Чрезмерное сюсюканье и дефекты речи

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

Причины дизартрии:

Органические поражения центральной нервной системы, которые возникают в результате внутриутробной гипоксии, внутриутробной инфекции, родовых травм, а также вследствие некоторых заболеваний в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты, травмы и др.).

У дизартрии кроме нарушенного звукопроизношения, могут быть и другие симптомы:

  • речь нечеткая неразборчивая

  • отсутствие выразительности речи, монотонность;

  • нарушение тембра голоса, речь «в нос»;

  • нарушение речевого дыхания, слабый голос;

темп речи ускоренный или наоборот слишком медленный;

паретичность органов артикуляции: губы вялые, рот часто бывает открыт, язык вялый, малоподвижный;

  • спастичность мышц органов артикуляции: губы и язык напряжены и за счет этого малоподвижны;

  • отклонение языка в сторону, тремор;

гиперсаливация (усиленное слюноотделение);

  • парезы и параличи мышц конечностей и туловища;

  • неловкость или неточность движений, плохая координация. Дети поздно овладевают навыками самообслуживания, им трудно одеться, застегнуться. При рисовании плохо держат карандаш, руки или слабые, или наоборот, слишком напряжены. На спортивных или музыкальный занятиях могут отставать в темпе движений, не чувствовать ритм, тяжело переключаться с одного движения на другое;

Что значит «сюсюкать»

Заглянув в толковый словарь, прочтем, что «сюсюкание» – это речь с заменой одних звуков другими и подстраивание речи под детскую, а также это обращение с кем-либо, как с маленьким. Рассмотрим эти значения слова.
Сюсюкание – это имитация детской речи взрослыми людьми. Сюсюкают, как правило с малышами, особенно новорожденными. Мама и папа, привыкая к роли родителей, купая, одевая, убаюкивая ребенка, могут сюсюкать с малышом. Бабушка и дедушка готовы не выпускать внуков из рук, не сводить глаз и все свободное время посвящать только им, особенно, если они видят их только по выходным. Объект обожания хочется обнять, поцеловать, приласкать даже словом, «сюсюкая». Это один из возможных проявлений прилива чувств – радости, нежности, счастья.
Сюсюкать – обращаться с ребенком, как с маленьким.

Уже в год малыш начинает проявлять самостоятельность – пытается есть ложкой, пить из кружки, мыть руки, умываться, чистить зубы, обуваться

И совсем неважно, что это пока получается не идеально, зато это первые шаги к самостоятельности, продиктованные желанием копировать родителей и быть как они

Замена имени уменьшительно-ласкательными словами – зайка, котик, пупсик, солнышко тоже сюсюкание. Такое обращение ласково и трогательно, но не стоит забывать, что оно вторично, после имени. Ребенок запоминает свое имя к концу первого месяца жизни. Значит и другие обращения он тоже запоминает. Не усердствуйте с лапочками и зайчиками, ведь именно через свое имя маленькое создание понимает свое место в семье, доме, жизни.

Возможные последствия сюсюканий для воспитания

Сюсюкание в воспитании и затянувшееся отношение к ребенку как к маленькому – это ограничение свободы его действий и, как следствие – задержка взросления.
Каждому возрасту свойственны свои открытия и достижения, а со временем это переходит в обязанности. Малыш до года просто не обойдется без посторонней помощи. Но уже в год он проявляет желание что-то делать самостоятельно. И так должно быть.
Конечно, всегда торопящейся маме проще самой одеть ребенка и помыть ему руки – это и быстрее и качественнее. Но в течение дня старайтесь найти время и предоставить ребенку возможность сделать это самому.
Самостоятельность и желание помочь должны приветствоваться. Не включайте ребенку мультфильм, если он пытается участвовать в общем деле. Озадачьте его заданием, посильным для возраста, и хвалите ребенка, тем более, что есть за что. Одна из первых обязанностей ребенка – порядок в игрушках, потом уборка комнаты, полив цветов и забота о домашних питомцах.

Постоянные сюсюкания и навязывание мысли – «ты еще маленький, разобьешь, прольешь, плохо сделаешь» – воспитывают у ребенка неуверенность в своих силах и осознание, что все сделают за него. Видение себя самого и в глазах взрослых маленьким ребенком со временем грозит безответственностью, нежеланием и невозможностью принимать решения и тем более нести за них ответственность.

Что делать при повреждении речевых органов?

Если недостаток возник в результате несчастного случая или травмы, то пациенту в первую очередь необходимо проходить лечение в стационаре. После этого врач направит его в специальную клинику для реабилитации. Во время нее лечение полученной травмы продолжается и к человеку на помощь приходит логопед. Так больной заново учится правильно произносить слова и звуки. Стоит отметить, что тут крайне важна инициатива со стороны самого человека. В центре для реабилитаций стоит поинтересоваться, есть ли возможность участия в терапии дыхания и речи.

После этого пациенту необходимо уже дома продолжить лечение последствий травмы. Обязательным является принятие участия высококвалифицированного и опытного врача-логопеда в лечении больного. Помимо того, человека рекомендуется освоить пару упражнений на расслабление.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию. Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации

Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания

Причины сюсюканья у ребенка

Сюсюканье у ребенка может быть вызвано различными причинами. Во-первых, это может быть проявление нервозности или стресса. Ребенок может стесняться или бояться высказать свои мысли и эмоции, поэтому прибегает к сюсюканью как способу защиты.

Кроме того, сюсюканье у ребенка может быть связано с формированием речи. В раннем возрасте дети еще только учатся говорить и могут испытывать трудности в произношении определенных звуков или слов. Это может приводить к неуверенности и сюсюканью в речи.

Еще одной возможной причиной сюсюканья у ребенка является имитация. Если ребенок видит, как кто-то из его близких сюсюкает или использование такой речи считается нормой в его окружении, он может начать подражать и повторять такую речь.

Также, некоторые дети могут использовать сюсюканье как способ привлечь внимание взрослых или получить то, чего они хотят. Если ребенок видит, что сюсюканье вызывает реакцию окружающих, он может использовать это поведение для достижения своих целей

В целом, причины сюсюканья у ребенка могут быть разнообразными и зависят от его индивидуальных особенностей и окружения

Важно понять, почему ребенок сюсюкает, чтобы помочь ему преодолеть это поведение и развить более уверенную и понятную речь

Важно помнить:

Не критикуйте или осуждайте ребенка за сюсюканье, это может усугубить проблему.
Обратите внимание на общую атмосферу в семье и окружении ребенка, возможно, причина сюсюканья кроется в стрессовых ситуациях или давлении.
Стимулируйте развитие речи и коммуникационных навыков ребенка, проводите время на игры и разговоры.
Обратитесь за помощью к специалисту, если проблема сюсюканья сохраняется и мешает ребенку нормальному общению.

Помните, что каждый ребенок уникален, и методы решения проблемы с сюсюканьем могут отличаться для каждого случая

Важно терпение, понимание и поддержка со стороны родителей и взрослых, окружающих ребенка

К чему же может привести сюсюканье, насколько это вредно для детей?

Начать стоит с того, что специалисты рекомендуют разговаривать с ребёнком с первых дней жизни

Малышу важно слышать обращённую речь. В 4-5 недель от роду он уже начинает проявлять явный интерес к речи взрослых, в 5-6 месяцев пытается воспроизводить какие-то звуки (появляется лепет), к 9-10 месяцам уже произносит первые простые слова («мама», «папа»)

Ребёнок познаёт мир, наблюдает за взрослыми, впитывает всё, как губка. Он слушает, как говорят родители, следит за их артикуляцией, пытается им подражать, издавать похожие звуки. И на данном этапе сюсюканье может сыграть злую шутку. Ведь если взрослый всё время коверкает звуки, заменяет одни другими, например, «ш» на «ф», произнося «малыф», откуда ребёнку узнать, что звук «ш» вообще существует? Кроме того, всяческие «уси-пуси» не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только сбивают с толку. Для ребёнка будет гораздо полезнее, если взрослый будет просто и понятно комментировать свои действия или давать доступную характеристику предметам (например: «это мячик, он красный, посмотри, как он скачет»).

Если родители, бабушки дедушки, а бывает, что и воспитатели в детском саду продолжают разговаривать с ребёнком таким образом, у него формируется неверное представление о родном языке, неправильное произношение становится для него нормой, и не из-за того, что у него есть какие-то проблемы с дикцией, а потому что он просто не знает, как надо говорить.

Ещё одна грубая ошибка – передразнивать малыша, подстраивая под него свою речь. Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Часто «засюсюканные» в раннем возрасте детишки даже после перехода из детского сада в школу продолжают говорить неверно. И бывает, что переучивать их приходится уже логопеду.

Помимо сложностей в развитии речи сюсюканье может повлечь проблемы психологического характера. Даже трёхлетнему малышу уже неприятно и не по себе, когда к нему наклоняется незнакомый взрослый и начинает приторно-сладким голосом говорить: «Ути бозе мой, кааакой холёёёсенький зайтик!». Подросшему ребёнку, который уже имеет опыт общения с другими людьми и замечает, что не все вокруг разговаривают так, со временем может стать просто неловко. Он будет стесняться своих родителей и самого себя (ведь он половину слово говорит неверно). Ребёнок может замкнуться, стать неуверенным в себе, почувствовать себя не таким, как все.

Почему взрослые сюсюкают с детьми?

При виде только что родившегося крохи взрослые приходят в умиление и незаметно для себя переходят на сюсюканье. Так они пытаются выразить любовь к маленькому человечку. Разговаривать с ним взрослым языком кажется грубым и неправильным. Бэби-ток в этом случае — абсолютно нормальная реакция на милое существо.

Привычка сюсюкать в разговоре с ребенком свойственна людям с неврозами, различными расстройствами поведенческого характера или тем, кто сам застрял в детстве. Ожидать от таких людей адекватного речевого поведения не стоит. Они сюсюкают всегда и везде: дома, на работе, в общении с друзьями.

Часто бэби-ток используют люди, которые не умеют выражать свои чувства

Они искренне привязаны к ребенку, но привыкли отгораживаться от мира щитами осторожности и боятся проявить свои эмоции. Поэтому начинают сюсюкать

Что такое межзубная шепелявость и когда она возникает?

Межзубный сигматизм или межзубная шепелявость — неправильное произношение стоматологических звуков, в том числе:свистящих с, с’, з, з’, ц,шипящих ш, ж, ч, щ,мягких п’, в’, ч, щ.

 Сужение межзубных промежутков характеризуется введением кончика языка между зубами, в этот момент нижняя челюсть опускается, так что верхние и нижние зубы не сближаются, а язык опускается вниз. Таким образом, звуки получаются глухие, из-за неправильного положения языка.

 Следует отметить, что не все звуки произносятся неправильно. Бывает так, что межзубная шепелявость сопровождается межзубным осознанием других звуков, чаще всего: т, д, н.Помните, что звуки у ребенка появляются постепенно. Первые — это звуки мягкие для возраста от 1 до 2 лет. Затем идет серия шипящих звуков (возраст 2-3 лет) и, наконец, свистящие звуки (возраст 5-6 лет). Мягкие звуки, которые ребенок легче всего произносит, обязательно заменяются более трудными — шипением. И когда наконец появятся шипящие звуки, они будут заменены свистящими звуками, которые все ещё слишком трудные для произношения малыша. Если 5-летний ребенок произносит шипящие звуки в межзубных промежутках, вполне вероятно, что он также будет издавать шипящие звуки, которые еще не появились

И тут очень важно, как быстро отреагируют родители, и обратятся за помощью к специалисту – логопеду

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3-4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Возможные последствия сюсюканий для речи

Как утверждают специалисты, затянувшиеся сюсюкания в семье или замена обычных слов «машина, кукла, кот, кушать» упрощенными «бибика, ляля, кися, ам-ам» совсем не тормозит развитие речи малыша. Нужно понимать, что некоторые слова малышу сложно выговорить в силу возрастных возможностей. Но будьте мудры, не предоставляйте ребенку упрощенные слова, оставьте это для его творческой фантазии. Если малыш не сможет выговорить слово, то подберет ему замену – что-то похожее или ассоциативное. А это еще одна запись в семейный альбом с пометкой «гордимся достижениями».
Поддерживайте малыша, не исключайте возможности самим употребить новоизобретенные им слова

Важно то, что ребенок понимает вас, а вы понимаете его

Малыш взрослеет и говорит с каждым месяцем все больше. И при условии нормального развития, к шести годам все звуки станут четкими, а слова правильными. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к логопеду или психологу.
До шести лет не стоит зацикливаться на том, чтобы постоянно исправлять речь малыша. Это будет вносить только раздражение в общение и вселять неуверенность в малыша. Выберете другую тактику – чем ребенок старше, говорите с ним все более правильно, и малыш, следуя вашему примеру, выговорится. Зато за эти шесть лет – вы станете ближе друг другу, будете понимать и доверять. Вы будете гордиться достижениями своего ребенка, а он уверен в себе благодаря вашей позиции – поддержки и любви.

Почему же так происходит?

Конечно, в первую очередь многими взрослыми, особенно родителями и близкими, движет любовь и умиление. Мало у кого получается обращаться по-взрослому к совсем ещё крошечному человеку. Да и нужно ли это, если, речь идёт, скажем, о малыше, которому всего несколько дней или недель? Родители просто не знают, как по-другому выказать свою любовь к ребёнку, передать ему свои эмоции.

Также причиной сюсюканья может стать, наоборот, отсутствие искренних чувств к ребёнку. Чаще это бывает со стороны неблизких родственников, друзей семьи или посторонних людей. Взрослый чувствует себя не в своей тарелке рядом с малышом, хотя умом понимает, что это же маленький ребёнок, им нужно умиляться и испытывать к нему хотя бы симпатию, но этих чувств и эмоций на самом деле нет. Он боится показаться излишне грубым и пытается скрыть своё равнодушное или даже неприязненное отношение, начиная сюсюкать.

Кроме того, такая манера разговаривать с детьми присуща инфантильным людям, которые сами немного застряли в детстве. Не стоит ожидать нормального взрослого общения от людей, личность которых, несмотря на возраст, осталась незрелой, несформировавшейся должным образом.

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з», «с», «ж», «ш». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста.  Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально

Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев

Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л» и «р», свистящих звуков «с», «з», «ц» и шипящих «ш», «щ», «ж», «з».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

3) Барабанщик

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Где берется «уси-пуси» и насколько далеко оно может зайти?

Кто же первый начинает сюсюкать? Мамы и бабушки, которые стараются адаптировать свою речь под ребенка и, как оказалось, очень зря. Конечно, обвинять их в этом нельзя, ведь это все из любви и желания заботиться, проявляя таким способ ласку. Но мало кто задумывается, что искаженное произношение фиксируется в памяти детей надолго, а в результате становится нормой. Переучивать потом ой как сложно.

Продолжают традицию общения на «птичьем» языке уже воспитатели в саду или та же няня ребенку 4 лет, которой доверили такой важный этап детского развития

Пока что эта проблема кажется не такой уже и серьёзной, возможно, вы вообще не обращаете на это внимание, но в 6-7 лет негативные последствия уже будет тяжело устранить. Многие первоклассники продолжают разговаривать слишком «по-детски» – так, как с ними говорили дома и в детсаду

Школьный логопед может подумать, что у ребенка есть дефекты речи, но на самом деле он попросту не усвоил, как правильно говорить.

Так почему у многих нянь и родителей возникает желание сюсюкать со своими и чужими детьми?

Причина первая – неумение выражать чувства.
Действительно, людям иногда просто не хватает слов передать свои эмоции. Они есть, но проблема в другом: нет культуры их выражения. И этому нужно учиться родителям. Просто проявляйте доброту и тепло, используя всего два доступных и действенных психологических инструмента – мягкую интонацию и пониженный тембр. Если ребенку повезет никогда не услышать «ути пути», он будет прекрасно понимать то, что ему хотят сказать.

Причина вторая – отсутствие искренних чувств.
В голове взрослого формируется установка: «Это же маленький ребенок, его надо любить» и все такое. Но любовь ведь не в такой манере общения, она не в замаскированной под несерьезностью взрослости. Попытки упростить восприятие слов больше мешают, чем помогают настроить ребенка позитивно. И если родственники, знакомые, воспитатели, пусть даже самые близкие друзья обращаются к вашему ребенку в стиле «ути, моя манюнька» или «уси-пуси маленькая деточка», не постесняйтесь попросить их общаться нормальным языком.

Причина третья – инфантильность самих взрослых.
Это проблема неправильно сформировавшейся личности, застрявшая корнями еще в детстве. В особенности это касается женщин. Но не надо проектировать свои инфантильные черты на ребенке – ни на своем, ни на чужом. Не зря говорят: не беритесь за воспитание детей до тех пор, пока не воспитаете сами себя. Решайте эту проблему самостоятельно, малышу же оставьте любовь, ласку и нормальное общение.

У мамы возникнет логический вопрос: получается, нельзя даже называть детей уменьшительными именами? Можно, достаточно просто не выдумывать синонимы для элементарных понятий, заменяя «кушать» на «ням-ням», а кипит на «буль-буль». Называть вещи своими именами вовсе не означает быть строгими и равнодушными мамами, бабушками, сестрами, а детям, особенно самым маленьким, порой достаточно лишь почувствовать предрасположенность в голосе.

Во время прогулки в парке, делая покупки в супермаркете, проходя мимо детских площадок, все мы хотя бы раз наблюдали милое общение родителей или бабушек и дедушек с детьми. Счастливые взрослые, переполненные чувством любви и нежности, зацеловывают своих малышей, обнимают и сюсюкают с ними. В такие моменты взрослые люди искренне счастливы и открыты.
Многие из нас умиляются таким картинам проявления чувств и общения, а кто-то скептично осуждает сюсюкание. Что же такое сюсюкание и какие могут быть его последствия?

Проблемы у взрослых и их устранение

1. Волнение при произнесении речи

Иногда вы можете услышать, что человек, особенно с незнакомыми людьми, начинает волноваться. Вследствие чего его речь становится непонятной. Перед предстоящим важным разговором, вам следует сначала успокоиться. Будет неплохо, если вы выполните несколько дыхательных упражнений для восстановления вашего дыхания.

1) Диафрагмальное дыхание

Для его выполнения при глубоком вдохе следует надуть живот и втянуть – на глубоком выдохе. Перед значащим для вас разговором заранее подготовьте текст, проговорите его вслух. Во время разговора разговаривайте спокойно. Если заметите, что ваш темп заметно ускорился, сделайте паузу и глубокий вдох. И только потом продолжайте беседу с партнером.

2) Миогимнастика

  • Представляет собой упражнения для формирования функций органов артикуляции.
  • Наберите в рот воды и удерживайте ее 13-15 секунд. При этом не разжимайте губы.
  • Зубы и губы должны быть сомкнуты, а губы сверните в трубочку. В таком положение следует пробыть около 5 секунд.
  • Улыбнитесь и обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течении 3-5 секунд.
  • Надуйте щеки, рот закрыт. К ним прижмите кулаки. Далее медленно выдавливайте воздух через сжатые губы.
  • Вытяните нижнюю губу вперед, захватите ею верхнюю. То же самое проделайте с верхней губой.

2. Гнусавость

Причиной ее появления является неучастие носовой полости в процессе артикуляции звуков. Исправление дефекта связано с лечением заболеваний, вызывающих затруднение носового дыхания при полипах, аденоидах, при искривлении носовой перегородки и т.д. Такие носовые звуки как «м», «н» искажаются, а звучание голос получается глухим. Обычно во всех случаях можно избавиться от гнусавости, если обратиться к врачу. Устранив основные причины этого речевого недостатка, можно при помощи логопедических упражнений исправить свою речь.

3. Речевой имидж

Он основан на правильной и выразительной речи, на мимике во время общения и формирует первое впечатление о человеке. Иногда речевой имидж называют вербальным

Обратите свое внимание на манеру разговора, управляйте своими эмоциями. Это особенно касается публичных выступлений

В создание имиджа речи вам могут помочь групповые тренинги, которые проводятся во всех логопедических центрах. Ведь, как известно – красивая и правильная речь располагает внимание аудитории. Исправление речевых дефектов не только возможно, но и необходимо для продвижения по работе. Человек, владеющий прекрасно своей речью, добьется больших высот и успеха в своей жизни. Но для этого необходимо постоянно работать и закреплять необходимые навыки.

4. Правильное дыхание

Под ним понимается не только вдох, который производится через нос, а выдох – через рот. При правильном дыхании вы также проводите профилактику простудных заболеваний. Кроме того, когда вы вдыхаете носом, то воздух увлажняется, согревается и далее очищается, попадая в легкие. Нарушение произношения звуков, изменение интонации голоса или гнусавость из-за заложенности носа могут быть следствиями наличия каких-либо простудных заболеваний.

5. Дикция

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и внятное произношение согласных и гласных звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука языка. Открывайте рот широко – так ваше звукопроизношение будет четче. Специальные упражнения помогут вам развить подвижность мышц нижней челюсти.

Если губы у вас недостаточно подвижны, то также негативно скажется на внятности произношения звуков в речи. Кроме того, на отчетливость речи влияет работа языка. Особые трудности у людей возникают при произношении слов со стечение согласных звуков. Их следует произносить на одном выдохе, при этом быстро меняя положение языка.

Вернуться к содержанию

Опасно для малыша

На самом же деле эта манера чрезвычайно вредна для малы­шей. Сюсюкающий взрослый, сам того не подозревая, «кор­мит» ребенка психологическим допингом, а это опасно: подсев на него, малыш не захочет выпол­нять установленные правила, трудиться, заботиться о других людях. Ведь он получает доста­точное удовлетворение, испол­няя легкую и приятную роль за­бавной домашней игрушки.

Конечно, ни одна мама спе­циально не стремится нанести своему малышу вред. Но тем не менее наносит. «Сон разу­ма рождает чудовищ», – ска­зал Франсиско Гойя.

Сюсюканье – характерный пример неразумного поведения взрослых людей. Любить ребен­ка для себя и любить его ради не­го самого – это «две довольно большие разницы». Любить ре­бенка для него самого – труд­нее, и этому зачастую нужно спе­циально учиться.

На самом деле свое родное дитя любит каждая мама. А вот научиться его уважать способны далеко не все. Вот почему уви­деть в малыше не просто хоро­шенькую куколку, а настояще­го, полноценного человека – это целое достижение.

Следует помнить: любовь приносит пользу, дает силы, а не расслабляет и разнежива­ет тогда, когда она сочетается с уважением и если она разумна.

Положительные аспекты сюсюканья

Не исключая всё выше сказанное, нужно отметить, что сюсюканье не является сугубо вредным.

Сложно не согласиться с тем, что все мы так или иначе сюсюкаем с маленькими детишками. У каждой мамы в лексиконе есть милые словечки, которые она использует в общении со своим малышом. Сюсюканье действительно свойственно людям на уровне инстинкта, и значит, для чего-то оно всё-таки нужно.

Во-первых, сама «сюсюкательная» интонация в раннем возрасте малыша даже полезна. В первые недели жизни ребёнок слышит речь взрослых как нечто монотонное, когда же родители сюсюкают, смягчая произношение и меняя тембр голоса, малыш лучше воспринимает звуки. С помощью ласковой интонации можно заинтересовать ребёнка, расположить его к себе, успокоить. Сюсюкая, взрослый утрирует свою речь, и это помогает младенцу овладевать её просодической стороной, он лучше усваивает ритм, интонации, частоты, характерные для его родного языка.

По поводу упрощённых слов нужно сказать, что на определённом этапе они не то, что не вредны, а даже важны и полезны для малыша. Пока он совсем маленький, ему сложно воспринимать длинные слова. Поэтому нет ничего страшного, если годовалый малыш называет уточку «кря-кря», а куклу — «ляля». Просто нужно следить, чтобы по мере взросления ребёнка эти полуслова постепенно исчезали из его лексикона.

Подводя итог, скажем, что в вопросе сюсюканья важно знать меру, чувствовать золотую середину. Избыточное сюсюканье, безусловно, вредит малышам

Но совсем исключать его не стоит. Коверкать слова, а тем более звуки ни в коем случае нельзя, это может привести к неправильному формированию речи. А вот особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных форм просто необходимо. Наличие слов-сокращений помогает ребёнку быстрее научиться говорить, ласковая интонация способствует правильному эмоциональному развитию. Главное, родителям нужно помнить, что их малыш взрослеет, развивается, расширят свой кругозор. Важно вовремя прекратить сюсюкаться с ребёнком, и когда ему исполнится год, с ним уже нужно разговаривать иначе, чем в первые месяцы жизни.

Освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6-7 лет школьники плохо говорят.

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.
Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5-5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают : у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» – «помидор», «тибот» – «бутер-брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» – изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6-7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

Как бороться с переживаниями?

Нарушение речи – неопасное заболевание для жизни, однако оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного эмоционального переживания у него может развиться депрессия и другие заболевания. Поэтому людям с дефектом речи необходимо делать все возможное, чтобы восстановить свою речь, но не впадать в состояние депрессии. Вам в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом-отоларингологом и уже вместе с ним составить план последующей реабилитации. После чего, желательно с логопедом пройти курс терапии по речевой коррекции. Порекомендовать логопеда или другого специалиста вам поможет врач.

Однако если недостатки в речи возникли вследствие психологических проблем, то в таком случае следует обратиться за помощью не только к логопеду, но и к психологу или психотерапевту. Существует множество специальных центров, предлагающих консультации психолога, врача-логопеда и дефектолога, а также группы взаимопомощи. Консультация включает полное обследование специалистами, подбор коррекционной программы для конкретного человека. Такие занятия по коррекции логопеды проводят как в специальных центрах, так и выезжая на дом. Для детей квалифицированные занятия по исправлению дефектов речи проводятся в специализированных детских садах для развития речи и психического развития. Там ребенка готовят к школе, развивают познавательные способности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий