Сюжет — краткое содержание:
- Лёша после смерти отца был вынужден с матерью переехать в дом её родителей.
- В этом доме жила большая семья, но все враждовали друг с другом, братья матери постоянно спорили, требуя наследство
- Дед Алексея был строг, всех воспитывал розгами, досталось и Лёше, для него это было особо трудно, ведь он рос в добром отношении к себе.
- Лёша подружился с подмастерьем деда, Иваном-Цыганком, но он трагически погиб по вине братьев матери.
- Вскоре мать снова вышла замуж, вместе с отчимом они переехали в другой город.
- Новый муж изменял матери, бил, вскоре она умерла, Алексей был вынужден вернуться к деду, но тот не оставил его у себя, отправил в люди, выживать и зарабатывать самостоятельно.
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть |
«Белый пудель», А. И. Куприн | Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса |
«Уроки французского», В.Распутин | Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | На семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем |
«Дети подземелья», В. Короленко | Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Как написать краткое содержание для читательского дневника?
Вариантов ведения и структурирования данных о книге может быть много самых разных. Однако основу любого дневника читателя составляет максимально сжатое содержание произведения и краткое мнение о прочитанной литературе.
Композиция краткого содержания может быть самой разной. Главное — отразить правильное понимание логики происходящих событий. Изложение конспекта книги при его прочитывании должно не восстанавливать в памяти хронологию происходящих в сюжете событий. Если текст краткого содержания не выполняет этой функции, а наоборот запутывает читателя, то стоит сделать выводы и пересмотреть технику его написания.
Главная мысль
Чтобы понять главную мысль сказки и то, чему она может научить, следует представить в голове общую картинку всего сюжета:
лес с высокими деревьями;
животных, ведущих диалог;
лай собак вдалеке.
Нужно понять, какой из персонажей отрицательный, а какой положительный. В этой сказке хорошим, естественно, считается Тетерев. Он не врёт и не хитрит. Он всего лишь не хочет, чтобы его съели. Но даже в этой опасной ситуации птица показывает себя с лучшей стороны. Наглядный пример превосходства ума над хитростью.
Но и Лиса, несмотря на отрицательный образ, не вызывает у читателя неприязнь. Она хочет есть, но не может достать свою добычу, поэтому прибегает к доступным ей методам — вранью и хитрости. Её понять нетрудно. Она же не может просто попросить Тетерева спустится с дерева, чтобы стать обедом. Хитрую плутовку даже немного жаль.
А ещё, как и все сказки, она учит добру и правде. Необязательно врать и изворачиваться, чтобы добиться своей цели. Иногда такая ложь может обернуться против самого́ хитреца.
Что же касается морали, лучше всего процитировать старую русскую пословицу: «Доверяй, но проверяй».
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
- Имя и фамилию автора книги.
- Название.
- Тип (художественная или научно-популярная литература).
- Объем произведения.
- Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
- Интересные цитаты и новая лексика.
Для художественных произведений дополнительно указываются:
- Жанр (повесть, рассказ и др.).
- Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
- Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
- Краткий пересказ сюжета и его анализ.
- Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.
Для научно-популярных:
- Область знаний (математика, физика).
- Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
- Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
Цитаты.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Раздел | Описание |
Титульный лист | Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки |
В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок | |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Предыстория
Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» – все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.
Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.
Кто был главным героем? Почему он конфликтовал с миром? А чем всё закончилось?! Что делать: читать заново?
Илья Муромец побеждает
Былины, для 4 класса рекомендованные к прочтению, помогут детям обрести кумира, захотеть и самим стать такими же сильными и смелыми, как главный положительный герой произведения. Ведь Илья не испугался, он не поехал к Киеву в обход по длинной дороге, а выбрал короткую и опасную.
Около убежища разбойника путники услышали страшный шум и свист. Конь начал спотыкаться, но Муромец прикрикнул на своего четвероногого друга, достал стрелу, лук, выстрелил в Соловья и попал тому прямо в глаз, взвалил разбойника на седло и поскакал с ним в Киев.
Это увидели три дочери разбойника, позвали своих мужей и сказали, чтобы они отбили разбойника у «мужика-деревенщины» – Ильи. Но Соловей им сказал, чтобы они позвали Муромца к себе и хорошенько, вкусно накормили его. Илья отказался от угощений и направился в столицу Древней Руси. Именно про Киев рассказывают многие русские былины. 4 класс объединяет школьников 10-11 лет, которым эти сказания помогут не только ознакомиться с русским фольклором, но и узнать исторические факты, касающиеся Руси.
Как оформить читательский дневник
Для начала определитесь с оформлением будущего помощника. Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.
Посмотрите, как можно оформить тетрадь.
https://youtube.com/watch?v=yNkml9zXjZ4
Примерный образец оформления
Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.
Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу, состоящую из 6 колонок:
- В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
- Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
- В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
- Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
- Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
- В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.
Электронный или бумажный
Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник. Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.
Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.
Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.
Еще один пример оформления – в этом видео.
https://youtube.com/watch?v=_CWQ8kAjOEY
Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.
Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его. Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода
Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:
- Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
- Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
- Как бы ты закончил произведение?
А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.
Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем.
Правила чтения
4. Не ищите всегда «основную мысль».
Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга – это мир, в который нас зовёт писатель.
Не забывайте наслаждаться его красками – стилистическими приёмами, языком, харизматичными персонажами, манерой автора.
Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно – чаще всего быстро, – и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами – и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».
5. Рисуйте сюжет.
Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи – это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.
Автор фото: Источник @infopres18
Что должно быть в читательском дневнике ученика и как его заполнять?
- Автор (Фамилия Имя Отчество автора произведения)
- Название произведения.
- Число страниц.
- Жанр произведения (роман, повесть, рассказ…)
- Год написания.
- Главные герои и их краткая характеристика (их имена, возраст, связи с другими героями, внешность, любимые занятия, привычки…)
Краткое содержание произведения (сюжет: о чем рассказывается в книге)
- План для пересказа (по пунктам)
- Главная мысль рассказа.
- Чему учит рассказ.
Краткий отзыв о рассказе (чем понравился или не понравился рассказ, личные впечатления, отношение к персонажам, отрывок поразивший больше всего, в общем — все ваши мысли по поводу прочитанного)
(Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги)
- Рисунок — иллюстрация к рассказу.
- Пословицы к рассказу
- Новые слова и выражения
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
- Краткую биография писателя.
- Выписки понравившихся фраз, выражений.
- Список критической литературы по произведению или автору.
Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу. В этом случае воспоминания будут свежи.
Время от времени нужно пересматривать дневник — тогда знания и впечатления о книге закрепятся в памяти.
Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация (рисунок) — тогда будет задействована и зрительная память.
Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее.
Михаил Зощенко: рассказы: что написать в читательском дневнике: для учеников разных классов: zoshhenko.ru
Основная часть
Основа любого читательского дневника – кратчайшее содержание книги и отзыв о ней. Разберем эти части подробнее, чтобы преуспеть в самостоятельном выполнении данного задания.
Пересказ
Ученик должен по памяти воспроизвести или по ходу прочтения законспектировать сюжет произведения. Это основные события из книги, расположенные в хронологической последовательности. Объем пересказа для каждого класса индивидуальный: от 100-150 до 600-700 слов. Более точно скажет только преподаватель, ведь представления педагогов на этот счет разнятся.
Композиция краткого содержания свободная, ибо закрепленная и утвержденная структура отсутствует, но важно уметь загонять полет фантазии в некий логически обусловленный шаблон. Так, важно разбавлять перечисление событий цитатами, но не увлекаться ими
Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника
Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника.
Отзыв
Это очень важная часть, к которой стоит подойти творчески. Родителю после совместного прочтения литературных текстов необходимо задать первокласснику несколько вопросов, а потом сформировать единый отзыв. Начиная с 2-3 класса, ученик должен с помощью родственников записать собственные суждения по уже изученному плану. Подобные упражнения помогут школьнику в будущем с легкостью писать сочинения и изложения, пересказывать прочитанное, а также излагать свои суждения о любом предмете грамотно и уверенно.
Основные компоненты отзыва:
- Основная мысль;
- Мое мнение\впечатление;
- Любимый герой (эпизод, момент);
- Мораль (чему учит книга).
Перед Вами небольшой список вопросов, по которым можно написать отзыв:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
- Имя и фамилию автора книги.
- Название.
- Тип (художественная или научно-популярная литература).
- Объем произведения.
- Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
- Интересные цитаты и новая лексика.
Для художественных произведений дополнительно указываются:
- Жанр (повесть, рассказ и др.).
- Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
- Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
- Краткий пересказ сюжета и его анализ.
- Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.
Для научно-популярных:
- Область знаний (математика, физика).
- Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
- Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
Цитаты.
Для чего нужен читательский дневник
Чтение — важная дисциплина в обучение первоклассника. Но у малышей ещё недостаточно развита память и они быстро забывают о прочитанном. Благодаря ведению читательского дневника ребёнок всегда сможет вернуться к произведению, и быстро найти любую информацию о книге.
Ведение читательского дневника для 1 класса помогает ребёнку улучшить технику чтения.
Кроме того, ведение читательского дневника положительно влияет на развитие ребёнка. Благодаря этому малыш:
- быстрее полюбит чтение;
- расширит свой кругозор;
- научится рассказывать о прочитанном;
- повысит скорость чтения.
К тому же ведение читательского дневника улучшает творческие способности малыша. Ведь ему необходимо самостоятельно придумать, как красиво оформить эту «шпаргалку».
Содержимое дневника
Для заполнения лучше использовать разворот тетради. Его делят на столбцы и их количество зависит от числа блоков. На информацию о произведении оставляют немного места, большое пространство потребуется для краткого содержания и отзыва.
Названия столбцов выделяют цветными ручками или маркерами. Можно использовать небольшие отрезки бумаги для скрапбукинга. На них также записываются названия столбцов.
Свободное пространство украшают узорами, наклейками, рисунками. Не стоит бояться проявлять фантазию и подходить к оформлению нестандартно. Например, цитаты можно заключить в «облачка», а ключевые эпизоды выделять цветными рамками.
Старшеклассник может попробовать составить инфографику. Через графики можно отразить количество прочитанных книг, скорость чтения, жанры и другую информацию. Это позволяет учиться анализировать данные и сортировать их.
Для создания презентации используют программу PowerPoint. Каждый слайд украшают разными элементами, можно вставлять таблицы, цитаты, картинки. Word позволяет вести обычный текстовой дневник. Достаточно разделить страницу на столбцы и заполнять его также, как и бумажный.
Графический редактор предоставляет больше возможностей для оформления страниц. Можно добавлять фоны, иллюстрации, делать рисунки, использовать шрифты. Но применение таких программ требует серьезных знаний.
Красивый и оригинальный читательский дневник позволяет сохранить эмоции от прочитанного и вести учет изученной литературы. Для его оформления можно использовать разные материалы. Главное, подходить к этому творчески.
https://youtube.com/watch?v=zlgMDzt45SQ
Как оформить читательский дневник
Для начала определитесь с оформлением будущего помощника
. Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.
Посмотрите, как можно оформить тетрадь.
Примерный образец оформления
Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.
Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу
, состоящую из 6 колонок:
- В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
- Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
- В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
- Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
- Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
- В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.
Электронный или бумажный
Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник
. Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.
Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.
Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.
Еще один пример оформления – в этом видео.
Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.
Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его
. Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода
Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:
- Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
- Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
- Как бы ты закончил произведение?
А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.
Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем
.
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Оформление обложки
Обложка читательского дневника для 1 класса должна быть яркой, привлекательной и содержать необходимую информацию. Хорошо оформленная обложка поможет ученикам сориентироваться в своем дневнике и сделать его наглядным и удобным в использовании.
Образец обложки может быть представлен в виде картонной книжки или в виде листа бумаги, разделенной на несколько частей. На обложку следует поместить название «Читательский дневник 1 класса» или просто «Дневник». Кроме того, на обложке можно указать имя и фамилию ученика, класс и школу, в которой он учится.
Оформление обложки может быть разнообразным и зависит от художественных способностей ученика. Он может нарисовать на обложке свое любимое животное, персонажей из книги или просто раскрасить ее яркими цветами.
Для более удобного заполнения дневника, на обложке можно также поместить основные разделы, которые будут заполняться. Это могут быть разделы «Прочитанные книги», «Мои впечатления от прочитанных книг», «Самые любимые книги» и т.д.
Написание имени и фамилии в читательском дневнике поможет ученикам быстро найти свою запись в случае необходимости. Также, на обложке можно указать год или учебный год, чтобы дневник был актуальным и не путался с другими.
Оформление обложки – это важный шаг в создании читательского дневника. Она должна быть красивой, информативной и удобной в использовании. Это поможет ученикам с организацией и систематизацией своих чтений, а также сделает процесс ведения дневника более интересным и захватывающим.
Выбор цветовой гаммы
Образец читательского дневника для 1 класса должен быть оформлен яркими и привлекательными цветами, чтобы привлечь внимание маленьких читателей. Написание и оформление такого дневника должны быть увлекательными и интересными
При выборе цветовой гаммы для оформления читательского дневника рекомендуется использовать яркие цвета, такие как красный, синий, желтый и зеленый. Эти цвета могут быть использованы как фон для страниц дневника, а также для шрифтов и заголовков.
Важно помнить, что цвета должны быть гармоничны и не слишком яркими, чтобы не утомлять глаза маленьких читателей. Рекомендуется использовать сочетания ярких и нейтральных цветов для создания приятного визуального эффекта
Оформление дневника с использованием ярких цветов позволит сделать его привлекательным и интересным для ребенка, а также будет способствовать развитию его творческих навыков и интереса к чтению.
Использование рисунков и надписей
В читательском дневнике для 1 класса очень важно использовать разнообразные рисунки и надписи. Они помогут сделать оформление дневника интересным и запоминающимся
Для начала написания читательского дневника необходимо выбрать образец, который понравился больше всего. Образец поможет в оформлении и структурировании дневника. Далее можно начинать отмечать прочитанные книги.
При использовании рисунков следует обратить внимание на качество изображений. Рисунки должны быть четкие и яркие, чтобы легко их было узнать и запомнить
Разные стили и техники рисования могут быть использованы для создания интересных и оригинальных рисунков.
Надписи в читательском дневнике помогают систематизировать информацию. Они могут содержать названия книг, авторов, оценки и краткие рецензии
Важно делать надписи аккуратными и читаемыми, чтобы они не перекрывали или затрудняли чтение рисунков и текста
Также можно использовать списки для организации информации в читательском дневнике. Например, можно составить список прочитанных книг или списка книг, которые хочется прочитать в будущем. Списки позволяют легче ориентироваться в дневнике и быстро находить нужную информацию.
Использование рисунков и надписей в читательском дневнике для 1 класса помогает развивать творческое мышление и воображение ребенка. Это способствует интересу к чтению и общему развитию.
Изображение героя из прочитанной книги
Для этого можно использовать разные способы оформления: нарисовать героя самостоятельно, вырезать его из журналов или распечатать картинку из интернета. Затем изображение можно приклеить и подписать в рамке, сделанной из цветной бумаги или нарисованной самостоятельно.
Такой элемент оформления читательского дневника поможет ребенку не только запомнить героя, но и создаст атмосферу интереса к чтению. Кроме того, это отличный способ развивать творческие навыки и воображение ребенка.
Мой вариант дневника
Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:
- название,
- автор,
- год издания,
- главные герои,
- действие происходит,
- что случилось,
- про что книга на самом деле,
- цитаты.
Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как