Деньгами измерять любовь
Заменить детям любовь деньгами и подарками
Часто родители выражают
свою любовь к детям преимущественно через материальные проявления. Особенно это
касается тех мам и пап, кто очень много работает. Заваливание игрушками,
деньгами, подарками оказывается специфическим способом «откупиться» от вины за
недостаточное присутствие в жизни ребёнка. В результате дети делают вывод, что
всё в этой жизни измеряется только материальными ценностями. Так они будут смотреть
на окружающих людей (бедный — значит плохой, богатый — значит хороший), так же
они станут оценивать себя. Вырастая, такие люди оказываются в плену своих
заблуждений и комплексов. Они не способны любить себя за моральные качества, а
с материальной точки зрения их жизнь превращается в гонку за достижениями и
дорогими вещами.
8
Опыт
Анна Яренкова, мама двоих детей 12 и 17 лет:
Финансовую грамотность я воспитывала в своих детях с детства. Мы учились вместе копить и тратить
Планировать, отказываться от ненужного и радоваться покупке самого важного и желанного. Я постепенно перекладывала на детей ответственность за собственные деньги
Они отправлялись работать и давали семье в долг. Мы копили на что-то вместе и по отдельности. Все это дало замечательные результаты. Сейчас дети могут самостоятельно накопить себе на путешествие, не говоря о том, что большую часть любимых кроссовок и вещей они тоже покупают сами. Сейчас дети относятся к деньгам по-деловому. Знают, как ими пользоваться, и понимают, что их нужно зарабатывать и не тратить впустую.
Виктория Досаева, мама пятерых детей, бизнесвумен:
Мое воспитание финансовой грамотности включало в себя несколько очень важных аспектов. Мой отец всегда, когда приходил с работы, рассказывал, что происходило, с какими проблемами он столкнулся, и спрашивал моего совета — как бы я вышла из ситуации? Я старалась придумать решение. Потом папа приходил и рассказывал, как все разрешилось, обсуждал со мной всю ситуацию. Так с 11-12 лет меня погружали во взрослые дела. С самого раннего детства я играла в «Монополию», оттуда пошла моя любовь к деньгам. Мне давали карманные деньги, но их было немного, только на самое необходимое, и я решила зарабатывать сама. Уже подростком я хорошо понимала в обмене. Никогда не давала ничего за просто так. Списывать или помочь сделать домашнее задание — только в обмен на что-то. Зарабатывать рвалась в раннего возраста. Писала сочинения, делала домашки, занималась, скупала учебники и продавала их младшему классу. В 12 лет начала печь шарлотки и продавать их, а в 14 писала большие работы за деньги. Сейчас с детьми использую похожие методы и еще свой личный подход. Мои дети активно участвуют в наших бизнесах. помогают, ходят к нам на работу. Недавно дочка спросила, зачем нам несколько бизнесов, я ей рассказала про диверсификацию, она в свои 8 лет все понимает и хочет участвовать. Она и сама уже хорошо разбирается в купле-продаже. Всем интересуется, придумывает как подзаработать. У нее есть просто гениальные идеи. Я не стараюсь это жестко контролировать. Никакой гиперопеки над детьми. Хотя у них есть жесткие рамки, дисциплина и меры пресечения. Их не много, стараюсь не принуждать и не ломать детей. Я сама занимаюсь благотворительностью, но есть люди, которые не хотят этого, детей ни к чему не принуждаю. Все добровольно и открыто. Не стараюсь делать для них идеальную жизнь, отгораживать от всего, позволяю совершать свои ошибки, как эмоциональные, так и финансовые.
Как сделать так, чтобы финансовое воспитание принесло пользу: 5 советов эксперта
Многие практики финансового воспитания, которые используют родители на Западе, легко применимы и в нашей стране — главное, подойти к обучению системно. Анна Деньгина рассказывает, как не махнуть рукой на финансовое развитие ребенка.
- Сделайте уроки частью жизни. Первый опыт и навыки обращения с деньгами дети приобретают в быту, домохозяйстве. Поэтому изучать домашние запасы, сопоставлять их с потребностями семьи, составлять списки покупок и отправляться в магазины лучше вместе.
- Развивайте экологичное потребление. Используйте энергосберегающие технологии, сортируйте мусор, сдавайте ненужную одежду на утилизацию — эти полезные привычки покажут ребенку ценность ресурсов.
- Обсуждайте планы. Совместные выходные, отпуск или крупные покупки — обсуждение расходов дает детям не только чувство сопричастности к делам взрослых, но и понимание, что на все нужны деньги.
- Учитывайте контекст финансовых ситуаций из жизни. Ходите с ребенком в банк, берите его на работу и показывайте, как оплачиваете штрафы за превышение скорости — это сильно расширяет кругозор ребенка, развивает его мышление и любопытство.
- Проработайте свои эмоции. Универсальный совет, который тем не менее действует безотказно: сначала разберитесь со своими отношениями с деньгами. «Негативные установки родителей, их неграмотное финансовое поведение точно оставят свой след, с которым детям придется справляться по мере взросления и выхода в самостоятельную жизнь», — уверена Анна Деньгина.
Если пока не планируете отказываться от кредитов, посмотрите, на каких условиях вам одобрят кредит банки.
Нужны ли карманные деньги детям?
Таким вопросом, наверное, задается каждый родитель, который хочет для своего ребенка только хорошего, и при этом не знает, как поступить в данной ситуации.
В западных странах вопросов по этому поводу не возникает, потому как там каждый школьник имеет свои деньги на карманные расходы, и это даже не обсуждается. Там считается, что карманные деньги являются замечательным тренажером для самостоятельности ребенка в финансовом плане.
Помимо того, что данный вопрос интересует родителей, свою особую заинтересованность к этой теме также проявляют:
- экономисты
- психологи
- и даже политики
На эту тему в последние несколько десятилетий написано множество книг и диссертаций, проводятся различного рода социальные исследования в:
- Англии
- Канаде
- Израиле
- Австрии
- Германии
- США
Многие считают, что наличие денег в кармане у ребенка для своих нужд положительно скажется в будущем на его отношении к деньгам, а также на его «покупательских навыках», но с этой позицией согласны далеко не все, особенно в нашей стране.
Те, кто дает карманные деньги своему ребенку, обычно делают это строго по графику:
- каждый день по определенной сумме
- каждую неделю в определенный день и т.д.
Можно отметить, что тем самым ребенка с детства приучают к некому режиму получения денежных средств, то есть, ребенок понимает, что полученных денег ему должно хватить на определенный период, и развитие мышления ребенка в таком случае является положительным моментом.
Чем старше становится ваш ребенок, тем больше денег ему будет требоваться для карманных расходов. В принципе, это логично, требования растут пропорционально вашему ребенку.
Если у нас в стране обсуждается вопрос – а стоит ли давать деньги ребенку, то во многих европейских странах вопрос поставлен по-другому – сколько давать денег на карманные расходы своему чаду? В Германии этот вопрос регулируется законом, и в случае, если родители не выдают своему ребенку деньги на карманные расходы, он может подать на них жалобу. По законодательству там положено давать ребенку:
- до 5 лет – пол доллара в 7 дней
- с 6 лет – от полутора евро
- в 10-летнем возрасте – от 9 евро
- в 15 лет ребенок должен получать не меньше 24 евро в неделю
В Германии считается, что завести ребенка – это продуманный шаг. Решившись на это, вы соглашаетесь на то, что ребенок потребует определенных затрат и, в какой-то степени, это правильно.
В полноценных семьях вопрос о карманных деньгах ребенку должен решаться совместно, потому как современные дети достаточно продуманные и хитрые, и разногласия родителей в этом вопросе сыграют только им на руку. Ребенок очень быстро поймет, у кого проще «выуживать» деньги, и кто быстрее пойдет на компромисс.
Каждый родитель должен самостоятельно определиться с тем, стоит ли выделять денежные средства своему чаду на личные расходы, и с какого возраста это делать:
- Если ребенок слишком балованный и непослушный, лучше оставить этот вопрос открытым до того времени, когда ребенок перерастет возраст озорника и непослушного малыша.
- Если ребенок с детства думает в правильном направлении, принимает рациональные решения – родители могут давать ему личные средства в достаточно раннем возрасте.
- Если в семье старший ребенок уже получает карманные деньги, то и младшему желательно предоставить такую возможность (пусть даже суммы будут категорически разниться), это положительно скажется на психологическом состоянии ребенка и на его финансовом мышлении.
Еще раз стоит повториться, рассматриваемый опрос должен решаться в индивидуальном порядке, не стоит принимать решение, исходя из статистики или же совета близких вам людей, друзей, психологов.
10. Покажите пример сбережений
К сожалению, не все родители имеют сбережения даже на случай чрезвычайных обстоятельств. Если вы хотите, чтобы ваши дети стали бережливыми, покажите им свой пример.
Хорошо известно, что дети лучше всего учатся на собственном примере. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли с твердыми знаниями о финансовой ответственности и бережливости, лучше всего показать им, как это делается. Обучение детей правилам обращения с деньгами и составления бюджета может быть эффективным в краткосрочной перспективе, но оно не будет иметь такого эффекта, как если бы они видели, как их родители тщательно составляют бюджет, отдают предпочтение потребностям, а не желаниям, и избегают импульсивных покупок.
Подавая хороший пример своим детям своими собственными финансовыми решениями, вы помогаете привить им понимание ответственного финансового поведения, которое они смогут перенести во взрослую жизнь.
Платить за хорошие оценки и помощь по дому
Нужно ли платить детям за оценки
Часто
родители стараются с помощью денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или
выполнять домашние обязанности. Но психологи высказываются против такого
подхода. Ребёнок учится, прибирает в комнате не для того, чтобы
заработать денег или порадовать взрослых. Он это делает, прежде всего, для
себя
И важно как можно раньше дать ему это понять
Если
он будет получать хорошие отметки, потому что за это платят, он может начать
относиться к этому формально. Или есть риск, что у него сформируется ложное
представление: «чем лучше учишься — тем больше будешь зарабатывать». Но мы ведь
знаем, что далеко не все отличники успешны в жизни. И не всё в этом мире
измеряется деньгами. А вот поощрять ребёнка за выполнение дополнительных
обязанностей полезно. Так ребёнок будет понимать «цену денег», научится
проявлять инициативу.
5
Что значит своё, чужое, общее, общественное
Всё это дети начинают осваивать задолго до того, как разберутся в том, что такое деньги. И чем твёрже ребёнок усвоит принадлежность вещей, тем легче впишется в социум.
Стоит помнить, что такие понятия связаны не только с вопросами собственности, но и с важнейшей темой личных границ. А это — залог удачной социализации.
Начинаем с понятия «своё». Года в три малыш уже способен понять, что вещь принадлежит ему. Он имеет право её сломать или подарить, он может позволить или запретить кому-то (даже вам!) ею пользоваться. Не надо деклараций: просто всегда просите разрешения взять его игрушку.
Дав собственность ребёнку, вам проще будет объяснить и понятие «чужое»: то, что принадлежит только вам или другому человеку. Разборки в песочнице дают наглядные уроки — учат меняться, делиться, отстаивать свои границы и уважать чужие.
Далее помогите ребёнку усвоить понятие «общее»: то, чем владеют и распоряжаются, скажем, вы и малыш, или вся ваша семья, или ребёнок и его сёстры-братья. Может ли он без спроса подарить кому-то общую вазочку? Может ли по умолчанию забрать себе какую-нибудь декоративную фигурку с полки?
Разобравшись в этих вопросах, ребёнок легче сможет понять, почему нельзя тратить на его хотелки общие деньги. Понятие «общественное» вводится позже, по мере расширения мира ребёнка — например, в детском саду.
Поначалу понятие границ распространяется только на игрушки, и, возможно, не на все. Но такая собственность необходима. Монеты или старая банковская карта тоже должны стать его собственными.
Отправляют детей на подработку
Во многих странах закон идет навстречу компаниям, которые трудоустраивают несовершеннолетних. В Германии, Англии, Австралии, США работодатель может нанять 12-13-летнего сотрудника — главное, чтобы его рабочие обязанности не мешали ходить на уроки и выполнять домашние задания.
В США подростки во время каникул моют машины, стригут газоны соседям, сидят с чужими детьми, разносят обеды в закусочных. В Германии школьники помогают убирать урожай яблок и клубники, собирают мячи на теннисных кортах и даже выполняют простые поручения на стройке. А у английских тинейджеров принято помогать родителям в семейном бизнесе или выгуливать соседских собак. О подработке задумываются даже дети обеспеченных родителей. Живая легенда фондового рынка, миллиардер Уоррен Баффет, в шесть лет продавал жвачку и мячи для гольфа — несмотря на то, что его отец был успешным бизнесменом.
Как использовать лайфхак. По наблюдениям Анны Деньгиной, в России подработка не менее распространена, чем на Западе. Официально — с 14 лет, но многие начинают раньше: работают курьерами, выгуливают собак, раздают рекламные листовки. «На первой работе подросток учится договариваться, получает представление о дисциплине и повышает ощущение собственной ценности», — считает эксперт.
Собирают с них налоги
Иногда с карманных денег родители сразу забирают 20% «налогов». Так, например, поступают родители в Германии — считается, что это научит ребенка быть сознательным налогоплательщиком.
Как использовать лайфхак. Анна Деньгина советует знакомить ребенка с темой налогов в более щадящем режиме — показать процесс на практике: «Когда вам придет уведомление из ФНС с расчетом налога на квартиру или машину, покажите ребенку документ и сделайте этот платеж вместе с ним». Чек из магазина, на котором указана сумма НДС, тоже хорошее «учебное пособие»: его можно «прочитать» вместе с ребенком. Такая практика будет понятна детям после 9-10 лет.
Несколько советов по организации обучения
Личный пример. Дети во всем копируют родителей и, конечно, перенимают их денежные привычки. Если они у тех не идеальные (например, есть склонность к шопоголизму, импульсивным покупкам или азартным играм в интернете), не следует их демонстрировать, показывайте только положительные навыки.
Доброжелательная атмосфера. Обучение нужно проводить в позитивном ключе, не повышая голос и не вызывая у ребенка негативных эмоций. Нельзя снижать его самооценку ироничными замечаниями, если он ошибается. Когда он вырастет и начнет решать финансовые задачи, атмосфера этих занятий будет неосознанно влиять на него и спустя годы.
Ценность денег и постановка целей
Важно научить детей понимать ценность денег, которые появляются в результате труда. Для этого надо подумать, как дать ребенку возможность заработать
При этом работой не должны стать действия, продиктованные иными мотиваторами: хорошее поведение, домашние обязанности, вежливые слова или отличные отметки. Придумайте реальные задачи с конкретной ценностью: например, репетиторство для детей младшего возраста, и привяжите результаты труда к приоритетам. Важно научить ребенка ставить долговременные и кратковременные цели, которые накопления помогают реализовывать.
Как самому освоить финансовую грамотность?
Прежде чем учить детей правильно и грамотно обращаться с деньгами, необходимо самому стать финансово грамотным. Это навык, требующий постоянного обновления и совершенствования. Вот некоторые советы, которые могут посодействовать вам в этом:
Разберитесь со своим уровнем финансовой грамотности. Для того, чтобы знать, что вам необходимо выучить и улучшить, вам нужно сначала понять, что вы уже знаете и умеете, например, можно пройти тесты и опросники для оценки вашего уровня грамотности в этой области по разным аспектам. Сравните свой уровень экономической грамотности с уровнем других людей, например, родственников, друзей, коллег или экспертов.
Поставьте финансовые цели. Определите, чего вы хотите достичь в экономической сфере, например, купить дом, открыть бизнес, путешествовать по миру и т.д.
Найдите подходящие ресурсы и материалы, которые позволят вам получить и использовать знания и умения в этой области, соответствующие вашему уровню, целям, интересам, стилю и темпу обучения. Это могут быть журналы, видео, аудио, игры, приложения, курсы, тренинги и т.д. Используйте различные источники информации, например, интернет, СМИ, библиотеки, школы, университеты, организации и т.д.
Одним из таких ресурсов являются курсы повышения квалификации для экономистов от НИПКЭФ. Наши программы позволят вам не только повысить свой уровень финансовой грамотности, но и расширить свои профессиональные компетенции и перспективы в сфере экономики и управления. Обучение включает в себя различные направления и специализации: бухгалтерский учет, налоги, аудит, финансовый анализ, банковское дело, страхование, инвестиции и т.д. Обучение проводится дистанционно, можно учиться в комфортном темпе, с возможностью в любой момент вернуться к любой теме: доступ ко всем учебным материалам предоставляется студентам навсегда. Наши программы разработаны и проводятся опытными и квалифицированными преподавателями-практиками, они соответствуют требованиям и стандартам государственной системы образования и рынка труда.
Чем раньше, тем лучше
Очень полезно дать малышу горсть мелочи в полное распоряжение: пусть играет ими, пусть раскидывает по всей квартире — потом поможете собрать. Заодно, кстати, научите его считать. В общем, пусть знает, что деньги не являются особым заповедным предметом, до которого ему ещё расти и расти или к которому вредно прикасаться.
Лет с трёх имеет смысл брать ребёнка с собой в магазин. Демонстрируйте ему ситуацию купли-продажи, включайте в неё малыша: пусть сам купит хлеб и молоко, заплатит на кассе. Всё это даст ему возможность почувствовать себя самостоятельной личностью, выступающей во взрослой роли на равных с мамой и папой. Постепенно можно давать ребёнку купюры крупнее и учить его соотносить покупательную способность денег.
Познакомить ребёнка с банковской картой проще всего, играя в магазин. Подобные игры известны с глубокой древности и важны не меньше, чем пресловутые дочки-матери. Старая, недействительная банковская карта будет как раз кстати.
Формируйте ответственность за свои финансовые траты
Выделяя детям средства на карманные расходы, даря деньги на праздники, родители должны объяснять, как ими можно распорядиться и что будет, если сразу потратить всю сумму. При этом нельзя давить на ребенка, запрещать ему принимать те или иные финансовые решения. Он должен самостоятельно расставлять приоритеты, учитывая объективные потребности и имеющийся бюджет. Даже если малыш допустит ошибку, не нужно за это наказывать или морально «гнобить». Лучше совместно разобрать по деталям происшедшее, сделать акценты на неверно принятых решениях и ненавязчиво объяснить, как могла развиваться ситуация, если бы он поступил иначе.
Умейте слушать
«Что самое важное в воспитании? Скажите первое, что приходит вам на ум» – этот вопрос я задал, наверное, сотне родителей, и вот что я услышал. Актриса и мама двоих детей ответила: «В любом случае ты будешь совершать ошибки, поэтому важно то, как будешь устранять их последствия»
Актриса и мама двоих детей ответила: «В любом случае ты будешь совершать ошибки, поэтому важно то, как будешь устранять их последствия». Бывший декан крупной бизнес-школы сказал мне: «Нужно подарить детям уверенность в себе»
Бывший декан крупной бизнес-школы сказал мне: «Нужно подарить детям уверенность в себе».
Председательница благотворительной организации поделилась своим мнением: «Будьте для детей хорошим примером».
Но самый частый ответ, который я получил, был очень прост: «Умейте слушать». Это хороший совет, поскольку таким образом вы будете повышать их самооценку, и рядом с вами они всегда будут ощущать себя в безопасности.
Основы финансовой грамотности для дошкольников
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:
- не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
- предлагать альтернативу;
- не доводить ситуацию в магазине до истерики;
- спокойно, но твёрдо настаивать на своём.
С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:
- можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
- играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
- обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.
Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.
Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких, как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.
Карманные деньги
Как помочь ребенку повзрослеть
Это основа для обучения финансовой грамотности. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должен получать их регулярно (как зарплату). Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «придешь поздно — денег не получишь», или «выучи уроки — дам тебе больше денег». Также не стоит ругать за неоправданные, по вашему мнению, траты. Ребенок может истратить все деньги на развлечения, а потом сидеть дома весь месяц из-за отсутствия финансов. Но как раз такие ситуации послужат ему уроком, он будет учиться тратить деньги разумно.
У ребенка есть траты, без которых нельзя обойтись, — обеды, проездной, мобильная связь. Не стоит сразу же взваливать на ребенка ответственность за это. Иначе вы можете поставить себя в неудобное положение: например, ребенок потратил карманные деньги, и теперь не обедает в школе. Что сделает родитель? Даст денег на обеды, но в этом случае ребенок и в следующий месяц может все потратить («мама все равно даст еще денег!»).
На первом этапе лучше регулярные траты взять на себя, а ребенку выдавать карманные деньги, которые он будет тратить по своему усмотрению. При этом вы договариваетесь, что развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с ребенком о правилах заранее и не забывайте их соблюдать.
С какого возраста начинать финансовое воспитание детей
Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача.
С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения.
С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку.
Подростковый возраст (12–15 лет)
Дети постепенно превращаются во взрослых. Это непросто: все преимущества детского возраста остаются в прошлом, но взрослых привилегий пока нет, замечает Петрановская.
Самое важное для большинства подростков — отношения с людьми, особенно сверстниками. Они могут увлечься какой-нибудь субкультурой, влюбляются, стремятся отделиться от родителей, получить независимость и свободу
А родители тем временем пытаются хоть как-то контролировать подростков и частенько перегибают палку.
Как учить финансовой грамотности
️ Выдавать деньги раз в месяц. Подростки уже готовы к более долгосрочному планированию. Пора увеличить сумму, выдаваемую на карманные расходы, и предоставить полную свободу распоряжаться деньгами так, как ребенок посчитает нужным. Требовать отчета о потраченных деньгах не лучшее решение, которое может испортить и так, вероятно, непростые отношения с подростком.
Но при этом стоит проявлять твердость: если ребенок потратил все свои деньги в начале месяца, не стоит идти у него на поводу и выдавать новую порцию на расходы. Разберитесь, почему так вышло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
️ Продумать бюджет. Расскажите, как планировать бюджет, помогите выбрать приложение для учета расходов и доходов. Если подросток научится считать деньги с юного возраста, это очень пригодится ему в будущем.
️ Познакомить с банком. С 12 лет подростка можно знакомить с финансовыми продуктами: объяснить, как устроены кредиты, депозиты, страховки. Можно поиграть в банк в своей семье, например дать подростку в кредит небольшую сумму, которую он будет возвращать с процентами, или, наоборот, взять его накопления и вернуть через некоторое время с начисленным доходом.
️ Предупредить о мошенниках. Расскажите подростку о мошенниках: как они воруют деньги с банковских счетов, как могут обмануть на улице. Приведите примеры из жизни своей семьи и знакомых. Разберитесь вместе, как быть бдительным и не попасться на удочку и что делать, если мошенники все-таки добрались до денег.
Начните говорить с ребёнком о деньгах как можно раньше
Важно! Я веду этот блог уже почти 10 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах публичных инвестиций
Сейчас мой публичный инвестпортфель – более 5 000 000 рублей.
Со временем этот сайт стал больше базой знаний для читателей, а все актуальные события в портфеле и не только я публикую в открытом телеграм-канале. Подписывайтесь, если хотите быть в курсе того, куда я инвестирую.
Подписаться
Многие родители считают, что с малышами не следует обсуждать финансовые вопросы, так как они не в состоянии правильно усвоить столь сложную информацию. Это мнение ошибочно. Те дети, которых с малых лет обучают правильно распоряжаться деньгами, вступив во взрослую жизнь, легче справляются с материальными затруднениями. Чем раньше начать разговаривать со своим чадом о финансах, тем быстрее удастся развить в нем разумное отношение к формированию и расходованию бюджета. Он извлечет уроки, которые позволят найти ответ на вопросы:
- как планировать бюджет;
- как копить деньги и как тратить сбережения;
- как самостоятельно принимать серьезные решения;
- как ценить свои финансовые ресурсы и время.
Важно! Дети не обладают достаточным опытом, поэтому легко становятся жертвами мошенников. Но, если родители правильно подготовят ребенка к подобным ситуациям, он сможет вовремя распознать обман
Младший и средний школьный возраст (7–12 лет)
С началом учебы в школе у ребенка резко меняется жизненный уклад: появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Дети начинают выбирать себе близких друзей, формируют собственные представления о том, что такое хорошо и плохо, и уже достаточно здраво оценивают ситуации, в которых оказываются, пишет Людмила Петрановская.
Часто младшие школьники бывают очень любопытны, хотят все попробовать и узнать себя в самых разных областях. Именно в этот период они начинают перебирать секции, кружки и каждый раз по-новому отвечать на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».
Как учить финансовой грамотности
Поначалу лучше выделять деньги каждую неделю, потому что маленьким детям сложно долго ждать и планировать. Сумму на расходы стоит увеличивать вместе со взрослением ребенка, например с каждым годом давать на 100 рублей больше.
️ Научить копить. Для начала можно подарить ребенку красивую копилку и вместе придумать цель и стратегию накоплений. Например, первоклассник может откладывать по 50 рублей в неделю, чтобы к Новому году накопить на желанную игрушку.
️ Рассказать, что такое долги. Бывает, дети берут друг у друга деньги на спонтанные покупки. Разберите вместе, почему это может быть плохим решением и как правильнее поступить, если ребенок хочет купить что-то прямо сейчас, но у него нет денег. Или что делать, если кто-то просит оплатить покупку за него.
️ Разбираться в желаниях. В этом возрасте дети начинают повторять за сверстниками. Стоит проговорить, что финансовые возможности родителей не безграничны, а траты бывают нужные и те, которые можно отложить или пересмотреть.
Также не будет лишним задать вопросы: почему ребенок хочет, чтобы ему купили дорогую вещь, действительно ли она ему нужна или это возможность похвастаться перед одноклассниками.
6 советов по финансовому воспитанию ребенка
- Говорить о цене и деньгах с детьми надо с ранних лет. Мамы часто ходят с малышами в магазин, поэтому уже с 2-3 лет ребенку можно объяснять, что это за место, что все продукты или вещи здесь нельзя брать просто так, их покупают за деньги, а деньги надо зарабатывать. Объясняйте все простыми словами, не вдаваясь в детали. Вам потребуется не один такой разговор, но это поможет малышу лучше ориентироваться в мире взрослых.
- С 5-6 лет можно ребенку давать небольшую сумму на карманные расходы, рассказывать, на что идут деньги, заработанные родителями. Можно также завести копилку, чтобы ребенок смог насобирать необходимую сумму на покупку чего-то, о чем он мечтает. Очень желательно, чтобы эти деньги не тратились на вещи первой необходимости. Карманные деньги помогут ребенку на практике понять, что это такое и научиться с ними обращаться. Сумму в любом случае стоит выдавать такую, какую осилит ваш бюджет. Родителям не стоит дотошно следить, куда ребенок их потратил и требовать детального отчета. Контролировать надо, но ненавязчиво, дав ребенку возможность и ошибиться.
- Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета. Ребенок должен знать, что у каждой семьи есть обязательные платежи: коммунальные расходы, еда, одежда и т.д. Не обязательно объявлять им точную цифру своего дохода (особенно маленьким детям), но примерно они должны представлять, что может себе позволить ваша семья.
- Давайте детям финансовые поручения. Например, подросток может сам оплатить коммунальные платежи. Сначала вы ему покажите, как это сделать, вместе оплатите, а потом просите его сделать это самостоятельно. Можно также писать небольшие списки необходимых покупок даже первоклашке. Пусть он в вашем сопровождении купит все из вашего списка, посчитает, сколько ему понадобится на кассе, и сам расплатиться. Чем старше ребенок, тем больше и его обязанности. Особенно хорошо это будет работать, если вы не вдруг решили осчастливить его такой ответственностью, а делали это постепенно, начиная с малого, не ленились объяснять, показывать и отвечать на его вопросы.
- Поощряйте желание подростка зарабатывать, но при этом не монополизируйте все его заработанные деньги. Обсудите с ним его желания и возможности, а также насущные потребности, помогите сделать правильный выбор. При этом вполне нормально, если он какую-то часть потратит на развлечения, а что-то пойдет в семейный бюджет. Такая практика поможет ему учиться правильно распоряжаться своими деньгами и учитывать потребности близких людей.
- Не стоит в разговорах с детьми чересчур упиваться своей бедностью или богатством. И то и другое — преходяще. Лучше дать ребенку ощущение, что он сможет заработать независимо от того, богаты или бедны его родители. Говорите о деньгах рационально, взвешенно, рассказывайте, почему выбрали такую профессию и какой доход она приносит. Рассказывая о своем выборе, о своей жизни, вы даете ребенку понять, что не все решается деньгами, но с ними надо уметь обращаться.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Отправляют дошкольников в финансовые лагеря
Обучение «с погружением» — популярная практика у западных родителей. В Канаде, например, развита сеть летних финансовых лагерей. Есть дневные программы для детей от 2,5 лет и выездные программы для ребят 13–15 лет: они уезжают из города на пару недель и в игровой форме перенимают знания у финансовых инвесторов и аналитиков.
В США существует целая индустрия детских финансовых лагерей: дети не только учатся, но и проводят время на свежем воздухе. В программе — плавание, тимбилдинг и посиделки у костра. В некоторых лагерях есть опции и для взрослых: по пятницам родители могут приехать и поучаствовать в финансовой игре.