Эмоциональные и социальные способности
В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:
- Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
- Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
- Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
- Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
- Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
- Любит, когда ему дают право выбора.
Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.
- Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.
Питание детей в год и 10 мес
С каждым месяцем детский рацион пополняется новыми продуктами и блюдами, они необходимы для роста и развития.
В ежедневном меню должны присутствовать такие продукты, как:
- каши;
- рыба, яйца (чередовать);
- молочные продукты;
- мясо;
- фрукты;
- овощи.
Классическую молочную кашу необходимо готовить, чтобы консистенция была слегка вязкой. В каши без молока желательно добавлять овощи, фрукты или отварное мясо. Разнообразить рацион и вкусовые ощущения позволяет приготовление каш в духовке. Получается что-то похожее на пудинг.
Рекомендованные молочные продукты:
- творог;
- сыр;
- йогурт;
- кефир;
- сметана.
Яйца в меню должны встречаться не чаще 1 раза в 2 дня.
Свежие фрукты — необходимые продукты в рационе, но желательно наблюдать за тем, как организм крохи среагирует на их введение. Какие-то фрукты могут вызывать аллергию, какие-то способны давать слабительный эффект.
В состав блюд можно включить сухофрукты, но не более 50 г в неделю. Сухофрукты добавляют в каши, используют для варки компотов и киселя.
Сырые овощи или овощные салаты перед обедом способствуют улучшению аппетита. Натирать овощи на тёрке не совсем обязательно. В этом возрасте дети способны есть продукты, нарезанные небольшими кусочками.
Питание малыша 10 месяцев
Малыш начинает знакомство с едой. Изучает ее свойства, крошит, ломает и бросает, разбрасывает по столу. Со стороны это выглядит неправильно. Но именно такие действия помогут познакомиться с окружающим миром с помощью еды. Не стоит бояться таких действий со стороны малыша. Ребенок это перерастет, а еда останется потребностью жизни.
По возможности стоит кормить ребенка грудью, но не стоит забывать о прикорме. Малыш уже взрослый и в организм должны попадать полезные вещества. В 10 месяцев ребенок кушает овощные и фруктовые пюре, молочные каши, молочные продукты. Так же в организм крохи должны поступать мясо и рыба, но только нежирные сорта.
Понемногу можно давать малышу хлеб, но не забывайте, что он сложней усваивается, чем сухарики. Так же кроха может самостоятельно кушать печенье.
У ребенка в 10 месяцев как правило уже прорезались верхние и нижние зубки. Стоит научить свое чадо активно кушать. Не надо выливать еду в рот. Ребенок должен самостоятельно забирать еду с ложечки губами. Ребенок 10 месяцев должен учиться кусать некоторые продукты. Легче всего научить кроху кусать на яблоке.
Может быть и такое, что малыш отказывает от определенного продукта. Удалите этот продукт из меню на несколько дней. Потом снова попробуйте вводить, но в малом количестве.
В этом возрасте ребенок может кушать сырые фрукты. Но обязательно стоит их очистить от кожуры. Мелкие фрукты не следует давать крохе, чтобы он не глотнул их целиком. Можно давать мандарины и апельсины. Но следует помнить о кожуре на дольках и косточках. Перед употреблением сливы нужно обдать ее кипятком и избавиться от косточки.
Подбирая рацион для вашего малыша, нужно учесть состояния его здоровья и индивидуальные особенности. Не нужно забывать о дополнительных компонентах, которые входят в блюда, а именно: соль, сахар, лимонная кислота.
Речевое и психическое развитие ребенка в 11–12 месяцев
В норме ребенок этого возраста понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы взрослых. Теперь он может справиться не только с простыми однозадачными поручениями, но и с теми, которые требуют последовательного выполнения нескольких этапов. Например, если раньше малыш мог принести только тот предмет, который был в зоне его видимости, грудному ребенку 11 месяцев несложно будет принести предмет, который лежит, предположим, в шкафу (т.е. подойти к шкафу, открыть его, найти игрушку, достать ее, закрыть шкаф, принести).
Малыш продолжает совершенствовать свою активную речь: в его арсенале становится все больше лепетных слов и звукоподражаний, но теперь они обретают однозначный смысл для ребенка. Теперь «папа» означает исключительно «папа», «дядя» — любой другой мужчина, «ня» — это именно «на, возьми» и т.д. Это отличительная особенность становления речи в этом возрасте.
К 11 месяцам поведение ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых: он всячески пытается подражать маме и папе, понимает слово «нельзя» и уже любит, когда его хвалят. Малыш стремится к одобрению окружающих, поэтому с большим удовольствием стремится помогать по хозяйству и выполнять просьбы.
Малыш все еще часто плачет, желая донести определенную мысль до мамы и папы
Однако одновременно с этим стремительно развивается язык жестов: ребенок охотно машет ручкой «пока-пока», протягивает ее, если что-то хочет получить, учится показывать пальчиком на необходимый предмет (а это уже формирование указательного жеста — крайне важного показателя психического развития), обнимает и целует в знак любви и симпатии. Это особый этап налаживания коммуникации не только со взрослыми, но и с другими малышами
Замечали, наверное, как два еще не умеющих разговаривать ребенка общаются друг с другом? Да, они используют в основном жесты и звуки.
Кстати, некоторые мамы жалуются, что в этом возрасте ребенок часто «висит на груди»
Действительно, так бывает, но не из-за голода, а из-за приближающегося кризиса сепарации, поэтому малышу так важно чувствовать маму рядом!
Что должен уметь ребенок в 15 месяцев
- Уверенно ходит самостоятельно, перешагивает сам через препятствия.
- Хорошо ориентируется дома, знает где кухня, а где ванная.
- Познает первые причинно-следственные связи (если бросить тарелку, она разобьется; если толкнуть мячик, он будет катиться).
- Знает основные части тела (глазки, носик, ручки).
- Различает цвета.
- Выражает чувства через объятия и поцелуи.
- Подражает действиям старших и сверстников.
- Проявляет интерес к предметам домашнего обихода (веник, расческа, кастрюли) и использует их в игре.
- Кушает ложкой и пьет из детской кружечки.
- Ярко выражает любые эмоции и стремится к самостоятельности.
Организация занятости и досуга десятимесячного малютки
Ежедневный уход за малышом
Привычные уже процедуры в режиме дня остаются теми же. Умывание, расчесывание, чистка зубов (даже если зубик всего один), купание вечером. Время от времени нужно аккуратно подстригать ноготки.
Желательными является закаливание с помощью солнечных, воздушных ванн, включая обтирания. С этого возраста уже разрешается обливать ножки водой, постепенно понижая ее температуру. Многие педиатры считают лучшей формой закаливания обливание с ног до головы теплой водой (постепенно снижая ее температуру). Не стоит забывать, что все процедуры закаливания должны быть систематическими и постепенными. А бодрствование — насыщенным, как активными играми, так и интеллектуальными, больше свежего воздуха и полный отказ от телевизора и др. экранных гаджетов.
Режим дня
Родители должны по-прежнему соблюдать режим дня, плавно подстраивая его под запросы подрастающего ребенка. Так, малыш продолжает спать по 14—15 часов в сутки, укладываясь на дневной сон два раза — по 1,5 — 2 часа. Время утреннего подъема — с 6 до 8, в зависимости от привычек конкретной семьи и темперамента ребенка. Часть дневного сна, как и у грудничка, проходит на свежем воздухе, во время первого выхода на улицу.
Гулять с малышом следует так же два раза в день, кушать — 5 раз. Промежутки между приемами пищи все так же составляют 4 часа. Дети в 10 месяцев продолжают получать грудное кормление или смесь 1—2 раза в день. Основной рацион составляют каши (греча, кукурузная, геркулесовая, рис, пшено), некоторые овощи и фрукты, мясо (говядина, куриная грудка, индейка). В 10 месяцев в меню добавляют рыбу. Пищу измельчают в кашицу.
Гимнастика, которой занимается кроха, незначительно усложняется, в зависимости от той программы, которую выбрали родители. В целом режим ребенка мало отличается от того, к которому он привык ранее.
Основные навыки 10-месячного малыша
Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:
- услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
- с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
- огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
- пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, — то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.
Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.
Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):
Основные навыки десятимесячных малышей:
- подниматься на ножки и стоять без опоры;
- садиться без поддержки из положения стоя;
- брать и держать любые предметы, используя обе руки;
- освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
- ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
- переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
- слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
- открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
- по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
- совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
- пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
- ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.
Двигательная активность малыша в 1 год и 10 месяцев
Для удобства применения специальных знаний по развитию крохи специалисты собрали воедино то, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев:
- Ходьба – вот самое интересное, что сейчас постигает младенец. Он уже понял, что в манеже слишком тесно, а вокруг столько всего, что хочется попробовать на ощупь, да и на вкус тоже. Смышленый малыш вовсю старается передвигаться, если раньше он делал это ползком на четвереньках, то немного позже мама познакомила его с тем, что можно стоять на ножках. Постепенно тренируясь и познавая окружающий мир, ребенок, что называется, натренировал мышцы, и теперь может потихоньку шагать. Некоторые детки в возрасте 1 год и 10 месяцев уже бегают, как метеоры, спотыкаясь и падая, но упорно продолжая идти вперед.
- Игра в мяч стала более осознанной, хаотичные и беспорядочные движения остались в прошлом. Карапуз хорошо удерживает в ручонках мяч и может бросать его в нужную сторону, а не куда попало.
- Неприятно удивить родителей может тот факт, что теперь крохе удается стянуть с себя одежду, заботливо надетую мамой. За этот проступок психологи не рекомендуют наказывать малыша, ведь таким образом проявляется его первая самостоятельность, он должен так делать, это нормально. Лучше купите в магазине одежду с застежкой, с которой младенцу все еще трудно справиться, тогда со временем он оставит тщетные попытки раздеться.
- Чудесно, если в возрасте 1 год и 10 месяцев у карапуза сформировалось 18 зубиков. Но если этого еще не произошло, не беда – значит, таковы индивидуальные особенности развития вашего любимого чада, это лишь очередной раз доказывает, что он особенный.
- Что касается увлечения играми, малыш должен уметь складывать конструктор, интересоваться пазлами, теперь он наверняка любит выстраивать из кубиков башенки, изучать всевозможные формы и объемные фигурки.
Эмоциональное развитие
В этом возрастном периоде карапуз начинает воспринимать себя как отдельную единицу социума, хотя все также эмоционально связан с мамой.
Малыш очень любит привлекать к себе всеобщее внимание. Он подражает близкому взрослому (смеется, радуется, плачет), очень желает, чтобы его чаще хвалили, гордится собой
Постепенно начинают проявляться контакты со сверстниками (смотрит на других детей, берет их за руки, обнимает). Дети не любят запретов, стараются добиться своего путем плача.
Эмоции ребенка гораздо сильнее, чем у взрослого. Любое свое состояние он воспринимает как константу. Взрослый понимает, что если он голоден, то голод сможет удовлетворить через некоторое время. Малыш это понять не в силах. Поэтому тревога может перейти в плач и даже истерику.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо потакать детским капризам, если они не вызваны законным желанием или физиологической потребностью. Лучше попытайтесь отвлечь чем-то интересным и занимательным.
Важно создать для крохи положительную эмоциональную обстановку, хорошее настроение. В этом случае удастся избежать эмоциональных срывов, нервная система малыша будет развиваться стабильно
Что должен уметь ребенок 11 месяцев?
Если развитие малыша проходит без особенностей в соответствии с возрастом, к 11 месяцам он должен уметь поворачиваться из положения сидя, стоять самостоятельно хотя бы несколько секунд, ходить с поддержкой взрослых, бросать вперед различные предметы, приносить их по просьбе взрослых. Что еще умеет малыш? Он учится навыкам самообслуживания, например, кушать ложкой, самостоятельно одеваться. Претерпевает развитие мелкая моторика: появляется щипковый захват. И, самое забавное, именно в этом возрасте детки начинают двигаться под музыку!
Многие родители задаются вопросом: как развивать ребенка в 11 месяцев? Ответ очень прост: любить, быть рядом, чувствовать потребности своего малыша. В столь юном возрасте дети не нуждаются в специальных программах раннего развития. Активные игры на воздухе, гимнастика с мамой по утрам и рациональное питание — вот залог здорового и счастливого детства!
Уход за ребенком и режим дня
Мама должна умывать и подмывать сына каждый день, расчесывать, чистить зубы, высаживать на горшок, стричь ногти по необходимости, очищать носик и уши.
В этом возрасте детей нужно закалять при помощи воздушных ванн, обтираний и купаний.
Также допустимо обливать ножки ребенка. Но следует помнить о том, что все нужно делать постепенно.
В среднем малыш в этом возрасте спит около 15 часов в сутки: 10 ч. ночью, остальное время днем. Некоторые уже перестраиваются на один сон, другим еще требуется два сна.
Гулять нужно 2 раза в день, а при плохой погоде оставаться дома. Летом можно проводить на улице около 5-6 ч., также малыш может спать на улице.
Таким образом, для полноценного развития ребенка нужно не только с ним заниматься, но и давать время на отдых, прогулки
В этом возрасте крохе трудно сосредоточить внимание надолго, поэтому все занятия должны проходить в игровой форме
Советы по организации игр
Занятия с малышом 9-11 месяцев – это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно
О чем же важно помнить?
- Развивающие игры для детей 10 месяцев можно проводить где угодно: в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне, площадке. Чем разнообразнее места для игр, тем лучше.
- Если ребенок еще не предпринимает попыток ходить, не нужно его заставлять. Возможно, его опорно-двигательный аппарат еще не готов к этому сложному действию.
- Во время игр на кухне будьте особо бдительны, следите за тем, чтоб ребенок не приближался к плите, электроприборам или горячей посуде.
- Не играйте с острыми или очень мелкими предметами.
- Разносторонне развиваться малышу помогут игры с разными членами семьи. Ведь даже одна и та же игра, проведенная разными людьми, влияет на развитие иначе.
- Покупая дорогие и красочные игрушки, не забывайте о главном – никакой предмет не может заменить тепла от общения с мамой и папой. Больше общайтесь со своими детьми!
- Активные игры проводите в первой половине дня, вечером лучше осваивать тихие и спокойные занятия, чтоб не перевозбудить ребенка.
Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года
К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.
В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.
Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.
Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
- Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
- Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
- Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
- Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
- Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
- Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
- Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
- Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
- Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.
Об игрушках
Десять месяцев – тот возраст, когда большинство предметов домашнего обихода могут стать игрушками, поэтому не спешите покупать новые дорогие вещи. Активно используйте бумагу, воду, краски, крупы, муку, ленточки, крупные бусы, разнообразные коробочки и баночки.
Преобразуйте игры со старыми игрушками, ведь теперь возможностей взаимодействия с ними гораздо больше:
- Покажите, как работает игрушечный телефон, как по нему можно звать маму;
- Катайте сразу две машинки, издавайте звуки, завозите их в гараж, катайте на них куклы и мягкие игрушки;
- Катайте мячик, учите малыша его бросать;
- Прячьте погремушку, попробуйте дать ребенку задание найти её по звуку.
Среди новых и полезных приобретений по возрасту можно выделить:
- Пирамидку. Научите малыша собирать и разбирать её, совершенствуйте навык, объясняя разницу в размерах колец.
- Кубики. Из них можно строить башню, сортировать их по цветам.
- Различные мячики или «убегающие» игрушки, которые обеспечат физическую активность.
- Куклу. Даже если у вас мальчик, на модели человека он сможет изучать части тела.
- Музыкальные инструменты, лучшие варианты — это пианино и ксилофон. Они развивают связь между действием и звуком, улучшают двигательно – зрительную координацию, слуховое восприятие.
- Фигурки животных. С их помощью ребенок будет увеличивать свой кругозор.
Важно! Полезными и интересными для ребенка будут самодельные сенсорные коробочки. Их можно сделать из подручных материалов, использую различные фактуры, например, рис, камешки, пластилин, воду, ткань.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы
Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Сюжетные игры
В десять месяцев пора научить малыша сюжетным играм, которые просто необходимы для полноценного развития, так как знакомят с основными жизненными ситуациями, эмоциями и правилами поведения. Играя, маленький человечек не просто познает окружающий мир – он готовится к жизни в обществе, познает законы человеческого бытия. Начинать стоит с самых простых сюжетов: покажите, как кукла ходит, кушает, ложится спать, плачет, как нужно катать машинку или работать игрушечным молоточком. Затем усложните историю, поставив перед ребенком определенную задачу.
- Кукла пошла, упала и заплакала. Пожалей её.
- Мишка танцевал, очень устал и захотел спать. Уложи его в кроватку.
- Мишка и зайка пришли в гости. Угости их чаем.
- Зайчик поехал кататься на машинке и взял с собой куклу. Прокати их.
- Мишка пришел, поздоровался, спел песенку и ушел. Поздоровайся и попрощайся с ним.
Стульчик сломался. Помоги починить его.
Интеллектуальное развитие
Игровая деятельность постепенно становится ведущей. Карапуз наблюдает за окружающим и имитирует в игре повседневную деятельность взрослых (развешивает белье, разговаривает по телефону, поднимает упавшую куклу и укачивает ее).
Постепенно происходит социализация. Малыш играет рядом с другими детьми на площадке или в песочнице. Это еще не совместная игра, а именно игра рядом.
В этом возрасте малыш:
знает, как его зовут;
любуется своим отражением в зеркале;
на вопрос «кто это в зеркале? » называет себя по имени;
знает, где живет, может привести маму от места прогулки к дому;
старается подчиняться указаниям «нельзя» и «можно»;
выполняет простые задания (принести игрушку, подать ложку);
показывает основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
различает размеры – большой и маленький;
различает простейшие формы (круг, квадрат);
строит из кубиков простые сооружения (башня, ворота, дорога);
концентрирует внимание на объекте в течение 3 – 10 минут;
собирает пазл из 2-4 частей;
показывает части тела – рука, нога, голова;
показывает части лица – нос, глазки, ротик;
сортирует предметы в сортере;
любит «читать» книжки.
Лучшими играми являются подвижные и эмоциональные. Самая любимая – это прятки. Прятаться может как взрослый, так и малыш. Как радуется кроха, когда понимает, что его «обнаружили».
Среди великого многообразия игрушек и развивающих игр на интеллект можно выделить:
- сортеры,
- конструкторы с крупными частями,
- простейшие головоломки,
- крупные пазлы из 2 – 4 частей,
- матрешки, неваляшки,
- машинки, трактора, паровозы и другой транспорт,
- фигурки животных, сказочных героев,
- механическая юла (волчок),
- магнитная рыбалка,
- крупная мозаика,
- лото,
- парные картинки.
2.1. Продуктивная деятельность
Ребенка второго года жизни стоит учить отображать на бумаге все то, что он видит в жизни. Пусть пока это примитивные работы, но как интересно будет рассматривать их, когда малыш станет взрослым!
Рекомендуемые темы для живописных работ:
Тема | Изображение | Чем рисуем |
Орешки для белки | Рядом с изображением белочки рисуем орешки. | Поролоновые палочки, гуашью |
Дорожки горизонтальные | Горизонтальные линии, по которым потом побегут цыплята (курочки, птички). Цыплят взрослый разместит на дорожках | Карандаши |
Дождик | Вертикальные отрывистые линии. Рисуем и произносим: «Дождик-дождик, кап да кап, мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки» | Фломастеры |
Цветочная поляна | На зеленом картоне рисуем множество цветов | Гуашь, акварель, пальчики, ватные палочки |
Снег идет | На темном фоне рисуем хлопья снега | Гуашь или акварель, поролоновые палочки |
Веточка смородины (рябины) | На листе с зеленой веточкой дорисовываем ягоды | Гуашь, пальчиками |
Зимние узоры на окне | На голубом фоне рисуем узоры | Восковые мелки |
Елка в гости пришла | На елке дорисовываем разноцветные шары | Акварель или гуашь, пальчиками |
Украшаем платье для куклы | На вырезанном из бумаги платье дорисовываем полоски, пятна, мазки | Акварель, кисть |
Не следует забывать при работе красками о баночках – непроливайках, салфетках и других средствах, которые помогут в случае мелких неприятностей.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Занимаясь рисованием, не забывайте произносить названия цветов. Учите малыша убирать за собой после занятия. И обязательно хвалите художника после завершения шедевра.
Во время занятий лепкой ребенок учится отрывать мелкие кусочки глины (пластилина) от целого куска (крошки для синички), сплющивать лепешки (оладушки для бабушки), дырявить пальчиками пласт из глины (норки для мышки).
Занимаясь аппликацией, необходимо научить ребенка правильно, перпендикулярно к бумаге располагать клеевой карандаш и аккуратно намазывать силуэты, которые надо наклеить. Сначала это хаотично расположенные на листе фигуры. А затем можно придумать сюжет (елка с фонариками, гусеница из разноцветных кругов, домик из квадратов).