Что делать, когда дети кусают друг друга?

Оказание помощи и лечение

  1. В первую очередь, необходимо успокоить ребенка и самому оставаться в спокойствии, не паниковать. Не забывайте о том, что дети часто зеркалят своих родителей, а малыш в сложившейся ситуации и так слишком напуган, скорее всего, еще и боль испытывает.
  2. Если после инцидента была нарушена целостность кожного покрова, не сжимайте место укуса, сразу обработайте ранку водой с мылом. Промывать нужно тщательно, при этом аккуратно, чтоб не сделать больно малышу.
  3. После промывания нужно обработать рану антисептиком, например, перекисью водорода, раствором фурацилина или Хлоргексидином. Края ранки обрабатывают раствором йода, например, Йоддицерином.
  4. Место укуса нужно обернуть бинтиком и отправиться с ребенком на прием к травматологу. Специалист осмотрит ранение, при необходимости наложит швы, выпишет медикаментозную терапию.
  5. Если имеет место повреждение кости, ребенку будет наложена гипсовая лонгета. Ходить с ней придется не менее трех недель.
  6. Чтоб предупредить развитие инфекции в месте укуса, врач может назначить антибиотики местного действия, например, в виде мазей.
  7. Никакой прививки от укуса ребенком не существует. Однако, если известно о том, что кусачий малыш является носителем какой-либо инфекции, то вакцинация может быть направлена на борьбу с известным вирусом. Или в ситуации, когда происшествие случилось на детской площадке, а малыш-обидчик перед этим играл с песком, в ранку могла занестись земля, могут сделать прививку против столбняка.
  8. Бывают случаи, когда после произошедшего инцидента ребенок нуждается в психологической помощи. В такой ситуации нужно не откладывать посещение детского психолога.

При отсутствии осложнений место укуса начинает заживать уже на третьи сутки после происшествия. Отечность к этому времени должна сойти, а вот гематома может сохраняться более длительный период. При этом появившийся синяк будет постепенно менять свою окраску. В большинстве случаев полное восстановление кожных покровов наблюдается через месяц после укуса. Может остаться рубец, если рана была достаточно глубокой.

Если укус был не очень серьезным, вы решили не обращаться к врачу, то все равно должны понаблюдать за ребенком на протяжении нескольких дней. Если появляются негативные изменения, покраснение, отечность, гнойные выделения, жалобы на боль, нужно сразу обратиться к опытному специалисту.

Что делать, если ребенок кусается?

Итак, ребёнок укусил кого-то. Нередко первый родительский порыв наказать. А уж если подобное происходит не впервые, то сдержаться еще более сложно. Но придётся. Действовать нужно по-другому:

1. Не ругайте и не наказывайте, демонстрируйте понимание

Вместо того, чтобы отругать или наказать, спокойно скажите: «Ты сейчас рассердился (в этом месте можно уточнить на что именно, так ребёнок убедится, что вы его действительно понимаете). Я знаю, что у тебя на это есть причины. Но кусаться нельзя!»

Важно, чтобы малыш понял, что вы признаёте его право на обиду, раздражение и другие сильные эмоции

2. Покажите другие способы выразить эмоции

Далее необходимо показать ребёнку, как нужно и можно действовать. Говорите как можно более просто и при этом образно и ярко. Например: «Кусаться нельзя. Ты человек. А кусаются только животные. Или ты у нас акула?»

После этого объясните, что когда малыш сердится, он может сказать об этом, обидеться, топнуть ногой или даже крикнуть, но вот кусаться нельзя категорически. Ведь он же не животное.

Обратите внимание! Сначала необходимо подобным образом поговорить с ребёнком сразу после «преступного деяния», а потом ещё раз обсудить, когда вы оба будете спокойны, в момент особой доверительности и близости друг другу. Если ребёнок кусается, не умея выразить свою любовь, покажите ему, как нужно это делать

Обнимайте и целуйте его, поясняя: «Я тебя очень люблю, поэтому нежно обнимаю и ласково целую. А кусаться нельзя, люди так не делают, когда любят кого-то»

Если ребёнок кусается, не умея выразить свою любовь, покажите ему, как нужно это делать. Обнимайте и целуйте его, поясняя: «Я тебя очень люблю, поэтому нежно обнимаю и ласково целую. А кусаться нельзя, люди так не делают, когда любят кого-то».

3. Воздействуйте на воображение и играйте

  • Подберите книжки или мультфильмы, герои которых кусались или совершали другие неправильные действия (например, мультфильм «Птичка Тари» по книге Б. Заходера «Ма-Тари-Кари»). Вместе посмейтесь над персонажами, обсудите увиденное. Если ребёнок ещё совсем маленький, придумайте простые короткие истории про сердитого зубастого волка или кусачую змейку.
  • Отличный способ научить малыша выражать свои чувства безопасно для окружающих — проигрывание сценок, в которых персонажи кусаются. Пусть маленький кусака побудет в роли обиженного или возьмёт на себя обязанности родителя и попробует урезонить кусачего героя, научит его не пускать в ход зубы. Почаще используйте в сценках вербальные (словесные) способы выразить эмоции («я очень сержусь», «я чувствую обиду», «я не хочу играть в такую игру» и т. д.).
  • Поиграйте в игру «Рассердился». Например, «Акула (кенгуру, медведь, зайчик и т. д.) рассердились». По очереди показывайте, как по-разному сердятся герои, а потом попросите показать, как сердитесь вы, воспитательница в детском саду или друзья малыша. Так он сможет увидеть, что люди и животные ведут себя не одинаково. Обсудите, как можно сердиться, а как нельзя.
  • Поработайте с мимикой и жестами, чтобы ребёнок понял: выражать свои чувства можно по-разному. Перед зеркалом постройте рожицы, покажите разные эмоции: грусть, раздражение, гнев, обиду, радость, удивление, восхищение и т. д.
  • Научите ребёнка рисовать свои отрицательные эмоции, а потом рвать или комкать рисунки и выкидывать их.

Конечно, ждать моментального исправления кусаки не стоит. Но при ваших правильных и последовательных действиях вскоре ситуация улучшится и ребёнок перестанет кусаться.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится

Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

 

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына

Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

 

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Я позову маму»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

«Нет»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии,

   

Автор

       

Научный редактор Мария Гантман

Ссылки на источники:
  1. «Behavior or Conduct Problems in Children»;

  2. Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

  3. «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Укушу сам себя

Другая довольно распространённая ситуация, когда ребёнок кусает сам себя. Причин для этого три:

Желание избежать наказания

Провинившийся ребёнок кусает себя, чтобы его не наказывали. Родители в такой ситуации обычно пугаются, теряются и забывают о проступке. А хитрец и доволен. Покажите, что вы раскусили его хитрость, и ребёнок прекратит кусать себя.

Признание вины

Так делают дети, которые считают себя уже достаточно взрослыми и готовы понести наказание. С такими детьми обычно хватает спокойного разговора, чтобы он перестал заниматься «самокусанием».

Неумение выразить гнев

Рассердившись на кого-то, кусают себя дети, которые не могут дать отпор обидчикам и выразить свои чувства, а обида так велика, что они видят только один выход — сделать больно себе. Объясните, что он имеет право на эмоции и их демонстрацию. Научите его выражать эмоции безопасно (см. Алгоритм действий).

Какой прикус считать правильным?

В норме размеры челюстей должны соответствовать друг другу, расположение верхней и нижней челюстей симметричное, зубные ряды ровные и смыкаются определенным образом: большие и малые коренные зубы находятся в плотном контакте друг с другом, а верхние резцы и клыки перекрывают нижние не более чем на треть высоты коронки. Такое перекрывание достигается за счет определенного наклона зубных рядов кнаружи, когда наружная дуга получается больше внутренней.

Вариантов отклонений от так называемой «центральной окклюзии» великое множество. У детей и взрослых выделяют пять основных разновидностей ортодонтических аномалий, степень выраженности каждой из которых может варьировать в широких пределах. Разберем эти пять разновидностей подробнее.

Виды патологического прикуса у детей:

  • Дистальный. Нижняя челюсть непропорционально маленькая по отношению к верхней по причине своего недоразвития или наоборот чрезмерно быстрого роста верхней.

  • Мезиальный. В этом случае нижняя челюсть наоборот непропорционально большая и заметно выдвинута вперед. Нарушение может сформироваться по причине недоразвития верхней челюсти, чрезмерно быстрого роста нижней или при сочетании обоих этих процессов.

  • Перекрестный. Имеет место нарушение симметрии в развитии челюстей. В результате этого в определенном месте смыкание зубных рядов напоминает ножницы.

  • Глубокий. Верхние передние зубы перекрывают нижние более, чем на половину. При значительной степени выраженности аномалии нижние зубы упираются в десны верхней челюсти и могут серьезно травмировать мягкие ткани при жевании.

  • Открытый. Наиболее сложная из разновидностей зубочелюстных аномалий, при которой зубные ряды не смыкаются на определенном протяжении, образуя заметный зазор. Обычно щель между зубными рядами расположена между резцами и клыками сверху и снизу, но дефект также может локализоваться и в боковых отделах.

В случае идеального развития зубочелюстной системы формируется ортогнатический прикус. Помимо правильного смыкания зубных рядов он характеризуется отсутствием щелей между зубами, скученности, неправильного положения зубов в зубном ряду. Однако похвастаться таким прикусом, к сожалению, от природы дано немногим.

Особенности и возможные угрозы

Безусловно, что укус ребенка нельзя сравнить с укусом собаки. Однако, если малышу уже года три — четыре, он может достаточно больно укусить, особенно, если укус будет направленным и агрессивным. После такого происшествия может появиться глубокая рана, даже настолько глубокая, что ее придется зашивать, обратившись в поликлинику в отделение травматологии.

Родители должны знать, если ребенка укусил другой ребенок, могут возникнуть и серьезные последствия данного инцидента. Так, например, кроме собственно раны, могут иметь место:

  • перелом костей, если укус пришелся на палец, так как повредить фалангу достаточно просто, особенно если кусать со всей силой;
  • инфицирование раны патогенной микрофлорой, если у обидчика в ротовой полости размножаются патогенные микроорганизмы;
  • если укус придется на ушко ребенка, обидчик может лишить его мочки уха;
  • всегда существует риск того, что малыш, который укусил другого карапуза, является переносчиком определенной инфекции, передающейся через кровь или с другими биологическими жидкостями организма. Так существует возможный риск заражения гепатитом B, C, вирусом иммунодефицита.

Откуда берется кусачесть у малышей – основные причины:

Неадекватная реакция родителей на кусачесть и драчливость. Пожалуй, можно назвать эту причину самой популярной (причем, не только относительно агрессивности). Когда карапуз впервые кусается или предпринимает попытку подраться, родители воспринимают данный факт, как «этап взросления», и ограничиваются хохотом, шутками или «он еще маленький, не страшно». Но ребенок, не встретив негативной оценки своим действиям, начинает считать такое поведение нормой. Ведь мама с папой улыбаются – значит, можно! Со временем это входит в привычку, и ребенок начинает кусаться и драться уже осознанно.

Эффект «мейнстрима». Когда в детском саду те или иные детки позволяют себе кусачесть и драчливость и не встречают отпора воспитателя, «зараза» переходит и к другим детям. Спустя время, выяснение отношений между детьми таким способом становится «нормой», потому что другому их просто не научили.

Ответ на обиду. Толкнули, отобрали игрушку, обидели грубостью и проч. Не в силах совладать с чувствами, кроха пускает в ход зубы и кулаки.

Малыш не понимает, что причиняет другому человеку боль (не объяснили).

Обстановка в доме неблагоприятная (конфликты, ссоры, неблагополучные семьи и проч.) для душевного равновесия карапуза.
Дефицит активности (не хватает возможностей для выплескивания своих эмоций).

Дефицит внимания. Его может не хватать дома или в детском саду

«Брошенное» дитя обращает на себя внимание любыми способами — и, как правило, способы ребенок выбирает самые негативные.

Конечно, бить тревогу и паниковать не следует, если карапуз пару раз тихонько «прикусил» папу или ребенка в группе детского сада — но, если это входит в привычку, и малыш начинает причинять реальную боль детям или родителям, то пора кардинально что-то менять и обращаться к психологу.

Признаки патологии окклюзии

Определить «правильность» прикуса визуально в большинстве случаев невозможно. Это под силу врачу-ортодонту, которому крайне желательно показывать ребенка ежегодно, начиная с прорезывания молочных зубов и до завершения формирования постоянного прикуса. Специалист может выявить наметившуюся проблему, и даже предпосылки к тому, что прикус может формироваться неправильно.

Например, скученность молочных зубов значительно осложняет процесс прорезывания постоянных. Коренные зубы крупнее молочных, потому им в принципе нужно больше места для того, чтобы занять правильное положение в зубном ряду.

При осмотре зубов ребенка родители вряд ли смогут оценить симметричность и равномерность развития челюстей, правильность расположения зубов в зубном ряду. Но есть другие проявления, наличие которых может свидетельствовать о проблемах с окклюзией или предрасположенности к развитию ортодонтических аномалий:

  • Неправильное дыхание. Мы можем дышать ртом, если, подхватив сезонное ОРВИ, страдаем от насморка. Это нормально. Совсем другое дело, если ребенок дышит через рот все время по привычке или из-за наличия увеличенных аденоидов.

  • Храп. Храпеть во сне дети могут только при наличии серьезных нарушений в развитии зубочелюстной системы. Оставлять эту несвойственную детскому возрасту особенность без внимания не стоит. Мало того, что можно пропустить лучшее время для коррекции прикуса, так еще во время сонных апноэ головной мозг недополучает кислород, что может сказаться на умственных способностях растущего человека.

  • Определенные черты лица. Значение имеет строение и пропорциональность нижней трети лица. Подбородок не должен быть ни излишне массивным, ни наоборот скошенным назад. Верхняя челюсть также не должна быть наиболее выступающей частью лица, так как это свидетельствует о ее гипертрофии.

  • Нарушения осанки. Изменения прикуса вследствие сколиоза и других нарушений в опорно-двигательной системе могут развиться как компенсаторная реакция организма, которому нужно любой ценой развить координацию движений и способность удерживать вертикальное положение тела.

Дальнейшие действия

Важно предупредить дальнейшие попытки укусов

Когда первичная помощь будет оказана, важно разобраться в том, что произошло. Так, например, если инцидент случился в детском саду, крайне важно определить обстоятельства, которые этому предшествовали, кто был зачинщиком.
Пообщавшись с воспитателем, нужно настоять на личной встрече с матерью или отцом кусачего малыша

Если родители обидчика не знают, как воздействовать на своего отпрыска, посоветуйте им обратиться к детскому психологу.
Не стоит разбираться с самим обидчиком. Лучше, если с ним побеседуют его родители. Недопустимо проявлять агрессию на малыша, который обидел вашего ребенка и, уж тем более, прибегать к физическому наказанию.
Также стоит поговорить и со своим ребенком. Важно выяснить, не оказался ли он сам инициатором конфликта, не спровоцировал ли другого карапуза на столь агрессивные действия.
Если вам не удалось пообщаться с родителями кусачего карапуза или они отказались идти на контакт, нужно объяснить своему сыну или дочери то, как в дальнейшем себя вести с кусачим карапузом в садике. А именно:

избегать общения с ним;

Теперь вы знаете, что делать в ситуации, когда один малыш укусил другого. Помните, что, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие, не паниковать. А это не всегда получается, особенно, если событие произошло на ваших глазах. Многие мамочки буквально готовы отшлепать чужого ребенка за такой поступок, ведь он обидел их карапуза. Однако, в такой ситуации нужно поставить своего ребенка, который по каким-либо причинам решил начать кусаться, на место другого, хотели бы вы, чтоб какая-то женщина шлепала вашего сына или дочь?

Что делать дальше?

Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:

  • Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
  • Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
  • Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
  • Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
  • Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
  • Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
  • Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
  • Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
  • Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
  • Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
  • Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
  • Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
  • Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний

Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов

Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.

Что делать, если ребенок кусается?

Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.

Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.

Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий