Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам. Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций

Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год. Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Диагностика социальной готовности

Социальная адаптация является одной из самых больших сложностей при попадании ребенка в новый коллектив.
Готовность ребенка к школе в социальном плане предполагает его потребность в общении со сверстниками, понимание новой роли ученика в школьной среде, уважительное отношение к взрослым – учителям, вспомогательному персоналу.

Ребенок должен обладать следующими навыками:

  • Общение с детьми и взрослыми, отличающимися по характеру и поведению от привычного круга общения.
  • Умение работать в коллективе.
  • Понимание необходимости слушаться и уважать старших.
  • Умение отстаивать собственное мнение при общении с ровесниками.
  • Способность находить решение в спорной ситуации.

Проверка развития социальных навыков

Адаптация к школе

Итак, как же адаптировать ребенка, чтобы его готовность к школе материализовалась в виде интереса к учебе, новых знаний и хороших оценок? Что для этого должны сделать учителя и родители?

Методические рекомендации учителям начальных классов по успешной адаптации первоклассников к школе содержатся в уже достаточно подробно рассмотренном нами письме «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» . Там расписано буквально все, вплоть до того, как лучше организовать для первоклашек уроки математики, музыки, рисования и прочие.

Для пап и мам первоклашек можно порекомендовать книгу «Советы родителям первоклассника. Самые главные вопросы и ответы» . Для желающих «углубиться» в тему подойдет книга «Гвозди для школы: Топ-10 навыков будущего первоклассника» .

И, конечно, стоит прислушаться к советам действующих учителей школ, которые имеют возможность наблюдать за большим количеством детей и по этой причине имеют более обширный статистический материал для обобщений, чем родители, занятые воспитанием только своих детей. Особенно, если педагоги систематизировали собранный материал, как это сделали, к примеру, в московской школе № 1586 .

Рекомендации родителям первоклассника:

  • Помнить, что ваш ребенок учится всего лишь в 1 классе, и воздержаться от избыточных требований.
  • Уважать самостоятельность ребенка, его личное пространство, воздержаться от проверки личных вещей и портфеля ребенка без его ведома.
  • Воздержаться от перекладывания вещей ребенка в шкафу и учебных принадлежностей на столе на свое усмотрение, по возможности приучая его к порядку методом объяснения.
  • Воздержаться от тотального контроля и отнестись с пониманием, что у ребенка формируется свой круг общения, появляются новые друзья в школе и стремление общаться с ними вне школы.
  • Относиться с уважением к личности ребенка, особенно в присутствии его сверстников и одноклассников, не критиковать его промахи в присутствии посторонних.
  • Проявлять интерес к делам ребенка, интересоваться, что интересного было в школе и что нового он узнал на уроках.

Эти несложные правила помогут вам найти взаимопонимание и установить доверительные взаимоотношения с ребенком, что обязательно даст свои плоды в переходном возрасте, когда подростки склонны к необдуманным поступкам. При наличии доверия и взаимопонимания в семье гораздо больше шансов, что ребенок будет с вами советоваться по разным вопросам, и вы сможете его уберечь от каких-то глобальных ошибок, плохо влияющих на его здоровье и дальнейшую жизнь.

Итак, мы с вами разобрались, что такое психологическая готовность к школе, из чего она складывается, как ее проверить, и, главное, как сделать, чтобы ребенок не разочаровался в учебе, а с интересом получал новые знания об этом прекрасном мире. Помните, что в школе будет учиться ваш ребенок, а не вы, поэтому не нужно делать за него то, что он обязан делать сам. Если вы посчитаете нужным помочь ребенку с уроками, помогите, но не делайте их вместо него.

Мы желаем вам и вашим детям успешной учебы, добра и взаимопонимания. Если подготовка детей к школе вызывает у вас больше беспокойства, чем радости от предстоящего нового этапа жизненного пути, рекомендуем нашу программу «Психическая саморегуляция». После этой программы вы будете намного меньше беспокоиться из-за мелочей, которые от вас не зависят, и более эффективно контролировать обстоятельства, на которые можете влиять.

В заключении мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи и поделиться своими соображениями относительно нюансов подготовки детей к школе:

Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе

С наступлением школы в жизни семьи наступают перемены. Идет адаптация не только у ребенка, но и у родителей. Чтобы этот период прошел максимально быстро и безболезненно для всех, предлагаем вам три простых совета.

Пересмотрите режим дня

Если ребенок ходил в детский сад, то у него будет понимание, что такое следование распорядку дня. Придется лишь немного подкорректировать расписание под текущую ситуацию. Например, ребенок учится в первую смену. После школы он обязательно должен поесть и отдохнуть. У кого-то отдыхом будут игры, а у кого-то дневной сон. 

Папе и маме тоже важно быть в ресурсе. Конечно, после рабочего дня это довольно сложно, но перед тем как заниматься с ребенком, лучше тоже немного отдохнуть

Важно придерживаться распорядка дня регулярно, так ребенок быстрее привыкнет к новому образу жизни

Уделите внимание адаптации в новом коллективе

В большей степени – это задача педагога и школьного психолога. Если ребенок трудно сходится с детьми, об этом нужно сказать учителю. Но по возможности лучше отправить его в первый класс со знакомыми детьми, так ему будет спокойнее.

Приучайте к обязанностям

Если вы привыкли застилать постель, мыть посуду и складывать вещи за ребенком, потому что так быстрее, пора расставаться с этими привычками. Ребенок должен учиться выполнять сам посильные для себя обязанности. Такой подход воспитывает самостоятельность и ответственность, потом детям эмоционально легче следовать школьным правилам.

Даже у максимально подготовленного ребенка может пойти что-то не так в школе. Чаще всего это связано со школьной дезадаптацией. Подробнее о том, что это такое, как распознать, что делать, читайте здесь.

Проверяем готовность ребенка к школе с помощью простых тестов

Мы подготовили для вас специальные вопросы и тесты, которые помогут определить степень готовности будущего первоклассника. Но для начала хочется отметить, как будет выглядеть поведение ребенка, который совершенно не готов к школе.

Ребенок:

  • Не проявляет инициативу к учебе, отвлекается, играет.
  • Не может сосредоточиться на уроке и при выполнении домашнего задания.
  • Ему трудно общаться с учителем и одноклассниками.
  • Не может включиться в общий режим работы класса.

Чтобы такого не произошло с вашим маленьким учеником, ответьте на 20 вопросов и узнайте, готов ли ваш ребенок к школе.

Ваш ребенок:

Хочет идти в школу, чтобы учиться.
Умеет играть в настольные игры по правилам.
Умеет самостоятельно знакомиться с детьми и договариваться об играх.
Может самостоятельно играть, не отвлекая взрослого.
В играх со взрослыми спокойно реагирует, когда проигрывает.
Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах

Например, прекращает шуметь по просьбе взрослого.
Умеет поддержать разговор со взрослыми, отвечая на вопросы о себе и своей семье.
Может самостоятельно заниматься в группе: слушать педагога, выполнять задания, взаимодействовать с другими детьми.
Умеет удерживать внимание на одной задаче 10 – 15 минут и не отвлекаться.
Испытывает гордость за свои старания и достижения, мотивирован трудиться, чтобы получить новые знания.
С удовольствием выполняет поручения и просьбы взрослых.
Спокойно относится к критике взрослых.
Обращается к старшим взрослым на «Вы».
Сам справляется с простыми бытовыми делами: моет за собой посуду, убирает постель, наводит порядки в комнате.
Умеет держать слово и выполнять обещание, которые дал взрослым.
Имеет любимые увлечения и хобби.
Умеет критично относиться к результатам своей деятельности, замечать ошибки и промахи, исправлять их.
Ориентируется во времени: часы и дни недели. Ориентируется в своем расписании, знает, как зовут учителей.
Может сам собрать учебники в рюкзак и вещи на тренировку.
Может самостоятельно найти одежду и одеться по погоде.

Кроме вопросов, проверить готовность ребенка к школе помогут тесты.

Тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Поможет выявить общий уровень развития мышления ребенка, а также понять, как ребенок умеет слушать и выполнять задания по примеру.

Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития

Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом. Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания. Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.

Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии

Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие

Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе

Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  2. Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты живешь?
  6. Назови номер своего дома и номер квартиры
  7. Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  8. В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  9. Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  10. Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд. Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов. Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.

Диагностика психологической и эмоциональной готовности

Проверка предполагает оценку способности ребенка к изменению ежедневного распорядка и требований:

  • Соблюдение режима дня.
  • Мотивация к обучению – ребенок должен понимать, что ходить в школу нужно для получения знаний.
  • Навыки самостоятельной и групповой работы.
  • Способность к восприятию процесса обучения, в том числе критики, и поиску способов для исправления ошибок.
  • Готовность к выполнению поставленных задач, требующих определенных затрат времени и сил.

Обычно тестирование проводится в форме беседы с ребенком, в ходе которой на основе его ответов определяется психологический настрой ребенка, сформированный в процессе дошкольного обучения и семейного воспитания.

Беседа может состоять из следующих (или подобных) вопросов:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • У тебя есть брат или сестра?
  • Назови имена мамы и папы.
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Назови домашних и диких животных.
  • В какое время года опадают листья с деревьев?
  • Какими столовыми приборами ты пользуешься?
  • Для чего дети ходят в школу?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Психологическая подготовка ребенка к школе

Эмоциональный аспект школьной зрелости

Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

На что родителям необходимо обратить внимание: советы

Чтобы не травмировать психику ребенка и избежать трудностей с обучением в начальной школе, родители должны трезво оценивать общий уровень развития и подготовки дошкольника.

Ребенок не готов к школе, если специалист указывает на следующие психо-эмоциональные проблемы:

  • Вербализм – при высоком уровне развития речи, большом словарном запасе и прекрасной памяти ребенок не способен к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Такие дети не могут следовать процессу обучения, не умеют работать по образцу, не способны выполнить задание по требованию учителя.
  • Тревожность – ребенок проявляет постоянный страх сделать ошибку, которая приведет к недовольству взрослых. Прогрессирующая тревожность может перерасти в комплекс «неудачника», снизить самооценку и стремление к самореализации.
  • Демонстративность – ребенок проявляет повышенное стремление к всеобщему вниманию и признанию, старается всеми способами оказаться в центре событий. Обычно это является результатом отсутствия похвалы и поощрения со стороны родителей и других взрослых.

При наличии таких проблем большой ошибкой будет считать, что ребенок «перерастет» и справится сам. Необходимо признать, что вам необходима квалифицированная помощь.

Лучшим решением станет комплекс мер, включающий работу с детским психологом, коррекцию ситуации и поведения в семье.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты). При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Специфика учебной деятельности

Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки. Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях. Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:

  1. Решать учебные задачи, следуя правилам
  2. Контролировать собственные действия
  3. Подготовка руки к письму («ручная умелость»)

 Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.

  1. Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
  2. Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
  3. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
  4. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
  5. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.

 Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий