Диагностика готовности ребенка к школе: уровни, показатели и критерии готовности

Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе

В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:

  • воспроизводить картинки по образцу;
  • находить лишние предметы;
  • запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
  • определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
  • назвать недостающие предметы и рисовать их;
  • соотносить количество предметов с указанными цифрами;
  • в уме складывать и вычитать простые числа;
  • проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.

Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма

Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.

Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.

Вопрос-ответ

Почему важно, чтобы ребенок был психологически готов к школе?

Психологическая готовность облегчает адаптацию и уменьшает страхи, связанные со школой. Ребенок с высоким уровнем готовности в основном тревожатся по поводу учебы, со средним уровнем – имеет «учебные» страхи и бояться «не подружиться с одноклассниками». Если уровень готовности низкий, наблюдается целый комплекс страхов: учебы, школы, отсутствия друзей, «злой учительницы», допустить ошибку и т. д. Из-за непонимания, критики, сравнения с другими, самооценка ребенка падает, а вместе с ней пропадает мотивация учиться, слушать учителя, и посещать школу в целом. Если отдать психологически неготового ребенка в школу, он не начнет развиваться быстрее, а будет закрываться и страдать. Ему полезнее игра, а школа на данном этапе подействует разрушительно.

У ребенка низкий уровень готовности, что делать?

Целью диагностики готовности ребенка к школе в группе детского сада или в первом классе общеобразовательной школы является не столько оценка, сколько грамотная психолого-педагогическая коррекция при выявлении тех или иных проблем. Результаты тестирования помогут учителю увидеть психологические особенности учащихся своего класса и найти педагогические пути преодоления выявленных трудностей. При внимательном изучении детских ответов за ошибками ребенка специалист сможет увидеть способ деятельности, который для него наиболее приемлем, заложит основы для разработки комплекса развивающей и коррекционной работы.

Что такое физическая готовность?

При обучении в школе ребенку приходится трудиться не только умственно, но и физически: много сидеть за партой, носить тяжелый рюкзак. Для таких нагрузок физиологические системы организма должны быть достаточно развиты

Чтобы оценить, насколько дошкольник готов, следует обратить внимание на количество коренных зубов (чем больше, тем лучше сформирована костная система). Также можно провести «Филлипинский тест»: ребенок закидывает голову назад и закрывает левое ухо правой ладонью

Ладонь должна полностью или хотя бы частично его накрыть.

При приеме ребенка в школу обязательно проводится обследование, показывающее его готовность. Если дошкольник посещал детский сад, воспитатель также дает педагогическую характеристику на каждого воспитанника

Как могут понять родители, что дошкольник готов к новому статусу? Нужно обратить внимание на то, чем именно привлекает ребенка школа, внешней стороной или же возможностью получать новые знания. Ребенок должен стремиться к этим знаниям, уметь управлять своим поведением

Формирование школьной зрелости, познавательных мотивов поведения происходит постепенно в результате различных компонентов школьной жизни в начальных классах.

Социальный аспект школьной зрелости

Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника. Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению. Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания). Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.

Определение психологической готовности к обучению в школе

Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май. Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом. В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:

  1. Работать по правилу
  2. Воспроизводить образцы
  3. Распознавать отдельные звуки в словах
  4. Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе

Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста. Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку. Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.

С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс. Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится. В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.

Оценка отношения ребенка к обучению в школе

Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики. Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью. Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Чем обычно занимаются в школе?
  4. Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
  5. Как себя нужно вести на уроках?
  6. Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
  7. Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
  8. Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?

Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.

Готовность ребенка к школе – в чем выражается?

Многочисленные психологические и педагогические исследования показали, что готовность к школе является сложным по структуре многокомпонентным понятием. Научные представления в разное время отличались и дополнялись. Л. И. Божович отмечала следующие факторы, определяющие необходимый уровень развития:

  • познавательные интересы;
  • произвольное поведение;
  • мыслительная деятельность;
  • готовность принять социальную позицию школьника.

Похожих взглядов придерживался А. И. Запорожец. В свою очередь, он отмечал такие компоненты готовности к обучению в школе:

  • сформированность механизмов волевой регуляции действий;
  • мотивация;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • познавательная деятельность.

Л. А. Венгером были внесены дополнения:

установление отношений со сверстниками и взрослыми, определяемых общей деятельностью.

Е. Е. Кравцова и М. И. Лисина отнесли к важным критериям коммуникативную готовность к обучению.

Психологическая готовность

Чтобы чувствовать себя в классе комфортно, успевать за программой без потери мотивации и снижения самооценки, ребенку нужно быть достаточно зрелым психологически.

Выделяют два компонента:

  • активность в стремлении учиться (личностная, мотивационная готовность);
  • объективные показатели развития (интеллектуальная, эмоциональная, социальная зрелость, волевая готовность).

Как определить, что ребенка пора отдавать в школу:

  1. У ребенка появилось осознание, что роль дошкольника уже не соответствует его новым возможностям.
  2. Дошкольник проявляет мотивационную готовность: хочет получать новые знания, хорошо относится к занятиям в ДОУ, пользуется опытом, интересуется систематической учебной деятельностью.
  3. Проявляет личностную готовность: сознательно ставит цели и соответственно действует, самостоятельный, активный в учебно-игровых занятиях, стремится узнавать новое. Его самооценка адекватная, высокая. Ребенок стремится поступать нравственно.
  4. У ребенка достаточная степень эмоциональной зрелости. Он показывает хорошую устойчивость, способен продолжительно выполнять не самые интересные задания. Импульсивные реакции практически отсутствуют.
  5. Ребенок проявляет социальную зрелость. Умеет общаться со взрослыми в рамках учебы, задания понимает и выполняет. При необходимости сотрудничает и считается с другими. Может уступать, приспосабливаться, если этого требует ситуация. Ему несложно соблюдать режим и правила, которые есть в школе. Может самостоятельно обслужить себя и решить простые проблемы. Сам желает стать учеником.
  6. Присутствует интеллектуальная зрелость. Дошкольник интересуется обобщенными научными знаниями о мире вокруг, замечает связи между явлениями. Над образным мышлением начинает преобладать словесно-логическое, а запоминаемый объем информации достаточно большой. Кроме того, ребенок логически выстраивает свою речь, повторяет задания и проговаривает действия, ориентируется в числовом ряде, пространстве листа, различает искомое и данное в задаче, выделяет в персонажей и смысловые части в сказке.
  7. Имеется достаточная волевая зрелость. Ребенок осознанно решает учебные задачи и контролирует свое поведение. Может поставить цель и двигаться к ней. Принимает решения, способен преодолевать трудности и оценивать результаты собственных действий.

Когнитивные способности и навыки

Еще один немаловажный критерий готовности ребенка к школе

К когнитивным способностям относят внимание, концентрацию, память, восприятие, воображение, логическое мышление, эмоциональный интеллект и т. д

Учителю первоклассников важно сложить представление об уровне развития сенсорики, образных представлений, наблюдательности. Он оценивает запас знаний

Что это за предпосылки:

  • устная речь, соответствующая возрасту;
  • словарный запас;
  • состояние слухоречевой памяти;
  • состояние связной речи;
  • уровень общего развития, обученность;
  • уровень развития неречевых функций: зрительное и пространственное восприятие, моторика и т. д.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий