Занятия для развития
Развивающие игры
Для развития речи
Игра в названия – для этого упражнения можно использовать карточки с рисунками или же просто активно задействовать окружение во время прогулки.
Покажите малышу какой-либо предмет и произнесите его название и звук, который он издаёт. К примеру – «это собачка, она говорит гав-гав», «это машина, она делает врум-врум» и т. д.
Практикуйте такую игру регулярно и со временем малыш будет называть увиденные предметы без подсказки.
Игра в цвет, форму и размер. Посадите малыша на плед и разложите вокруг него множество разноцветных предметов — мячики, кубики, бублики от пирамидки и т. д.
Покажите малышу пару предметов и предложите взять тот, что больше понравился. Пока он будет его рассматривать, расскажите ребенку о нём, а затем о том, что остался у вас в руках. Например, «У тебя мячик, он красный, круглый, мягкий, а у меня кубик, он синий, твёрдый, квадратный».
Это идеальное упражнение для спокойного отдыха и постепенного развития у крохи интереса к цветам и различиям между ними.
Узнай цвет и форму. Это упражнение можно включить сразу после того, как малыш начал проявлять заинтересованность к цветам предметов.
Дайте малышу игрушку в руки и отправьтесь с ним гулять по квартире или двору, указывая на предмет и называя его цвет. Например, «смотри, это диван. Он мягкий и коричневый, как твой мишка». Предложите малышу потрогать предмет или если это возможно — подержать его в руках. Несколько раз повторите название цвета.
На развитие координации движений
Поезд для игрушек. Эта игра может надолго занять и развеселить маленького непоседу, а также разовьёт его мелкую моторику и координацию движений.
Соедините между собой несколько обувных коробок (желательно с крышкой) при помощи нитки, так чтобы получились «вагоны паровозика».
Предложите малышу собрать в них игрушки, перевозя за собой «состав» по дому.
Прищепки. Положите перед младенцем большой кусок ткани и россыпь разноцветных прищепок. Покажите, как прищепка может защепить ткань и предложите ему самому попробовать это повторить.
Похвалите его в случае успеха, а в случае неудачи поддержите и покажите ещё раз, как нужно это делать.
Прощание с соской. По заверению логопедов и ортодонтов – 11 месяцев это самое время, чтобы избавить малыша от привычки сосать соску. Чтобы показать крохе, что пустышка ему больше не нужна, воспользуйтесь ролевой игрой. Вставьте соску в рот игрушке и скажите – «смотри, мишка еще маленький, ему так хочется пососатьсоску, давай дадим ему твою». Пусть малыш попробует сам дать игрушке пустышку. Просите его об этом каждый день и со временем малыш будет уверен в том, что пустышка ему не нужна.
Игрушки для развития
Если у малыша не будет необходимых игрушек, он легко себя займёт изучением окружающих его предметов – проверкой обоев на прочность, открыванием шкафчиков, дегустацией кошачьего корма и т. д. Это вовсе не значит, что нужно скупать все самые дорогостоящие «развивашки» из детского магазина. Достаточно, чтобы у вашего ребёнка были:
- Куклы и мягкие игрушки в виде людей и животных – их можно задействовать для ролевых игр.
- Набор формочек для песочницы, лопатка, совочек – для мелкой моторики.
- Мячики для игры дома и на улице – для развития координации движений.
- Говорящая игрушка, которая поёт песенки, рассказывает сказки или стихи – для развития речи в игровой форме.
- Иллюстрированная книга со сказками. Чем раньше малыш научится получать удовольствие от чтения, тем лучше для его развития речи и расширения кругозора.
Развитие
В жизни малыша всё больше новых открытий. Он уже такой взрослый. Давайте рассмотрим, какие же особенности наблюдаются в его развитии, какой прогресс в мелкой и крупной моторике, в эмоциональной и интеллектуальной сфере.
Как ребёнок умеет двигаться
Одиннадцатимесячный карапуз уже умеет:
- Ловко владеть кистью руки, и индивидуально всеми пальчиками.
- С абсолютной лёгкостью садиться и приподнимается. Сидит уверено и продолжительное время.
- Умеет ползать.
- Поднимается, держась за кого-то или за что-то. Таким же образом пытается совершать свои первые шаги.
- Может залазить на невысокие предметы мебели и самостоятельно с них слазить.
- Пытается шагать без чьей либо поддержки.
Мой сын в 11 месяцев уже начал самостоятельно ходить. Правда делал буквально два-три шага и падал на попу. Но при этом не расстраивался, а даже улыбался. Потом снова вставал и пробовал идти. Иногда он ленился и перемещался, держась за кроватку.
Интеллектуальное развитие карапуза
Ваш ребёнок изменился, он уже понимает практически всё, что вокруг него происходит. Разбирает то, о чём говорят взрослые, о чём они его просят. Только сейчас вы впервые сможете не просто услышать слова «мама» или «папа», они будут направлены именно на вас. Ребёнок посмотрит в вашу сторону, потянет ручки и скажет – «мама». Это незабываемое ощущение. Какими ещё навыками в умственном развитии обзавёлся малыш:
- Когда ребёнок голоден или хочет писать — он уже осознанно произнесёт слова, символизирующие эти процессы («ням», «пи-пи»).
- Пытается разговаривать голосами животных.
- Понимает значение просьб, услышанных от родителей, и послушно выполняет их.
- Знает, что такое «нельзя». И уже спокойно к этому относится, не обижается и не сердится.
- Научился махать или кивать головой, когда хочет сказать «нет» и «да» соответственно.
- Умеет прощаться с помощью махания ручкой.
- Произносит слова благодарности путём кивания головой.
- Осознанно совершает определённые действия, например, играет мячом, звонит в колокольчик.
- Играет в игры типа «коза-дереза» и «ладушки».
- Самостоятельно собирает пирамидку, матрёшек, строит замок из кубиков.
- Малыш подражает маме. Готовит кушать в игрушечной посудке, качает куколку и кладёт её спать.
- Ребёнок уже дал предметам и действиям свои названия, например «ляля», «биби», «бах».
- Развились навыки сообразительности. Малыш понимает, что может использовать какие-то вспомогательные предметы для достижения своей цели.
- Кроха научился манипулировать, понимает, что можно «поплакать», чтоб получить желаемое.
Эмоции и социальные навыки
У ребёнка развивается психологическая дифференциация. В одиннадцатимесячном возрасте ему свойственны следующие умения:
По настроению ребёнка уже можно понять нравится ему какое-то действие, человек, животное, игрушка или наоборот вызывает только чувство неприязни.
Если кроху что-то не устраивает, например, его заставляют кушать что-то «невкусное» или купаться (если он этого не любит), то ребёнок всем своим видом будет показывать протест и упрямиться.
Малыш уже свободно общается с другими детками
Теперь он стал выбирать себе друзей и в этот список входят далеко не все дети его окружения.
Важно приучать малыша оставаться без мамы, становиться самостоятельным.
Игры, развивающие координацию движений
Развивающие игры для 11-месячнного ребенка, которые улучшают его координацию, зависят от уровня его развития.
Игра «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!»
На 11-м месяце жизни ребенок интересуется всем, что можно открыть и закрыть
Картонные коробки — это предметы, которые будут привлекать его пристальное внимание
Для того чтобы играть в эту игру, понадобятся 2—3 картонные коробки, которые могут закрываться. Свяжите эти коробки между собой ленточкой и превратите все в небольшой поезд, коробки в котором будут имитировать вагончики. Сядьте с ребенком на пол, рассыпьте несколько маленьких игрушек, которые смогут по размеру войти в коробки. Откройте все «вагоны» и попросите малыша сложить, вместе с вами, в них груз. Малыш увидит, что вы делаете, и начнет повторять все ваши движения. Когда малыш поставит хотя бы одну игрушку в коробку, возьмите за ленточку и говорите «Чух-чух-чух, я — игрушек лучший друг!». Повторяйте это и очень медленно тяните «поезд», пока ребенок не заинтересуется и не возьмет ленточку в ручку и не начнет ее тянуть.
Игра «Щип-прищип!»
Задумываясь о том, во что поиграть с ребенком 11 месяцев, подумайте, что будет ему интересно. В этом возрасте малышу нравится абсолютно все, что в руках держит его мама, и прищепки тоже входят в число этих вещей. Возьмите небольшой квадрат плотного картона. Посадите ребенка, сядьте рядом и прицепите у него на глазах прищепки на картон. После этого медленно, плавными движениями снимите их и также медленно закрепите их вновь. После этого оставьте ребенка наедине с новой игрушкой и издали наблюдайте за его действиями. Малыш начнет снимать и вновь закреплять прищепки. Эта игра позволяет скоординировать движения рук и глаза малыша. Он будет внимательно следить за тем, как прищепка реагирует на его движения, и продолжать пытаться снять либо закрепить ее. Обязательно похвалите ребенка, если у него получается. В другом случае покажите ему все движения вновь. Пусть малыш координирует свои движения и развивает моторику пальцев рук.
Игра «Прощай, соска!»
Очень важно знать, как поиграть с ребенком 11 месяцев, чтобы помочь ему избавиться от соски. В 11—12 месяцев, согласно мнению логопедов, пора избавиться от пустышки, которая в дальнейшем станет вредной и абсолютно бесполезной привычкой
Для того чтобы подготовить ребенка к расставанию с его любимейшим предметом, каждый день берите в руку соску и делайте вид, что даете ее пососать какой-либо мягкой игрушке. При этом приговаривайте «Мишка (если это медведь) тоже хочет пустышку, он очень маленький, меньше чем ты — (имя ребенка)!». Делая так каждый день на протяжении недели, вы дадите малышу понять, что пустышка нужна еще кому-то. После этого заберите соску — один раз и навсегда, сказав, что отдали ее мишке.
11 месяцев — возраст, когда родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы развить в ребенке много новых важных навыков, а описанные нами игры только помогут им в этом.
Речевое развитие
Навыки и умения
В речевом развитии ребенка намечается прогресс:
- появляются «любимые» слова: обычно это одно- или двухсложные произвольные сочетания звуков, которые приобретают тот или иной смысл в зависимости от ситуации (например, слово «гынь» может обозначать и кошку, и игрушку, и требование подать какой-либо предмет, и неожиданное желание подкрепиться);
- продолжает совершенствоваться детская «автономная» речь, понятная лишь членам семьи и людям, которые часто общаются с ребенком;
- малыш произносит осмысленные слова, сопровождая их жестами (например, говорит «дай» и протягивает ручку с раскрытой ладонью), использует в своей речи звукоподражания: имитирует звуки птиц и животных, шум бытовых приборов или автомобильного мотора.
Ваш ребенок пока не начал говорить? Возможно, проблема кроется в слабости челюстных мышц. Чтобы укрепить челюсти, угощайте кроху твердой пищей: кусочками морковки, сухариками или печеньем.
Физиологические особенности грудничка
Вес ребенка в 11 месяцев составляет в среднем 9 -10 кг,
а рост малыша равен 72-74 см.
За месяц малыш прибавит около 250-400 гр. и подрастет на 1,5-2 см.
К тому же на этом этапе у малыша успевает вырасти 5-8 зубов (в некоторых случаях 3-4 зуба или они вообще отсутствуют). Пищеварительная система полностью сформирована и готова к употреблению грубой пищи. Ребёнку можно дать попробовать продукты, которые едят взрослые члены семьи (овощи, фрукты, разнообразные каши). Жёсткую пищу, такую как яблоки или сушки дают, только если прорезались как минимум 4 зуба. Умеренное употребление более грубых продуктов поможет сформировать правильный прикус.
Если мама планирует свернуть кормление грудью в ближайшее время, то стоит давать обычную еду чаще, а грудное молоко всего 1 раз в сутки. Ребёнку по-прежнему нельзя готовить жареную, жирную, острую, солёную пищу
С осторожностью вводят в прикорм продукты, способные вызвать аллергию. Чаще всего это: апельсины; мёд; помидоры; коровье молоко; орехи и грибы
Мышечная система окрепла и ребёнок уже пробует передвигаться самостоятельно, слегка придерживая взрослого за руку. Кроме этого малыш зачастую уже умеет садиться из любого положения и сам поднимается на ноги. У некоторых детей эти умения появляются чуть позже.
Отсутствие уверенных навыков ходьбы считается нормой до 1,5 года. Если по истечении этого периода ребёнок не станет ходить самостоятельно, родителям стоит обратиться к педиатру или ортопеду.
Развитие любого ребёнка происходит в индивидуальном темпе, поэтому не все укладываются в установленные рамки.
Речевые способности
Высокий познавательный интерес у ребенка в этот период жизни делает его очень восприимчивым к любой информации, которая исходит от взрослых.
Любознательный малыш в это время задает вопрос «почему». И взрослый человек должен правильно отреагировать на этот вопрос, и завязать доброжелательный и терпеливый диалог.
В лексике малыша к этому возрасту присутствует около 130-170 слов, ребенок может объединять их, создавая фразы и предложения.
В этом возрасте нужно больше читать ребенку сказок, учить вместе с ним детские стишки, чтобы не только развивать артикуляционный аппарат, но и увеличивать словарный запас.
Речевое и психическое развитие ребенка в 11–12 месяцев
В норме ребенок этого возраста понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы взрослых. Теперь он может справиться не только с простыми однозадачными поручениями, но и с теми, которые требуют последовательного выполнения нескольких этапов. Например, если раньше малыш мог принести только тот предмет, который был в зоне его видимости, грудному ребенку 11 месяцев несложно будет принести предмет, который лежит, предположим, в шкафу (т.е. подойти к шкафу, открыть его, найти игрушку, достать ее, закрыть шкаф, принести).
Малыш продолжает совершенствовать свою активную речь: в его арсенале становится все больше лепетных слов и звукоподражаний, но теперь они обретают однозначный смысл для ребенка. Теперь «папа» означает исключительно «папа», «дядя» — любой другой мужчина, «ня» — это именно «на, возьми» и т.д. Это отличительная особенность становления речи в этом возрасте.
К 11 месяцам поведение ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых: он всячески пытается подражать маме и папе, понимает слово «нельзя» и уже любит, когда его хвалят. Малыш стремится к одобрению окружающих, поэтому с большим удовольствием стремится помогать по хозяйству и выполнять просьбы.
Малыш все еще часто плачет, желая донести определенную мысль до мамы и папы
Однако одновременно с этим стремительно развивается язык жестов: ребенок охотно машет ручкой «пока-пока», протягивает ее, если что-то хочет получить, учится показывать пальчиком на необходимый предмет (а это уже формирование указательного жеста — крайне важного показателя психического развития), обнимает и целует в знак любви и симпатии. Это особый этап налаживания коммуникации не только со взрослыми, но и с другими малышами
Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки.
Кстати, некоторые мамы жалуются, что в этом возрасте ребенок часто «висит на груди»
Действительно, так бывает, но не из-за голода, а из-за приближающегося кризиса сепарации, поэтому малышу так важно чувствовать маму рядом!
Что умеет малыш в этом возрасте
Ребенок в этом возрасте может уметь:
- ходить за ручку или с поддержкой, вставать, садиться;
- есть с помощью ложки, обмазываясь при этом едой с головы до ног;
- указывать на предметы, иметь предпочтения к отдельным игрушкам;
- произносить первые слова, слоги, обозначать звуками предметы или действия;
- пытается копировать действия детей или взрослых;
- откликается на обращение к нему.
Помните, что все детки развиваются по собственному графику, и если ваш малыш к 11 месяцу еще не умеет ходить или не начал разговаривать, это вовсе не значит, что его развитие отстает, просто определенные навыки у него проявятся немного позже.
Питание годовалого малыша
В 12 месяцев, как правило, рацион ребенка включает в себя помимо грудного молока (или его заменителя) обширный набор продуктов прикорма: в год ребенок может кушать практически все, что едят его родители. После года уже можно позволить ребенку попробовать продукты, которые эксперты ВОЗ и Союза педиатров России не рекомендуют: мед, фруктовые соки (да-да, из-за большого содержания природного сахара этот напиток не предназначен для детей более младшего возраста), орехи и цельное коровье молоко. Основу рациона составляет «взрослая» еда (3–5 раз в сутки), грудное молоко и его заменители — по требованию ребенка.
Психологическое развитие ребенка в 11 месяцев
- Ребенок начинает понимать, что такое хитрить и манипулировать.
Иногда ребенок капризничает, хнычет, а слез нет совсем. Возможно он просто давит на вас и пытается вами манипулировать, чтобы получить желаемое.
- Кивком головы выражает свое отношение к ситуации: да или нет.
- Понимает разговоры и просьбы родителей на элементарном уровне: принеси, дай, положи.
- В словарном запасе ребенку есть уже несколько слов. Например, «ням-ням».
Скорее всего ребенок будет относить к своему слову «ням-ням» сразу несколько смысловых значений: это и кушать, и любая пища, которую он увидит.
- Настойчивость. Вы можете заметить, как ребенок усердно по несколько раз повторяет свою просьбу, пока вы не отреагируете.
- Сейчас ребенок уже нуждается в словесной похвале и поощрении. Он будет ждать вашей реакции сделав что-либо, например, собрав башню из кубиков.
- Малыш начинает улавливать смысл простых игр. И во время игры будет пытаться развеселить вас, получить вашу улыбку.
- Сообразительность. Малыш начинает понимать все больше и глубже. Например, чтобы достать конструктор, он не будет выкладывать по одному предмету, а перевернет всю коробку разом.
Питание ребенка в 11 месяцев развития
В рацион питания ребенка в 11 месяцев можно включать следующие группы продуктов: кисломолочные, мучные, мясо, рыба, овощи и фрукты, каши. Теперь можно разнообразить меню малыша, давать ему новые продукты, естественно, в разумных пределах.
Есть основные правила питания в 11 месяцев развития, которые нельзя нарушать даже когда ребенку почти годик:
Никаких специй. Соли, сахара, не говоря уже о красителях, подсластителях и приправах, в рационе малыша быть не должно. Это же касается и картофельного крахмала.
Что касается сахара, то давать его ребенку рекомендуется, когда малышу исполнится три года. Чтобы порадовать грудничка, нужно заменить сахар глюкозой, давать вместо конфет и шоколада, сухофрукты и гематоген (в разумных количествах). Если давать ребенку много сладкого до года, то у него сформируется сильное пристрастие к сладкому в будущем.
Термическая обработка разрешается только в виде варения, тушения, пароварения, а также запекания. Никакой жарки, гриля, копчения – это все может убить детский организм.
Не нужно делать из продуктов однородную массу (пюре), но и давать малышу куски, как взрослому, также не стоит. Хорошо будет просто разминать овощи с помощью вилки, а мясо с рыбой разрывать на волокна.
В разумных пределах нужно давать ребенку все в течении недели: каши, овощи и фрукты, мясо, рыбу, соки, сладкое и т.д
Очень важно, чтобы малыш получал все необходимые ему витамины и полезные минералы, а это возможно, только если кормить грудничка разнообразной едой. Но и слишком усердствовать не стоит
Не надо заставлять ребенка есть что-то, от чего он упорно отказывается. Лучше всего будет найти альтернативу, замену данному продукту.
Никаких аллергенов. Давать экзотические фрукты или обладающие сильно выраженными аллергенными свойствами ребенку можно не раньше, чем в возрасте трех лет. К таким фруктам относят: цитрусовые, орехи, и другие фрукты не местного происхождения (манго, апельсины, ананас и т.д.).
Цельное молоко (не детское и в неразбавленном виде) можно давать малышу только через месяц.
Что умет делать малыш?
- В этом возрасте ребенок очень подвижен, он не просто хорошо стоит на ножках, но и бегает, прыгает, кружится, а, следовательно, часто падает. Если малыш слышит ритмичную музыку, он подтанцовывает, машет ручками, и даже может подпевать.
- В 1 год и 11 месяцев ребенок может построить башню из кубиков, бросить в цель мячик, что свидетельствует о том, что малыш научился хорошо владеть своими пальчиками.
- Дети в этом возрасте могут проявлять интерес к велосипеду, они нажимают на педали, но крутить их еще не получается. А вот с ездой на самокате ребенок уже может справиться.
- К этому возрасту малыш может самостоятельно надевать носки и штаны, а некоторым удается даже справляться с простыми застежками на вещах.
- Ребенок уже может самостоятельно пользоваться горшком.
- Как правило, к в это время становится понятно, какая рука у малыша доминирующая – правая или левая.
Посмотрите еще полезное видео:
Когда обращаться к врачу
Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:
- Ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
- Не предпринимает попыток встать на ноги;
- Пьет из кружечки только с помощью родителей.
Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.
Что должен уметь ребенок в 1 год: полная проверка способностей малыша
Читайте далее:
Ребёнок в 6 месяцев: навыки и достижения
Что умеет ребёнок в 3 месяца
Эффективные игры для развития мелкой моторики рук ребенка
Одиннадцать месяцев ребенку
Первые шаги
Если ваш малыш все ещё не ходит самостоятельно, то скоро, все-таки, настанет то время, когда он захочет сделать свои первые самостоятельные шаги. Если ребенок 11-12 месяцев всё ещё не ходит не волнуйтесь. Вполне нормально для малышей начинать ходить в 16 или 17 месяцев. Вам необходимо поддерживать малыша при ходьбе или ползании, находитесь перед ним и плавно убирайте руки. Или берите обе его ручки и обучайте ходьбе. Как и большинство детей, ваш малыш будет осваивать эти первые в его жизни шаги при помощи поддержки взрослых рук (для баланса). Он может ходить и с согнутыми коленями, и с вывернутыми наружу носками, и выпирающим животиком, в то время, как попка торчит назад (все для того же баланса).
Как всегда убедитесь в том, что малыш находиться в безопасной обстановке и его окружают мягкие вещи, где он может осваивать свои первые навыки хождения. Следуйте стандартным рекомендациям «Записной книжки молодой мамы» и никогда не оставляйте вашего малыша без присмотра. Сейчас не выпускать их внимания ребенка главнее всего.
Ребенок 11-12 месяцев. Бросить соску
Возможно, вы ощущаете, что соска — это то, с чем взрослел ваш малыш и к чему он испытывает нежные чувства. Но эксперты говорят, что возраст ребенка 11-12 месяцев — это хорошее время для того что бы бросить соску. Чем дольше ваш малыш сосёт пустышку, тем сложнее будет это прекратить. Если отучить сейчас, то это положит начало захватывающему периоду развития речи. Малышу может понравиться меньше болтать, когда у него постоянно что-то во рту.
Отучение от соски может быть тяжелым испытанием для малыша. Переходите постепенно. Ограничивайте дневное использование и затем потрудитесь не использовать и ночью. Вы так же можете попробовать подменять его соску его же игрушками. Существует множество способов, как отучить ребенка от пустышки.
Развивающие игры 11 месяцев
Круг интересов вашего малыша возможно сместиться. От освоения мелкой моторики (когда он занимается тем, что перебирает небольшие предметы своими пальчиками или что-то поглаживает ручками) малыш может перейти к тренировке больших мышц.
Некоторые дети 11-12 месяцев быстро переключают внимание от спокойной игры к достаточно шумной. И период этот может быть даже от 2 до 5 минут
Малыш, конечно же, думает, что это очень весело стучать, бросать и сбрасывать все вниз. Все это — развивающие игры 11 месяцев.
Он дает вам игрушку, так же как и берет обратно, и ему нравятся игры, где он может сложить вещи в контейнер и обратно их вынуть. Хорошо развивают ребенка 11-12 месяцев кубики в корзине или в коробке, которые он может складывать друг на друга или один в другой. Малыша возбуждают и радуют громкие звуки. Он будет испытывать волнение от громких стуков горшков и кастрюль, и стучать ими может бесконечно. Да прибудет с Вами терпение!
Уход за малышом
В 11 месяцев возрасте полным ходом идёт приучение к горшку. У всех малышей этот процесс протекает по-разному. Один ребёнок быстро привыкает, а другой игнорирует горшок и плачет.
Изменяется и режим дня ребёнка. На дневной сон уделяется чуть меньше времени. Некоторые груднички вместо 2-х раз днём спят только 1. Большая часть дня теперь уходит на познание окружающего мира. Однако за сутки малыш всё равно должен спать не менее 10-12 часов. Ночной сон становится спокойнее. Ребёнок на ночное кормление просыпается реже (2-3 раза за ночь).
На прогулку следует выходить не менее двух раз в день. Причём лучше, если один выход будет активным (песочница, игры с другими детьми), а другой полностью займёт обеденный сон.
Если возникают проблемы с укладыванием на ночь или ребёнок слишком возбуждён эмоционально помогут простые ритуалы перед сном: тихая колыбельная, чтение сказки перед сном, спокойная музыка или расслабляющий массаж.
Чтобы процесс укладывания на ночь проходил чуть легче, за 1.5-2 часа до сна исключают подвижные игры. Наилучшим занятием на этот период времени станет купание.
Для маленького ребёнка очень полезны занятия общеразвивающей гимнастикой или лёгкий массаж. Правильно выполненные упражнения укрепляют детский организм и развивают ребёнка. В качестве массажа подойдут поглаживания, растирание мышц и лёгкое пощипывание.
Очень полезно для укрепления организма закаливание. Ребёнок может ходить босиком по тёплому песку, ковру с мягким ворсом, прохладной плитке. Кроме того, в магазинах продают специальные ортопедические коврики, которые имитируют различные поверхности. В возрасте 11 месяцев лучше приобрести вариант, для малышей только-только начинающих ходить.
В 11 месяцев ребёнка уже можно научить ухаживать за собой. Например, надеть носочки или панамку, застегнуть сандалии.
Развитие речевого аппарата
Развитие речевого аппарата к 11 месяцу уже практически завершено, малыш уже может произносить слоги, кто-то уже умеет говорить отдельные слова, но есть и исключения. Если раньше ребенок произносил звуки неосознанно, то теперь определенно четко может назвать отдельные предметы (звуками, слогами или даже словами) и приветствуют знакомых соответственными именами или звуками – мама (ма), папа (па), еда (ням).
В это время стоит активно знакомить ребенка с новыми словами и явлениями, используя для обучения не только картинки и книжки, но и интерактивные игрушки, которые воспроизводят звуки или слова, главное следить, чтобы слова были корректны в произношении.
Стоит разговаривать с ребенком нормальным человеческим языком, машина, а не бибика, яблоко, а не ням-ням. Ребенок должен слышать чистую правильную речь, новые слова в правильном и полном произношении. Стоит рассказывать ему о том, что вы делаете, что он видит. Учить его соотносить слова и изображения в детских книжках.
Режим малыша в 11 месяцев
Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.
По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.
Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.
Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.
Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.
Уход за ребёнком включает:
- утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
- подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
- купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
- в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
- гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.
Физическое развитие
Рост ребенка в 11 месяцев составляет в среднем 72–75 см, у мальчиков этот показатель несколько выше. Малыш в этом возрасте весит около 9–11 кг, причем вес полностью зависит от способа вскармливания и физической активности. Те детишки, которые много времени проводят на руках у родителей и много играют в спокойные игры, весят больше своих ровесников-непосед. В среднем, ребенок набирает по 400 г каждый месяц, а рост за данный период увеличивается на 1–1,5 см. Но эти показатели сугубо индивидуальны: они зависят от генетики, питания, физической активности, сопутствующих заболеваний малыша.
В 11 месяцев «выравнивается» вес ребенка: ранее накопленные излишки активно тратятся в то время, когда малыш ползает или начинает осваивать первые шаги. Он умеет виртуозно ползать, садиться из любого положения, переступать ножками у опоры, нередко даже ходить самостоятельно.
Интеллект
Дети в этом возрасте много говорят, смеются и радуются, когда с ними общаются близкие люди. Улучшаются моторная ловкость, координация.
Основным видом деятельности для ребенка 1 года и 11 месяцев является предметная деятельность – он знакомится со свойствами предметов, развивается сенсорное развитие. Малыш учится перемещать предметы в пространстве, а также действовать предметами относительно друг друга.
Память тоже претерпевает изменения – у ребенка формируются воспоминания. Сначала они возникают на наглядной ситуации, малыш может увидеть чашку с отбитой ручкой, и сказать, что это он уронил чашку и она разбилась, или если ребенку предложить пойти гулять, он будет искать одежду и обувь для прогулки.
Что касается речевых навыков, до полутора лет ребенок учится понимать речь, к двум годам его словарный запас увеличивается, а также обогащается мимика и жестовая речь. Формируется речевое мышление – ребенок производит действия и обозначает их словами.
Ребенок начинает подражать взрослым – «читать газету», «разговаривать по телефону», «наряжаться» и так далее.
Однако потребность малыша в общении со взрослыми остается большой. То есть его эмоциональное состояние, активность и интеллектуальное развитие напрямую зависит от того часто ли играют и разговаривают с ним взрослые.