Дидактические игры с ребенком на изучение частей тела

Дидактическая подготовка занятий

Мамы и папы ставят задачи неосознанно, просто стремятся расширить круг познаний малыша. Воспитатели детских садов формулируют цели и задачи к каждому занятию по теме, исходя из очередности урока, возраста дошкольников и новизны материала.

Цели

Среди целей развивающих и обучающих занятий можно выделить следующие:

  1. Дать представление о теле человека, о его частях и строении через игру.
  2. Расширить словарный запас дошкольника.
  3. Сформировать стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.

Задачи

Если тема “Части человеческого тела” раскрывается для детей впервые, то особое внимание обратите на знакомство малышей с лексикой, на активизацию внимания и интереса к анатомии. На последующих занятиях закрепляйте материал, способствуйте самостоятельной деятельности, используйте творческий потенциал дошкольников. Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи

Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи.

Образовательные задачи для занятий:

  1. Дать понятие о теле человека, частях туловища, органах чувств и их функциях (выполняется на 1 уроке по теме).
  2. Научить правильно называть, показывать основные органы (обязательная задача для 2 и последующих занятий по теме).
  3. Дать понятие об индивидуальности и схожести строения тела разных людей.

Развивающие задачи:

  1. Научить соотносить слова и действия.
  2. Развивать мышление, память, воображение.
  3. Провоцировать и совершенствовать монологическую, диалогическую речь.
  4. Развивать умение отстаивать свое мнение, использовать доказательства в споре.
  5. Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика в качестве разминки, творческие задания).
  6. Развивать артикуляцию.

Воспитательные задачи:

  1. Поддерживать стремление к здоровому образу жизни.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, интерес к другим воспитанникам в группе.
  3. Научить слушать других и не бояться совершить ошибку при ответах на вопросы.
  4. Развивать самостоятельность.

Ход игротеки:

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы с рисунками, но рисунки эти состоят из точек. Нужно соединить эти точки и узнаем, кто же нарисован.

(Дети соединяют точки, называют кто изображен на листе бумаги)

Воспитатель: – Как можно назвать одним словом

Дети: – Насекомое

Воспитатель: Отгадайте кто сегодня пришел к нам в гости: это герой мультфильма, родился он на Луне, он тоже насекомое, Хотя и сказочное, кто это? (Лунтик).

Воспитатель: Верно, (появляется игрушка Лунтик).

Лунтик: Здравствуйте ребята! Очень рад встречи с вами. Вы помните моих друзей насекомых, назовите их.

Воспитатель: Ну что Лунтик, погости у нас мы тебя научим играть в разные игры, а ты сможешь научить своих друзей. (Лунтик усаживается).

Воспитатель: Первая игра с которой мы познакомим Лунтика, называется «Цепочка».

Игра «Цепочка»

– Муха (1-ый ребенок)

– Муха, комар (2-ой ребенок)

– Муха, комар, бабочка (3-ий ребенок)

На доску выставляются картинки с изображением насекомых.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Педагог называет слово-действие, а дети подбирают соответствующее изображение насекомого.

(Прыгает, летает, ползает, жалит, собирает мед, пьет нектар, рыхлит землю, поедает листья на деревьях и т. д.)

Воспитатель: Какое насекомое вам больше нравится?

Составьте про него предложение.

Д/ предложение «Составь предложение»

Фезминутка «Прогулка в лесу»

Воспитатель: Найдите пожалуйста на картинках насекомых в названии которых живет звук

«К» «П» «Ч» «С» «Г» «Ж» «Б»

-Каких насекомых мы не назвали? С какого звука начинается их название.

Д/И «Подбери слово к заданному звуку»

Воспитатель: Насекомые захотели поиграть с нами в прятки. Они будут прятаться, а вы говорить какого насекомого не стало.

Д/И «Кого не стало»

Релаксация «Зеленая сказка»

-Давайте пойдем на коврик и представим, что пришли мы с вами загорать. Ложитесь поудобнее. Представьте, что тело ваше стало легким, как крылышки у бабочки. Закрывайте глаза, послушайте музыку, которая звучит в зеленой сказке. Позагорайте и послушайте.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок, как флажок я несу

Зеленая шишка под ёлкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит

Зеленый кузнечик в зеленой траве,

Играет зеленую песенку мне.

Откройте глаза, потянитесь лежа. Медленно садитесь, потянитесь сидя. Медленно вставайте потянитесь на носках.

Воспитатель: Ну вот, Лунтик, в такие игры мы играем, понравились они тебе?

Лунтик: – Да, очень. Спасибо ребята. Я обязательно научу своих друзей играть в эти игры.

Досвидания.

Воспитатель: Не торопись уходить Лунтик. Погости ещё. Ребята покажут тебе много интересного у нас в группе. Верно. (Дети показывают Лунтику группу)

Знакомимся с частями тела: игры для младенцев

«Приветствие»

Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.
Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок,
Здравствуйте глазки – ок, ок, ок,
Здравствуй мои носик – пип, пип, пип,
Здравствуй, моя сыночек/моя дочка, привет-привет!

Екатерины Железновой«У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»,

«Баю-баюшки-баю, я тебя люблю. На носик я подую, носик поцелую. На глазки я подую, глазки поцелую» и пр.

«Веселые игры»

Мы играли, мы играли, ручками махали.
Мы играли, мы играли, ножки мы сгибали.
Мы играли, мы играли, глазками моргали.
Мы играли, мы играли, носиком дышали.
Мы играли, мы играли, ротик открывали.
Мы играли, мы играли, щечки надували.
Мы играли, мы играли, ушки мы щипали.

Ход игры:

Дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей — выкладывать по очереди свои карточки, называя, цвет, форму геометрической фигуры и на что похожа эта фигура. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

Дидактическая игра «Закончи ряд»

Цель: Развитие логического мышления, внимания, содействовать развитию навыка различать геометрические фигуры,выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Содействовать развитию мелкой моторики.

Правила игры: ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.

Дидактическая игра «Повтори по образцу»

Цель:Содействовать формированию навыка выделять основные признаки фигур: форма, цвет. Выкладывать изображение по образцу; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Правила игры: ребенок должен повторить ряд по предложенному образцу.

Игры на развитие временных представлений

Дидактическая игра «Части суток»

Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, содействовать формированию навыка соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции. 1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток

По сигналу воспитателя «Стройся по порядку» дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток

Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку» дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток

1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку» дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток.

2 вариант. Дети получают карточки с положением солнца в разное время суток. Перед ними лежат еще картинки с изображением действий, которые совершают дети в разное время суток.

Дидактическая игра «Где что находится?»

Цель: формировать у детей пространственное представление; — развивать внимание. Игра. Игра

Игра

на развитие представлений о цвете

Лото «Цветовая палитра»

Цель игры: закреплять знание основных цветов и их оттенков

Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, мелкую моторику

Знакомимся с частями тела: игры для младенцев

«Приветствие»

Ручками малыша хлопаем, ножками топаем, нежно прикасаемся ко всем частям тела, напевая песенку: Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ. Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх, Пухленькие щечки — плюх, плюх, плюх. Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок, Здравствуйте глазки – ок, ок, ок, Здравствуй мои носик – пип, пип, пип, Здравствуй, моя сыночек/моя дочка, привет-привет!

УЕкатерины Железновой есть отличная песенка«У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…», в которой фигурируют различные животные и части тела. Подобные стишки подходят и младенцам, и деткам постарше, которые уже умеют ориентироваться на слух по тексту и выполнять движения.

«Дуем и целуем»

Дуем, а потом целуем поочередно различные части тела, приговаривая.«Баю-баюшки-баю, я тебя люблю. На носик я подую, носик поцелую. На глазки я подую, глазки поцелую» и пр.

Малышам очень нравится «ветерок».

«У кого что есть»

Показываем сначала части тела крохи, а потом свои: «Это твои ушки, а это мои ушки». «Это твои глазки. А где мамины глазки? Вот мамины глазки?»

Привлекайте к игре всех членов семьи. Пусть ребенок видит, что у всех есть глазки, носики, ушки и пр.

«Где же ручки?»

Закрываем ладошкой различные части тела малыша и произносим: «Где же, где же ручки? Вот они!» «Где же, где же ножки? Вот они!»

Можно закрывать ладошками, а можно прятать под платочек и радостно находить. Прячьте поочередно то свои части тела, то части тела крохи.

«Ухвати за пальчик».

Вкладываем пальчик в ручку малыша, побуждая ухватиться за него. Что за пальчик непослушный! Нам поймать его так нужно! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчик мы хватать».

«Веселые игры»

Важно не только называть и показывать части тела, но и показывать их «в действии». Что можно сделать с ротиком? Открыть? А с щечками? Надуть! Малышу будет интересно наблюдать за вами

Со временем в эту игру вы уже будете играть вместе. Мы играли, мы играли, ручками махали. Мы играли, мы играли, ножки мы сгибали. Мы играли, мы играли, глазками моргали. Мы играли, мы играли, носиком дышали. Мы играли, мы играли, ротик открывали. Мы играли, мы играли, щечки надували. Мы играли, мы играли, ушки мы щипали.

«Язычок»

Берем кроху на руки, смотрим в глаза, читаем стишок, издавая смешные звуки: Малышок, малышок, ротик открывай! Язычок, язычок, ну-ка вылезай!

Что развивает

Игра «Наше тело» развивает:

  • Умение находить сходство и разницу;
  • понятие размеров: больше, меньше;
  • способность к анализу;
  • представления о теле;
  • внимательность;
  • память.

Усложняем

Усложнить игру можно несколькими способами.

  1. Предложите присоединиться к ней другим детям. Выкладывайте перед ними игрушки и давайте задание. Объясните, что не нужно отвечать наперегонки. Вы должны будете быть готовы выслушать всех. Ограничьтесь 2-3 игроками. Если будет их больше, то скорее всего игра закончиться слезами. Ведь кто не успеет ответить, кому-то не хватит игрушки. Ведущий не сможет проверить знания всех.
  2. Введите в игру новых персонажей: птиц, рыб, ящериц, насекомых, змей. Их строение немного отличается от привычного представления о теле.

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Ход занятия

Урок в дошкольном учреждении можно строить по следующему примерному плану:

Детям 2-3 лет пальчиковая гимнастика заменяет игру и разминку. Можно использовать на этапе рефлексии. Учите запоминающиеся стихотворения, показывайте, как разминать пальчики, ладошки сами.

Это пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Это пальчик — папа,
Это пальчик — мама,
Этот пальчик — это Я,
Вот и вся моя семья!

Малыши загибают пальчики на каждой ручке отдельно, интенсивно трясут кулачками на последних строчках.

Упражнения

Используйте на практическом этапе урока. Понадобятся картинки “Части тела” для детей для наглядности и примера.

Составляем человека

Каждому ребенку раздаются изображения одной части человеческого тела. Готовый вариант создается в группе. Старшим устройте соревнования: кто быстрее правильно соберет человека.

Где есть пара?

Части тела для детей в картинках перемешайте. В одной кучке должны быть парные части и непарные. Задача: разъединить изображения по признаку парности. Ноги, уши, глаза, руки — в одну, остальные — в другую.

Назови ласково

У меня не рука, а рученька, не голова, а головушка… Желательно совместить лексические упражнения с физической разминкой (гладить ножки, ручки, качать головой, вытягиваться телом в рост). Называя слово, дошкольники смотрят на картинки или фото для детей “Части тела человека”.

Игры

Игровые упражнения проводите в группе, активно. Основная цель игр: дать новую информацию в запоминающейся форме. Положительные эмоции упрощают процесс усвоения и закрепления.

Зачем нужны?

Игра в форме вопрос-ответ. Есть несколько вариантов ответов: развернутый или да – нет. Для детей 3-4 лет подойдет следующий вариант вопросов: Ушки нужны, чтобы слышать? ДА! Ножки нужны, чтобы кушать? Нет! И так далее.

Дошкольникам средней группы задавайте прямой вопрос: Зачем нужны ноги, голова и т.д. По возможности просите обосновать ответ, аргументировать.

Робот

Один ребенок встает в центре группы и выполняет несколько заданий от детей. Например, крути головой, помаши рукой. Главное, в постановке задачи роботу дошкольники должны использовать названия частей тела.

Угадай сколько

Воспитатель показывает подборку фото на тему ” Органы чувств картинки для детей” и спрашивает. Сколько у человека ушей, ноздрей, языков, глаз?  Просит доказать правильность ответа, показав на себе.

Загадки

Разложите картинки или фото для детей на тему “Части тела” на большом столе. Соберите малышей вокруг него. Загадывайте загадки, ответом будет поднятая карточка с изображением отгадки. Отвечающего обязательно просите называть правильный орган, показывать на себе или соседе.

  • Их никто не сеет, никто не сажает, они сами вырастают! (Волосы).
  • В двух норах воздух бродит, то выходит, то заходит. (Нос).
  • Отворю свой хлевец, покажу друзьям беленьких овец. (Губы, рот, зубы).
  • Если бы не было его, никто не говорил бы ничего. (Язык).
  • Десять братцев в разных домиках живут. (Пальцы).
  • За обедом всего нужней? (Рот).
  • Есть у людей. Есть у зверей. У человека умнее. (Голова).
  • Слышите, журчит водица? Умывайте чаще …. (Лица).

Раскраски

Черно-белые раскраски помогают малышам понять, как выглядят, где находятся и в каком количестве разные органы. Есть несколько вариантов пособий-помощников и картинок для детей от года до 7 лет о частях человеческого тела:

  1. Аппликация и разукрашка

Родители помогают малышу наклеить волосы из ниток, подобрать цвет глаз.

  1. С подписями на частях тела

Дошкольник учится читать, разукрашивает и называет основные органы.

  1. Соедини линией части тела и одежду

Малыш ручкой или карандашом проводит линии между головой и шапкой, варежками и ладошкой, кольцом и пальчиком.

  1. Раскрась и дорисуй.

Картинки для детей незакончены, на лице и туловище человека есть не все части тела. Ребенку нужно понять, какого органа не хватает, дополнить изображение и разукрасить карточку полностью.

Тема “Части тела: интересные картинки для детей” может стать любимой у дошкольников, если обучать новому педагоги будут весело и интересно. Наполняйте занятия в садике загадками, творчеством, возвращайтесь к изученному на смежных по тематике уроках, например, объясняя одежду, смена сезонов, животные, птицы, тогда материал о теле человека усвоится прочно.

Потешки про части тела

Обязательно используйте в играх с малышом потешки и короткие звучные стишки . Это не только поможет ему в изучении частей тела, но и разовьет речь. Мы сделали подборку лучших стишков.

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Играем с куклой Совершаем воображаемые действия: Моем ручки, ножки, умываем личико.

Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки — все хватать-хватать.

И. Ильина

Это глазки, чтобы видеть. Это носик, чтоб дышать. Это ушки, чтобы слышать. Это ножки, чтоб бежать. Это ручки, чтобы маму Очень крепко обнимать.

Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

Чего не хватает?

Нарисуйте лицо ребенка и вырежьте отдельно части тела и лица. Соберите вместе с крохой человечка. Затем уберите любую часть тела и спросите, чего не хватает. «Ой, ушки пропали. Мальчик ничего не слышит»«Ой, глазки пропали. Мальчик ничего не видит» и т.д. Можно играть на магнитной доске (нарисовать маркером лицо и приклеить на магниты части тела) или смастерить многоразовую развивающую игрушку из фетра и липучек.

Зеркало

Сядьте с ребенком перед зеркалом. Дотрагивайтесь до разных частей тела, а он пусть повторяет. Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай. Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай. Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай. Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби. Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, ну-ка говори (нараспев произносим гласные звуки).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий