Значение считалок для детского развития
Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.
Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:
- Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
- Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
- Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
- Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
- Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
- Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
- В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.
Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников
Сочинять или читать?
Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими «на ура». В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:
Кот в лесу нашел арбуз,
Променял его на сало,
Мишка прячет в лапе туз,
Ему меда мало.
Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.
Понятие и специфика детского фольклора
Замечание 1
Детский фольклор – это разновидность устного народного творчества детей и взрослых.
Знакомство с народным творчество начинается у ребенка с раннего детства. С первых дней жизни происходит знакомство ребенка с отдельными жанрами фольклора, которые отвечают возможностям его возрастного восприятия: пение мамой колыбельных, рассказывание стишков, потешек, считалок.
Именно ранний возраст и дошкольный этап развития ребенка являются оптимальными для усвоения фольклорных жанров. Именно в это время, дети стремятся познавать многообразие окружающего мира, а их интеллектуальное развитие позволяет с легкостью усваивать рифмованные народные песни, частушки, загадки, басни и прибаутки.
Замечание 2
Фольклор помогает развитию нравственных качеств ребенка, формирует нормы общественного поведения, развивает эстетическое восприятие и способствует речевому развитию.
Детский фольклор отличается от взрослого по методике исполнения, лексическому составу и стилю. Однако, между жанрами детского и взрослого фольклора имеется тесная связь. Например, ученые до сих пор затрудняются отнести колыбельные к той или иной разновидности фольклора, а песни, сказки и загадки вполне можно отнести к обеим разновидностям.
Детский фольклор можно рассматривать в качестве единства трех компонентов:
- Взрослого творчества, ориентированного на использование детьми;
- Традиционный народный фольклор взрослых, который перешел в детскую среду по мере исторического развития общества;
- Оригинальное детское творчество.
Детский фольклор относится к специфическим направлениям народного творчества. Он объединяет творчество детей и взрослых и базируется на комплексе поэтических, музыкальных и музыкально-поэтических жанрах.
К основным особенностям детского фольклора можно отнести следующие:
- Простота конструкций;
- Простота сюжета с активным динамическим развитием;
- Яркие, красочные образы героев, которые хорошо запоминаются и фиксируются в памяти;
- Простота синтаксиса;
- Четкость внутреннего ритма;
- Кумулятивность звукоподражания;
- Наличие аллитераций и ассонансов;
- Построение текстов, ориентированных на быстрое восприятие, усвоение смыслового содержания, легкое запоминание;
- Повторение сюжетных мотивов в текстах произведений.
Детский фольклор является одним из компонентов народной педагогики. При ее проектировании осуществлялся учет возрастных особенностей развития ребенка и производился выбор приемов и методов воспитательного воздействия, отвечающий им. Детский фольклор учитывает психические и физические особенности развития детей.
Рисунок 1. Направления использования детского фольклора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фольклорное творчество особенно тем, что в нем сохраняются следы различных эпох, стадий общественного развития и отражаются тенденции текущего этапа развития общества. Дети знакомятся с особенностями быта и труда различных времен через фольклор.
Небылицы в русском фольклоре
Андрей Синявский в исследовании русского фольклора называет небылицы и небывальщины рассказами «о том, чего никогда не было и заведомо не могло быть. Это откровенно алогичные ситуации и словосочетания, рассчитанные на комический эффект». В качестве примера он приводит следующий фрагмент из «Северных сказок» Н. Е. Ончукова:
Он также отмечает, что для достижения комического эффекта в небылицах «просто меняют местами значения поставленных рядом слов» (например, вместо «баба доит корову» говорится: «под дубом корова бабу доит», вместо «озеро всколебалось, утка улетела» говорится: «утка всколебалась, озеро улетело»).
По мнению Синявского, небывальщины, как и докучные сказки, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку. Различие между ними состоит в том, что пародируются разные стороны сказки: докучная сказка доводит до бессмыслицы принцип связанности и протяжённости сказки («от сказки остается лишь пустая форма: цепочка слов, свернутая кольцом, растянутая в дурную бесконечность»). В небывальщине же «доведено до абсурда само содержание сказки с её тяготением к чудесному и сверхъестественному»:
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Разные детские небылицы для школьников 1, 2, 3, класса
Небылицы это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны
Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц. Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.
Представляем вам подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.
Встаю я под вечер, А утром ложусь. Гогочет петух, Кукарекает гусь. Я платье для куклы Стираю метлой И в печке дрова Зажигаю пилой. Вливаю три супа В кастрюлю с яйцом. Песенка с крышкой, Кастрюля с концом.
***
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, И рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.
***
Небывалая сторонка На сторонке той медведи Грустно лапу не сосут. Пчелы добрые соседи, Им в подарок мед несут. Волк живет там недалече, Но его не слышен вой, Он не трогает овечек, Он питается травой. Что там шапка-невидимка! Здесь повсюду чудеса: Подивись, как спят в обнимку В норке зайчик и лиса. Как же не мечтать об этом? Все живут в согласье там? Мыши ходят за советом К добрым ласковым котам.
***
Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сьплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет.
***
Плыл по морю пароход, Рыбы плавали в реке, Кот мурлыкал на песке, По тропинке пешеход Шел с кошелкою в руке, Шел, шел, шел … Вдруг поднялся сильный ветер, Перепутал всё на свете, И на том же самом месте: Плыл по морю пешеход, Кот барахтался в реке, Рыбы грелись на песке, По тропинке пароход Шёл с кошёлкою в руке. Вот! Р. Фархади
***
С мармеладом в бороде К своему папаше Плыл медведь в сковороде По кудрявой каше! Над землей арбуз летит, Он чирикает, свистит: -Я горчица, я лимон! Я закрылся на ремонт! Ям-тирьям-тирьям, в коляске Две усатых Свистопляски Босиком, бегом-бегом Ловят ветер сапогом!
***
Ходят рыбы по тропинке Плавниками машут, Еж слона несет на спинке, Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом И рычит ужасно. Крот под елкой строит дом Из рябины красной.
Волк за облаком летит, Пляшут мыши в кружке. А на дне реки сидит Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей Солнце синее резвится. А в зеленых облаках Слоник ездит на коньках. Ирина Гурина
***
Я, ребята, как-то раз Подружился с карасём. Приходил ко мне карась Поболтать о том о сем. Он умел плясать гопак, Песни пел народные И готовить был мастак Блюда превосходные. Шил, вязал и вышивал — Крестиком и гладью. Как он это успевал — Не могу понять я. Был во всех делах он смел За любое брался… Только плавать не умел И воды боялся.
***
Светофор на солнце тает, Пастушок на кошку лает, Снеговик в углу мяучит, Самосвал уроки учит, Шахматист горит без дыма, Паучок поймал налима, Рыболов залез на сноп, Рыжий кот наморщил лоб. Ученик привёз песок, Фокстерьер дудит в рожок… Поскорее нужно нам Всё расставить по местам!
***
Дело было в январе Первого апреля. Жарко было во дворе Мы окоченели. По железному мосту Сделанном из досок, Шел высокий человек Низенького роста. Был кудрявый без волос, Тоненький как бочка. Не было детей у него Только сын да дочка.
***
Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А хохлаткою они Звали жеребёнка , А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была Собачонка Мурка, А ещё — два козла: Сивка да Бурка! Юрий Чёрных
***
Показал садовод нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидьши росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник.
Небылица как литературный жанр
Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.
На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику
В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.
Сходства и отличия считалки и небылицы
Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:
- Представлена, как правило, в стихотворной форме.
- Также имеет небольшой объём, иногда одно четверостишие.
- Сюжет носит вымышленный, фантастический характер, несёт в себе юмор и иронию.
- Оба жанра изначально принадлежат к фольклору.
В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными
Однако необходимо выделить и существенные отличия:
- Считалка имеет конкретное предназначение (прикладной жанр) — распределить роли в детской игре. Небылица же носит просто развлекательный характер.
- В считалке главный акцент ставится на ритм, читать произведение нужно чётко, отрывисто и в быстром темпе, значение сюжета здесь вторично. В небылице ритм не играет роли, главное здесь — фантазийное повествование.
- Среди считалок встречаются варианты с реалистичным сюжетом, на бытовую тематику. В небылице такое исключено: всё здесь вымысел.
В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову
Значение небылиц для детского развития
Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:
- Ребёнок понимает отступление от логической нормы, ищет его и таким способом тренирует свой интеллект.
- За счёт восприятия «нелепиц» формируется литературный вкус, закладываются основы для восприятия художественного образа.
- На примере небылиц дети могут сами сочинять «перевёртыши», развивая речь, литературные способности, фантазию, чувство юмора.
В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка
Как быть воспитателям и учителям?
Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:
Рано утром, вечерком, Поздно, на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете.
Это из народного. Или произведение «На Горизонтских островах» Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского «Путаница», где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее
Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет
Небылицы в стихах
Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении
- Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
- Докажи, почему такого не бывает.
Путаница-перепутаница 1
Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)
Лесная небылица
Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
— Тише, братцы, это лес!
Путаница-перепутаница 2
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)
Я не зря себя хвалю.
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)
Разные детские небылицы для школьников 1, 2, 3, класса
Небылицы это забавные стихотворения, в которых правда искусно переплетена с выдумкой. Часто в них описываются события, которые в реальной жизни никак невозможны
Для чего же нужны небылицы, и почему они так нравятся детям? Эти, на первый взгляд нелепые и легкомысленные стишки невероятно полезны! Они развивают детскую фантазию, чувство юмора, способствуют расширению кругозора, тренируют память и внимание, оттачивают логическое мышление
Судя по тому, что такой жанр, как небылицы или нелепицы придуман очень давно, наши предки прекрасно знали об их пользе. Свидетельство тому – множество сохранившихся народных небылиц. Ведь в такой игровой форме детям гораздо легче запоминать новую информацию и познавать закономерности окружающего мира.
Представляем вам подборку небылиц для детей разного возраста, коротких и длинных, попроще и посложнее. Они могут пригодиться для длинной дороги, беседы на прогулке, их можно использовать в различных конкурсах и викторинах, с ними можно просто весело и с пользой провести время.
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
***
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
И рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
***
Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
***
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
***
Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел …
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
Р. Фархади
***
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
***
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
Ирина Гурина
***
Я, ребята, как-то раз
Подружился с карасём.
Приходил ко мне карась
Поболтать о том о сем.
Он умел плясать гопак,
Песни пел народные
И готовить был мастак
Блюда превосходные.
Шил, вязал и вышивал —
Крестиком и гладью.
Как он это успевал —
Не могу понять я.
Был во всех делах он смел
За любое брался…
Только плавать не умел
И воды боялся.
***
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
***
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
***
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка ,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё —
два козла:Сивка да Бурка!
Юрий Чёрных
***
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
***
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую –
Развёл гармошку звонкую.
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
***
Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
***
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже –
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
«Мы играем — водишь ты…»
Среди ребятишек считалка — это своего рода ритуал, прелюдия к игре. Она объединяет, сплачивает коллектив, помогает установить дружеский контакт. Ведь в процессе счета ребятишки дотрагиваются до груди всех участников, проявляя в такой форме доверие друг к другу. Произносимые детским голосом рифмованные строки дают старт подвижной и увлекательной игре, шанс одному водить, другому убегать, прятаться и искать.
«Речка вдаль бежит лесная,
Вдоль по берегам кусты.
Я друзей всех собираю,
Мы играем — водишь ты!»
Что такое считалка? Это короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.
Рассказы – небылицы
Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом
- Найди небылицы.
- Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.
Небылица про Машу и маму.
Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.
Небылица про зайца.
Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.
Огромная небылица.
Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:
Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.
Говорит крокодилище:
Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.
Небылица про умного Ваню
Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна – рыбу домой нести. Сосед спрашивает:
Чем рыбу ловить будешь?
Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.
Много ли рыбы наловит Ваня?
Перевертыши
Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей — это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:
Сидит ежик на сосне -Новая рубашка,На голове сапожок,На ноге фуражка.
Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.
Рассказы — небылицы
Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом
- Найди небылицы.
- Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.
Небылица про Машу и маму.
Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.
Небылица про зайца.
Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.
Огромная небылица.
Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:
Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.
Говорит крокодилище:
Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.
Небылица про умного Ваню
Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна — рыбу домой нести. Сосед спрашивает:
Чем рыбу ловить будешь?
Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.
Много ли рыбы наловит Ваня?
Небылицы для детей 5 6 лет. Стихи-небылицы
Воспитывать это замечательное чувство надо с детства. Помогут в этом благородном деле детские небылицы. Особое место занимают стихи — небылицы.
Многие взрослые припомнят из своего детства, как придумывали разные потешные истории. Дети тоже чувствуют нехватку такого рода упражнений для мозга. Что такое небылицы и какую пользу они приносят в учёбе мы писали здесь.
Меня часто просят на занятиях: «А перепутаницу?» Ребята и сами их придумывают. Порой родителей раздражают их выдумки: «Что за тупость!» Чтобы шутил умно, надо иметь в примерах не действительно недалёкие «перлы» с экрана телевизора, а весёлые стихи-небылицы детских поэтов. Тонкости родного языка, дух языка, — вот что усваивает ребёнок, по словам М. Горького. Запомним: искромётный юмор – признак ума.
Пестушки
Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.
Заключение
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей. А задача педагога — заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Детский фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы детской логики, восприятия окружающего мира — все это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. «Страшилки» учили преодолевать страх, проходить испытание страхом.
Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз доказывает, насколько динамичен, мобилен детский фольклор: каждый год в нём происходят заметные изменения; отслеживая ситуацию в течение последних трёх-четырёх лет, уже можно выделить определённые закономерности, весьма симптоматичные для всего развития устного народного творчества в целом; по мере отмирания в устном репертуаре жанры устного народного творчества постепенно укореняются в художественной литературе; с другой стороны, “легализация” фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов, “садистских стишков», тем больше их читают… но меньше рассказывают); пополнение текстового состава исторически сложившихся жанров идёт за счёт “модернизации» старых текстов, их “перелицовки”; наличие этого факта — залог сохранности того или иного “старого” жанра (загадки, считалки и т.д.); в появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора — перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.