Чему учит и в чем главный смысл сказки «Теремок»?

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Колобок как олицетворение качества человека

В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок

Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок»

Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава

Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним – умением говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

Хлебная символика

Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.


кадр из м/ф «Колобок»

Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.

Краткая биография автора

Пётр Ершов получил образование в Шадринской церковно-приходской школе, а затем поступил в Казанский университет. Однако из-за материальных трудностей его пришлось бросить образование и вернуться в деревню.

С тех пор Ершов работал учителем, чинилкулем, секретарём прихода и других должностях. В это время он начал писать стихи и различные произведения для детей, включая «Теремок». Книга была впервые опубликована в 1851 году и сразу же стала популярной.

Несмотря на свои успехи в литературе, Ершов продолжал работать на различных должностях и поддерживать свою семью. В течение жизни он написал несколько сказок и стихотворений, которые до сих пор любимы детьми и взрослыми.

Пётр Ершов скончался 8 июня 1869 года в Санкт-Петербурге. Его произведения до сих пор читаются и изучаются в школах и детских садах по всей России, и он остается одним из самых известных детских писателей России.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Коллектив – большая сила.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Из общего котла щи вкуснее.

Posted on 09.03.2018

сказка теремок,

читательский дневник

образование

ответить

комментировать

в избранное

Frida–Iks

7 часов назад

В.Бианки “Теремок”.

Рос в лесу большой дуб. Выдолбил в нем дупло дятел. Сам там пожил всё лето, детей вывел и улетел. Прилетел в дупло скворец. Тоже там пожил, детей вывел. Но прилетел Сыч и выгнал скворца из дупла, которое по мере разрушения дуба, расширялось. Стал там Сыч проживать, пока его не выгнала из дупла белка. Белка жила в дупле, пока её не выгнала Куница. Куница проживала спокойно в дупле, пока её оттуда не выжили пчёлы. Но всему приходит конец. Пришёл Медведь, всунул голову в дупло, нажал, и дуб разрушился. И полетели из дуба остатки уюта прежних жильцов — пух, перья, шерсть, мох, воск. Вот так был разрушен своеобразный лесной Теремок!

комментировать

в избранное

отблагодарить

Jenya jenya

11 минут назад

В русской народной сказке «Теремок» в обработке А.Н.Толстого, главные герои – обитатели леса, от маленькой мухи и до большого медведя. Начинается сказка с того, что мужик, везущий куда-то горшки, один из них потерял. Пролетавшая мимо муха увидела горшок и решила в нем поселиться. Вскоре к ней присоединился комар, которого она дружелюбно пригласила жить в горшке-теремке.

Спустя какое-то время к ним попросилась мышка, а вслед за ней – лягушка. Места в теремке всем хватило. Бежавший мимо теремка зайчик тоже захотел жить в теремке и его любезно пригласили к себе жильцы горшка-теремка.

И даже лиса не удержалась и попросилась на житье к дружной компании, обитавшей в теремке. Никто возражать не стал. А где лиса, там и волк. И его в теремок пустили. Теперь в теремке уже семеро жильцов стало.

Но вот пришел медведь и стал спрашивать, кто в теремке живет. А когда все жильцы назвались и спросили, кто он такой, медведь сел на домик-горшок и раздавил его.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Теремок» состоит в том, что совершенно разные по духу и характеру личности могут мирно сосуществовать вместе, если все они настроены дружелюбно друг к другу. Но бывает достаточно кого-то одного, кто настроен враждебно к дружному коллективу, чтобы разрушить мирную обстановку

Важно дружелюбно относиться ко всем гостям, но при этом внимательно оценивать, не настроен ли пришедший враждебно, чтобы суметь своевременно дать отпор разрушителю. Сказка «Теремок» учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии

В сказке мне понравилась муха-горюха, которая первой поняла, что потерянный мужиком горшок может стать отличным жилищем. Муха также первой проявила дружелюбие к тем, кто просился жить в теремке.

Какие пословицы подходят к сказке «Теремок»?

В тесноте, да не в обиде.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Медведи – плохие соседи.

Кто-то выстроил на опушке теремок и бросил его. Мышка-хозяюшка бежала мимо, присмотрела домик и поселилась в нем. А за мышкой и другие лесные обитатели пожаловали. Как же уживаются волки и зайка, лиса и мышь?

Русская сказка «Теремок» – про дружных зверей. Все они жили в лесу кто под кустиком, кто под кочкой, пока не поселились в теремке. У каждого зверя свое дело было, поэтому ссориться им некогда, да и незачем. Детишкам по душе такие сюжеты, в которых враги дружат и даже ценят друг друга. Сказка характерна многими повторами – один из главных признаков народной сказки.

Все герои сказки «Теремок» хороши по своему. Лиса красавица, мышка и лягушка домовничать любят, волк – защитник, заяц – веселун, а Михаил Потапыч, хоть и сильный, но совестливый – сломал домик и тут же повинился в этом. Звери так сдружились, что не разбежались по лесу, когда Потапыч на крышу сел. Выстроили они новый терем, большой и просторный.

Сказка для детей «Теремок» воспитывает сопереживание, показывает радость дружбы. У каждого зверя свое место нашлось. Каждый из них был важен и нужен в маленькой компании лесных обитателей. Отношения в коллективе очень похожи на жизнь в домике друзей. Взаимовыручка, ответственность, доброжелательность повышают градус теплоты.

Сказка Теремок

Детская сказка Теремок — это одна из первых сказок, с которой необходимо познакомить малыша. Главными героями русской народной сказки Теремок являются обитатели леса: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь. Малыш легко запомнит простой сюжет русской народной сказки.

Текст сказки Теремок

Давайте откроем книгу Теремок издательства Росмэн.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок.

Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Обратите внимание

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Чему учит сказка Теремок

Теремок — это сказка, которую обязательно надо читать с малышом.
Она познакомит ребенка с лесными жителями — героями русских народных сказок. Теремок — удивительная сказка. В ней собраны разноплановые персонажи, которые обычно воюют между собой.

Безобидная маленькая мышка и заяц, за которыми по жизни гоняются хитрая лиса и серый волк — живут под одной крышей.
Сказка учит взаимовыручке. Все лесные жители теремка — добрые и отзывчивые. Вот поистине: «В тесноте, да не в обиде».

Важно

Маленький домик-теремок оказался очень вместительным, что говорит о бескрайней доброте русской души и гостеприимстве. Даже огромному медведю разрешили жить в Теремке, что привело к трагическому финалу — домик сломался.

Вместе, сообща любое дело быстро спорится. Совместными усилиями зверушки построили новый, большой дом, в котором каждому нашлось место.

Играем в сказку Теремок

Чтобы малыш быстрее запомнил сказку, поиграйте с ним в Теремок. Для этого подойдет деревянный набор «ПЕРСОНАЖИ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК» фабрики Краснокамская игрушка.

Фигурки персонажей и сам домик сделаны из натурального дерева, раскрашены безопасными акриловыми красками.

Набор подойдет как малышам, так и деткам постарше. Маленькие могут быть зрителями кукольного театра, разыгрываемого родителями или старшими детьми. Можно побуждать малыша находить и показывать фигурки персонажей сказки.

Игра тренирует память и внимательность, развивает воображение и творческое мышление

В процессе игры важно научить ребенка говорить целыми предложениями. В дальнейшем он сам сможет сочинять связные рассказы.
Фигурки комплектуются деревянными подставками

Малыш без усилий сможет самостоятельно ставить и снимать нужного персонажа.Где купить деревянный набор по сказке Теремок?

Малыш без усилий сможет самостоятельно ставить и снимать нужного персонажа.Где купить деревянный набор по сказке Теремок?

Конструктор Томик Сказки «Теремок»

Деревянный конструктор состоит из 17-ти деталек. В комплекте картинки с текстом сказки. Строим теремок и играем в сказку! Конструктор «Теремок» бренда Томик — увлекательная игра для малышей от 2-х лет. Яркие детальки имеют безопасное покрытие, которое не стирается и не вредит здоровью малыша.

Где купить Конструктор Томик по сказке «Теремок»?

Скрытый смысл детской сказки «Теремок»

Смысл сказки «Теремок» заключается в том, что лучше быть всем вместе, а не одному. Если ты один, то трудно будет. Сказка учит также радушию, дружелюбию.

Сказка «Теремок» в которой медведь-пригнётыш, т.е

разрушил домик — учит очень важному — всему и во всём должна быть мера

Существует несколько версий сказки Теремок, где изменяется число персонажей и конец сказки: например — медведь раздавил домик и звери разбежались, или, строят все зверушки вместе новый домик, лучше прежнего. Другие варианты сказки Теремок» — это 18 русских вариантов сказки, латышский, украинский и белорусский варианты, а также обработки сказки для детских изданий и авторские произведения для детей, созданные на сюжет «Теремка»:

  • «Череп-терем » («Была муха-горюха…»). Записано от М.Д. Кривополеновой.
  • «Терем мухи» сборник Афанасьева, № 82. Записано в Арханг. губ. А. Харитоновым.
  • «Терем мухи» («Ехал мужик с горшками…»). Сборник Афанасьева, № 83. Место записи неизвестно.
  • «Терем мухи» («Лежит в поле лошадиная голова…»). Сборник Афанасьева, № 84. Записано в Московском уезде.
  • «Теремок» («Шел мужик по дороге…»). Записано М. Серовой в Карелии. Обработка И. Карнауховой.
  • «Звери в решете» («Ехал мужик с решетом…»). Записал А. Смирнов от крестьянки Аксиньи Юдиной.
  • «Шел бурлака, рукавицу потерял…» Записано в 50-е гг. XIX в. в Вятской губ.
  • «Домок» («Ехал мужик да корчажку уронил…»). Записано от крестьянина Ив. Петрова, 1874 г., Нижегородская губ.
  • «Муха» («Жил был старик со старухой…»).
  • «Терем-теремок» («Вез старик воз с горшками…»). Записано от М.С. Медведевой в с. Шуньга Н.Ф. Онегиной, А.Т. Токконен.
  • «Решето» («Бежало решето по дороге…»). Записано от Н.Е. Отчуковым, Олонецкая губ.
  • «Вошиная хата» («В одном городе там вошь жила…»). Записано от А.А. Шахматова, Олонецкая губ.
  • «Краюшка хлеба» («Жили старик со старухой…»). Записано в с. Варгуза от Е.Д. Коневой.
  • «Терем-теремок» («Ехал мужик с решетьем…»). Записано в с. Варгуза от Е.Д. Коневой.
  • «Мышка-норушка» («Вот едет мышка-норушка…»). Записано от М.Ф. Заборщиковой..
  • «Теремок» («Поехал мужик на пашню, потерял дорогой рукавичку…»). Сборник М.В. Красноженовой.
  • «Теремок-теремок» («Бежит мышка..»). Записно в Литве от О.Д. Баланки.
  • «Кто в тереме живёт?» («Ехал решетник на базар..»). Записно в Литве от А.Л. Парфеновой.
  • «Рукавичка» украинская народная сказка в переводе Г. Петникова;
  • «Муха-певуха» белорусская народная сказка в переводе Г. Петникова;
  • «Рукавичка» латышская сказка в переводе М. Крупниковой;
  • «Старик с квашней и звери» латышская сказка в переводе М. Крупниковой;
  • Обработки для детских изданий выполнены К.Д. Ушинским, А.Н. Толстым, О.И. Капицей, А. Нечаевым, М. Булатовым, В.И. Далем, Е.И. Чарушиным

Значение сказки для развития детей

Сказки уже много столетий привлекают внимание детей и взрослых своей волшебной атмосферой и увлекательными историями. Однако, помимо развлечения, сказки имеют огромное значение для развития детей

Они не только помогают расширить словарный запас и развить воображение, но и передают важные жизненные уроки и ценности.

Во-первых, сказки развивают речь и творческое мышление у детей. При прослушивании сказки, дети активно слушают и воспринимают информацию, учатся понимать не только основное содержание, но и нюансы рассказа. Они обогащают свой словарный запас новыми словами и выражениями, а также улучшают навыки артикуляции и интонации. Кроме того, сказки развивают у детей творческое мышление, ведь они заставляют детей представлять собой героя, создавать свою версию истории и даже придумывать свои собственные концовки.

Во-вторых, сказки помогают детям развивать эмоциональный интеллект. Взаимодействие с героями истории, переживания их радости и горя, помогает детям лучше понимать и управлять своими эмоциями. Они учатся сопереживать, проявлять сострадание и понимать чувства других людей. Таким образом, сказки помогают детской эмоциональной сфере развиваться и становиться более гармоничной.

В-третьих, сказки передают важные жизненные уроки и ценности. Они помогают детям различать добро и зло, понимать, что за злодейством всегда следует наказание, а за добротой – награда. Сказки учат детей быть справедливыми, отважными, честными, добрыми и заботливыми. Они помогают формировать нравственные принципы и ценности, которые понадобятся детям на протяжении всей их жизни.

Приведу несколько примеров известных сказок:

  • В сказке «Колобок» ребенок узнает о значимости доверия и о том, что не всегда стоит поддаваться соблазну и легким путям.
  • В сказке «Три медведя» дети учатся быть вежливыми гостями и уважать чужое имущество.
  • В сказке «Золушка» дети узнают, что никогда не стоит терять надежду и верить в себя.

Несомненно, сказки играют важную роль в развитии детей. Они открывают перед ними увлекательный мир фантазии, помогают развивать речь и мышление, а также передают важные жизненные уроки и ценности. Поэтому, не упускайте возможность читать сказки вместе со своими детьми и обсуждать с ними их смысл. Позвольте им вместе с героями истории путешествовать, узнавать и учиться, ведь сказки – это настоящий учебник жизни.

Персонажи сказки «Теремок» и их символизм

Жанр «Теремка» — сказка о животных. Зверята, используемые в сюжете, знакомы самым маленьким читателям. Их поведение иногда напоминает взаимоотношения между детьми. Герои отличаются доброжелательностью и взаимовыручкой.

Лягушку мы знаем, как обитательницу двух стихий — Земли и Воды. В некоторых преданиях говорится, что это древние затопленные люди превратились в лягушек. Слабым, но хитрым мы видим Зайчика. Этот герой — олицетворение трусости. Часто Петух выступает легкомысленным, но в этой сказке он мудрый помощник своих друзей. Символом трудолюбия, доброты, благосостояния дома считается Мышь. Хитрость олицетворяет Лиса, зло — Волк. Несмотря на святость, Медведь стал символом разрушения.

Для анализа этой сказки можно привести ребятишкам следующие пословицы:

  • Коллектив является большой силой.
  • Крепче каменных стен — согласие.
  • Кушать щи из общего котелка вкуснее.

Эта сказка очень поучительная. На Руси говорили: «В тесноте, да не в обиде». История показывает детям, насколько важна забота о друзьях, помощь людям, проявление добра к окружающим

Сказка доказывает важность дружбы, согласия, добрых дел и взаимовыручки

Виталий Бианки: Теремок

Здесь есть возможность читать онлайн «Виталий Бианки: Теремок» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Прочая детская литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Читательский дневник по русской народной сказке «Теремок»

Жанр произведения: сказка о животных. Главные герои: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок, Медведь.

Характеристика главных героев:

Мышка, Зайчик, Лягушка, Лисичка, Волчок — дружные звери.

Вместе поселились в одном домике и его отстраивали.

Трудолюбивые и гостеприимные.

Медведь — огромный и нелепый.

Не понимал, что своим весом и ростом раздавит маленькую избушку.

Помог зверям построить новый домик.

Краткое содержание сказки «Теремок»

Нашла мышка теремок и стала в нём жить.

К ней присоединились лягушка, зайчик, лиса, волк.

А потом пришёл медведь и сел на крышу теремка.

Но звери построили новый теремок, лучше прежнего.

Основная мысль сказки «Теремок»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь свой дом и заботиться об уюте в нём.

Основная идея произведения в том, что лучше жить в тесноте, да всем вместе.

Чему учит сказка

Сказка учит нас доброте, открытости и отзывчивости.

Учит нас ценить своё жильё и стараться делать его лучше, комфортнее.

Учит нас, что не стоит отчаиваться и грустить, а пытаться сделать что-то новое.

Краткий отзыв о сказке «Теремок» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что в компании всё делать интересней и веселей, чем в одиночку.

Вот и зверям было весело вместе, а когда дом сломался, они легко отстроили новый.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней рассказывается, как стали жить все вместе различные звери.

Мне понравилась мышка, потому что она первая нашла теремок и никому не отказывала, кто просился к ней жить.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, хорошие ли мы хозяева.

Радуемся ли мы гостям, как это положено?

Пословицы к сказке

В тесноте, да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Домик чем беднее, тем люднее.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Где дружба и совет, там и свет.

Главный смысл сказки

Теремок в данном произведении является олицетворением общего дома, в котором смогли найти уют многие лесные звери.

Сначала его обнаружила мышка и поселилась в нем.

Затем в домик попали многие другие лесные обитатели, начиная от лягушки и заканчивая волком. Каждый из последующих зверей был крупнее предыдущего.

В первой части смысл сказки «Теремок» кроется в дружбе и гостеприимстве. Все звери, которые приходили в теремок, находили в нем приют. Никто из животных, уже живших в нем, не возражал против новых жильцов. Все обитатели домика были вежливы и дружелюбны друг к другу. Отдельно стоит отметить мышку, которая не побоялась позвать к себе в дом нового жильца.

В сказке показано доверие друг к другу разных и противоположных, на первый взгляд, персонажей. Это говорит о возможности и в реальной жизни налаживать дружеские отношения даже с теми, кто первоначально кажется чужим и не вызывающим доверия.

Во второй части сказки появляется медведь. Он является олицетворением неуклюжести. Из-за своих размеров зверь не смог попасть внутрь домика и решил забраться на крышу. В итоге дом был разрушен. В этой части мораль в том, что нельзя быть эгоистом

Важно думать в первую очередь об общем благе. Медведь же самонадеянно рассчитывал тоже поселиться в теремке, но из-за своей неуклюжести разрушил его, оставив всех его обитателей без крова

Вторая часть «Теремка» говорит о важности бережливого отношения к своему дому. Ее смысл кроется в необходимости уметь беречь уют и думать об общем, а не о своем личном благе

В конце животные совместными усилиями построили себе новый дом и стали жить вместе. Здесь делается вывод о необходимости уметь действовать сообща и не опускать руки в сложных ситуациях. Только совместными усилиями можно решить проблему и сделать все еще лучше, чем было до этого.

Русская народная сказка «Теремок» — подтексты и смыслы в сказке

 
Сказка «Теремок» является русской народной сказкой, которая имеет множество интерпретаций во многих народах. Впервые, три варианта сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1873 году.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М

Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н

Афанасьевым, различаются в небольших деталях.
Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Но за этим перечислением животным явно есть какой-то смысл

Посмотрите, во-первых, животные перечислены по градации возрастания размеров. Наполнение теремка начинается от мелких животных и насекомых, таких как мышь, муха, комар, а заканчивается, такими крупными как волк, медведь. Медведь эту цепочку обрывает. Во-вторых, животные изображены без каких-либо дополнительных характеристик. В сказке просто указывается на факт появления очередного животного у теремка, после чего оно (животное) личностно идентифицируется с помощью клички-прибаутки (мышка-норышка, лягушка-квакушка…)

Действительно, в этом перечислении животных дается понимание для ребенка того, что нужно видеть в ближнем, в первую очередь, Человека, не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно этот человек: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии

Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим

По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами говорится: не думай сколько места у тебя в жилище: много или мало – не это требуется от тебя

А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический диссонанс. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.


Читать сказку «Теремок»Читать другие русские народные сказки

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Общий вывод по сказке

Ценность «Теремка» для детей обусловлена народным характером данного произведения. В подобных сказках всегда закреплена мудрость и высокий смысл. Они помогают ребенку понять, что в мире хорошо, а что плохо. Русские сказки учат добру и развивают много положительных качеств у детей.

Конкретно «Теремок» позволяет сделать следующие важные выводы:

вместе и дружно жить всегда веселее, чем поодиночке;
вместе всегда проще справиться с неурядицами и проблемами, чем в одиночку;
найти общий язык и подружиться могут совершенно разные, на первый взгляд, персонажи;
важно всегда не отказывать в помощи другим, полезно быть отзывчивым и гостеприимным;
даже если жить в тесноте, то необязательно, что такая жизнь будет сложной и тяжелой, она может быть веселой и интересной.

Данное произведение учит бескорыстной дружбе и взаимопомощи, что видно на примере мышки и других зверей, которые никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом

В «Теремке» подчеркивается важность умения строить хорошие отношения с окружающими, доверять друг другу и не бросать в беде. Произведение учит совместному труду, бережливости и взаимному уважению. Видео: Аудиосказка «Теремок»

Видео: Аудиосказка «Теремок»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий