Нормы развития
Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.
У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.
В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.
Речь
В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.
Новые речевые навыки:
- появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
- ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
- речевой запас увеличивается до 20-50 слов.
Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.
Физическое развитие
С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.
Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?
- Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
- Проходит по широкой перекладине.
- Переступает через невысокие предметы.
- Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
- Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
- Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
- Переворачивает страницы в книге.
- Может ездить на трехколесном велосипеде.
Восприятие
В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.
Характерные черты восприятия:
- стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
- реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
- ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
- чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
- контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
- обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
- пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
- понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).
Когнитивная сфера
В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем
Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.
Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:
способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.
Игрушки и игры для детей в год и месяц
- Книги с яркими картинками, например, различные энциклопедии под условным названием «Первая книга малыша».
- Большие игрушки, которые можно толкать (машина, плюшевый мишка), каталки (особенно хорошо, если с трещоткой), стучалки.
Копилочка
Можно купить готовую игрушку, это коробочка с прорезью как у копилки и разноцветные «монетки-пуговки», или сделайте ее самостоятельно. Малышу предлагается по одной опускать пуговицы в прорезь. Покажите ребенку, как можно потрясти наполненную «копилочку» и послушать звук.
Прячем игрушку
Игрушка прячется сначала на глазах у ребенка, например, под пеленку, за спину. Малыш должен находить ее. Потом можно привязать к предмету разноцветную ленточку (младенец видит это) и спрятать игрушку, но оставить торчать «хвостик» от ленты. Ищем снова.
Зарядка для пальчиков
По очереди разминаем каждый пальчик на ручках со словами:
Мальчик с пальчик, где ты был? С первым братцем в лес ходил, С этим братцем кашу варил, С третьим братцем кашу ел, А с четвертым — песни пел.
Советы родителям
Давайте ребенку больше возможности играть на свежем воздухе, это очень полезно как для интеллектуального, так и для физического развития; Не оставляйте малыша без присмотра на детской площадке, когда он лазает по горке или бегает, не полагайтесь на его самостоятельность, он еще пока слишком мал; Чтобы помочь крохе быстрее привыкнуть к горшку, можно делать это в игровой форме, посадить на горшок мишку или куклу, а потом сказать ребенку, что теперь его очередь сесть на горшок, возможно, он согласится, дети любят играть; Не потакайте ребенку часто и в любых вопросах, иначе он постоянно будет вами манипулировать, выпрашивать леденец, устраивая истерику в магазине, четко разделяйте границы дозволенного, позволив ребенку что — то один раз, а потом, запретив, вы делаете только хуже для всех; Не нужно стоять на своих принципах, если ребенок хочет одеть синюю майку, а не желтую, пусть сделает так. Не держите в комнате постоянно включенный телевизор, даже если малыш отвлекается и не смотрит его, иначе он просто привыкнет, что телевизор должен всегда работать
Сделайте просмотр мультиков в определенное время не более 10 – 15 минут; Во время прогулок исследуйте мир вместе с ребенком, обращайте его внимание на собак, кошек, деревья, цветы
Общайтесь с вашим чадом, рассказывайте ему то, что вы знаете, также старайтесь ответить на его вопросы, не отмахиваясь на свою занятость, крохе очень важно, чтобы ему ответили и уделили внимание.
Социальное развитие ребенка
Ребенок еще активнее, чем раньше, социализируется – входит в мир людей. Например, он не только начинает принимать и исполнять Ваши требования, но и показывает к ним более сознательное отношение. Малыш уже понимает и реагирует на Ваше разрешение («можно») или Ваш запрет («нельзя»), но и может показать свое отношение к событиям и поступкам. Чтобы закрепить эти умения – указывайте на них регулярно – например, «Собачка на улице ела снег – заболела. Поэтому есть снег – нельзя!». (Подробнее о том, как правильно запретить – здесь.) Постепенно вводите в лексикон слово – «надо». «Смотри, какие ручки грязные! Их надо вымыть – и они будут чистые» и т.п. Постепенно ребенок начнет понимать Ваше новое требование.Можно счастливо вздохнуть – поведение крохи к двум годам постепенно начинает быть управляемым с помощью Ваших обращений к нему. Но и здесь будьте внимательны – ребенок должен слушаться не из-за страха – рассердить Вас, а доверяя Вам, осознанно понимая то, что Вы говорите и поступаете правильно (не правы, а именно, правильно). И, уже исходя из этого, что он будет поступать так, как поступаете Вы. Послушание ребенка должно строиться на исключительном доверии к родителям и, конечно же, любви. Малыш искренне радуется, если его похвалят, но и хвалить нужно тоже умеючи – ознакомьтесь с полезной информацией, как нужно правильно хвалить ребенка.Необходимо наказать? Не торопитесь шлепать кроху по попе, скажите просто и серьезно: «Я огорчился (ась), из-за того и того… и теперь у меня нет настроения разговаривать и играть»,- это будет самый «страшный» приговор, и заметьте, без насильственных унижений. Вы действительно говорите о своих чувствах, не «Тыкая» при этом ребенка, не зачитывая ему нотации, не говоря свысока, Вы искренни. Кроха ни за что не захочет потерять дружбу с Вами – и только на этом должно основываться его желание слушать Вас. Чуть позже, когда эмоции и у Вас и у ребенка отступят на второй план, можно рассказать, почему так делать нельзя (опасно, недопустимо), что может случится с детьми, которые так делают, и т.п. Подытожим, что теперь взаимоотношения ребенка со взрослыми будут обогащаются и эмоционально усиливаться на основе доверия, любви, сочувствия, понимания, дружбы, привязанности, сострадания, желания и действовать вместе и т.п. Но, социальное развитие ребенка на основе этих добрых чувств не может возникнуть спонтанно, без Ваших усилий и примера.
Зеркало для взрослых
Каждую минуту Вы выступаете перед ребенком как модель для копирования. Малыш повторяет за Вами не только все более усложняющиеся действия с предметами (техника и способы выполнения), а также поступки, касающиеся выбора («плохо» и «хорошо»). Такое поведение характерно для малыша возрастного периода 1 год 9 мес. – 2 года 3 мес. – ученые назвали этот феномен «ролью в действии». Проведите эксперимент – попросите кроху показать Вам – как мама говорит по телефону, как папа стучит молотком, и т.п. Просто, ребенок при этом копирует взрослого – причем именно таким, каким он его видит, и подражает этому по образу и подобию
Но уже сейчас, в этом возрасте формируются его привычки, его внутреннее «Я», поэтому нужно особенно осторожно относиться к его «актерской подражательной способности» – подавая ему только самый лучший показательный пример. Поэтому, от Вас потребуется активная педагогическая позиция
Помните, что подражание ребенка Вам – это основа социализации ребенка.
Растем и прибавляем в весе
Существуют определенные стандарты роста и веса ребенка на каждый месяц – по ним родители могут сделать вывод о том, как малыш развивается физически, не отстает ли по этим показателям от своих сверстников. Мальчики должны иметь средний рост 80,4-88,4 см, средний рост девочек колеблется в диапазоне 79,7-87,6 см.
Отклонения от стандартов в росте могут быть связаны с индивидуальными особенностями развития ребенка и генетической предрасположенностью. Сильное расхождение в показателях может быть обусловлено патологией эндокринной системы. Для того чтобы быть уверенным в отсутствии заболеваний, необходимо проконсультироваться у педиатра.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рост девочек по возрасту: таблица
Вес детей в возрасте 1 год 9 месяцев индивидуален и зависит от многих факторов, но педиатры рекомендуют в первую очередь ориентироваться на нормы, чтобы в случае расхождений пройти обследование у врача. Должен вызвать беспокойство показатель веса у мальчиков меньше 10,2 кг, вес девочек – меньше 13,3 кг. Нормальные показатели веса у мальчиков – 10,6 – 13,6 кг, у девочек – 10,5 – 12,8 кг.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нормальный вес мальчика в 1 год
Питание ребенка в 1 год 9 месяцев
На этом этапе развития ребенка важно обеспечивать его разнообразным и питательным рационом. В рационе малыша должны присутствовать фрукты, овощи, злаки, молочные продукты, мясо и рыба. Важно следить за тем, чтобы питание содержало достаточное количество белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов, необходимых для его роста и развития.. Питание ребенка в 1 год 9 месяцев должно быть разнообразным и содержать все необходимые питательные вещества для поддержания его активности и здоровья
В этом возрасте малыш уже может кушать обычные столовые продукты٫ но важно следить за тем٫ чтобы они были безопасными и легко усваиваемыми для его организма.
Питание ребенка в 1 год 9 месяцев должно быть разнообразным и содержать все необходимые питательные вещества для поддержания его активности и здоровья
В этом возрасте малыш уже может кушать обычные столовые продукты٫ но важно следить за тем٫ чтобы они были безопасными и легко усваиваемыми для его организма.
Кроме того, активное физическое развитие малыша требует достаточного количества энергии, поэтому важно уделять внимание калорийности рациона. Необходимо следить за размерами порций и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.
В этом возрасте дети могут проявлять избирательность в еде, поэтому важно предлагать им разнообразные блюда, создавать положительные ассоциации с питанием и вовлекать их в процесс приготовления пищи.
Рацион питания
В рационе питания ребенка в 1 год 9 месяцев должны присутствовать все необходимые группы продуктов для обеспечения его полноценного развития. Фрукты и овощи обязательно должны быть включены в рацион, так как они являются источником витаминов, минералов и клетчатки, которые необходимы для поддержания здоровья малыша.
Молочные продукты, такие как йогурт, творог или сыр, обеспечат организм ребенка кальцием, необходимым для формирования костей и зубов. Мясо, птица, рыба или их заменители предоставят железо, белок и другие важные питательные вещества.
Также в рационе ребенка должны быть злаки, такие как овсянка, рис, гречка, которые являются источником энергии. Важно следить за разнообразием питания, предлагая малышу различные блюда и продукты, чтобы обеспечить ему все необходимые питательные вещества.
Соблюдение правильного рациона питания важно для поддержания здоровья и активности малыша в этом возрасте. Питательная ценность продуктов должна соответствовать потребностям растущего организма, поэтому разнообразие и качество пищи имеют решающее значение для формирования здорового образа жизни ребенка.
Здоровое питание
Здоровое питание играет важную роль в развитии ребенка в 1 год 9 месяцев. В этом возрасте особенно важно обеспечить ребенка полезными продуктами, богатыми витаминами и минералами. Фрукты, овощи, злаки, молочные продукты, мясо или его заменители должны быть включены в рацион ежедневно.
Здоровое питание также способствует формированию правильных пищевых привычек у ребенка на будущее; Родители должны следить за тем, чтобы рацион питания был сбалансированным и разнообразным, чтобы обеспечить растущему организму все необходимые питательные вещества.
Ограничение потребления пищевых добавок, сахара, соли, жареной и жирной пищи также является важным аспектом здорового питания. Предпочтение следует отдавать натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, а также правильным способам их приготовления.
Здоровое питание способствует укреплению иммунной системы, правильному физическому и психическому развитию ребенка, а также содействует улучшению его общего настроения и активности. Это важный компонент заботы о здоровье и благополучии малыша в этом возрасте.
С первым Днем рождения
И вот праздник пришел. После пробуждения малыша поздравьте его с Днем рождения.
Но не забываем, что родителей ждут последние этапы подготовки к 1-му Дню рождения.
Желательно в этот день разделить обязанности и пригласить близких друзей для помощи.
Готовим горячее и салаты.
Заканчиваем приготовления угощений для гостей, заправляем салаты, готовим мясные или рыбные блюда, украшаем бутерброды, закуски.
Раскладываем блюда по вазонам, салатницам, стаканчикам и обязательно украшаем подготовленными топерами.
Заканчиваем подготовку помещения, двора, стола, кенди-бара.
Этой работой как раз и могут заняться помощники или идейные вдохновители.
Тем более для установки стола, скамей, развешивания гирлянд потребуется мужская помощь. А вот сервировкой лучше заняться самостоятельно или поручить дама, которым сможете доверить такой важный процесс.
Все готово к празднику. Наряжаем малыша и встречаем гостей.
Веселитесь от души и не задумывайтесь о том, что что-то не успели и вдруг что-то придется не по душе приглашенным. Но если думаете, что на этом ваши обязанности полностью исчерпаны, то глубоко ошибаетесь. Ведь мало того, что родителям придется контролировать весь процесс, но и впереди еще уборка.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев?
Ребенку от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев: что он должен уметь? — У ребенка в этом возрасте очень острая потребность исследовать мир, в том числе свои части тела. Он с интересом касается своих гениталий, может подолгу их рассматривать. Не нужно ему запрещать это и тем более кричать.
Такое поведение абсолютно не имеет сексуального подтекста. Ребенок интересуется этими местами, так как до недавнего времени ему были интересны только ручки и ножки. Примерно к 1 году и 9 месяцам малыш знает десяток слов. Он может сказать «дай», «пить», «баба», «деда» и т.д. Неплохо имитирует простые голоса животных – «мяу», «гав», «ку-ку».
Понимает все, что ему говорят, может легко выполнять уже более сложные команды или просьбы. Ребенок стал очень внимательным наблюдателем, подражает братьям, сестрам и взрослым. Активно начинает интересоваться творчеством, самое время купить первые цветные карандаши.
Спокойно подниматься по лестнице: малыш становится смелее на детской площадке, он может отодвинуть стульчик и забраться на диван. Прекрасно знает, что ему нравится, а что нет, и когда он голоден (не нужно заставлять ребенка есть силой, это будет приводить только к истерикам, а в будущем может стать причиной отвращения к еде и нарушения пищевого поведения). Требует много внимания, хочет участвовать в жизни семьи и делать все, что делают взрослые. Среднестатистический ребенок в этом возрасте может произнести от 5 до 20 простых слов. Стоит помнить, что на данном этапе развития малыш понимает в 10 раз больше, чем он может выразить словами
Поэтому обращайте внимание на то, что вы говорите и как. Ребенок в 18 месяцев уже может ходить задом наперед, некоторые малыши уже активно бегают
В возрасте 18 месяцев ребенок находится в фазе сенсомоторного развития и в стадии манипулятивной игры. Обычно малыш взволнован и заинтересован, организовывает себе веселье сам, используя предметы, которые у него есть под рукой. Ребенок пока не различает, что такое игрушка, а что нет, он с радостью играет всем, что попадает в его руки.
В игре уже можно увидеть элементы имитации действий, наблюдаемых в окружающей среде (ответ на телефон, нажатие клавиш, открывание замка, письмо ручкой).
Что должен говорить ребенок в полтора года?
Стадия первая: первые слова — От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии. Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев.
Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами. Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.
Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят.
Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест). Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О».
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Моторика и психика
Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:
- Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.
- Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
- Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
- Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
- Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
- Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
- Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
- Перекладывание предметов из одной руки в другую.
- Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
- Берет игрушки указательным и большим пальцами.
- Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
- Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
- Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
- Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
- Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
- Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.
Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.
В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.
Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.
Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.
Навыки и умения
Ребенок в 1 год 9 месяцев впитывает в себя, как губка, все навыки и умения, которым его обучают, начинает ставить перед собой элементарные цели и выполнять их. Кроха уже имеет небольшой жизненный опыт, поэтому вся его деятельность основывается на повторении действий, которые он увидел у кого-нибудь или которым его целенаправленно научили:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: правильное развитие ребенка в 2 года 3 месяца
- складывает игрушки в положенное место;
- помогает в меру сил маме;
- поднимается по лестнице, держась за перила;
- строит башенку из кубиков;
- поднимает мяч, бросает или пинает его;
- называет животных, увидев их на картинке, но многосложные слова пока ему не под силу;
- повторяет простые движения;
- считает до трех;
- различает основные цвета;
- общается со сверстниками, это происходит пока не на речевом уровне, а в игре, но социальные навыки начинают проявляться.
В этом возрасте начинается привыкание к соблюдению правил общежития и к дисциплине
Ребенок начинает понимать, что кроме него есть много других людей, на которых нужно обращать внимание, заботиться о них (рекомендуем прочитать: во сколько лет ребенок начинает говорить первые слова?). Нужно потихоньку прививать ему основные правила приличия.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен есть маленький ребенок в год?
Есть много правил, которые необходимо соблюдать, потому что так принято в обществе, где взаимодействует много людей. Малыш начинает понимать, что в социуме существуют установленные рамки поведения, за которые выходить не стоит.
Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев
Находиться с ребенком и наблюдать за его поведением в этот период – истинное удовольствие. Здоровый малыш обычно очень жизнерадостный и веселый. Он часто взрывается смехом, даже по не всегда понятной для вас причине.
Обычно ребенок (при условии, что он не устал или не хочет спать) очень коммуникабелен, готов к игре. Хотя он не умеет еще играть с ровесниками, но может быть по отношению к ним внимательным и отзывчивым. Малыш готов общаться и обниматься, но в присутствии незнакомцев становится очень застенчивым и тихим.
У ребенка в 21 месяц бывают срывы. В один момент это привлекательный, милый маленький ангелочек, а в следующий он превращается в настоящего демона. Резкие перепады настроения, истерики, повышение тона голоса – все это абсолютно нормально. Малыш испытывает разочарование, потому что он пока еще не в состоянии сформулировать свои потребности и в то же время не может терпеть ни одной минуты, пока его желания будут исполнены.
Вспышки гнева действуют угнетающе и на него самого – именно поэтому малыш вместо того, чтобы успокоиться после плача, становится еще более раздражительным. По поведению ребенка до двух лет с легкостью можно заметить, когда его плач вызван настоящим отчаянием, а когда является лишь формой манипуляции. Малыш в этом возрасте часто использует плач и крик, чтобы заставить родителей вести себя определенным образом.
Советы для родителей:
- Не стоит потакать в важных вопросах, даже если ребенок будет из-за этого плакать. Если он поймет, что плачем может выпросить у вас леденец или в итоге будет ехать у вас на коленях, а не в автокресле, он будет применять этот способ манипуляции еще чаще.
- Не нужно стоять на своем только из принципа. Ничего страшного не случится, если ребенок будет есть обед ложкой, которую сам себе выберет, выпьет какао из чашки, а не из стакана или наденет синюю, а не желтую майку.
Развитие по неделям
1 неделя
Это время привыкания к новой жизни. Младенец пока проявляет минимальную активность и большую часть времени спит. У него еще нет специальных умений, поэтому его жизнедеятельность обеспечивается наличием врожденных рефлексов: хватательного, сосательного, поискового, плавательного, мигательного, глотательного, защитного и других.
Умения младенца к концу 1 недели:
- способен фокусировать взгляд на неподвижном объекте, расположенном на расстоянии 8–15 см;
- делает непроизвольные движения ручками и пальчиками;
- оживляется при появлении взрослого человека, улыбается во сне;
- различает цвета, звуки и запахи.
В первую неделю вес крохи может немного снизиться: он осваивает новый процесс кормления и еще не способен в достаточной мере насытиться. Такое изменение массы тела не представляет угрозы. Вес быстро приходит в норму.
2 неделя
Ребенок продолжает приспосабливаться к новой жизни. Он уже освоил непривычный способ получения пищи, поэтому начинает активно набирать вес и быстро расти.
Новые умения:
- распознает лица окружающих и пытается подражать их мимике;
- удерживает в поле зрения плавно передвигающийся объект;
- приобретает способность общаться с миром с помощью сенсорных ощущений (интересуется новыми звуками, запахами, ощущениями).
На второй неделе у ребенка проявляются неприятные последствия недостаточного развития пищеварительной системы – кишечные колики. Младенец испытывает мучительную боль в животе, из-за чего кричит без перерыва до 3–4 часов. Облегчить состояние крохи помогут современные лекарственные препараты или легкий массаж животика.
3 неделя
Ребенок начинает проявлять активность и любознательность: он реагирует на шум и голоса родителей, на зрительные образы. Его движения координируются, становятся менее хаотичными.
Новые умения:
- фиксирует взгляд на объекте, расположенном на расстоянии 50 см от глаз;
- изменяет положение тела так, чтобы удобно было лежать в кроватке или в руках родителя;
- захватывает пальчиками небольшие предметы;
- пытается приподнять и удерживать головку в положении лежа.
Малыш проявляет любопытство: он с увлечением изучает новые объекты или человеческие лица. Он уже узнает голоса родителей и отвечает на них улыбкой, радостным покрикиванием или даже гулением. В этот период нужно часто разговаривать с ним, обеспечивать телесный контакт.
4 неделя
К концу месяца может показаться, будто ничего не изменилось: ребенок остался все таким же маленьким и беспомощным. Но это впечатление ошибочно. Присмотритесь к крохе внимательнее, и вы поймете, как много новых умений освоил малыш за 4 недели.
Умения малыша:
- реагирует на человеческие голоса и прислушивается к ним, безошибочно узнает материнский голос;
- пытается удерживать головку, лежа на животе;
- фиксирует взгляд на неподвижном объекте или лице, следит за медленно движущимся предметом;
- копирует мимику взрослых;
- произносит первые звуки (сопит, кряхтит, гулит, агукает);
- хаотично и беспорядочно двигает ножками и ручками, тянется к маме, выгибает спинку;
- различает цвета, выделяет яркий объект из окружающего пространства;
- безусловные рефлексы, с которыми малыш родился, постепенно заменяются условными.
Самое важное сейчас – показать ребенку, что мир, в котором он оказался, не безразличен к нему, что он готов откликаться на малейшее его желание. Вот почему мама должна постоянно находиться рядом с ним. Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления»
Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком
Если кроха получает достаточно внимания, к концу месяца у него проявится «комплекс оживления». Это самый радостный момент для мамы: ведь теперь ее малыш не безучастно принимает все заботы и ласки, а бурно реагирует на них, отвечая на каждое прикосновение или обращенное к нему слово улыбкой и восторженным писком.
Правильный уход и развитие
Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:
- сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
- 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
- соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
- соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
- прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг
При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье
Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.
Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.
Игры
Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.
Какие игрушки интересны в этом возрасте:
- сортеры;
- конструкторы с крупными деталями;
- простые головоломки;
- крупные пазлы из 4-8 элементов;
- разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
- пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
- механическая юла;
- толокар;
- матрешка;
- неваляшка;
- детская посудка, кухня;
- магнитная рыбалка;
- игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
- фигурки людей, зверей, сказочных героев;
- альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
- игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).
Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.
Во что можно поиграть вдвоем?
- Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
- День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
- Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.