Детская истерика: как успокоить ребенка за 2 минуты

Причины, по которым дети плачут

Существует несколько причин, которые могут спровоцировать у ребенка плач. Они – следующие:

Ребенок хочет добиться с помощью плача желаемого. Слезы – очень мощный инструмент манипуляции, к которым прибегает большинство детей. Если родители не будут пресекать его в детстве, то ребенок будет пользоваться им даже в подростковом возрасте. Когда ему что-то не будет нравиться, он будет начинать плакать. Давить на жалость родителей. И заставлять их тем самым делать то, что ему хочется.

Чаду нравится быть маленьким. Существует мнение о том, что дети в более старшем возрасте используют плач из-за инфантильности. Они еще не переросли тот период, когда определенных компромиссов с родителями можно добиться диалогом. И используют плач всегда, когда им не нравится определенное решение взрослых. Или их поведение. Например, когда папа смотрит по телевизору политическую программу, взрослая дочка может попросить выключить ее. Конечно, отец не будет этого делать. Поскольку ему будет интересно, что скажут участники программы дальше. Тогда дочка начинает рыдать. Говорить маме: “Попроси папу выключить телевизор! Мне не нравится эта программа!”. Мама, чтобы успокоить дочь, настоит на выключении телевизора
И девочка начнет манипулировать плачем в дальнейшем.

С помощью плача ребенок старается привлечь внимание. Слезы применяются детьми и в том случае, если родители уделяют им мало внимания
Или не общаются с ними вовсе. Если вы уделяете ребенку мало внимания, то он гарантированно будет плакать. И подобным образом будет пытаться добиться того, чтобы вы проявили по отношению к нему хоть какие-то эмоции. Пусть они даже будут негативными. Например: “Хватит плакать! Ты мне уже надоел!”.

С помощью плача ребенок пытается избежать оскорблений со стороны родителей или серьезных наказаний. Этот метод может использоваться малышом как в качестве манипуляции, так и будучи защитной реакцией. Проявляется это следующим образом

К примеру, ребенок разбил мамину любимую кружку из-за своей неосторожности. Он понимает, что мама его накажет

Начинает очень громко плакать, приходит к маме в комнату, говорит: “Мамочка, я разбил твою любимую кружку, прости меня, пожалуйста, я такой неуклюжий”. При этом, громко рыдает. Мама видит слезы ребенка и решает простить его только потому, что он плачет. И, якобы, раскаивается. Малыш понимает, что манипуляция сработала, его не наказали, и берет методику на вооружение. Начинает использовать ее в дальнейшем. При том, что он даже может не испытывать чувства вины за содеянное.

ПРИЧИНЫ ИСТЕРИК

Очень часто истерики вообще не зависят от вас и вашего воспитания и могут быть связаны с такими причинами:

  1. Плохое самочувствие: ребенок не выспался, болеет, заболевает или выходит из болезни, плохое самочувствие (дисбактериоз, глистная инвазия, вирус, зубы). 

  2. Неврология: последствия родовых травм, гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка интеллектуального и речевого развития и др.

  3. Нарушение или отсутствие режима дня: нехватка сна, его позднее наступление, голод, который ребенок вовремя не распознал, монотонность занятий или, наоборот, их избыточность приводят к перевозбуждению, на фоне которого легко вспыхивает истерика.

Чтобы определить причину, просто наблюдайте за ребенком, задавая себе вопросы: “как давно он ел? не пора ли ему спать? может, ему просто сложно оторваться от приятного занятия?” Такие вопросы очень “отрезвляют” и снимают лишнюю вину с родителей. Ведь выявление такой причины позволяет сразу нащупать план действий. 

Но есть и другие – истерики, которые зависят от вашего воспитания. Часто наша неправильная “обработка” истерик, реакция в ответ на поведение ребенка усугубляет истерику и даже закрепляет ее. Иногда истерики связаны с некоторыми другими погрешностями воспитания – отсутствие достаточных границ или наоборот, эмпатии. Давайте разберемся.

Самые распространенные причины:

  1. Отсутствие здоровых границ. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать, что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. Итог: нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры. 

  2. Завышенные ожидания. Тут главную роль играют ваши представления о том, что ребенок может или не может делать. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел или просто хочет, чтобы мама помогла ему одеться – мама скорее обидится или рассердится, чем попытается понять ребенка. Итог: истерика у ребенка и истерика у мамы.

Замечали за собой такое? Тогда время это исправить!

Как я уже упоминала, с истериками секрет успеха в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором – провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.

Правильность реакции заключается в том, чтобы определить вид истерики и вести себя соответствующе. Поэтому переходим к главному. 

Как свести число истерик к минимуму

Полностью избежать детских истерик не удастся даже самым идеальным родителям, но можно существенно сократить их число. Для этого:

Соблюдайте режим. Чтобы нервная система ребёнка была в порядке, ему нужно хорошо высыпаться, регулярно бывать на свежем воздухе и много двигаться.

Дозируйте впечатления. После дня, насыщенного эмоциями, детской психике требуется пара дней разгрузки, без новых знакомств и ярких впечатлений.

Посвящайте ребёнка в свои планы

Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, ему очень важно знать, что будет через пятнадцать минут, час и завтра. Внезапные события и неизвестность поселяют в нём тревогу

Предоставляйте самостоятельность. Дайте ребёнку право выбора (что надеть, какую игрушку взять в ванну) и позволяйте делать самому то, что он умеет. Но будьте готовы помочь, если попросит.

Минимизируйте запреты. Чтобы слово «нельзя» работало, оно должно использоваться редко и только там, где действительно необходимо (например, нельзя играть на проезжей части). И обязательно объясняйте ребёнку причину запрета.

Будьте последовательны. Никакие уговоры и истерики не должны заставить вас отменить свой запрет. Точно так же вы всегда должны держать слово, данное ребёнку. Предсказуемость вашего поведения — залог здоровой психики ребёнка.

Сохраняйте спокойствие. У ребёнка не возникнет идеи добиваться своего слезами и криками, если в его окружении никто так не делает.

Проявляйте заботу. Следите за настроением ребёнка, разделяйте его радости и утешайте в горе. Учите определять и проживать свои эмоции. Будьте другом своему ребёнку, и у него не возникнет причин добиваться от вас чего-либо истериками.

Изображение на обложке: Felic Art / Dribbble

Что такое детская истерика

Это состояние крайнего нервного возбуждения, после которого человек теряет самообладание и ведёт себя неадекватно: не принимает помощь и не идёт на контакт.

Истерики выглядят довольно пугающе, но это просто особенность взросления, которая проявляется у всех детей в возрасте от двух до пяти лет. Для психики это способ избавиться от лишнего напряжения. Кроме того, при помощи истерик ребёнок учится распознавать границы дозволенного и устанавливает отношения с родителями.

Самые яркие и частые истерики случаются у детей в трёхлетнем возрасте. В это время они переживают первый кризис — осознают несоответствие желаний и возможностей. Ребёнок ощущает себя достаточно взрослым и самостоятельным, но всюду сталкивается с ограничениями и протестует против них. Даже самые тихие и послушные до этого мальчики и девочки нередко заходятся криком, казалось бы, без видимых причин.

К 6–7 годам истерики у детей случаются всё реже. К этому возрасту ребёнок уже умеет сохранять самообладание и знает правила поведения в обществе. И даже в этом возрасте ситуативные вспышки эмоций — вполне нормальное явление. К специалистам стоит обращаться, только если истерики случаются регулярно, два раза в месяц и чаще.

Так что делать, если ребёнок кричит и ничего не слышит?

Способ первый, проверенный: объятия

Если ребёнок плачет, значит, ему это нужно

И не важно, требует ли он новую игрушку, обиделся ли он на что-то. Ему важна родительская любовь

Крепкое объятие помогает решить проблемы. Причём польза обнимашек доказана научно. При крепких объятиях расслабляется симпатическая нервная система, замедляются пульс и сердцебиение, плач тоже сходит на нет.

Способ второй, действенный: отвлекающий маневр

Известно, что эта хитрость действует и на малышей, и на ребят постарше. Всё зависит лишь от выдумки родителя. И если карапуза лет до полутора можно отвлечь фразой а-ля «смотри, птичка пролетела, бегемот пробежал», то с теми, кто постарше, нужно включать смекалку: придумывать необычные шорохи на кухне, несуществующую ресничку на глазу, которая мешает плакать во всю мощь, и так далее. Единственный минус: подобные вещи не действуют на детей, которые «завелись» не на шутку. Кроме того, если родители полностью игнорируют огорчение ребёнка, частое использование отвлекающих манёвров может научить подавлять свои чувства.

Способ третий, психологический: сочувствие

Иногда дети плачут вовсе не потому, что им что-то нужно, а потому, что им действительно обидно и грустно. В таком случае нужно озвучить эмоции ребёнка. Например, сказать вслух, что понимают его обиду, страх или грусть. Возможно, малыш, услышав, что его понимают, быстрее успокоится и даже расскажет, в чём была проблема, если уже умеет говорить. Самым маленьким можно просто объяснить, почему они плачут. Главное — постараться встать на место ребёнка, иначе есть опасность подменить его чувства своими.

Способ четвёртый, «щекотливый»: «Где живёт щекотка?»

Если объятия не помогают, можно ребёнка потискать и пощекотать. Найти, где живёт щекотка, прогнать вредную болотную кикимору, фею Капризку и всех остальных персонажей, которые так и норовят превратить сладкого и милого карапуза в ревущего монстра. Такие игры детей отвлекают, и про плач они, как правило, забывают.

Способ пятый, осознанный: «Давай потише»

Этот способ работает с большинством малышей. Можно разрешить плакать ребёнку, но попросить делать это чуть-чуть потише, чтобы не разбудить любимого папу или кошку. Ещё можно попросить поплакать побыстрее или другим голосом — вокальные упражнения не оставят от настоящего плача и следа, однако звуковое сопровождение не исключается.

Способ шестой, непростой для мам: выход из пространства

Признанный факт: нет зрителей — нет капризов. И если никакой другой способ не останавливает бурю или даже наоборот, увеличивает её, то остаётся только этот. С его помощью можно остановить слёзы «на публику». Для этого нужно выйти из комнаты и заняться своими делами. Мама или папа могут уйти помыть посуду, ответить на звонок или просто почитать книгу. Если уйти невозможно, например, в торговом центре, можно просто безучастно находиться рядом, не контактируя с малышом и не позволяя посторонним людям к нему обращаться с утешением и т.п. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что родитель не желает быть зрителем и участником разыгранного им спектакля и не будет выполнять его требования. Когда малыш успокоится, нужно обнять его и посочувствовать.

Причины

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей, учителей):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Физиологические:

  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Чтобы отучить ребёнка от истерик, нужно сначала понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем. В этом случае неизбежен курс лечения у невролога или психотерапевта.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Каприз или истерика?

Итак, ситуация уже «состоялась»: кроха раскапризничался. Он плачет, злится, канючит, бросает игрушки, протестует, а возможно, даже заходится плачем, бьется головой об стену или об пол, непроизвольно выгибается. Родителям еще предстоит разобраться в причинах, вызывающих подобное поведение малыша (а оно всегда является выражением каких-то его внутренних страданий), и мы займемся этим немного позже.

Сейчас главное – правильно отреагировать на детские слезы и успокоить кроху.

Чтобы это сделать, важно разграничить два понятия: каприз и истерика. По внешним проявлениям они могут быть похожими:

ребенок сильно плачет, долго не успокаивается;
может громко кричать, привлекая внимание окружающих;
часто малыш падает на пол и бьется головой или ногами об пол;
не слушает увещеваний взрослых;
выражает явный протест против всех действий родителей.

Однако каприз от истерики отличается тем, что во втором случае малыш теряет контроль над своими действиями, может дойти до изнеможения, даже до судорог. В этот момент он не отдает себе отчета в своих действиях, его нервная система ему не подвластна. Во время истерики ребенок не слышит, что говорят ему взрослые, и не может отреагировать на слова. Как правило, истерика начинается с легкого каприза, когда кроха проявляет осознанное непослушание, но постепенно разрастается до неуправляемого состояния.

Как избежать проблемы в будущем?

Чтобы исправить ситуацию, мало просто выяснить, что вызвало бунт

Важно принять меры для того, чтобы не допустить его повторения. И здесь порой недостаточно только «одного пунктика» – придется многое пересмотреть в семейном укладе, методах воспитания, поведении и т

д. Приведенные ниже советы помогут в этом родителям.

Проводите с ребенком как можно больше времени. И не просто «рядом». Общайтесь с ним, как с равным, показывайте свое уважение к его личности и потребностям. Подключайте к своим взрослым делам, позволяйте ему вместе с вами решать, чем заняться. Так малыш будет учиться демократичному поведению, умению находить компромиссы
Чаще играйте с ним: в играх ребенок всегда чувствует себя главным, поэтому они укрепляют его чувство собственной значимости в семье.
Не бойтесь выражать свою любовь к крохе: словами, объятиями, заботой, вниманием

Ему очень важно чувствовать себя значимым, любимым, хорошим для вас
Ребенку это нужно для полноценного умственного и физического развития. Не думайте, что так вы вырастите неженку

Наоборот: уверенного в себе, самодостаточного, заботливого, уравновешенного человека.
Внимательно подумайте, какая атмосфера окружает ребенка. Постоянные конфликты, агрессия, сцены жестокости (даже не в вашей семье, а где-то во дворе) – все это может выбивать кроху из колеи. Особенно если у него неустойчивая нервная система и он очень впечатлителен. По возможности измените ситуацию.
Демонстрируйте ребенку равноправие. Время от времени меняйтесь с малышом ролями: играйте в семью, но возьмите на себя роль ребенка, а ему отдайте роль взрослого. Что произойдет? Кроха будет демонстрировать вам ваше поведение по отношению к нему: вашу манеру воспитания, интонации, систему запретов и т. д. Весьма полезное занятие для взрослого – увидеть себя со стороны глазами собственного ребенка.
Выработайте в семье единую систему запретов: то, чего не разрешает папа, не разрешит и мама, и бабушка. Это не даст ребенку простора для «психологических экспериментов». При этом запреты должны иметь для крохи понятную причинно-следственную связь (этого делать нельзя, потому что ты сделаешь себе больно), которая не утверждает ваш тоталитарный авторитет (я сказала – нет!), а дает ребенку представление о рамках разумного и безопасного. Кроме того, всегда важно, чтобы запрет имел альтернативу: это нельзя, но можно то-то. Ребенок должен ощущать, что с его мнением считаются, ему предоставляют свободу выбора.

Самое важное средство от многих детских бед – взаимопонимание с родителями. Если доверительные отношения удастся выстроить, угомонить малыша не составит проблем, да и ему капризничать не придется

Ведь добиваться нечего. Его и так любят, понимают, ценят, поддерживают, прислушиваются к его желаниям, уважают как личность – с ее потребностями и трудностями.

Демократичные отношения, умение выстроить с чадом конструктивный диалог и найти компромисс – непростая наука. Но она дает ребенку главные в его жизни чувства. Он – нужен

Его мнение – важно. Он – хороший

Есть ли для такого ребенка смысл бесконечно истерить?

Как успокоить малыша старше 3 месяцев

Советы Харви Карпа подходят только для новорожденных. Если вы попробуете с их помощью укачать младенца постарше, то эти методы могут не сработать. Подросший ребенок спит уже не столько, сколько грудничок, и не всегда получается его уложить.

Главное здесь — переключить внимание плачущего дитя на то, что ему сейчас интересно. Может быть, с ним нужно погулять или поиграть, или сменить обстановку

Возможно, мама нервничает, она голодна или страшно устала. И на руках у более уравновешенного члена семьи малыш успокоится и даже развеселится.

Итак, что советуют родителям детей старше 3 месяцев.

Ношение в слинге (пока позволяет вес грудничка). Этот способ совмещает в себе два из вышеописанных советов доктора Карпа: пеленание и ритмичное покачивание. Ходите по улице, по комнатам или занимайтесь делами по хозяйству, насколько это возможно. Слинг плотно обхватит тело ребенка, подобно пеленкам или рукам мамы.
Можно использовать также «белый шум» — в доме включить музыку или потихоньку разговаривать с малышом, а на улице послушать звуки природы. В городе погуляйте по парку, избегая агрессивных шумных мест.

Переключение внимания

Подросшие груднички уже умеют концентрировать внимание на громких четких звуках и ярких красках. Используйте колокольчик, погремушку, пакетик, бумагу и другие предметы.
Среди подобных способов многие родители отмечают просмотр рекламных роликов — ярких, четких, громких

Кроха проявляет интерес к окружающим предметам, забывает о своей истерике и постепенно успокаивается.

Помощь в отрыгивании лишнего воздуха. Когда младенец плачет, он заглатывает воздух и чувствует себя очень неприятно. Это может перейти в замкнутый круг. Малыш продолжает кричать из-за болей в животике от скопившегося воздуха и снова заглатывает его новыми порциями.
Если вы не знаете, как успокоить ребенка-грудничка в этой ситуации, то сделайте следующее. Подержите грудничка на руках столбиком — он отрыгнет лишний воздух и, возможно, перестанет беспокоиться.

Танец. Плавные движения с младенцем на руках помогут ему расслабиться. Во время танца улыбайтесь и разговаривайте с крохой. Двигайтесь вверх-вниз, из стороны в сторону, напевайте мелодию, которая придет на ум. Когда ребенок успокоится, дайте ему грудь, бутылочку или соску.

Советуйтесь с опытными родителями. Возможно, они подскажут вам еще способы для успокоения детей.

Конечно, молодым мамам и папам очень тяжело в первое время после рождения младенца. Дети капризничают, не спят по ночам без причины. Родители каждый день решают квест — как успокоить грудничка, когда он плачет, что приводит к ощущению хронической усталости.

Если вам нужно время на отдых и уход за собой, воспользуйтесь онлайн-сервисом 7hands.com. У нас вы выберете хорошую, добрую и внимательную няню для младенца, которая сможет подменить вас, пока вы заняты своими делами. Мы проверяем резюме и гарантируем, что аккаунты на нашем сайте созданы только реальными людьми.

Если что-то обещаете ребенку, то обязательно это выполняйте

На протяжении всего процесса воспитания ребенка вы должны выполнять свои обещания. Если дали слово что-то сделать, то в обязательном порядке сдержите его. Чтобы в подсознании ребенка отложилось: обещания нужно выполнять. 

В качестве примера можем привести следующие ситуации:

  • Сказали, что завтра в 14:00 пойдете в парк аттракционов, отправляйтесь туда в обязательном порядке. Ровно в это же время. Раньше 14:00 идти в парк аттракционов можно. Позже – нет.

  • Сказали, что через неделю купите ребенку конструктор Lego. Обязательно приобретите его.

  • Пообещали, что возьмете ребенка на футбол в субботу, в обязательном порядке сдержите слово.

Это необходимо для того, чтобы ребенок стал более уверенным. Чтобы он чувствовал то, как вы его поддерживаете. И чтобы знал: если родители дали обещание, то они его выполнят. Это позволит избавиться от плаксивости в голосе ребенка за счет того, что он станет уверенным в завтрашнем дне.

Аналогичным образом нужно поступать и в отношении обещаний по поводу наказаний. Если вы сказали, что накажите ребенка, то делайте это. Вне зависимости от того, плачет он или нет. 

Если вы решите наказать ребенка, он поплачет и вы его простите, то это будет иметь негативные последствия. В дальнейшем ребенок никогда не будет воспринимать ваши угрозы о наказаниях. Поскольку будет знать: от них можно легко отмахнуться, немного поплакав.

Если истерики не проходят

Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.

В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет

Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными

Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.

Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий