Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: критерии развития мальчика, девочки

Развивающие игры и занятия с ребенком в 2 года 9 месяцев

Чтобы ребенок гармонично развивался, родители должны уделять много внимания занятиям. Кроме обучения малыша новым навыкам и знаниям, при совместных занятиях сглаживаются недостатки характера и развиваются достоинства.

  • Подвижные игры. Малыш любит играть в активные игры, он прыгает, бегает, гоняет мячик, лазает по турникетам на детской площадке. Занимаясь, проводите игры в виде соревнований, в конце которых победивший получит приз.
  • Ролевые игры. Дети с удовольствием играют в продавцов, докторов, копируют действия мамы (варят куклам обед). Они вспоминают действия, которые выполнял тот или иной человек. Чем наблюдательнее
  • карапуз, тем лучше он копирует, к примеру, действия врача или водителя.
  • Мамин помощник. В 2 года 9 месяцев можно смело вовлекать кроху в хозяйственные дела, давая малышу несложные поручения. Пусть он загрузит белье в стиральную машину, помоет посуду или протрет пыль. Организовать процесс нужно в виде игры, чтобы малыш сам с удовольствием принимал в нем участие. Не забывайте похвалить за проделанную работу.
  • Читаем книжки. При чтении книжек рассматривайте с карапузом картинки, задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением по поводу поведения того или иного героя (кто хороший, а кто плохо поступает).

Физическое развитие ребенка на 9 месяце

На 9 месяце жизни вес мальчиков достигает от 7,9 кг до 10,5 кг, рост от 68,2 см до 75,1 см. Вес девочек от 7,5 кг до 9,7 кг, рост от 67,5 см до 74,1 см. Окружность головы у мальчиков достигает от 44,0 см до 47,4 см, грудь от 44,4 см до 50,8 см. У девочек соответственно от 42,9 см до 46,4 см – окружность головы, от 44,5 см до 49,3 см окружность груди.

Рост и вес на 9 месяце развития являются основными показателями физического состояния ребенка. При измерении данных параметров можно посмотреть тенденцию роста, и сделать выводы как развивается ребенок.

Начиная с 9 месяца, малыш растет примерно на полтора сантиметра вплоть до года. Раньше младенец рос быстрее, однако с каждым месяцем показатель прироста немного уменьшается.

Как развивать малыша

  • Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
  • Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
  • Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
  • Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
  • Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
  • Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
  • Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное

Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищиБлюда
ЗавтракКаша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
ОбедОвощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
ПолдникТворог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
УжинОвощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Сводная таблица с навыками

— В 9 месяцев я уже очень многое могу!

Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому — смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.

Действия с предметами

Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)

Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.

Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.

Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.

Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова. Это автономная речь — т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.

Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет. Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы — все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Психомоторное развитие ребенка

При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.

2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.

3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.

4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.

5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.

6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).

6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.

7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.

8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.

9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.

11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.

Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.

Игры

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Физическое развитие

В этом возрасте дети уже ходят, бегают и прыгают, перепрыгивают через препятствия, взбираются по лестнице, опускаются с нее самостоятельно. Но кроме этого есть и много других умений и навыков. Только девочки и мальчики уже немного различны в своих проявлениях и предпочтениях. Хотя кушать ложкой и пить из чашки и те, и другие должны уже самостоятельно.

Общим является и одевание на улицу, чистка зубов и умывание, мытье рук. Также, дети с удовольствием помогают родителям по дому и делают гимнастику по утрам. Физическая активность в самом расцвете: неугомонное чадо не сидит ни минуты на месте, но при этом уже четко знает, какие предметы под запретом (аптечка, косметика, моющие средства). Действия уже обдуманны, и с помощью общения вполне можно контролировать занятия ребенка.

Специалисты рекомендуют делать каждый день с ребенком небольшую зарядку-гимнастику. Это разовьет его физически и, поверьте, делать он эту процедуру будет с удовольствием.

Зарядка

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Этим занятие начинается и заканчивается.
  • Ходьба под музыкальное сопровождение: ноги высоко поднимать в коленях, а руки разводить в стороны.
  • Попрыгать по комнате не меньше минуты.
  • «Гусиная» ходьба и «велосипед».

Малышу можно предложить и другие упражнения, подобрать различную музыку или считалочки. Для снятия напряжения и агрессии проводите периодически «бой» подушками, но потом умойте ребенка и сделайте расслабляющий массаж. Чередуйте активные игры с творчеством и чтением. Такая методика проведения досуга не даст малышу скучать.

Интеллектуальное развитие

Игровая деятельность постепенно становится ведущей. Карапуз наблюдает за окружающим и имитирует в игре повседневную деятельность взрослых (развешивает белье, разговаривает по телефону, поднимает упавшую куклу и укачивает ее).

Постепенно происходит социализация. Малыш играет рядом с другими детьми на площадке или в песочнице. Это еще не совместная игра, а именно игра рядом.

В этом возрасте малыш:

знает, как его зовут;
любуется своим отражением в зеркале;
на вопрос «кто это в зеркале? » называет себя по имени;
знает, где живет, может привести маму от места прогулки к дому;
старается подчиняться указаниям «нельзя» и «можно»;
выполняет простые задания (принести игрушку, подать ложку);
показывает основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
различает размеры – большой и маленький;
различает простейшие формы (круг, квадрат);
строит из кубиков простые сооружения (башня, ворота, дорога);
концентрирует внимание на объекте в течение 3 – 10 минут;
собирает пазл из 2-4 частей;
показывает части тела – рука, нога, голова;
показывает части лица – нос, глазки, ротик;
сортирует предметы в сортере;
любит «читать» книжки.

Лучшими играми являются подвижные и эмоциональные. Самая любимая – это прятки. Прятаться может как взрослый, так и малыш. Как радуется кроха, когда понимает, что его «обнаружили».

Среди великого многообразия игрушек и развивающих игр на интеллект можно выделить:

  • сортеры,
  • конструкторы с крупными частями,
  • простейшие головоломки,
  • крупные пазлы из 2 – 4 частей,
  • матрешки, неваляшки,
  • машинки, трактора, паровозы и другой транспорт,
  • фигурки животных, сказочных героев,
  • механическая юла (волчок),
  • магнитная рыбалка,
  • крупная мозаика,
  • лото,
  • парные картинки.

2.1. Продуктивная деятельность

Ребенка второго года жизни стоит учить отображать на бумаге все то, что он видит в жизни. Пусть пока это примитивные работы, но как интересно будет рассматривать их, когда малыш станет взрослым!

Рекомендуемые темы для живописных работ:

ТемаИзображениеЧем рисуем
Орешки для белкиРядом с изображением белочки рисуем орешки.Поролоновые палочки, гуашью
Дорожки горизонтальныеГоризонтальные линии, по которым потом побегут цыплята (курочки, птички). Цыплят взрослый разместит на дорожкахКарандаши
ДождикВертикальные отрывистые линии. Рисуем и произносим: «Дождик-дождик, кап да кап, мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки»Фломастеры
Цветочная полянаНа зеленом картоне рисуем множество цветовГуашь, акварель, пальчики, ватные палочки
Снег идетНа темном фоне рисуем хлопья снегаГуашь или акварель, поролоновые палочки
Веточка смородины (рябины)На листе с зеленой веточкой дорисовываем ягодыГуашь, пальчиками
Зимние узоры на окнеНа голубом фоне рисуем узорыВосковые мелки
Елка в гости пришлаНа елке дорисовываем разноцветные шарыАкварель или гуашь, пальчиками
Украшаем платье для куклыНа вырезанном из бумаги платье дорисовываем полоски, пятна, мазкиАкварель, кисть

Не следует забывать при работе красками о баночках – непроливайках, салфетках и других средствах, которые помогут в случае мелких неприятностей.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Занимаясь рисованием, не забывайте произносить названия цветов. Учите малыша убирать за собой после занятия. И обязательно хвалите художника после завершения шедевра.

Во время занятий лепкой ребенок учится отрывать мелкие кусочки глины (пластилина) от целого куска (крошки для синички), сплющивать лепешки (оладушки для бабушки), дырявить пальчиками пласт из глины (норки для мышки).

Занимаясь аппликацией, необходимо научить ребенка правильно, перпендикулярно к бумаге располагать клеевой карандаш и аккуратно намазывать силуэты, которые надо наклеить. Сначала это хаотично расположенные на листе фигуры. А затем можно придумать сюжет (елка с фонариками, гусеница из разноцветных кругов, домик из квадратов).

Физическое и психическое развитие ребенка в 2 года и 9 месяцев

Нервно-психическое развитие1.      Ребенок знаком с основными цветами и частями тела.

2.      Активно рисует, лепит, мастерит поделки.

3.      При повторении одних и тех же событий систематизирует происходящие процессы и с успехом вписывает себя в эту систему, к примеру, с удовольствием участвует в небольших театральных сценках.

4.      Осваивает ролевые игры, активно включается в их планирование.

5.      У малыша возрастает потребность в получении ответов на вопросы, которые он задает все чаще.

6.      Ребенок расширяет круг общения, включается в разговор с посторонними (например, в поликлинике или магазине).

7.      Малыш хорошо запоминает небольшие песенки и стихи.

Речевое развитие Ребенок быстро пополняет словарный запас, более правильно выстраивает предложения. Потребность говорить у него растет с каждым днем, слова вылетают из малыша со скоростью пулеметной очереди. Кроха использует предложения из 3-х и более слов, уверенно отвечает на вопросы по картинке со знакомыми персонажами (кто нарисован, что делает?). Малыш активно ведет диалог с детьми во время игры, здоровается и говорит «пока» или «до свидания».
Бытовые навыки
  • Умеет одеваться без посторонней помощи, надевать обувь с несложной застежкой (к примеру, ботиночки на липучках), учится обращаться с пуговицами.
  • Самостоятельно причесывается, умывается и чистит зубы.
  • Сам убирает игрушки и складывает одежду самостоятельно ест и пьет
Развитие моторики1.      Малыш умеет хорошо ездить на трехколесном велосипеде.

2.      Собирает сложные конструкции из конструктора.

3.      Хорошо прыгает и бегает.

4.      Поднимается по лестнице, не пользуясь перилами.

5.      Без проблем спрыгивает с небольшой высоты (со ступеньки или бордюра).

6.      Уверенно ходит на цыпочках, удерживая равновесие.

7.      Без проблем листает книжные страницы.

8.      Может пройти без помощи взрослых по наклонной доске.

9.      Умеет пользоваться ножницами, вначале беспорядочно разрезает бумагу, затем учится вырезать простые фигуры.

Социальное развитие (отношения с окружающими) У ребенка развивается индивидуальное отношение к каждому члену семьи, поэтому он по-разному общается, к примеру, с мамой и бабушкой.

При самостоятельных играх дети подражают своему полу, дочка — маме, а сын — папе.

Чувство привязанности к родным немного ослабевает. Дети, как и раньше, волнуются при их уходе, но быстро успокаиваются.

Малыши активно подражают друг другу. Если начал прыгать один, за ним это же повторяют все детки.

Опыт бессознательногоПри появлении в жизни ребенка какого-то события или предмета, связанного с рождением, он пытается воспроизвести то, что подсознательно отложилось у него в голове. Малыш становится сосредоточенным, пытается что-то вспомнить или объяснить. Он выделяет отдельные образы, связанные с внутриутробным развитием и рождением.

Главное в развитии

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чему он за это время своей жизни должен уже научиться? Изначально надо отметить, что малыш уже хорошо узнает своих близких и родственников, движения его рук становятся с каждым днем все более уверенными, ловкими, точными. При этом активно развивается память, кроха учится познавать мир, уже умело манипулирует определенными предметами. В это время действия ребенка приобретают целенаправленность, происходит осознанное использование той или иной игрушки.

В это время любимым занятием крохи становится открытие различных шкафчиков, ящиков, тумбочек, за чем следует извлечение всего, что находится там. Именно поэтому родители ни на минуту не должны оставлять кроху самого. Ведь есть огромный риск того, что ребенок наткнется на что-то опасное и нанесет вред собственному здоровью.

Игровые занятия

Развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев происходит с использованием различных игровых занятий, но предпочтение сейчас они отдают физической активности. Поэтому сделайте с утра зарядку, включите в прогулку занятия с мячами, устройте вечером ванную с игрушками. Это поможет выплеснуть лишнюю энергию, добавит ребенку положительных эмоций и повысит аппетит.

Интеллектуально развивать можно, используя давно прижившиеся кубики-пазлы-конструкторы. Важным дополнением в возрасте 1 года 9 месяцев становится альбом для рисования и первые краски и фломастеры. Лепка как из мягкой массы, так и из пластилина даст дальнейшее развитие моторики ребенка и будет способствовать усидчивости, которой сейчас очень не хватает.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник. 

Физическое развитие:

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие:

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

Особенности ухода и гигиены

Купание проводят ежедневно во второй половине дня.

Так как ребенок хорошо сидит, ванну следует оборудовать специальным кругом или стульчиком, которые обеспечат его устойчивое положение и защиту.

Также используют резиновую шапочку для защиты лица от шампуня. Вода для купания должна быть около 45 градусов.

Используют мягкие губки. Ребенка моют осторожными поглаживающими движениями. Если малыш предпочитает подолгу плескаться, купание можно растянуть до 20-30 минут. В ванной можно занять ребенка игрой в мыльные пузыри, мячик и другие резиновые игрушки.

Для мытья первых зубов используют детские зубные щетки с мягкой щетиной. Тщательно промывают все складки тела. Голову моют последней. Наружный слуховой проход и носовые ходы чистят каждый день. После мытья ежедневно используют эмоленты (увлажняющие средства). Купание детей обоего пола проходит в едином порядке, но с небольшими отличиями.

Купание мальчика

Гигиена промежности мальчика включает в себя осторожное промывание с отодвиганием крайней плоти, тщательное обмывание половых органов и всех складочек. Кожу промежности нельзя тереть

Купание девочки

Девочкам осторожными движениями обмывают наружные половые органы только в направлении спереди назад, не растирая кожу. Тщательно моют все складки промежности. Отверстие заднего прохода обмывают последним.

Массаж

Массаж включает в себя поглаживающие и растирающие движения на туловище и ножки. Разминание ребенку не проводят. Массаж делают в определенном порядке: поглаживание-растирание-поглаживание.

  1. Медленными круговыми движениями погладить живот ребенка по часовой стрелке вокруг пупка, после чего сделать несколько прямых движений в направлении косых мышц – 5-10 раз.
  2. Погладить спинку от затылка до ягодиц и в обратном порядке – 10 раз.
  3. Погладить ножки от стоп к ягодицам – по 10 раз.
  4. Легкими осторожными ударными движениями подушечек пальцев помассировать спинку и ягодицы – 1-2 минуты.
  5. Растереть мышцы спины тыльной стороной ладони – 1-2 минуты.
  6. Легкими вибрирующими движениями погладить область груди – 2 минуты.
  7. Завершить массаж поглаживанием.

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 — 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Примерный режим дня и сна

  • 7:00-7:30. Пробуждение и первый прием пищи.
  • 7:30-8:00. Умывание.
  • 8:00-9:00. Период бодрствования.
  • 9:00-10:00. Небольшая физическая нагрузка (гимнастика). Свободное время.
  • 10:00-11:00. Второй прием пищи.
  • 11:00-12:00. Бодрствование.
  • 12:00- 14:00. Прогулка на свежем воздухе (большую часть прогулки малыш спит).
  • 14:30-15:00. Третий прием пищи (основной). Отдых.
  • 15:00-17:00. Бодрствование (активные игры с родителями или другими детьми).
  • 17:00-18:00. Вторая прогулка на свежем воздухе (ребенок спит большую часть времени).
  • 18:00-21:00. Четвертый прием пищи. Бодрствование, спокойные игры.
  • 21:00-21:30. Купание.
  • 21:30. Пятый прием пищи.
  • 22:00. Подготовка ко сну.
  • 22:30-7:00. Основной сон.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий