Мать и дитя
Отдельно Николай Загорин отмечает, что матери, стремясь достичь идеала в своем материнстве, посвящают всю себя ребенку, возводя его в культ, а себя вводя в один из кругов ада.
Практически у любого человека есть стремление стать компетентным в какой бы то ни было области. И чем больше таких сфер в его жизни, тем он счастливей, и даже неудачи в одной из них не вводят его в ступор. Женщина, которая до родов вела активный образ жизни, была успешна в работе, хобби, увлечениях, скорее всего, не будет зациклена на материнстве и ребенке.
Но хуже всего культ ребенка сказывается на самом ребенке. Он не получает должной свободы, поскольку мама его просто не отпускает от себя. Это не только боязнь того, что с ним может что-то произойти, это еще и страх стать ненужной, и он связан с тем, что у такой женщины есть только одна социальная роль — мать.
Другой взгляд
Москвичка Екатерина Ковина растит пятилетнюю дочь одна, девочка ни в чем не знает отказа — у нее всегда лучшие игрушки, наряды, угощения.
«В моем советском детстве всего этого не было, — говорит Екатерина Ковина. — Ни красивых кукол и платьев, ни вкусных конфет. Я хочу, чтобы у моего ребенка все это было, чтобы он не чувствовал себя несчастным, уязвленным среди сверстников. Если я могу все это дать, зачем эти искусственные ограничения? К тому же я не понимаю, зачем моей дочери какие-то бытовые навыки? Все идет к тому, что техника будет делать большую часть такой работы. Да и почему она должна думать о ком-то, кроме себя? Зачем ей что-то знать о других людях?»
На утверждение, что девочка растет в тепличных условиях и в какой-то момент окажется не готова к реальной жизни, москвичка ответила, что не видит тут проблем.
«Ко всему она будет готова, — сказала собеседница „Ридуса“. — Для меня главное, чтобы у моей дочери было все, чего я была в свое время лишена».
С таким подходом к воспитанию категорически не согласен отец шестилетней Виктории Павел Воронец.
Что делать?
Родители и дети.
Самый главный совет, который дает психолог: не лишать жизни себя во имя ребенка и позволить ему развиваться самостоятельно.
«Ребенок должен быть готов к тому, что не все его желания и „хотелки“ выполняются по первому требованию, — говорит Николай Загорин. — Это не жестокость, это закон жизни. Вам же на работе зарплату просто так не платят, почему ребенок должен что-то получать ни за что?»
Кроме того, детей нужно сызмальства приучать к тому, что посторонние люди им не должны ровным счетом ничего, а их свобода заканчивается там, где начинается свобода других людей. Иными словами, если ты мешаешь кому-то своими выходками, то их нужно немедленно прекратить.
«В моей практике нередко встречаются залюбленные дети, — делится Екатерина Возницкая. — Это или неуверенный в себе неврастеник, который не может принять никакого мало-мальски значимого решения, или озлобленный на весь мир человек, который все время ищет виноватых в своих проблемах. Например, ко мне несколько лет ходила девушка, которая не могла без посторонней помощи даже выбрать одежду, в которой пойдет на работу — раньше ей наряд выбирала мама. Но, когда женщина скончалась, ее дочь практически в буквальном смысле оказалась без почвы под ногами».
Таких людей, по словам эксперта, очень трудно социально адаптировать и приводить в норму. «С этой девушкой мне пришлось работать три года», — отмечает психотерапевт .
Закономерный финал
Плоды такого детоцентричного воспитания пожинают и воспитатели в детском саду, и учителя в школе: они фактически оказываются бесправными перед малолетними тиранами, которые не умеют себя вести пусть в небольшом, но обществе.
«Родители не воспринимают жалобы, критику, — рассказала учительница начальных классов одной из подмосковных школ Елизавета Янова. — Они считают, что или мы сами как педагоги должны решать эти вопросы, или же их ребенок не такой и он просто не может вести себя плохо. В любом случае мы остаемся с этой проблемой один на один. А с годами она только усугубляется — если у ребенка в пять лет нет тормозов, то в 15 им неоткуда взяться».
Поэтому, по словам педагога, и вырастают те, кто избивает одноклассников и издевается над ними, над теми, кто младше. Эти дети сызмальства не знали ни в чем отказа, не получали отпор, поэтому у них и сложилась картина мира, в которой они являются центром Вселенной.