Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Семейный портрет

Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.

Психологи выделяют четыре типа воспитания:

1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.

Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям

Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки

С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).

2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.

3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.

4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».

Ошибки взрослых

  1. Кроху, отличающегося робостью, легко расстроить, поэтому он закрывается «в ракушку» от окружающих. Нередко родители неосознанно провоцируют усугубление ситуации:
  2. Стремятся всячески переделать малыша. Взрослые целенаправленно создают обстановку, которой он максимально опасается. Это акцентирование внимания на проблеме, частые просьбы рассказать при посторонних стишок. Застенчивому крохе такое требование — стресс. Результат будет прямо противоположным тому, который ожидается, поскольку произойдет максимальное закрытие «шторок», потеряется доверие к родителям.
  3. Игнорирование. Это также существенная недоработка. Самостоятельно проблема не разрешится. Она перерастет в трудно преодолеваемый комплекс, оставляя малыша застенчивым и во взрослой жизни.
  4. Требование быстрого исправления. Даже выполняя все рекомендации, нельзя надеяться на скорый результат. Необходимо определенное время, которое индивидуально для каждой конкретной ситуации. Нельзя стремиться приблизить желаемую цель. Постоянно создавайте комфортные условия, всегда поощряйте любые достижения на пути самостоятельных попыток преодолеть проблему.

Справиться играючи

Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.

«Давай поговорим!»

Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.

«Рычи, лев, рычи!»

Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.

«Пойми меня!»

Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.

«Чья походка?»

По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».

«Преображение»

Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.

Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .

Как помочь ребенку начать общаться

Когда с собой вы поработали, можно пробовать работать с ребенком. Только помните, что помогать общаться — это не то же самое, что навязывать свою точку зрения.

Как можно помочь ребенку начать общаться:

Узнайте, кто их сверстников и знакомых ему нравится, с кем он хотел бы дружить, — и создайте пространство, где дети смогут пообщаться в приятной обстановке. Это может быть аквапарк, детская игровая комната или день рождения.
Научите отказываться от разговора и завершать его. Это позволит ему не испытывать неловкость и не общаться через силу с людьми, которые ему незнакомы или неприятны.
Не оскорбляйте и не обзывайте ребенка из-за того, что у него не получается общаться. Это возымеет обратный эффект. Он же и ходить когда-то не умел — вы ведь его не унижали за это, правда?
Разговаривайте. Помните, что диалог — это взаимодействие двух сторон. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте о себе.
Подсказывайте. Во время разговора по телефону спросите разрешения давать советы и буквально помогайте ребенку общаться: «Спроси у бабушки, была ли она сегодня в парке».
Просите помочь вам. Смоделируйте несколько безопасных ситуаций: спросить дорогу, задать вопрос проводнику, оплатить что-то в магазине.
Знакомьтесь с детьми и семьями в парке и на площадках, а после обсуждайте свои чувства — может быть, вам тоже было сначала неловко разговаривать с мамой той девочки, но в итоге вы даже обменялись номерами.
Пробуйте новое. Вполне возможно, что ваш застенчивый ребенок просто не готов общаться с детьми во дворе, а вот с футболистами на секции будет общаться с удовольствием.
Вместе выберите дополнительные занятия, где ребенок может пообщаться со сверстниками, — спорт, кружок или продленка.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Признаки застенчивости

Определенная скромность в поведении девочки придает ей очарования. Застенчивому мальчику не присущи такие качества, как наглость и настырность. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, готовы помочь окружающим.

Но чрезмерная стеснительность может стать препятствием в развитии талантов и способностей, мешает полноценному общению. Такие дети могут застесняться попросить помощи, что может привести даже к беде.

Подобных малышей пугает незнакомая обстановка.

Признаки детской застенчивости:

ребенка трудно разлучать с родителями, в гостях он не отходит от них, прячется, хватает края их одежды,
в компании с другими детьми не играет, сторонится их, грустно наблюдает за окружающими,
боится выступать на мероприятиях, например, рассказывать стихи, танцевать,
мимика напряженная, повышено потоотделение, наблюдается бледность кожных покровов или яркий румянец,
пульс — учащенный, голос — тихий, в движениях — осторожность,
излишняя требовательность к себе, малыш считает себя хуже остальных как во внешности, так и в поведении,
замкнутость, нарушение речи,
тяжело вовлекается в общее веселье, пугается публики и незнакомой ситуации,
малыш старается быть незаметным для окружающих.

Чем старше становится ребенок, тем больше неприятностей возникает в связи с его застенчивостью. Черты характера, которые вызывали умиление, с возрастом уже не кажутся таким безобидными. Став взрослыми, таким людям сложно найти работу и «влиться» в коллектив, создавать семьи, воспитывать собственных детей.

Скованность и робость препятствует карьерному росту. Обязанность взрослых, выявивших у ребенка признаки застенчивости, — помочь ему, научить взаимодействовать с людьми, общаться, задавать вопросы, не стесняться просить помощи.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов – способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения – отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Темперамент

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, – отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

На лице написано

Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы

Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?

Ее признаками могут быть:

  • трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);

  • скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);

  • молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;

  • постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);

  • пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);

  • чрезмерная обидчивость.

Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.

Но на самом деле, проблема не столько в самой застенчивости, сколько в степени ее выраженности. Ведь именно максимальные ее проявления могут создать подрастающему человечку проблемы в будущем.

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями. Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи — строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения — теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка помогут подготовить его к стрессовым ситуациям.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме — не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта — целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения

Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей – повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение – объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как: 

  • поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

  • на этапах социализации в школе и в саду;

  • с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение. 

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей! 

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой! 

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность. 

Застенчивый ребенок: советы для родителей

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

Хвалить детей. Отмечать даже совсем маленькие достижения.
Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш

Важно показать безусловность чувств.
Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах – ошибка, скоро получится лучше.
Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
Расширять круг детского общения.
Спрашивать совета ребенка

Важно показывать ценность его мнения.

Кукольный театр

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть – поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха

Интересные мимические игры

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Психологи рекомендуют совместные игры для застенчивых детей:

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей – результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека

Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий