Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, его лицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
В зависимости от способа выражения и синтаксической связи, существующей между определяемым и зависимым словом, все определения бывают согласованные и несогласованные.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
ОпределениеДополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Победитель шахматного турнира получил (что?) награду.
Дополнение подчеркивается в предложении прерывистой штриховой линией.
Маша усердно готовилась (к чему?) к экзамену.
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
- выделим грамматическую основу предложения,
- найдем среди второстепенных членов предложения существительное (местоимение),
- от сказуемого зададим к нему падежный вопрос, обозначив стрелочкой,
- определим падеж существительного,
- если это косвенный падеж, то это дополнение,
- подчеркнем дополнение штриховой линией.
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Определение
Определение является второстепенным членом высказывания и имеет общее значение характеристики, на чей вопрос оно отвечает? Which; Whose; Whose; относится к слову с субъективным значением.
Такие определения называются согласными определениями, потому что они полностью совпадают по числу и роду и соответствуют отдельным словам.
Несогласованные определения связаны с ключевыми словами с помощью подконтролей или дополнительных ссылок. Они представлены следующими частями речи и их видами
1. существительные, которые падают косвенно, с намерением или без намерения.
- совет (чей?) учителя;
- список (какой?) группы;
- ветка (чья?) березы;
- шапка (какая?) с козырьком;
- платье (какое?) в полоску;
2. притяжательные местоимения в третьем лице (он, она, они)4.
- взгляд исподлобья;
- борщ по-украински;
- парк напротив;
- улица наискосок;
4. прилагательные сравнительного класса.
6. нецитатные словосочетания.
- ребенок шести лет;
- товары повседневного спроса;
- дом в трех шагах;
- добрейшей души женщина.
Как не путать дополнение с подлежащим
Субъекты всегда отвечают на вопрос «кто» или «что». Другими словами, речь идет о субъекте. Вы никогда не задаете ему вопрос «кто» или «что», потому что добавка никогда не является номинальным снижением.
Вот утверждение: «Я строю дом» — (Кто?) Я (что?) A (Что?) Я строю дом.
Здесь «дом» отвечает на вопрос «что», но является дополнением, так как его падение окончательно.
Чтобы подтвердить это, необходимо заменить COW.
Я (что?). I make a cow — существительное «корова» оканчивается на -u, поэтому падеж является каузативным. В случае -a он становится номинальным.
Если вы совсем не разбираетесь в них, посмотрите это видео от меня. Она научит вас, как легко их выучить. Позвольте мне рассказать вам о коровах:.
Сказуемое и подлежащее – разница и отличие
Подлежащее и сказуемое впервые проходят на уроках русского языка в начальной школе. Объясняя отличия между этими членами предложения, учителя обычно опираются на поставленные к ним вопросы: кто, что/делает, сделает?
Однако впоследствии выясняется, что синтаксический разбор предложений не ограничивается постановкой вопроса для определения главных членов синтаксической конструкции. В чем же еще состоит различие между подлежащим и сказуемым? Придется смахнуть пыль со школьных знаний.
Определение подлежащего и сказуемого
Оба они являются главными членами предложения и его грамматической и лексической основой. Умение оперировать ими позволяет логично строить фразы и грамотно расставлять знаки препинания.
Подлежащее – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает предмет, отвечая на вопросы кто? что?
Сказуемое – главный член лексической конструкции (предложения) и обозначает признак предмета, который в конструкции выражается подлежащим.
Надо иметь в виду, что есть предложения, где грамматическая основа может состоять только из одного главного члена. Такие конструкции называют односоставными.
Сравнение
Приведем примеры простых конструкций-предложений, в которых нет ничего лишнего, и четко видно грамматические основы – подлежащее и сказуемое.
Вася шел. Коза бежала.
Тучи капали дождем.
Можно задавать простые определяющие вопросы: Вася, коза и тучи (кто?/что?) – подлежащие; шел, бежала, капали (что делал?/что делала? что делали?) – сказуемые.
В этом примере четко видно существующие между главными членами отличия – подлежащее выражено предметностью. Однако предметом может быть не только имя существительное, но и другие части речи в значении существительного – к примеру, они могут выражаться местоимением, числительным и даже прилагательным.
В лодке их сидело трое (числительное в роли подлежащего). Умный в гору не пойдет (умный – прилагательное в роли подлежащего).
Сказуемое выражает собой признак того предмета, которое в конструкции является подлежащим. Но признак, это ведь не только прямое действие. А что еще может быть? Перечислим:
- действие (на пороге стоял Василий Тёркин);
- состояние (Анна Пивоварова была счастлива);
- качество (Методы воспитания были стары, но весьма действенны);
- принадлежность (Эта усадьба – моя, и девки дворовые – мои);
- родовое понятие (В этой части Волга – еще не крупная река).
С точки зрения грамматики между подлежащим и сказуемым тоже есть своя определенная разница. Подлежащее – независимый участник грамматической конструкции. Употребляется в именительном падеже. Сказуемое в предложении находится в зависимости от подлежащего и всегда соотносится с ним по числу и роду.
Роль подлежащего могут брать на себя отдельные слова и словосочетания, и даже целые предложения. А вот в роли сказуемого могут быть не только глаголы, но также сочетания глагола с местоимением, наречием, существительным. Сказуемое также может быть представлено единичным существительным или другой частью речи.
Когда дано задание выполнить синтаксический разбор предложения/текста, то главные члены выделяются подчеркиваниями: одной чертой мы подчеркиваем подлежащее, двумя чертами – сказуемое
Таблица разницы между подлежащим и сказуемым
Подлежащее | Сказуемое |
Обозначение предмета | Обозначение признака предмета |
Самостоятельный член предложения, поставленный в именительном падеже | Зависимый от подлежащего член предложения и соотносится с ним в роде и числе |
Отвечает всего на два вопроса: кто? или что? | Что делает? – не единственный вопрос, который к нему можно поставить. А еще и такие: каков? что такое? что происходит? чей? и другие, зависящие от подлежащего |
При синтаксическом разборе подчеркивается одной чертой | При синтаксическом разборе предложения подчеркивается двумя чертами |
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье, вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле,
- ведут куда? вдаль,
- тянет откуда? из подвала,
- случилось когда? утром,
- известно с каких пор? с давних пор,
- побледнел почему? от страха,
- вышел с какой целью? встретить,
- смеяться как? заразительно,
- смешной до какой степени? очень,
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь,
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры,
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
В зависимости от значения обстоятельства делятся на следующие виды:
- обстоятельства места (пошел куда? в лес),
- обстоятельства времени (решим когда? сегодня),
- обстоятельства причины (ослабел почему? из-за болезни),
- обстоятельства образа действия (идти как? бесшумно),
- обстоятельство условия (при желании при каком условии? можно встретиться),
- обстоятельство цели (документ необходим с какой целью? для получения сертификата),
- обстоятельство сравнения (легкий, как пух, снег),
- обстоятельство меры и степени (быстрый в какой степени? очень),
- обстоятельства уступки (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями,
- существительными в форме косвенных падежей,
- неопределенной формой глагола (инфинитивом),
- деепричастиями и деепричастными оборотами,
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах… (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
- словосочетаниями,
- и сравнительными оборотами,
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией.
Например:
Пушистые облака плыли по голубому небу.
облака (какие?) пушистые
по небу (какому?) голубому
Какие способы выражения определения?
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (голубое небо, зеленая трава);
- одиночными причастиями (вылупившиеся цыплята) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (третий билет);
- местоимениями-прилагательными (наша дача, твоя школа);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из хлопка, его рука);
- словосочетаниями (платье из белого шифона).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (привычка зевать).
По способу выражения и синтаксической связи между определяемым и зависимым словом все определения делятся на:
- согласованные, которые совпадают в числе, роде и падеже с определяемыми словами
- несогласованные, которые связываются с главным словом подчинительной связью управления или примыкания.
Несогласованные определения выражаются следующими частями речи и их формами:
существительным в косвенном падеже с предлогом и без него
приказ (чей?) директора;
кепка (какая?) с козырьком;
платье (какое?) в горошек.
притяжательным местоимением 3 лица (его, её, их)
его выражение — выражение (чье?) его;
её наглость — наглость (чья?) её;
их проблемы — проблемы (чьи?) их;
наречием
поступок исподтишка;
борщ по-армянски;
дом напротив;
дорога наискосок.
формой сравнительной степени прилагательного
кофе покрепче;
девочка постарше;
мальчишка посмелее.
инфинитивом
возможность отдохнуть;
желание присесть;
время начать.
нечленимым словосочетанием
девочка пяти лет;
товары повседневного спроса;
дом в шести шагах;
добрейшей души человек.
Дополнение
Двусоставное простое предложение обычно включает два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Дополнение — это второстепенный член предложения, принадлежащий к составу сказуемого в предложении, обозначающий предмет. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Например:
накормила (кого?) ребенка;
выпила (чего?) молока;
добавлю (к чему?) к супу;
отдам (кому?) дочери.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
Например:
— Я устроилась в постели и закрыла глаза.
Закрыла что? — глаза.
«Глаза» — это прямое дополнение, которое выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
Косвенное дополнение – это дополнение, которое выражено существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами.
Например:
Я увлекаюсь рисованием.
Увлекаюсь чем? — рисованием
«Рисованием» — косвенное дополнение, которое выражено формой творительного падежа существительного.
- Дедушка ценит в людях душевную мудрость (ценит в ком? — в людях, ценит что? — мудрость).
- Мой любимый сквер весь был усыпан листьями (был усыпан чем? — листьями).
Прямое и косвенное дополнение в русском языке
Прямые объекты — это объекты, которые зависят от переходных глаголов и указывают на объект, на который направлено действие.
Прямые дополнения представлены существительными или местоимениями, которые выражают
- В винительном падеже без предлога:
Ория читает лекции.
Его забота согревала меня зимней ночью.
Учитель не заметил его отсутствия.
Ребенок бросил песок в форму.
Косвенные объекты — это объекты, выраженные во всех других формах косвенного падения, включая каузальное падение с намерением, без намерения и с намерением.
Я часто думаю о своей недавней работе (S.T.M.).
Все дно было покрыто морскими водорослями (Т.п.).
Как подчеркивается определение?
Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
- прилагательным (громкий голос),
- причастием (бегущий спортсмен),
- порядковым числительным (десятый забег),
- местоимением (этот дом),
- инфинитивом (жажда узнать):
- наречием (дверь нараспашку).
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
В окна, косо вырезанные в крыше, были видны темные силуэты фруктовых деревьев и далекое, сплошь белое от лунного света поле.
Прямое дополнение
Этот вид обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, подчиняется переходному глаголу и выражается с помощью беспредложной формы винительного падежа.
- Художник загрунтовал выбранный холст.
- Корова медленно жевала сено.
В двух случаях винительный падеж заменяется родительным:
- При указании на часть, взятую от целого.
- Ольга налила себе чаю и устроилась на веранде. – налит был не весь имеющийся в доме и тем более в мире чай, а лишь часть, уместившаяся в чашке.
- Купите в магазине мяса и масла. – Скупать весь запас этих продуктов в магазине не планируется, достаточно необходимого количества.
- При отрицании.
Ученик не понял задания. – Выражение отрицания. При утвердительном значении падеж меняется на винительный. Ученик понял задание.
Если утвердительная конструкция сохраняет родительный падеж, то дополнение не относится к прямым.
Пример
Для дверок нового шкафа не хватило петель (р.п.). – Для дверок нового шкафа хватило петель (р.п.).
Второстепенные члены
Дополнение, определение и обстоятельство добавляют смысла, делают предложение развернутым, информативным. Первое обозначает предмет, по отношению к которому производится действие. Для него характерны вопросы всех падежей за исключением именительного: «кого, чего?», «кому, чему?», «что, кем?», «о ком, о чем?», их задают от сказуемого. Этот нюанс позволяет легко отличить второстепенный член от подлежащего.
В качестве дополнения выступают существительные, местоимения, инфинитивы и словосочетания. При разборе подчеркивание производится прерывистой линией. Примеры:
- «Я пишу роман». — роман.
- «Щенку было весело с мальчиком». — с мальчиком.
- «Начальник взял у меня отчет». — у меня, отчет.
- «Он запряг тройку лошадей». — тройку лошадей.
Определение обозначает отличительные качества и свойства предмета и отвечает на вопросы «какой, какая, какое, какие?» и «чей, чья, чье, чьи?». Может относиться как к подлежащему, так и к дополнению. Выражается различными частями речи:
- прилагательным;
- причастием или причастным оборотом;
- числительным;
- местоимением;
- неопределенным глаголом;
- наречием.
При синтаксическом разборе определение подчеркивается волнистой линией. Примеры:
- «В лесу раздался громкий крик». — громкий.
- «Этот дом давно сгорел». — этот.
- «Кошечка, лакавшая молоко, заставляла миску стучать по полу». — лакавшая молоко.
- «Скоро прогремел второй выстрел». — второй.
Обстоятельство указывает на условия, в которых происходит действие, признак предмета или другого признака. Этот второстепенный член отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?», «для чего?», «при каком условии?».
Обстоятельство может быть:
- наречием;
- существительным в любом падеже, кроме именительного;
- деепричастием и деепричастным оборотом;
- глаголом в неопределенной форме;
- словосочетанием.
В предложении относится к сказуемому. Подчеркивается пунктирной линией начиная с тире: тире, точка, тире.
Как подчеркивается определение?
Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
- прилагательным (громкий голос);
- причастием (бегущий спортсмен);
- порядковым числительным (десятый забег);
- местоимением (этот дом);
- инфинитивом (жажда узнать):
- наречием (дверь нараспашку).
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
Функции дополнения
Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное. На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.В предложениях выражено:
- числительным: раздели восемь на два,
- фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
- инфинитивом: мы решили собраться.
Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки). Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).
Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:
- Малыши остались без сладкого
- Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
- Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
- С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
- Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.
Как подчеркивается обстоятельство?
ОпределениеОбстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
обстоятельства места
- идти куда? домой,
- остаться где? в лесу,
- увидеть откуда? издали,
обстоятельство времени
- распустились когда? весной,
- помню с каких пор? с детских лет,
обстоятельство причины
- расстроиться почему? из-за неудачи,
- отсутствовать по какой причине? по болезни,
обстоятельство цели
- остаться зачем? для выяснения обстоятельств,
- идем с какой целью? узнать,
обстоятельство образа действия
- спускаться как? осторожно,
- готовиться каким образом? тщательно,
обстоятельство меры и степени
- почернелый в какой степени? слегка,
- зрелый насколько? почти,
обстоятельство уступки
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз,
обстоятельство условия
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса,
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
- наречием (глубоко нырнуть),
- существительным в косвенном падеже (расстроиться от досады),
- деепричастием и деепричастным оборотом (вздохнуть, отвернувшись от нас),
- инфинитивом (присесть послушать прибой),
- фразеологическим выражением (написано черным по белому).
Косвенное дополнение
Дополнения, отвечающие на вопросы остальных падежей, называются косвенными. К ним относятся также предложные конструкции с вопросом винительного падежа.
- Щенок испугался (кого?) чужого пса и залез под крыльцо.
- Дети строили башню (из чего?) из песка.
- Изделие отправили (кому?) заказчику в срок.
- В задумчивости турист прислонился (к чему?) к скале и достал карту.
- Спасателя наградили (за что?) за подвиг.
- Заключить (с кем?) с изготовителем контракт не удалось.
- Картина написана (чем?) гуашью.
- Подруги беседовали (о чём?) о нарядах.
Инфинитив, наречие, звукоподражание не имеют падежных форм, но в составе синтаксических конструкций могут отвечать на вопросы косвенных падежей. Дополнение, выраженное таким способом, относится к косвенным.
Зрители требовали удалить хулигана из зала. – Требовали (чего?) удалить. Дополнение выражено инфинитивом, но в предложении отвечает на вопрос родительного падежа.
Косвенные дополнения выступают и в роли уточняющих, требующих постановки знаков препинания (запятых, в качестве авторского знака – тире). На письме обособляются сочетания:
- с производными предлогами включая, исключая, считая, не считая (Семья, включая и детей, приглашена на торжество.);
- с предлогами, несущими исключающее, замещающее, добавляющее, различающее значение (С собой, помимо необходимых вещей, взяли необязательные.) – в зависимости от распространённости и авторского стремления акцентировать значение.
Предлог кроме употребляется со значением исключения и включения. В первом случае конструкция с ним требует обособления, во втором нет.
- Спали все, кроме хозяина дома. (Хозяин исключён из числа спящих.)
- Чтобы различить текст, потребовалась кроме очков ещё и лупа. (Очки включены в число предметов, применяемых для различения текста.)
Конструкции с предлогом вместо, синонимичным за, в выделении знаками препинания не нуждаются.
Придётся ехать в командировку вместо заболевшего сотрудника. (За сотрудника.)
В отличие от определений и обстоятельств, дополнения без уточняющего характера обособляемых вариантов не имеют.