Дети с ОВЗ в детском саду

Оборудование для групп и уличных площадок для детей с ОВЗ в ДОУ

Для эффективной работы с «особыми» детьми и реализации образовательной программы необходимо материально-техническое обеспечение. В группе формируется многофункциональная предметно-развивающая среда, которая безопасна, может легко трансформироваться и обеспечивает комплексное развитие.

Для создания развивающей предметной среды рекомендуется использовать:

  • массажные мячики, музыкальные игрушки, зеркала для тренировки речи, игры для развития речевого дыхания при речевых патологиях;
  • светящиеся и текстурированные наборы, тактильные пазлы, сенсорно-тактильные наборы и развивающие центры, настольные игры со шрифтом Брайля при нарушениях зрения;
  • говорящие книги, шумовые, адаптированные музыкальные наборы и развивающие центры при нарушениях слуха;
  • опоры для сидения для детей разного роста, регулируемые по высоте столы для инвалидов-колясочников, различные шнуровки, бизиборды, наборы для развития моторики при нарушениях двигательных функций;
  • мягкие модули, муляжи, полифункциональные комплекты коррекционно-развивающих материалов при задержках психического и интеллектуального развития;
  • специальные наборы для аутистов для развития коммуникативных навыков при нарушениях аутистического спектра.

Функциональной, доступной и безопасной должна быть окружающая среда и на улице. Для площадок ДОО с инклюзивными группами рекомендуются яркие песочницы, игровые комплексы с интерактивными панелями и пандусами, широкие качели-балансиры и карусели с доступом для инвалидов-колясочников.

ЭДУКИД поможет подобрать оборудование для детей с ОВЗ в ДОУ с инклюзивным образованием и коррекционные детские сады. Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для создания предметно-развивающей среды, бытовой адаптации и оснащения кабинетов специалистов.

Несколько слов по теории вопроса

Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:

  • нарушения зрения, слуха, речи;
  • проблемы в опорно-двигательном аппарате;
  • отклонения в интеллектуальном развитии;
  • выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
  • диагноз аутизм;
  • задержку психического развития (ЗПР);
  • комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).

Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.

Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса

Типы ДОУ для особенных детей

Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:

  • комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
  • компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.

Таблица: численность групп компенсирующей направленности по видам ОВЗ

Вид ОВЗКоличество детей в группах компенсирующей направленности
до трёх летстарше трёх лет
Дети с тяжёлыми нарушениями речи610
Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи12
Глухие дети66
Слабослышащие дети68
Слепые дети66
Слабовидящие дети, дети с амблиопией — понижением зрения из-за функционального расстройства зрительного анализатора, косоглазием610
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата68
Дети с задержкой психического развития610
Дети с умственной отсталостью лёгкой степени610
Дети с умственной отсталостью умеренной, тяжёлой8
Дети с аутизмом5
Дети со сложным дефектом (имеющие сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии)55
Дети с иными ОВЗ1015

Численность детей в группе определяется видом ОВЗ и возрастом малышей

Основные задачи при обучении ребенка дошкольника с ОВЗ

Педагог, продумывая образовательные методики, обязательно учитывает основные проблемы при обучении ребенка.

Основные проблемы ребенка с ОВЗ

ПроблемаМетодика ее решения
проблема с коммуникациейорганизовать общение с другими детьми из группы
определенная проблема со здоровьемкоррекционные занятия
искаженное мировосприятиесенсорная терапия
инфантильностьигры общение в группе

Программа работы с дошкольником ОВЗ, утверждается отдельно с учетом всех его проблем и способности готовиться к школе. Основная задача воспитателя и родителей подготовить школьника морально и психологически к тому, что он будет учиться в коллективе. Если он не будет чего-то знать, это можно будет догнать позже, а вот если он не будет хотеть учиться в школе, возникнут проблемы психологического характера.

Основные принципы инклюзивного обучения

Дети с ОВЗ в детском саду. К принципам инклюзивного обучения относятся:

  1. Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
  2. Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
  3. Люди не могут обходиться друг без друга.
  4. Каждый человек имеет право на общение.
  5. Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
  6. Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
  7. Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
  8. Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.

Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.

Основные компоненты адаптированной программы

Рассмотрим пять основных компонентов, используемых в АООП:

  • Осуществляется коррекционная работа, где используются специальные методики, направленные на преодоление задержек в развитии и отработку основных навыков.
  • Проводятся специальные занятия, включающие такие упражнения или игры, которые отвечают за развитие физических навыков и координацию движений.
  • Для детей с ОВЗ обязательно проводятся занятия по развитию речи. Туда входит работа со звуками, слогами, словами, предложениями и использование коммуникативных методов общения.
  • Для таких ребят важна социализация. На этом этапе организуется деятельность, направленная на развитие социальных навыков и отношений с другими детьми, проводятся игры или коллективные творческие проекты.
  • Воспитатель оказывает педагогическую поддержку и сопровождение детям с ОВЗ во время образовательного процесса. Идет работа по индивидуальным планам, методами диагностики и коррекции.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в детских садах разработана с учетом требований действующего законодательства и стандартов образования, а ещё опыта работы с такими детьми в других учреждениях, например, школах.

Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ

Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:

  • индивидуальный подход к ребёнку;
  • профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
  • использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
  • создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.

Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:

  • просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
  • обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио-визуальными средствами обучения;
  • объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ;
  • предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
  • давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.

Временной план занятия

Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.

Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду

Этап занятия (содержание)Хронометраж (минуты)
Младшая группаСредняяСтаршаяПодготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей)2 минуты3 минуты2 минуты3 минуты
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу)11152023
Заключение (оценка педагогом качества работы детей).2234
Итог15202530

Занятие предполагает смену нескольких видов деятельности малышей

Инклюзия в ДОУ: видео

Правильное питание является обязательным условием для поддержания здоровья и отличного самочувствия детей, повышения устойчивости к заболеваниям инфекционного характера и другим отрицательным факторам, а также обеспечения высокой работоспособности и нормального усвоения новых знаний.

В детском саду всем малышам обеспечивают ежедневное сбалансированное четырехразовое питание, что составляет около 90% рациона в сутки.

Питание выдается в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей дошкольного возраста. Оно должно включать все группы продуктов, а также исключать частое повторение одних и тех же блюд и обеспечивать поступление в организм необходимых пищевых веществ и энергии.

Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)

Из ежедневного рациона исключают продукты, способные привести к раздражению слизистой оболочки пищеварительных органов, блюда, способные вызвать ухудшение самочувствия детей при различных хронических заболеваниях.

Также меню составляется с учетом индивидуальных особенностей малышей. Если у ребенка аллергия на определенный продукт или блюдо, его полностью исключают из рациона конкретного крохи.

Структура адаптированной образовательной программы

Образовательная программа для детей с ОВЗ состоит из следующих элементов:

Определяются общие цели и задачи программы, которые направлены на развитие физических, интеллектуальных, социально-эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка

Важно создать безопасную и уважительную среду обучения, подготовить разнообразные методы работы. И главное не забывать общаться с родителями и другими специалистами.
Определение основных направлений и приоритетов обучения, включая развитие моторики, речи, восприятия, мышления, социально-коммуникативных навыков, а еще самостоятельное решение базовых бытовых вопросов.
Организация образовательного процесса: определение форм и методов работы, распределение времени на различные виды деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком, групповые занятия, игры и режим дня.
Осуществляется мониторинг и оценка прогресса и достижений каждого ребенка, проводятся регулярные консультации со специалистами и родителями

При необходимости корректируются программы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
Обычно в такие программы входит сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями, где они делятся опытом и методами работы. Это помогает создать условия для полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни и их взаимодействия со сверстниками.

Дошкольная программа для детей с ОВЗ

Дошкольное воспитание детей с ОВЗ, практически не отличается от программы подготовки к школе обычных первоклашек. Они сталкиваются с тем же потоком информации, что и их сверстники. Вот только учебная программа обязательно смешивается с коррекционными методиками, которые позволяют лучше преподнести информацию и способствовать адаптации.

Особенности подхода к таким детям изучаются на специальных курсах повышения квалификации, в детском дошкольном учреждении должен быть квалифицированный педагог, понимающий проблемы детей с ОВЗ.

Государство субсидирует распространение инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому все больше детских садов имеют достаточное обеспечение для обучения особых детей. Кроме того, службы социальной защиты предлагают помощь родителям, организовывая встречи, клубы, лагеря и тематические собрания.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео

Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:

  • оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования;
  • предотвращение возникновения вторичных нарушений развития;
  • совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома;
  • подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы.

Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.

Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.

Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.

Кого относят к «особенным» детям и категории ОВЗ

Ребенок с ОВЗ имеет нарушения или задержки в психическом и/или физическом развитии и нуждается в особых условиях для воспитания и обучения. Необходимость в создании этих условий подтверждает заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), которую обязана пройти семья, и которая конкретизирует требования к программе, методам, техническим средствам и материалам обучения.

Категории ОВЗ:

  • нарушения слуха — дети с частичной, глубокой двусторонней тугоухостью и глухотой, которые сопровождаются затрудненной речью и полным её отсутствием;
  • нарушения зрения — обучающиеся с остаточным и слабым, пониженным или пограничным зрением и коррекцией очками, косоглазием и амблиопией, слепые;
  • нарушения опорно-двигательных функций — ДЦП (детским церебральным параличом), расстройствами координации, ограниченным объемом и силой движений;
  • нарушения речи — обучающиеся с проблемами произношения, восприятия слов, нарушениями развития и отсутствием речи;
  • задержка психического развития — с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, нервно-психическими расстройствами;
  • умственная отсталость разной степени — с необратимыми стойкими нарушениями интеллектуального развития;
  • аутизм — с нарушениями активной коммуникации с окружающей средой, социализации и развитием навыков;
  • множественные дефекты — с комбинацией физических и психических отклонений в развитии.

Для детей каждой категории необходимы конкретные условия обучения, учитывающие их особенности и возможности.

Дети с ОВЗ нуждаются в отдельном образовании

Ребенок с ОВЗ нуждается в отдельной образовательной программе. При этом необязательно он должен осваивать с отрывом от коллектива. Преподаватели, воспитатели, педагоги должны быть заинтересованы в социализации такого человека. Поэтому любой план начинается с того, как правильно подобрать комплекс занятий для всей группы, чтобы абсолютно все дети чувствовали себя в ней комфортно и не отставали.

Большая часть методик повторяет друг друга и применяется как в работе с обычными детьми, так и теми, кто имеет особые потребности. Например, цветотерапия, арт-терапия, аудиотерапия – все они используются для подготовки любых дошкольников, также, как и детей с ОВЗ.

Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:

  • воспитателей;
  • логопедов;
  • дефектологов;
  • терапевтов;
  • психологов;
  • массажистов и др.

Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:

  • единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
  • воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей;
  • выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
  • разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
  • последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
  • достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.

Ожидаемые результаты развития дошкольного образования

Реализация предлагаемой стратегии развития дошкольной помощи позволит создать условия для более благополучного, чем в настоящее время, старта школьного образования детей с инвалидностью, с ОВЗ, группы риска.

  1. Подавляющая часть детей, имплантированных в возрасте 3-5 лет, сможет перейти в группу детей с нормативным развитием и получить возможность начать школьное обучение в инклюзивной – более сложной образовательной и социальной среде.
  2. Уровень психического развития всех детей с инвалидностью, с ОВЗ и группы риска, охваченных дошкольным образованием, будет существенно выше уровня развития не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  3. Уровень развития эмоциональных отношений и продуктивного взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в семье, в группе сверстников, в образовательной дошкольной организации со сверстниками и взрослыми будет существенно выше уровня развития не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  4. Уровень развития навыков самообслуживания, и социальной коммуникации, способности следовать правилам безопасного поведения, сотрудничать и договариваться, участвовать в домашней жизни и в жизни детской группы, будет существенно выше, чем у не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  5. В школу придет меньше детей с тяжелыми формами расстройств аутистической сферы (РАС), общего недоразвития речи (ОНР), задержки психического развития (ЗПР), меньше детей с грубым отставанием развития при глухоте, слепоте, двигательных нарушениях, тяжелых ментальных и множественных нарушениях. Таким детям будет рекомендовано специальное образование, но уже не индивидуальное или надомное, а обучение и воспитание в группе сверстников со сходными ограничениями здоровья и вариантами психического развития. Таким образом, им тоже будет доступна большая доля социальной интеграции со здоровыми сверстниками.
  6. Среди семей детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей группы риска вырастет число способных к сохранению и развитию своего социально-психологического статуса.
  7. Среди родителей вырастет число занимающих конструктивную позицию в воспитании своего ребенка с ОВЗ – готовых и способных к развивающему взаимодействию, владеющих способами воспитания, соответствующими его особым образовательным потребностям. Это существенно облегчит ситуацию взаимодействия специалистов с родителями на следующем уровне образования – в школе – и станет резервом повышения ее эффективности.

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

АООП НОО — это адаптированная общеобразовательная программа непрерывного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Ее разработали в области специального образования, что позволяет учитывать особенности развития и обучения таких детей.

Целью программы является создание условий для полноценного развития детей с легкой умственной отсталостью, формирования их социально-коммуникативного опыта, развития когнитивных процессов, а также усвоения основных знаний и навыков.

Основные принципы АООП НОО включают:

  • Индивидуальную адаптацию образовательного процесса под потребности каждого ребенка;
  • Создание безопасной и поддерживающей среды для обучения;
  • Постоянную дифференциацию образовательного материала и методов работы;
  • И учет индивидуальных умений и способностей каждого ребенка.

В программу включены обязательные предметы:

  • русский язык,
  • математика,
  • окружающий мир,
  • изобразительное искусство,
  • технология,
  • физическая культура
  • и другие.

Всё обучение адаптировано к специальным потребностям детей и может быть представлено в более простой и доступной форме.

В программу входят различные методики и приемы работы с особенными детьми:

  • педагог использует визуальные пособия;
  • обязательно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка;
  • проводит индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и др.

Важно, что АООП НОО не является заменой обычной общеобразовательной программы, а представляет собой специальное обучение, направленное на помощь детям с легкой умственной отсталостью в их индивидуальном развитии. Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия

Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия

Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия. Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия.

АООП существует не только для детей с проблемами слуха и умственной отсталостью, но и для слепых, с задержкой психического развития и для детей с расстройствами аутистического спектра.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий