Зачем детям стихи
Мама Игоряна
16.03.201614:39
21 марта – Международный день поэзии, и есть смысл немного поговорить о стихах в жизни наших детей.
Есть такой стереотип среди части взрослых, что стихи-потешки, придуманные для детей, легкий жанр. И они машут рукой, мол, “а, стихи… лучше сборник сказок куплю”. Однако, прозу неправильно сравнивать с поэзией, они абсолютно равноправны между собой на поле умственного и психологического развития детей. Просто о влиянии стихов на восприятие детской мысли и чувств мы мало знаем и мало задумываемся.
Поэзия – это прежде всего ритм. А дети чувствуют ритм речи с первого дня жизни и способны определять интонацию столь же рано. Первое чувство, которым новорожденные малыши познают мир, это слух. Происходящее вокруг они ассоциируют по интонации речи родителей, еще даже не понимая значения самих слов. Воркуя с маленьким ребенком спокойным голосом, прибегая в речи к потешкам, рифмовкам и маленьким стишкам, вы, несомненно, обогатите его словарный запас в будущем, что в свою очередь позволит ребенку выражать свои мысли легко и непринужденно. А привитие любви к стихам с детства позволит малышу в будущем использовать синонимы, рифму и просто красивые, слаженные выражения. Поэтому читать стихи детям можно уже с младенческого возраста. Ведь малыши даже в свой первый месяц способны внимательно слушать рифмованные и мелодичные строки познавательных стихотворений.
Так почему же поэзия играет важную роль в развитии ребенка.
Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной – разговорной речи. Она насыщена яркими образами, фонетически богата и воспринимается, как песня. Ребенок чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений.
В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.
Известно, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.
Разумеется, что стихотворения для малышей нужно подбирать соответственно их возрасту, для самых маленьких – короткие четверостишья о любимых игрушках, для детей постарше – о природе, сказочных персонажах, животных, для младших школьников – уже о людях и их взаимоотношениях.
Стихи учат детей прислушиваться к звучанию слов и дают им знания о том, что одинаковые по звучанию слова могут быть разными по смыслу (содержанию) и, наоборот, слова различные по звучанию могут обозначать одно и то же.
Детская поэзия содержит достаточно много звуковых повторов (аллитераций) и созвучий, которые превосходно развивают артикуляцию и произношение.
Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Поэтому окружая малыша выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы, несомненно, обеспечим не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение.
По материалам
Просмотров:2245
Поэзия в жизни ребенка?
Поэзия – это своего рода музыка, только не такая напевная, как песня. Практически каждое стихотворение можно положить на музыку, тем самым создав нечто прекрасное. Именно поэтому дети, которым с ранних лет привита любовь к поэзии, вырастают более музыкальными. Если вы начнете читать ребенку хорошие стихи, то он будет воспринимать их как музыку, особенно это касается маленьких деток.
Ребенок может совсем не понимать слов, но он улавливает ритм, скорость чтения и интонацию. Можете провести эксперимент и прочесть младенцу отрывок из прозы или какой-то стих. Разница очень ощутима, ведь на стихи отклик совершенно другой.
Старшеклассник: учимся запоминать сложное
Память старшеклассника перегружена научными фактами. Многое забывается. В этом возрасте полезны «взрослые» упражнения
После 15 лет особенно важно следить за балансом нагрузки, чтобы не перегружать мозг. Самое время подключать медитации, глубокое, медленное дыхание
Но об этом вы и сами знаете, а сейчас расскажем о менее очевидных техниках.
Метод PRO-постинга
Помочь запомнить интересные факты можно с помощью соцсетей. Предложите поддержать тренд на интеллектуальный, «социально-одобряемый» контент. То есть хотя бы два раза в неделю постить в соцсетях любопытные научные факты. Лучше всего сработает собственный пример. Как вариант, расскажите в своих сетях что-то любопытное.
Например, про золотое сечение — пропорцию, которая соблюдена и в ДНК, и в движении ураганов, и в строении вирусов, и в скрипке Страдивари, и в портрете Моны Лизы, и в египетских пирамидах, и в католических храмах, и в православных соборах, и в формах галактик, и в распределении планет, лун, астероидов и колец в Солнечной системе. Предложите разнообразить контент подобными фактами и вашему ребёнку. Пересматривая свою страничку, он сможет вспомнить полезные факты.
Техника ритмического запоминания
Запомнить сложное стихотворение, формулу или научный текст проще, если переложить его на узнаваемый ритм. Это может быть рэп, рок, вальс — любая песня по вкусу школьника. Чтобы техника сработала, помогаем отстукивать ритм: выделять первую ноту квадрата. Ещё полезная идея — предложить покачивать головой в ритм музыке и двигаться. Так школьник весело запомнит сложный текст.
Метод пиктограмм
Запоминать большие объёмы текста помогут специальные символы — пиктограммы. Чтобы проще ориентироваться в длинных текстах, предложите старшекласснику выделять такими символами ключевые слова в конспекте или рисовать пиктограммы прямо в учебнике рядом с важными терминами. Тогда при беглом взгляде на текст он сразу увидит и вспомнит опорные пункты. А когда будет пересказывать выученный материал, в памяти всплывут эти пиктограммы, и будет проще воспроизвести даже самый сложный текст.
Человек — действие — предмет
Запомнить исторические даты и другие цифры поможет мнемоническая методика «Человек ― действие ― предмет». Для этого придумываем собственные ассоциации к числам от 1 до 9 или до 99. Каждую ассоциацию придумываем по принципу: персонаж — его активное действие — и предмет, при помощи которого он выполняет действие. А когда нужно запомнить дату, выстраиваем её в такой же последовательности на основе собственных образов.
Например, число 1 можно представить как Гэндальфа, который ломает посох Сарумана. Число 3 запомнить, как будто Гарри Поттер, Гермиона и Рон крадутся в Запретный лес. А 8 — через восьмой подвиг Геракла, где полубог уводит коней у фракийского царя Диомеда.
Если при такой системе образов нужно запомнить дату Второго Вселенского собора (381 год), то вспоминаем волшебную троицу из «Гарри Поттера» (люди из ассоциации к числу 3), которая крадёт (действие из ассоциации к числу 8) посох Сарумана (предмет из ассоциации к числу 1).
Как и остальные техники из обзора, эта подборка подойдёт не только школьникам, но и взрослым. А чтобы точно не забыть их, рекомендуем добавить эту страничку в закладки.
Ребёнок в средней школе: повышаем уровень памяти
В возрасте 10-–14 лет ребёнок привыкает запоминать и воспроизводить не только интересную и полезную, но и необходимую для обучения информацию. Помните, как нам повторяли в детстве: «Повторение — мать учения»? В средней школе это далеко не самый полезный метод. Однообразное повторение вызывает у детей скуку. Запомнить материал школьнику от 5-го до 9-го класса проще, если ставится новая учебная задача. Это касается и формул, и дат, и терминов. Обычная «зубрёжка» забудется через месяц. Но если школьник поймёт смысл для будущего, то будет стараться усерднее. Тем более что память уже готова к более сложным процессам. Механическая память уступает первенство логической.
Хитрые аббревиатуры
Усваивать сложные понятия школьнику может быть особенно тяжело, потому что приходится запоминать много новых терминов по разным предметам одновременно. Помочь в этом может приём аббревиатур. Если запоминать только первые буквы, их тоже легко забыть, особенно если аббревиатура не похожа ни на какое знакомое слово. Именно поэтому удобно запоминать не столько первые буквы, сколько первые слоги или несколько первых букв — так, чтобы они сложились в похожую на слово формулировку.
Допустим, ребёнку необходимо запомнить физический термин «полоса спектра поглощения». Если запоминать его как ПСП, можно забыть, так как эта аббревиатура не вызывает никаких ассоциаций. Проще запомнить аббревиатуру по первым двум двум-трём буквам каждого слова, как ПОСПЕПО — это похоже на слово «поспело», и забыть его почти невозможно.
Омофоны
Запомнить некоторые термины даже хитрыми аббревиатурами не получится. Тогда помогите ребёнку подключить образное мышление. Предложите разбить термин на созвучные слова.
Предположим, ребёнку сложно запомнить химический термин «азеотропные смеси» — растворы, которые нельзя разделить перегонкой. Помогите включить фантазию: этот термин можно запомнить через омофоны. Например, как спортивные коктейли (смеси), которые пьют перед гонками на дорогах Азии (азеотропные).
Метод Айвазовского
Подключать фотографическую память приятно с помощью метода Айвазовского. Он пригодится, чтобы запомнить формулу или дорогу. Чтобы научить методу ребёнка, попробуйте его вместе. Посмотрите вдвоём на формулу или карту до пяти секунд и постарайтесь запомнить детали. После этого уберите формулу или карту и закройте глаза. Представьте объект в деталях. Называйте с ребёнком по очереди по факту о формуле или карте. Затем откройте глаза на одну секунду и посмотрите на объектещё раз. Закройте глаза, восстановите образ. И после этого запишите с ребёнком свои версии формулы или по очереди опишите выученную дорогу.
Будь моим учителем
Закрепить выученный материал и повысить интерес к обучению и тренировке памяти поможет приём обратного обучения. Попросите ребёнка научить вас тому, что он выучил сам. Заодно укрепите семейные отношения и веру ребёнка в собственные силы.
Стихи Агнии Барто для детей 4-5 лет
Раковина
Я раковину эту В коробке берегу. Она лежала раньше В песке на берегу.
Мой дедушка С Кавказа Привез ее с собой. Ее приложишь к уху — А в ней шумит прибой. И ветер гонит волны И в комнате у нас Мы можем слушать море, Как будто здесь Кавказ.
Две сестры глядят на братца
Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться, Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: Вот уже растет ребенок Он чихнул, как взрослый!
Колыбельная
Старший брат сестру баюкал: Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки-баю.
Уговаривал девчушку (Ей всего-то год): Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку, Встанешь ты на лед.
Баю-баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь Будешь за судью, Баю-баюшки-баю!
Старший брат сестру баюкал: Ну не купим мяч, Принесу обратно кукол, Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой. Спать пора давно Ты пойми я папу с мамой Отпустил в кино.
Кораблик
Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: Прокати, капитан!
Зарядка
По порядку Стройся в ряд! На зарядку Все подряд!
Левая! Правая! Бегая, Плавая, Мы растем Смелыми, На солнце Загорелыми.
Ноги наши Быстрые, Метки Наши выстрелы, Крепки Наши мускулы И глаза Не тусклые.
По порядку Стройся в ряд! На зарядку Все подряд!
Левая! Правая! Бегая, Плавая, Мы растем Смелыми, На солнце Загорелыми.
Лялечка
Как у нашей Лялечки Платьев чуть не дюжина. — Не надену белое — Плохо отутюжено!
Не надену желтое — Желтое измятое. Я не просто девочка, Я у нас вожатая!
Бабушка сконфужена — Гладит после ужина. Для вожатой платьице Будет отутюжено.
Есть такие люди — Им все подай на блюде!
Помощница
У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала,— Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.
Стихи Барто для малышей
Козленок
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду Я в траве его найду.
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью.
Гуси-лебеди
Малыши среди двора Хоровод водили. В гуси-лебеди игра, Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит, Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него Лебеди и гуси. — Почему ты нас не ешь?— Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь! Закричал на волка гусь.—
От такого волка Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу, Нападу на вас сейчас. Я доем сначала грушу, А потом примусь за вас!
Барабан
Левой, правой! Левой, правой! На парад Идет отряд.На парад Идет отряд. Барабанщик Очень рад.Барабанит, Барабанит Полтора часа Подряд!Левой, правой! Левой, правой! Барабан Уже дырявый!
Блинчики
Всюду Павлику почет: Павлик блинчики печет.Он провел беседу в школе Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать.Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин.Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь!Но, товарищи, спешите Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят: Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь!
Буква «Р»
Пять лет Сереже в январе, Пока — четыре, пятый, Но с ним играют во дворе И взрослые ребята.
А как на санках, например, Он с гор летает смело! Сереже только буква «р» Немного портит дело.
На брата сердится сестра, Ее зовут Марина. А он стоит среди двора, Кричит:— Ты где, Малина?
Она твердит:— Прижми язык, Прижми покрепче к нёбу!— Он, как прилежный ученик, Берется за учебу.
Твердит Марина:— «Рак», «ручей». Марина учит брата. Он повторяет:— «Лак», «лучей»,— Вздыхая виновато.
Она твердит:— Скажи «метро», В метро поедем к дяде. — Нет,— отвечает он хитро,— В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать «ремень», «Мороз», «река», «простуда»! Но как-то раз в январский день С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра, Он крикнул:— Будь здоррррова!— А ведь не мог еще вчера Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р», Кричит, катаясь с горки: — Урра! Я смелый пионеррр! Я буду жить в СССР, Учиться на пятерррки!
Фонарик
Мне не скучно без огня — Есть фонарик у меня. На него посмотришь днем — Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком — Он с зеленым огоньком. Это в баночке с травой Светлячок сидит живой.
Я знаю, что надо придумать
Я знаю, что надо придумать, Чтоб не было больше зимы, Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку Зеленого цвета, И сразу зима Превращается в лето.
Я лишний
Окапывали вишни. Сергей сказал: — Я лишний. Пять деревьев, пять ребят — Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. — Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят.
Короткие стихи для 1 класса
Мама! глянь-ка из окошка
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама?
Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»Афанасий Фет
Колдунье не колдуется
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.
Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился — здрасьте вам
Из Арктики буран.
Наколдовала к ужину
В стаканчике пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике — кефир!
Ну что за невезение,
Ну что за наказание —
И даже вместо пения
Выходит рисование,
И даже вместо курицы
Выходит пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.
А может быть, кто дуется —
Тому и не колдуется?
Марина Бородицкая
Игра в слова
Скажи погромче
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится:
«Ку-ку».
Агния Барто
Вы, снежинки, вейте…
Вы, снежинки, вейте,
Нас лишь пожалейте!
Вас, снежинок, много, много,
И летите вы от бога.
Где нам с вольными бороться!
Вам привольно, вам поется.
Захотите, — заметете,
Город в цепи закуете…
Брюсов В. Я.
Мы построили дом
Мы построили просторный
Четырёхэтажный дом.
И для всех своих игрушек
Место в доме мы, найдем.
В доме окна есть и двери,
Крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки.
Хорошо им будет здесь!
А. Бородский
Полюбуйтесь-ка, игрушки!
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!Е. Благинина
Читалочка
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять —
И почитать!
В. Берестов
Подружки
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
Счет
Раз, два, три, четыре, пять…
Может, лучше посчитать?
Кончить дело, а потом
Можно ползать под столом,
Можно бегать,
Можно петь,
Можно в дудочку дудеть,
Можно бублики жевать,
Можно шарик надувать.
Раз, два, три, четыре, пять…
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес…
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
Когда начинать знакомить ребенка со стихами и как это делать?
Начинать можно в любое время, сколько бы ни было лет вашему ребенку. Но лучше всего это делать еще до его рождения. Начиная с нескольких недель, ребенок в утробе матери уже начинает слышать, хоть и немного иначе. Именно в этот период закладывается ритмичность, и стихи в этот момент очень необходимы. Можно и нужно читать ребенку стихи, особенно в последнем триместре.
Родившись, малыш хорошо откликается на то, что слышал внутриутробно – это доказанный факт.
Но, если этот период уже миновал, и ребенок родился, то младенчество – самое время для классической поэзии. Пока ребенок мал и не может сопротивляться, ему необходимо читать стихи. Само собой, что со временем, появятся детские стихи, но начинать надо именно с классики. Если вы будете в первый год читать малышу такие стихи, то, когда придет время и малышу придется столкнуться с ними в школе, он воспримет их как родное и на подсознательном уровне вспомнит, что где-то уже их слышал. Учить такие произведения будет гораздо легче.
Не стоит забывать и про детские стишки, но тут важно отбросить всех недоавторов и выбрать для малыша что-то хорошее. Никто не говорит, что современные поэты пишут ерунду, но среди тысяч новых публикаций по-настоящему мало хороших стихов
Остановите внимание на Чуковского, Маршака, Барто и т.д
Есть множество хороших авторов, которые писали в XX веке, так что можете смело взять и их стихи. Вопрос в том, как вы их чувствуйте и сможете передать ребенку. Нет четкого списка стихов или авторов, которые можно читать детям, ведь тут нужно исходить из личных предпочтений.
Многие родители читают детям современные книжки или стихи и особо не чувствуют разницы. А это откладывает отпечаток, так как среди нынешней поэзии много некачественных стихотворений
Важно помнить, что рифмованные строки – это не всегда стихи, и дабы это понять, стоит прочесть стихотворение вслух и понять, не раздражает ли вас текст, или же задуматься о смысле данного творения
В определенном возрасте бывает такой период, когда малыш не хочет слушать стихи или сказки. Ему хочется играть, и как бы вы ни старались, он будет вырывать книжку, дабы вы от него отстали. В таком случае не надо заставлять его насильно. Этот момент надо просто пережить. Если вы все же хотите, чтобы ребенок вас слушал, то можете использовать метод «Пальчиковых игр».
Возьмите интересный детский стишок и попробуйте показать его на пальцах, как бы сделать для малыша сценку. Например, про барана. С одной стороны – вы играете с ним, а с другой – у ребенка на слуху какое-то народное произведение.
Таким образом, вы даже можете начинать учить с ребенком стишок с помощью интересной для него игры. Старайтесь перед сном читать ребенку хотя бы один стишок, перед или после сказки. Желательно сделать из этого ритуал. Но не стоит заставлять ребенка специально учить какой-либо стих. Просто читайте, много читайте и лет в пять малыш сам захочет что-нибудь выучить.
Несложные стихи для заучивания наизусть детям 4-5 лет по программе Васильевой
Программа М. А. Васильевой включает чтение малышам произведений отечественных и иностранных поэтов. Объем для заучивания наизусть несколько больше. Впрочем, малыши отлично справляются с этой задачей.
***Комарики неумные,Неумные и шумные,Столпились в целый рой,Повисли над водой.
Весёлая летуньица,Касатка-щебетуньица,Пропела комарам:«Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,Комарики-макарики,Довольно вам летать», —И стала их глотать.Константин Бальмонт «Комарики-макарики»
***Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснётсяИ заплачет спросонья.Константин Бальмонт «Осень»
***Люди ездили по свету,Усадив себя в карету.Но пришёл двадцатый векСел в машину человек.
Тут пошло такое дело!В городах затарахтело.Шум моторов, шорох шинМчатся тысячи машин.
В паровые тихоходыЗабирались пешеходы.И могли они в путиНа ходу легко сойти.
А теперь под стук колёсНас везёт электровоз.Не успел двух слов сказатьСмотришь: надо вылезать!
Корабли такими были —Как игрушечные, плыли.Плыли месяц, плыли год…Появился пароход!
А сегодня в океаныВыплывают великаны.Удивляет белый светБыстрота морских ракет.
Лишь одним ветрам послушный,Поднимался шар воздушный.Человек умел мечтать,Человек хотел летать!
Миновал за годом год…Появился самолёт!В кресло сел, завтрак съел.Что такое? Прилетел!
Ну, а это, ну, а это —Кругосветная ракета!От кареты до ракет!Это чудо или нет?Сергей Михалков «От кареты до ракеты»
***«Расскажи, мотылёк,Чем живёшь ты, дружок?Как тебе не устатьДень-деньской всё порхать?»
«Я живу средь лугов,В блеске летнего дня;Ароматы цветов —Вот вся пища моя!
Но короток мой век —Он не долее дня;Будь же добр, человек,И не трогай меня!»Лев Модзалевский «Мотылёк»
***Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»Сергей Есенин «С добрым утром!»
Стихи для заучивания для тренировки памяти
Рифмованные строки не только замечательно воспринимаются. Ежедневное заучивание наизусть тренирует память, формирует новые нейронные связи и когнитивные способности.• Развитие речи. Словарный запас ребенка постоянно пополняется, речь обогащается новыми «книжными» выражениями. Постепенно малыш учится свободно и красиво выражать свои мысли.• Улучшение дикции. Проговаривание выученного вслух развивает речь, помогает общению как со сверстниками, так и со взрослыми.• Приобщение к миру книг. Как правило, родителям, чьи малыши знают много стихов, незнакомы проблемы, связанные с тем, что ребенок не любит читать.Заучивание стихов — это первый шаг к формированию культурного багажа и личностному росту.
Стихи для детей до 4 лет
***Ливень, ливень льет везде.Рады птенчики в гнезде.Мама дома посидит.Никуда не улетит.
***Ох, и модница овечка,Вся в кудряшках,Вся в колечках.Даже рожки впередиЗавила на бигуди!
***Здравствуй, маленькая тучка!Наверху одной не скучно?Хочешь, вместе поиграем?Хочешь, сказки почитаем?Хочешь, попинаем мяч?Только, будь добра, не плачь!
Стихи для детей от 4 до 6 лет
Мелькают крылья ласточкиМелькают крылья ласточкиНа солнце серебром;Луга цветами убраны,
Леса шумят кругом.Как солнцу рады ласточки,Как высоко взвились!Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.Поля кругом раскинулись, —Конца им не видать.Рожь поднялась, волнуется, —Простор и благодать!Иван Белоусов «Летом»
Стихи для детей от 6 лет
***Кукушкин крик последнийКак осени звонок.Увянет скоро летнийРомашковый венок.
Но в сердце, как в ромашке,Мы увезем домойИюльские ромашки —Пусть светят нам зимой.Татьяна Литвинова «Июль»
***Бежит тропинка через лугБежит тропинка через луг,Ныряет влево, вправо.Куда ни глянь, цветы вокруг,Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,Пахуч и свеж в часы рассвета.Красивых, радужных цветовНа них разбросаны букеты.Иван Суриков «На лугу»
***Солнце золотоеКолесом скатилось,Ласковое солнцеВ маму превратилось,
Миленькая мамочка,Мама, улыбнись!Своим сердцем ласковымТы ко мне прижмись!
Мама – как волшебница,Если улыбается,Каждое желаниеУ меня сбывается!
Поцелует мама –Плохое забывается.Новый день, веселый деньСразу начинается!
Стишки про сказки выучите наизусть для тренировки памяти
***Все сказки в мире непохожи,Всегда присниться сказка может.Но в детстве, говорю вам я,Есть сказки наяву, друзья!
Да неужели жизнь – не сказка?А быль? Природы красотаНе может сказкой называться?И сказка – это доброта!
Она нас всех отучит злиться,Научит всех людей дружить…Кто сказки в жизни сторонится,Тому на свете скучно жить!
***Говорят: под Новый годЧто ни пожелается —Всё всегда произойдёт,Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребятСбыться все желания,Нужно только, говорят,Приложить старания.
Не лениться, не зевать,И иметь терпение,И ученье не считатьЗа своё мучение.
Говорят: под Новый годЧто ни пожелается —Всё всегда произойдёт,Всё всегда сбывается.
Как же нам не загадатьСкромное желание —На «отлично» выполнятьШкольные задания.
Чтобы так ученикиСтали заниматься,Чтобы двойка в дневникиНе смогла пробраться!Сергей Михалков «Под Новый год»
Ученик начальной школы: объясняем смысл тренировки памяти
В 7–9 лет школьники уже могут контролировать память
При этом им важно объяснить, для чего необходимо запомнить информацию
Метод Цицерона
Запомнить распорядок уроков, отрывок текста, учебный материал и любые данные в последовательности помогает метод Дворцов памяти — он же метод мест, метод римских комнат и метод Цицерона. Этот римский оратор выступал без шпаргалок и в точности называл исторические даты, имена и цитаты по памяти. Для этого он мысленно раскладывал все эти важные детали в хорошо знакомом помещении в строгом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе эту комнату и вытаскивал из неё нужные имена и даты.
Техника визуализации
Визуальную и логическую память полезно тренировать при помощи простейших мнемонических приёмов. Мнемоническими их назвали в честь богини памяти и матери всех муз Мнемозины, дочери Зевса и Геи.
Слева: Мнемозина английского поэта и иллюстратора Данте Габриэля Россетти. Справа: античная мозаика с изображением Мнемозины
В младшей школе ребёнок уже запоминает буквы и цифры, при этом слуховая и зрительная память дополняют друг друга. И это прекрасный повод сделать запоминания более творческими. Например, в формате эксперимента помогите запомнить имя той же Мнемозины или, практичнее, — имена друзей и родственников. Для этого предложите ребёнку представить и рассмотреть каждую букву имени. Спросите, сколько их, на что похожи эти буквы, какого они цвета, из какого материала. Может, они увиты растениями или змеями или отлиты из мрамора или гранита. Так вы разобьёте буквы на блоки, и дошкольнику будет проще запомнить каждую. А когда ребёнку нужно будет вспомнить имя родственника или друга, мозг восстановит и соберёт этот пазл.
Юный телефонист
Запомнить собственный и родительские номера телефонов ребёнку может помочь другой полезный мнемонический приём: представить все эти цифры, на что они похожи. А можно запоминать и через рифмы. Тогда потренируете ещё и слуховую память.
Речь
Немаловажным фактором является то, что поэзия влияет и на речь ребенка куда более, чем музыка. Если малыш с детства слушает стихи, то все строчки, которые он услышит, входят в его пассивный словарный запас, а чуть позже – в активный. Если читать ребенку стихи регулярно с нужным количеством повторов, то он запоминает не просто слова, но и обороты речи, фразы, словосочетания, образы, метафоры и т.д. Чуть позже, когда ваш малыш вырастет, он может и не помнить то стихотворение, которое вы ему читали, но услышанные обороты и фразы навсегда останутся в его памяти на подсознательном уровне, и он будет их использовать в повседневной жизни.
Стихи для школьников 1 класса
Хитрые старушки
Наверно, у старушек
Полным-полно игрушек!
Матрёшек и петрушек
И заводных лягушек.
Но хитрые старушки
Припрятали игрушки
И сели в уголок
Вязать себе чулок,
И гладить свою кошку,
И охать понарошку.
А сами только ждут,
Когда же все уйдут!
И в тот же миг
Старушки — прыг!
Летит чулок
Под потолок!
И достают старушки
Слона из-под подушки,
И куклу, и жирафа,
И мячик из-под шкафа.
Но только в дверь — звонок
Они берут чулок…
И думают старушки —
Не знает про игрушки
Никто-никто в квартире
И даже в целом мире!
Эмма Мошковская
Великан
Раз, Два, Три, Четыре.
Начинается рассказ.
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
На столе он строит башни,
Строит город в пять минут.
Верный конь и слон домашний
Под столом его живут.Самуил Маршак
Волчок
Мой волчок — на тонкой ножке,
С деревянной головой.
Покрутил его немножко —
Оказалось, он живой!
Он и пляшет, и поёт,
И гудит, как самолёт,
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.
Покружился мой волчок,
Завалился на бочок,
Лёг на коврик —
И молчок…
Н. Саконская
Хозяюшка
Маша стряпает, хлопочет —
Каши есть голыш не хочет!
Только Маша терпелива,
Не ленива, говорлива.
С уговором, не спеша
Накормила голыша.
«Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла!
Всех друзей угостим,
Всем по ложке дадим:
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и Матрёшке —
Всем дадим по ложке!»
Сказка Машина проста,
А тарелка пуста.
В. Донникова
Цыплята
Много игрушек
У нашей Аленки!
Вот на дощечке
Четыре цыплёнка.
Дёрнет Алёнка
Шнурочек — и тут
Сразу четыре
Цыплёнка клюют!
Цыплята живут
У Аленки два года,
Но, видно, они
Нехорошей породы:
Цыплята всё время
Клюют да клюют,
Но только обидно —
Совсем не растут!
М. Антоневич
Обедать
Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры. —
Я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки — в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое компот.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
Спасибо!
Е. Благинина
Я выросла
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам.
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
А. Барто
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
А. Барто
Приглашение в школу
Дети! В школу собирайтесь, —
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, —
Смотрит, солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
Л. Модзалевский
Ничья кошка
Это ничья кошка,
Имени нет у неё.
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё.
Холодно ей и сыро.
У кошки лапа болит,
А взять её в квартиру
Соседка мне не велит.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Читайте еще: