Что такое дополнение в русском языке

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  •  суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, его лицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния и син­так­си­че­ской свя­зи, суще­ству­ю­щей меж­ду опре­де­ля­е­мым и зави­си­мым сло­вом, все опре­де­ле­ния быва­ют согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные.

Какой линией подчеркивается дополнение?

Вспомним, что такое допол­не­ние.

ОпределениеДополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петрович раз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котел­ке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Как отличить дополнение от подлежащего?

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, напри­мер:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии пре­ры­ви­стой штри­хо­вой лини­ей.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Как найти дополнение в предложении?

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния,
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние),
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стре­лоч­кой,
  4. опре­де­лим падеж суще­стви­тель­но­го,
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это допол­не­ние,
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой лини­ей.

Котенок выла­кал (что?) моло­ко из блю­деч­ка.

Дополнение быва­ет пря­мым и кос­вен­ным.

Определение

Определение является второстепенным членом высказывания и имеет общее значение характеристики, на чей вопрос оно отвечает? Which; Whose; Whose; относится к слову с субъективным значением.

Такие определения называются согласными определениями, потому что они полностью совпадают по числу и роду и соответствуют отдельным словам.

Несогласованные определения связаны с ключевыми словами с помощью подконтролей или дополнительных ссылок. Они представлены следующими частями речи и их видами

1. существительные, которые падают косвенно, с намерением или без намерения.

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. притяжательные местоимения в третьем лице (он, она, они)4.

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. прилагательные сравнительного класса.

6. нецитатные словосочетания.

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Как не путать дополнение с подлежащим

Субъекты всегда отвечают на вопрос «кто» или «что». Другими словами, речь идет о субъекте. Вы никогда не задаете ему вопрос «кто» или «что», потому что добавка никогда не является номинальным снижением.

Вот утверждение: «Я строю дом» — (Кто?) Я (что?) A (Что?) Я строю дом.

Здесь «дом» отвечает на вопрос «что», но является дополнением, так как его падение окончательно.

Чтобы подтвердить это, необходимо заменить COW.

Я (что?). I make a cow — существительное «корова» оканчивается на -u, поэтому падеж является каузативным. В случае -a он становится номинальным.

Если вы совсем не разбираетесь в них, посмотрите это видео от меня. Она научит вас, как легко их выучить. Позвольте мне рассказать вам о коровах:.

Сказуемое и подлежащее – разница и отличие

Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?

Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.

Определение подлежащего и сказуемого

Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.

Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?

Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.

Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.

Сравнение

Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.

Вася шел. Коза бежала.

Тучи капали дождем.

Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.

В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.

В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).

Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:

  • действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
  • состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
  • качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
  • принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
  • родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).

С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.

Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.

Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое

Таблица разницы между подлежащим и сказуемым

ПодлежащееСказуемое
Обозначение предметаОбозначение признака предмета
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падежеЗависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что?Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертойПри синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье, вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле,
  • ведут куда? вдаль,
  • тянет отку­да? из под­ва­ла,
  • слу­чи­лось когда? утром,
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор,
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха,
  • вышел с какой целью? встре­тить,
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но,
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень,
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь,
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры,
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком усло­вии?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния обсто­я­тель­ства делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • обсто­я­тель­ства места (пошел куда? в лес),
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (решим когда? сего­дня),
  • обсто­я­тель­ства при­чи­ны (осла­бел поче­му? из-за болез­ни),
  • обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия (идти как? бес­шум­но),
  • обсто­я­тель­ство усло­вия (при жела­нии при каком усло­вии? мож­но встре­тить­ся),
  • обсто­я­тель­ство цели (доку­мент необ­хо­дим с какой целью? для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та),
  • обсто­я­тель­ство срав­не­ния (лег­кий, как пух, снег),
  • обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни (быст­рый в какой сте­пе­ни? очень),
  • обсто­я­тель­ства уступ­ки (несмот­ря на голов­ную боль).

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­нияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствияКак? Каким обра­зом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­нияОн дол­го выби­рал кни­гу.
4. ПричиныПочему? На каком осно­ва­нии?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствияИз-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния дей­ствияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком усло­вии?Условие совер­ше­ния дей­ствияПри жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ниНасколько? В какой сте­пе­ни?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствияОн купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • наре­чи­я­ми,
  • суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей,
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом),
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми,

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах… (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли, взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми,
  • и срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми,
  • предложно-именными кон­струк­ци­я­ми,

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет, как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией.

Например:

Пушистые облака плыли по голубому небу.

облака (какие?) пушистые

по небу (какому?) голубому

Какие способы выражения определения?

Определения выражаются словами разных частей речи:

  • прилагательными (голубое небо, зеленая трава);
  • одиночными причастиями (вылупившиеся цыплята) и причастными оборотами;
  • порядковыми числительными (третий билет);
  • местоимениями-прилагательными (наша дача, твоя школа);
  • существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из хлопка, его рука);
  • словосочетаниями (платье из белого шифона).
  • наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
  • инфинитивом (привычка зевать).

По способу выражения и синтаксической связи между определяемым и зависимым словом все определения делятся на:

  • согласованные, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами
  • несогласованные, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.

Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:

существительным в косвенном падеже с предлогом и без него

приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.

притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)

его выражение — выражение (чье?) его;
её наглость — наглость (чья?) её;
их проблемы — проблемы (чьи?) их;

наречием

поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.

формой сравнительной степени прилагательного

кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.

инфинитивом

возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.

нечленимым словосочетанием

девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.

Дополнение

Двусоставное простое предложение обычно включает два состава:

  • состав подлежащего (подлежащее + определения);
  • состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).

Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.

Например:

накормила (кого?) ребенка;
выпила (чего?) молока;
добавлю (к чему?) к супу;
отдам (кому?) дочери.

Дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Например:

— Я устроилась в постели и закрыла глаза.

Закрыла что? — глаза.

«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.

Например:

Я увлекаюсь рисованием.

Увлекаюсь чем? — рисованием

«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.

  • Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? — в людях, ценит что? — мудрость).
  • Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (был усыпан чем? — листьями).

Прямое и косвенное дополнение в русском языке

Прямые объекты — это объекты, которые зависят от переходных глаголов и указывают на объект, на который направлено действие.

Прямые дополнения представлены существительными или местоимениями, которые выражают

  • В винительном падеже без предлога:

Ория читает лекции.

Его забота согревала меня зимней ночью.

Учитель не заметил его отсутствия.

Ребенок бросил песок в форму.

Косвенные объекты — это объекты, выраженные во всех других формах косвенного падения, включая каузальное падение с намерением, без намерения и с намерением.

Я часто думаю о своей недавней работе (S.T.M.).

Все дно было покрыто морскими водорослями (Т.п.).

Как подчеркивается определение?

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ный серый кот (М. Пришвин).

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Как выражается определение в предложении?

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос),
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен),
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег),
  • место­име­ни­ем (этот дом),
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

Прямое дополнение

Этот вид обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, подчиняется переходному глаголу и выражается с помощью беспредложной формы винительного падежа.

  • Художник загрунтовал выбранный холст.
  • Корова медленно жевала сено.

В двух случаях винительный падеж заменяется родительным:

  1. При указании на часть, взятую от целого.
  • Ольга налила себе чаю и устроилась на веранде. – налит был не весь имеющийся в доме и тем более в мире чай, а лишь часть, уместившаяся в чашке.
  • Купите в магазине мяса и масла. – Скупать весь запас этих продуктов в магазине не планируется, достаточно необходимого количества.
  1. При отрицании.

Ученик не понял задания. – Выражение отрицания. При утвердительном значении падеж меняется на винительный. Ученик понял задание.

Если утвердительная конструкция сохраняет родительный падеж, то дополнение не относится к прямым.

Пример
Для дверок нового шкафа не хватило петель (р.п.). – Для дверок нового шкафа хватило петель (р.п.).

Второстепенные члены

Дополнение, определение и обстоятельство добавляют смысла, делают предложение развернутым, информативным. Первое обозначает предмет, по отношению к которому производится действие. Для него характерны вопросы всех падежей за исключением именительного: «кого, чего?», «кому, чему?», «что, кем?», «о ком, о чем?», их задают от сказуемого. Этот нюанс позволяет легко отличить второстепенный член от подлежащего.

В качестве дополнения выступают существительные, местоимения, инфинитивы и словосочетания. При разборе подчеркивание производится прерывистой линией. Примеры:

  1. «Я пишу роман». — роман.
  2. «Щенку было весело с мальчиком». — с мальчиком.
  3. «Начальник взял у меня отчет». — у меня, отчет.
  4. «Он запряг тройку лошадей». — тройку лошадей.

Определение обозначает отличительные качества и свойства предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какое, какие?» и «чей, чья, чье, чьи?». Может относиться как к подлежащему, так и к дополнению. Выражается различными частями речи:

  • прилагательным;
  • причастием или причастным оборотом;
  • числительным;
  • местоимением;
  • неопределенным глаголом;
  • наречием.

При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией. Примеры:

  1. «В лесу раздался громкий крик». — громкий.
  2. «Этот дом давно сгорел». — этот.
  3. «Кошечка, лакавшая молоко, заставляла миску стучать по полу». — лакавшая молоко.
  4. «Скоро прогремел второй выстрел». — второй.

Обстоятельство указывает на условия, в которых происходит действие, признак предмета или другого признака. Этот второстепенный член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «для чего?», «при каком условии?».

Обстоятельство может быть:

  • наречием;
  • существительным в любом падеже, кроме именительного;
  • деепричастием и деепричастным оборотом;
  • глаголом в неопределенной форме;
  • словосочетанием.

В предложении относится к сказуемому. Подчеркивается пунктирной линией начиная с тире: тире, точка, тире.

Как подчеркивается определение?

Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

В предложении определение подчеркивается волнистой линией.

Как выражается определение в предложении?

Определение выражается словами разных частей речи:

  • прилагательным (громкий голос);
  • причастием (бегущий спортсмен);
  • порядковым числительным (десятый забег);
  • местоимением (этот дом);
  • инфинитивом (жажда узнать):
  • наречием (дверь нараспашку).

В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.

Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:

Функции дополнения

Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное.  На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.В предложениях выражено:

  • числительным: раздели восемь на два,
  • фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
  • инфинитивом: мы решили собраться.

Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки).  Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).

Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:

  • Малыши остались без сладкого
  • Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
  • Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
  • С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
  • Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.

Как подчеркивается обстоятельство?

ОпределениеОбстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Какие вопросы задаются к обстоятельству?

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

обсто­я­тель­ства места

  • идти куда? домой,
  • остать­ся где? в лесу,
  • уви­деть отку­да? изда­ли,

обсто­я­тель­ство вре­ме­ни

  • рас­пу­сти­лись когда? вес­ной,
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет,

обсто­я­тель­ство при­чи­ны

  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неуда­чи,
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болез­ни,

обсто­я­тель­ство цели

  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обсто­я­тельств,
  • идем с какой целью? узнать,

обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия

  • спус­кать­ся как? осто­рож­но,
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тща­тель­но,

обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни

  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слег­ка,
  • зре­лый насколь­ко? почти,

обсто­я­тель­ство уступ­ки

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз,

обсто­я­тель­ство усло­вия

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рей­са,

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем (глу­бо­ко ныр­нуть),
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды),
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас),
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть послу­шать при­бой),
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му).

Косвенное дополнение

Дополнения, отвечающие на вопросы остальных падежей, называются косвенными. К ним относятся также предложные конструкции с вопросом винительного падежа.

  • Щенок испугался (кого?) чужого пса и залез под крыльцо.
  • Дети строили башню (из чего?) из песка.
  • Изделие отправили (кому?) заказчику в срок.
  • В задумчивости турист прислонился (к чему?) к скале и достал карту.
  • Спасателя наградили (за что?) за подвиг.
  • Заключить (с кем?) с изготовителем контракт не удалось.
  • Картина написана (чем?) гуашью.
  • Подруги беседовали (о чём?) о нарядах.

Инфинитив, наречие, звукоподражание не имеют падежных форм, но в составе синтаксических конструкций могут отвечать на вопросы косвенных падежей. Дополнение, выраженное таким способом, относится к косвенным.

Зрители требовали удалить хулигана из зала. – Требовали (чего?) удалить. Дополнение выражено инфинитивом, но в предложении отвечает на вопрос родительного падежа.

Косвенные дополнения выступают и в роли уточняющих, требующих постановки знаков препинания (запятых, в качестве авторского знака – тире). На письме обособляются сочетания:

  • с производными предлогами включая, исключая, считая, не считая (Семья, включая и детей, приглашена на торжество.);
  • с предлогами, несущими исключающее, замещающее, добавляющее, различающее значение (С собой, помимо необходимых вещей, взяли необязательные.) – в зависимости от распространённости и авторского стремления акцентировать значение.

Предлог кроме употребляется со значением исключения и включения. В первом случае конструкция с ним требует обособления, во втором нет.

  1. Спали все, кроме хозяина дома. (Хозяин исключён из числа спящих.)
  2. Чтобы различить текст, потребовалась кроме очков ещё и лупа. (Очки включены в число предметов, применяемых для различения текста.)

Конструкции с предлогом вместо, синонимичным за, в выделении знаками препинания не нуждаются.

Придётся ехать в командировку вместо заболевшего сотрудника. (За сотрудника.)

В отличие от определений и обстоятельств, дополнения без уточняющего характера обособляемых вариантов не имеют.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий