, вкусное, надкушенное и т. д.
  • Тема игры – игрушки. Снова можно взять и конкретные вещи детей, и карточки с изображениями. Игру можно усложнить, попросив детей использовать более сложную терминологию, а не просто говорить о размерах, цветах или форме предметов. Робот – трансформер, механический, электронный, говорящий.
  • Тема – быт. Это идеальная игра для дома, хотя в условиях учебных заведений она поможет раскрыть возможности детей. Здесь им нужно будет описать различную домашнюю утварь. Как правило, у детей это вызывает некоторые трудности, потому что приходится хорошенько подумать над свойствами и функциями знакомых, но редко используемых предметов.

Игра «Описание предметов» очень самодостаточна, но в нее интереснее будет играть, если доставать предметы из «волшебной» коробки или мешка

Этот фокус будет привлекать внимание детей и концентрировать их внимание на ведущем

Игровые правила

Педагог в игре выступает ведущим, он называет какой-либо одушевленный или неодушевленный объект, а воспитанники должны сказать, на что он похож.

Схожесть можно определять по нескольким признакам: внешнему виду, вкусовым и обонятельным ощущениям, величине, материалу изготовления, предназначению, особенностям функционирования, каким-либо классификационным особенностям, времени возникновения и существования. То есть схожие признаки могут быть обнаружены у совершенно разных на первый взгляд объектов. Когда воспитанник называет предмет, педагог спрашивает, почему игрок считает, что эти объекты схожи.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Как понятно объяснить ребенку части речи

Видеоурок № 1:

Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?

Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:

Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.

Этого достаточно для первоклассников.

Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.

Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.

Видеоурок № 2:

Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.

Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.

После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.

В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.

Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее

Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно

Видеоурок № 3

Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.

Непременно используйте следующие игры:

И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.

Видеоурок № 4

Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:

Источник

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте

Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями

Этапы организации дидактических игр

Разработкой дидактических игр занимаются взрослые. В их задачу входит создать игровое пространство и процесс прохождения игры таким образом, чтобы она выполняла обучающую функцию, но при этом не воспринималась детьми, как учебный процесс, а была увлекательной, интересной, забавной, вызывала желание дальнейшего развития и принятия участия в игре.

Замечание 1

Чтобы руководить дидактической игрой, педагог должен обладать высоким профессионализмом и чувством такта. Игра должна отражать интересы и потребности детей, радовать их, помогать строить коммуникативные связи, развивать навыки дружбы и способствовать формированию здорового детского коллектива.

Руководство дидактической игрой проходит на основе выполнения следующих шагов:

Разработка программы прохождения игровой деятельности, ее содержание, целевое назначение и постановка дидактических задач. Сюда входит определение места и значимости игровой деятельности в программе учебно-воспитательной работы, обосновывается функциональная роль игры и строится система взаимодействия между игровым процессом, иной досуговой деятельностью и познавательными занятиями.
Создание проекта игры. На данном этапе осуществляется постановка игровой задачи, определяются игровые роли и игровые действия, прописываются правила прохождения игрового процесса и ожидаемые результаты игры.
Организация прохождения игрового процесса, его регулировании и координирование действий участников. Педагог должен обеспечить ролями всех участников игры, помочь им с пониманием и выполнением игровых правил, сформировать положительное отношение к игре и желание продолжать принимать участие в ней. Педагогу требуется следить за тем, как дети справляются со своими ролями, выполняют ли они правила игры, при необходимости корректировать деятельность детей, исправлять их ошибки

Особенно важно, по завершении игры заинтересовать детей к ее повторной организации.

Поскольку дидактическая игра нацелена на обучение детей дошкольного возраста, то она проводится в тот временной период, который в программе учебно-воспитательной работе отводится на учебные занятия. При этом, исключать занятия из программы не стоит. Нужно гармонично сочетать дидактические игры и познавательные уроки, чтобы ребенок не чувствовал себя полностью погруженным в процесс обучения. Дидактическая игра должна быть построена так, чтобы дети воспринимали ее, как отдых, развлечение.

Простые игры для детей

Дети, предоставленные сами себе, в конечном итоге всегда придумывают для себя и своих друзей не самые лучшие развлечения, иногда даже опасные. Увлечь ребятню на самом деле не так уж и сложно, тем более что годами педагоги и воспитатели разрабатывали для своих подопечных интересные задания. Некоторые из них, увлекательные и интересные (это факт), остались в далеком прошлом родителей, сейчас же им пришло время покопаться в памяти и вспомнить, чему учили на занятиях в детском саду, лагерях и на продленке в школе.

Среди любимейших занятий детворы многие годы значились очень простые, но забавные игры:

  • «Последняя буква» – когда ведущий называет слово, а игроку нужно произнести новое, но которое будет начинаться на последнюю букву предыдущего.

  • «Испорченный телефон» – игроки шепчут сказанное первым участником слово на ухо друг другу, а последний человек озвучивает результат. Зачастую первоначальный вариант извращался до неузнаваемости из-за всеобщего смеха.

  • «Описание предмета» – игра, немного более серьезная, чем предыдущие, заключалась в том, чтобы участники давали характеристику разным вещам. В нее можно играть как большой группой, так и просто попивая чай на кухне в семейном кругу.

Большим плюсом данных занятий является то, что они не требуют использования специального оборудования, материалов и способны утихомирить расшумевшихся детей.

Возможные примеры

Дидактическая игра «Найди похожее» состоит из вопросов и ответов. Вот варианты, которые может использовать педагог:

На что похож светильник? — на зонтик, панаму, колокольчик, солнце, перевернутую чашу;

А самолет? — на птицу, машину, стрекозу, аэроплан;

Полумесяц на небе? — на серп, радугу, коромысло, широкую улыбку, бровь, рога быка;

Дождь? — на слезы, полив из лейки, рассыпающиеся бусины, падающий снег, душ;

Черпак? — на зонтик, лопатку, экскаваторный ковш, ведерко, ступу, пригоршню, корзину;

Кактус? — на ежа, игольницу со швейными иголками, розовый куст с шипами;

Карандаш? — на палку, ручку для письма, шест, копье, ствол дерева, спицу;

Метла? — на художественную кисточку, хвост животного, куст, лопату, швабру;

Светофор? — на робота, коробку акварельных красок, радугу;

Швейная игла? — на гвоздь, шприц, булавку, клинок, стержень, хвоинку, шип, кнопку;

Облако? — на вату, сливочную пенку, вспененный шампунь, туман, молоко, сугроб;

На что похож мяч? — на клубок ниток, планету, теннисный волан, солнце, колесо, яблоко.

Условия проведения

  1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
  2. Во время всего процесса взрослый остается руководителем. Он начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и подводит итог.
  3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты игры, при необходимости помогает детям.
  4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания каждого цикла игры.

Игры в детстве, в том числе дидактические, являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Педагоги и родители, грамотно внедряя их, способны помочь детям развиваться и обучаться незаметно и естественно для своего возраста.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус

Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ организуются воспитателями для разных возрастных групп. Игры различаются уровнем сложности, степенью ориентированности на развитие физической, умственной или коммуникативной активности. Целью проведения сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит в том, чтобы формировать разносторонне развитую личность умеющую ориентироваться в различных ситуациях и активно пользующуюся коммуникативными навыками.

Что такое сюжетно-ролевая игра для детей? – Это способ формирования важных личностных качеств и развития умственных способностей и социально-коммуникативного опыта.

Виды сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Сюжетно-ролевая игра проводится под строгим наблюдением воспитателя в задачу которого входит не только умелая организация игрового процесса, но и контроль за тем насколько та или иная сюжетно-ролевая игра эффективна в группе. Кроме того, воспитатель должен познакомить детей с понятием игровой условности и проследить за накоплением игрового опыта. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:

  • усложнение содержания;
  • усложнение игровых действий;
  • взаимодействие с партнером;
  • самостоятельность и творчество.

Часто игра ребенка в условиях ДОУ сопровождается использованием игрушек и иного игрового материала. Именно с ними воспитанники проводят определенные игровые действия. По этой причине на воспитателе лежит ответственность за разработку адекватной предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми.

Освоение сюжетно-ролевых игр в ДОУ состоит из трех ключевых этапов, опирающихся на возраст воспитанников:

  • Первый этап это возраст ребенка 2–3 года – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
  • Второй этап 3-5 лет – воспитатель формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.
  • Третий этап 5-7 лет – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Сюжетно-ролевые игры для детей в ДОУ должны быть направлены на то, чтобы ребенок развивал коммуникативные навыки и обогащать знания об окружающей жизни.

Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?

Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.

  1. Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна.
  2. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
  3. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.

Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.

После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Таблица: структура конспекта дидактической игры

Структурный элемент конспекта
ЗаголовокВ заголовке указывается название и вид игры, возраст (группа) детей, образовательная область по ФГОС.
ЗадачиЧасто педагоги вместо «задачи» пишут «цели», что методически не совсем верно. Понятие «цель» больше соотносится с рабочей программой педагога по предметной области. Применительно к конкретному занятию правильно писать «задачи». Формулируя задачи, следует использовать глаголы: «формировать готовность»,«формировать способность», «создавать условия», «развивать навыки» и т. д. Трёх-четырёх задач достаточно. Можно подробнее описать особенности игры и её обучающее значение.
Игровой материалУказывается перечень необходимых материалов, оборудования, инвентаря, необходимое время.
Игровые правилаПеречисляются правила, определяющие действия и продуктивное поведение детей во время игры.
Предварительная работаПри необходимости кратко описывается деятельность педагога и детей, предваряющая игру.
Ход игрыВ данной части педагог предлагает подробный сценарий, расписанный по словам. Если планируется физкультминутка, следует расписать и её.
Методические рекомендацииПри необходимости можно включить в конспект этот раздел, где даются рекомендации тому, кто будет проводить игру.

Таблица: пример конспекта дидактической игры в средней группе (фрагменты)

АвторГордовская Е. С., воспитатель ГБОУ №1503, г. Москва
Название занятияУзнай, что изменилось
Задачи
  • Воспитательная: воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.
  • Образовательная: продолжать формировать у детей пространственные представления.
  • Развивающая: развивать логическое мышление и наблюдательность.
Материалы
  • Кукольный персонаж Фиксик,
  • ширма,
  • 3 игрушки.
Ход игрыДети сидят полукругом напротив ширмы.В игре используется кукольный персонаж Фиксик. Фиксик весёлый и шустрый. Постоянно что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.В.: Дети, к нам в гости пришёл Фиксик и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Фиксик, расскажи ребятам!Фиксик показывается из-за ширмы, стоящей на столе воспитателя.Фиксик: Дети, сейчас мы будем с вами играть, я принёс сюда игрушки: машинку, куклу Свету и мячик. Посмотрите, где они стоят. Где стоит кукла Света?Дети: Посередине стола.Фиксик: А машинка?Дети: Справа от неё.Фиксик: А как можно сказать, где лежит мячик?Дети: Он лежит слева от Светы.Фиксик: Ребята, а вы запомнили, где стоят игрушки?Фиксик спрашивает ребят, где какая игрушка лежит. <…>Фиксик: А теперь я закрою игрушки ширмой, что-то тут переставлю, а вы отгадаете, что изменится. Хорошо?Воспитатель закрывает ширмочкой свой стол и делает перестановку: кукла «перешла» к детям поближе, а сзади неё оказались рядом машинка и мячик. Фиксик обращается к детям: Что изменилось здесь? Где стоит Света? Отвечать будет только тот, кого я назову. Будьте готовы!Далее Фиксик обращается к детям по именам и задаёт вопросы. <…>Опять закрывается ширма, но перестановка не сделана.Фиксик: А сейчас кто скажет, что изменилось? Что я переставил?Дети: Фиксик, ты забыл переставить игрушки.Фиксик: Подскажите мне, ребята, где эти игрушки стояли раньше.Дети: Они так и стояли: Света впереди, а машинка и мячик сзади.Фиксик за ширмой переставляет игрушки, разговаривает с ними. Куклу сажает сбоку, а машинка и мячик остаются посередине стола. Дети отгадывают, называют слова сбоку, посередине, слева.В конце игры воспитатель и дети обсуждают, во что они играли. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет и поправляет ответы детей.
Цит. по: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10281

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группаОсобенности развитияИгрыПримерыВремяПримечания
2–2,5 (первая младшая)Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минутЕсли режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая)Интерес к играм в парах
  • дидактические игры с картинками;
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минутРабота направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя)Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая)Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минутСовмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная)Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью — дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минутДети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

  • Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
  • Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий