Детские страхи: консультация для родителей

Проблема детских страхов

Порой родители просто игнорируют эту проблему и стараются даже на всякий случай не утешать ребенка, чтобы не усиливать его переживания, говорят, что такого бояться глупо и стыдно. Будет ли эффективна такая стратегия? Время, конечно, покажет, но на некоторые родительские вопросы уже есть готовые ответы.

Если ваш ребенок в 5-8 лет боится ночных монстров, это может быть возрастной нормой. В этом возрасте фантазия уже достаточно бурная, и дети верят в то, что все чудеса реальны. Таким детским страхам, скорее всего, есть и объяснение в окружающей действительности: сказки и мультфильмы с чудовищами, необычная внешность соседа, запугивание «бабайкой». Современные дети, казалось бы, уже закаленные, все же могут бояться бабу Ягу. Особенно впечатлительные будут отказываться смотреть мультфильмы и читать книжки с участием страшного персонажа.

Описанные примеры входят в понятие «возрастные страхи». По этой классификации считается нормой, когда в полгода дети боятся громких звуков, в два года им страшно отойти от мамы, а в 9 лет ребенка начинает пугать высота. Страх смерти у ребенка также относится к возрастной особенности: уже после трех лет дети активно спрашивают об умерших родственниках и интересуются, что будет с ними и с родителями в будущем. Отношение к теме смерти при обсуждениях с детьми очень неоднозначное.

Но все же большинство психологов сейчас уверены, что полное утаивание информации может порождать чувство беззащитности (безысходности), а страхи могут перерождаться в фобии. Рассказывать о смерти детям нужно правду, которая не будет их шокировать (смерть о тяжелой болезни, смерть стариков, смерть любимого питомца). В религиозных семьях этот вопрос решается значительно легче.

Вместо заключения

Преодоление страхов у малыша – долгий и нелегкий процесс, требующий от родителей теплого участия и знания сути происходящего. Должно не просто «приглядывать» за ребенком, а буквально жить с ним одной жизнью, проникая в его сокровенный мир; и одновременно с этим, с «холодной головой», просчитывать – не проявляется ли при этом безграничная опека, или, наоборот, повышенная взыскательность.

Ребенок не виновен в том, что боится. Для него такая реакция на новый непознанный мир естественна; но эта реакция свидетельствует и о некотором недоверии малыша к родителям. Это всегда нужно учитывать и помогать ребенку находить оптимальные варианты для выстраивания доверительных взаимоотношений.

Не пытайтесь оградить ребенка от всех жизненных препятствий – в итоге он потеряет связь с настоящим миром, утратит самостоятельность и способность к адаптации. Но не воспринимайте страхи как младенческую слабость и трусость – ребенок замкнется в себе, испуг скроется в подсознании и в дальнейшем проявиться в ситуации стресса.

Детские страхи в юности требуют не менее бдительного родительского наблюдения. Тогда возможно в свое время не допустить гипертрофированных страхов ребенка при переходе в подростковый возраст и, наоборот, содействовать расширению его потенциала. Родители должны осознавать: страх нельзя победить до конца – боязнь есть удел человека, его личностное бремя. «Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего», — предупреждает Сенека. И только искусная коррекция страха у детей, учитывающая первопричину испуга, может помочь малышу в будущем правильно перераспределить свои душевные «ресурсы» так, чтобы грядущие страхи становились бы стимулом к внутреннему саморазвитию, а не провоцировали нежданные фобии.

Позвольте ребенку стать более самостоятельным

Родители тревожных детей больше склонны к гиперопеке, ведь знают, как тяжело они переживают неудачи. Иногда родителям проще вовсе оградить ребенка от стрессовых ситуаций, но это замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Ощущение собственной беспомощности никуда не денется, пока ребенок сам не победит свой страх. В деле формирования самостоятельности проще всего начать не с тех задач, которые вызывают беспокойство, а с повседневных поручений: прибраться в комнате, покормить домашних животных, приготовить простую еду или выкинуть мусор.

Главное, показывайте ребенку, что вы верите в него, и поощряйте успехи. Если поручение оказалось слишком сложным, попробуйте что-то более простое и сохраняйте спокойствие.

Как связаны возраст и страхи?

Для каждого возрастного периода характерны свои детские страхи, ребенок боится того, что он уже в состоянии осознать. С рождения и до подросткового возраста дети переживают биологические страхи, далее – социальные.

Дети первого года жизни боятся громких звуков, раздевания, незнакомой обстановки. Страхи возникают перед неизведанным, и это вполне естественно, но у здорового малыша испуг быстро проходит и сменяется интересом к тому, что происходит вокруг.

Детей от 1 до 3 лет больше всего пугает расставание с родителями, травмы и страшные сны. В этот период могут появиться ночные кошмары, особенно в неблагоприятных условиях – в новой квартире, например. До достижения 3-х лет малышу лучше проводить время с родителями, а детский коллектив начать посещать позже – это гарантия того, что малыш вырастет уравновешенным (при нормальной наследственности, конечно).

Самый большой детский страх возраста от 3 до 5 – темноты, с ним тесно связана боязнь остаться одному. В этом возрасте детей лучше не оставлять в комнате одних, у них мгновенно возникает страх замкнутого пространства.

Младшие школьники от 6 до 7 лет переживают глубокий страх смерти. Это естественный процесс, когда ребенок осознает, что жизнь не вечна. Страх приходит независимо от того, происходит ли в семье или кругу знакомых уход из жизни кого-либо. Неизбежный возрастной страх приходит ко всем детям, это этап развития личности.

С 7-и лет и до пубертата возникающие страхи могут отражать события, происходящие в близком окружении: война, боль, нападение, наказание, падение с высоты, неодобрение родителей, одиночество.

Подростки пробуют себя в мире взрослых, и страхи у них соответствующие – физического уродства, провала, крушения планов, одиночества, невозможности самореализации.

В какой форме проводится консультация

Поскольку консультация, касающаяся проблемы страхов, имеет информационный характер, проводить ее следует в виде семинара, «круглого стола». Родители должны принимать активное участие в обсуждении проблемы, быть заинтересованными слушателями, иметь возможность высказать свое мнение.

Формат лекции здесь не подойдет. Полученный материал должен затронуть сознание взрослых своей актуальностью. Для этого следует максимально вовлечь и заинтересовать всех участников.

Возможно проведение родительского собрания вместе с детьми в игровой форме. Цель — научить малышей говорить о своих проблемах посредством игры, раскрыть причину появившегося страха, дать родителям наглядное представление о том, как справиться со страхом без вмешательства терапевта.

Время проведения консультации будет варьироваться от 40 минут до часа. Следует заранее разбить план мероприятия на четкие блоки, например такие:

  • Вводная лекция.
  • Разбор вопросов родителей.
  • Демонстрация рисунков и письменных работ детей.
  • Совместное обсуждение.
  • Практическая, игровая часть.
  • Подведение итогов (заключение, рекомендации, распространение материалов для самостоятельного изучения).

Отчего возникает страх у малышей

Волнения и переживания малышей – не пустяк, это серьезная проблема, причиной возникновения которой становятся:

  • Запугивание. Частые фразы: «Вот не будешь слушаться, придет доктор (полицейский, бабай и т. д.)
  • Стрессовые ситуации. Ссоры родителей, похороны старших родственников.
  • Паника взрослых из-за детских травм и укусов животных.
  • Бурные фантазии. Вечерние тени воспринимаются за чудовищ. Неограниченные просмотры мультфильмов создают в сознании чудовищные образы.
  • Пережитый негативный опыт. Случившаяся неприятность – ребенок мог обжечься кипятком или нахлебаться воды при купании, испугаться огромной лающей собаки.
  • Чрезмерная опека. Пытаясь уберечь детей от угроз и опасностей окружающего мира, родители постоянно описывают детям в деталях, чего им стоит опасаться, делая их боязливыми и замкнутыми.
  • Разговоры взрослых. Часто, думая, что ребенок занят своими делами, родители обсуждают какие-либо произошедшие преступления, катастрофы и тому подобное. Такие вещи оставляют в неокрепшей детской психике неизгладимые впечатления.
  • Виртуальная реальность. Компьютерные игры всё больше заменяют так нужное общение с живыми людьми.
  • Тревоги взрослых. Беспокойство родителей передается малышам. Если мама сама боится высоты, темноты или крупных животных – она постепенно передаёт страхи детям.
  • Нарушение родственных чувств. Ребенок чувствует тревогу в доме, не чувствует опоры, не уверен, что родители его поймут и защитят. Ему сложнее воспринимать окружающий мир, не доверяя близким.
  • Агрессия родителей. Жестокое отношение кого-то из родителей к членам семьи провоцирует появление расстройств у детей.
  • Конфликты в семье. Скандалы, бурное выяснение отношений, битье посуды, громкая нецензурная брань. Нестабильная ситуация делает ребёнка пугливым и капризным.
  • Заболевания. Отклонения от нормы в психологическом плане.
  • Одиночество в толпе. Затрудненное общение с окружающими, ровесниками и учителями.

Осложнения

В большинстве случаев страхи проходят самостоятельно после нескольких бесед. Родители разъясняют ребенку причину непонятного явления, показывают его связь с возникшими ощущениями. Иногда адекватная помощь не поступает ни от родителей, ни от школьных учителей и психологов. В этих случаях страхи остаются надолго, преобразуются в настоящие психические расстройства — фобии и неврозы навязчивых состояний. Для них характерны ярко выраженные реакции в виде панических атак, двигательного возбуждения, хотя фактическая угроза отсутствует.

Если страхи не удалось устранить до наступления подросткового возраста, отличительными чертами личности становятся тревожность и мнительность. Появляются комплексы несовершенства и неуверенности в себе. Нередко формируется избегающее поведение. Проявляется стремление к ограничению жизненных ситуаций, как-то связанных с существующим до сих пор страхом. Подросткам тяжело адаптироваться в обществе сверстников, им приходится терпеть насмешки одноклассников, оправдываться за неадекватное поведение.

В подавляющем большинстве страхи у детей — вариант возрастной нормы, физиологическая особенность психики. Возникновение страхов и их постепенное обратное развитие указывают на естественный рост ребенка и его нормальное развитие. В процессе познания мира человек узнает и собственные особенности. Он учится преодолевать пугающие ситуации и ищет выходы.

Случается и обратное: наличие страха говорит о нарушениях в детской психике. Задача родителей — вовремя увидеть и оценить переживания ребенка, понять, что ситуация выходит за пределы нормальных возрастных особенностей и обратиться за помощью. Уточнить суть проблемы могут детские психологи и психотерапевты.

Надежды на то, что серьезные нарушения психики исчезнут сами по себе, довольно призрачные. Со временем расстройства углубляются и становятся основой для развития хронических психических болезней, поэтому ребенку нужна квалифицированная и своевременная помощь.

Веские поводы обратиться к врачу возникают при патологически выраженных страхах или их особенностях:

  • тягостные переживания мешают ребенку жить и значительно изменяют его поведение;

  • страдает общее самочувствие ребенка — ухудшается аппетит, нарушается сон, появляются частые простудные заболевания;

  • слишком необычные страхи не поддаются никакому логическому объяснению;

  • навязчивые страхи сопровождаются навязчивыми действиями (например, ребенку перед сном нужно соблюсти целый ритуал — произнести пожелания спокойной ночи многократно, с соблюдением особых интонаций — в противном случае он не может заснуть, страдает от головных болей);

  • страхи сопровождаются физическим недомоганием (при боязни школы по утрам начинается рвота, повышается температура и т.д., но неприятные явления проходят самостоятельно, если остаться дома);

  • в возрасте 11-12 лет все еще сохраняются детские страхи, хотя их источники другим детям уже кажутся смешными.

При похожих нарушениях эффективно помочь могут специалисты семейной клиники психического здоровья.

Труднее всего приходится родителям, ведь им нужно осознать проблему и принять решение о необходимости медицинской помощи. Это ответственный и наиболее трудный шаг. Но именно он может изменить ситуацию в благоприятном направлении.

Работа со страхами у детей

У мужчин и женщин разные подходы к страхам у детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс — отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи — реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами — в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: «Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!»

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: «Посиди со мной, мне страшно!», при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело. Смотри Советы родителям: как помочь ребенку справиться со страхами

Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

В работе со страхами детей нужно учесть, что частенько проблемой оказываются не страхи ребенка, а страхи и тревожность родителей, и работать нужно не с ребенком, а с родителями, чаще мамами и бабушками. Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся и которые не подкрепляют трусливое поведение детей. Самым действенным способом устранения кошмарных снов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. Активные, бодрые, веселые игры, во время которых детям приходится преодолевать препятствия, залезать на деревья или чердаки, спускаться в подвал или плавать в речке — самым лучшим и естественным образом помогают как предупредить, так и снять у детей страхи перед высотой, темнотой или водой.

Основной прием в работе со страхами у детей — это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца — проявление основного страха

Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца («вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!»), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой — это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее. Детям объясняют это самыми различными образами

Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать.

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Какие материалы раздать родителям

Перед проведением консультации стоит подготовить небольшие методички, которые родители смогут унести с собой. Брошюры должны включать в себя:

  • повторение пройденного материала;
  • яркие примеры из практики опытных терапевтов, иллюстрирующие типичные ситуации;
  • рекомендации родителям, как вести себя для предотвращения возникновения страхов, в случаях, если они уже развились;
  • перечисление основных тревожных признаков;
  • выдержки из научной литературы по теме, ссылки на полезные статьи, рекомендуемые к самостоятельному прочтению.

Книги по теме

  • Психология страхов дошкольников.
  • Детские страхи. Секреты воспитания. Набор инструментов по преодолению страха.
  • Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада.
  • Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов.
  • Читаем мысли наших детей по рисункам, снам, страхам, играм…
  • Преодолеваем детские страхи. Практическое руководство для родителей и педагогов.

Материалы по теме

  • Статья “Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста”.
  • “Детские страхи и их преодоление” для родителей и педагогов ДОУ.
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста, используемые в детской психокоррекции: развитие мелкой и крупной моторики, устранение страхов.
  • Памятка. Коррекция детских страхов с помощью сказок.

Детские страхи — определение, как проявляются

Детские страхи — специфические возрастные переживания тревоги и беспокойства, связанные с реальной или несуществующей угрозой.

Любой страх заложен природой в основу инстинкта самосохранения и выполняет защитную роль. Он заставляет человека бежать, бороться или нападать, быстро находить способы реагирования на опасность. Детский страх побуждает к тем же действиям, но возникает без всякой угрозы и связан с надуманными поводами и фантазиями.

Наиболее часто дети боятся смерти родителей, диких животных, необычных природных явлений, например, грозы, молнии и т.д. До 8 лет такие переживания проходят, но иногда сохраняются вплоть до подросткового возраста. Однажды возникнув, страх навязчиво преследует ребенка в течение 3-4 недель, а затем под влиянием бесед с родителями постепенно ослабевает.

По данным детских психологов, страхи переживают до 90 % детей, но в 1-1,5 % случаев тревога переходит в устойчивую фобию.

Устранение такого эмоционального расстройства требует участия профессионалов.

  • учащенные сердечные сокращения;

  • нарушения ритма дыхания;

  • мышечные спазмы.

В поведении детей тоже замечаются изменения:

  • малыши чрезмерно привязываются к взрослым;

  • не могут оставаться в одиночестве даже непродолжительное время.

Выявление детских страхов — совместная задача родителей и специалистов по детской психике. Лечением болезни занимаются психологи и психотерапевты.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Детские страхи – откуда они берутся

В среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей.

Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.

Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский.

Бояться не по-детски

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх — это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия — это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью. Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке. Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

на нем постоянно заостряется внимание;
происходит постоянное столкновение с предметом страха;
в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии — это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться.

Больше интересных и полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .

Дела семейные

Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.

Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.

Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги

Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.

Справьтесь со своими страхами

Представление о мире ребенок получает от родителей, поэтому нет ничего удивительного в том, что у тревожных родителей и дети часто растут беспокойными и чувствительными.

Важно, что родители с тревожным образом мыслей часто ждут от детей определенной реакции на события. Но этого можно избежать

К примеру, если мама боится кошек, то ей вовсе не обязательно транслировать этот страх детям или наоборот пересиливать себя и гладить животное. Можно разрешить ребенку взаимодействовать с кошкой, сказав, что вы их не любите, но многим они нравятся. Так дети смогут сами сформировать свое отношение к питомцам, не переняв страх матери.

Попробуйте бороться со своими страхами вместе с ребенком, так вы покажете ему правильный пример и станете спокойнее сами.

Полную стратегию и рекомендации для детей разного возраста вы найдете в книге «Спокойные. Как помочь ребенку справиться со страхами и тревогой».

Детские страхи и программы их коррекции

Для коррекции страхов у детей дошкольного возраста наиболее результативными считаются программы:

  • арт-терапии;
  • чтение детской литературы, просмотр детских ТВ – программ и фильмов;
  • ароматерапия;
  • природотерапия;

Арт-терапия призвана через развитие художественного миропонимания (рисование, аппликации, игры в песочнице, увлечение музыкой) привести бессознательное во взаимодействие с сознанием и тем восстановить единство чувства, эмоций и ощущений малыша.

Коррекция сказкой, просмотром детских ТВ – программ и фильмов помогает детям понять многообразность и сложность жизни; ребенок постепенно понимает, что в мире есть несправедливость, обман, боль, жестокость, но есть и любовь, дружба, верность и нет повода для уныния. Метод полезен и тем, что у родителей появляется возможность анализа, увиденного и прочитанного, но пусть малыш сам делает выводы.

Ароматерапия – модная и действенная методика. Растительные эфирные масла оказывают воздействие на биохимику организма ребенка. Забыть про ночные страхи поможет: Мирра с Петит грейн; от возбуждения, капризности и злобы – Иланг-иланг с Валерианой

Ароматов на сегодняшний день множество, но подбирать и пользоваться ими следует осторожно

Природотерапия приучает малыша к внимательному и глубокому пониманию природы: пение птиц, запах цветов, плеск воды очень важны для морального здоровья малыша. У взрослых же появляется повод доверительного рассуждения об увиденном – так ребенок будет учиться наблюдать, оценивать и делиться мнением.

Воспринимайте страхи ребенка естественно. Если они не сильны и не периодичны, просто «переключайте» ребенка на интересное занятие. Главное, чтобы малыш почувствовал уверенность, поддержку, понимание и родительскую любовь.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий