Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Использование финансовой зависимости ребенка

Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»

Выход: Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньги даются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.

«Кушай сам!»

Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.

Выход: Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.

Инвестировать свои силы и время только в зарабатывание денег

Существует несколько «активов», инвестиции в которые дают самые огромные дивиденды во все времена, для семей с любым доходом, живущих на разных континентах и воспитанных в разных культурах!

Это ваше здоровье (не быть финансовым банкротом на пенсии и обузой для своих детей), образование (самая крутая инвестиция из всех), отношения в семье, воспитание детей и др.

Инвестировать все свои силы в зарабатывание денег может обернуться огромным разочарованием. Деньги не приносят счастья, если вы также, в свое время, не инвестировали в вышеуказанные «активы».

Также читайте:Самое длительное в истории человечества исследование о счастье проведённое Гарвардским Университетом15 доказательств того, что вы счастливее, чем вы думаете

Не обсуждать финансовые проблемы с супругом или супругой

Споры о деньгах — одна из главных причин разводовв мире. Вы не представляете, какое количество семейных пар не обсуждают финансовые вопросы вместе. Очень часто супруги начинают говорить друг с другом, когда уже слишком поздно – взято огромное количество долгов, потеряно огромное количество денег или активов и т.д. Семья – это команда

Не важно, кто и сколько зарабатывает. Например, жена может быть намного мудрей и экономней мужа в денежных вопросах, даже если она домохозяйка

Нет ничего более глупого чем говорить «я зарабатываю, я и решаю, куда и как тратить».

Также читайте:Финансовые ошибки, ведущие к разводу!Что бы вы изменили, если бы могли вернуться на 10-20 лет назад? Опрос читателей!

Жить в кредит

Согласно исследованиям, молодежь считает наличие кредитной карты символом престижа и «крутости». Причём, чем больше кредитный лимит, тем круче! Однако, наверно нет большего зла в семейных финансах, чем кредиты, т.к. они пожирают наше настоящее и будущее. Кредиты — это наша плата за отсутствие финансового образования, за то, что мы не знаем, что существуют другие способы покупать вещи, которые нам нужны, это плата за желание иметь сейчас то, на что мы еще не заработали, это плата за то, чтобы выглядеть “не хуже других”.

Также читайте:12 причин, почему кредиты — это зло!10 историй о современном рабствеКак ускоренно избавиться от долгов — Руководство

Правила финансового воспитания

Для того, чтобы научить ребенка с умом расходовать свои финансы, следует руководствоваться следующими правилами.

  1. Давать детям карманные деньги. Эти выплаты можно совершать еженедельно, объясняя, что полученные средства можно тратить на свое усмотрение. Так у ребенка будет формироваться четкое понимание своей собственности.
  2. Не запрещать приобретать желаемое. Если постоянно указывать ребенку, что ему стоит купить, а от чего лучше отказаться, то можно лишить его уверенности в правильности выбора. Более того – эти советы пойдут в ущерб самостоятельности. Лучше, если подрастающее поколение после осознает бессмысленность своей траты, вынесет урок и в будущем подумает дважды, стоит ли приобретать очередную игрушку или, может, отложить деньги на более крупное приобретение.
  3. Мотивация “рублем” является одной из наиболее эффективных. Можно вознаграждать ребенка за хорошие оценки, спортивные достижения, помощь по дому и прочее. Также эффективно работает система мотиваций, если за каждый правильный поступок или хорошее завершение учебной четверти обучаемый получит денежное вознаграждение. Это отличный способ привить ребенку мотивацию, ведь любой труд должен быть оплачен.
  4. Поощрение заработка также поможет вырастить финансово подкованную личность. Если ребенок хочет подработать во время летних каникул, то не стоит ему запрещать. Более того, это первый признак стремления и упорства. Необходимо оказать ему помощь в поиске источника подработки и проследить за безопасностью рабочего места и условий труда.

Что должен знать о деньгах ребёнок?

Воспитание финансовой грамотности служит гарантией того, что у ребёнка будет хорошее будущее. Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и прочее. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:

  • формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае, если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребёнок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
  • провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи, что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
  • не путать бюджетные и личные деньги ребёнка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления, подвести сына или дочку к правильному решению.

Нельзя поощрять дополнительными карманными деньгами хорошую успеваемость или лишать за плохие отметки. Для формирования адекватной самооценки есть множество других способов, например, специальные развивающие занятия.

Дальнейший план мероприятий состоит в вовлечении детей в обсуждение семейного бюджета, совместные походы в магазин, обсуждения цены и качества товаров. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.

Жить не по средствам

«Жить надо одним днём!», «один раз живём!», «Деньги для того, чтобы тратить!», «чтобы как у людей было!», «мы не хуже других!», «не хочу ждать, хочу сейчас!» — существует множество фраз-паразитов и установок, которыми живут нищие и бедные люди. В итоге, эти люди тратят большую часть своих денег на то, что не будет иметь для них никакого значения через 3-5-10 лет. В результате — долги кредитные карты, потребительские кредиты, отсутствие сбережений – и люди становятся финансовыми рабами на десятилетия!

Также читайте:Всем известные установки и фразы-паразиты, программирующие нас и наших детей на бедность10 историй о современном рабстве

Как привить ребенку правильное отношение к деньгам?

Прежде всего, вы должны сделать так, чтобы ребенок чувствовал ответственность за свои карманные деньги. Например, если он обращался с выданными на какой-то период деньгами легкомысленно и потратил их сразу же — не нужно компенсировать эту потерю: пусть почувствует последствия своего легкомысленного обращения с деньгами. А чтобы избежать такой ситуации, лучше выдавать карманные деньги детям чаще, но меньше.

Далее, рекомендую постепенно приучать ребенка тратить выданные ему финансы не только на сладости и развлечения, но и на какие-то необходимые вещи, которые ранее вы покупали ему самостоятельно: школьные принадлежности, проездные билеты, одежду и т.д. Конечно же, все постепенно. Так, например, зная, что раз в квартал необходимо купить школьные тетради, раз в месяц — проездной билет и абонемент в спортзал и т.д., ребенок постепенно научится планировать личный бюджет, создавать сбережения на крупные покупки. Кстати, при совершении таких покупок, подскажите ребенку, как можно найти нужную ему вещь по более выгодной цене, как получить скидку.

Постепенно познакомьте своих детей с собственной домашней бухгалтерией, расскажите, сколько вы зарабатываете (здесь не должно быть тайн), откуда в ваш семейный бюджет поступают деньги, и куда они распределяются. Постепенно приобщайте детей к семейным советам по поводу совершения крупных покупок, планирования отдыха и других мероприятий, требующих серьезных расходов, пусть они видят, как вы выбираете оптимальные по затратам варианты.

Это лишь небольшое общее вступление к глобальной теме «дети и деньги», в котором я достаточно поверхностно расписал некоторые принципы выдачи карманных денег ребенку и формирования у него принципов управления личными финансами. В дальнейших публикациях я буду останавливаться на отдельных аспектах этой темы более подробно, поэтому оставайтесь с нами, следите за обновлениями и повышайте свой уровень финансовой грамотности. До новых встреч!

Почему важно обучать детей финансовой грамотности

В июне 2021 года аналитический центр НАФИ провел социологическое исследование, в процессе которого опросили подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Вот некоторые результаты этого опроса:

  • 75 % подростков хотят повысить свою финграмотность;
  • 82 % опрошенных имеют деньги в личном распоряжении, как правило, это деньги на карманные расходы, оплату кружков, проезда, обедов в школе, подарки бабушек, дедушек и родителей;
  • 33 % детей имеют доход, не зависящий от семьи (подработки).

Исследование показало:

  1. Деньги у детей есть. Значит, есть то, чем можно и нужно управлять.
  2. Большинство подростков нуждается в повышении финграмотности.

Одного желания ребенка узнать больше о мире денег уже достаточно, чтобы дать ему все недостающие знания. Но есть и другие железобетонные аргументы, которые докажут жизненную необходимость финансового воспитания детей.

Ребенок научится:

  • вести свой бюджет, учитывать все текущие доходы и расходы, планировать их на будущее;
  • принципам разумной экономии и накопления, когда можно не купить гамбургер в МакДональдсе или очередную пачку чипсов, а сэкономленные 200 руб. отложить на желанную покупку;
  • пользоваться современными платежными средствами: банковской картой, бесконтактной оплатой;
  • находить дополнительные источники доходов и зарабатывать собственные деньги, например, подрабатывать офлайн или онлайн, продавать ненужные вещи, монетизировать хобби;
  • избегать ловушек мошенников;
  • разбираться в таких экономических понятиях, как инфляция, инвестиции, кредиты, сложный процент и пр.

Финансовая грамотность нужна для того, чтобы человек вырос самостоятельным в принятии важных финансовых решений и нес за них ответственность. Во взрослой жизни это прямой путь к профессиональному успеху и финансовой независимости.

Основы финансовой грамотности для дошкольников

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Объяснить ценность денег малышам 3-4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:

  • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
  • предлагать альтернативу;
  • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
  • спокойно, но твёрдо настаивать на своём.

С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:

  • можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
  • играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
  • обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребёнка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счёта. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчёте сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких, как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда

Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей

Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете

Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения, а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».

Придумывайте игры с деньгами

Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии

Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру

Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.

Включайте детям мультики про финансы

Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».

Поиграйте в «Магазин»

Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.

Полезные ресурсы для обучения

Я сделала для вас подборку образовательных ресурсов для детей по повышению финансовой грамотности. Разбила на несколько групп.

Не надо осваивать все перечисленное. Достаточно 1-2 наименований из каждой группы. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они не воспринимали это как еще один нудный школьный урок.

Онлайн-курсы и видеоуроки

Обратите внимание на следующие образовательные программы:

  1. Серия видеоуроков Финансовая грамота от Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
  2. Финансовая грамотность для школьников от Школы обществознания.
  3. Онлайн-курс Финансовая грамотность от образовательной платформы Stepik.
  4. Онлайн-курс Финансовая грамотность для детей 6–13 лет от Умназии.
  5. Курс по финансовой грамотности для детей от школы финансов “Финик”.
  6. Онлайн-курс Финансовая грамотность для детей от Boss Kids.
  7. Онлайн-курс по финансовой грамотности для подростков 10–15 лет от Школы FIN-RA Teens Дмитрия Толстякова.
  8. от Школы финансовой грамотности SmartyKids.
  9. Онлайн-уроки финансовой грамотности от Банка России.
  10. Онлайн-курс Финансовая грамотность от Учи.ру.

Книги

По финансам написано много книг. Рекомендую вместе с детьми изучить следующие работы:

  • Татьяна Попова “Волшебный банкомат”
  • Бодо Шефер “Мани, или Азбука денег”
  • Бодо Шефер “Кира и секрет бублика”
  • Дж. Клейсон “Самый богатый человек в Вавилоне”
  • Дмитрий Васин “Деньги и бизнес для детей”
  • Елена Ульева “Финансовая грамотность в сказках. История Монетки”
  • Елена Ульева “Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей”
  • Алексей Гридин “Обращайся с деньгами по-взрослому. Финансовая грамотность для детей от мобайликов”
  • Игорь Липсиц “Удивительные приключения в стране Экономика”
  • Валерия Мельникова “Дети и деньги. Практические советы родителям”
  • Анна Воронина “Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем”
  • Людмила Емелина, Анна Тищенко “Волшебные приключения в мире финансов. Тайна заброшенного города”

Больше книг по финграмотности для детей ищите на нашем блоге. Также рекомендую заглянуть в подборку литературы по финансовой грамотности для взрослых.

Онлайн-игры

Отдыхать и играть тоже можно с пользой. Заинтересуйте детей следующими развивающими играми:

  1. Онлайн-игра Смешарики в мире финансов.
  2. Финансовая онлайн-игра Portfolio от образовательного портала fgramota.org.
  3. Онлайн-игра Путь к финансовому успеху от Волгоградского государственного университета.
  4. Онлайн-игра Финзнайка по заказу Минфина РФ.
  5. Финансовый тренажер CachGo, основанный на игре Роберта Кийосаки “Денежный поток”.
  6. Онлайн-игра Тайна потерянной копилки от Банка России.
  7. Интерактивный квест о финансовой грамотности Финансовые будни от Минфина РФ.
  8. Курс-игра от Finbo.

Мультфильмы и фильмы

Развлеките детей просмотром полезных мультфильмов:

  1. Все серии Азбуки финансовой грамотности со Смешариками.
  2. Мультсериал Пин-код. Азбука финансовой грамотности.
  3. Художественные фильмы для 5–11 классов.
  4. Мультсериал Богатый бобренок.
  5. Мультсериал Азбука денег тетушки Совы.

Жить без бюджета

Жить без бюджета – это как плавать в море без понимания, куда вы плывёте, без компаса, без запасов еды и воды, без знаний, как действовать в критических ситуациях и т.д.

Часть людей никогда не приходит к этому шагу – это часть людей обречена всю жизнь прожить от зарплаты к зарплате, в кредитах, не видя просвета. Другая часть людей приходит к этому шагу, оказавшись в банкротном состоянии – в долгах, в полном отчаянии, в неуверенности в завтрашнем дне, без сбережений и т.д. У первой категории шансов выбраться нет, у второй – огромные!

Годовой Бюджет в Excel. Это одна из самых скачиваемых таблиц на сайте! Я использую ее много лет для своей семьи и мне сложно перечесть, сколько правильных финансовых решений она помогла мне принять! Возьмите свои финансы под контроль!

Что ребенок должен знать о деньгах

Помните знаменитый детский стишок про муху, которая по полю пошла и денежку нашла. Заканчивается он так: «Пошла муха на базар и купила самовар». Но каждый ли малыш осознает, что собой представляют деньги?

В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, а говорить о них на людях было неприлично. Во времена СССР уважительное отношение к деньгам считалось моветоном

Каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. Однако считалось нормальным на любую детскую просьбу, считавшуюся капризом, отвечать, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости.

Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту. Поэтому опыт родителей в денежном воспитании необходимо скорректировать. Мамы и папы должны действовать так, чтобы у их малыша сложилось верное отношение к деньгам. Прежде чем ответить на вопрос, что ребенок должен знать о деньгах, определимся с важными нюансами.

Прежде всего, денежные единицы — это не просто бумажки. До трехлетнего возраста дети не осознают, какую ценность представляют финансы. Малыши думают, что деньги — это просто разноцветные билетики, которые можно отдать, получив взамен сладости или куклу. Следует донести до них, что монетки — не обычные металлические кружочки. Деньги не получится сделать своими руками или попросить у волшебной феи. Храниться они обязаны в кошельке или копилке, относиться к ним нужно бережно, не бросать, не разрывать и не выбрасывать.

У малыша должно сформироваться бережное отношение к деньгам, он должен складывать их в одно место. Что еще ребенок должен знать о деньгах? Конечно же то, что их необходимо зарабатывать. Он не должен думать, что деньги находятся в волшебной коробочке, откуда родители просто достают их. Не имеет значения, где вы храните деньги, главное, чтобы ваш отпрыск понимал, что мама и папа много работают, чтобы их получить.

Затем ребенок должен знать о деньгах то, что их может быть недостаточно или вообще не быть. В этом случае придется экономить: не покупать машинки, конфеты, не ходить в детские развлекательные центры. Поговорите с дошкольником, чтобы решить, от чего можно отказаться, чтобы избежать лишних трат. Например, можно сходить в парк на прогулку, при этом не покупать дорогостоящие игрушки (их он получит попозже). Научите малыша совместно планировать бюджет, выставляя правильные приоритеты.

Кроме того, сыну или дочке необходимо пояснить, что такое бюджет вашей семьи. Конечно, это может быть сложно для понимания, но ваш отпрыск должен знать, что бюджет тратится и на него тоже, а ведь деньги ограничены в своем количестве.

Конечно, вы можете потратить чуть больше, чем планировалось. Однако не рекомендуется всегда идти на поводу у детей. Поговорите с ними и донесите, что кроме их желаний (еще один пистолетик, ненужная игрушечная лошадка) есть семейные траты, например покупка продуктов питания. Ребенок должен знать о деньгах то, что вы не будете покупать все, что ему захочется. Но можно выбрать одну игрушку, о которой он мечтает. Именно эту вещь родители смогут подарить на праздник в ближайшее время.

Основы финансовой грамотности для школьников

Финансовая грамотность для школьников важна так же, как учёба. Когда ребёнок идет в школу, то ему необходимо давать деньги на обед в столовой, на проезд в общественном транспорте. Определите эту сумму заранее, обговорите с ребёнком, на что уйдут деньги. Выдавайте их раз в неделю, чтобы малыш научился их распределять. Если у него это не вышло, не стоит вновь спонсировать его, иначе ребёнок не научится на своих ошибках.

Помните, что в школьном возрасте ребёнок уже может начать зарабатывать. Это может быть раздача листовок, мытье полов, сидение с младшим братом друга. Те деньги, которые он сам заработает, принадлежат только ему. Это так называемые независимые средства. Родители должны быть готовы к тому, что подросток может потратить их на что угодно. Вы не имеете права отбирать у ребёнка то, что он заработал своими силами.

Карманные деньги ребенку, аргументы ЗА

  1. Ребенок ощущает себя полноценным, равным с другими детьми и взрослыми. Он видит, что у других, окружающих его, людей, есть деньги, поэтому, чтобы чувствовать себя наравне со всеми, необходимо, чтобы они были и у него.
  2. Самостоятельное распоряжение деньгами с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов, выступает в качестве определенной практической подготовки к будущему, уже более ответственному, распоряжению личным бюджетом. Оперируя небольшими суммами, он подсознательно, с вашей помощью, начнет контролировать собственные доходы и расходы, и, наделав ошибок, сделает выводы, научится грамотно оценивать свои финансовые возможности.
  3. Если не давать карманные деньги ребенку, это может стать причиной определенного негативного отношения к родителям, развития зависти к другим детям, которым деньги дают, жадности, возведению денег в культ. Не исключено, что ребенок, чтобы заполучить такие недоступные деньги, начнет воровать их у своих родителей и не только.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами?

На тему использования денег в качестве поощрения или наказания ребенка можно встретить самые разные точки зрения. Отдельные люди считают, что учеба — это своего рода работа, поэтому ребенка нужно с детства приучать к тому, что если он будет хорошо учиться (хорошо работать) — значит, будет хорошо зарабатывать, поэтому за каждую высокую отметку в школе дают детям определенное материальное поощрение. В какой-то степени это, конечно же, стимулирует ребенка хорошо учиться.

Другие придерживаются мнения, что поощрять деньгами стоит только какие-то наиболее высокие достижения, например, успешное окончание учебного года, победу в олимпиаде, сдачу экзамена на высокую оценку и т.п.

Есть немало семей, которые дают детям деньги и за какую-то выполненную работу по дому, особенно сложную, требующую большого количества времени и труда (например, во время строительства или ремонта). Так, мол, ребенок лучше ощущает свой вклад в формирование домашнего хозяйства.

В то же время, наоборот, плохие оценки, вызов родителей в школу за плохое поведение или прочие провинности приводят к денежному «штрафу», например, лишнию ребенка карманных денег на определенный период, в зависимости от серьезности проступка.

В этих принципах денежных взаимоотношений с ребенком можно найти свои плюсы и минусы. С одной стороны деньги и то, на что их можно потратить, определенным образом стимулируют детей. С другой стороны, при длительном применении такого подхода, дети просто отказываются делать что-либо (учиться, помогать и т.д.) без денежного поощрения.

Когда говорить с ребенком о деньгах

Чтобы дети научились обращаться с деньгами, недостаточно один раз поговорить с ними. Вы должны подтверждать свои слова реальными ситуациями, взятыми из жизни. Пусть они учатся на практике, действуя самостоятельно. Воспользуйтесь следующими рекомендациям о том, как рассказать малышу о финансах.

После вручения подарка

Чтобы не испортить настроение вашему отпрыску, не стоит сразу после вручения подарка донимать его серьезными беседами. Подождите немного, а затем объясните ему, как лучше поступить. Ведь презенты на праздники или день рождения — отличный повод, чтобы показать, как можно сэкономить. Ваш мальчик (или девочка) получил долгожданный подарок, а это значит, что можно воздержаться от лишних трат. Особенно если ему подарили денежные средства. Расскажите, как можно распланировать денежные траты, что купить, чтобы сэкономить, и вообще, для чего это нужно.

Во время совершения покупок

Возьмите свою дочь и сына в супермаркет. Они должны знать, как составляется семейный бюджет.

Пусть дети увидят, что цены на разные предметы отличаются. Попросите их помочь вам найти товар с наиболее низкой ценой, чтобы сэкономить.

В процессе пользования банкоматом

Дети уверены, что банкомат — это чудесная коробка, которая дает деньги, если ввести особый пароль. В реальности все обстоит совсем по-другому. Объясните им, что собой представляет банкомат, как с ним обращаться. Так они поймут, что сначала следует заработать деньги, экономить их, правильно выбирая то, на что можно потратить средства.

При оплате счетов

Наверняка вы платите за квартиру без детей. Но попробуйте взять их с собой, расскажите, что за свет, тепло и воду вы отдаете деньги. Поговорите о том, что мама с папой работают, чтобы ваша семья могла комфортно жить в теплой квартире со всеми удобствами.

Объясните отпрыску, как он может помочь вам сэкономить на счетах. К примеру, не оставлять свет включенным в комнате, когда там никого нет. Ведь сэкономленные деньги можно будет потратить на семейные развлечения.

Ребенок должен знать о деньгах все с самого раннего возраста. Обладая полной информацией, он сможет применять эти знания во взрослой жизни.

Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.

Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.

Выход: Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.

Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.

Большие вложения и завышенные ожидания

В погоне за лучшей долей для своего чада родители часто тратят на его образование приличные деньги. Но и отдачи ждут не малой. Безбожно завышая требования к ребенку, они иногда не в силах оценить его реальные возможности и желания. Вот и приходится детям воплощать мечты своих родителей, из страха не оправдать «высокое доверие». Порой на удовлетворение таких фантазий уходит вся молодость, а в итоге человек получает ненужное ему образование, работает на нелюбимой работе, и винит во всем властных, эгоистичных родителей (которые, опять-таки, хотели как лучше).

Выход: Родители должны осознать, что ребенок – это не их улучшенная копия, а самостоятельная личность, с совершенно другими талантами, возможностями и желаниями. И никто не заставляет вкладывать деньги в его образование и развитие способностей, все происходит добровольно. А ребенок не обязан соответствовать придуманному образу, и уж тем более, не должен «жизнь положить» на алтарь родительских амбиций. Поддерживать детей надо бескорыстно, искренне, верить в их самостоятельность и способность добиться успеха.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий