Воспитание ребенка: что это такое, принципы, задачи

Цели и задачи воспитания

Ключевыми для образовательной организации являются цели и задачи, которых необходимо достичь в процессе воспитания. Основные направления заданы примерной программой.

Названы нюансы воспитания детей разных возрастных групп:

Ученики младших классов (начальная школа)

При выборе методик воспитательного процесса важно определить, какая среда будет наиболее благоприятной для усвоения знаний, традиций и норм.
Подростки (средние классы). Основной акцент педагоги должны ставить на развитии и укреплении связей — с близкими, членами семьи и т.д.
Юношеский возраст (старшие классы)

Упор следует делать на совершение дел, имеющих социальную значимость (заботиться о близких), уважение своей страны.

Основные цели воспитания ребенка в семье

father and daughters

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

  • создание благоприятных условий для проживания и развития;
  • формирование основ культуры общения;
  • разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей;
  • подготовка к жизни в социуме;
  • формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны;
  • привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;
  • формирование основ безопасности;
  • развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности;
  • приобщить к социокультурным ценностям;
  • ознакомить с миром природы;
  • развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений. В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте

Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи

В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным. Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

  1. Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.
  2. Обеспечить защиту и безопасность ребенка.
  3. Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.
  4. Передать личный и общественный опыт.
  5. Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Терминология

Концепция дошкольного воспитания — это документ, заявляющий текущие принципы воспитания подрастающего поколения. Рабочие программы воспитателей детских садов поясняют и раскрывают эту концепцию, объясняют и перечисляют методы воспитания дошкольников. Педагогическая психология определяет особенности развития психики обучающихся, выявляет закономерности воспитания детей дошкольного возраста, на которых строится вся образовательная система. Психология разрабатывает базис для педагогики, превращающий законы возрастной психологии в дидактические принципы.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — одна из самых важных и сложных задач образования. Ведь на этом этапе начинается долгий путь социализации маленького человека, его дорога к становлению полноценным членом социума. Дошкольное воспитание — это отправная точка путешествия, знакомство с главными правилами жизни общества.

Цели воспитательного процесса

Для того, чтобы воспитание было успешным, важно организовывать все виды деятельности воспитанников. Любое действие педагога при этом призвано качественно изменить поведение воспитанника и его сознание

Говоря простыми словами, воспитание в детском учреждении — это организация содержательного обучения и развивающей сознание ребенка деятельности. Для этого взрослый и дети выстраивают определенные взаимоотношения, играют в них свои роли.

При организации воспитания в школе или ДОУ педагоги должны ясно понимать цели воспитательного процесса:

  1. Развитие духовности.
  2. Приобщение к мировой и отечественной культуре.
  3. Раскрытие талантов ребенка в творчестве.
  4. Приобщение детей к патриотическим ценностям и уважению к гражданам своей страны.
  5. Развитие в детях навыков самообслуживания.
  6. Социальное развитие ребенка, подготовка его к выполнению социальных ролей.
  7. Приобщение к спорту, самообразованию и прочим достижениям.
  8. Укрепление семейных отношений и поддержка неблагополучных семей.
  9. Профилактика детских правонарушений и беспризорности.

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Способы воздействия на индивида

Воспитание подразумевает несколько способов влияния на личность ребенка:

Эмоционально-воспитательное. Этот тип влияния подразумевают вызов и поддержку у ребенка набора аффективных состояний. Они могут как облегчить, так и затруднить принятие слов педагога

Поэтому важно вызвать у ребенка положительные эмоции, тогда он будет открыт к словам и действиям педагога, и наоборот, при преобладании негативных эмоций воспитуемый будет активно противостоять педагогу и отдаляться от него.
Когнитивно-воспитательное. Педагог дает ученику новые знания, влияет на них и совершенствует

Эта сфера воспитания является одной из важнейших, так как во многом определяет личность ребенка в будущем.
Поведенческое влияние. Педагог в рамках этого типа влияния меняет модели поведения ребенка и улучшает их. Но при этом важно не просто вынуждать ребенка действовать тем или иным образом, но и подкреплять эти поступки эмоциями, так он косвенно влияет на его личность.

Хорошо эти способы работают в совокупности, так как эмоции, знания и поступки тесно взаимосвязаны. Поэтому и влиять на личность ребенка педагог должен через все каналы сразу

Важно, чтобы сам воспитатель умел работать с каждым из них, при необходимости акцентируя работу на определенном

Основные стили воспитания детей

Существует 4 стиля воспитания детей в семье в психологии:

  • авторитарный;
  • попустительский;
  • демократический;
  • отчужденный.

Авторитарное воспитание

При таком стиле родительского воспитания ребенка от детей ожидается, что они будут следовать строгим правилам, установленным родителями. Несоблюдение таких правил обычно приводит к наказанию. Авторитарные родители не объясняют, чем обусловлены эти правила. Если родителя попросят объяснить, он может просто ответить: «Потому что я так сказал».

Последствия авторитарного воспитания

Авторитарный стиль воспитания обычно приводит к появлению послушных и умелых детей, но они занимают более низкие позиции по уровню счастья, социальной компетентности и самооценке среди сверстников. Они также могут быть более склонны ко лжи, чтобы избежать наказания.

Демократичное воспитание

Как и авторитарные родители, люди с демократичным стилем воспитания устанавливают правила и рекомендации, которым должны следовать их дети. Однако этот стиль воспитания гораздо более комфортен для детей.
Общие характеристики демократичного стиля воспитания:

  • Родители отзывчивые и готовы выслушать вопросы детей.
  • Эти родители многого ожидают от своих детей, но при этом обеспечивают тепло, обратную связь и адекватную поддержку.
  • Когда дети не оправдывают ожиданий, такие родители скорее воспитывают и прощают, чем наказывают.
  • Дисциплинарные методы скорее утверждающие и поддерживающие, чем навязчивые, ограничивающие или карательные.

Цель демократичных родителей — вырастить детей социально ответственными, способными к сотрудничеству и саморегуляции. Сочетание ожиданий и поддержки помогает детям авторитетных родителей развивать такие навыки, как независимость, самоконтроль и саморегуляция.

Попустительское воспитание

Родители, которых часто называют снисходительными, предъявляют к своим детям очень мало требований. Эти родители редко наказывают своих детей, потому что у них относительно низкие ожидания в отношении зрелости и самоконтроля.
Другие общие характеристики попустительского стиля семейного воспитания ребенка в семье:

  • Родители отдают предпочтение роли друга для своего ребенка, а не роли родителя.
  • Они теплые и внимательные, но, как правило, устанавливают мало правил, редко следят за их соблюдением и имеют мало ожиданий.
  • Они позволяют своим детям принимать собственные решения.

Поскольку родители не ожидают от своих детей зрелого поведения, дети могут испытывать трудности с установлением границ для себя. С положительной стороны, это может помочь детям стать более самостоятельными и независимыми. С другой стороны, это может способствовать неспособности самоконтроля и дисциплины.

Последствия попустительского воспитания

Попустительское воспитание часто приводит к тому, что дети, как ни парадоксально, имеют низкие показатели удовлетворенности и саморегуляции. Такие дети чаще испытывают проблемы с понятием «авторитет» и имеют низкую успеваемость в школе.

Отчужденное воспитание

Отчужденное воспитание характеризуется небольшим количеством требований, низкой отзывчивостью и очень малым количеством общения.
Другие характеристики отчужденного стиля воспитания:

  • Хотя такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они в целом отстранены от жизни своего ребенка.
  • Они могут следить за тем, чтобы их дети были сыты и имели кров, но практически ничего не предлагают в качестве руководства, структуры, правил или даже поддержки.
  • Такие родители могут казаться равнодушными, безответными и пренебрежительными.
  • В некоторых случаях такие родители могут отвергать потребности своих детей или пренебрегать ими. Они также могут проявлять физическое или эмоциональное насилие.

Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что дети, воспитывающиеся нерадивыми родителями, обычно испытывают трудности в учебе, чаще страдают от депрессии, имеют худшие социальные отношения, с трудом контролируют свои эмоции и испытывают большее беспокойство.

Последствия отчужденного воспитания

Этот стиль воспитания занимает самое низкое место во всех жизненных сферах. Такие дети, как правило, не обладают самоконтролем, имеют низкую самооценку и менее компетентны, чем их сверстники.

Виды воспитания

Различают следующие виды воспитания:

  • Нравственное.
  • Физическое.
  • Трудовое.
  • Умственное.
  • Эстетическое.

Нравственное

При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе.Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:

  1. Навыки нравственного поведения, усвоенные воспитанником на основе законов морали, принятых в современном обществе.
  2. Умение самостоятельно анализировать свои поступки с точки зрения собственных моральных убеждений.

Физическое

Хорошая физическая подготовкавырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем.Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:

  1. Правильное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.
  2. Поощрение двигательной физической активности и развитие таких качеств, как сила, ловкость, выносливость.

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование.Здесь выделяются такие задачи:

  1. Подготовка человека к осознанному выбору профессии.
  2. Формирование таких положительных качеств личности, как ответственность, дисциплинированность.

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.

Умственное

Результат умственного воспитания – хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.
В этом случае важными задачами для педагога являются:

  1. Формирование познавательной активности ученика, его научного мировоззрения.
  2. Развитие интереса к познанию, активность в самостоятельном выборе средств для достижения поставленной цели.

Эстетическое

Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:

  1. Сформировать у воспитанника эстетическое отношение к действительности.
  2. Пробудить в нем чувство “прекрасного”.
  3. Воспитать в нем стремление быть прекрасным как в мыслях, так в делах, поступках и внешнем виде.

По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.

Формирование личности ребенка в семье

В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности.

Отечественный психолог Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей:

  • нестабильность эмоций, противоречивость характера;
  • неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка;
  • эгоцентризм, эгоизм;
  • психологическая ригидность;
  • эмоциональная холодность;
  • требовательность.

До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем

Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь. Психологи утверждают, что самопринятие личности зависит от принятия ребенка родителями

Лучший пример – личный пример

Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика.

Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше

Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти.

Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу

Поэтому так важно правильно критиковать малыша

Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится

Но важно не забывать про мотивацию

Ребенок – лидер

Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме.

Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровеньЛичные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Средний уровеньРебенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы.
Высокий уровеньРебенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

Подробнее о роли родителей в воспитании читайте в новой статье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика. Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам

Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду

Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.

Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.

То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?

Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.

Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Качества, которые необходимо развивать педагогу

Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.

Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения

Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения. В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка)

В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий