Детям о войне 1941-1945: для детского сада

Содержание игры-путешествия

1 станция «Поэтическая»

Дети сочиняют четверостишие по предложенным рифмам. Рифмы даются конечные, их можно менять местами.

Примеры рифм:

Пушка Май Салют Рад Герой

Ушко Поздравляй Тут Парад Мой

Победа Букеты Стреляют Красота Солдаты

Деда Победы Поздравляют Чистота Награды

3 станция «Поздравительная»

Дети делают поздравительную открытку с помощью предложенных декоративных элементов: заранее подготовленных цветочков, бантиков и другого вида оформления.

4 станция «Историческая»

Дети отвечают на вопросы по теме День Победы.

Примеры вопросов:

— Когда в нашей стране отмечают День Победы?

— Назовите годы, когда была Великая Отечественная война.

— Назовите имена героев Великой Отечественной войны, которых вы знаете.

— Назовите памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, которые есть в нашем городе.

— Назовите улицы в нашем городе, которые названы в честь героев Великой Отечественной войны.

5 станция «Загадочная»

Дети отгадывают загадки на тему игры-путешествия.

Примеры загадок:

Эта лодка не простая,
А огромная такая!
Защищает наш покой,
Плавает лишь под водой.(Подводная лодка)

Словно праздничный букет,
Загорелся в небе свет!
Ярких вспышек много тут!
Это праздничный… (салют)!

Эту линию нельзя
Перейти никак друзья.
Её строго охраняют
И врагов не пропускают!(Граница).

Пролетает мимо туч,
Он огромен и могуч.
Совершает свой полёт
Наш военный… (самолёт)!

Нарушителя поймает,
И по запаху узнает.
Служит в армии без страха
Пограничная… (собака)!

Выпрыгнув из самолёта,
Понеслись они в полёте
В небе синем, летнем, чистом.
Кто они? (Парашютисты)

На парад идём с утра,
Деду мы кричим: «Ура!»,
С праздником мы поздравляем,
Счастья мы ему желаем,
Вечером салюта ждём
И смотреть его идём,
И поют нам песни деды.
Праздник это… (День Победы)!

6 станция «Артистическая»

Задание: изобразить какой-нибудь предмет или понятие на тему армия, День Победы.

Названия могут быть написаны на карточках, которые могут лежать в солдатской пилотке, откуда достают их команды. Примеры предметов и понятий: салют, пушка, солдат, пограничная собака, День Победы, атака, разведка и так далее.

7 станция «Быстрая»

Задание «Граница»

За 30 секунд команда должна выложить линию «границы» из кубиков. В маршрутный лист записывается количество кубиков. Выигрывает та команда, линия которой будет длиннее.

Второй вариант оценивания выполненного задания: каждой команде даётся одинаковое количество кубиков. Ведущий на станции засекает секундомером, за какое количество времени команда выкладывает линию «границы». В маршрутный лист заносится итоговое время выполнения задания. Побеждает команда, выложившая линию быстрее остальных.

В конце игры-путешествия все снова собираются на подведение итогов и закрытие игры. Можно наградить все команды в разных номинациях: самая дружная команда, самая быстрая, самая поэтическая, самая музыкальная, самая знающая, самая ловкая и так далее. Главное, чтобы у детей появилось желание поучаствовать в такой игре ещё раз.

Города-герои

Рассказ дошкольникам о Великой отечественной войне будет не полным, если не упомянуть о городах-героях. Детям нужно объяснить, за что некоторые города получили такое звание. Звание города-героя – почетное звание, которое присваивалось населенному пункту за проявленные его населением героизм и мужество. Города-герои есть на территории Российской Федерации, Беларуси, Украины.

Брестская крепость

Первой приняла на себя удар врага Брестская крепость

Солдаты отважно сопротивлялись попыткам врага занять территорию в течение целого месяца, чтобы выиграть время, пока страна соберет армию для дальнейшего противостояния. Но практически все они погибли в этом неравном бою

Одесса

Одесса – город-герой, расположенный на юге Украины, и имеющий выход к морю. Для разработки военных тактик и стратегий выход к морю очень важен, поэтому фашистские войска решили захватить этого город. Войска врага были велики, окопы и баррикады не могли сдерживать натиск, но местные жители спрятались в приморских пещерах и по ночам тайком пробирались в город и подрывали дома с фашистами, выводили из строя технику. Так началась подрывная война против немцев.

Ленинград

Ленинград тоже является городом-героем. Во вражеском кольце он находился около двух долгих лет. Фашисты окружили город, не пускали в него обозы с продовольствием, лекарствами, испортили систему теплоснабжения. Люди голодали, мерзли, болели, но не сдались врагу.

Более подробная информация о городах-героях представлена на фото-слайдах.

Награды

Одной из самых престижных и почетных наград, которую в советской армии присваивали за подвиги в Великой Отечественной войне, является звание «Герой Советского Союза». Это высокое звание получали только те солдаты и офицеры, которые проявили исключительное мужество и героизм в битвах за нашу родину.

Мы с детьми должны приготовиться к встрече с ветеранами, чтобы побеседовать с ними и выразить им нашу благодарность за их подвиг. Для этого можно подготовить тематические рассказы о героях Великой Отечественной войны, пояснив детям, почему они являются настоящими героями и героями нашей страны.

Очень важно рассказать малышам о значении городов-героев, таких как Севастополь и Ленинград, которые долго сражались и сдерживали атаки противника. Дети должны понять, что именно благодаря героической обороне этих городов удалось сохранить нашу страну от захвата врагом

Также можно рассказать детям о других наградах, которые были учреждены за подвиги во время войны. Например, орден «Славы» – это высокая награда, которую получали за мужество и отвагу на полях сражений. А медаль «за оборону Ленинграда» и медаль «за оборону Севастополя» символизируют героическую оборону этих городов.

С чего начать разговор?

Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику.

Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У дошкольника к 5 годам возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и дедушек.

О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать об истинных образах героев, а не тех, что пропагандируют современные мультфильмы.

Крепость

Не могут фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград неприступная крепость: мол, окружают город непроходимые рвы, мол, поднялись вокруг Сталинграда валы и насыпи. Что ни шаг — то мощные оборонительные сооружения и укрепления, разные инженерные хитрости и ловушки.
Не называют фашисты городские кварталы кварталами, пишут — укрепрайоны. Не называют дома домами, пишут — форты и бастионы.
— Сталинград — это крепость, — твердят фашисты.
Пишут об этом немецкие солдаты и офицеры в письмах к себе домой. Читают в Германии письма.
— Сталинград — это крепость, крепость, — трубят в Германии.
Генералы строчат донесения. В каждой строчке одно и то же:
«Сталинград — это крепость. Неприступная крепость. Сплошные укрепрайоны. Неодолимые бастионы».
Фашистские газеты помещают статьи. И в этих статьях все о том же:
«Наши солдаты штурмуют крепость».
«Сталинград — сильнейшая крепость России».
«Крепость, крепость!» — кричат газеты. Даже фронтовые листовки об этом пишут.
А Сталинград крепостью никогда и не был. Нет никаких особых в нем укреплений. Город как город. Дома, заводы.
Одна из фашистских листовок попала к советским солдатам. Посмеялись солдаты: «Ага, не от легкой жизни фашисты такое пишут». Потом понесли, показали листовку члену Военного совета 62-й армии дивизионному комиссару Кузьме Акимовичу Гурову; мол, посмотри, товарищ комиссар, какие небылицы фашисты пишут.
Прочитал комиссар листовку.
— Все тут верно, — сказал солдатам. — Правду фашисты пишут. А как же, конечно, крепость.
Смутились солдаты. Может, оно и так. Начальству всегда виднее.
— Крепость, — повторил Гуров. — Конечно, крепость.
Переглянулись солдаты. Не будешь с начальством спорить!
Улыбнулся Гуров.
— Ваши сердца и мужество ваше — вот она, неприступная крепость, вот они, неодолимые рубежи и укрепрайоны, стены и бастионы.
Улыбнулись теперь и солдаты. Понятно сказал комиссар. Приятно такое слушать.
Прав Кузьма Акимович Гуров. О мужество советских солдат — вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

Военные профессии

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии.

Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.

Почему началась война

У детей все просто: в «войнушке» все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богатства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945 гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались.

Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.

Родителям дошкольников

Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам.

Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком, когда показываете семейный фотоальбом, читаете книгу на военную тематику или рассматриваете журнал о военной технике.

Говорить о подвигах советских солдат можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том, что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова. Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших детей. С именем каждого воина связана своя история – история его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это.

Не стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, родители, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.

Краткие рассказы про детей-героев и их подвиги: Марат Казей, Леня Голиков, Володя Дубинин, Петя Клыпа, Валя Котик, Зина Портная, Боря Цариков, Саша Чекарин.

Наши деды и прадеды И среди нас, наших друзей и родственников были и есть ветераны, которые принимали участие в ВОВ. Сохранились фотографии, награды, фронтовые письма и воспоминания о них. Несколько ребят из нашей группы совместно с родителям подготовили небольшие рассказы про своих родственников участвовавших в войне. (Лиля Рогова, Ксюша Крапивина, Азат Фатрахманов, Максим Рачев) Прилагается презентация о беседе.

  • Что такое шерсть кратко

      

  • Бэй доу геншин импакт как получить

      

  • Психогимнастика как здоровьесберегающая технология в доу презентация

      

  • Чем занять детей в детском саду 5 6 в группе за столом

      

  • Презентация проекта за здоровьем в детский сад

Детские стихи о войне для 5 класса

Пятые классы считаются старшей школой. Дети 12 лет прекрасно эрудированы, имеют превосходную память, хорошую дикцию. Стихи о войне для пятого класса большие по тексту, с глубоким смыслом и жизненной ситуацией. Каждый стих-это отдельная история из жизни.

Читая такие строки, ощущаешь как подсознание тебя переносит в те далекие военные годы. Подневольно испытываешь на себе боль, страх, горечь потерь. Эти стихи необходимы для каждого школьника как вода, воздух, они учат детей помнить и чтить память всех воевавших солдат.

Так давайте же чтить ветеранов, не только по особенным датам в календаре. Их уж не так и много осталось!

https://youtube.com/watch?v=13DtWuGR_HA

Материалы для старших дошкольников

Для старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не будет.

Беседа

Разработка темы праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:

  • День Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети. Чтобы в мире не было войны, Человек Земли за всё в ответе. Пусть улыбнётся солнце на рассвете, И радостью прольётся в каждый дом. Пусть веселятся дети на планете. И будет ясным синий небосклон. Хоть сейчас мы маленький народ. Мир построить на Земле готовы. Чтоб сберечь планету от невзгод, Скинем мы с неё войны оковы. Чтоб услышать детский смех весной, В голубых объятиях эфира, Нужно дружно жить одной семьёй, Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева);
  • Спасибо героям, Спасибо солдатам, Что мир подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы кровью и потом Добыли Победу. Вы молоды были, Сейчас — уже деды. Мы эту победу — Вовек не забудем! Пусть мирное солнце Сияет всем людям! Пусть счастье и радость Живут на планете! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и детям! (Ольга Маслова);
  • Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! Ещё тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой! Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли! Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, За мирный дом, За мир, в котором мы живём! (М. Владимов);
  • стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).

Чтобы помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла, можно за основу использовать беседу Левановой Т.А. «День Победы 9 Мая».

Беседа с перечислением всех участников Парада Победы представлена в публикации Басмановой Ю.

Обращение к опыту ребят, в частности, к знаниям памятников Победы, в качестве основы для беседы показано в публикации Сухоруковой С.В.

Художественная литература

В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:

  • рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»);
  • рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).

Наглядность

Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации, например:

  • Гребневой Т.В. с рассказом о масштабности военных действий;
  • Мироновой Г.А. с описанием подвига детей и женщин, а также материалами о блокаде Ленинграда;
  • Соловьёвой М.Н. (комментарии к слайдам можно найти здесь) – в материалах в обобщённом виде представлена вся изученная по теме войны и Победы информация.

Кроме того, для обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось». После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:

  • Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
  • Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
  • Кто стоял во главе фашистов?

Фотогалерея: подборка фотоматериалов для старшего дошкольного возраста

День Победы является одним из самых ярких патриотических праздников. И в детских садах торжественные мероприятия по этому поводу начинаются с тематического рассказа или беседы педагога с детьми о том, что такое война, к каким потерям и последствиям она ведёт. Поскольку тема предполагает ежегодное к ней обращение, задача взрослого подобрать форму и содержание этого рассказа под возраст аудитории.

Военные профессии

Один из важных аспектов, которые нужно объяснить детям о войне, это военные профессии. Рассказывая о военной истории, мы учим ребенка уважать труд тех людей, которые защищали нашу страну в те сложные годы.

Основные военные профессии во время Великой Отечественной войны были связаны с военной службой. Многие русские и украинцы выходили на фронт и занимались солдатской службой. Некоторые достигали высоких званий и становились офицерами.

Мы должны объяснить детям, что солдаты, которые являются героями, это не только те, кто сражался на передовой, но и многие другие, которые занимались важными делами. Например, врачи и медсестры спасали жизни раненых, водители доставляли боеприпасы и продовольствие, а инженеры устраивали минные поля и защищали крепости.

Не только солдаты советской армии, но и многие гражданские профессии военной тематики принимали участие в войне. Многие люди устроились на заводах, где производились танки, самолеты и пушки. Более того, даже дети — дошкольники помогали стратегам в разработке военных планов, рисованию карт и подготовке докладов.

Для детских садов очень важно устроить встречи с ветеранами войны. Разговор с героями прошлого поможет детям понять, почему эта война была такой важной для нашей страны

Дети могут спросить, какие подвиги они совершили, какие битвы они вели и в каких городах-героях они побывали.

Одним из самых значимых мероприятий является посещение памятников, посвященных героям войны. На таких экскурсиях, дети должны правильно прочитать и запомнить имена и фамилии героев и разместить букеты цветов.

Таким образом, рассказывая детям о войне и военных профессиях, мы подготовляем их знаниям о памяти и героическом подвиге

Важно помнить, что каждый человек, независимо от возраста и профессии, может показать свою любовь и уважение к своей родине

Вместо заключения

В День празднования Великой Победы, постарайтесь познакомить малыша с ветеранами, поздравьте их с этим праздником, попросите рассказать о том, что хранит их память. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.

Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства и сплоченности. Праздник Победы – хороший повод рассказать детям о войне. Для современных родителей годы с 1941 по 1945 – это время, которое у многих забрало бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В один день закончилось детство у тех, кому мы обязаны своим детством. Наши родители делились с нами воспоминаниями, а мы должны передать эстафету памяти последующему поколению. Своеобразная консультация для родителей поможет подобрать правильные слова.

Военные профессии

Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии.

Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.

Зачем рассказывать детям о войне

Рассказывать детям о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов очень важно. Ведь это один из самых значимых и трагических периодов в истории нашей страны

Почему мы говорим об этом событии даже в детском саду?

Во-первых, детям нужно объяснить, почему именно война началась и как она повлияла на жизнь людей. Рассказы о подвигах советских солдат и героях-защитниках нашей родины помогут детям понять значение этого события и развить у них чувство патриотизма и любви к Родине.

Во-вторых, рассказы о войне помогут детям понять, что герои и подвиги не только в книгах и фильмах, но и в реальной жизни. Встречи с ветеранами и обсуждение тематических книг и фильмов о противостоянии советской армии и фашистской Германии помогут детям по-новому взглянуть на историю своей страны.

В-третьих, рассказы о войне важны для поддержания памяти о героических подвигах и доблести советских воинов. Дети смогут оценить, какие стратегии и оборонительные крепости помогли городам-героям выдержать вражеские атаки и не сдаться.

Также, важно не забывать о ролях женщин и детей в те годы. Русские дети голодали, а их мамы хищно занимались домашними делами и готовкой, чтобы поддерживать своих близких на фронте

Рассказывая о войне, мы должны помнить о том, что дети разного возраста воспринимают эту информацию по-разному. Малышам нужно рассказывать главным образом о мире и мире во всем мире

Ребенку нужно объяснить, что более важно — не звания и военные устройства, а само сотрудничество и мир. Задача детского сада в том, чтобы подготовить детей к такому взгляду

Для детей старшего возраста можно устроить тематические уроки, посвященные битвам и военным стратегиям

Важно не только рассказать о победах и героях, но и о тяжелых потерях и усилиях, вложенных в наше победу. Ребенок должен понять, что именно эти люди сделали, чтобы сохранить мир и свой день

Вывод: рассказывать детям о войне — это не только научить их истории, но и передать им ценности мира и справедливости. Таким образом, мы сможем воспитать поколение граждан, готовых беречь свою страну и общество.

Хатынь

Солдат Желобкович шагал со всеми. По белорусской земле, по отчему краю идет солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Деревня его — Хатынь.
Шагает солдат к друзьям боевым по роте:
— Не знаешь Хатыни? Хатынь, брат, лесное чудо!
И начинает солдат рассказ. Деревня стоит на поляне, на взгорке. Лес расступился здесь, солнцу дал волю. Мол, тридцать домов в Хатыни. Разбежались дома по поляне. Колодцы скользнули в землю. Дорога метнулась в ели. И там, где дорога прижалась к лесу, где ели уперлись стволами в небо, на самом бугре, на самом высоком краю Хатыни, он и живет — Иван Желобкович.
И напротив живет Желобкович. И слева живет Желобкович. И справа живет Желобкович. Их, Желобковичей, в этой Хатыни, как скажут, хоть пруд пруди.
Шел воин к своей Хатыни.
Дом вспоминал. Тех, кто остался в доме. Жену он оставил. Старуху мать, трехлетнюю дочь Маришку. Шагает солдат, Маришке несет подарок — ленту в ее косичку, ленту красную, как огонь.
Быстро идут войска. Вскоре увидит воин старуху мать. Обнимет старуху мать. Скажет солдат:
— Пришел.
Вскоре увидит солдат жену. Расцелует солдат жену. Скажет солдат:
— Пришел!
На руки возьмет Маришку. Подбросит солдат Маришку. Скажет и ей:
— Пришел!
Вынет солдат гостинец:
— На, получай, Маришка!
Шел воин к своей Хатыни. О друзьях, о соседях думал. Вскоре увидит всех Желобковичей. Увидит Яцкевичей, Рудаков, Мироновичей. Улыбнется солдат Хатыни. Скажет солдат:
— Пришел.
Вышли они к Хатыни. Рядом совсем, в километре от этих мест.
Солдат к командиру. Мол, рядом деревня. Вот тут, мол, овражек, за оврагом лесочек. Прошел лесочек, и вот Хатынь. Выслушал ротный.
— Ну что же, — сказал, — ступай.
Шагает солдат к Хатыни. Вот и овражек. Вот и лесочек. Вот-вот и избы сейчас покажутся. Сейчас он увидит мать. Сейчас он жену обнимет. Маришке вручит подарок. Подбросит Маришку к солнцу.
Прошел он лесочек. Вышел к поляне. Вышел — и замер. Смотрит, не верит — нет на месте своем Хатыни. На пепелище обгоревшие трубы одни торчат.
Остановился солдат, закричал:
— Где люди?! Где люди?!
Погибли в Хатыни люди. Взрослые, дети, старухи — все. Явились сюда фашисты:
— Партизаны! Бандиты! Лесные разбойники!
В сарай согнали фашисты жителей. Сожгли всех людей в сарае.
Подбежал солдат к отчему дому. Рухнул на пепел. Зарыдал, застонал солдат. Отлетел, выпал из рук гостинец. Затрепетала, забилась от ветра лента. Взвилась красным пламенем над землей.
Хатынь не одна. На белорусской земле много таких Хатыней было.

Родителям дошкольников

Откладывать разговоры на тему войны не обязательно до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не отказывайте ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам.

Говорить о войне с дошкольником нужно простым, понятным языком. Не надо перегружать рассказ датами, подробностями, которые ребенок просто не сможет разложить в голове по полочкам. Детям проще воспринимать информацию наглядно, когда можно посмотреть и потрогать. Поэтому говорите с ребенком, когда показываете семейный фотоальбом, читаете книгу на военную тематику или рассматриваете журнал о военной технике.

Говорить о подвигах советских солдат можно у вечного огня. Расскажите ребенку, что огонь символизирует вечную память о павших воинах и горит в любое время суток, в любую погоду. Поговорите о том, что надписи на мемориальных плитах – это не просто непонятные ребенку слова. Это имена воинов, погибших за будущее своей страны, за будущее нас и наших детей. С именем каждого воина связана своя история – история его жизни и смерти. Каждый из этих людей был чьим-то сыном, братом, отцом. Их линия жизни оборвалась, а мы продолжаем жить – и благодарим их за это.

Не стесняйтесь говорить о войне откровенно. Наша общая история не должна пропасть с годами, мы, родители, должны передавать эту память детям, а наши дети будут рассказывать о войне нашим внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.

День Победы в нашей семье

Для нашей семьи 9 мая — это особая дата, которая изменила судьбу нашего прадедушки. Он спасся чудом, благодаря медицинской сестре, которая везла его раненого за 8 километров в госпиталь, на санях зимой. А по приезду стала для него донором. К большому сожалению, нам не удалось найти эту отважную женщину, каждый год 9 мая мы всей семьей вспоминаем ее, благодарим за такой поступок. И продолжаем искать. Ее, наверное, уже нет в живых, ведь прошло много лет. Но ее дети и внуки должны знать, какой героический поступок она совершила и гордится ее подвигом.

На День Победы, наша бабушка каждый раз нам рассказывает свою историю то, что она хорошо помнит, не смотря на свой возраст. «Это невозможно стереть из памяти», — так она утверждает. Те кровавые годы навсегда оставили отпечаток. Когда началась война, ей было всего 11 лет и еще рядом три сестренки, которые были младше. Бабушке приходилось во всем помогать своей маме, ведь отец ушел на фронт, и вся надежда была только на нее и ее мать. Тяжелое было время. Зимой бабушка ходила на поле, для того чтобы достать из промерзшей земли хотя бы одну картофель – а прокормить ею нужно было еще трех сестер. С каждым годом бабушка раскрывает все новые и новые события тех лет, а мы сидим всей семьей и не можем остановить слез. Как много ей и ее семье пришлось пережить, какой сильной сделала людей война.

Обязательным, в этот день является посещение нашей семьей Парада Победы, возложение цветов на Братскую могилу погибшим солдатам. И конечно, мы берем самый красивый букет гвоздик и несем их на могилу нашего прадедушки. Мы не забудем его подвиг, пока наша семья будет жить.

Каждый год для того, чтобы почтить память погибших родных и просто солдат — молодых парней и девушек, которые хотели жить в мирной стране, строить семью, рожать детей, мы идем в бессмертном полку с фотографией прадедушки. Он навсегда в наших сердцах, «он идет рядом с нами», пока мы его помним…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий