Что делать, если ваш ребенок невнимателен

Что нельзя делать родителям

От незнания и, нередко, от безысходности многие взрослые начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии маленький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.

Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не вспомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в области детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.

  1. Не ругать.
  2. Не насмехаться («Посмотри на кого ты похож — опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу» — так воспитаете комплекс неполноценности).
  3. Не сравнивать с другими детьми («Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда» — этого ребенку говорить нельзя никогда).
  4. Не наказывать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
  5. Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его обязанности, следить и контролировать постоянно).

Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину — ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он есть. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.

Причины рассеянности и невнимательности ребенка или подростка

С чем может быть связана рассеянность у ребенка 7 лет, который только пошел в школу, и все предметы для него в новинку? Почему школьник 9–11 лет невнимателен на уроках? Отчего подросток витает в облаках, не слушая учительницу? Причин невнимательности школьников может быть множество, и вот самые частые из них:

Избыточная нагрузка. Возможно, ребенок просто не справляется с тем объемом задач, которыми его нагружают. Так нередко случается, если родители стремятся дать детям как можно более разностороннее образование, но забывают о том, что отдых не менее важен, чем учеба. С утра – уроки, днем – домашние задания, вечером кружки и секции – психика ребенка не выдерживает, появляется рассеянность и ухудшается память
Страдают успеваемость и бытовые задачи, от этого накапливается стресс, и проблемы с вниманием проявляются чаще. Получается замкнутый круг, выбраться из которого порой помогает только помощь психолога и поддержка психики противотревожными препаратами.
Недостаточная мотивация
Возможно, ребенку просто неинтересно слушать то, что говорит учитель. Быть может, он уже и так это знает – успел обучиться ранее. Или напротив, пропустил материал и теперь не может вникнуть в новую тему

А возможно, его мысли занимает что-то более важное: предстоящая встреча с друзьями или новая онлайн-игра.
Конфликты в семье. Причиной хронической рассеянности могут быть напряженные отношения с родителями, братьями и сестрами

Если ребенок делает уроки под ссоры мамы и папы или вынужден жить в одной комнате с шумным братом-подростком, слушающим громкую музыку без наушников, ему сложно будет сосредоточиться на учебе.
Проблемы со здоровьем. Рассеянность и забывчивость у ребенка или подростка могут быть вызваны различными заболеваниями, дефицитом витаминов, особенностями работы нервной системы. В частности, одной из частых причин нарушения внимания и памяти у детей считается нехватка витамина D3.
Образ жизни. Нарушения внимания могут быть вызваны недостаточным питанием, низкой физической активностью, нехваткой сна и информационной перегрузкой. Поэтому дети, которые много времени проводят за компьютером или смартфоном, часто страдают рассеянностью и невнимательностью.

Выбор учителя для ребенка с СДВГ

Когда мы только собираемся отдать своего СДВГшку в школу, надо понимать: мы ищем не школу, а учителя. Лучший способ узнать все про учителей – это прийти к школе, когда мамы ждут детей после уроков, и расспросить мам четвероклассников про их учительниц: скорее всего, именно они возьмут первые классы в следующем году. 

Заслуженная учительница с десятилетиями стажа, у которой все дети показывают высокие достижения, может оказаться прекрасным вариантом для увлеченного учебой, усидчивого ребенка, но плохим – для неаккуратного, рассеянного СДВГшки. Его идеальный учитель – совсем другой. Не «строгая, но справедливая» дама из старого советского кино, а доброжелательный, терпеливый и спокойный человек, структурированный и организованный, но не ставящий перед собой сверхзадачу непременно показать «высокую обученность» детей. Скорее наседка с цыплятами, чем тренер со спортсменами. 

Диагноз, как говорилось выше, учителю можно не сообщать, но имеет смысл сказать, что у ребенка есть проблемы с усидчивостью и вниманием. 

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы

И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Как лечить рассеянность и невнимательность у детей

Что делать, если ребенок рассеянный? Прежде всего нужно проконсультироваться с педиатром. Если врач не найдет в состоянии здоровья отклонений, которые могут быть причиной невнимательности и рассеянности – можно начать развивать эти навыки. Но недостаточно будет просто сказать: «Читай внимательно!» или «Не отвлекайся!» Школьнику потребуется ваша помощь.

Вот что вы можете сделать:

Правильно распределяйте учебную нагрузку. Помните, что ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки, а еще иметь возможность гулять и общаться с друзьями. Вместе с вашим школьником организуйте режим дня так, чтобы успевать учиться, посещать кружки, заниматься интересными делами и при этом продуктивно отдыхать.
Создайте условия для учебы. Желательно, чтобы у ребенка была комната или хотя бы отдельная рабочая зона, где он будет учиться в тишине и комфорте. Постарайтесь снизить любые шумы, например, громкость телевизора, в то время, когда школьник занимается.
Ищите мотивацию. В 7–10 лет школьника можно заинтересовать учебой, введя в нее элементы игры. Подростку лучше объяснить, зачем нужны знания и как они помогут ему в будущем

Не забывайте поощрять ребенка за успехи и хвалить его.
Развивайте внимание – например, чаще уделяйте внимание деталям. Гуляя с ребенком, отмечайте то, что происходит вокруг

Учите его замечать, что во дворе распустились одуванчики, а на подоконнике у соседей сидит кот. Тренируйте внимание и память на бытовых мелочах: сколько окон горит в соседнем доме? Что надето на соседке, которая вышла выносить мусор?
Пробуйте новое. Вместе с ребенком займитесь популярным видом спорта, прогуляйтесь по незнакомым местам вашего города, попробуйте необычные блюда в кафе. Новые впечатления помогают развивать нервную систему.
Снизьте уровень стресса. Совсем избегать неприятных ситуаций не получится, но можно попытаться уменьшить их количество. А во время острых стрессовых ситуаций – поддерживать мозг ребенка легкими препаратами с успокаивающим действием.

И главное – не ругайте ребенка за рассеянность и невнимательность. Помните, он не выбирал быть таким, но в ваших силах помочь ему справиться с этим.

Игры для развития внимания

Есть много увлекательных игр, которые помогают в тренировке внимания. Можно пробовать разные варианты и по мере взросления чада их усложнять. Ниже примеры игр, в которые можно играть в любом месте и в любое время.

Тренировка собранности «Запрещенные движения»

Попросите ребенка встать ровно и сосредоточить внимание на ваших движениях. Скажите ему, что будете делать руками движения, а он должен будет их повторять

Но есть правило – руки нельзя опускать вниз. Если вы опустили руки вниз, то ребенок должен поднять их вверх.

Суть в том, чтобы считать от 10 до 1 в обратном порядке и одновременно выполнять простые физические упражнения.

Развитие произвольного внимания «Порисуем»

Дайте ребенку лист бумаги и карандаши. Попросите его нарисовать в ряд 10 треугольников и пронумеровать их. Далее скажите ему, чтобы он заштриховал красным карандашом треугольники 1,3,5,7 зеленым цветом, а 4 и 6 – синим, 8,9,10 – красным.

Развитие активного внимания «Наблюдайка»

Попросите ребенка по памяти описать какое-либо место, где он бывает каждый день. Например, школьный двор, класс, или дорогу в продуктовый магазин. Ребенок должен в деталях описать то, что видел сотни раз.

Если же ваш ребенок любит компьютерные игры, то можно поискать что-то подобное онлайн.

Главное, если вы заметили рассеянность у ребенка, не оставлять проблему без решения. Само это не пройдет. Не ругайте его за то, что он постоянно «считает ворон», а проявляйте любовь и уважение, попробуйте справиться с невнимательностью совместными усилиями.

Старайтесь проводить вместе больше времени, позаботьтесь, чтобы его учебная жизнь была увлекательной и яркой. Потому что лучшей мотивацией является удовольствие, которые мы получаем в процессе любой деятельности.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Что делать тем, кому важно сосредоточиться

Распечатайте приведенные ниже советы, обсудите их с ребенком и попробуйте воплотить в жизнь. Можно начать с двух-трех пунктов на выбор школьника, постепенно добавляя остальные. Действуйте легко, в формате игры, челленджа, эксперимента или даже соревнования

Показывайте личный пример: также следуйте этим советам и акцентируйте внимание ребенка, когда выполняете что-то из списка. Так вы встанете с ним в позицию «равный — равный», уберете излишнее родительское давление, укрепите свой авторитет и сблизитесь с ребенком во время выполнения общего челленджа

Фото: unsplash.com

Семь секретных упражнений для повышения концентрации

1. Уберите все лишнее. Наведите порядок на рабочем месте и оставьте там минимум вещей — только то, что необходимо для учебы. Продумайте удобную и функциональную систему хранения, закрытые ящики и папки, создайте стильный рабочий уголок и следите, чтобы он не захламлялся.

2. Избавьтесь от внешних раздражителей. На время подготовки домашнего задания выключите телевизор или радио, попросите близких не беспокоить ребенка вопросами. Попросите его вынести смартфон в другую комнату или перевести в авиарежим. Чтобы все домочадцы знали, что ребенку нужна тишина, можно придумать систему сигналов — от забавной таблички на дверь до цветного флажка на столе.

Фото: pexels.com

3. Напишите список задач и определите время их выполнения. Иногда приступить к учебе сложно именно потому, что непонятно, с чего начать в первую очередь. Составьте подробный список дел с указанием времени, которое может потребоваться на их выполнение, и определите приоритетность. Например, если сочинение по литературе, по вашим расчетам, займет час, пусть ребенок все это время пишет только его, не отвлекаясь на другие задачи. Такое планирование поможет школьнику действовать четко и распределять задачи по логичным промежуткам.

4. Начинайте с самого сложного. Пока ребенок не сильно утомился, у него больше шансов выполнить «домашку» по сложным предметам — физике, химии, алгебре. А вот чтение или творческие проекты можно оставить на вечер.

Фото: pexels.com

5. Запланируйте перерывы и то, чем они будут заполнены. Кто-то предпочтет перекусить, кто-то — вздремнуть, для кого-то лучшим способом переключиться станет прогулка с собакой. Помните, что перерывы должны быть регулярными и ограниченными по времени — не более 10–15 минут. Младшим школьникам передышка требуется каждые 30 минут, старшеклассники способны концентрироваться по 45–60 минут, но после также нуждаются в отдыхе и смене деятельности.

6. Следите за графиком сна и при необходимости устраивайте тихий час днем. Недосып провоцирует стресс, а это главный враг в деле концентрации внимания. Поэтому дневной сон полезен не только дошкольникам, но и подросткам, а иногда и взрослым. Если есть потребность — обязательно включите отдых в график.

Фото: freepik.com

7. Используйте гаджеты для повышения концентрации внимания. Чтобы убрать соблазн потянуться к смартфону, попробуйте использовать приложения, контролирующие экранное время. Например, программу Forest или ее аналоги. Смысл приложения в том, чтобы установить таймер на то время, когда нельзя прикасаться к телефону. Тогда на экране начнет расти дерево. Если ребенок выдержит и не прикоснется, оно вырастет, если же возьмет телефон раньше времени — дерево погибнет. Также можно установить приложения для тренировки памяти и внимания и иногда позволять школьнику играть в них и даже соревноваться с близкими.

Родителям стоит помнить, что рассеянное внимание может быть одним из симптомов СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а это уже неврологический диагноз

Чтобы не упустить его, важно пройти обследование у врача. Скорректировать проблему рассеянного внимания также может нейропсихолог: во время диагностики он подберет техники, которые помогут ребенку тренировать концентрацию и внимательность.

Скорректировать проблему рассеянного внимания также может нейропсихолог: во время диагностики он подберет техники, которые помогут ребенку тренировать концентрацию и внимательность.

Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания

Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию

С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации

Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан).

Как работает метод Соробан? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга

Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации

Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.

Как помочь ребенку стать внимательным? Разбираем причины невнимательности

Когда детская невнимательность очевидна, родители списывают ее на лень, отсутствие способностей к учебе. Возможно, вы удивитесь, но по результатам опроса около 30% школьников заявили, что учиться дома им мешают…родители! Так что, дорогие мамы и папы, вам будет полезно знать, почему же дети на самом деле становятся невнимательными.

А причины такие:

Нет мотивации. Значит, вы забыли привить малышу интерес к учебе

Если ученик не получает ни удовольствия, ни морального удовлетворения от того, что делает, он не будет уделять этому делу должное внимание.
Школьник слишком загружен. Всестороннее развитие — это замечательно

Но если из-за плотного графика развивающих занятий у малыша не остается времени на отдых, игры, прочие детские дела, возникают проблемы.
У ребенка такой темперамент (тип нервной системы). Нарушение концентрации особенно часто наблюдается у гиперактивных детей, так как они не способны долго усидеть на месте.
Медлительность как результат дефицита внимания. Несмотря на усидчивость, основательность, медлительные малыши все же очень рассеянны, плохо запоминают информацию.
Слабое здоровье. Врачи, психологи настоятельно рекомендуют параллельно интеллектуальному развитию детей активно заниматься его физическим развитием. Физические нагрузки закаляют, тренируют выносливость, способствуют активации мыслительных процессов.

7 советов родителям невнимательного ребенка

  1. Всячески поощряйте самостоятельность. Давайте малышу задания под его личную ответственность. Без вмешательства и подсказок родителей он быстрее научится быть собранным, концентрироваться на поставленных задачах.
  2. Создайте удобное, спокойное рабочее место. Уголок для занятий должен быть организован таким образом, чтобы настраивать на учебу, а не отвлекать от нее. Правильная организация учебного пространства — это отсутствие в зоне видимости игрушек, гаджетов, ярких плакатов, источников шума.
  3. Помогите оптимизировать обучение. Следите, чтобы ученик имел возможность отдохнуть после школы, чередовал умственную и физическую занятость, имел свободное время, которое мог бы тратить на свои увлечения, общение с друзьями, игры.
  4. Не перегибайте палку в учебных нагрузках и развитии. Как бы вам ни хотелось вырастить гения, нельзя забывать, что школьнику и без дополнительных занятий приходится много работать. Переутомление негативно сказывается не только на внимании, но и на других когнитивных способностях ребенка, усвоении материала.
  5. Чередуйте разные виды деятельности. Переключение внимания полезно для его тренировки. Особенно полезно такое средство в обучении гиперактивных учеников.
  6. Не критикуйте. Постоянные замечания по поводу невнимательности, рассеянности расстроят ребенка. Он начнет переживать, а от этого вообще не сможет сконцентрироваться.
  7. Развивайте интерес к занятиям. Ищите курсы, занятия, где используются неординарные методы преподавания. И помните, что лучший вид развивающей деятельности для детей — это игры.

Причины детской невнимательности

Индивидуальные особенности

Здесь можно выделить несколько факторов:

1. Биоритмы

Не зря люди делятся на «жаворонков» и «сов». Например, совам сложнее сконцентрироваться по утрам, а жаворонкам по вечерам. Стоит понаблюдать, в какое время ребенок более активный и бодрый, а когда лучше его не нагружать.

2. Незрелость участков мозга

В регулировке внимания задействованы несколько зон: мозолистое тело, таламус, средний мозг, гиппокамп, лобные доли коры и другие, которые созревают неравномерно

Если к школе у ребенка недостаточно развились какие-то участки мозга, то внимание будет страдать

3. СДВГ

Когда ребенок от природы очень активный и импульсивный

Зачастую такие дети не могут сидеть на месте и удерживать внимание на одной деятельности больше 5 минут и отличаются разговорчивостью, вертлявостью и перепадами настроения

4. Способ восприятия информации

Кому-то информация дается легче на слух, кто-то воспринимает только визуальную подачу, а кому-то нужно написать своей рукой, чтобы что-то запомнить. По восприятию информации выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков. Бывает, ребенку стоит лишь поменять способ подачи информации и у него с внимательностью становится все в порядке.

5. Тип темперамента

Выделяют 4 типа темперамента: сангвинический (подвижный и уравновешенный), флегматичный (инертный и уравновешенный), холерический (неуравновешенный), меланхолический (слабый тип)

Нам с рождения присущ определенный тип темперамента, поэтому на ранних годах жизни очень важно понять, какой это тип, чтобы в будущем правильно организовать процесс обучения

Физическое состояние

Если ребенок голодный, уставший или приболел, не стоит ожидать от него высокой концентрации. Лучше не усаживать его за уроки сразу после школы, а дать передохнуть пару часов. Так как на фоне плохого физического состояния сразу снижаются ментальные способности.

Если ребенку неинтересно на уроке, он пытается себя развлечь. И самый лучший выход здесь – сделать занятия интересными. В дошкольном и младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра. Поэтому для вовлечения и удержания внимания учеников следует дополнять уроки элементами игры, как мы это делаем в нашей онлайн-школе Kidskey. А для детей постарше и подростков хорошо срабатывает мотивация, когда они понимают, для чего учатся, какую цель преследуют.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными

В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
Следить за питанием ребенка

Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость

Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира

Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.

Дата: 14.04.2016.

Старшая школа

Чем старше ребенок – тем меньше родительской помощи с повседневными делами ему нужно. И тем больше ему нужно родительского понимания, тепла и поддержки. 

Ребенку с СДВГ очень тяжело в старшей школе

Нагрузка на его волю, самоконтроль, внимание – огромная. Плюс неуклюжие подростковые бунты

Родители испытывают огромное желание сказать: все, дорогой, с меня хватит, делай что хочешь, учись как знаешь. Подростковые психологи тоже советуют: отпустите ситуацию с учебой, дайте подросткам почувствовать последствия их поступков. Это, вероятно, хороший вариант, когда речь идет об обыкновенных подростках. Но подростки с СДВГ – с их отношением ко времени (живут сейчас и не умеют просчитывать последствия), их неорганизованностью и хаотичностью, — могут так запустить свои дела, что потом без посторонней помощи уже будет не справиться. Родительская помощь вроде той, что описана в предыдущей главе, им будет нужна еще долго – и хорошо бы, чтобы эта помощь была не дидактически назойливая, а доброжелательная; не «раз ты такой, придется маме за тебя опять делать», а «в чем тебе помочь?».

Общество требует, чтобы дети уже определялись с будущей профессией. В 9-10 классе обязательно стоит поискать хорошего консультанта по профориентации и подумать о выборе дальнейшего пути – вуза, колледжа, техникума. 

Мы по-прежнему помним о правиле 30% и понимаем, что причины, по которым наши дети выбирают специальность и учебное заведение, могут оказаться фантастически инфантильными. Это просто надо знать и учитывать. Сердиться на них за это – все равно что сердиться на раннюю весну, мокрую и хмурую: она такая и другой не будет. Не рассчитывайте, что первый выбранный вашим ребенком вариант будет окончательным: весьма вероятно, что он разочаруется в специальности, вылетит из техникума, бросит вуз… И все это – тоже ошибки, на которых он учится

Сейчас важно помочь ему проанализировать, в чем причина ошибки, чего он на самом деле хочет и как этого добиться. Все это легко сказать, но трудно сделать: тут и сопротивление материала, и огромные денежные потери, и невозможная усталость от своего многолетнего экстремального материнства… Тем не менее: 

  • Изучаем возможности рынка образования.
  • Заранее обдумываем бюджет на образование.
  • Продумываем запасные варианты.
  • Вырабатываем разумное отношение к провалам.

Помним о том, что это время экспериментов. Не устраиваем маленький домашний апокалипсис, если ребенок пришел домой пьяным, не вступаем с ним в долгие нравоучительные беседы по этому поводу – но поговорить спокойно о том, как определить, когда надо сказать себе «стоп, мне хватит, сегодня больше не пью» — надо. Внимательно следим за его душевным состоянием, вовремя замечаем моральное истощение, выгорание, депрессию. 

Самая сложная  родительская задача в это время – понять, когда ребенка уже можно отпустить, а когда еще надо контролировать и опекать. Никто ее за нас не решит и ничего умного здесь не подскажет: движемся методом проб и ошибок, отпускаем, смотрим, опять подхватываем. Заботимся, поддерживаем, разговариваем. Стараемся не терять человеческий контакт, не заменять его опекой, контролем, заботой о формальном образовании. 

Любим. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий